Иоанн Златоуст ). Путь длинный и лежит, по выражению святителя Филарета, митрополита Московского, «там через воды слез: блажени плачущий ( Мф. 5, 4 ), здесь чрез пустыню, в которой должно потерять все, чем когда-либо думали обладать в самих себе: блажени нищии духом (ст. 3), инде через дебри уничижения: блажени изгнани (ст. 10); должно иногда напряженнейшими усилиями восходить на высоту совершенства: Царствие Божие нудится (11, 12), иногда преданностью веры повергаться в смертные опасности, чтобы достигнуть спасительного упования на Бога: иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю ( Мк. 8, 35 ), – и то, что споспешествует в путях плоти, часто даже препятствует на пути духа». Спасительный путь, кроме тесноты, внушающей особую осмотрительность, представляет еще опасность соблазна и уклонения. Посему Господь предостерегал Своих последователей от лжеучителей, указав признаки, по которым можно распознать их: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. Овечья одежда – это личина простоты и кротости, которою пользуются лицемеры для того, чтобы удобнее обольстить и погубить людей неопытных. Они узнаются по плодам своим, т. е. «по делам жизни» (блж. Феофилакт): от плод их познаете их; еда объемлют от терния грозди или от репия смоквы? Тако всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит; не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. После сего Господь направил речь против иудеев и сказал им то же, что говорил святой Иоанн Предтеча фарисеям и саддукеям ( Мф. 3, 10 ), возвещая будущий грозный суд Божий и вечную муку за обольщение и соблазн: всяко древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают; темже убо от плод их познаете их. Поясняя мысль этого иносказания, Иисус Христос в следующих словах представил, как необходима для истинного последователя Евангелия добрая жизнь: не всяк, глаголяй Ми: Господи! Господи! внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Этот отрывок из Ветхого Завета – один из прообразов Креста Господня. «Токмо водрузися Древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи: Егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом; явил еси нам спасение Твое, Святый, и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас» (Седален после кафизмы на Утрени) . Только лишь было водружено древо Креста Твоего, Христе, – и поколебались основания смерти, Господи: ибо Того, Кого алчно поглотил ад, он отпустил с Ты показал нам спасение Твое, Святой, и мы славословим Тебя: «Сын Божий, помилуй нас!» Когда на Кресте скончался Господь Иисус Христос, многие умершие воскресли, восстали из гробов и явились живым в ознаменование всеобщего воскресения мертвых (Мф. 27, 51-53). «В раи мя прежде древо обнажи, о вкушении враг принося умерщвление, Креста же Древо, живота одеяние человеком нося, водрузися на земли, и мир весь исполнися всякия радости. Егоже зряще возвышаема, Богу верою, людие, согласно возопиим: исполнь славы дом Твой». В раю меня некогда обнажило дерево, вкушением от которого враг приносит умерщвление; но древо Креста, одежду жизни людям приносящее, водружено было на земле, и весь мip наполнился всякой радостью. Видя его возносимым, люди, Богу с верою согласно воззовем: «Полон славы дом Твой!». (Седален после полиелея) . «Днесь Владыка твари и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает Сладость церковная, венцем от терния облагается покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания и заушается бренною рукою, рукою создавый человека, по плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения, и вся терпит мене ради, осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко Благоутробен» ( Стихира на поклонение Кресту ). В этот день Владыка творения и Господь славы ко Кресту пригвождается и в ребра пронзается; желчи и уксуса вкушает Услада Церкви; венец из терний возлагается на Покрывающего небо облаками; в одежду посмеяния облекают и бьют по лицу созданной из земли рукою Создавшего Своей рукою человека; по спине бичуют Одевающего небо облаками; принимает оплевания и раны, оскорбления и удары и все терпит ради меня, осужденного, Искупитель мой и Бог, да спасет мир от заблуждения, как

http://pravmir.ru/pochemu-myi-poklonyaem...

