Тую епитемию Лот хотя исполнити, да прощен будет от греха, начат повеленное ему творити со усердием; враг же, не навидяй добра, дабы его от покаяния отвратити, претворися и, являясь странным, воды пить от Лота прошаше; Лот же, отчее повеление исполняяй, подаваше ему невозбранно; и тако диавол, являясь аки странен, воду испиваше, и паки Лот к Иордану возвращашеся и сосуд наполняше, а диавол паки, во образи странна являяся, испиваше воду, и толикую ему перепону в том делал, яко Лот от Иордана в три лета с водою трижды едва мог возвратитися. Бог же, праведныя любляй, грешныя милуяй, и видя его истинное покаяние, повелел оным главням тройме принять силу и укорениться, и возрасте дерево едино изрядно; а оные три головни бяху от трех дерев: певга, кипариса и кедра. Егда Святая Святых созидал премудрый Соломон, тогда, между протчими древы, и сие древо, яко добро, посечено. Оно бяше таково: когда его требоваше, идеже нужда бяше, долгаго, тамо оно коротко, а где короткаго, было долгое; для того, яко неугодно и презренно бысть, и валялося на многих местах, а после взято и помощено на потоце Кедрском. Царица Южная, идучи слушать премудрости Соломоновой, тим древом пойти не хотела, и пророчествовала, яко древо оно имать быть в великой чести. И так тое древо лежало тамо до страдания Христова, и во время страдания Христа сделали евреи от того древа, аки неугоднаго, на поругание Христово, крест самому Христу Господу, промыслом своим тако изволившему, и на том кресте распяли Христа. Чтий да разумеет, что по тому и сей монастырь Крест именуется; бо на том месте, идеже сие возврасте древо, поставлен, и где самое тое росло древо, там теперь престол и трапеза, на ней же приносится жертва, выну хваления пожершемуся нас ради на оном древе Христу. Там, где корень онаго древа бысть, сущее древо, животворящий крест Господень, стоит под престолом, затворен за стеклом, и пред ним неугасимое всегда горит кандило, и когда туда хажеи, си есть, поклонники в монастырь приходят, тогда, по литургии божественной, служащий иерей вынимает его оттуду, и износит его на главе, предыидущим двом со свещами братиям, протчим: «Спаси, Господи, люди своя», поющим, и полагает его иерей со страхом на столпце, среди церкви поставленном и украшенном, и тогда идут по два, и покланяются, и лобызают крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Нет безвыходности в земных грехах, нет пленённости человека злом, ибо есть Крест – дорога к свободе и бессмертию детей Божьих. Крест не есть только страдание, но и возвышение над страданием. Те, кто знают, что такое страдание за веру, за любовь, правду и чистоту, те понимают, что их Рай на земле – в Кресте. Их страдание не состояние, но путь к настоящей жизни, её полноте, чистоте и блаженству. Страдание – не дом, где надо жить, но дорога к настоящему Дому, где вся полнота и радость жизни. Нет этой полноты ни в чём на земле! Мир земной есть дорога, а не жилище. Человечество не найдет себе в этом мире Рая – без Креста. То, о чем мечтают ложные материалистические учители человеческие, – невозможно. Человек никогда не построит себе вечно-радостного Дома в мире, где царствует грех , болезнь и смерть. Человек всегда будет бездомен в этом мире. И это благо. Страдание его кратко, а радость может быть вечной. И никакой человек не воплотит до конца идеала своей Родины на этой земле, потому что высшая и вечная Родина каждого человека есть мир правды Христовой. Крест есть сила Божия и власть, данная человеку на путях к Богу. Крест, в этом мире, есть, конечно, и страдание потому, что он есть смерть для греха и смерть для смерти, а человек соединил себя с грехом. Отрываясь от греха, он страдает; но это есть страдание освобождения. Мать страдает, рождая жизнь, и человеческий дух страдает, рождая Вечную жизнь. Земля, где принял страдание Сын Человеческий, есть место наших страданий потому, что причина страдания – грех . Крест же есть горькое лекарство от страданий. Крест есть спасение от греха; искупление вызванных грехом, страданий. На непросветлённое страдание человеческое накладывается святое страдание Христово. На страдание безвыходности человеческой накладывается страдание крестное, вся трудность борьбы с грехом и злом в мире, неподчинения злу, победы над грехом. Не напрасно говорят, что древо Креста Христова было поставлено на том самом месте, где росло райское Древо Жизни. Древо Жизни, данное Творцом людям в Раю, после падения, обратилось в Крест Божий и человеческий на земле. Оно не исчезло, это сладкое Древо Райское, древо беспредельного доверия Бога к человеку и великой радости человека в Боге. Оно только изменилось; и где бы ни поставили мы, люди, Крест – мы всюду видим Райское Древо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Приводя слова