Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ НОВЕЙШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вмч. Геогий Софийский Новейший. Болгарская икона Святой великомученик Георгий Новейший родился в 1505 году. Отец его Иоанн принадлежал к числу знатнейших вельмож городе Средца (ныне София ), мать его звали Мария. Георгий был дарован своим родителям по их усердной молитве, ибо они достигли уже преклонных лет и не имели детей. В крещении младенцу было дано имя в честь святого великомученика Георгия Победоносца . Юноша Георгий получил хорошее образование, внимательно изучил Священное Писание, был благочестив и целомудрен. Однажды, когда Георгию было уже 25 лет, несколько мусульман попытались обратить Георгия в ислам. Они надели на его святого тафью - круглую шапочку, в которой мусульмане входят в свои молитвенные дома. Но Георгий бросил тафью на землю. Турки с побоями и руганью повели мученика к своему правителю. Тот был поражён мужественным обликом и красотой лица святого Георгия и стал ласково убеждать его принять магометанство, обещая всевозможные почести и богатство. Но святой смело и твёрдо исповедал веру в Господа Иисуса Христа и порицал заблуждения магометанства. Правитель в гневе приказал беспощадно бить святого Георгия палками. И мучим был юноша так жестоко, что плоть его прилипала к палкам, и кровь сочилась из язв, но он твёрдо держался в исповедании Христовой веры. Тогда правитель приказал резать его по всему телу ножами и опалять раны горящими свечами. Всё тело святого было обожжено, так что не видно было и лица. Но страстотерпец доблественно переносил все страдания, призывая на помощь Господа Иисуса Христа. Наконец судья повелел повесить Георгия на главной площади города и оставить тело на виселице в течение трёх дней, а рядом поставить раскалённую печь, чтобы оно начало разлагаться и христиане не смогли объявить его нетленными мощами. Святого под барабанный бой повели по городу с криками: " Не ругай Магомета и не унижай веру мусульман! " Не дойдя до места казни, ослабевший от ран Георгий упал на землю, и только уста его продолжали беззвучно призывать Господа. Вскоре он скончался. Это произошло 26 мая 1530 или 1534 года.

http://drevo-info.ru/articles/5898.html

Болгарская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия Календарь болгарских святых HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август 8/21 августа Мученик Триандафил Старозагорский 16/29 августа Преподобный Иоаким Осоговский

http://pravoslavie.ru/40419.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ НОВЕЙШИЙ († между 11.02.1515 и 1538, София), болг. мч. (пам. 26 мая). Первую дату кончины определяет время мучения Георгия Нового Кратовского , вторую - время прибытия в Москву афонских монахов Прохора и Митрофана. На основе их рассказа в 1539 г. в Пскове пресв. Илией была составлена рус. версия Жития Георгия Нового, в к-рой, вероятно, были смешаны сведения о 2 соименных мучениках. Год кончины Г. С. Н., предложенный Парфением, еп. Левкийским, 1534-й, вероятно, близок к истине, но способ его установления на предположении, что слав. писцы путали буквы I и Л, обозначающие 10 и 30, не выдерживает критики (см.: Калиганов. С. 82-83). Житие Г. С. Н. неизвестно, упоминания о нем содержатся в Житии Николая Нового, составленном Матеем Грамматиком . Матей со слов многочисленных очевидцев рассказывает, что уроженца Софии Г. С. Н. из-за зависти к его красоте мусульмане хотели обратить в ислам. После отказа его жестоко избили, заковали и бросили в темницу. На суде Г. С. Н. исповедал Св. Троицу, за что был осужден на повешение. Чтобы впосл. христиане не смогли объявить его останки мощами, судья приказал не снимать тело в течение 3 дней. Но, несмотря на сильную жару и находившуюся рядом раскаленную печь, тело мученика благоухало. Рядом с Г. С. Н. во время мучений и казни и все 3 дня, пока тело висело, находилась его мать, к-рая через 40 дней умерла. Тело мученика было погребено благочестивыми христианами. Матей не сообщает год мучений Г. С. Н., но это было после смерти Георгия Нового, с к-рым автор его сравнивает. Версия Жития Г. С. Н., опубликованная Парфением ( Партений. С. 129-131), представляет переложение рус. жития Георгия Нового в редакции Димитрия , митр. Ростовского, произвольно отнесенное к Г. С. Н., хотя нек-рые сведения (о происхождении, месте погребения и присутствовавшем при этом софийском митр. Иеремии) могут характеризовать этого мученика. В целом вопрос о смешении 2 соименных и практически совр. друг другу софийских мучеников в Житии, написанном псковским пресв. Илией, нуждается в дополнительном исследовании.