Вкушение плодов часто понималось как познание духовных сущностей и даже собственно богопознание , т. к. Бог помимо древа познания посадил посреди рая «дерево жизни, указывая на познание, как путь к жизни... Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому и то и другое дерево были посажены друг подле друга» (Diogn. 12. 3-4). Прп. Максим Исповедник предлагает анагогическое истолкование смысла слов «насадил Господь Бог рай... на востоке» (Быт 2. 8): «Полагаю, что рай является человеческим сердцем, насажденным на востоке Боговедения. Посередине его посадил Бог дерево жизни и древо познания добра и зла. Дерево жизни понимается как логос умопостигаемых [вещей], а древо познания добра и зла - как логос чувственных [вещей], ибо таковой несет ведение добра и зла» ( Maximus Conf. Quaest. et dub. 44). Говоря о «невыразимом различии» древа познания добра и зла и Д. ж., прп. Максим Исповедник называет Д. ж. «умом души, в котором и находится мудрость», а древо познания добра и зла - «чувством тела, в котором... происходит движение неразумия». «Если бытие человека определяется одним только чувственным и телесным различением наслаждения и муки, то он, преступая божественную заповедь, вкушает от древа познания добра и зла, то есть вкушает неразумие по чувству... А если бытие его полностью определяется духовным различением, отделяющим преходящее от вечного, то он, соблюдая божественную заповедь, вкушает от древа жизни» ( Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 43). В богомыслии отцов Церкви спасение человека часто описывалось как возвращение в рай и вкушение от Д. ж. Уже сщмч. Ириней Лионский говорил о Д. ж. как о типологическом прообразе древа спасения: «Крепкое слово Божие, которое по небрежению мы потеряли чрез древо... опять получили через домостроительство древа» ( Iren. Adv. haer. V 17. 4; ср.: Maximus. Conf. Quaest. et dub. 55). Домостроительство спасения было «для нас,- писал свт. Григорий Богослов,- врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания» ( Greg. Nazianz. Or. 2).

http://pravenc.ru/text/180448.html

Вопрошающий. Что означает прещение Господне ангелу Ефесской Церкви – за оставление первой любви двигнуть светильник его, аще не покается? Отвещающий. Во сих словах содержится действительно прещение ангелу Церкви Ефесской, и не одному только ангелу этой Церкви; но с прещением выражается здесь и велия милость Господня на вселенную. Ибо не рече Господь ко ангелу Ефесскому: аще не покаешься, угашу светильник твой, но двигну светильник твой с места своего, то есть переставлю его на иное место. И по сему Господню словеси светильники церковные в мире с места на место переставляются, но не угашаются, не умаляются, только от иных мест на вселенную сияют, и благодать Божия от них истекает для верующих. Так и Русская земля до лет князя Владимира не имела своего светильника, то есть епископа; а с того времени сколько в ней воссияло светильников, изливающих свет на вселенную! Вопрошающий. Что означают слова: имеяй ухо слышати да слышит? Отвещающий. Слышат слово Божие и лукавые человецы, но не внемлют глаголанному. Господь во Евангелии слышащего слово Его и творящего уподобляет мужу мудру, а слышащего и не творящего уподобляет мужу юродиву (Мф. зач. 24). По сему Господню слову тот имать ухо слышати, иже внемлет глаголанному Господом и творит. Сим выражением: имеяй уши слышати да слышит, Господь и во время земной своей жизни многократно оканчивал речи свои к народу. Вопрошающий. Прошу объяснить слова: побеждающему дам ясти от древа животного, еже есть посреде рая Божия. Кто есть побеждающий и что есть древо животное посреде рая? Отвещающий. Адам за несохранение заповеди Божией, лишен был блаженства вкушать от древа животного, которое