Очевидно, РГАДА. Ф. 381. 122. Сводный каталог. 93. РНБ. Софийск. 384. Сводный каталог. 54. Обиход церковный. 1-я пол. XIV в. РГБ. Рум. 284. Рукопись не отождествлена. См. коммент. Говоря о двух договорах, митр. Макарий имеет в виду, очевидно, две редакции договора смоленского князя Мстислава Давыдовича, которые, однако, восходят обе к одному договору 1229 г. (Кучкин В. А. О древнейших смоленских грамотах//История СССР. 1966. 3; Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. М., 1980. С. 25–29). Речь может идти только о разнице в дате избрания и рукоположения (28 марта 1165 г.) (Новгородская первая летопись. С. 31). Этот аргумент неубедителен, так как имя Агмунда применительно к Анастасии Ярославне встречается впервые только в венгерской хронике XV в. Антонио Бонфини и, скорее всего, является плодом недоразумения: за имя княгини было принято название штирийского монастыря Адмонт, где она пребывала в изгнании. Точное время женитьбы Святополка Владимировича на дочери польского кн. Болеслава I неизвестно. Более вероятными, чем 1000 г., выглядят датировки ок. 1008 г. или ок. 1013 г. (Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники. С. 167–170). ГИМ. Син. 330. Сводный каталог. 138. В настоящее время может считаться доказанным, что так наз. Купчая прп. Антония Римлянина, в отличие от духовной грамоты преподобного, является подделкой XVI в. (Янин В. Л. Новгородские акты. С. 354–357). См. коммент. ГИМ. Син. 166. Сводный каталог. 89. ГИМ. Син. 572, 279. Сводный каталог. 99, 131. См. коммент. Патроним Смолятич происходит от личного имени Смолята, а не от топонима Смоленск, от которого ожидались бы производные Смолич или Смолянин. Таким образом, представление о смоленском происхождении Климента Смолятича едва ли основательно, как считает и А. Поппэ (Митрополиты Киевские. С. 197). Другое мнение А. Поппэ, будто Заруб применительно к Клименту подразумевает не название монастыря, а является синонимом к слову «затвор» (Изяслав Мстиславич «...вывед [Климента.— Ред.] из Заруба, бе бо черноризечь скимник». ПСРЛ. Т. 2. Стб. 340), менее убедительно ввиду достоверно известного монастыря — Зарубской пещеры, где подвизался другой ученый черноризец, современник Климента, Георгий (Творогов О. В. Георгий (XII в.)//Словарь книжников. Вып. 1. С. 105).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

3769 Предисл, стр. 282: (здесь) «припоминаются слова, сказанные о милостыни автору, при его рукоположении, «блаженным митрополитом»; митрополичью кафедру в Киеве с 1164 по 1166 г. занимал Иоанн IV». 3777 есть прибав. Л. (В «Житии Филарета Милостивого», изд. А.А. Васильевым » (Изв. Русск. Арх. Инст. в КП. 1900, V) сохранилось предсмертное поучение святого, где читаем (стр. 81 20–22): προσγων τ κυρ θυσαν ξ ρπαγς κα κ χρημτων πεντων μοις στν ς θων υν μπροσθεν πατρς ατο. В слав. переводе по р-си Спб. Дух. Акад. Софийск. 1355 XVI в., л. 245 это место читается так: «приносяй жертву от хищения подобен есть яко закалает сына пред отцом его»). 3789 Такое же запрещение находится: 1) в постановлениях владимирского собора 1274 г. (Р. И. Б., т. VI, стр. 99); 2) в древнем святительском поучении новопоставленному священнику (там же, стр. 105) и 3)в выписке из Молитвенника митрополита Киприана, помещенной в конце русского индекса «отреченных» книг (стр. 794–795). 3790 «Третий алтарь» есть, конечно, та часть алтаря, которая у Греков называется диакоником, а у нас – ризницей (с правой стороны от главного или «великого» олтаря). Та же часть алтарного пространства, где совершается проскомидия, в Новгороде носила, кажется, отличительное название «малого» алтаря. Так по крайней мере называет ее тот же архиепископ Илья в своем постановлении, изданном вместе с белозерским епископом. Р. И. Б., т. VI, стр. 76. 