Апостола (см. Евр.2:14 ), святой Амвросий говорит: «Итак, кто Желающий, чтобы мы были причастниками (participes) в Его плоти и крови? Без сомнения, Сын Божий. Как стал Он нашим общником, если не телом; или какой смертью расторгнул цепи смерти, если не телесной? Ведь Христово подъятие смерти сделалось для смерти смертью (mortis enim mors facta est susceptio mortis in Christo)». Чудодейственным, Божественным образом Божественная сила Спасителя в Его претерпевании крестной смерти своим всеспасительным действием охватывает всё человеческое естество. «Господь Иисус Христос простер руки на кресте, – говорит святой Кирилл Иерусалимский , – чтобы объять концы вселенной... Распростер человеческие руки духовными руками Утвердивший небо. Пригвоздили оные, дабы тогда, как пригвождено было к древу Его человечество, носившее на себе человеческие грехи, и когда оно умерло, вкупе с ним умер и грех, а мы воскресли в правде». «Спаситель на кресте сказал: «Совершилось» ( Ин.19:30 ). Ибо исполнилась тайна, свершилось написанное: истребились грехи». «Для чего, – спрашивает святой Василий, – Христово домостроительство спасения совершено крестом? Для того, чтобы с четырех сторон света были собраны спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех сторон света. А предпочтена была крестная смерть, чтобы все четыре стороны света были приведены ко спасению частями креста». Всё вошедшее в Богочеловеческую жизнь Господа Иисуса – это не только символ, но и сила Его победы над грехом, смертью и диаволом. «Чем победил диавол, – говорит святой Златоуст, – тем же победил его Христос. Взяв его оружие, Христос его им и победил. Вот как это было: дева, древо и смерть были знаками нашего поражения; девой была Ева , так как тогда она еще не познала мужа; древом было древо в раю; смерть была наказанием Адама. Но смотри, вновь – Дева, древо и смерть; эти знаки поражения стали знаками победы. Вместо Евы – Мария, вместо древа познания добра и зла – древо креста, вместо смерти Адама – смерть Христова. Чем побеждал диавол, тем и сам был побежден. Древом диавол погубил Адама; крестом Христос победил диавола. То древо низвергло в ад, а сие древо извлекло и тех, которые туда отошли... Смертью мы стали бессмертными. Таковы действия креста. И как легко для нас все это совершилось. Мы не обагрили кровью оружия, не стояли в боевом строю, не принимали ран и не видели сражения, но победу получили. Подвиг принадлежит Господу, а венец – нам... Вот что совершил для нас крест. Крест – это знамение победы над демонами, сабля против греха, меч, которым Христос пронзил змия».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Блаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное доброго и лукавого, надобно рассмотреть с большею тщательностью, чтобы не впасть в аллегорию, будто это были не деревья, а под именем дерева означается нечто другое» (О книге Бытия, буквально. Кн. VIII. 8). У святых отцов признание реального характера древа жизни соединяется с таинственно-аллегорическим толкованием приведенного стиха. Этот символ прообразовательно указывает на крестное дерево, на котором Спаситель мира вернул человечеству жизнь и на святую Евхаристию как спасительный плод голгофской жертвы. Древо жизни несколько раз упоминается в символическом значении в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (2:7). Тайнозритель упоминает его при описании горнего Иерусалима: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (22:2); «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (22:14). Текст книги Бытия убеждает нас, что древо познания добра и зла было реальным, а не символическим: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (2:9). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди. Человеколюбивый Господь, искони и изначала желая вразумить и внушить человеку, что у него есть Создатель и Творец, произведший все видимое и сотворивший его самого, благоволил показать ему Свою власть в этой заповеди» (Беседы на книгу Бытия. XVI.6). Так же изъясняет святитель Филарет Московский : «Имя древа познания добра и зла, без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Древо Креста Господня в царствование греческого Императора Фоки было пленено персами, но потом возвращено в Иерусалим, к радости и утешению христиан. Совершилось это так: Хозрой, царь персидский, завоевав Иерусалим, овладел сокровищами и утварью Иерусалимского храма, в числе коих пленил и неоцененное сокровище – животворящее древо Креста Господня, которое и принес в Персию. По смерти греческого царя Фоки, воцарился Ираклий, который многократно покушался преодолеть Хозроя, но вместо того сам каждый раз был побеждаем им и просил мира; но гордый враг не соглашался. Тогда, будучи в великой печали и недоумении, царь Ираклий