было посреде рая Божия, якоже глаголет Писание: И рече Бог: се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. И ныне да некогда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть ( Быт.3:22 ). Тогда, при Адаме, древо животное находилось среди рая, и вкушающему от него оно должно было давать жизнь и бессмертие; в Новом Завете, во Святой Церкви, древо живота есть сам Христос, дающий вкушающим от него не только естественную жизнь, как древо райское, но и жизнь духовную, живот вечный, якоже Церковь воспевает: «Христос есть древо животное, от негоже ядый не умираю» (Блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Это испытывает на собственном опыте и наш также знаменитый ересеучитель. Нам же куда пристать? За ним ли идти, или же оставаться со Христом? Если б мы сдвинулись с истинной веры в св. евхаристии, то сдвинулись бы с самой основы евангелия и сдвинули бы ее. Так кое же причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме?! Кое согласие Христова с Велиаром? Или какая часть верному с неверным? Или кое сложение церкви Божией с идолами?! Ведь это и к нам простирает Христос Господь жалостливое слово: разве и вы хотите отойти и оставить Меня?! Но мы ответствуем словами первоверховного апостола Петра: Господи! К кому идем? Глаголы живота вечного имаши. И мы веруем и исповедуем, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешный спасти, Еще же веруем, яко сие есть самое пречистое тело твое, и сия самая есть честная кровь твоя, во оставление грехов и в жизнь вечную. Да не в суд убо или во осуждение будет нам причащение святых твоих таин, но во исцеление души и тела. 1886 г, Поучение VI. На день св. Благоверного князя Александра Невского (23 ноября 1886 года) О том, что ересеучение графа Льва Толстого разрушает основы общественного и государственного порядка Внемлите от лживых пророк, иже приходит к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их. Еда объемлют от терния гроздья, или от репия смоквы? Так всяко древо добро плоды добры творить, а злое древо плоды злы творит. Не можешь древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их ( Мф.7:15–20 ). Иероглифы читаются и толкуются людьми, которые приучены разбирать их, И знание одних, поощряемое доверием других, ведет иногда к великим открытиям. К нашему прискорбию, мы, привыкшие разбирать священные и таинственные письмена православного христианского богословия и толковать, что под ними скрывается, мы не всегда пользуемся таким доверием других. Так, когда мы говорим, что ереси, которыми развиваются антихристианские начала, подрывают вместе с тем и основы построенного на православных началах веры русского общества, то принято за обычай нам не верить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

12 . Внимая этому и слушая с прилежанием, вы уразумеете все, что Бог дарует истинно любящим Его, сделаетесь раем утешений, плодовитым зеленеющим древом, возрастая внутрь себя самих и украшаясь различными плодами. Ибо здесь в раю было насаждено древо познания и древо жизни. Но не древо познания губит, a преслушание. Ибо ясно то, что написано, то есть, что Бог из начала насадил посреди рая древо жизни, указывая на познание, как путь к жизни; но первые люди не чисто воспользовались им, и обнажились его коварством змея. Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому-то то и другое дерево было насаждено друг подле друга. Апостол усмотрел силу этого соединения и потому укоряет ведение, обращаемое в жизнь без истинной заповеди, говоря: «разум кичит, любовь созидает» 36 . Кто думает знать что-либо без истинного ведения, не засвидетельствованного жизнью, тот ничего не знает, тот обольщается змеем, потому что не возлюбил жизни. Но кто получил ведение со страхом, и ищет жизни, тот с надеждою насаждает, ожидая плода. Да будет ведение сердцем твоим; жизнью же истинное слово, тобою приемлемое. Насадив это древо и принося плод, ты всегда будешь получать от Бога то, чего желаешь, к чему ни змей не касается, ни обольщение не проникает; тогда и Ева не растлевается, но остается девою, и спасение является, и апостолы исполняются разумения, Пасха Господня совершается и лики 37 сходятся и устанавливаются в стройном чине, Слово поучает Святых, и торжествует, и Отец через Него прославляется. Слава Ему во веки. Аминь. Речь к эллинам По словам Евсевия (Ц. Ист. IV, 18) Иустин написал, кроме так называемых двух апологий 38 , еще книгу против эллинов, в которой он обширно рассуждает о весьма многих вопросах, составляющих предмет исследования как у христиан, так и у эллинских философов и говорить о природе демонов. Подобным образом свидетельствует Иероним (Cat. Scr. eccl. с. 23): «есть и другое сочинение его против язычников, в котором он рассуждает и о природе демонов». Это именно сочинение издатели и исследователи творений св. Иустина (Нурри, Маран, из новейших Отто) думали видеть в дошедшем до нас небольшом апологетическом произведении под названием «речь к эллинам» (λγος πρς Ελληνας).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

КАМЕНЬНЕЦ ДА//ТИ КОТОРЫЙ АГГЛЪ СЕДЕЛ ИЛИ ГР[О]БА Г[ОСПОД]НЯ.//КАМЕНЬ КУПИНЫ НЕОПАЛИМЫЯ. ДРЕВО Н//А КОЕМЪ ПР[Е]Ч[ИС]ТАЯ СЕДЕЛА КАКЪ БЕЖАЛА//ИЗ ЕГИПТА, МЛЕКО ПРЕЧИСТЫЕ. ПЕРС//ТЬ О(Т) ИЕРДАНА, КАМЕНЬ О(Т) ИЕРДАНА. МО//ИСЕОВЪ КАМЕНЬ. МОЩИ ЗАХЕРИИ ПР[О]РОКА . //МОЩИ ИЯКОВА БРАТА Г[О](С)[ПОД]НЯ, МОЩИ АНДРЕЯ//ПЕРВОЗВАННАГО. М//ОЩИ ГРИГОРИА Б[О]ГО//СЛОВА. МОЩИ ИОА//ННА ЗЛАТАУСТАГО.//МИРО НИКОЛЫ ЧЮ//ДОТВОРЦА. МОЩИ ГРИГОРИА ВЕЛИКИА АРМЕНИА. МОЩИ СТЕФ[АНА]//АРХИДИАКОНА, КЕМЕНЬ ИМ ЖЕ СТЕФАНЪ ПОБОЕНЪ БЫСТЬ, МИРО ДМИТРИА СТР[А](С)ТОТЕРПЦА, МОЩИ ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА. //МОЩИ .... ИЖЕ ВО АНКИРЕ. МОЩИ КИРИЛЛА НОВАГО. МОЩИ КОЗМЫ И ДЕМЪЯНА, МОЩИ КИРА И ИВАН(Н)А , МОЩИ АН//ДРЕЯ КРИТЦКАГО, МОЩИ ЕФРЕМА СИРИНА . МОЩИ МИХАИЛА СИНАИТЦКАГО, МОЩИ АКИПСИМЫ, МОЩИ КИРИКА. ЧАС//ТЬ МОЩЕЙ СО СТЫ АНФИМОМЪ ПОСТРАДАВШИХЪ ВО АНТИОХИИ, МОЩИ АНАСТАСИА ПЕРСЯНИНА. МОЩИ С[ВЯ]ТЫХЪ М//НОГИХЪ ... БЕЗ ПО(Д)ПИ(С)ЕЙ. КАМЕНЬ В ДМИТРИЕВЪ С НЕБЕСИ СПАЛЪ ... ЛАДАНЪ РОСНОЙ. МИРО С[ВЯ]ТАГО НЕВЕДОМО КОТОР//ОГО, ДРЕВО ГРОБА ПЕ(Т)РА МИТРОПОЛИТА. ПОСТЕЛКА АЛЕКСЕЯ МИТРОПОЛИТА, РИЗА СЕРГЕЯ РАДОНЕЖЪСКАГО. ДРЕВО//ГРОБА СЕРГЕЯ РАДОНЕЖСКАГО, ДРЕВО МАКАРИА КОЛЯЗИНЬСКАГО, РИЗА КНЯЗЯ НИКОЛЫ СВЯТОШИ. ДРЕВО ГРОБА КНЯ//ЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНЕ//ГОВСКАГО. АНТО//НИА РИМЛЯНИНА ВО//ЗГ(Л)АВИЯ КАМЕНЬ//ЕГО ЖЕ КАМЕНЬ НА ЧЕ//МЪ ИЗ РИМ ОУПЛЫЛ//Ъ В НОВЪГРАДЪ, Е//ГО ЖЕ ТРОСТЬ. ПЕ//РСТЪ З ГРОБА ПРО//КОПИА ОУСТЮЖЬС//КАГО, ПЕРЬСТЬ З ГР//ОБА ИВАНА ОУСТЮЖЬСКАГО. РИЗА ПРЕ//ЧИСТЫЕ, ЖЕЗЛЪ ААРОН//ОВЪ. РИЗА ААРОНОВА.//ДУБА МУМЪВРИКСКОГ//О. КАМЕНИ ВОЗНЕСЕНЬСК//ОГО, МОЩИ СВЯТАГО АПО//СТАЛА ВАРФОЛОМЕЯ.//МОЩИ СВЯТАГО АП//ОСТОЛА ВАРНАВЫ. МО//ЩИ И ЕВАНГ//ИЛИСТА ЛУКИ. МАСЛО//ДМИТРИЯ СТРАСТО//ТЕРПЦА. МОЩИ ИГНАТИ//Я БОГОНОСЦА, МОЩИ ЯКОВА ПЕРЛСКАГО. МО//ЩИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА//ПРОКОПИЯ, МОЩИ ПРЕПО//ДОБНАГО ДАНИЛА СТОЛЪ//ПНИКА. МОЩИ СВЯТ//АГО МУЧЕНИКА ФЕОФАНА. МОЩИ СВЯТ//АГО МУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕЙМОНА, МО//ЩИ СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГ//ИЯ СТРАСТОТЕРЬПЦА. МОЩИ СВЯТАГО//МУЧЕНИКА АНФИНОГЕНА. МОЩИ ВЕЛ//ИКОМУЧЕНИКА КОНСТАНТИНА//НОВАГО О(Т) ТУРОКЪ СОЖЖЕНА.//МОЩИ СВЯТАГО МУЧЕНИКА ИВАНН//А НОВОГ[О]. РИЗА КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРЬСКАГО.//ГРОБЪ КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРЬСКОГО, МОЩИ В//ЛАСЫ АВЬНЕЖЕСКИХЪ (Ч)ЮДОТВОРЦОВЪ,//МАННА НЕБЕСНАЯ. НА ДУХА НЕЧИСТАГО//ТЕМЬЯНЪ РОСНОИ//КАСИЯ, МОЩИ СВ//ЯТАГО КАЛИСТРА//ТА. МОЩИ СВЯТАГО ПРОКОПИЯ, ЦАРЕ//ВИЧА ДМИТРЕЯ О/ТЪ РИЗЪ И ОТ КРОВИ ЕГО И ОРЕШКИ. ДРЕ//ВО ГРОБОВЪ ЯРОС//ЛАВСКИХЪ ЧЮДОТ//ВОРЦОВЪ КНЯЗЕИ//ВАСИЛИЯ И КОНСТЯ//НТИНА, ПЕРСТЬ//ДМИТРИЯ ЧЮДО//ТВОРЦА ПРИЛУЦКА//ГО. РИЗЫ КНЯЗЕЙ//ЯРОСЛАВСКИХЪ ВАСИЛЬЯ И КОНСТАНТИНА . Здесь же в нижней части гравирована надпись: СИЙ КР[Е]СТЪ ПОЛОЖ//ЕНИЕ НИКИТЫ ГРИГ//ОРЬЕВА СЫНА СТРО//ГАНОВА . Надписи с указанием мощей разновременные.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