3796 Предисл., стр. 280: «Тур по общепринятому мнению, есть всеславянское божество, празднование которому совпадало то с колядами, то с семиком, и состояло в том, что молодые люди обоего пола наряжали одного пария из своей среды чучелой в виде быка (тура, который первоначально был, по всей вероятности, не ряженый, а натуральный) и водили его по улицам на веревке c песнями, в которых упоминалось имя Тура). 3797 Предисл., стр. 280–281: «По аналогии с предыдущими турами и дальнейшими колядниками и по легкой возможности происхождения «лодыга» из «ладыга», можно было бы думать, что и это – народный обряд или праздник в честь другого языческого божества славян – Ладо. Но такое словопроизводство едва ли признают правильным филологи- слависты. Остается допустить, как более вероятное, что лодыги новгородского святительского поучения ХΙΙ в. были родоначальниками доныне существующей детской игры в бабки или в ладыжки и, по всей вероятности, имели не столь невинный характер как эта последняя. Замечательно, что в одной грамоте царя Алексея Михайловича, писанной в Тобольск в 1649 г., игра в лодыги вместе с игрой в зернь, карты и шахматы и наравне с вожением какой-то «бесовской кобылки», представляющей очевидную аналогию с древним туром, запрещается, как нечто греховное и богомерзкое под страхом тяжких наказаний (Акты Истор. т. IV 35). Не значит ли это, что в XVII в. игра в лодыги сохраняла еще некоторые черты своего языческого прототипа?».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

124 Собр. л. III, 183. 112. 113. В Тихвинском уставе 1590 г. сказано: „на память священномуч. Иерофея уставися поминка от Евфимия архиепископа Вяжицкого, по повелению Ивана архиепископа темниц, по великих князьях и вел. княгинях и их сродник и архиепископех и епископех, иже лежат в вел. Новгороде в соборной церкви и по монастырех и по всех православных христианех“. В Воскресенском монастыре находился уставь 1440 г., где рукой самого святителя написана была заповедь совершать поминовение о почивающих в Софийском соборе. 126 В Синод. б. целы служебник и устав святителя (Саввы указатель, стр. 252. 262); целы минеи служебные: за ноябрь 1438 г., за июнь 1439 г., за февраль 1441 г., за апрель 1442 г. минея праздничная. Замечательно послесловие писца первой минеи. Он говорит: „повелением господина моего архиепископа владыки Евфимия“ писал в обители Богородицы на Перыне игумен Дионисий, далее: „отцы, господа и братия, клир св. Софии! пойте или читайте, но исправляя; а меня грешного не клените; если где описался я, говоря ли с другом или обучая детей или по затмению мыслей: не ропщите на меня бедного“. Цель октоих, писанный в 1437 г. по приказанию св. Евфимия для Соф. собора. Извест. акад. VI, 294–296. 299. VII, 275. 127 Собр. л. IV, 122. Опис. Новгор. архиер. дома, стр. 12–14. 33. 34. 40–45. 59. По Новгор. л. (собр. л. III, 111. 112) палаты построены в 1435 г., башня – в 1436 г., новая колокольня в 1439 г., а часы – в 1449 г. (собр. л. III, 112. 239. IV, 123). 135 Летопись: 1458 г. „преставися владыка Евфимий мес. марта в 10 день. Покой, Господи, со святыми душу его“ (Собр. л. 4. 127). „Положен бысть на владычестве 24 года“ (Собр. л.3:241). 137 Неволина о пятинах. В прол., стр. 16. В святцах устава XVI в. март. 11 „успение св. Евфимия архиеп. Новгор.“ у Толстого 1, 100. Св. Евфимий изображён на столпе в алтаре Софийск. собора. Опис. собр. 94. СПб. 1853. Между святыми по грамотам XVII в. см. января 25, пр. 120. Читать далее Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В древних славянских рукописях встречается много раз трегубая аллилуйя, иногда с присовокуплением, что поющие по дващи аллилуиа на грех себе поют, разлучают Св. Духа от Отца и Сына (Сборн. Софийск. библ. Петерб. акад. 1264, л. 15 об., Макарьевск. Мин. авг., л. 586. См. в сочинении арх. Павла «Замечание на поморские ответы», стр. 177 и 178). По объяснению современных гебраистов, аллилуиа