Гложенский мон-рь Гложенский мон-рь В первые века османского владычества между болгарами и греками не существовало вражды по этническому признаку; известно много примеров совместной борьбы против завоевателей, в равной степени угнетавших правосл. народы. Так, Тырновский митр. Дионисий (Рали) стал одним из руководителей подготовки 1-го Тырновского восстания 1598 г. и привлек подчиненных ему епископов Иеремию Русенского, Феофана Ловчанского, Спиридона Шуменского (Преславского) и Мефодия Врачанского. 12 тырновских священников и 18 влиятельных мирян вместе с митрополитом поклялись до самой смерти оставаться верными делу освобождения Болгарии. Весной или летом 1596 г. была создана тайная орг-ция, в к-рую входили десятки как духовных, так и светских лиц. Греч. влияние в болг. землях во многом было обусловлено влиянием грекоязычной культуры и воздействием набиравшего силу процесса «эллинского возрождения». Новомученики и подвижники периода османского ига В период тур. владычества правосл. вера была для болгар единственной опорой, позволявшей сохранить национальную идентичность. Попытки принудительного обращения в ислам способствовали тому, что сохранение верности христ. вере воспринималось и как защита своего национального самосознания. Подвиг новомучеников напрямую соотносился с подвигами мучеников первых веков христианства. Создавались их жития, составлялись им службы, оформлялось празднование их памяти, почитание мощей, строились храмы, освященные в их честь. Известны подвиги десятков святых, пострадавших в период тур. господства. В результате вспышек фанатичного ожесточения мусульман против болгар-христиан мученическую кончину приняли Георгий Софийский Новый , заживо сожженный в 1515 г., Георгий Старый и Георгий Новейший , повешенный в 1534 г.; Николай Новый и сщмч. еп. Виссарион Смолянский были забиты камнями толпой турок - один в Софии в 1555 г., др. в Смоляне в 1670 г. В 1737 г. в Софии был повешен организатор восстания сщмч. митр. Симеон Самоковский. В 1750 г. за отказ принять ислам в Битоле был усечен мечом Ангел Леринский (Битольский).

http://pravenc.ru/text/149675.html

Н. Южнослав. полит. опыт на службе у рус. идеологов XV в.//Bbl. 1966. Vol. 2. P. 199-214). Митр. Феодосий (Бывальцев) использовал похвальные слова Г. апостолам Петру и Павлу и прп. отцам в Сырную субботу при создании своей Похвалы верховным апостолам. Наиболее активно рус. книжники обращались к сочинениям Г. (прежде всего агиографическим и гимнографическим) в кон. XV - 1-й пол. XVI в., в первую очередь в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . Прп. Иосиф Волоцкий использовал посмертные чудеса кор. Стефана Дечанского, в к-рых повествуется о наказании святым мирских властей, творивших насилие в отношении его обители, в трактате о неприкосновенности монастырских имуществ и в послании к И. И. Третьякову ( Наумов Е. П. Из истории рус.-серб. средневек. связей: (Второе Житие Стефана Дечанского в сочинениях Иосифа Волоцкого)//УЗ Ин-та славяноведения АН СССР. М., 1963. Т. 26. С. 45-47; Дончева-Панайотова. 2004. С. 318-320). Слово надгробное митр. Киприану, не получившее широкого распространения в рукописной традиции, было использовано прп. Иосифом в Послании к вельможе Иоанну, написанном в 1494 г. по поводу смерти волоцкого кн. Бориса Васильевича ( Бегунов Ю. К. Григорий Цамблак и Иосиф Волоцкий//Palaeobulgarica. 1991. N 1. С. 82-85), позднее послужило образцом и одним из источников для надгробного слова самому св. волоколамскому игумену, написанного ок. сер. XVI в. его племянником Досифеем (Топорковым) . На рубеже 2-го и 3-го десятилетий XVI в. Житие св. Стефана Дечанского было использовано как источник по серб., болг. и визант. истории XIV в. в Русском Хронографе ( Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 183), составленном, по всей вероятности, в Иосифовом Волоколамском мон-ре Досифеем (Топорковым). Очевидно, в 30-x гг. XVI в. значительная часть Жития св. Стефана Дечанского была включена в виде 2 повестей в состав чудес свт. Николая Мирликийского, вошедших в Великие Минеи Четьи митр. Макария ( Никольский Н. К. Материалы для повременного списка рус. писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 380-382, 531). Вскоре после 1539 г. пространное Житие Иоанна Нового послужило основным источником Жития нмч. Георгия Нового Софийского, написанного новгородским свящ. Илией (см. статьи Георгий Новый Кратовский , Георгий Софийский Новейший ), а служба ему, составленная Василием (в монашестве Варлаамом), почти целиком повторила службу мч. Иоанну, написанную Г. ( Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000. С. 52-132, 406-459). Вероятно, во 2-й четв. столетия (очевидно, в связи с канонизационными Соборами 1547, 1549 гг.) на основе принадлежащего перу Г. пространного Жития Стефана Дечанского было создано рус. проложное Житие ( Турилов. 1983. С. 23).

