В Откровении Иоанна Богослова «древо жизни» — символ обетованной вечной жизни: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 ). В откровении Иоанну предстает Новый Иерусалим — город, «куда не войдет ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи» ( Откр.21:27 ), «среди улицы его… древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов… Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» ( Откр.22:2, 14 ). Древо познания ДРЕВО ПОЗНАНИЯ [ДОБРА И ЗЛА]: ДРЕВО ЖИЗНИ Входит составной частью в выражение «вкусить от древа познания», имеющее узко определенный смысл — «овладеть знаниями», «стать умудренным» в чем- либо. Дух и буква закона ДУХ И БУКВА ЗАКОНА см. также МЕРТВАЯ БУКВА Выражение указывает на двоякое отношение к каким-либо законам (правилам, предписаниям), которое может быть или формальным, соблюдающим букву и пренебрегающим сутью, или же сохраняющим верность духу. Многие из принявших христианство иудеев настаивали на необходимости исполнения христианами из язычников ритуала обрезания. Обращаясь к ним, апостол Павел говорит: «…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую… Вот, ты называешь себя Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:14–23, 25–29 , ср. Гал.5:1–15 ). Е Ева

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

  Таковы седмь слов, так Крестом запечатлевается тайна воплощения, так завершается искупительный подвиг всей жизни. Крестом изменяется все, обновляется мир, и начинается новая жизнь. Древом произошло изгнание из рая, древом вселяемся мы снова в него. Так говорит об этом Златоуст: «Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было древо рая; смертию было наказание Адама. Но вот, опять Дева, Древо и смерть — эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы — Мария; вместо древа познания добра и зла — Древо Креста; вместо смерти Адамовой — смерть Христова». [ 260 ] Побеждается смертию сама смерть, ибо смертию Христос смерть попрал. Вонзается смертоносное копие в сердце диавола и вместе с Христовым Воскресением воскресают праведники. «Три кресты водрузи на Голгофе Пилат: два разбойника и един Жизнодавца, Егоже виде ад и рече сущим доле: о слуги Мои и силы Моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе, и растерзаюся внутренними моими, болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаюся изрыгати Адама и сущия от Адама, древом данныя мне, Древом бо сия вводит паки в рай». [ 261 ] «…враг плакаше стражда болезненно чувствы, глаголаше: древяно мя копие прободе посреде сердца моего; Христос вся от адских уз решит». [ 262 ] «Токмо водрузися Древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Егоже пожре желанием ад, отпусти трепетом». [ 263 ] «Точию водрузися Древо Креста Твоего, Христе, прелесть прогнана бысть и благодать процвете». [ 264 ] Водружается Крест Честный на Голгофском холме, на том самом месте, где погребен Адам. Крест водружается как раз над главой праотца, почему и под Распятием всегда иконописуется Адамова глава. Так, по древнему преданию, когда распались камни на Голгофе, в образовавшуюся расселину стекла Пречистая Кровь на Адамову главу: «В Распятии же Господни, егда на Кресте Господь наш Иисус Христос предаде Дух Свой, и тогда раздрася церковная катапетасма [ 266 ] и камение распадеся: тогда и той камень проседеся над главою Адамовою, и тою расселиною сниде кровь и вода из ребр Владычних на главу Адамлю, и омы грехи рода человеча». [ 267 ] Сокрушаются вереи ада, князь мира уязвленный, крестом освобождает пленников Своих, и в Великую Субботу сошедший во ад Христос выводит за Собой в райские обители ветхозаветных праведников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Тот же самый иерусалимский протосинкелл Гавриил прислал царю чудотворную Влахернскую икону с греком Димитрием Остафьевым, который в Посольском приказе показывал, что ту икону усиленно старались купить у протосинкелла патриархи Цареградский Паисий и особенно Антиохийский Макарий «и иные-де многие благочестивые люди, ведая про тое чудотворную икону, у протосингела за многие деньги тое чудотворные иконы добивалися, только-де протосингел от себя тое иконы никуда отпустити не хотел», но по совету его, Дмитрия, отправил в Москву к благочестивому государю 75 . Приведенные