Взмолился Моисей Богу о людях этих, и явился ему Ангел Господень, держа в руках 3 ветви древесные: певг, кедр и кипарис. И сказал Ангел Господень Моисею: «Соедини эти ветви плетением во знаменье образа Святой Троицы и воткни их в воду Мерры, и этим сделаешь сладкими воды Меррские. Вот эта ветвь превратится в большое дерево, эта ветвь достигнет четырех сторон Вселенной. А это древо – Спасение миру. Этим древом будет побеждено коварство первого врага». И о прочем, чему предстоит быть, сказал Ангел Моисею, и затем ушел от него. И сделал Моисей так, как велел ему Ангел Господень. Сплел он ветви и воткнул их в источник у берега. И сказал Моисей: «Это древо – жизнь всего мира, это древо большую честь будет иметь. Со временем срубят его. Тогда соблаговолит прийти Всевышний. Но потом, когда захочет во плоти явиться всему миру, освящая преступленье женского естества, то на это древо руками беззаконных вознесется истинный свет. И увидите жизнь нашу своими глазами. А те беззаконники скоро окажутся в погибели, и вознесенному на древо поклонится весь мир. И как это древо ослаждает воду, так и кровь распятого освятит это древо. Ибо как древо осладило горькие воды Мерры, так и крест Христов осладил горечь языческого неверия. А теперь вы, ропщущие на меня, замолчите, этим древом вода осладилась, вы же, подойдя, черпайте, и пейте, и поите скот ваш». И тот же час осладились воды в Мерре, и начали пить ее все люди и скот. Слышал ли ты, иудей, приспешник Фараона окаянный, как Господь в Троице прообразовался через сплетение различных древесных ветвей? Как тебе прорек Моисей о воплощении Вышнего, и о распятии на древе, и о спасении мира? После этого забрал Моисей сынов израилевых и привел их в Элим, и там были двенадцать источников воды и девять побегов финика. Источниками этими прообразовал Господь двенадцать апостолов верховных, которые разошлись, как реки, по всему миру. Как источники источают струи, которые народ хоть и во множестве черпает, но они не истощаются, так и апостолы Господни к каждому народу приходили и на его языке провозглашали величие Божие. Ибо сказал им Господь Бог: «Вот я посылаю вас, как овец в волчье стадо, вы же не заботитесь, как и что и где сказать. Дух Святой научит вас тотчас, как подобает говорить».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГЕОРГИЙ Коссов (1855-1928), прот., священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873-1931), свящ., священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ [Егор] Егорович Седов (1883-1960), исп. (пам. 3 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ГЕОРГИЙ (Бранкович Джордже; 1830-1907), архиеп. Карловацкий, митрополит и Патриарх Сербский в 1890-1907 гг. ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Крус] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг. ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии ГЕОРГИЙ (Летич Джордже; 1872–1935), еп. Банатский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1931–1935 гг. ГЕОРГИЙ (Тертышников Николай Иванович; 1941–1998), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов ГЕОРГИЙ (Ходр) (род. 1923), митр. Библосский, Ботрисский и Гор Ливанских (Антиохийский Патриархат) ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГЕОРГИЙ ВАРДАН († после 1237 или 1238), митр. Керкирский, церковно-политический деятель, богослов, писатель ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ГЕОРГИЙ МАЦКВЕРЕЛИ еп. Ацкурский, церковный деятель и писатель, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 2 апр.)

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Возвысил ты наше падшее естество,/с распятием Христовым его воздвигнув;/высота Божественная, глубина неизреченная!/Ты, Живоносный Крест, благодатью преизобильный/– Христово знамение, и широта безмерная,/и непостижимой Троицы образ. Слава: Устами, душою и сердцем/Крест Господень лобызая,/придите ныне, вознесем его все и возвеличим;/поклоняясь, воскликнем вместе/песнь чистейшую, возглашая:/«Радуйся, великое богатство, Крест,/Церкви украшение!» И ныне: Древо жизни и спасения,/Древо бессмертия, Древо разума,/Древо трижды любезное,/непорочное и неприкосновенное,/Крест трехсоставный, почитаемое Древо:/ибо носит оно Троицы Триипостасной образ. Песнь 9 Ирмос: Всякий на земле рожденный/да ликует, Духом просвещаясь;/да торжествует и бесплотных Умов естество,/почитая священное торжество Богоматери,/и да взывает:/«Радуйся, Всеблаженная,/Богородица чистая, Приснодева!» Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Кто сделает слышными, как написано,/действия твои, любезный мipy Крест,/ явления силы Божией и чудеса,/и умерших воскресение?/И весь мip ты с собой вознес,/ сам вознесенный к Богу,/многовожделенный. Утверждение верным – Крест трижды блаженный,/знамение и похвала, Древо всесильное./Крест Христов, великий и совершенный,/апостолам – похвала, преподобным – утверждение/и мученикам – крепость и сила,/верным – победа и хвала. Слава: Радуйся, Крест, образ неописуемый и многоименный,/Древо преизобилующее дарами,/страшное и всеблаженное!/Радуйся, Крест всесвятой и всесильный!/Радуйся, хранитель жизни нашей,/Господень Крест много воспеваемый! И ныне: Крест Драгоценный!/Будь мне хранителем души и тела,/образом своим бесов низлагая,/врагов отгоняя, страсти упраздняя,/и даруя мне благословение, и жизнь и силу/содействием Святого Духа/и Пречистой священными мольбами. Светилен, глас 2 Крест – хранитель всей вселенной,/Крест – красота Церкви,/Крест – царей могущество,/Крест – верных утверждение;/Крест – Ангелов слава/и демонов поражение. Слава, и ныне, Крестобогородичен: Стоя у Креста, Родившая Тебя без семени,/и горько сетуя, взывала:/«Увы, сладчайшее Чадо,/как Ты скрылся от очей Моих?/Как Ты к мертвым был причислен?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Слово крестное погибающим юродство есть 1Кор. 1:18 Гордынею дышущие, и мечтающие о себе самих высокая, говорят: Мы ли бесчетное некое древо, рабскую казнь, благородни суще, на рамена (плечи), восприимем? Имя самое креста, говорит витий начальник и оных наставник и учитель, да удалится не только от телес жителей Римских, но и от памяти, зрения и слуха: сих бо всех вещей не точию наложение и страдание оных, но и пребывание, чаяние и воспоминание недостойно есть гражданина Римского, аки человека свободного 43 . Так зачем мы древо крестное, аки златую гривну на себе самих имеем, или будем носити? Или нам неизвестно, что Цецилии креста древо смертоносное Октавий на укорение предложил? Но спасаемые крестом, иже им сила Божия есть, спрашивают таковых: почто всуе языческая приводите свидетельства, аки неизвестная, не ведая того, что крест красоту от удов Господних восприят; ниже бесчетное, или смертоносное есть древо; но паче всех древес есть честнейшее и благословеннейшее; древо красное и пресветлое, украшенное Царскою червленицею, избранное от достойного корене, святым удом прикоснувшееся? Почто неблагословенным нарицаете древом, которое воистину есть блаженное и благословенное, на его же раменах цена всего мира повешена? Неблагословенным убо всуе именуете древом. He лучше ли вам есть с языческими учителями о нем вещати тако: О колъ древо благословенно, на нем же Бог сам повис! 44 и о котором такожде и св. Церковь воспевает: Сладкое древо, сладкое гвоздие, сладкую тяготу на себе понесшее. И паки: древо крестное врагам его погибающим юродство естъ, спасаемым нам сила Божия есть 45 . Чесо ради благородие свое возносите? Не большее ли благородие есть сие, о котором св. Агафия рече, и в котором служение Христово познавается? Сия блаженная, от доброродных родителей происшедшая, от худородного радостна влачимая в темницу, с веселием глаголаше: «раба Христова есмь; и сего ради рабским являюся лицем: понеже далече превосходит Христианское смирение и служение Царские сокровища, и гордыню».