http://pravenc.ru/text/166685.html

Новомученики и подвижники периода османского ига В период турецкого владычества православная вера была для болгар единственной опорой, позволявшей сохранить национальную идентичность. Попытки принудительного обращения в ислам способствовали тому, что сохранение верности христианской вере воспринималось и как защита своего национального самосознания. Подвиг новомучеников напрямую соотносился с подвигами мучеников первых веков христианства. Создавались их жития, составлялись им службы, оформлялось празднование их памяти, почитание мощей, строились храмы, освященные в их честь. Известны подвиги десятков святых, пострадавших в период турецкого господства. В результате вспышек фанатичного ожесточения мусульман против болгар-христиан мученическую кончину приняли Георгий Софийский Новый, заживо сожженный в 1515 году, Георгий Старый и Георгий Новейший, повешенный в 1534 году; Николай Новый и священномученик. епископ Виссарион Смолянский были забиты камнями толпой турок — один в Софии в 1555 году, другие в Смоляне в 1670 году. В 1737 году в Софии был повешен организатор восстания священномученик митрополит Симеон Самоковский. В 1750 году за отказ принять ислам в Битоле был усечен мечом Ангел Леринский (Битольский). В 1771 году толпой турок был повешен в Свиштове священномученик Дамаскин. Мученик Иоанн в 1784 году исповедал христианскую веру в Софийском соборе в Константинополе, обращенном в мечеть, за что был обезглавлен, мученица Злата Могленская, не поддавшаяся на уговоры похитителя-турка принять его веру, была подвергнута пыткам и повешена в 1795 году в селе Слатино Могленской области. После пыток был повешен и мученик Лазарь в 1802 году в окрестностях села Сома около Пергама. Исповедали Господа в мусульманском суде прмч. Игнатий Старозагорский в 1814 году в Константинополе, принявший смерть через повешение, и прмч. Онуфрий Габровский в 1818 году на острове Хиос, усеченный мечом. В 1822 году в городе Осман-Пазар (современный Омуртаг) был повешен мученик Иоанн, публично раскаявшийся в том, что принял ислам, в 1841 году в Сливене была усечена голова мученику Димитрию Сливенскому, в 1830 году в Пловдиве пострадала за веру мученица Рада Пловдивская: турки ворвались в дом и убили ее и троих детей. Празднование памяти всех святых и мучеников болгарской земли, угодивших Господу твердым исповеданием веры Христовой и принявших мученический венец во славу Господа, БПЦ совершает во 2-ю неделю по Пятидесятнице.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Трън, в.), мученики Георгий (1437 г.), Георгий (1515 г.), Георгий Новейший (1530 г.), Николай (1555г.) и Константин (1737 г.) Софийские; Трендафил Загорский (1680 г.), Христо (1748 г.), Ангел Битольский (1750 г.), Иоанн (1784 г.), Анастасий или Сотир (Спас) Струмишский (1794 г.), Злата Мегленская (1795 г.), Иоанн (1802 г.), Лазарь (1802 г.), Иоанн Терновский (1822 г.), Димитрий Сливенский (1841 г.), священномученик Виссарион, Епископ Смоленский (1662 г.), преподобномученики Иаков Костурский и два его ученика Иаков и Дионисий (1520 г.), иеромонах Варлаам Святогорский вместе со 112 человек (1720 г., на месте нынешнего гор. Смолян), Никодим Албанский (1722 г.), Митрополит Симеон Самоковский (Попович) со всеми замученными вместе с ним за веру (1737/8 г.), Дамаскин Габровский (1771 г.), Онуфрий Габровский (1818 г.), Лука Одринский (1802 г.), Прокопий Варненский (1810 г.), Никита Серресский (1808 г.), Игнатий Старозагорский (1814 г.), Акакий Серресский (1816г.). Некоторые из известных мучеников еще не канонизированы, как Охридский Архиепископ Валаам или Варлаам (зарезанный 28.V/10.VI. 1598 г.), Митрополит Дионисий Ловченский, отравленный турками (†27.V. 1875 г.), монах Пахомий, обезглавленный за веру (XVIII в.), священник Симон и его сын, повешенные турками за то, что пытались восстановить разрушенный Пештерский монастырь св. Николая близ гор. Радомир (1840 г.), священник Илья Вълчев, убитый почти со всей своей семьй (1865 г., гор. Новый Пазар), священник Петр Стоянов из гор. Перник, убитый турками за то, что спас болгарскую девушку от поругания (1874 г.), Рада Пловдивская и трое ее детей (ок. 1830 г.), Тожна (Печальная) Мария, девушка Невенка (Варна, 1827 г.), Петр Пастух (Перник, 1858 г.), Добра