Возглас священника: «Молитвами св. отец». Молитва часа, надписанная, как и в 9 часе, именем св. Василия Великого , «Боже и Господи сил», просит Бога Отца, Крестом Его Сына разорвавшего рукописание грехов наших (ср. постный тропарь), и победившего начала и власти тьмы (ср. Пс. 90:6 ), принять наши благодарственные и просительные молитвы, избавить от грехов и врагов, «пригвоздить Своему страху плоть нашу» (из Пс. 118:120 ) до воздержания и от мыслей лукавых, уязвить любовью к Себе души, чтобы, озаряемые светом Его (намек на полдень), мы приносили Ему непрестанное (не по часам только) исповедание и благодарение. История часа Псалмы 6-го часа уже в древнейших рукописных Часословах совпадают с нынешними. Точно так же и постные тропари по псалмах. Только в самом древн. Синайск. Часосл. 863 VIII-IX в. тропарь этот хотя близок по тексту к нынешнему, но обширнее; на Славу полагается другой тропарь по дню недели. Часосл. Имп. Публ. б. 57 и Софийск. при СПб. Ак. 1052 XIII в. указывают для субботы тропари: «Апостоли, пророцы, мученицы», и «Помяни, Господи, яко благ». Тропарей по Трисвятом в нек. Часосл. нет (в тех, что и для других часов). Часосл. Моск. Типогр. б. 46 XIV в. и 48 XV в. не имеют второго тропаря; Синайск. 865 XII в. не указывает для среды и пятницы особого Богородична «Препрославлена еси». Заключительной молитвы некоторые не имеют (те, что и для других часов); Афоно-Ватопедск. 350 XV в. имеет краткую, близкую к постному тропарю, как и на других часах; Типогр. 46 и 48 – две молитвы «Господи Боже наш, Иже в пол дне сподобивый прейти» и «Христе Боже наш, Иже нашего ради осужения»; Синайск. 12 XII-XIII и Публ. 57 XIII в. тоже две: вторую из указанных и «Господи вышьи всех и всех ради»; в Соф. 1052 одна первая из Типогр.; Синайск. 870 XIII в. – нынешняя; Хлудовск. 123 XV в. о молитвах междочасия замечает, что если междочасия нет, они читаются на часе (так и для других часов) 2746 . Изменяемые части Литургии (воскресной) Литургия настолько священная, «божественная» служба, что Православная Церковь не решается менять ее и для таких великих праздников, как Пасха. Она достаточно радостна и в своем обыкновенном виде для всех праздников, почему в пост совершенно отменяется. В этих отношениях она отражает на себе неизменность и всеблаженство Божии. Но все это имеет силу только для важнейшей части литургии, для «канона» ее, где она становится таинством Евхаристии. Только здесь Православная Церковь , в противоположность Римско-католической, не решается ни для какого праздника изменить хотя бы одно слово. В окружающих же эту священнейшую часть молитвословиях, в подготовительной и заключительной части литургии, приспособление к памятям дня допускается и, можно сказать, растет по мере отдаления этих частей от «канона». Ввиду этого начало литургии совершенно различно, не считая ектений, одинаковых у нее и с другими службами, для будней, для праздников средних и великих. Изобразительные

