«Со злодеем яко злодей, Христе, менился еси, оправдал нас всех от злодейства древняго запинателя» [ 378 ]. «На Тя меч обнажися, Христе, и меч крепкаго убо претупляется, и меч же обращается Едемский» [ 379 ]. Вход в Новое Царство теперь открыт и свободен для всех. Крест явился могучим оружием, на котором «затупились мечи могучих» светом «всемогущего действия и воли Святой Троицы» [ 380 ]. Обратим внимание и на замечательное сравнение святого Златоуста. Этот великий отец нашей Церкви говорит: «Видишь ли дивную победу? Видишь ли действие Креста? Сказать ли тебе нечто другое, более удивительное? Узнай способ победы, и тогда ты изумишься еще более. Чем победил диавол, тем же преодолел его и Христос; взяв его же орудия, Он ими и победил его, а как — послушай. Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было дерево Рая; смертию было наказание Адама. Но вот опять дева, и древо, и смерть — эта знаки поражения — сделалилсь знаками победы. Вместо Евы — Мария, вместо дерева познания добра и зла — древо Креста, вместо смерти Адамовой — смерть Христова. Видишь ли, чем победил диавол, тем и сам побеждается? Через древо поразил диавол Адама, чрез Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда. […]. На ту смерть осуждались те, кто будет жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее». И, исполнившись удивления, восклицает божественный Златоуст: «Чрез смерть мы сделались бессмертными; таковы действия Креста. Узнал ли ты победу? Узнал ли способ победы? Узнай же, как легко (для нас) совершилось это дело. Мы не обагряли оружия кровью, не стояли в строю, не получали ран и не видели сражения, а победу получили; подвиг — Владыки, а венец — наш. Итак, если эта победа стала и нашею, то все мы, подобно воинам, воскликнем ныне победную песнь; скажем, воспевая Владыку: «…Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 54–55) [ 381 ]. СОШЕСТВИЕ ГОСПОДА ВО АД Победа простирается и на ад Торжество Богочеловека над смертью и адом началось именно в тот момент, когда враги считали, что победили Его и стерли с лица земли. Сообщники человекоубийцы диавола… поставили у гроба Иисуса стражу, и приложили к камню печать (Мф. 27, 66). Но с того самого часа победа, которую стяжал Господь на Кресте, должна была распространиться и на ад. В Православной Церкви Великая Пятница, разумеется, есть день скорби, день благоговейного молчания. Христос пребывает во гробе. Поэтому Церковь в этот день не совершает Божественной литургии. Но с вечера Великой Пятницы начинается, по слову святителя Амвросия, благословенная Суббота: «Суббота есть преблагословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен» [ 382 ]. То есть Суббота — самая благословенная, день поистине великого праздника, ибо в день Воскресения Христос, уснувший смертным сном, воскреснет, когда исполнятся три дня, которые Он будет во гробе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Да, рай начинается уже в этом мире. Все ученики Господа всех времени и народов свидетельствуют, что Рай для человека, устремленного к небесной правде, начинается уже здесь, на земле. Земля, где принял страдание Сын человеческий, есть место наших страданий потому, что причина страдания — грех. Крест же есть горькое лекарство от страданий. Крест есть спасение от греха; искупление вызванных грехом страданий. На непросветленное страдание человеческое накладывается святое страдание Христово. На страдание безвыходности человеческой накладывается страдание крестное, вся трудность борьбы с грехом и злом в мире, неподчинения злу, победы над грехом. Кто горит страданием зла — нечистотой страсти, ревности, темного гнева, гордости, кто мучительно ищет тебе суетной славы в мире или призрачного