Древних восточных символов сохранилось до нас несколько. Таковы; 1) Иерусалимский (назыв. „Апостольская вера“), сохранившейся в надписях огласительных поучений (6 --18) (произ. ок. 330 г.) Кирилла Иерусалимского . 2) Кесарийский (назыв. „Церковная вера“), представленный Евсевием Кес. Никейскому собору и передаваемый в его послании к своей пастве о Никейском соборе (послание это дошло до нас в приложении к посланию Афанасия Великого о переопределении Никейского собора, а также в, церковных историях Сократа 188 , бл. Феодорита 189 и в истории Никейского собора Геласия Кизического 190 . 3) Антиохийский (назыв. „Вселенская вера“), сохранившейся на латинском языке в сочинении Иоанна Кассиана : „О воплощении Христовом“ прочив Нестория 191 . 4) Александрийский (назыв. «Апостольские догматы»), сохранившиеся в окружном послании св. Александра, архиепископа Александрийскаго, против Ария, приводимом в церковной истории блаженного Феодорита 192 . 5) Кипрский (назыв. „Апостольская вера“) сохр. у св. Епифания в соч „Якорь“ 193 . Возможно, что все древние символы принимались во внимание при составлении Никейского символа. Но возможно также, что все эти символы пополнены после составления Никейского его выражениями. Так, в некоторых из них есть выражения «единосущного» (антиох., кипр.), «т. е. из сущности Отца» (кипр.) «несотвороннаго» (кипр., антиох.), «и рожденного» дважды (кипрск.) о Сыне, который могли быть внесены только из Никейского символа. Особенно близок к Никейскому символ Кипрской церкви, приведенный у св. Епифания, что вызвало даже у проф. Лебедева предположение о позднейшей интерполяции этого символа каким-либо переписчиком в сочинениях Епифания. Все эти символы вообще длиннее римского. Это могло бы говорить об их более позднем происхождении, если бы почти все добавочные выражения в них не существовали в тех фрагментах древнего символа, который мы встречаем в Новом Завете, у апостольских мужей и писателей II – III в., при том даже западных. Последнее особенно может наводить на мысль что римский символ, как и самый близкий к нему сирский, явились сокращением более древних (как и Никейский символ несколько сокращен в христологической части па Константинопольском соборе, что увидим ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Йешу бар Шушан Бар Эврайа (Бар Эвройо) – см. Григорий Абу-ль-Фарадж Барадей – см. Иаков Бурдеана Барбашмин, еп. Селевкии-Ктесифона, мученик Бардайсан – см. Вардесан Барзуйе, герой повестей Калила ве-Димна Барсамья, 18 еп. Эдесский – см. Мученичество Барсамьи Барсаума 19 (Варсума), архим., монофизит (V в.) Барсаума, еп. Кархи Барсаума, митр. Нисибинский (V в.) Барсаума, настоятель Бет-Аве (VII в.) Барсахде 20 из Карха-де-Бет-Селоха (VIII в.) Бархадбешабба 21 дё-Бет-Арбайе Бархадбешабба Хелуанский Баршавья Бар-Эбрей– см. Григорий Абу-ль-Фарадж Баут, монах Бехнам Буд (Бод), периодевт (VI в.) Вакх, св. Варвар, св. – см. Христофор Варвара и Юлиана, св. Варда – см. Георгий Варда Вардесан (Бардайсан), 22 еп. Эдесский (II в.) Bapýx, пророк– –см. Апокалипсис Варуха Василий Великий (Кесарийский) Василий Великий , Псевдо Василий Кипрский, свящ. Вит Харранский Воины, св. Вологез Нисибинский Гавриил из Сиарзура – см. Гавриил Таурета Гавриил из Шустрина Гавриил Катрайа (де-Бет-Катрайе) (VIIb.) Гавриил Таурета 23 из Сиарзура (VII в.) Гавриил Шиггарский, врач (VII в.) Гаде Гален и Псевдо-Гален Гамала – см. Афанасий I, сир. патриарх Гармоний, сын Вардесана Гемеллин Перрский Геннадий Марсельский Георгий I Арбельский (из Кафры), католикос Востока (661−680) Георгий, хореп. Амида Георгий (Map Георгий), еп. арабов (724) Георгий