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Адриана по вопросу о евхаристии, они домогались у патр. Адриана, чтобы дозволено была напечатать Щит – так показывает предисловие; однако Щит остался в рукописи. в) Два поучения в нашествие варваров и три молебна на тот же случай, М., 1683, 1688 г. г) Распоряжения правительственные: соборное определение о духовном суде (Акт. эксп. IV, 259–263); послания, с просьбою за стрельцов (Акт. эксп. IV, 379–380, 387–389); соборное определение 1675 г. о епархиальном суде (Ист. акт. IV, 542 – 545); грамоты: с запрещением торговли в праздник (Ист. акт. V, 268–270); о суде над духовными (V, 294–295, 322–325); о монашеском благочинии (Ист. акт. V, 319–320); грамота Богоявленскому Полоцкому монастырю (Акт. зап. Росс. V, 159; грамота Киевскому митрополиту Гедеону (Опис. Софийск. соб. 20): грамота Киевской Лавре; о ставропигии (Опис. Киевск. Лавры, 24). Наконец д) известно духовное завещание его (Общ. ист. 225; Синод. библ.), где о себе пишет: «родительми благочестивими родися в мир сей и во благочестии непорушном восточные церкви в православной вере воспитан и доиход судьбами Божиими состарения лет ныне седмидесяти... И егда аз прошедшего 7163 лета пришед в Киевский общого жития Межигорский монастырь и постригохся в монашеский чин, тогда обещахся и в великом моем усердии желах за моя злая дела и многая прегрешения, яже в мирском житии и воинских случаях полковых содеях, и прогневах Творца моего Владыку. дабы из тоя святые обители никаковым образом не исходити и плакатися грех моих тамо, или уединенно в пустыни, или во отшельничестве кончати жизнь мою и тело мое грешное в том обещания моего Преображения Господа нашего Иисуса Христа в Межигорском монастыре погребсти весьма хотех. Но волею Божиею, или попущением за грехи моя, сего не вем, обаче якоже весть судьбами своими, допусти сподобити мя не точию священства, оттуду сим отлучившуся, но и архиерейства и крайнего патриарша престола и всех северных стран председателя; и духоводство и управление в церкви Христовой многого народа уже шестоенадесять лето имам».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Христа, с тем же тебе подобает всякая слава»; затем уже рекомендуется исповедовать больного, причем замечено: «Аще (больной) не может, сам вслух больному глаголет исповедание грехов: Исповедаюся Господу Богу вседержителю... (см. у Могилы, стр. 332). По произнесении разрешительной формулы священник же читал только молитву – «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин», по которой следовало самое причащение. По причащении полагалась только одна благодарственная молитва, это – к Пресв. Богородице. См. Ibid., л. 32–34 об. Буквально тоже находим в данном случае в униатских Требниках, изд. – Уневский монастырь, 1744, л. 31–47; Вильна 1807, л. 42–47; Почаев, 1778, л. 36–45 об.; 1786, л, 52 об.–60; 1792, л. 31 об.–40 об. Ср. у Хойницкого А. цит. ст. (см. цит. 212) в Тр. Киев. Ак. 1867, II, стр. 225–226. 218 В изд. Служебника, М. 1627, л. 32–35; и 1635 г., л. 280–284 этого различия нет (значить, чин перепечатан сюда прямо из Служебника 1602 г.). 220 Потребник, изд. ibid. 1623 г. л. 405–411; 1625, 1633 к 1636 гг., л., 264–267 об. Тоже находим в ркп., списанных с старопечатных изданий Требника; см. Требн. в служ., ркпп. Софийск. библ. л. 221–231; л. 118–123; 1091, л. 263–277; л. 39–49; Кирилло-Беллоз. библ. 520/777, л. 285 об.–290 об.; 525/752, л. 200 об.–203; (Канонник). 119/376, л. 535–547; библ. Спб. Дух. Акад. 430–436; (XVIII в.), Импер. Публ. библ. (Q. I.), л. 61 об.–63 об.; 35 (О. 1), л. 112–123 об.; собр. Уядольского л. 312–313 об. 221 См. Потребники – Москва, изд. 1639 г. (мирской), л. 264–218; 1639 г. (иноческий), л. 169–182; 1642 г. (изд. Бурцева), л. 25/6–26/9; 1647, л. 181 об.–187 об. См. также ркп. Требники, списанные с этих изданий: Соф. библ. л. 237 об.–243 об. л. 125–128 об.; л. 55–58; Кирилло-Белоз. библ. л. 113 об.–119. 225 К циклу этих же изданий одной стороною относится и раскольническое издание исследуемого чина при отдельно (неизвестно где, и скорее всего в конце прошедшего столетия в Почаевской Базилианской типографии) напечатанном последовании о исповедании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