богатства, пусть примет очистительную силу страданий чистой любви, искания богатства духа, Божией милости и Божией славы. Крест есть начало рая и страдание спасения от страданий. Не напрасно говорят, что древо Креста Христова было поставлено на том самом месте, где росло райское древо жизни. Древо жизни, данное Творцом людям после падения, обратилось в Крест Божий и человеческий на земле. Оно не исчезло, это сладкое древо райское, древо беспредельного доверия Бога к человеку и великой радости человека в Боге, — оно только изменилось. И где бы мы ни поставили крест — мы всюду видим райское древо. Крест не умерщвляет человеческих чувств, он их возвышает и очищает. В то время, как грех истребляет человеческую красоту чувств, глубину мыслей и желаний, Крест приводит к гармонии человеческие чувства и расширяет до безмерности человеческое сердце. Всё входит в любовь сердца, открытого страданиям Креста… Крест есть лестница, поставленная на земле к раю. Нижний ее край стоит на земле страданий, — верхний покоится в тверди небесного блаженства. " Принять Крест " , это принять покорность Богу, исполнение заповедей Христовых, терпение святого устремления. Слово Господне говорит, что в горькие воды Мерры Моисей бросил кусок дерева и вода сделалась сладкой, удобной для питья. Так в прогорклую, отравленную смертью жизнь, поставлен Крест. Две части его означают: продольная — жизнь Бога в человеке; поперечная — жизнь человека в Боге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Радуйтеся, торжество веры православныя явившии; радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии. Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии; радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную. Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную. Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное. Кондак 7 Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа. Икос 7 Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху: Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная; радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники. Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое; радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое. Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие; радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение. Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное. Кондак 8 Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа. Икос 8 Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

апостолов учит о Церкви и иерархии: «нужно убо есть, елика аще творите, без епископа ничтоже творити вам. Повинуйтеся и презвитеству, яко апостолам И. Христа. Подобает же и диаконам, сушим служителям таинств Иисус Христовых, во всем угождати: не бо брашну и питию суть служители, но Церкви Божией служебницы». «Без них Церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных». «Без епископов и презвитеров и без диаконов что-либо творяй, таковый оскверняется совестью и неверного горший есть. «Ижо убо сих но слушает, безбожен всячески есть и злочестив, и отметается Христа и Его установление умаляет» (посл. 1 к Трал.). «Священство есть всех благ в человецех верх: на неже аще кто неистово возстает, не человека безчестит, но Бога И. Христа» (посл. 4 к Смирн.). «Потшитеся, возлюблении, повиноватися епископу, презвитерам и диаконам: иже бо сим повинуется, слушает Христа учредившего их; а иже противится им, противится Иисусу Христу; противляяйся же Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает в нем». 21. Свт. Петра митроп. (1326 г.); м. Иулиании, м. Фемистоклея, блаж. Прокопия; св. Иулиании, княгини (406 г.). 22. Вмц. Анастасии узорешит. и с нею м.: Хрисогона, Евода, Евтихиана; мц. Феодотии. 