значит хвалите Господа, и употреблялась и может употребляться неодинаковое число раз: и один, и два, и три и гораздо более, смотря по тому, что хотят выразить этим числом. Если хотят словом аллилуйя выразить Троичность, то, понятно, оно должно произноситься три раза (прот. Малов). Сами старообрядцы, защитники Стоглава, не исполняют некоторых его определений и тем показывают, что и они не считают все эти определения обязательными. В 95 главе Стоглав повелевает праздновать наряду с воскресным днём и субботу, на основании правила, приписываемого апостолам Петру и Павлу. Это правило было уже отменено 29 правилом Лаодикийского собора. А после Стоглава в иноческом Потребнике п. Иоасафа, в чине принятия от ересей, проклинаются те, которые «субботствуют оклеветавше св. апостола Петра» (л 251). В Кирилловой книге, в статье о Римских ересях, приводится означенное правило Лаодокийского собора и замечается, что кто «жидовствует, тот проклят от Христа» (л. 242). Наконец в Стоглаве находится одно такое определение, которое прямо может быть направлено против раскольников-старообрядцев. В 9 главе говорится, что в 8 члене символа веры нужно читать одно слово: или Господа или истинного, а читать Господа истинного «не гораздо» 4 . Большой Катехизис Прав. Собес. 1855 г. т. 3 и 4. и 1856 г. т. 3 и 4. Книга Катехизис (большим принято называть его в отличие от другого катехизиса, малого) написан протоиереем г. Корец (ныне местечко Волынск. губ.) Лаврентием Зизанием, который был также учителем Львовского училища. Он отличался ревностью по православию в борьбе с латинством (предисл. к Бес. апостол. Киев, 1623 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

См. Опис. Киево-Софийск. собора. Киев, 1825 г. Прибавление 17. – «Грамата г. Б. Хмельницкого к патр. Никону просительная». 476 Приемник Сильвестра, Дионисий Балобан жил в Корсуне, а Иосиф Недюбович – Тукальский преемник Дионисия в гг. Камене и Чигиреве: оба они даже не бывали в Киеве. См. истор. Р. иерарх. ч. 1, стр. 290; Оп. Киево Соф. соб. стр. 197. 477 Упомянутый в предыдущем примечании митр. Иосиф имел у себя двух советников поочередно, – сперва – в лице Перемышльского еписк. Антония Винницкого, потом в лице Львовского еписк. Иосифа Шумлянского. Кроме того в тоже время от Алексея Михайловича дано было поручение выдать дела Киевской митрополии Мефодию еписк. Мстиславскому. См. Опис. Киево-Соф. собора стр. 191–196. 478 Иосиф Шумлянский, наприм., называвшийся «администратором Киевской митрополии», чтобы достигнуть кафедры митрополичьей при помощи польского короля Яна Сабесского в 1677-м году тайно подал ему на Гродненском Сейме письменное обязательство о принятия унии. См. оп. Киево-Софийского собора стр. 196. 479 Известно, что когда гетман Дорошенко дал присягу в Константннополе на подданство султану, то патр. Паисий издал грамату, которою предавались анафеме все непослушные этому гетману. См. Истор. Мадорос. Маркевича т. II, стр. 180. «Киев» Аскоченского стр. 206. 480 Иосиф Нелюбовичь-Тукальский, достигший звания митрополита при содействии гетмана Дорошенка был последний из Киевских митрополитов, утвержденных Константинопольским патриархом; он утвержден был в звании митрополита в 1670 г., а умер в 1676 г. в июле месяце. См. Опис. Киево-Соф. собор. стр. 195–196. См. рук. ик. дел патриар. л. 3 обор. и 4. Замечательна эта грамата патр. Иоакима по изображению состояния Малороссийской церкви, – соствляющему ея большую часть и по высказываемой патриархом заботливости; об устройстве Киевской митрополии. Мы считаем не лишним привести эту грамату почти сполна. – «Многое время в малороссийстей царскаго величества стране, в таком многолюдстве христианскаго народа киевския епархия и по царствоваемом граде первом славном граде, именованном Киев, несть начальшейшаго пастыря – киевскаго митрополита и великаго благочестия (яко слышу) оный престол и великая епархия (иже имать под собою и епископы) лишися и доселе той престол вдовствеует.