Сиф принес эти три ветви к Адаму, и сказал ему слова Херувима. Адам же, взявши прутья, сплел из них кольцо, надел на свою голову, и приказал с ним себя погребсти. Потом Адам умер, и похоронили его по завещанию его. Потом от трех прутьев над главою Адама выросло древо велие, чудным образом: вышли из земли три ветви, а потом срослись воедино, и паки растроились, и паки срослись воедино, и таким образом дерево выросло очень высоко и толсто, а корнями охватило главу праотца. Во время всемирного потопа, это древо водою было из земли вырвано вместе с корнями и главою праотца Адама, и носило его водами. Когда вода сошла с лица земли, – это древо с главою остановилось в Палестине, близ нынешнего Иерусалима, где теперь находится Крестный монастырь; и росло оно до лет царя Соломона. Когда сей царь строил храм со Святая Святых: то собирал на это все чудные и прекрасные древа. В один день он был с своими слугами в лесу: вдруг нашла туча с громом и дождем, и Соломон начал искать с своими слугами, где бы скрыться от дождя. И нашли под древом и под корнями нечто подобное пещере, где и просидели все спокойно; потом рассмотрели, что над ними человеческая глава и над нею чудное древо. Срубивши это древо для храма, главу перенесли к стене Иерусалима, и закопали ее в землю на возвышенном месте, и завалили камнями. Это и есть лобное место, прозываемое гора Голгофа. От сего и пишут на кресте под ногами Спасителя главу Адамову. Древо же срубленное привезено было к новостроящемуся храму; но оно не могло быть употреблено при постройке храма: где длинно, а где коротко; и осталось без действия, и лежало подле храма. Потом приехала посетить царя Соломона царица Савская, и осматривая построенный храм, хотела по какому-то случаю прикоснуться к лежащему древу; но как только прикоснулась ему, вдруг ее как бы отбросило; и она хотела его упрекнуть: о треклятое древо; но уста произнесли совсем другое: о треблаженное древо. По окончании постройки храма, древо положено было близ храма в устроенной Овчей купели, дабы употреблялось вместо плота, с которого можно было бы омывать овец для жертвы, а после и внутренняя их; и находилось оно в этой купели много лет, до дней страданий Христа Спасителя, и ежегодно в эту купель сходил ангел Господень, и обмывал это треблаженное древо, и возмущал воду, и по возмущении бывало больным исцеление; оттого лежало там много больных, для которых уже было сделано пять притворов, или отделений, где и Господь исцелил расслабленного, тридцать восемь лет в болезни лежавшего (Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)). День памяти Г. (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апр. (день кончины), 3 нояб. (день освящения ц. Георгия в Лидде) и особенно 10 нояб. (колесование Г., по др. версии - день победы Г. над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь нояб. назывался месяцем Г. (Гиоргобис тве). День памяти Г. в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др. Согласно устному народному преданию, тело Г. было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Зап. Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Вост. Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья. Взаимосвязь центров почитания Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Кирилл напоминает слушателям об основных событиях последних дней жизни Спасителя и главных героях евангельского повествования о страстях Христовых. Все это повествование свидетельствует о Распятом, от Которого христианин не должен отрекаться. О кресте свидетельствует распространение христианства по всей вселенной, и тот факт, что люди приходят ко Христу, объясняется силой креста: «Свидетели креста – двенадцать апостолов, видимая вселенная и мир, состоящий из людей, верующих в Распятого. Даже то самое, что ты теперь пришел сюда, должно убедить тебя в силе Распятого: ибо кто ныне привел тебя сюда? Какие воины? Какими узами привлечен ты? Какой суд принудил тебя? Победное, спасительное знамение креста Иисусова, крест собрал всех.... Оно доныне исцеляет болезни; оно доныне прогоняет злых духов и рассеивает обольщения чародеев и колдунов». О кресте Господнем неоднократно говорит в своих сочинениях Иоанн Златоуст . Для него крест – прежде всего знамение победы Христа над диаволом и смертью. Вслед за Иринеем Лионским , Григорием Богословом и другими предшествующими авторами Златоуст проводит параллель между древом познания добра и зла, принесшим человечеству смерть, и древом креста, принесшим жизнь: «Видишь ли дивную победу? Видишь ли действия креста?.. Чем победил диавол, тем же преодолел его Христос; взяв его же орудия, Он ими и победил его... Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева , так как тогда она еще не познала мужа; древом было дерево рая; смертью было наказание Адама. Но вот опять Дева, древо и смерть, эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария: вместо древа познания добра и зла – древо креста; вместо смерти Адамовой – смерть Христова. Видишь ли, что чем победил диавол, тем и сам побеждается? Через древо поразил диавол Адама; через крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда. И опять то древо укрыло пленника обнаженного, это же древо с высоты открыло всем Победителя обнаженного. Так же и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее... Через смерть мы сделались бессмертными: таковы действия креста...»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В храм Господень входим или славословить Бога, или благодарить Бога, или просить чего у Бога, или умилостивлять Бога о грехах... Ежели пришел в храм Божий просить прощения за грехи твои: то вспомни все грехи твои, коими от самого малого возраста прогневал Творца своего; посмотри в книгу совести, посмотри и рассуждай, сколько ты Господа своего огорчил; умилися сердцем, возлети умом на небо, со смиренномудрием повергни себя пред престолом славы, припади к ногам Спасителя твоего, лобызай ноги Его, обливай слезами... и взывай: Боже, милостив буди мне грешному ( Лк. 18:13 )... Благодарить хочешь Бога? Начни от самого рождения твоего; от самого твоего начала вспомни благодеяния Божии. Что ты живешь на свете, благодеяние Его. Ты образом Божиим почтен, сие великое благодеяние Его. Благодать от тебя не отступает; Ангели Его ополчаются окрест тебя и проч. и проч. Помысли: достоин ли сего?.. Ежели приходишь в храм с прошением, то проси без сомнения, с надеждою, что к славе Божией и к твоему спасению потребно... Святитель Тихон изящно изображает христианина , в своем Сокровище духовном, древом добрым (ст. 3. Част. II). «Что доброе древо, то – христианин добрый, духовно в себе разсуждаемый. Доброе древо от добраго семени происходит: добрый христианин от Божия слова, небеснаго и добраго семени, рождается ( 1Пет. 1:23 ). Древо доброе познается от добрых его плодов: тако добрый христианин познается от добрых дел. Древу надобно прежде добрым быть, и тогда добрые плоды творить, потому что древо злое не может добрых плодов творить: тако христианину надобно прежде добрым сделаться и тогда добрые плоды творить. Древо доброе приносит плоды хозяину и прочим людям: так добрый христианин творит добрыя дела, для славы имени Божия и пользы ближних своих. Добрые плоды добраго древа, хотя и висят на древе, однако же не древу самому, но семени, от котораго древо произросло, приписуются: тако и добрыя дела, хотя и творит их христианин, благому и человеколюбивому Богу должно восписовать, – Богу, Который на сердце человеческом благодатное семя посеял, Который помогает ему и укрепляет его добро творить; ибо без Бога и добро творить и добрым быть невозможно. Древо доброе, чем более отребляется и очищается от делателя, тем более плода приносит: так и христианин, чем более наказуется и исправляется от небеснаго делателя – Бога, тем лучший бывает и более добрых дел творит ( Ин. 15:2 ). Древо доброе всем без разбора – домашним и чужим плоды свои сообщает: так добрый христианин всем, друзьям и врагам, знаемым и незнаемым добро творит, подражая в том небесному Отцу ( Мф. 5:45 ). Дом его всякому отверст; хлебом его всякий алчущий питается; требующему помощи не откажет, когда может... Видя брата согрешающаго, не судит ему (аще не судия); но духом милосердия соболезнует и пр. и пр.». Таков, по истине, был Святой Евфимий, празднуемый 20 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

гл. 3, в неделю на повечерии, кан. молебного Пресв. Богор. Пес. 5, тр. 3). «Юница нескверная, Юнца видящи на древо воздвижена волею, рыдающи умильно вопияше: увы мне возлюбленнейшее Чадо» (Окт. гл. 8, во втор. вечера на Госп. воз. стихира крестная). 26. Во время странствия народ Израильский, разделяясь, по повелению Божию на четыре ( Числ.2 ) части, образно представляет собою образ Креста Христова. «Народ (Израильский), предшествуя прообразовательной Скинии свидения, разделяется в священном ополчении на четыре части, прославляясь крестообразным порядком» (кан. на Воздв. пес. 4, троп. 3). 