126. Даниил еще при жизни преп. Иосифа избран был в игумена Волоколамского. О избрании его так говорит житие преп. Иосифа: «полюбиша вси в совете своем старца, – любяй нищету и пребывая в трудех и посте и в молитвах и не любя празднословия, нарицаема Даниила, по реклу рязанца, о нем же и уведеша, яко хощет во ин монастырь на игуменство». По этому описанию видно, что Карамзин ошибочно говорил, будто Даниил был лет 30-ти, когда избрали его в митрополита. Но по этому же изображению видна и слабая сторона в душе Даниила – искание власти и первенства, что так много вредило ему в управлении церковью. Даниил был митрополитом 1522–1539 г., и, отказавшись от кафедры, жил в Волоколамском монастыре, где и скончался. Известны сочинения его: а) Сборник нравственных наставлений в 16-ти словах (рукоп. Царского 676; Моск. дух. акад.). Здесь Даниилу принадлежат только начала и окончания слов; все прочее взято из разных Греческих сочинений, иногда и подложных. б) Послания: игумена к князю Юрию Ивановичу (Толстого II, 68); митрополита – к Дионисию Звенигородскому о пользе скорбей (изд. в I т. Ист. акт. 293); послание о любви и смирении, писанное в январе 1539 г. в Москве (Волок. рукоп. 290); послание о нечистых помыслах (Волок. 118); ответ вопросившему о его здравии: «известися тебе от многих лет и времени немощь моя... ныне же наипаче пребываю немощен трегубо: главою, нутрем, ногами, и от сих многосугуба и печаль и угнетение, оскудение смысла и зубом болезнь и изнурение и света очей умаление, силы изнеможение и другов верных оскудение, крепость веры исчезе, свойственницы отчуждишася, домашних различные клеветы а вражды умножишася» (Волок. 290). В поучении Московскому соборному духовенству между прочим упрекает духовенство за участие в светских удовольствиях: «глумятся и играют в гусли, в зомры и смаки, к сему же зернию и махмиты (шахматы) и тавлесмы» (Волок. 283). Из 13-ти нравоучительных посланий, находящихся в Новгор. Софийск. библ. и у Румянцева 89), последнее, к великому князю Ивану Васильевичу, восхваляя князя, сильно укоряет слуг его за разные пороки, и особенно за содомство; в одном из двух посланий к некоему епископу (2 и 3) митрополит говорит: «мы, любимыче, на доброе дело избраны: подавать алчущим и жаждущим хлеб учения божественных слов, но не от своего разума составляти их, а как приняли их от Христа Бога заповеди спасительные, от святых Его апостолов предания, от богоносных отец учителей учения нашего и наставления... На все, что творишь и глаголешь, имей свидетельство от св. писаний». Жаль, что прения Даниила со старцем Вассианом и с Максимом Греком (изд. в Чт. общ. ист. 1847 г., 7 и 9) не подтверждают того, чтобы Даниил всегда верно понимал Св. Писание и дух учителей церкви. Эти прения – печальный памятник и недальнего разумения веры и увлечения страстями, которые решились, во что бы то ни стало, обвинить обличителей своих. Подпись Даниила в Альбоме Погодина, М., 1853 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