начал искать помощи и заступления у Бога: он дал повеление своим подданным совершать усердные молитвы с постом и бдением, да избавит их Господь от врага, хулящего имя Его и хвалившегося в гордости своей истребить всех христиан; молился и сам царь со слезами и постом. После сего, собрав воинство и вооружившись крестного сплою, выступил он против Хозроя, и, сошедшись с ним, поразил его и обратил в бегство. Хозрой был убит сыном своим Сироесом, который послал к царю Ираклию просить мира. Заключив с персами мир в 628 г. по P. X., царь Ираклий тогда же взял животворящее древо Креста Господня, находившееся в плену у персов 14 лет. Возвращаясь в свое отечество, царь Ираклий воздал благодарение Богу за Его помощь и победу над врагами. Приближаясь к Иерусалиму, царь, облеченный в царскую порфиру, украшенную золотом и драгоценными камнями, и имея на главе корону, взял на свои рамена честное древо Креста Господня, дабы с подобающею честью и торжественно отнести его на прежнее место. Тогда Божиим изволением последовало дивное чудо: достигши врат, чрез которые шел путь к Лобному месту, царь внезапно был удержан невидимою силою и не мог пройти чрез оные врата. Тогдашний патриарх Иерусалимский 3ахариа, со всем народом вышедший на встречу царя, и от горы Елеонской шедший вместе с ним, видя такое чудо, пришел в ужас и, воззрев, увидел стоящего во вратах молние – образного Ангела, который возбранял царю вход и говорил: «Не таковым образом Творец наш нес сюда это крестное древо, каковым вы его несете». Тогда царь снял с себя порфиру, венец и прочие царские одежды, облекся в худое одеяние и понес честное древо Креста, идя босыми ногами, и без всякого препятствия внес оное в храм, и поставил на то самое место, с которого оно было взято Хозроем. Великая тогда была радость о возвращении Креста Господня христианам, которые, подобно древним Израильтянам некогда ликовавшим о возвращении ковчега завета от филистимлян, торжествовали и радовались, прославляя и благодаря Распявшегося на крест за спасете мира, Царя славы. Воспоминание явлений на небе Животворящего Креста Господня, виденных в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Согласно трактату «О душе», познание себя заключается, с одной стороны, в познании своей слабости и болезненности, приводящей в конце концов к смерти. Бог создал человека, чтобы он «покорялся и, покоряясь, познавал покоряющую его немощь» 30 . С другой стороны, познание себя приводит к познанию в себе величия Божественного творения и самого Бога. На вопрос, зачем был создан человек, прп.Никита дает следующий ответ: «Чтобы как Он Сам даже прежде, чем все творение было создано Им из не-сущих, имел в Себе познание природ и логосов всего сущего, будучи Царем веков и Провидцем, так и человек имел бы в себе подобным образом логосы сущих и природы, а также их познание, будучи сотворенным по Его образу и царем всего творения» 31 . В результате успешного завершения подвижнического пути познание «сущих, как они суть», приведет к вступлению на «высокие горы созерцания» и «во святилище познания Бога» 32 . У души есть пять высших «познавательных сил»: «ум, мысль, мнение, воображение, чувство» 33 , которые, согласно античной и христианской традиции, сложившейся до Стифата 34 , соответствуют пяти чувствам человеческого тела. Хотя Стифат всего лишь повторяет в этом случае прп. Иоанна Дамаскина , эпитет γνωστικο подчеркивает особую роль «разума», руководящего человеческим бытием на «умопостигаемом» уровне. Г. Принцип «Познай себя» в трактате «О рае» В трактате «О рае» тема самопознания продолжает развиваться. В чувственном рае было посажено «древо жизни и древо познания, которое зовется древом познания добра и зла» 35 . При этом главной задачей данного трактата оказывается познание «природы умопостигаемого и невидимого рая», в котором, в отличие от навсегда потерянного чувственного, люди имеют особую нужду 36 . Согласно одному из толкований, «древо познания, то есть древо познания добра и зла, – это наша природа и устроение, свойственное людям» 37 ; «древо познания – это устроение человека» 38 . В данном случае прп.