27. Сухой и безжизненный жезл Ааронов, положенный в Скинии и в одну ночь произрастивший ветвь, цвет и плод ( Числ.17:8 ), предуказывал происхождение от бессеменного зачатия Великого Священника – Господа Иисуса Христа и процветение в Церкви священного древа Креста Христова. «Жезл (Ааронов) принимается во образ тайны: ибо он прозябением предуказывает священника: и в Церкви, прежде бесплодной, ныне процвело древо Креста для ея силы и утверждения» (кан. на Воздв. пес. 3, ирмос). 28. В событии исцеления Израильтян, угрызенных ядовитыми змеями, чрез воззрение на медного змия, повешенного Моисеем, по повелению Божию, на древе ( Числ.21:4–9 ), весьма ясно отражалось таинство Креста Христова. а) Древо, на котором воздвигнут был медный змий, было образом древа Креста Христова. «Моисей возложил, на столпе врачевство, избавлявшее от смертоноснаго и ядовитаго уязвления, и привязав поперег на древе – образе креста – змия, пресмыкающагося по земле, восторжествовал чрез то над бедствием» (кан. на Воздв. пес. 1, троп. 2). б) Возвышение змия на древо знаменовало возвышение Господа Иисуса Христа на древе Бреста. «Змий, иже Моисеем возвышаемый на древо, Божественное возвышение проображаше Христово» (Окт.: гл. 2, в среду утра, кан. Кресту, пес. 7, троп. 2). «Змия Моисей на древо вознес, образование Тя Иисусе на Кресте волею вознесена» (в среду 3 нед. Вел. Поста, кан. триоди пес. 9, троп. 1). «На древо вознес первее Моисей змия, Спасе, воображаше Твое воздвижение, еже на Кресте» (в пят. 5 нед. Вел. Поста утра, кан. триоди пес. 9, троп. 2). в) Возвышение Моисеем на древо не живого, а медного, неодушевленного змия предызображало смерть Господа Иисуса Христа на Кресте и умерщвление крестними Его страданиями и смертию духовного змия – сатаны. «Христе, на Кресте простерся, умертвился еси, умертвивый врага и начало злобнаго змия, оживив же угрызением онаго умершия» (в среду 2 нед. Вел. Поста утра по 2 стихословии седален).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

И плодами этого нового Древа для верующих являются жизнь в Церкви, приобщение благодати Божией, начало всеобщего воскресения во Христе. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин , «прообразом… Честного Креста было древо жизни, насажденное Богом в Раю: ведь поскольку смерть [произошла] через древо, то надлежало, чтобы через Древо же были дарованы и жизнь и воскресение». И предельно ярко это наше вкушение благодатных даров богообщения через посредство Креста подается нам зримо и ощутимо в прославлении Крестного Древа в церковный праздник его Честного Воздвижения. Воспевая духовное значение этого дня вселенского православного торжества, автор приписываемого Златоусту «Слова на поклонение Честному Древу» восклицает: «Сегодня поклонение Кресту, и Адам возрождается; сегодня поклонение Кресту, и Ева, матерь живых, оказывается действительной помощницей, а не виновницей соблазна; ныне она уже, как прежде, вкушает [плод] от Древа жизни, а не от древа познания [добра и зла], тем оказывая послушание вместо преслушания, принимая благословение в отмену клятвы, являя радость о многочадии в отмену сказанного: в болезни будешь рождать детей ( Быт.3:16 ), возрождаясь от тления к нетлению. Кто эта матерь живых и кто наслаждается плодами Древа жизни, как не Церковь Божья? А Древо – это Крест Господа, прекрасного Жениха Церкви». Однако мы помним и о том, что древо жизни для человеческого рода – это реальность не только его эдемского прошлого, но также и эсхатологического будущего, относящаяся к концу времен, к вечному со-пребыванию верующих с Господом в Небесном Иерусалиме. Именно в связи с этим грядущим вечным сожительством и со-царствованием святых со Христом в реальности Новых Неба и Земли и говорится о древе жизни в Откровении святого Иоанна Богослова. Плодами этого древа станут вечно наслаждаться все те, кто войдут в Горний Иерусалим. Прямое свидетельство о том, что райское древо жизни и древо жизни в Горнем Иерусалиме – это одно и то же древо, содержится в Откровении: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Откр.2:7 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Вместо моего мнения, не угодно ли лучше слышать учение Церкви? Суть же и иже древо оно со Евою Адама беседу и разум, умыслиша не добре (Синакс. сырн. нед.) Св. Златоуст в толковании на книгу Бытия говорит о древе познания добра и зла, собственно как о древе; и под конец беседы рассуждает так: аще угодно, от древа сего, на иное речь обратим, от древа сего, на древо крестное, и посмотрим, колико зол оное навело, и коликая благая сие исходатайствовало. И далее: оное из рая изгнало; сие на небеса нас возвело (На Быт. бесед. XVI). Такое противоположение древа древу не было ли бы совсем