53 « – Руси». Льв. 1898. T. I, 439–59 и « Нестор Пользуюсь случаем поблагодарить проф. Грушевского за данную мне возможность познакомиться с последней его работой, напечатанной в юбилейном сборнике « 1898. 56 В упоминаемом уже нами Описании иконописи Киево–Печ. Лавры значатся два Нестора: « прпд. Нестор и « прпд. Нестор лтописец» («Чтен. в Общ. Нестора», кн. XII, 85), но первый из них есть, очевидно, Нестор «Некнижный». (Ср Арх. Сергий. Полн. Месяц. Вост., II, 226; Н. Барсуков. Источу, агиографии, 387; Арх. Димитрий. Месяцесл свят. Вп. II, 193–4; Арх. Модест. Кратк. Сказ. о жизни и подвигах св. отц. дальних пещер К.–Печ. Л. К. 1885, 15–6. 56). 57 Бутков. Оборона летоп. р., 188–194; Шахматов. Житие Антония и Печерск. летоп., 130–1; Е. Н. Щепкин. Zur Nestorfrage, 527–8. 58 Этого не отрицает и проф. Щепкин (там же, 515), пришедший к заключению, что между Сказанием и Житием нет «никакого сходства». Впрочем, на той же (527) и след. стран. своей работы автор допускает «die Anklänge... ir d. Auswahl u. Disposition des Materials»... 66 Ср. славянск. печатн. изд. Печ. Патер. 1661, л. 55 об : « Даде ему (т. е. преп. Феодосию) Богъ увдати ставъ чтного нже елика бгоугоднотъ чину своемъ сказа, вс Прпбный возлюби. И тог ради посла единого въ Константинъ градъ, къ блженному Ефрему евнуху..., ко да той стог монастыра дошедъ, извстне вс ег оувсть: и весъ ставъ тамо по дробну исписавъ принесетъ ему» Преосв. Макарий (Ист. р. ц. 2 II, 61–2) и St. Srkulj (Die Entstehung d. ält. rus. sogen. Nestorchronik. Poega. 1896, p. 31) представляют дело несколько иначе: список Студийского устава был найден у Михаила в то время, когда один из иноков отправился уже в Константинополь. 78 « Аз же гршный недостойный рабъ е и оучнкъ Несторъ. недооумю како похвалити довра его и (Рукп Рум. М. 305, л. 109). 79 Ср. Лаврент. и Ипат. сп.; в Никоновск. лет. (П. С. P. Л. IX, 83–85) с заглавием: «Начало о Печерском монастыре, и повест известна, что ради прозаваем Печерский монастырь», в Летописце Переяславля Суздальск. («Времен.» IX, 44–46) – « начал Печерского монастыр». В Новгородск. III (П. С. Р. Л. III, 212), Софийск. I (ib. V. 138), Воскресенск. (ib. VII, 332) и Тверск. (XV, 150) – краткое известие об основании Печерской обители помещено под 6560 (1052) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Петр Пушечников, строитель Стромынского мон., 239, 375. Пересвет Александр, инок Троиц. Серг. мон., 252, 818. Пещное действие, 740, 741. Пилат понтийский, 765, 774, 786, 797, 807. Его супруга Прокла в Святцах, 321, 341 и др. Пимен, архиеп. новгородский, 468. Пирогов Филофей, инок, биограф, 672. Писцы книг: Агафонко, Агафонище, поп новгородского Софийск. Собора, 736. Антоний, инок Троиц. Серг. мон., 165. Арсений Суханов , 189. Артемий Компанский, иером., 457. Афанасий Иванов Просфирнин, 639. Варлаам, инок Троиц. Серг. мон., 156. Варлаам, некто, 79. Вениаминишко, инок Троиц. Серг. мон., 123. Власий с. Остафьев, 143. Галасеишка Безсеньев, иеромонах, 771. Герман Тулупов, иеромон. Троиц. Серг. мон., 303, 514, 545, 628, 665, 668, 671, 672, 673, 674, 675, 676, 677, 679, 681, 694, 696, 699, 727. (Григорий, дьячок моск. Возн. мон., 676, 713). Григорий с. Якимов, 191. Гридица (Григорий Останыничь), 492. Данило Марков, книгописец Троиц. Серг. мон., 249. Димитрий, некто, 762. Евсевий, некто, 669. Евстафий Шепель, мирянин, 715. Евфимий, некто, 515. Елисей, инок Троиц. Серг. мон., 224, 759. Епифаний, некто, 22, 34. (Ермолай, дьячок моск. Возн. мон., 676, 713). Еремия, дьяк, 66. Ефрем, некто, 145. Игнатий, грек, 308. Игнатий, некто, 728. Игнатий Курачев, инок Троиц. мон., 316. Исаак Собака, инок