из дер. Желява, близ гор. Софии (XIX в.), братья Димитр, Гено и Лукан из гор. Плевен (XIX в.) и многие, многие другие. Вершиной турецкого варварства была башня из 20 000 человеческих черепов, воздвигнутая турками из отрезанных голов болгарских христиан во время Второго Сербского восстания в 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григория. Ибо в Летописях повторяется, что они полагаемы были один подле другого. Впрочем, по обкрошившимся краям мраморных камней, из коих составлен надгробный памятник Ярославов и по не древней между каменьями известковой замазке, можно заключить, что он когда-нибудь был взломан и паки составлен, и может быть, на нынешнее место перенесен. Неизвестно также, когда и кем, памятник сей устроен, а по Готическим, средних веков, украшениям его, не можно сомневаться, что он есть близкого Ярославова века времени. Рисунок его приложен при конце сей книги. Может быть, знающие средних веков символы, отгадают и знаменование изображений на оном. В юго-западном углу под ризничной, вновь устроенной палатой, находится усыпальница или погреб, в коем ставятся гробы с телами усопших Митрополитов Киевских. Древнейшие все отгорожены уже глухими каменными стенами, а из новейших в притворе пред отгородкой стоят гробы Митрополитов Рафаила Заборовского, Арсения Могилянского, Гавриила Кременецкого, Самуила Миславского, Иерофея Малицкого и Серапиона Александровского, над коими в 1824 году устроены уже каменные надгробия. – При Киево-Софийском Соборе с самого основания его учреждена и Митрополичья Иерархическая Кафедра. Первым Митрополитом Киевским и всея России полагается 1. Св. МИХАИЛ, родом Сирин, пришедший в Киев 988 года; а скончавшийся в 992 г. по 4 летах его правления; он погребен был в Десятинной Церкви, а ныне мощи его открыто почивают в Печерской Лавре. – 2. ЛЕОН или ЛЕОНТИЙ Грек, прибыл в Киев в 992 году; скончался в 1008 году, где погребен, неизвестно. 3. ИОАНН I или Иона, вступил на Киевскую Митрополию в 1007 или 1008 году, скончался в 1035, где погребен, неизвестно. 4. ФЕОПЕМПТ родом Грек; прибыл в Киев около 1038 или 1039 года; скончался около 1049 года. Поскольку он освящал Софийский Собор, то, вероятно, погребен он, как и преемники его под сим Собором. – 5. Россиянин, хиротонисанный в сан Митрополита в Киеве 1051 года, скончался 1072 года. 6. ГЕОРГИЙ Грек посвящен в сан Митрополита Киевского в 1072 г; скончался 1079 года. 7. ИОАНН II, неизвестно откуда родом, посвящен 1080 г; скончался в 10З9 году. 8. ИОАНН III. Скопец, родом Грек, посвященный в 1089 г., скончался в 1090 году. – 9. ЕФРЕМ скопец, родом Грек, посвященный в 1091 г., скончался в 1096 году. 10. НИКОЛАЙ Грек, посвящен 1102 года, скончался в 1106 году. 11. НИКИФОР Грек, посвященный в 1106 или 1107 г., скончался около 1121 года. 12. НИКИТА Грек, посвященный в 1122 году, скончался в 1126 году августа 1. 13. МИХАИЛ II, родом Грек, хиротонисан в 1130 или 1131 г., скончался в 1147 году. 14. КЛИМЕНТ Смолятич, родом Россиянин, посвящен 27 июля 1147 года в сан Митрополита, а в 1156 г., перестав управлять Митрополией, скончался во Владимире на Волыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

За первые одиннадцать наиболее ярких лет своего существования Богословский институт окончили 133 студента, 52 из них приняли священный сан. В послевоенные годы богословский институт постепенно стал утрачивать свою русскую ориентацию. В настоящее время преподавание в нем ведется на французском языке; и студенты, и преподаватели принадлежат к разным Церквам. Из его русских по происхождению профессоров наиболее известен в богословской науке протоиерей Борис Бобринский , читающий курс догматического богословия. Другие духовные школы русской эмиграции по своему вкладу в церковную науку несопоставимы с Парижским богословским институтом, но и они исполняли свою главную миссию – готовить пастырей для окормления лишившейся родины и оказавшейся в рассеянии паствы. Так, в Харбине были открыты духовная семинария и богословский факультет института святого князя Владимира, находившиеся в ведении зарубежного Синода. В 1922 г. в болгарском городе Станимаке (ныне Асеновград) епископ Дамиан (Говоров) основал пастырскую школу, в которой преподавал епископ Серафим (Соболев) , и за первые десять лет в ней было