О признаках благодатного Царствия Божия Ищущие Царствия Божия и молящиеся о пришествии его не должны думать, чтобы оно могло прийти к ним, или вселиться в них приметным образом. Однажды Фарисеи спросили Христа Спасителя: Когда придет Царствие Божие; Отвеща им и рече: не придет Царствие Божие с соблюдением, ниже рекут: се зде или онде: се бо Царствие Божие внутрь вас есть 74 . Впрочем всякий христианин, облагодатствованный, может несомненно удостоверяться о пребывании в себе Духа Святого по действиям Его, подобно тому, как древо познается по плодам. Всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити 75 . Плоды же Духа суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание 76 . По силе сего прошения заповедано нам стремиться и к Царству небесному, и молиться о нем Кроме Царства благодатного сим прошением верующий, по учению Святых Отцов Церкви, испрашивает у Бога и того Царства, которого удостоятся Праведники во второе пришествие Христово, когда Иисус Христос скажет им: Приидите, благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира 77 . И молиться о сем предмете, со стороны верующего, есть дело мудрого сына благодати, как выражается Св. Иоанн Златоустый ; такой сын не привязывает сердца своего ни к чему видимому, считает все настоящее суетою и стремится единственно к Отцу Небесному и к наследию будущих благ 78 . К небесному царствию стремилась некогда душа Первоверховного Апостола Павла, говорившего о себе: Желание имый разрешитися и со Христом бытии, много паче лучше 79 . К сему же Царствию стремилась и душа великого царя и пророка Давида, взывавшего ко Господу: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни 80 . К нему же, конечно, были во время земного жития устремлены и как бы пригвождены взоры, желания и ожидания и всех других чистых и святых душ, по вере почивших. Следовательно и нам, проходящим еще путь жизни сей, должно каждодневно устремлять желания свои к небесному наследию нашему, и из глубины сердца возносить ко Господу молитвенное о сем прошение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

«Огласительное слово святого Иоанна Златоуста во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего воскресения» послужило Роману Сладкопевцу темой для сочинения кондака под названием «Торжество Креста», в котором олицетворенный Ад жалуется Велиару (диаволу. – К У.) на то, что «Древо Назорея» вонзило гвоздь в его сердце. Диавол успокаивает Ад и говорит ему: «Это древо, испугавшее тебя, приготовил я… Древом во второй раз я хочу поймать Адама». Диалог продолжается. Вдруг диавол слышит слова распятого Христа, обращенные к разбойнику: «Ты сегодня царствовать со Мною будешь, и со Мной вместе войдешь ныне в рай». Диавол, слыша это, вторично обращается: «Ад! Возьми меня! Ты прибежище мое! Правильны твои слова, которым я не верил». Кондак, как и все поэмы, Роман завершает обращением к Богу: «Вышний и Всеславный Боже, Твой позор нам честью стал… Будем петь Тебе песнями Сионскими, чтобы древо каждый день нам давало свет и блага драгоценные, а потом нас всех привело снова в рай» 591 . Кукулион этого кондака с надписью «кондак» сохранился в службе Крестопоклонного воскресенья после 6-й песни канона: «Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз – древо крестное; смертное жало и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай», – и дана первая строфа поэмы как икос: «Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников и един Жизнодавца. егоже виде ад, и рече сущим доле: О слуги мои, и силы моя! кто воздузив гвоздие в сердце мое, древянным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаюся изрыгати Адама и сущия от Адама, древом данныя ми, древо бо сия вводит паки в рай» 592 . Спустя около двухсот лет после этого Иоанн Дамаскин пишет на тему кондака стихиры самогласны гласа 8-го вечерни Великой Субботы: 1) «Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии рождшагося не приял; пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши, души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Бог премудр, и неистощимая Премудрость Его изобрела достойный её способ возвратить к жизни, спасти падшего человека чрез Иисуса Христа. Вследствие сего Бог Отец определил, чтобы Единородный и Единосущный Ему Сын принял на себя дело спасения человека; Единородный и Единосущный Сын Божий, по заповеди Отца, благоволил принять на себя дело спасения человека, а Дух Святый соответственно благоволению Отца и Сына спасти человека принял на себя снизойти к людям, когда силою креста разрушено будет греховное средостение между Божеством и человечеством и таким образом довершит в сердцах человеческих таинство искупления. Так, Бог Отец определил спасти нас чрез Единородного Сына Своего крестом. Бог Сын благоволил принять на себя дело спасти нас крестом. Бог Дух Святый принял на себя усвоить нам спасение, приобретенное Сыном Божиим крестом. Высото Божественная, глубино неизглаголанная, Христово ты еси знамение, кресте пребогате, и широто безмерная, и знамение Непостижимыя Троицы, Жизноносче! Припомним слова Распятого на Кресте: Совершишася. Отче, в руце Твои предаю дух Мой. После сих слов какие открылись явления? Пречистое тело Спасителя еще не было снято со Креста: а земля потряслась, камни расселись, гробы отверзлись, и многа телеса усопших святых восташа. Так воссияла благодать Божия от Креста; так в искупительной смерти Господа славы, распятого, спасение рода человеческого совершилось; с Креста потекли потоки Божественной животворящей силы в умерщвленное грехом человечество... На Кресте собственно открылась, на Кресте провозглашена пред лицем неба и земли и доселе словом крестным проповедуется дальним и ближним слава Бога Спасителя, в Троице славимого. Древо жизни и спасения, Древо бессмертия, Древо разума, Древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо, Крест Трисоставный, Честное Древо, Троицы бо носит триипостасныя образ. 2. Победоносная, спасительная сила креста В совершении предвечного совета на кресте открылось миру все величие любви и милости Божией к падшему человечеству, явилась во всей строгости правда Божия, ревнующая о святости вечных, непреложных законов своих, воссияла беспредельная премудрость в примирении дивном правды, поражающей грех , с любовью, прощающею грешников. В этом – высочайшая слава креста. Для сего он в предвечном совете избран, предопределен, и после, как Сын Божий воплотился, Его Божественною кровию освящен. Но и тайна спасительной силы креста заключается в том же, что составляет славу его, т. е., в совершившемся на нем исполнении предвечного совета Божия, в искуплении от смерти всего человечества, умерщвленного грехом. В славе креста источник и силы его, преводящей нас от смерти к жизни, – силы, которая есть победоносна и животворяща. Победоносною является она в искуплении человечества от смерти; животворящею является она в уврачевании греховных язв и немощей человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010