http://pravenc.ru/text/164439.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ СТАРШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Георгий Софийский Старший, Адрианопольский (ок. 1407 - 1437 ), мученик Память 26 марта и в Соборе Болгарских святых Родился около 1407 года в Софии . Мученически пострадал 26 марта 1437 года. Будучи тридцати лет от роду, он по делам военной службы находился в Адрианополе (совр. Эдирне, Турция). Услышав хулу на Христа от местного лучника- мусульманина , к которому он пришел починить оружие, Георгий стал защищать свою религию, за что был схвачен разъяренной толпой, жестоко избит и подвергнут издевательствам. Его отвели к судье и за отказ отречься от своих слов бросили в темницу. На следующий день, во вторник Страстной седмицы , Георгий был приведен к правителю города, который, не сумев ни угрозами, ни дорогими дарами уговорить Георгия отречься от веры, предложил толпе выбрать способ его казни, бичевание или сожжение, и отдал мученика на растерзание. Когда святого подвели к костру, один турок ранил его мечом в спину. Мусульмане еще раз предложили ему отречься от православной веры. Твердость Георгия разозлила мучителей, и они в корзине поставили его в костер. Когда тело мученика стало гореть, один из палачей пронзил его мечом, и внутренности святого выпали в огонь. Чтобы христиане не смогли объявить останки мощами, палачи набросали в костер собак. В версии мучений Георгия еп. Левкийского Парфения сообщается, что ночью, когда костер догорел и золу развеяли по ветру, над пепелищем появился столб света от земли до неба и что с тех пор горожане часто видели стоящий над местом смерти мученика свет в виде факела, столба или звезды . В Софии о мученике Георгии стало известно в первой половине XVI в. Для отличения его от Георгия Нового и Георгия Новейшего его стали именовать Георгием Софийским старшим, но его почитание не получило такого широкого распространения, как двух других Георгиев.

http://drevo-info.ru/articles/26895.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @13671@ Подпись к иллюстрации: Вмч. Георгий Софийский Новый (Новейший). Фреска XVII в. в параклисе свт. Николая монастыря Хиландар, Афон Размер файла: 122.49 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 20.03.2016 02:11:56 Эта иллюстрация использована на страницах: ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ НОВЕЙШИЙ

http://drevo-info.ru/pictures/13671.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @13672@ Подпись к иллюстрации: Вмч. Геогий Софийский Новейший. Болгарская икона Размер файла: 109.23 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 20.03.2016 02:52:57 Эта иллюстрация использована на страницах: ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ НОВЕЙШИЙ

http://drevo-info.ru/pictures/13672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946, г. Ленинград), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян. Окончил филологический фак-т ЛГУ в 1970 г. и аспирантуру Ин-та славяноведения и балканистики АН СССР в 1975 г. В 1976 г. защитил канд. дис. ««Повесть о Георгии Новом» в болгарской и русской литературе XVI в.» (научный руководитель А. Н. Робинсон), в 1998 г.- докт. дис. «Георгий Новый у восточных славян». С 1975 г. работает в Ин-те славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник Отдела истории слав. лит-р. Преподавал в Ин-те рус. языка им. А. С. Пушкина, МГУ, Дипломатической академии МИД РФ, Военном ун-те. С 1992 г. профессор, зав. кафедрой слав. языков и культур, директор научного центра «Эстрика - Славянские культуры: Корни и крона» в Гос. академии слав. культуры. Читал лекции в ун-тах ряда городов Болгарии и Италии, стажировался в Австрии, Болгарии, Италии и США. Член болгарско-российской комиссии историков, участник многочисленных международных научных форумов. Автор более 120 научных работ по проблемам средневек. лит-ры и книжности правосл. славян, прежде всего средневек. Болгарии и Др. Руси, русско-болг. лит. и культурных связей, переводчик памятников средневек. болг. лит-ры. Основная тема исследований К., отраженная в докторской диссертации (1998) и одноименной монографии (2000),- развитие почитания болг. св. мч. Георгия Нового (см. ст. Георгий Софийский Новейший ). Автор исследовал все списки житий, служб и канонов, выявил иконографию болг. мученика XVI в., создав образец научного описания традиции почитания правосл. святого в данном регионе. В контексте этих исследований К. сделал выводы о типологии и поэтике житий южнослав. новомучеников XV-XVII вв. и о механизмах церковных, книжных и иных связей между культурами правосл. славян в эпоху османского ига. Ему принадлежит также концепция болгарско-рус. книжных связей средневековья и раннего Нового времени, подчеркивающая влияние переведенных и созданных в Болгарии памятников на рус. правосл. книжность. К.- составитель и переводчик антологии памятников средневек. болг. лит-ры «Родник златоструйный» (в соавторстве с Д. И. Полывянным, 1990). К. стал первым лауреатом возобновленной в 1997 г. премии памяти митр. Московского Макария (Булгакова), премии им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2007); награжден высшим орденом Болгарии для иностранных граждан «Стара планина» I ст. (2000) и Почетным знаком с лентой ордена «Марин Дринов» Болгарской АН (2007). Соч.: Родник златоструйный: Памятники болг. лит-ры IX-XVIII вв./Сост.: И. И. Калиганов, Д. И. Полывянный. М., 1990; Георгий Новый у вост. славян. М., 2000; Веков связующая нить: (Вопросы истории и поэтики слав. литератур и культур): [Сб.]. М., 2006. Лит.: Томова Е. Проф. И. Калиганов на 60 години//Българистика. София, 2006. 12. С. 75-80. Д. И. Полывянный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Калиганов.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ [Греч. Λζαρος; болг. Лазар; Габровский, Дебел-Дялский] (ок. 1774, с. Дебел-Дял, близ г. Габрово, совр. Болгария - 23.04.1802, с. Сома близ г. Пергам (ныне Бергама, Турция)), нмч. (пам. 23 апр.). По происхождению святой был болгарином, в юности переселился в М. Азию, в окрестности Пергама, и пас овец. Однажды собака Л. порвала одежду проходившей мимо турчанки, и та оклеветала его, сказав, что он хотел ее обесчестить. Муж турчанки решил наказать обидчика, но ошибся и нанес травмы др. пастуху; дело попало в суд. Судья убедился в невиновности Л., но родственники турчанки пообещали судье 1 тыс. грошей, если он заставит пастуха принять ислам, а в случае отказа казнит его. Юноша отказался отречься от Христа, и тогда Л. подвергли жестоким пыткам: прижигали различные части тела раскаленными жезлами. За призывы в молитвах вмч. Георгия Победоносца турки выжгли ему язык. Они клали на грудь мученика тяжелый камень, стягивали ему голову веревками (он ослеп на один глаз), одели на голову раскаленный медный обруч. После долгих истязаний судья приговорил Л. к повешению. По преданию, чудеса начали происходить еще до снятия тела Л. с виселицы. Через неск. лет случайно мощи Л. были обретены благоухающими. По совету находившегося в селе афонского мон. Панкратия мощи поставили в местном храме. Служба Л. была написана иером. Никифором Хиосским и включена в сб. «Неон Лимонарион». Самое раннее изображение Л. (1845) находится в притворе параклиса св. Архангелов в Рильском мон-ре: он представлен в одном ряду с болг. мучениками - Георгием Софийским Новейшим и Анастасией Тырновской. В 1848 г. его изобразил Захарий Зограф в притворе кафоликона Троянского мон-ря. Икону Л., хранящуюся в ц. св. Петки в с. Враниловци, выполнил габровский зограф Генчо Филипов в 1841 г. по заказу Енчо, жителя с. Дебел-Дял ( Василиев. 1987. С. 197). Образ Л. вместе с др. Габровскими новомучениками - Дамаскином Габровским и Онуфрием Габровским - находится в параклисе во имя св. Петки, расположенном близ собора Успения Пресв. Богородицы в Габрове. В родном селе Л. в его честь освящен храм. Ист.: ΝΛ. 18732. Σ. 146-160; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 129. Лит.: Попов Х. Жития на светиите почитани от Православната църква. София, 1930; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 308-310; Партений (Стаматов), еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1979. Т. 2; Василиев А. Български светци в изобразително изкуство. София, 1987; Жития на светиите/Ред.: еп. Левкийски Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 269; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 266; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 220-221; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 2. С. 85-95. О. В. Л., Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462523.html