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Нестрадальный Бог Слово, бесстрастный Божеством, пострадал плотию и на древе креста притупил жало греха. Христос – это «Древо животное» (τ ξλον τς ζως), от Которого вкушая, человек не умирает. В крестной смерти Спасителя сила обожения простирается на всё человеческое естество при посредстве человеческого естества Христова, пребывающего в ипостасном единстве с Его Божественным естеством. Хотя обожение человеческого естества – дело всей Богочеловеческой жизни Спасителя на земле, однако Его крестная смерть в этом смысле чрезвычайно важна. Святое богословие Церкви благовествует: «На кресте пригвождаемь, Христе Боже, яко человек, человеческое естество обожил еси, и началозлобного умертвил еси змия, нас свободил еси клятвы, яже от древа, яко Благоутробен, быв клятва». «На кресте пригвоздился еси, Щедре, обожил еси истлевшее наше существо». Крест – «вина всех обожения, τς πντων θεσεως ατιον». Крестом люди обожились. Господь, превысший всякой чести, благоволил быть подвергнутым бесчестью, претерпев позорную смерть на кресте, но ею человеческий род пожал бессмертие («еяже ради безсмертие, объят род человеческий») и восприял первоначальную жизнь. Воздвигнутый на крест, Спаситель воздвиг людей из глубины зол («вознесл еси нас от глубины злых»). «Распенся, Безгрешне, грехи всех взял еси, Христе». В молитвенном богословии древо креста всегда противополагается древу познания добра и зла. При этом древо креста представляется как древо жизни. Как враг рода человеческого поработил человеческий род древом познания, так Господь поработил врага нашего древом креста и Своим страданием: «Имже образом пленил есть враг Адама древом снедным, такоже, Господи, Сам пленил еси Ты врага древом крестным и страстию Твоею». Древо креста Господь Иисус явил древом жизни: «Креста Твоего древо, Христе Боже, древо животное показал еси». Человеческое естество грехами и страстями скатывалось в смерть и тление, Господь Иисус Христос животворящей смертью Своею остановил «стремление смертное и тлю». Бог Творец, будучи умерщвлен, всех оживил и обновил: «Ущедри падший образ и воскреси сокрушенный, Содетель Бог и Обновитель, умерщвлен быв, всех оживи». «Вредно бысть во Едеме древа горькое вкушение, смерть введшее; Христос же умертвився на древе, всем живот источи».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Видишь ли, что смерть везде называется успокоением и сном, – и, тогда как прежде ее боялись, теперь, после воскресения, ее легко презирают? Видишь ли светлую победу воскресения? Чрез него нам доставлены бесчисленные блага, чрез него рассеяно лукавство демонов, чрез него мы посмеиваемся над смертью, чрез него мы одушевляемся надеждой благ будущих, чрез него мы, облеченные плотью, можем быть нисколько не ниже существ бесплотных, если только захотим. Ныне совершилась блистательная победа; ныне Владыка наш, воздвигнув знамя победы над смертью и ниспровергнув власть диавола, чрез воскресение открыл нам путь ко спасению. Итак, все будем радоваться, ликовать и веселиться: ибо хотя победил и воздвигнул победы знамя наш Владыка, однако, и нам общи радость и веселие, так как все это Он совершил для нашего спасения. И чем победил нас диавол, тем же преодолел его Христос: Господь принял те же самые оружия и ими поразил диавола, – а как, послушай. Дева, древо и смерть были орудиями нашего поражения: девою была Ева (ибо она еще не познала мужа, когда подверглась искушению), древом было древо познания добра и зла, смертью было наказание Адаму. Видишь ли, каким образом дева, древо и смерть были орудиями нашего поражения? Посмотри же, как потом они же сделались орудиями победы. Вместо Евы – Мария, вместо древа познания добра и зла – древо креста, вместо смерти Адама – смерть Господа. Видишь ли, что, чем диавол победил, тем же он и побежден? Древом победил Адама диавол, крестом поразил диавола Христос. То древо низринуло человека во ад, а это древо, древо креста и низринутых туда опять извлекло из ада; то заставило пораженного скрыться, как пленного и нагого, а это показало всем Победителя обнаженно пригвожденным на высоте ко кресту. Та смерть подвергла осуждению всех живущих и после Адама, а смерть Христа, воистину, воскресила всех, живших и прежде Него. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс. 105:2 )? Чрез смерть мы сделались бессмертными, чрез падение восстали, чрез поражение стали победителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Нахождение части древа Креста Господня в Иерусалиме подтверждается и другими историческими данными. В VII в. в царствование византийского императора Фоки (602—610 гг.) эта великая христианская святыня на время попала в руки персов. Хозрой, царь персидский, вступив в войну с Фокой, покорил Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, разграбил его сокровища и в числе этих сокровищ взял из Иерусалима и древо Животворящего Креста Господня и отвез его в Персию. Но Господь не попустил неверным долго владеть христианской святыней. Преемник Фоки имп. Ираклий некоторое время не мог победить Хозроя, и тогда он обратился к Богу с молитвой о помощи. Он приказал и всем верующим своего царства совершать молитвы, богослужения и посты, чтобы Господь избавил от врага. Господь даровал Ираклию победу над Хозроем, который сам был убит своим сыном. Ираклий после этого отобрал у персов многоценную святыню христиан — честное древо Креста Господня и решил перенести его торжественно снова в Иерусалим. В 628 г. император Ираклий, достигнув Иерусалима, возложил св. древо на свои плечи, нес его, одетый в свои царские одежды. Но вдруг у ворот, которыми восходили на Лобное место, неожиданно остановился и не мог сделать дальше ни шагу. И тогда Захарии, патриарху константинопольскому, вышедшему вместе с жителями Иерусалима навстречу царю, было откровение от светоносного ангела, что невозможно древо, которое нес Христос в состоянии уничижения, нести в царских одеждах. Тогда царь облекся в простую и бедную одежду и, с босыми ногами, в таком виде внес св. древо в церковь на то место, где оно находилось до взятия Хозроем. Здесь честное древо Креста Господня находилось и в последующее время. По крайней мере, в начале IX в. в числе клира храма Воскресения были два пресвитера стража, на обязанности которых лежало охранять св. Крест и сударий. При крестоносцах св. древо также, несомненно, находилось в Иерусалиме и не раз служило ободрением и охраной их войскам в битвах с неверными. Однако дальнейшая судьба честного древа Креста Господня в точности не известна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кондак 13 О! Иисусе мой, Хлебе Живый, Хлебе Небесный, Хлебе Сладчайший, Хлебе превожделенне, Тобою питаются Ангели на Небесех преизобильно! Благодарю Тя, яко и аз, странник и пришлец на земли сей, насытился ныне Тобою! О, Пище моя крепкая, Питие неисчерпаемое, Источниче безсмертия и жизни Подателю! О, Пасха Таинственная, Пасха всечестная, Пасха непорочная, Пасха великая, подавай мне истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего! Подавай мне пети Тебе в веки неисчетныя песнь великую, в Вышних трегубо песнословимую: Аллилуиа, Аллилуия, Аллилуия. Этот кондак читается трижды, затем первый икос и первый кондак. По словам монахини Таисии (Арцыбушевой), в 1930 г. Владыка подарил ей акафист своего сочинения (Благодарение по причащении Святых Христовых Тайн) и сделал на нем надпись, в которой были слова: «Для Божественной Литургии и солнце светит, и луна, и звезды тихий свет свой посылают, и земля дает плод свой, да будет Святой Агнец на престоле. Весь смысл жизни сей земной не в чем ином, как в постоянном приготовлении себя к принятию Святых Тайн Христовых в молитвенном подвиге, воздержании, чистосердечном покаянии. В таком приготовлении к Святым Тайнам и в самом причащении Святых Животворящих Тайн Христовых заключается весь смысл жизни христианина. Христианин должен причащаться наивозможно чаще». Дарил Владыка этот акафист и приезжавшим в нему в ссылку духовным чадам, которые переписали его от руки во многих экземплярах. После кончины сщмч. Серафима акафист хранился у его келейницы, охотно дававшей его просившим разрешения переписать. АКАФИСТ Животворящему Кресту Кондак 1 Избранному Царем Славы и освященному крестною смертию Искупителя мира, чудодейственную силу имущему Древу составим, вернии, похвалу и радостно возопиим: Радуйся, Честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления. Ангельския силы, яко Божии служители окрест Креста Господня невидимо предстояще, ужасахуся и поносную на земле смерть Иисусову на Небеси воспеша. Мы же, недостойнии, знамением Честнаго Креста Господня освящающеся, радостно взываем: Радуйся, Честное Древо, Кровию Богочеловека освященное./Радуйся, Честное Древо, прославившееся послушанием Христовым./Радуйся, Честное Древо, свободившее нас от ада./Радуйся, Честное Древо, низложение демонских полков./Радуйся, Честное Древо, возглашение силы Иисусовой./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Надпись на одном экземпляре гласит