бессмысленно, если бы древом познания добра и зла означалось нечто такое, в чём нет ни малейшей черты понятия о древе? Но, конечно, не бессмысленные слова столько веков поёт Церковь со св. Иоанном Дамаскиным : древом Адам рая быть изселен, древом же крестным разбойник в рай вселися. Итак, первый грех прародителей состоял собственно во вкушении плода запрещённого древа; а тяжесть сего греха – в неблагодарности, в преслушании против Бога, и в оскорблении Его величия, в крайней степени преступным и мятежным желанием быть яко бози. В сем разуме говорит святой Златоуст, обращая речь к Еве: почто и мужа общником делаешь погибельнаго сего падения, и которому помощницею быть учинена была, тому наветницею делаешься, и за милую снедь и его с собою от милости Божией отчуждаешь? (Там же). Совокупление же Адама с Евою, как мужа с женою, по изъяснению св. Златоуста началось уже по изгнании из рая. Адам же позна жену свою: рассуждай, когда сие было? По преслушании, по изгнании из рая, тогда совокупление началося. (Бесед. XVIII). Не угодно ли посмотреть и в самую Библию , с таким расположением, чтобы брать из неё мысли, которые она даёт, а не вставлять насильственно в её слова мысли, нам нравящиеся? И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение, и доброе в снедь; и древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное добраго и лукаваго ( Быт.2:9 ). Не видите ли здесь о трёх родах дерев одну непрерывную речь, связанную одним словом, относящимся ко всем трём? Не скажет ли в сем случае здравая логика, что её надобно толковать, либо всю буквально, либо всю иносказательно? Если буквально прозябе Бог всякое древо красное в видение, и доброе в снедь, и древо жизни посреде рая: то также буквально прозябе от земли и древо, еже ведети разуметелное добраго и лукаваго; и нет здесь места иносказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Настоящий день есть день радости и веселия, потому что ныне предлагается знамение радости. Ныне раздается гимн хвалы и исповедания, потому что является святейшее древо. О, драгоценнейший дар! Посмотрите, какое сияние перед очами! Это не есть древо одновременнаго познания добра и зла, подобное эдемскому; нет, это древо всецело благолепно и прекрасно как для взора, так и для вкуса. Ибо древо это дарует нам жизнь, а не смерть, просвещает нас, а не омрачает, вводит в Эдем, а не изгоняет из него. Древо это, на которое взошел Христос, как царь на свою колесницу, поразило диавола, имевшаго державу смерти, освободив род человеческий от тяжкаго рабства: Это древо есть именно то, на котором Господь, будучи уязвлен, как ратоборец во время сражения, в руки, в ноги, и в божественныя ребра, исцелил язвы греха, т. е. нашу природу, пораженную злым драконом; и, если должно еще присоединить иной гимн, это древо есть то, которому истекшая кровь Господня сообщила такую непобедимую силу, что ею низлагаются демоны и просвещается мир. Кто же не притечет сюда, чтобы насладиться этим вожделенным зрелищем? Кто не пожелает обнять эту небесную отрасль? Придите же и вступите в духовное общение все племена и народы, всякий пол и возраст, всякое состояние и звание, – священники и цари, владыки и подданные. Так как это собрание народа устроено самим Богом, то мне кажется, что и ангелы с радостью приникают к сему сонму, и апостолы единодушно сорадуются нам, а также сонм пророков, лик мучеников и весь собор праведников. Ибо возможно ли, чтобы все они не исполнялись радостию при виде сего победнаго знамения, коим они сами, подражая Христу, победили вражеския силы и увенчались небесною славою? Мне кажется, что даже неодушевленныя существа ощущают в себе радость, а именно – земля, подобно матери, произрастившая сие древо, как плод из своего недра, – все деревья дубравныя, почтенныя сродным именем с древом крестным, – солнце, непрестанно сияющее, луна, богатая светом, звезды блистающия и, наконец, самое это небо, обширное и подвижное, потому что от крестных страданий Иисуса Христа произошла всякая перемена к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Символическая типология: символические образы и мотивы Христологические символы 1 . Боговоплощение: земля, «девственная» земля=ПЛОТЬ, девственное зачатие древо (ковчег, корзина) как субстанция=ПЛОТЬ 2 . Распятие; искупительная Жертва: 1) виноградная лоза, вино, чаша, кровь=КРОВЬ 2) агнец, овен, кровь агнца, «начаток овчий» (жертва Авеля)=КРОВЬ, ЖЕРТВА 3) багряная верёвка=КРОВЬ; БАГРЯНИЦА (царское достоинство); «знамение спасения» (аллегорически) 4) =КАМЕНЬ, КРОВЬ 3 . Распятие; Крест 