Троицк. Серг. мон., 100. Исаия каргополец, инок Трц. Серг. мон., 133, 134, 316, 779. Иаков, священник Воздвиженский, 648. Иоанн и Алексей, 35. (Иона Колоб, головщик Троиц. Серг. мон., 98; другой Иона монах, 239). Иона, игумен угрешский, 746. Иван, некто, 120. Иван Елисеев, 446. Иван Басов, (слуга Серг. мон.), 353. Иосиф, некто, 190. Иосиф Ковалевский, 732. Иосифишко Опекалов, инок, 257. Козма, некто, 27; другой, 38. Козма, дьак Пятницкой церкви, 370. Леонид Хоцятовский, иеродиакон, 454, 455. Макарьище, иером. Троицк. Серг. мон., 747. Макарий, чернец, 660. Мисаил, иеродиакон голутвинский, 159, 770. Михаил Медоварцов, новгородец, 466. Микула, некто, 765. Моисей, диакон, 488, 494, 524, 536, 547, 559, 580, 590.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1. Золотой образ, найденный в старом Киеве (в Киевском университете). 2. Крест Св. Евфросинии Полоцкой 1161 г. (в Полоцком Спасском монастыре). 3. Воздвизальный крест Новгородского Архиепископа Антония после 1211 г. (в Новгор. Софийском соборе). 4. Каменный крест кн. Святослава Всеволодовича 1224 г. (в соборе Юрьева Польского). 5. Остромирово Евангелие 1056 г. (в Имп. Публичн. библиотеке). 6. Изборник 1073 г. (в Синодальной библиотеке). 7. Мстиславово Евангелие до 1117 г. в великолепном окладе (в Москов. Архангельском соборе). 8. Рукописи с заставками, с узорчатыми заглавными буквами и пр. (в Синодальной библиотеке). 9. Грамота Великого князя Мстислава и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю 1130 г. (в Юрьевом монастыре). 10, Вкладная грамота Варлаама Хутынскому монастырю после 1192 г. (в Хутынском монастыре). 11. Рисунки с мозаики Киевского Софийского собора. 12. Образцы ценинного пола, найденного в развалинах Десятинной церкви в Киеве. 13. Оклад на напрестольном Евангелии XIV века (в Троице-Сергиевой Лавре). 14. Оклад на Евангелии, данном вкладом в Саввин Звенигородский монастырь (в этом монастыре). 15. Оклад на напрестольном Евангелии 1693 г. (в Московском Успенском соборе). 16. Панагия Св. Петра Митрополита (в Патриаршей ризнице). 17. Саккос его же (в Патриаршей ризнице). 18. Крест золотой с сапфиром (в Московской Оружейной Палате). 19. Панагия с изображением Святителя Николая (в Новгородском Софийском соборе). 20. Образ Св. Митрополита Петра с изображением Вел. Кн. Uoahha III на кости (в Моск. Оруж. Пал.). 21. Омофор Новгородского Архиеп. Моисея 1325 г. (в Новгор. Софийск. соборе). 22. Пелены и покровы (в ризницах Патриаршей и Троице-Сергиевой Лавры). 23. Кресты тельные (в Москве у Подключиникова). 24. Кресты напрестольные и наперсные, панагии, митры, саккосы, омофоры и посохи (из Патриаршей ризницы). 25. Напрестольный крест Царя Uoahha IV Васильевича (в Московском Арханг. соборе). 26. Древние складни, принадлежащее Лже-Димитрию (у графов Мусиных-Пушкиных).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

134 См. Чин новопровождения лета в 1 д. сентября у Снегирева в Памятн. Моск. Древн. 2,53. По Остромирову Евангелию показано в 1 день сентября начало нового лета, положено и особое чтение Евангелия: но не видно признаков той торжественности, какая показана в Московском «чине». Известно, что в Несторовой летописи и у первых ее продолжателей год начинается с марта мес. (См. Чтен. Моск. Общ. Ист. N 2. 1846). Древние ркп. Прологи оправдывали древнее славянское начало нового года с 1 д. марта замечанием: «с начаток месяцем и первый наречется богоугодником Моисеем, от сего убо учини бываем всякыми Богом сделанными от небытия в бытие» – и пр. Сказание Прологов о марте месяце подает и ту мысль, что 1 д. марта до Монголов едва ли не освящался в Русской Церкви особою службою. 