Занимался церковной наукой, особое внимание уделял агиографии и гимнографии болг. святых. Большое распространение получило издание П., подготовленное им вместе с архим. Афанасием (Бончевым, 1915-1978), «Житий болгарских святых» (Жития на бълг. светии. София, 1974-1979. 2 т.). При его составлении П. уделял больше внимания назидательному значению текста, чем анализу источников. Мн. тексты он взял из Миней-Четьих свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) и из сб. «Святые южных славян: Описание жизни их» архиеп. Черниговского Филарета (Гумилевского. (Чернигов, 1865)), но привел их без указания источника, часто в своей редакции, с многочисленными цитатами из Свящ. Писания. А представленное Житие свт. Евфимия, патриарха Тырновского, является вольным пересказом текста Похвального слова свт. Евфимию, составленного митр. Киевским Григорием Цамблаком , с добавлением ряда сведений. Тексты о святых, в честь к-рых не возникло агиографической традиции, он составлял на основе Житий близких им по типу святости подвижников и иных произведений. П. издал гимнографические произведения в честь болг. святых - патриарха Тырновского Евфимия (пам. 20 янв.: Последование иже во святих нашему Евтимиу, патриарху Терновскому. София, 1951), прп. Феодосия Тырновского (пам. 27 нояб.: Последование с житием преподобного и богоноснаго отца нашего Теодосия Терновского иже на Кефаларстей горе постившагося. София, 1951), 3 софийских новомучеников - Георгия Нового Кратовского , Георгия Софийского Новейшего и Николая Софийского (Последования с житиям святих трех мучеников Софийских Георгия, Георгия и Николая. София, 1954), слав. просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия и 5 их учеников (см. в ст. Седмочисленники: Богослужебная последования на все лето с житиями св. равноапостолних седмочислених славяноболгарских просветителей. София, 1958), прп. Иоанна Рильского , с 3 службами и акафистом (Богослужебная последования на все лето преподобному и богоносному отцу нашему Йоанну Рилскому. София, 1956), всех болг. святым (Служба на всички бълг. светии. Неврокоп, 1995) и др. Благодаря П. ок. десятка канонов болг. святым вошли в издание Миней служебных (месячных), подготовленное Московской Патриархией (Минея (МП). М., 1978-1989).

http://pravenc.ru/text/2579089.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010