из Беэльтана, сир. патриарх (758−89/790) Георгий Македонянин Георгий аль-Макин (XIII в.) Георгий Иоанн бар Масой (Масавайхи), Георгий, еп. Нисибина (VII в.) Георгий Столпник Георгий, еп. Серугский (VII в.) Георгий, монах Георгий, св. Гераклид – см. Книга Гераклида Гордий и Феонилла, св. Гормизд – см. Хормизд Григорий(Иоанн)Абу-ль-Фараджбар Ахрон (бар Эвройо, Бар-Эбрей), мафриан (1286) Григорий I, католикос Востока (605−609) Григорий И, католикос Григорий Богослов – см. Григорий Назианзин Григорий Кашкарский, глава школы в Махозе (=Григорий I, католикос?) Григорий Кесарийский, биограф Григория Назианзина Григорий Кипрский , игумен Григорий Назианзин (Богослов) Григорий Нисский Григорий Чудотворец Григорий Чудотворец , Псевдо-Григорий, мученик Гуварлаха, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Третая икона, это Молдавская. В годы турецкого робства она помогла Молдовского княза Стефана победит турские войска, которые превишали 10 раз молдавские войска. Тогда Св.Георгий явился молодовского княза и сказал эму: " Я тебе помог победить и ты отнеси эту икону в моем монастыре на Святой Горе и возстанови мой монастыр - Зограф " . После победа Молдовского княза Стефана, плененые турецкие воный спросили где же ваш безстрашны войн на белом лошаде, мы хотим эго поздравит. Княз сказал: У нас нет такого война (солдата). Тогда турки уведели Св.Георгия на иконе и сказали: Вон этот войн нас победил. Кирилл Димов ,Болгария 2012/06/10, 12:12:31 С вятой великомученик Георгий исцели и помоги мне очень грешной пожалуйста не остави меня без твоей помощи2 рБ Людмила 2012/05/28, 07:28:20 Святой Георгий Победоносец! Моли Бога о нас! Прости за всё. Спасибо Тебе. Наталья 2012/05/20, 20:09:24 Святой Георгий Победоносец моли Бога о мне грешной непослушной Иулии , защити от нападок дьявола, розслабленния душевного от врага всеваемого и болезней нестерпимих.Заступись за отца Ефрема! Святой Георгий моли Бога о мне! 2012/05/14, 21:38:33 Святой Георгий, моли Господа Бога о нас грешных Иулии и Георгии. Аминь Иулия и Георгий 2012/05/14, 08:48:22 О Святой великомученник Георгий Победоносец! Моли ГОСПОДА о спасении нашем! Слезно молю тебя за семью мою, за всех сродников и благодетелей моих, за всех близких, любимых и дорогих сердцу моему и за всех христиан, за Россию православную! Аминь. р.Б. лариса 2012/04/26, 09:03:44 Святой Георгий Победоносец! Помолись ГОСПОДУ о нас, грешных! 2012/04/24, 23:20:17 Святой Георгий Победоносец,заступись за Россию православную!Защити от нападок дьявола!Заступись за отца Ефрема!Святой Георгий,моли Бога о нас! р.Б.наталья! 2012/04/24, 16:14:10 Святой великомученик Георгий! Исцели от непонятной болезни рабу Божию Евгению! Людмила Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1082

Василий ефесский 304. 305. 306. Василий киликийский 185. Василий селевкийск. 247–8. 255. Василий Трикакав 522. 535. 552. Васильевский 535. Васильев 578. Вассиан ефесский 303–7. Вассершлебен 218. Велисарий 383. 405. Венерий медиол. 292. Верекунд еп. 403. Вероникиан 286. Вигилий папа 167. 185. 189. 247. 306. 175. 383-4. 394–397. 398–400. 402-8. 423–8. 430. 449. 493. Виктор архим. 203. Виктор гарбенский 25. Виктор папа 253. Виктор тунунский 383. 391. Виктриций руанский 144. Williams 455. Вильгельм тирский 501. Ви(н)кентий донатист 81. 82. Викентий пресв. римск. потом еп. капуйский 292. 24. 32. 64. Викентий лиринский 296. Викентий пресв. 159. Винченци (Vincenzi) 114. 115–6. Виталий антиох. 110. 136–7. Виталиан 303. 359. Витон пресв. римск. 207. 24. 32. Вольф (Lupus) 204. Voisin 134. Гавриил II коптскш патр. 191. Гайна гот 81. Галата принц 99. Галерий 30. Галл 58. 