135 У Карамз. «да погружают его трижды», – очевидная подделка, и довольно не ловкая: где погружать, когда, как в степи, нет ни озера, ни реки? Подобно сему в правиле о священнике убийце у Карамзина: «не удержанно каноны», a в списках: «се удержанно»; последнее согласно с правилами, первое – ошибка писца. 137 Феогност спрашивал и о посте в среду и пяток, о чем так много было споров в прежнее время в Русской Церкви. Собор отвечал: «не разорится среда и пяток ни господским праздником, кроме великих дней Святыя недели и на сошествие Св. Духа и на Рождество Христово или Богоявление, и егда бывает неделя о мытари и фарисеи». 138 Собственные слова Киприана: «Проскуры же кресты или доры, несть в сем различие кое: аще ли будет кресты на доре, проскура дорная, достоит быти Агнца ради». 140 Выписываем из Беседы Митрополита Филарета, где и слова Служебника Киприанова, указание только на два служебника: «В харатейном Служебнике Патриаршей Б-к и (N 598.), века XIV, после наставления о Агнце все прочее действие над просфорами описано следующими словами: А се вьимая просфору в честь Ст " 55;27; егоже будет праздник: приими Гс55;и Бе55; Ис55;се Хс55;е жертву сию в чс55;ть и в славу ст55;м им55;рк27;. А се за крестьяны: приими Гс55;и Бе55; Исс55;е Хс55;е жертву сию за раба Ба55;27; им55;рк27; в здравие, в спс55;ние. А се за упокой». Харатейный Служебник софийск. Новгород. Библ. (N 59.) века XIV показывает пятипросфорие, так же как Служебник XIII в. той же Библиотеки (N 55.), т. е. в обоих просфоры счетом не означены, а из самого чина видны следующие пять: 1. Агнец, 2. Богородичная, 3. Святых, 4. о здравии, 5. за упокой. Чит. Христ. Чт. 1836. ч. 4. стр. 97. 94. Здесь же и о нескольких других Служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

книг., III, перв. полов., 56, 65. 1553 . Георгиевская или Егорьевская – Сергиева – Троицкая, мужская пустынь, ныне село Георгиевская Слободка, Владимирской губ., Горохов­ского у., в 15 вер. к зап. от Горохов­ца, при оз. Саке, близ лев. берега Клязьмы. Основана в 1365 г. преп. Сер­гием Радонежским на пути из Ниж­него Новгорода; потом разорена Казан. татарами и запустела, но около 1590 г. восстановлена старцем Сергиева мон. Варсонофием Якимовым и приписана к Троице-Сергиевой лавре. В 1703 г. упоминается строит. Варсонофий Урвачов. “Ист. Росс. Иер.”, 688; “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 77, 145; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 725; “Акты истор.”, I, 229 (Ц. ж. гр. 1591 г. о даче луга, Конюший Остров, Сергиевой пустыне в Горохов. уезде); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, 189; Калачов, “Писц. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 883 (вот­чины пустыни, пожалов. старцу Варсонофию Яки­мову); “Сборник Муханова”, 201, 130 (Ж. гр. 1590 г. ц. Феод. Иван. старцу Варсонофию Яки­мову); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., смесь, 124 (о припис. к Тр. Серг. лавре), 138 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1878 г., ист. опис. Тр. Серг. лав., 175, 176, 182 (кратк. ист. свед.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 241 (жалов. грам. 1592 г. Троиц.-Сергиеву м-рю на пустынь в Горохов. уезд. на р. Клязьме). 