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В нынешнем Благовещенске (на устье Зеи) я располагаюсь поселиться и поставить тут и семинарию. С будущей осени будет приступлено к построению дома для меня, и церковь в Благовещенске, я полагаю, будет готова к весне наступающего года. Графа Амурского мы с Казакевичем проводили до мыса Джай, где освятили место для города Софийска. Но, судя по последним сведениям о реке Уссури, едва ли этот Софийск осуществится. Потому что от вершины Уссури до моря только 60 верст, и места для дороги и поселения хороши. После того мы воротились в Николаевск, где я прожил до 10 августа. Во время пребывания моего на Амуре мною совершено освящение 4-х церквей: в Мариинском, в Михайловском селе, в Николаевске госпитальная и главная. 10 августа я отправился на пароходе «Америка» в Аян, куда и прибыли 16-го вечером. 19-го я выехал и 2-го сентября прибыл в Якутск, где и живу доныне, на квартире и где же думаете? Там, где жил Константин Никифорович. Причину этого Вы, я думаю, не знаете: на 24 февраля кельи мои в монастыре сгорели. Что Вам сказать о самом Якутске? В нем замечательны теперь новые здания: собор и начинающаяся каменная колокольня в монастыре. Собор у нас вышел теперь, благодаря старосте Е. А. Балкашину, великолепнейший, обширнейший (холодная церковь аркою соединена с теплою). Затевается детский приют на пожертвованный капитал, всего до двадцати тысяч. Торговля упадает и от Русских переходит к Якутам. С тех пор, как Новогородов и другие перестали ездить в Удское, Якуты некоторые разбогатели. Но улучшилось ли через это состояние Тунгусов? Бог знает, а кажется – нет, а, напротив, с водворением в Удском исправника, Тунгусы бегут оттуда. Но я пустился уже не по своей дороге. От 20-го сентября я представил Св. Синоду о назначении викария в Америку, и потому, быть может, что я нынешнею весною буду в Иркутске, для участия в хиротонии Епископа. Но, во всяком случае, если только буду жив и здоров, в исходе февраля 1860 года думаю оставить Якутск навсегда, и стану перебираться на Амур, в Благовещенск.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Пречистенский-Богородицкий-Казанский-Даниловский (1944), Рождественская-Пошехонская (1963), Рождественский-Ярославский (1971), Рождественский – Угличский (1972), Рождественский-Богородицкий-Ярославский (1973, жен.), Рождественский на Прилуке (1980), Смоленский на Бору (2026), Спасо-Ломовский-Верхоломская-Игнатиева пустынь (2044), Спасская на Мозге (2054), Тархов (2101), Троицкий-Нико­лаевский или у Николы на Песках (2158), Успенская-Вепрева (2165), Успенский-Шеренский (2198), Христорождественский на Иледоме или на Соти (2215), Христорождественский-Носковский (2216), Юрьевский или Георгиевский в Раменце (2235). Б. Краткое описание монастырей, с библиографическим указателем 1364 . Аглимозерская, иначе Глинозерская или Наглимозерская – Артова, мужская пустынь, ныне при­писная церковь к Лекшмозерскому по­госту, Олонецкой губ., Каргопольского уезда, в 71 вер. к зап.-сев.-зап. от Каргополя и в 6 вер. к зап. от по­госта, на острове озера Аглимозерского. Основана около 1649 г. иноком Тимофеем и в 1676 г. имела церковь Не­опалимой Купины с приделом св. Ни­колая. В 1713 г. пустынь получала жа­лованья по 10 р. в год, а в 1721 г. приписана Спасовой-Строкиной пустыни. “Ист. Росс. Иер.”, 68, V, 134; Озерецковский, “От СПб. до ст. Руссы”, 49; “Памят. кн. Олон. губ. на 1867 г.”, Отд. 5, 18; “Олон. губ. в.”, 1849 г., 38 (грам. 1678 г. ц. Феодора Алекс. на милостинные деньги и отпись о сборе в Новгород. Софийск. казну дани с м-рей и церквей 1673 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 1004, 14; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 562 (прош. 1721 г. архим. Спасовой Строкиной пуст. Иосифа о жалованьи); II, ч. 1, 1109 (с 1699 до 1708 г., выдавалось на свечи, ладан и вино 10 руб., а с 1719 г. выдача прекращена); “Москвитянин”, 1853 г., XXII, 7 (грам. царя Алексея Мих. 1649 г. строи­телю Тимофею). 