Никита повторяет мысль прп. Иоанна Дамаскина 39 , исходившего, в свою очередь, из более ранней традиции 40 , и имеет в виду собственную способность человека к «познанию добра и зла» 41 . Это добро и зло – как видно из дальнейшего повествования – находится не вовне, а внутри самого человека. Познание добра заключается в неуклонном духовном шествии и восхождении в мужа совершенна, в меру возраста Христова 42 , а познание зла – исходя из учения каппадокийцев о зле как об отсутствии добра – является всего лишь неправильным и несовершенным употреблением процесса познания доброго по определению 43 . То есть древо познания добра и зла становится символом самопознания, смысл которого в исправлении себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Как некогда божественный Моисей вложил древо в средину горького источника и усладил его, так ныне Бог, проведший нас сквозь мысленное Чермное море от Фараона, животворящим древом честнаго креста, услаждает горесть поста Четыредесятницы и утешает нас, пребывающих в пустыне, доколе не возведет, своим воскресением, к мысленному Иерусалиму. И поскольку крест называется и есть древо жизни, и сие древо было насаждено посреди рая Эдемского, то божествен­ные Отцы прилично насадили, посреди святой Четыредесятницы, крестное древо, напоминая вместе и невоздержание Адамово и исцеление оного настоящим древом, ибо вкушая от него не умираем, но еще более оживляемся». Таково знаменование церковного обряда, совер­шаемого на утрени сей недели, после великого славословия. При умилительном пении: «святый Боже», Священник, предшествуемый Диаконом с кадилом, выносит из алтаря, на главе своей, крест, украшенный цветами, которые напоминают нам, что терновый венец Распятого процвел для нас розами и лилиями полей. Он возлагает его на уготованный аналой, посреди церкви, и простирает­ся пред ним трижды, со всем народом, при трогательном восклицании: «кресту твоему по­кланяемся, Владыко, и святое воскресение твое славим». Тогда поются, на оба хора, стихиры крестные, и величается спасительное древо, и призываются все отечествия языков, к его радостному поклонению: «Приидите вернии, животворящему древу покло­нимся, на нем же Христос, Царь славы, волею руки распростер, вознесе нас на первое блажен­ство, их же прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, древу поклоним­ся, им же сподобихомся невидимых враг сокру­шити главы; приидите вся отечествия язык, крест Господень песньми почтим: радуйся кресте, падшего Адама совершенное избавление; о тебе вернейшии Цари наши хвалятся, яко твоею силою Измаильтеския люди державно покоряюще: тя ныне со страхом Христиане целующе, на тебе пригвоздившегося Бога славим, глаголюще: Господи, на том пригвоздивыйся, помилуй нас, яко благ и человеколюбец». «Днесь Владыка твари и Господь славы на кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает сладость церковная; венцом от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждою облачится поругания и заушается бренною рукою, рукою создавый человека; по плещема биен бывает одеваяй небо облаки; заплевание и раны приемлет, поношения и заушения, и вся терпит мене ради осужденнаго, избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен». «Днесь пророческое исполняется слово: се бо поклоняемся на место, идеже стоясте нозе твои Господи, и древо спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом, молитвами Богородицы, едине человеколюбче».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

О древе жизни говорится и ближе к концу новозаветной книги Откровение, где описывается образ пребывания спасенных в Царствии Божием: И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:1–2 ). Следует подчеркнуть: древние святые отцы понимают этот новозаветный образ именно как обетование о реальном и обоживающем приобщении святых Самому Христу и спасительным, животворящим плодам Его Крестной Жертвы и Крестной славы. Потому-то, по убеждению древних святых отцов, под апокалиптическим древом жизни следует подразумевать не только Самого Христа, но также и Его Крест. Подобную мысль развивает в «Слове о победе Креста Господня» святитель Хроматий Аквилейский: «Крест Христов именуется „древом жизни“, ведь Крестом Христовым даруется жизнь верующим. Это то древо жизни, о котором говорит Иоанн в Откровении…: По ту и по другую сторону реки , – говорит он, – древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:2 )…» Тем самым древо жизни воспринимается святоотеческой традицией именно как некая – таинственным образом – триединая реальность. Оно – насажденное некогда Богом посреди Рая; и оно же – Древо Креста, дарующее нам начало вечной жизни в Боге; и оно же – то самое древо жизни, древнее и одновременно вечно новое, благодатными плодами которого станут питаться святые в Небесном Иерусалиме. Ветхозаветные прообразы Креста: святоотеческая интерпретация В Ветхом Завете помимо образов древа познания добра и зла и древа жизни были открыты и иные прообразы Креста. Святые отцы перечисляют их в своих праздничных гомилиях на день Воздвижения, а также в прочих проповедях, посвященных изъяснению богословского, спасительного и нравственного значения для христианина Креста Господня. В частности, автор приписываемого Златоусту «Слова на поклонение Честному Древу» настаивает на том, что Крест Христов является не только «дорогой жемчужиной Евангелий», но и представляет собой «сокровище Ветхого Завета».