23. 10-ти муч. критских: Феодула, Саторнина, Геласия, Зотика, Помпия, Евареста, Евпора, Евникиана, Агафопуса, Василида; п.: Павла и Нифонта; Нифонта, еп, кипрск., Феоктиста новгор. 24. Пмц. Евгении и с нею м.: Прота, Иакинфа и мц. Клавдии; п. Николая монаха. 25. Рождество Христово. Воспоминание избавления церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык. 26. Собор Пресвятой Богородицы; свч. Евфимия, еп. сардийского; пр. Евареста и Константина синадск. 27. Ап. и первмуч. Стефана архидиак., п. Феодора начерт., Феодора, архиеп. царегр., прав. Иосифа, обручника Девы Богородицы; Давида царя, ап. Иакова, брата Господня. 28. Муч 20000 в Никомидии; м. Зинона, Индиса, Дорофея, Гликерия, Феофила, Петра, Стратига, Препосита, Мардония, Мигдония, Горгония, Евфимия; мц.: Агафии, Домны, Феофилы и др., ап. Никанора; п. Игнатия ломского. 29. Свв. младенец 14000, Христа ради избиенных от Ирода; препп.: Маркелла, игумена обители неусыпаемых; Фаддея исповедника, ученика и слуги св. Феодора студита ; Марка пещерн. Феофила плачливого и Иоанна печерских, Феофила омучского. 30. Мц. Анисии солунской; м. Зотика сиропитателя; ап. Тимона; п.: Феодоры царьградской и Феодоры кесарийской; м. Филетера никомидийского; муч. Павлина, Омврия, Вира, Севира, Коллистрата, Флорентия, Ариана, Анфимия, Уврикия, Исидора, Евкула, Сампсона, Студия и Феспесия. 31. Отдание праздника Рождества Христова. Пр. Мелании римляныни. Читать далее Источник: Для клира и народа/И.Г. Айвазов. – Изд. журн. " Мисс. обозр. " - С.-Петербург : Тип. «Колокол», 1914. - V, 234, 168 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

66 Священник не поет ныне у той церкви, у которой двоеженец дияк диячит. Историч. акт. 1841 г. том. 1. 101, 1490–1494, г. 104, 1496–1505 г. 67 Ибо монастырем часто называется ограда кругом храма, см. этимологич. лексикон русского языка Р. 79 В 1 обличительн. слове на Юлиана. Сократ. Церк. истор. кн. III, гл. I. Созомен. кн. V, гл. 2. 85 Должность их частию соединяется и с званием ιερομνημων, о котором Кодин в должностях придворных и церковных в Константинополе, гл. 1. говорит, что он вовремя Богослужения держит служебник патриарший. 89 Ερμηνευται γλσση εις γλσσαν, ην εν ται αναγνσεσιν, εν ται προσομιλιαι, в изложении веры, 21. 115 В начертании Церковн. истор. от Биб. времен, – век IV, о священ. одеждах. Историч. акты западной России, 115. 117 Dicla est avmem tunica a luendo corpore; vestis erat breuior et sine manicis, quæ peoprie viris conveniebat. Ambrosii Calepini lexicon/ 118 В Греции по сказанию Кодина duo domestici cum primo cantore deferunt tunicas breves–σιχτουρια. 119 В изъяснении Литургии Дмитревск. о свящ. одеждах § 63. В Истор. Цер. Иннокентия, век IV о священ. одеждах. 140 Кн. II, гл. 26. Согласно с постановлениями Апостольскими говорит о Диакониссах Епифаний кипрск. о ерес. III, IV. В изложении веры, XXI. 145 Чин поставления Диаконисс можно читать в книге о служении и чиноположениях Прав. грекороссийския Церкви, о Диакониссе. 150 См. клятвен. обещание сердобольных вдов, напечатан. в С.–петербурге 1839 года, и речь преосвящ. Михаила, архиеп. черниговск. и нежинск. произнесен. при присяге серд. вд. в 1815 году, марта 12 дня, и издаваемую с того времени как руководство для серд. вдов. 170 В 1146 году, по сказанию Ипатиевской летописи, жители Звенигорода взываша об избавлении города от лютыя рати: курии елисон. Также в 1151 году после рутского сражения, когда воины нашли своего князя Изяслава Мстиславича взываша: киремьисон, вси полцы радующеся. Ипат. летоп. стр. 22, 64. 179 В этом смысле иногда по просторечию называют Пресвитера поп – от греческого слова – παπας или παππας – отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