подготовлено около пятидесяти священников. В послевоенные годы единственной пастырской школой Русской Зарубежной Церкви стала Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле под Нью-Йорком. В 1920–1930-е гг. русские студенты имели также возможность получать духовное образование на богословских факультетах Софийского и Белградского университетов, ведущими профессорами которых стали эмигранты из России, и среди них такие крупные ученые, как Н. Н. Глубоковский и М. Э. Поснов – в Софии, А. П. Доброклонский , С. В. Троицкий и Ф. И. Титов – в Белграде. Богословский факультет Белградского университета стал одним из крупных центров русской церковной науки в эмиграции. Труды русских эмигрантов, выброшенных из России революционной бурей, – это исключительно яркая страница в истории русского богословия 20 в. К старшему поколению церковных ученых и религиозных философов русского зарубежья принадлежали канонист С. В. Троицкий , экзегет и патролог Н. Н. Глубоковский , историк Русской Церкви и публицист А. В. Карташев ; религиозные философы протоиерей Сергий Булгаков , Н. А. Бердяев , А. И. Ильин , С. Л. Франк , Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов , чьи имена получили известность еще на родине. К следующему поколению ученых, зрелое творчество и известность которых приходится уже на время эмиграции, принадлежали архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) , удивительно талантливый историк и богослов с редким даром слова протоиерей Георгий Флоровский , В. Н. Лосский , протопресвитер Николай Афанасьев , епископ Кассиан (Безобразов) , архимандрит Софроний (Сахаров) . Последнее поколение русской эмиграции, выросшее в диаспоре, представляют протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф , ныне здравствующий протоиерей Борис Бобринский .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Именно такой была судьба Владимирова культа, если только он не был с самого начала общерусским. Уже в XIV веке все Прологи и богослужебные книги имеют память святого Владимира под 15 июля. Все разрастается посвященная ему агиографическая литература путем переработки древних киевских похвальных слов, летописных повестей, проложных житий и народных сказаний. Митрополиту Макарию 184 на Соборах XVI века не пришлось и ставить вопроса о канонизации князя Владимира, так как он уже принадлежал к тем святым, общерусское почитание которых было бесспорно. С 1635 года, со дня обретения гробницы Владимира митрополитом Киевским Петром Могилой, культ святого князя обогащается и почитанием его мощей. Части их сохранялись в Киево–Печерской лавре и в Софийском соборе; царь Михаил Феодорович, получив в дар от Петра Могилы одну челюсть от главы святого Владимира, положил ее в Московском Успенском соборе. В это время и Москва и Киев, и Великая и Малая Россия соединены в церковном почитании святого князя. И все же можно сказать, что лишь тысячелетие Крещения Руси 185 , торжественно отпразднованное в 1888 году, сообщило этому культу все его национальное значение. С этого времени Россия покрывается Владимирскими храмами — увы, часто довольно бедного и однообразного стиля; редкая церковь не имеет теперь иконы святого Владимира — новейшего письма, скрывающего в отвлеченном образе благолепного старца, «прадеда России» конкретные черты варяжского витязя. Как бы то ни было, несмотря на несколько официальный характер, присущий художественному обрамлению культа святого Владимира, сейчас это, несомненно, один из самых живых и сильных образов Святой Руси, с которыми мы пришли на чужбину. Нам остается рассмотреть вопрос: каковы были причины сравнительно позднего прославления святого Владимира? И другой, тесно связанный с ним: каково глубокое, подлинно церковное основание его культа? На первый вопрос Е. Е. кий, вслед за писателями XI века, отвечает: отсутствие чудес. Однако нам ничего не известно и о чудесах, приведших к его канонизации. Прославление святого Владимира — одна из немногих русских канонизаций, обошедшихся без официального установления чудес. Но церковные авторы XI века громко выражают свою веру в святость Владимира. Их писания как бы составлены для этой цели — для убеждения русского общества и власти в необходимости канонизации. И тем не менее канонизации не последовало. Почему?