59. Гаян 336. 381. Гарнье (Garnier) 197. 425. Геласий авва 324–5. Геласий кизикский 28. Геласий папа 85–6 . 300. 302. 312. 319. Гельцер 307. 331. 336. 337. 24. Геннадий конст. 203. 209. 334. 308. 310. Георгий алекс. 69. 55. 82-3. Георгий еп. Антиохии писид. 553. Георгий Арса 448. 449. Георгий диакон 159. Георгий кипрский 523–4. 552. 560. Георгий конст. 491. 492. 493. Георгий лаодик. 74. 136. Георгий Лимниот 524. Георгий монах 325. Георгий пресв. иерус. 491. Георгий пресв. римск. 491. Георгий придворный 534. 535. Герман еп. 303. Герман конст. 500. 515. 516. 521. 523. 524. 551. 552. 560. 570-1. Герминий сирм. 74. Геронтий никомид. 225. Гиббон 17. Gibson 117. Гизелер 113. Гликерий имп. 185. Гонтарит 403. Gore 351. Гратиан имп. 72. 91. 126. Григорий алекс. 290. 54–5. 64. 65. Григорий антиох. 307. 308. Григорий Богослов 60. 74. 109–110. 135. 140. 144. 145. 147.175. 188. 189. 220. 221. 223. 322. 324. 54. 93. 95. 97. 104–108. 110–112. 116-7. 119. 136. 138. 149. 150. 163. 235. 354. 415. 421. 425. 451. 526. 532. 551. Григорий монах 510. Григорий наместник 479. 482. 487. Григорий назианз. (отец) 95. 97. 106. Григорий неокес. (VIII в.) 532. 553. 558–9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

469 Царь приказал связать его и чесать тело его железными гребнями. Георгий умер от такого мучения. Но вскоре появился с неба голос – и царский дворец разрушился; загремел гром – и Георгий воскрес. Воскреснув, он пришел к царю и предложил сказать ему: «Нет бога, кроме Аллаха и подлинно я, Георгий – посланник Аллаха!». Царь удивился и приказал бросить его в темницу. 470 Между тем, некоторые маги и визирь царя приняли веру, проповедуемую Георгием. Поэтому царь приказал снова умертвить его. Его умертвили и кости перемешали с костями другого мертвеца. Вдруг появился сильный ветер, разрушил дворец царский – и Георгий был снова оживлен божественным всемогуществом. Представ пред царём, Георгий предложил ему сказать: «Нет бога, кроме Аллаха и подлинно я, Георгий – посланник Аллаха!». 471 В Георгия уверовал один вельможа царский, а с ним – 40 человек с их семействами. Царь умертвил Георгия, но Бог всевышний также снова воскресил его и пророк снова предложил царю веру в Аллаха. Это предложение приняли 700 человек, а с ними – один вельможа; все они стали мусульманами. 472 Царь умертвил их, но Георгий совершил намаз с двумя рякиятами, и 17 человек воскресли, пришли к царю и сказали: «Нет Бога, кроме Аллаха и проч.» и умерли. 473 Царь же и теперь не хотел принять веры Георгия. Но вот, наконец, заболел у царя сын и царь обещал Георгию принять его веру, если Георгий исцелит его сына. Сын был исцелен, обращен в ислам, а отец все-таки остался кяфиром! Георгий не отступал от Диоклетиана, снова предложил ему свою веру и снова был умерщвлен. Когда же Бог снова оживил Георгия, он пришел к царю и сказал: «Проклятый! Скажи: «Нет Бога, кроме Аллаха и проч.». 474 После этого Георгий отправился в капище идолов. Когда он вошел сюда, Иблис был в идоле. Увидя Георгия, он воскликнул: «Георгий! Окажи ко мне великодушие: дай дорогу – и я выйду вон». Георгий отвечал: «Выходи скорее, проклятый!» Потом он топнул ногой по земле, и она поглотила всех идолов. Царь испугался и рассказал жене о случившемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