15; иснов., декб. 26; муч., сен. 3 и дек. 28. Едессий (радость или стыдливый), муч., апр. 2. Екдикий или Екдит (совлекшийся одежд), муч., мар. 9. Ексакустодиан (судья полковой, аудитор), муч., авг. 4, окт. 22. Елеазар (Божия помощь), анзер, янв. 13; муч., авг. 1. Елевсипп (гонящий коня, всадник), муч., янв. 16. Елевферий (свободный), муч., авг. 4 и 8, окт. 3; свящ.-мч., дек. 15. Елезвой, блаж, окт. 24. Елима (молчание), муч., июля 30. Елиссей (коего спасение Бог), прор., июня 14. Елладий (греческий, из Еллады), муч., янв. 8; свящ.-муч., мая 28. Еллий, преп., июля 14. Елпидифор (надеждоносный), муч., апр. 3, нояб. 2. Елпидий (надежный), херс. еп., мар. 7; муч., нояб. 15. Емелиан (от слова Емилий, – приятный в слове), испов., янв. 8 и авг. 8; преп., мар. 7; муч., июля 18; свящ.-муч., авг. 18. Епафрас (приятный), апост., янв. 4. Епафродит (любезный, приятный), ап., янв. 4, мар. 30 и дек. 8. Епенет, ап., янв. 4 и июля 30. Епиктет (приобретенный), муч., июня 7. Епимах (воинствующий), муч., мар. 11, окт. 31. Епифаний (славный, объявленный), еп. кипрск., мая 12, нояб. 7. Епполоний, муч., сен. 4. Еразм (возлюбленный), преп., фев. 24; муч., мая 4 и 10. Ераст (любящий), ап., янв. 4 и нояб. 10. Ермей (прибыльной), муч., нояб. 4. Ермил, муч., янв. 18. Ерминингельд (германский герой), муч., нояб. 1. Ермипп (конь Ермеса), свящ. муч., июля 26; муч., авг. 18. Ермий (бог вестник), ап., янв. 4; муч., мая 31, июля 6. Ермоген (род Ермеса – бога), муч., сент. 1, дек 10. Ермократ (удерживающий вестника), свящ.-муч., июля 26. Ермолай, свящ.-муч., июля 26. Ерм или Ерма (бог вестник), ап., янв. 4, мар. 8, апр. 8, мая 31, авг. 18, нояб. 5. Ерос (любовь, вожделение), муч., июня 24. Еспер (вечер), муч., мая 2. Ефив (юноша 15–20 лет), муч., июля 30. Ефрем (плодовитый), преп., сир, печер., новотор., епис. переяслав., янв. 28; херс. еп., мар. 7; преп., мая 16; патр. антиохийс., июня 8; преком., сент. 26. Еферий (воздушный), еп. херс., мар. 7. Закхей (справедливый, правдивый), муч., нояб. 18. Захария (память Господня), прор., фев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

мужа Ветхого или Нового Завета, и ими самими называемых πκρυφα – в смысле дошедших по сокровенному преданию. Bleek. Einleit. in das А. Т. р. 675, 676. 4 По восстановлении храма святая святых оставалось пустым; в нем, по свидетельству Иосифа (о иуд. войн. V, 5. 5) совершенно ничего не лежало, тогда как прежде положено было писание, γραφ (о древн. III, 1:7). 13 Напр., Климент рим. I ad cor.XXVIII. Patr.apost.opp.ap.Dressel, p.74. Свидетельство древне-правосл. церкви о некан. книгах составят также отдельный трактат. 14 См. 69 пр. Лаодик. собора ap.Mansi,Consill.nov.ct ampl.colleet.II, 574; 85 апост.прав. Mansi, I, 47; св.Афанасия – epist.festalis. Curs.compl.t.XXVI, p.1436, 1437 ; св. Григория Б. Carm XII. Curs. Compl. t. XXXVII, p.260–2 61; Епиф.Кипрск. adv.haeres.VII. Curs.compl.t.41, p.19. ср. de mens.et pond.cap. IV.V. t. 43, p. 162, 163, 180; Sinaps.script.sacra.Curs.compl.t.XXVIII, p.96. 16 Кассиодор, Григорий Великий , Бэда достопочтенный (VIII в.), Алкуин, Рабан Мавр (IX в.), Радульф (X в.), Гуго, Руперт (XII в.), Николай Лира (XIV в.) – вот наиболее известные имена западных богословов, отделявших канонические книги от «церковных». См. Bleek. Über. d. Stell. Der Apokr.des A.T.Theol.Stud.u.Krit.1853, p.274, 275. 17 Иларий Пикт., Comment. In symbol.apost.Curs.compl.t.XXI, p.373, 374; Иероним, Praefat.in libr. Salomenis.Curs.compl.t.28, p.1213 и др. 18 Афанасий Aлekc.Epismol.fesmal.39,m.26,p. 1437, 1440; 84 апост. правило; Епиф. De mens. et pond. c. IV, t.43, p. 162. 