1554 . Георгиевский, мужской, ны­не приходская церковь в гор. Киеве, близ Софийского собора, у Золотых во­рот. Основан в 1037 г. Вел. кн. Яро­славом во имя себе от Святого креще­ния данное. В 1063 г. в нем был погребен Судислав Владимирович, «его же брат Ярослав держаше в порубе лет 24, якоже выше». В 1240 г. раз­рушен татарами. В исходе XVII ст. на месте монастыря поставлена дерев. церковь , замененная в 1744 г. камен­ною; в ней погребен господарь Мол­давский Ипсилантий, бедственно окон­чивший свое княжение. Мптропол. Евге­ний в своем “Описании Софийск. Собора” (стр. 15) говорит, что Софийская цер­ковь сделалась митрополичею кафедрою и иерархическим собором, но возведению на престол или столованию всех новопосвящаемых российских епископов Ярослав уставил быть в созданной им церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

45. Древнейшие списки Студийско-Алексиевского устава: 1) в ркп. Моск. Типогр. библ. XI–XII b. без начала (недели мясопустной и конца, заключающий только триодный устав, а вместо месяцеслова (может быть впрочем, оторванного) кондакарий, по местам нотный, на весь год; 2) почти цельный (с недели блудного) и полный (со всем месяцесловом и обширною дисциплинарною частью) в ркп. Моск. Синод библ. XII–XIII b. более обширной редакции, чем первый; ближе к уставу Великой церкви, чем первый (памяти Недель Великого поста следовательно не менее древний, хотя имеет более памятей (на 12); затем 3) б. Софийск.-Новгор. библ. (ныне хранящейся в Спб. Дух Акад.) должно быть, XIII b. — только Триодь с вечерни мясопуста и месяцеслов по 17 янв.; 4) Моск. типогр. библ.; 144/1236; 5) Моск. Синод. библ. писан в 1398 г. без дисципл. части; 382 XV b. Все эти списки, начиная с; 330, почти буквально тождественны друг со другом, списаны явно с одного, но позднейшие изредка представляют легкие изменения специально студийской практики (например, не упоминается о постной литургии во все дни поста, с меньшею торжественностью память св. Феодора 11 ноября, о не говорится «отца», а не «отца нашего»). Есть несколько и фрагментов Студ.-Ал. устав (например в сборн. б. Кирил.-Белоз. библ. (в Спб. Дух. Ак.) и др.). 46. Гроттаферратский монастырь и его Типикон долго отстаивали свою независимость от могучего соседа. Первого игумена Нила друзья не могли склонить даже к посещению Рима и его святынь. Игумен Варфоломей, хотя находится в дружественных отношения с папами Иоанном XIX и Венедиктом IX и даже участвует в Латеранском Соборе 1044 г., но написанные при нем Минеи строго блюдут восточные традиции и расходятся с позднейшим Криптоферратским Типиконом. только иг. Власия папа Мартин IV именует своим вассалом; ввиду таких новых отношений к Риму и было предпринято этим игуменом обновление (νακαινσθη) Крипт. Типикона; сразу видно, в чем оно состояло: 1 ноября предлагается праздновать всем свв.; в вел. праздники полагается латинская литания и на литургии «последование соединенное греческое и латинское»; в Великийпост рекомендуется ежедневная преждеосв. литургия в виду обычая Римской Церкви совершать ежедневно полную литургию; на Воздвиж. и в Филиппов пост разрешаются сыр и яйца; на ектениях поминается папа с титулом «честнейшего и святейшего отца нашего δενα», латинская терминология и т. п. Типикон сохранился в современной Власию ркп. с датой 1200 г. в монастырск. библ. II. 7. Описан Toscani Th. Ad Typica graecorum, Rom. 1864; дополнительно к этому описанию у Дмитриевского, Τυπικ 899 и д.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010