О. Георгий Шавельский родился 6 января 1871 г. в селе Дубокрай Витебской губернии, в семье дьячка, который тяжким крестьянским трудом добывал кусок хлеба для своей многочисленной семьи. Начальное образование будущий протопресвитер получил в Духовном училище, а затем первым окончил курс Духовной семинарии. Впереди открывалась перспектива высшего образования в Духовной Академии. Но о. Георгий предпочел посвятить себя служению простому народу, и в 1891 году был назначен псаломщиком очень бедного прихода Витебской губернии. Здесь одновременно он стал и учителем в сельской школе. Четыре года спустя, он принял сан священства и был назначен настоятелем в другое село родной его губернии. Два года спустя умерла его жена, оставив ему двухлетнюю девочку. Однако, отец Георгий не пал духом, всецело отдавшись пастырской работе. Вскоре, по рекомендации Витебского епископа, о. Георгий был командирован в Петербург для поступления в Духовную Академию. Он блестяще выдержал вступительный экзамен и сразу же выделился как лучший студент Академии. Еще в бытность свою студентом, о. Георгий был назначен проповедником на Александровский машиностроительный завод и благочинным в имении Великого князя Дмитрия Константиновича в Стрельне. Будучи студентом 3-го курса, он стал настоятелем Суворовской церкви. Когда вспыхнула Русско-японская война, о. Георгий вызвался поехать на фронт и получил назначение в армию сначала полковым священником, затем дивизионным благочинным, под конец главным священником Маньчжурской армии. За свои выдающиеся организаторские способности и исключительную доблесть (с риском для жизни он посещал передовые позиции, где однажды подвергся тяжелой контузии), о. Георгий был возведен в сан протоиерея и награжден орденами св. Георгия и св. Владимира с мечами. В марта 1906 г. о. Георгий вернулся к своему пастырскому служению в Суворовской церкви в Петербурге. Наряду с пастырским служением, о. Георгий очень рано занялся преподавательской деятельностью. С 1906-го по 1910-й год он был законоучителем в Смольном институте, а с 1910 года профессором богословия Историко-филологического института. В том же 1910 году о. Георгий стал членом духовного правления военного протопресвитера. В следующем 1911 г., о. Георгий был назначен протопресвитером военного и морского духовенства Российской Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Четыред. на вел. вечер. стихир. на Госп. воззв.). Церковь Христова в своих песнопениях также указывает на то, что как чрез дерево первозданная чета пала от врага спасения – диавола, так чрез древо же он погублен, а мы восстановлены. « О, треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь, имже паде древом прельстивый (обольстивший Еву), тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотию (быв сам уловлен пригвоздившимся на тебе плотию Богом), подающему мир душам нашим » (кан. Воздвиж. 1 песн.). « Древом древле смерть обретохом, ныне же паки жизнь древом крестным » (5 нед. Четыред. вторн. веч. стихир. на Госп. воззв.). « Древо изгна мя древле из рая, ныне же древо к раю возведе Тебе распеншуся Христе » (Окт. гл. 7 вторн. веч. стих. крестн. на Госп. воззв.; ср. Окт. гл. 8 среда утр. по 2 стихосл. седален). « Простерл еси на Кресте, Христе, Твои длани руки праотца невоздержанное потребляя: древом же креста исцелил еси клятву, темже Тя поем во вся веки » (3 нед. Четыред. пят. утр. кан. триод. песн. 8 троп.; ср. кан. Воздвиж. 