1365 . Александрова – Коровина, мужская пустынь, ныне погост Але­ксандро-Коровина пустынь, Вологодской губ., Грязовецкого уезда, в 71 вер. к сев.-вост. от Грязовца, при р. Шингоре. Основана в XVII ст. и в 1678 г. за нею значилось 9 дворов крестьян, а в 1702 г. под именем «Алексан­дровой новой» пустыни приписана к Арсеньеву Комельскому мон. По духов­ному регламенту 1722 г. упразднена и приписана к Спасо-Прилуцкому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 774; Горчаков, “Монаст. Приказ”, прилож. документ., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 1723 г., прилож., LXXIV, XXV (имела в Вологод. у. крестьян по переписн. книгам 1678 г. 9 двор. и в 1710 г. тоже 9 двор.); VI, 1726 г., 193 (состояла приписною к Спасо-Прилуц. м-рю); VIII, 1728 г., прилож., CXV, XI (в ней показан один монах).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

90 . Гротт. Γ β ΧΧΙ (XII-XШ вв.): а. испорченная в начале. б. – пронумерованы=«4» и т.д. в.=«мол. на заре 9 ». г. следует последование с ексапостиллария до просительной ектении. 91 . Софийск. сл. 518 (ГПБ) (XIII в.) (Веч.К?; Паннухис неполн.): а. «молитвы заутренние»: б. [I], в.=«мол. на Слава в вышних ». г. ектения и 92 . Синай 984 (XV в.)=Дмитриевский, II. 594 (Веч.К.): а. во время шестопсалмия. б. последование, не сопровождаемое какой-либо молитвой. Это обозрение рукописных евхологиев не претендует на то, чтобы быть полностью исчерпывающим. До этого далеко. Кто знает, сколько еще интересных рукописей ждут своего открытия и изучения. Мы полагаем, однако, что рукописи, которыми мы располагали, несмотря на очевидные границы изучаемых времен и мест, позволяют нам сделать довольно общий обзор. Пришел момент сделать некоторые выводы или, скорее, еще раз подтвердить те выводы, которые мы более или менее своевременно уже предварительно выдвигали в ходе этого изложения. Последним нашим свидетельством, не в смысле важности и не хронологически, будет снова Симеон, архиепископ Солунский († 1429). Мы уже обращались к нему по поводу Вечерни (гл. II, с. 30). Литургист, почитатель традиции и в то же время автор многочисленных реформ, несмотря на свое уважение к существовавшим типиконам, не боялся вводить новшества в типикон своего собора Св. Софии в Фессалониках и даже создавать молитвы, чтобы пополнить патриарший Евхологий 238 . Он освятил также введение палестинского Октоиха в соборнос богослужение и прибавил даже к нему свои собственные композиции. Здесь нас интересует прежде всего описание Песненной Утрени, сделанное Симеоном, совершаемой некогда, как и Вечерня, «во всех кафолических церквах империи» 239 ; мы попытаемся увидеть, в какой степени существует соответствие между этой службой XV в. и частью евхологиев, которые мы только что просмотрели, в особенности евхологиев групп АВ), которых мы отнесли к Евхологию Константинопольскому. Вот соборная Утреня из De Sacra Precamione Симеона 240 . Речь идет о воскресном ρθρος, но Симеон уточняет, что Утреня обычных дней не очень отличается от воскресной:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В конце чуда говорится, что оно записано митрополитом Иоасафом, который слышал рассказ о нем от самого великого князя Ивана Васильевича. 131 На смертном одре Василий Иванович говорил Троицкому игумену Иоасафу: «Помолися, отче, о земском строении и сыне моем Иване и о моем согрешении: дал Бог и великий чудотворец Сергий мне вашим молением и прошением у Бога сына Ивана, и яз крестил его у чюдотворца и дал есми его чюдотворцу и на раку чюдотворцову его положил и вам есми, отче, своего сына на руки дал, и вы молите Бога и пречистую Его Матерь и великих чюдотворцев о Иване о сыне и о моей жене» (2-я Софийск. лет. в «Полном собр. русск. лет.», т. VI, с. 271 fin.). 