1) жезл, ковчег, корзина, , ядовитое древо в пище (у пророка Иеремии), древо, усластившее воды Мерры, дрова, принесённые Исааком=ДРЕВО (lignum) как субстанция 2) древо =КРЕСТООБРАЗНАЯ ФОРМА 3) древо жизни, жезл, столп=ДРЕВО как форма и субстанция 4) : столп и вознесённый на столпе : овен – жертва, рога – перекладина креста=участие символических мотивов Сакраментальные символы 1 . Евхаристические: хлеб, манна земля, плоть, тело, плоть от плоти кровь, вино, вода=ХЛЕБ И ВИНО=ТЕЛО И КРОВЬ 2 . Крещение: вода, река, , потоп=ВОДА (переход через воды) вода и древо, =ВОДА И КРЕСТ III. Основные типологические значения 1 . Исторические (события новозаветной истории): Боговоплощение Богоявление (Крещение) Распятие (Страсти); образы распятого Христа (рана Адама, источение воды из камня, багряная верёвка) 2 . Символико-аллегорические: Христос Церковь – супруга (невеста) Христова – тело Христово – грешница, уверовавшая язычница Церковь и Синагога христиане, иудеи и язычники диавол апостолы и ученики сей мир и Царство Небесное конец света (Страшный суд) 3 . Символические: 1) Тайны христологические: Боговоплощение (Рождество) Искупительная Жертва (Распятие) 2) Таинства: Евхаристия (Тело и Кровь) Крещение (Вода и Крест) Миропомазание (в толковании на пророка Осию). А. С. Балаховская 153 Отсюда – сам термин тип, от греч. τπος; – «оттиск», «отпечаток», «отображение», и парный термин антитип, обозначавший саму реальность, отобразившуюся в историческом прошлом и пророчески предвосхищаемую этим прошлым. 154 Hilarius de Poitiers.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Такой Крест предъизображён был жезлом Моисея, чудодейственно разделившим пред ним и пред народом Чермное море, расступившееся от крестообразного ударения по морю. Не им самим, не жезлом явлено чудо, а Крестом, им на море начертанным. И Крест, орудие нашего спасение потому свят, что на нём крестообразно были распростёрты руки страдавшего и пригвождённого к нему Господа нашего Иисуса Христа. И другими действиями этот же жезл Моисея был прообразом Господня Креста. Поглотивши пред царём Фараоном явившегося (по искусству Египетских магиков – мудрецов) волшебного змия, он показал, что древо Креста сокрушит, уничтожит змия, – его власть над миром. И изведши из камня воду для томившихся жаждою в пустыне евреев, он прообразовал Крест, доставивший душам томившихся и жаждавших под твёрдою властью диавола воду – спасение. Жезл Ааронов, чудесно произрастивший плод, указывает на древо Креста, явившее в нас уверовавших в Распятого на нём – плоды жизни вечной. Древо некое, брошенное (в Мерре) в негодную для питья воду и претворившее её в воду сладкую для питья, также прообразовало Крест, сделавший всех нас, когда мы уверовали в Распятого на нём, угодными Богу. Великий пророк и вождь народа Израильского, Моисей, в сражении с Амаликитянами молившийся с распростёртыми руками и одержавший таким образом знаменитую победу, как свидетельствуют об этих действиях Аарон и Ор, прообразовал силу Креста, одержавшего победу над нашими всегдашними и злейшими врагами – демонами. Праотец Иаков, благословляя своих внуков, детей любимого сына своего Иосифа, крестообразно для этого возложенными руками, и не изменивши так сложенных рук и при известном замечании и даже действий со стороны сына Иосифа, не выразил ли этим самым своей глубокой и твёрдой веры в силу Креста? А медный змий, повешенный, по повелению Божьему, на древе, не потому ли и спасал уязвлённых и с верою взиравших на змия и на древо, что змий этот прообразовал Христа, а древо или шест, на котором висел змий, – Крестное древо, на котором был распят Спаситель мира! Сам же Иисус Христос свидетельствует, что медный змий был прообразом Сына Человеческого, вознесённого на Крест за людские грехи ( Ин. 3:14 ); значит, шест прообразовал древо Крестное. Царь и пророк Давид также указывает на это древо и велит поклоняться ему ( Пс. 98:5 ). И пророк Исаия ясно говорит о славе его: «слава Ливана приидет к тебе... чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих... и падут к стопам ног Твоих все презиравшие тебя ( Ис. 60:13–14 ). Сей же св. Пророк, будучи некогда в озарении – в духе, видел Господа идущим на смертную казнь со знамением начальства на Его плече: «Егоже начальство бысть на раме Его» ( Ис. 9:6 ). Знамение это или начальство есть. св. Крест, на котором Господь наш Иисус Христос Своею вольною смертью совершил наше искупление. Если бы это древо – крест не было святым, то не было бы и указаний на него от Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010