9 песн. ин ирмос). « Приидите, людие, преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся, яко древо в раи смерть прозябе: сие же жизнь процвете, безгрешного имущее пригвожденна Господа, от Него же вси языцы нетление вземлюще зовем: Иже Крестом смерть упразднивый и нас свободивый, слава Тебе » (празд. Воздвиж. при целов. честного креста 4 стихира самогласны). [Жертвоприношение Исаака – Быт. гл. 22.] В ряду прообразов Креста Христова довольно выразительным является жертвоприношение Исаака (Быт. гл. 22). Так в отношении к Иисусу Христу святая Церковь воспевает: « грядеши якоже Исаак истинный, на рамо Твое крест восприем, да на нем жертву о моих гресех принесеши Отцу в воню благоухания » (кан. акаф. Бож. страстем Христ., кан. Кресту песн. 6 троп. 2). Самый беглый взгляд на событие жертвоприношения Исаака, так высоко выставляющее веру Авраама и послушание его сына, легко открывает, что истинный смысл и значение его заключается в некоторой великой тайне, сокрытой под покровом события.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Как мы уже говорили, преп. Макарий Египетский толкует это мистически, говоря, что это и есть то, что происходит с каждой душой, когда закрывается для нее рай. Но означает также и то, как сказано буквально: там Херувим с пламенным мечем. Итак, мы закончили рассмотрение первых трех глав книги Бытия – основы богословия Церкви о происхождении челове­ка и, следовательно, его назначения. Это богословие наполняет церковные богослужения, особенно Кресту Господню. 14-го сен­тября, в празднование Воздвижения Честнаго и Животворяще­го Креста много очень хороших богослужебных стихов, показа­тельных для нас, как Церковь понимает то, что происходило в раю, и что произошло, когда явился Христос. Они сравнивают древо, от которого вкусил Адам с древом Креста. Так поется в одной из стихир: «Приидите вси языцы, благословенному Древу покло­нимся, имже бысть вечная правда. Праотца бо Адама прельстивый древом, крестом прельщается: и падает низвержен падением странным, мучительством одержавый царское здание: кровию Божиею яд змиев отмывается, и клятва разрушися осуждения праведного, неправедным судом праведнику осуждену бывшу: дре­вом бо подобаше древо исцелити, и страстию Безстрастного яже на древе разрешити страсти осужден­ного». Очень глубоко затрагивают такие стихи, когда знаешь о бо­гословии рая и будущего века. В полиелейном седальне на утрени мы поем: «В рай мя прежде древо обнажи, о вкушении враг при­нося умерщвление, Креста же древо живота одеяние чело­веком нося, водрузися на земли, и мир весь исполнися всякия радости». В песне 5-ой, ирмос: «О Треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь. Имже паде древом прельстивый, тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотию, подающему мир душам нашим». И песнь 9-ая, ирмос: «Снедию древа роду прибывшая смерть, Крестом упразднися днесь: ибо праматерняя всеродная клятва раз­рушися, прозябением чистыя Богоматере, Юже вся силы небесные величают». Канон Святого Богоявления, составленый преп. Иоанном Дамаскиным , говорит нам о том, что от диавола пришла смерть всей твари, но победил его Христос:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Ибо она почувствовала теперь, какою раньше была облечена благодатью, когда в наготе своей не испытывала ничего непристойного». Блаж. Августин Иппонийский. Творения. Ч. 8. С. 238–239. 152 Св. Григорий Палама ссылается на 38–е «Слово» св. Григория Богослова. См. русский перевод: Св. Григорий Богослов. Собрание творений в 2–х томах. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 529. В другом своем «Слове» (45–м) Богослов повторяет ту же мысль: Бог дает людям «и закон для упражнения свободы. Законом же была заповедь: какими растениями ему пользоваться, а каких не касаться. А последним было древо познания, и насажденное в начале не злонамеренно, и запрещенное не по зависти (да не отверзают при сем уст богоборцы, и да не подражают змию!): напротив того, оно было хорошо для употребляющих благовременно, потому что древо сие, по моему умозрению, было созерцание». Там же. С. 666. 