19 Суждения Лютера, высказываемые им в этих предисловиях, показывают, что он далек был от того, чтобы отрицать всякое значение неканонических книг Ветхого Завета для церкви христианской; некоторые из них он почти даже сравнивал с каноническими. Особенно благоприятно он говорил о 1-й Маккавейской книге: «это одна их книг, которых нет в еврейской Библии; образ речи в ней почти одинаковый с книгами св. Писания, и ее не недостойно было бы причислить к последним, потому что она очень необходима и полезна для понимания 11-й главы пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Но во времена новозаветные спасительные действия креста, окропленного кровию воплотившегося Бога-Слова, распространились на весь род человеческий. Соответственно божественной силе своей, крест Христов, по верным указаниям церковного песнописца, был достойно чествуем во все времена, как ветхозаветными мужами, проразумевавшими его таинство, так в особенности новозаветными сынами благодати, узревшими это великое таинство в полном свете. А при особенных случаях были чрезвычайные видения креста, например: св. царю Константину «показа небо победное знамение креста», – или после того царю Констанцию «явися чудно простертый крест, солнечные лучи испущая». Такие видения имели, кроме частных и временных целей, одну общую, относящуюся ко «всему миру» христианскому: «дабы показать миру покланяемый образ креста во всей славе его, который Ты, Господи, изобразил для царя Константина на небе блистающим в безмерном свете, как непобедимое всеоружие». Укажем хотя на некоторые из безчисленных примеров силы честного и животворящего креста. Так, по сказанию св. Прохора, ученика Иоанна Богослова, св. апостол знамением креста исцелил некогда, лежавшего при пути, больного человека (житие св. Иоанна Богослова сент. 26). Некто благочестивый Ир, по наставлению св. апостола Филиппа, начертал рукою своею образ креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха – и тотчас усохшая рука исцелела, око прозрело, слух открылся, и больной стал здоров (жит. св. ап. Филиппа, ноябр. 14). Когда св. Епифаний, в детстве своем, будучи еще некрещенным, свержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, то нашедший его некоторый христианин трижды знаменал крестом и тем уврачевал отрока (жит. св. Епифания, еп. кипрск., мая 12). Препод. Макрина, сестра св. Василия В., страдая «от вереда некоего лютого на персях ея», просила свою мать осенить больное место крестом, и как скоро употреблено было это врачевство, мгновенно получила исцеление (жит. пр. Макрины, июля 19). Нонна, мать св. Григория Богослова , подвергшись однажды тяжкой болезни, испытывала, «многия страдания», и «самое тяжкое – отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни, и ничем неизлечиваемое». Чем же Сам Бог исцелил ее? Силою знамения св. креста! ;,Ей представилось, в ночном видении», говорит сам св. Григорий («Сл. 18», говор. в похвалу и в утешение матери Нонне, в присутствии св. Василия Вел.), «будто бы я явился к ней вдруг ночью, с корзиною и самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить» – для подкрепления сил. И действительно, силы ее тогда же восстановились и укрепились так, что больная пробудилась от сна – уже исцелевшею.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1Кор. 12, 13 : „единем Духом мы вси во едино тело крестихомся“ Деяв 1, 5. „Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Св.