132 См. отрывок из летописи времен Грозного, напечатанный в III т. Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссиею (col. 233 нач.). 133 Царь Иван Васильевич Грозный в своем известном учительно-обличительном послании в Кириллов монастырь, писанном около 1580 года, очень непохвально отзывается о Троицком монастыре в отношении к жизни монахов и в отношении к его, монастыря, хозяйству. «В каково простое житие, – говорит царь, – достиже святая та обитель, всем разум имущим и хотящим видети видимо, а дотоле и у Троицы было крепко житие...; ныне, грех ради наших, (Троицкий монастырь) хуже и Песноши, как дотудова Песношь бывала...; у Троицы в Сергиеве благочестие изсякло, ино и монастырь оскудел, не пострижется никто и не даст никто ничего» (Акт. Истор., т. I, 204, с. 382 и 384 fin.). Что Соловецкие старцы были вызваны в Троицкий монастырь для улучшения его хозяйства, видно из того, что несколькие из них занимали должности келаря и казначея (см. статью о. Арсения «Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой лавры»). На заботы Соловецких старцев об улучшении порядков жизни в монастыре указывают заметки об отмене ими некоторых прежде существовавших в монастыре обычаев. Так, в одной рукописи, содержащей устав Троицкого монастыря, замечено об утешении, какое назначалось служащим, крылошанам и другим накануне царских часов пред Рождеством Христовым: «не бывает, Соловляне отставили» (ркп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

25 См. Киевский Синопсис, гл. 58. Царственные знаки Мономаха известны доныне в Московской Оружейной Палате. 26 «И сотворися велико зло в русстей земли, якого же зла не было от Крещенья над Киевом. Подолье взяша и пожгоша… Митрополью, Св. Софию разграбиша, и десятинную Св. Богородицу разграбиша... и иконы одраша и кресты честныя, и сосуды священныя, и книги, и порты блаженных первых князей, еже бяху повешали в церквах святых на память себе...» Лавр. летоп. под 6711 г. 27 См. путешествие Плано-Карпини, перев. Языкова, изд. 1825 г. СΠб., стр. 155, прим. Там же сказано fuerat urbs valde magna et papulosa, munc quasi ad nihilum redacta. О разорении Батыевом см. Лавр. летопись. Здесь время разорения показано 6748 г. на Николин день пред Р. Христ. 29 По удалении митрополитов из Киева, в нём жили их наместники, которым предоставлялось право судить церковные дела, управлять митрополичьими и церковными вотчинами и проч. Священники и диаконы здешних мест посвящались у ближайших епископов, по грамоте наместника. См. грамоту м. Ионы в Прибавл. к описанию К.-Софийск, Собора 7, стр. 37. 30 До 1471 г, были в Киеве Литовские наместники, а с этого года – воеводы. См. К. Синопсис К. 183? г., в прибавл., стр. 119 и далее. 32 См. в прибавл. Описан. К.-С. Собора 10 статью 9 деяний Виленского Собора. Между прочим, М. Иосиф пишет: не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли? не запустеша ли святыя Божии церкви? не томимы ли есмы на всяк день от безбожных поганых Огарян? 33 См. там же, 11. Не взирая на все такие грамоты православным и вообще диссидентам (не католикам) утеснения и насилия наносились, время от времени всё более (как сказано в акте конфедерации, заключённой 1599 г. в Вильно православными и протестантами. См. там же, 15), а по введении унии достигла высшей степени. 34 Польским воеводой после Литовских был Константин Константинович Острожский – с 1577 г. Литовское поколение королей Польских кончилось в 1572 г., а Польский язык вместо Русского у Литовцев введён ещё в 1569 г. Начинать здесь новый период справедливо и потому, что при Константине же Острожском начинается открытая борьба православия с унией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010