153 Букв, «анагогически, мистически, возводя горе» (ναγωγικς). Подобный тип толкования Священного Писания был распространенным у богословов Александрийской школы, начиная с Оригена, который посредством подобного метода толкования рассматривал земные реалии, отраженные в тексте Писания, в качестве символов реалий небесных. См.: Simonetti M. Biblical Interpretation in the Early Church. An Historical Introduction atristic Exegesis. Edinburgh, 1994. P. 46. He чуждался анагогического толкования и Дионисий Ареопагит, который, в частности, говорит: «Обратимся, насколько возможно, ввысь, к озарениям священнейших Речений, переданным нам отцами, и, по мере наших сил, будем созерцать символически и мистически (ναγωγικς) ими для нас открытые иерархии умов». Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. С. 2–5. 154 Ср. рассуждение св. Иоанна Дамаскина: «А в средине этого места Бог насадил древо жизни и древо познания. Древо познания — как некоторое испытание и пробу, и упражнение послушания и непослушания человека. Посему оно и названо древом разумения доброго и лукаваго, или потому, что вкушавшим от него оно давало способность к познанию их собственной природы, что именно — прекрасно для людей совершенных, но худо — для очень несовершенных и для тех, которые в очень большой степени обладают сластолюбивым желанием, подобно тому как твердая пища — для тех, которые еще нежны [по возрасту] и нуждаются в молоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Блаж. Августин высказывает и еще одну своеобразную мысль – слова чтобы возделывать его и хранить его могут быть поняты в смысле отношения Бога к человеку. Бог поселил человека в раю, чтобы там возделывать и хранить его. Блаж. Августин: «Поэтому Бог, создавши человека, чтобы он был человеком, Сам и делает, и хранит его, чтобы он был праведным и блаженным. Отсюда изречение, что человек делал землю такою, чтобы она, уже будучи землею, стала обработанною и плодородною, равносильно изречению, что Бог делал человека, чтобы он, уже будучи человеком, стал благочестивым и мудрым, и хранил его» 235 . Адам, человек, был введен Богом в сад Эдемский, в рай, чтобы возделывать его и хранить его. С тех пор, в каждом человеке, и, в особенности, в мужчине, живет труженик и воин. Это земное призвание человека. Муж-человек должен трудиться и охранять Божий сад – сад души, сад семьи, сад земли, сад Царствия Божия. 4.5. Видение Еноха Праведного Некогда был восхищен в рай св. апостол Павел. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – (только) не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:2–4 ). Видение апостола Павла отражает представление иудеев о семи небесах. На третьем из них – рай. На небо был взят праведный Енох ( Быт. 5:24 ). В «Книге Еноха Праведного» («Славянском Енохе») описано, как Енох восходил на небо, проходя все семь небес. На третьем небе он видел рай. «И взяли меня (Еноха) оттоле мужи те и возвели на третье небо; и поставили меня посреди Рая. Вид же места того красоты незнаемой есть: всякое древо цветами украшено, всякий плод наливается, всякое брашно кипит изобилием на всякое время, всякое веяние благовонно, и четыре реки мимотекущие, тихо шествующие. И Древо Жизни на месте том, где почиет Господь, когда входит Господь в Рай, и древо то отменно благовонием своим несказуемым. И другое древо подле, масличное, точащее елей непрестанно. И всякое древо благоплодно, и нет там древа бесплодного, и на всем месте том благословение. Ангелы же, хранящие Рай, светлые весьма, немолчными гласами сладкопения своего служат Богу на всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010