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Ргосор. b. g. 3, 31, 14. 221 К нему в звании квестора обращены Новеллы 17 и 35 от 535 г. В следующем году Трибониан соединил с квесторством пост магистра оффиций. Nov. 23. 222 Подробное и основанное на глубоком изучении источников описание храма св. Софии, как здания и принадлежащих к нему сооружений, представил проф. Беляев в своем сочинении Byzantina, кн. II, гл. 4, стр. 90–149. См. также краткое обозрение Ласкина в его примечаниях к переводу Кодина, стр. 160–170. (Сам перевод не был издан за смертью переводчика, а вторая часть труда была издана под заглавием: Георгий Кодин. О древностях Константинополя. Киев. 1905). – Но­вейшая работа по топографии Софийского собора принадлежит французскому архитек­тору Ebersolt, Sainte Sophie de Constantinople. Paris. 1910. На приложенном плане здания указаны некоторые из примыкавших к нему церковных сооружений. 223 Codin. De structura templi S. Sophiae, 132–134. – В основе повествования Кодина лежит сочинение анонимного автора XII века. Новейшее издание его – Preger, Scripf. orig. Cons. I–II (1907). Сказания о св. Софии имели широкое распространение в древнерусской литературе. См. Вилинский, Визант.-слав. сказ, о созд. хр. св. Софии Цареградской. (Лет. И.-Ф. Общ. при Новор. у нив., Виз.-слов. отд. V, 227–335). Храм св. Софии вызвал различные сказания у турок. Они собраны проф. Смирновым, Турецкие легенды о св. Софии. Петерб. 1898. 227 Codin. 142. Вместо ссылок на Боннское издание Кодина, можно сослаться и на анонимного автора сочинения Narratio de aedificalione templi S. Sophiae в изд. Preger, Scriptores originum Constantinopolitanarum, fase, prior (Lips. 1901): c. 19, p. 97; c. 10, p. 85–88; c. 9, p. 84; c. 11, 88–90; c. 23–24, p. 90–101. 228 Ib. 136.–Иоанн Лидиец – De mag. 3, 76 – говорит с похвалой о префекте претория Фоке, преемнике Иоанна, что он выдал сразу 4 тысячи фунтов золота на постройку храма. Но это было слишком скромно по широкому размаху Юстиниана, и, вероятно, возвращение Иоанна на его пост связано было с наставшей нуждой в деньгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Чернявский Василий Антонович (1882–?), священник. Член Собора по избранию как клирик от Донской епархии. В 1906 г. окончил КДА, кандидат богословия. До 1917 г. законоучитель Платовской гимназии в г. Новочеркасске. Позднее служил в с. Рудне-Никитское Куровского р-на Московской обл. Был репрессирован. Шавельский Георгий Иоаннович (1861–1951), протопресвитер. Член Собора по должности как протопресвитер военного и морского духовенства, Товарищ Председателя Собора, избран членом Высшего Церковного Совета. В 1902 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. С 1904 г. полковой священник. С 1910 г. член Духовного правления военного протопресвитера. С 1911 г. протопресвитер военного и морского духовенства. В 1913–1917 гг. настоятель Царскосельского Феодоровского собора. В 1915–1917 гг. член Святейшего Синода. В августе 1918 г. после освобождения на Соборе от должности протопресвитера военного и морского духовенства возвратился в свое имение, откуда пробрался в ставку генерала А. И. Деникина и возглавил военное духовенство Добровольческой армии на Юге России. В 1919 г. участвовал в Ставропольском Юго-восточном русском церковном соборе, товарищ его председателя, член Высшего Церковного Управления на Юге России. В 1919–1920 гг. редактор журнала «Церковные ведомости». В начале 1920 г. генералом П. Н. Врангелем был освобожден от управления военным и морским духовенством и отправлен за границу для окормления