“; Матф 3, 11 : „той вы крестит Духом Св и огнем“. Secbr.rg, Lehrb. d Dogmengeschichte, 163–165 194 ант. кес ), «которым веки устроены» (ант), ври „имже вся быша“ – „как на небесах, так и на земле“ (кипрск.); вместо «воплотившегося» – «родившагося» (рим. ант.), „от Марии Девы чрез Духа Св,“ (сир), „Богородицы (Марии)“ (алекс.), «и между человеками жившаго» (кес.), „умершаго“ (алекс. сир.); при „воскресшаго“ – «из мертвых» (иер. алекс. рпм.), „живым“ (сир.); при „небеса“ – «к Отцу» (кес.); при «одесную» вместо „Отца“- „величия“ (ал.); при „грядущаго“ – «оттуда» (римск.); при „Духе“ – «во единаго» (иер. кес, ал.), «Утешителя» (иер.); «оставление грехов» без „крещение“ (рим.); вместо „чаю“ – „сверх того (ал,); при „воскресение“ – «плоти» (рим.); при «жизни» – «вечную» (иер. рим.). Хотя положительных известий об этом нет, но судя по тому, что во вселенских соборах участвовали представители всех церквей, можно думать, что каждый из древних поместных символов принимался во внимание при составлении сначала Никейского, а потом Константинопольского символа. Чтобы судить о характере и трудности этой работы, надо принять во внимание, что в символе не должно быть ни одного слова, сказанного без цели, и учение выражается в них не столько отдельными словами, сколько сопоставлением, подбором их, а иногда даже одним отсутствием известного слова. 492–6 г.), приводится Никеоцаре-градский символ, причем он пишется в одной строке по-гречески латинскими буквами, а в другой – в переводе па латинский язык и надписывается: «евангельский символ, Господом вдохновенный, Апостолами установленный, внушенный учителям Церкви Духом Святым». Этот символ преподается готовящимся ко крещению, и они должны выучить его наизусть. Древний же римский символ произносился при самом крещении в форме ответов крещаемаго на вопросы священника. Можно поэтому думать что к V-VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

749 Жития: Симеона Дивногорца, 3076, 3168; Марфы, его матери, 416; Епифания Кипрск., 84; Иоанна Психаита,. 105; Модеста Иер., 21. 780 См., например, рассказ Лиутпранда (изд. при Льве Диаконе, 366), и вообще Forrer, Römische und byzantinische Seidentextilien, 1891. 815 Стр. 44, по Метафрастову житию Андроника, он, уходя в монастырь, отпустил на волю своих рабов (стр. 1051), о рабах к-польских ювелиров см. устав эпарха, 24. 826 Стр. 25, 26, при Юстиниане они получали при размене денег 78 оболов на статир, т. е. 27% (Procop., Anecd., 140. 832 См. примеры в чудесах Кира и Иоанна (стр. 283 – о торговце овощами в Александрии) и житиях Николая Угодника Синаита и Никона Метаноите (цитированы в главе о городском быте). 869 Digest. 14. 2. Авторитет этого L. R. h. de jactu был признан самим императором Антонином, приказавшим по нему чинить суд над грабителями во время кораблекрушений. 876 Говоря о прибрежных судовладельцах, Феофан замечает, что они никогда не занимались земледелием (757). 897 См. многочисленные изображения на миниатюрах византийских рукописей: например, Schlumberger, Ерор. byz. III. 125. 898 См. рассказы о частых поездках свв. и др. лиц, например, житие Евстратия Авгар., 391 или рассказ о перенесении мощей Евфимии, 276. 909 Житие Христодула Патмосского знает на Архипелаге латинян, итальянцев, испанцев, французов, сицилийцев, океанийцев и варваров, стр. 176. 1008 Число жителей в византийских деревнях весьма варьировало. Житие Николая Сионита называет κωμη с 75 человек мужчин (стр. 33); житие Авраамия и Марии говорит, что в огромной деревне на Геллеспонте насчитывалось до 1.000 человек (стр. 933). 1009 Стр. 12, 16, 48, 51 и др. Подобное явление встречаем и в житии Феодора Сикеота – χωρον Συκεν, (363). 1011 Феодорит, «Религ. ист.», 1313, 1360; жития: Саввы Осв., 222. Феодосия В., 105; Феодора Сикеота, 363; Филарета Мил., 64; Феодоры Сол., 33; Евфимия Нов., 170. 1023 См. описание захолустного египетского крестьянина, «ничем не отличающегося от диких зверей», с варварским именем Пиамоф – в чудесах Кира и Иоанна, 509.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010