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

" Христос „помощник и покровитель бысть нам во спасение”, замечает св. Кирилл Александрийский (тв. ч. 1, стр. 267). Гл. 15,25 Возопи же Моисéй ко Гóсподу, и показá емý Госпóдь дрéво, и вложи é в вóду, и усладися водá: тáмо положи емý оправдáния и судбы, и тáмо егó искуси [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его «Христос называется и есть древо жизни ( Лк.23, 31 ), – говорит тот же св. Отец, – ибо во Христе горькое становится сладким, неудобоносимое – выносимым, то, чтó по своей природе водоносно, – необходимым для жизни» (ibid, стр. 261). По другому объяснению того же св. Отца, «древо при Мерре означает крест Спасителя, или таинство Его; и если оно принято будет последователями закона, то они и горькое найдут сладким» (тв. ч. 5, стр. 74). Это второе объяснение разделяется и другими св. Отцами: а) «Древо сие есть образ креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов» (св. Ефрем Сирин, тв. ч. 6, стр. 490–191). б) «Слыша о древе, конечно, будешь разуметь крест» (св. Григории Нисский , тв. ч. 1, стр. 303). в) «Древом горькая вода преложена в сладкую, ибо сим предызображается наше спасение. Спасительное древо креста усладило горькое море язычества» (бл. Феодорит, тв. ч. 1, стр. 124). г) «В горькую воду опускается древо крестное, и горькое превращается в сладкое» (бл. Иероним, тв. ч. XI, стр. 326). Кажется, с таким толкованием согласны св. Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения» XIII, 20, стр. 253) и преп. Нил Синайский (тв. ч. 2, стр. 313; письмо 103 к диакону Капитону). Это объяснение разделяется и Церковью . а) Спасе, истинная сладосте, горькия Мерры древле вóды усладивый образом тогда древа Божественного креста...» (Четв. 3 седм. В. II. веч. стих, на Господи воззвах 1). б) «Ты воображаемый Меррские струи древле услаждаеши, всечестное древо» (Четв. 4 седм. Вел. п. Утр. кан. 2, п. 9, тр. 1). в) «Проображаше благодать твою, кресте, услаждаяй Моисей воды горчайппя древом, ибо горести страстей избавихомся Твоею силою» (Пятн. Утр. п. 7, т. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Св. Церковь , прославляя в своих песнопениях Крест Господень, берет черты для изображения славы его из опыта жизни. Исходною точкою прославления Креста выставляется в церковных песнях следующее противоположение: «Древо преслушания миру смерть прозябе: древо же креста живот и нетление; темже Ти поклоняемся распеншемуся Господу: да знаменается на нас свет лица Твоего» (служба Честному Кресту). Отсюда и все остальные похвалы Креста Господня, а именно: «Всесильный Крест Христов – апостолов похвала и благолепие, преподобных утверждение и верных знамение, мучеников крепость, иерархов и мучеников слава, победа и утверждение всех хвалящих его, немощных здравие, болящим исцеление и заступление, мертвым воскресение, падающим воздвижение. Крест – основание благочестия, бесом – губитель, Церквам благолепие, нечестивым погибель, врагом посрамление в день судный. Живоносный Крест – бесом отгнание, и помыслом погашение и ума сохранение. Крест – великое оружие Христово и непобедимое победительство всесильное. Крест – небесная лествице, Христова высота и слава. Крест – освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение всякому, знамение мужества и Христов скипетр непреложный; противныя в землю попирая. Крест – всех воскресение, падших исправление, страстей умерщвление, и плоти пригвождение, крест душам слава, и свет вечный. Крест – врагов губитель, злочестивых язва и пленение, верных держава, благочестивый хранитель и бесов отгонитель. Крест – страстей пагуба, помыслов отгнание и духовом ловительство. Крест – древо жизни и спасения, древо бессмертия, древо разума, древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо». Вот какими чертами характеризуется слава Креста Господня! И мы видим, что слава Креста соответствует уничижению на нем Христа: крест есть крайняя ступень уничижения Христа и самая высокая лестница к славе, достигающая одесную Престола Божия на небе! В настоящей жизни крест, который мы несем по заповеди Христа ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ; Лк. 9:23 ), есть выражение наших бедствий, скорбей и страданий за Христа. Неся свой крест, мы сраспинаемся Христу ( Гал. 2:19 ), мы умираем со Христом, чтобы жить нам с Ним ( Рим. 6:8 ; Кол. 2:20 ). Отсюда, крест, как выразитель всех скорбей и страданий, символизирует собою наше уничижение: «будьте ненавидимы всеми за имя Мое... Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу... претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 10:22 ; Ин. 16:2 ). Но вы «блаженны, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша неграда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:11, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010