русских беженцев. Эмигрировал в Болгарию. С 1921 г. священник при русском Св. Николаевском храме в Софии, преподаватель в Софийской семинарии, профессор богословского факультета Софийского университета. В 1927 г. перешел в юрисдикцию Болгарской Православной Церкви, директор и законоучитель русской гимназии. Скончался в Софии (Болгария). Щукин Иоанн Феодорович (ок. 1872–?), священник. Член Собора по избранию как клирик от Новгородской епархии. Окончил духовную семинарию, священник Христорождественской церкви посада Крохино Белозерского уезда Новгородской епархии. Читать далее Источник: Дневник: На Поместный Собор: 1917-1918/Арсений (Стадницкий), митр. ; Под ред. Н.А. Кривошеевой. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2018. - 480 с.: с. ил., фронт. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

грекам), научи, уговори и убеди всех, чтобы они сделали так, как мы предлагаем и считаем справедливым. Объясни всем хорошенько, что данное для защиты святого города имеет более цены, нежели данное за совершение литургий, для милостыни бедным и освобождения узников, и что кто принесет жертву в помощь нам, тот обретет у Бога большую награду, нежели воздвигнувший храм и монастырь или оказавший им пособие. Ибо сей святой город есть краса христиан всей вселенной, утверждение, освящение и слава. И каких монастырей не создал бы иной, скольких пленных не освободил бы, чтобы только спасти монастыри святого града и живущих в нем? Таким создателем и освободителем будет тот, кто, вразумленный Богом, подаст милостыню и сделает приношение на помощь нашему городу и христианам. Священство твое, убеждая всех к тому, да явится и ныне главным деятелем» (Acta Patriarch. Const. 2. 359–361 (425)). Справочно-библиографические материалы к книге третьей. Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 4–5 томах «Истории русской церкви». Рукописи 2987 Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 1 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. 1317–1323; Евангелие. 1325–1359 гг. Софийск. 2. 2 . Евангелие. 1362 г. Софийск. 3. 3 . Канонник. 1411 г. Софийск. 389. 4 . Кормчая. XVI в. Софийск. 1174. 5 . Кормчая. Кон. XV в. Софийск. 1173. 6 . Минея служебная на февраль. 1441 г. Софийск. 196. 7 . Минея служебная на март. 1369 г. Софийск. 198. 8 . Минея служебная на апрель. 1441 г. Софийск. 200. 9 . Минея служебная на июнь. 1439 г. Софийск. 207. 10 . Минея служебная на октябрь. 1370 г. Софийск. 189. 11 . Минея служебная на ноябрь. 1438 г. Софийск. 191; Пролог. XIV в. Софийск. 1325; Паисиевский сборник. 1-я четв. XV в. К.-Б. 41081. 12 . Сборник. XIV-XV вв. Софийск. 1262. 13 . Сборник. XIV-XV вв. Софийск. 1365. 14 . Сборник. XVI в. Софийск. 1361. 15 . Сборник. XVI в. Софийск. 1389. 16 . Тимоновский сборник, включающий Слова митр. Григория Цамблака.; Кон. XV в. Софийск. 1426. Триодный Торжественник. 1589 г. или XVI в. Софийск. 1356 или Софийск. 1423.; Триодный Торжественник. 2-я пол. XVI в. Софийск. 1284. 17 . Устав. XV в. Софийск. 1140. Библиотека новоиерусалимского Воскресенского монастыря (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва) 18 . Евангелие. Кон. XIV в. Воскр. 1 бум.; Евангелие. Нач. XV в. Воскр. 2 перг. 19 . Минея служебная на июль. 1365 г. Воскр. 17 перг. 20 . Псалтирь. XIV в. Воскр. 6 перг. 21 . Служебник. 1380 г. Воскр. 7 перг. 22 . Служебник. XIV в. Воскр. 8 перг. 23 . Служебник. Сер. XVI в. Воскр. 3 бум. Библиотека Троице-Сергиевой лавры (Научная библиотека Казанского государственного университета, г. Казань: Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010