свидетельства с очевидностью показывают, что святыня привозилась гречанами на Русь с целью выгодной ее продажи. Но как скоро святыня становилась предметом выгодного торга, то необходимо она могла подать повод к различным корыстным злоупотреблениям со стороны привозивших ее и имевших в виду исключительно только наживу. Поэтому особенно в выдающихся и сомнительных случаях для русского правительства требовались какие-либо гарантии, что оно получает за свои деньги настоящую, подлинную святыню, а не подложную, фабрикованную. Эту необходимость гарантии признавали сами привозившие в Москву святыню гречане, и потому они иногда привозили со святынею и патриаршие свидетельства об ее подлинности, иногда с объяснением, откуда и как она попала к подносителю. Так, например, в 1652 году цареградский грек Фома Иванов прислал в Москву грамоту с политическими вестями, в которой писал между прочим и следующее: «Еще ведомо чиним великому вашему царствию: досталася мне часть Древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня от архидиакона бывшаго блаженнейшаго патриарха еросалимскаго Феофана, который крестился от жидов, и он хотел отвести тое часть в иные государства. И я, сведав, что та часть подлинно и истинная и свидетельствена от Вселенского патриарха и митрополитов, и взяв тое часть, посылаю к великому вашему царствию». К этому сообщению грек прилагает самое свидетельство Константинопольского патриарха Иоанникия, который пишет, «что то древо честное было у еросалимскаго протосингела Гавриила 17 лет, а досталося-де ему то древо от Газского митрополита Парфения, и имел то древо у себя, а ныне-де учинилася ему тяжкая болезнь и животы свои все роздал дохтуром и от того обеднял, и хотел он то честное древо отдать в некоторую обитель для вседневной пищи и вечного душевнаго помину и показал то древо ему, Иоанникию патриарху, и свидетельства от него прошал, и он-де, приняв у него то древо, посылал вопросити первых людей, которые ведали при прежнем митрополите: были ли чудеса от того честнаго древа, и они свидетельствовали, что от того-де честнаго и Животворящего Древа некоторому из мертвых было воскресение и многие немощные исцеление получили.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Вопрос прихожанина. Как же должно молиться? Ответ Священника. Чтобы молитва наша была плодоносна, надобно, чтобы она была истинная. Должно молиться со вниманием. Бог слышит глас сердца, а не глас уст наших. Надобно благоговеть, и всем сердцем прилепленну быть к молитве. Надобно, чтобы душа наша во время молитвы не занималась никакими вещами мира, а единственно устремлена была к Тому, пред Кем она изливает свои прошения. Надобно молиться со смирением. Повергаясь пред величеством Божиим, надобно восчувствовать всю свою бедность, и все свое ничтожество, чтобы преклонить Его на милосердие: на кого воззрю, говорит Господь, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес моих? Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Гордый сколько бы не молился, Бог всегда ему противится, а смиренным даст благодать. Надобно молиться с любовью к Богу. Любовь к Богу есть наилучшая молитва . Кто непрестанно любит Бога, тот непрестанно молится. Любящий Бога, естественно, старается благоугождать Ему, а сие старание заставляет его воздыхать к Нему, при своих немощах во исполнении Его заповедей, и при самых малых своих грехах. 1036. Что означает древо креста, орудие смерти Спасителя? Что вознесение Его на древо и распятие? Что терновый венец? Вопрос прихожанина. Что означает древо креста, орудие смерти Спасителя? Что вознесение Его на древо и распятие? Что терновый венец? Ответ Священника. Вот как научает нас объяснять все это св. Григорий Богослов : «вознесение на крест – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за худое владычество». «Древо – за древо, и руки за руку: руки мужественно простёртые – за руку, невоздержно простертую; руки, совокупляющие во едино концы мира – за руку, извергшую Адама». «Смерть – за смерть; тьма для света; погребение – за возвращение в землю; воскресение – для воскресения». Все сие было для нас Божиим некоторым детоводительством и врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный (Твор. св. отцов в рукоп. перев. Часть I, стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Не успев родиться, человечество уже нуждалось в исцелении от первородного греха, породившего смерть. Нужно было, как свидетельствует нам церковное песнопение, само древо исцелить древом. Это и было определено в Предвечном Совете Пресвятой Троицы. Через древо совершилось грехопадение — и через древо же должен был упраздниться грех, должно было произойти восстановление человека в первозданном состоянии. И вот пришел на землю Сын Божий, Который принял человеческую плоть и душу и совершил искупление человеческого рода на Голгофе, на Животворящем Кресте. А надо сказать, возлюбленные братья и сестры, что противник Божий, исконный враг — диавол стремился всячески опозорить живоносное древо. Он еще до пришествия в мир Христа Спасителя сделал так, что крест был объявлен позорнейшим орудием, к которому пригвождали самых что ни на есть злейших преступников. Таким образом враг хотел упразднить силу креста, оплевать его. Но Божия премудрость сделала это позорное древо живоносным жертвенником ради очищения грехов всего человечества. Таким образом, это древо, некогда бывшее орудием позорной казни, через пролитие на нем крови Сына Человеческого получило Божественную силу к отгнанию и попранию диавола. Своими страданиями на кресте Господь убил смерть. Ко кресту. Он пригвоздил грехи всего человечества. Вот в чем заключается величайшая тайна креста! И все, кто уверовал во Христа, все, кто стремится достигнуть вечного спасения, обязаны шествовать тем путем, которым прошел Спаситель мира, т. е. взойти на Голгофу и на животворящем древе креста, на этом великом жертвеннике распять самих себя со страстьми и похотьми. Без распятия греховных страстей невозможно, возлюбленные братья и сестры, совершиться нашему преображению. Никто не достигнет жизни вечной без крестоношения, без распятия страстей и похотей. Крест Господень сообщает нам силу и очищает наши души от всякой скверны. И по мере того, как происходит распятие страстей и похотей, дух наш освобождается от оков греха. Освобождаясь, он приобретает добрые навыки и основу будущей жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Не только испытание крестных страданий, но самое ожидание и память о них недостойны свободного человека. Зачем же я буду носить крест как бы некое почетное отличие?» СТАВРОФИЛА. Что ты говоришь сестра? Разве ты не знаешь, что крест от страдания на нем Господа прославился, что он теперь не бесчестное и смертоносное древо, но честнейшее и благословеннейшее из всех древ, древо прекрасное и пресветлое, как прикоснувшееся пресвятым членам тела Господня? Зачем считаешь неблагословенным древо, которое поистине блаженно и благословенно, на котором пригвождена цена всего мира? Не лучше ли тебе с мудрейшими из язычников сказать: «О преблаженное древо, на котором распростерт был Бог!» (Сивилла, по сказанию Созомена, кн. 2, гл. 1) и с Святою церковью славить преблаженное древо креста? Древо «крестное» врагам «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). Что величаешься благородством своим? Истинное благородство состоит в том, чтобы быть рабами Христовыми, как сказала Св. Агафия (день памяти — 5 февраля). Сия блаженная дева, происходившая от благородных родителей, с радостью предала себя на безчестное заключение в темницу, и мучителю своему говорила: «я раба Христова, и потому являюсь в виде рабском». Посмотри, кому ты служишь: Христу или сатане, добродетели или греху? Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Если же никого нет без греха, «ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:2); то почему тебе бегать креста под тем предлогом, что это рабское знамение? ГОНОРИЯ. Ты очень усердная проповедница Ставрофила, но ничего не успеешь. Можешь, если тебе угодно, быть крестотерпицею и крестоносицею и ученицею креста, а я этого бесчестия никогда не приму. Тогда Ангел, желая вразумить безумную, с кротостью сказал обеим: если вы разумеете «великую благочестия тайну» (1 Тим.3:16), и помыслите о том, что Единородный Сын Божий соделал для спасения рода человеческого: то «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5). Смирения Христова никому из богатых не должно гнушаться, никому из благородных стыдиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Оттого – «обителей много» у Твоего Отца, для сынов человеческих... Созерцание двенадцатое «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город вратами» ( Откр.22 ). Ты, Сладчайший Господи Иисусе Христе, Церковь Единоспасающая и – оба древа Райских! Ты – Древо жизни, как совершенный Бог , и Древо познания добра и зла, как совершенный человек. Из этих двух древ совершился Крест Твой.      ’ Ты растешь, Сладкое Древо, посреди земли. «Спасение соделал еси посреди земли, Боже»; и даешь жизнь вкушающим от Тебя. Ты – пища алчущих правды и – познание добра и зла для всех заблудившихся в раю Твоей воли... Ты – Древо благого познания добра и совершенного видения зла; премудрого различения добра и зла; отделения добра от зла; избрания добра и отвращения от зла. Ты – Древо освобождения от зла и укоренения в добре. Ты – Новый Адам... Церковь Твоя – Новая Ева, «Мать всех живущих»; «плоть от плоти Твоей и кость от костей Твоих». Жизнь в Церкви Твоей есть – Новый Рай . Человеку Ты дал голос блаженного и страшного бессмертия: совесть. И в ней дал Самого Себя. В совести разбойников и самарян, язычников, и христиан Ты звучишь, Истина! В сердцах к Тебе идущих и тяжко пред Тобою хромающих, к Тебе простирающихся, и отвергающих Твою любовь; в каждом, благодатно видящем Твой мир, и во всех закрывающихся от этого видения, – Ты звучишь, Церковь небесная, земная и преисподняя! Всех Ты любишь, всех призываешь и всех – распинаешь, чтобы еще крепче научить Твоей любви. С каждым Ты говоришь его голосом... Иным поешь, иным шепчешь... Не откликнется ли человек? Не пойдет ли к Тебе? «С эллинами» Ты – как «Эллин»... Близко Твое слово каждому человеку, но горько оно для греховной воли. О, если бы мы, служители Твои, могли и умели говорить лишь Твоими словами. Искупление, Тобою совершенное, неизследимо. Прощение, Тобою дарованное, безгранично. Чудна Тайна Креста Твоего. «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» ( Ис.55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

(У Свицера под словом: Γαλα). Подобно сему употребляемый на поминках кисель с молоком или медом, должен напоминать нам о своего рода младенчестве новопреставленных и располагать нас к молитве о благополучном росте и развитии их в загробной жизни. 37. Треблаженное древо «О треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь, имже паде древом прельстивый (чрез которое пал обольстивший древом), тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотию (быв сам уловлем: пригвоздишимся на тебе плотию Богом), подающему (дарующм) мир душам нашим». (Ирмос 5-й песни канона на Воздвижение). В сем церковном стихе из канона на Воздвижение преп. Иоанн Дамаскин воспевает славу Креста Христова, как орудия нашего спасения. О треблаженное древо! Крестное древо, на котором распят Христос Царь и Господь, стало треблаженным, достойным всякого ублажения и чести, именно по причине этого распятия. До времени распятия Христова, крестное древо, как орудие позорной и мучительной казни злодеев, было предметом отвращения и называемо было несчастным деревом 28 . Сами породы деревьев, употреблявшихся для устроения креста, известны были также под именем несчастных и проклятых, о которых говорили, что они находятся под покровительством преисподних богов. К числу таковых относились некоторые дерева бесплодные, дикие, колючие 29 . По всей вероятности, на одном из них и был распят Господь Иисус, и крест Его по материалу ничем не отличался от крестов, на которых были распяты наряду с Ним злодеи. Надлежало, чтобы Тот, Кто благоизволил вмениться со беззаконными ( Мк.15:28 ), пострадал и умер на том же позорном древе, на каком и те. Св. Григорий Нисский , на основании дошедшего до него предания, прямо свидетельствует: «древо Креста Господня, спасительное всем человекам, есть, как я слышу, часть древа презренного и многих бесчестнейшего» (Слово на Крещение), следственно такого, на котором казнимы были обыкновенные злодеи. По обретении, в присутствии равноапостольной царицы Елены, Креста Господня вместе с двумя крестами распятых со Христом разбойников, первый без чудесного указания Божия не мог быть отличен от последних, что едва ли могло бы случиться, если бы он сделан был не из одного с ними материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Все естество человеческое, составляющее богатство Божие, было ограблено обольстившим первого человека дьяволом и предано в узы смерти. А что все естество человеческое было богатством для Бога, это выражает Павел, когда говорит: «Бог всех, богатяй во всех призывающих Его» (Римл. X:12). Как иной царь, поймав предводителя разбойников, нападавшего на города, грабившего везде и скрывшегося в пещере и спрятавшего там богатство, связывает этого разбойника и предает его казни, а сокровища его переносит в царское казнохранилище, — так сделал и Христос: начальника разбойников и темничного стража, дьявола и смерть, Он связал своею смертью, а все богатство, т. е. род человеческий, перенес в царское хранилище. Это и Павел выражает, когда говорит: «избави нас от власти темныя и престави в царство... любве своея» (Колос. I:13). И удивительно то, что Сам Царь явился; между тем никакой царь никогда не удостоил бы сделать этого, но обыкновенно они освобождают узников чрез своих слуг. А здесь не так, но Сам Царь пришел к узникам, и не постыдился и узников, — потому что Он не станет стыдиться того, кого создал, — сокрушил врата, сломил вереи, явился в ад, бессильною сделал всякую охрану его и, взяв связанным темничного стража, таким образом возвратился к нам. Мучитель приведен пленным, сильный связан, сама смерть, бросив оружие, обнаженною прибегла к ногам Царя.    Видишь ли дивную победу? Видишь ли действия креста? Сказать ли тебе и нечто другое, более удивительное? Узнай способ победы, и тогда ты изумишься еще более. Чем победил дьявол, тем же преодолел его Христос; взяв его же орудия, Он ими и победил его; а как, послушай. Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было дерево рая; смертью было наказание Адама. Но вот, опять дева, древо и смерть, эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы — Мария: вместо дерева познания добра и зла — древо креста; вместо смерти Адамовой — смерть Христова. Видишь ли, что чем победил дьявол, тем и сам побеждается? Чрез древо поразил дьявол Адама; чрез крест преодолел дьявола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3338...

Вопрос о том, что такое было древо жизни само по себе, принадлежит к числу неразрешимых. Митр. Филарет справедливо заметил, что мы удалены от существенного познания древа жизни столько же, сколько и от вкушения плодов его 322 . По рассуждению св. Иоанна Дамаскина , древо жизни имело свойство, или силу сообщать жизнь; или же это было такое древо, плодами которого могли питаться только достойные жизни и не подлежащие смерти 323 . Вторая часть этого суждения, вероятно, относится не к существу древа, а к его истории, т. е., здесь указывается на то, что плодами древа жизни люди пользовались только в состоянии первоначального совершенства, а по падении уже не могли пользоваться. В противном случае, вторая часть суждения о древе отрицала бы первую, наводя на мысль, что бессмертие людей не зависело от вкушения плодов древа жизни. Но тогда оно было бы не древом жизни, а древом бессмертных, и цель дарования его райским обитателям, равно и значение его для их жизни были бы совсем непостижимы. Значение древа жизни для человека ясно определяется его особенным положением в раю, его наименованием и его историей. Его положение «среди рая» указывает на его преимущественное значение и достоинство среди всех других предметов видимой природы, окружавших человека. «Можно полагать, говорит св. Ефрем Сирин , что благословенное древо жизни по своей лучезарности есть солнце рая; светоносны листья его, на них отпечатлены духовные красоты рая» 324 . В таком же духе выражается о нём митр. Филарет: «оно было, говорит он, между древами райскими то же, что человек между животными, что солнце между планетами» 325 . Можно сказать, что в нём было средоточие всего рая. Когда человек стал недостоин рая, херувим был поставлен у входа в рай для преграждения человеку доступа именно к древу жизни. Когда последнего не стало, не стало и херувима, преграждавшего путь в рай; следовательно, не стало и рая. Как древо жизни, оно было, во всяком случае особенное, чудесное древо. Для своего питания, понимаемого в обыкновенном смысле, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010