иначе: «Благословение Господа Святых Христовых Мест» и так как изображает «Поклонение волхвов», пастырей и славословие ангелов пред Младенцем, то по-видимому, происходит из Вифлеемской базилики, в то время как все остальные ампуллы были наполнены елеем, освященным у Животворящего Древа. Мы не знаем точно, где именно в Иерусалимском храме сохранялось Святое Древо, но что это не было на самом Лобном месте, о том свидетельствуют все паломники и приведенный выше текст патриарха Софрония: по его стихотворению видно, что приложившись сначала к скале Голгофы, в которой утвержден был крест, певец оттуда идет на место, где, преклонившись, верные почитают Божественное Древо и где в тоже время воздают поклонение некоторой «честной иконе». Известное сказание монаха Александра «О обретении Честнаго Креста», относимое с большою вероятностью к концу V или к началу VI столетия, ясно передает нам, что когда императрица Елена обрела Святой Крест в Иерусалиме, то перед отъездом своим в Рим распорядилась разделить Древо на части и одну часть взяла с собою, а другую вручила епископу Макарию для хранения на месте в Иерусалиме, положив эту часть в золотой ковчег. Из рассказа паломницы Сильвии мы знаем, что эта часть была достаточно больших размеров, так что, при выносе ее на поклонение верным, она ставилась перед епископом на особый стол, покрытый полотном, кругом которого стояли диаконы на страже. Серебряный позлащенный ковчег, в котором находилось святое Древо Креста на столе, открывался, и Святое Древо вынималось и клалось на стол, как древо креста, так и написание. И когда оно было положено на стол, епископ, сидя, придерживал своими руками концы святого Древа, а диаконы, стоя вокруг, охраняли его, и весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, преклонялись пред столом и лобызали Святое Древо. «А делается это, говорит паломница, потому, что, как рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу Святого Древа и, поэтому в ее время диаконы охраняли его, чтобы никто не дерзнуть сделать того же.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Быт.2:17 ). Здесь следует сразу же подчеркнуть: все святые отцы утверждают, что это древо не было плохим или ядовитым, плох был сам поступок – нарушение заповеди Божией, Господнего запрета. Само же по себе древо познания было столь же хорошо весьма ( Быт.1:31 ), как и все без исключения, сотворенное Господом. Свидетельствуя об этом, святитель Феофил Антиохийский даже пишет в «Послании к Автолику»: «Прекрасно было само по себе древо познания, прекрасен был и его плод». Однако Адам нарушил Божий запрет, вкусил – вопреки воле Божией – этот плод и тотчас лишился райского пребывания, богообщения, благодатной богопричастности. Он оказался в рабстве у сатаны, под властью греха, в состоянии богооставленности и обрекся на смерть. Но при чем же здесь Крест Христов? «…От древа грех, в Древе и спасение…» – говорит в «Огласительных словах» святитель Кирилл Иерусалимский. Конечно же, он ведет речь о двух древахдреве познания добра и зла и Древе Креста. В первый раз, во времена Адама и Евы, грех вошел в мир именно через древо. Но и в грядущем Распятии Спасителя этот грех, явившийся в мир через посредство древа, окажется вознесен тоже на Древо – Крестное, и будет на нем Христом уничтожен. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились – говорит апостол Петр ( 1Пет.2:24 ). Святые отцы размышляют о таком смысловом и символическом параллелизме древа познания и Древа Креста довольно часто. Например, святитель Иоанн Златоуст в «Беседе 16й на книгу Бытия» говорит: «То (райское. – П.М .) древо ввело смерть, потому что за преслушанием последовала смерть; это (Крестное. – П.М .) даровало бессмертие. То изгнало из Рая; это возвело нас на Небо. То за одно преступление подвергло Адама такому наказанию; это освободило нас от бесчисленных тяжестей греховных и дало нам дерзновение перед Господом нашим. Видите вы разность между древом и Древом?» В другой своей гомилии – в «Слове на Пасху» – святитель Иоанн утверждает: «…И чем победил нас дьявол, тем же преодолел его Христос; Он принял те же самые оружия и ими поразил дьявола; а как, послушай.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010