Золотые воспоминания остались у нее о молодости в России, на Кавказе, о поездке в 1916 году в Москву, где она общалась с Флоренским, С.Цветковым, В.Эрном... Вспоминала она и о тех трудных годах одиночества и предельной бедности в конце 30-х годов, когда ее поддерживали и согревали своей дружбой такие яркие (каждый по-своему) люди, как о. Сергий Булгаков , И.Фондаминский, Б.Вышеславцев , В.Руднев (редактор «Современных записок»), мать Мария, В.Ильин и др. В 70-х годах Тамаре Владимировне удалось съездить в Москву, где она застала еще в живых вдову о. Павла Флоренского и вдову В.Эрна (в конце прошлого века Эрн, Флоренский и Ельчанинов учились в одном классе тифлисской гимназии). С каждым годом, несмотря на заботу детей и внуков, усиливалось одиночество: пришла, по словам Ахматовой, та «горчайшая пора», когда «не с кем плакать, не с кем вспоминать». Одиночество переходило в отчужденность от мира, от новых людей. В самое последнее время стали смещаться пласты времени и пространства. Но даже в этой немочи Тамара Владимировна сохраняла какую-то неповторимую красоту духа, свою собственную, и ту, что была присуща уходящему, ушедшему уже поколению: врожденную культуру, благородство чувств, жеста, речи. Болезнь лишила ее последней радости жизни: работы над иконами, но сохранила и даже выявила в ней то лучшее, что иногда было сокрыто заглушенным страданием и усилием воли. С издательством «ИМКА-Пресс» и с «Вестником РХД» Леонид Михайлович был связан особо тесно, так как в течение четверти века все номера «Вестника» (вплоть до 133) и многие имковские книги печатались его стараниями. В частности, ему поручались наиболее ответственные издания. Так, в 1971 году я принес ему рукопись «Августа 14-го» без заглавия и под вымышленной фамилией. Условия были: кратчайший срок исполнения (три месяца) и полное молчание, так как «молодому» «неизвестному» автору из России грозят большие неприятности. Леонид Михайлович условия принял, но, как только прочел рукопись, не удержался и спросил: «А ведь автор не простой, чувствуется определенно школа Солженицына».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И уже в сентябре 1904 года в Университете Андрей Белый с друзьями Флоренского организовал «Кружок no изучению «Критики отвлеченных начал» В. С. Соловьева ». Среди участников – С.М. Соловьев , В.П. Свенцицкий, братья Сыроечковские, Бердников, Хренников, В. Шерр и др. XII События 9 января 1905 года всколыхнули Россию. О последующих днях В.П. Свенцицкий писал: «...казалось, наступили дни, когда безмолвие Церкви становилось равносильным отречению от Христа, а вместе с тем, казалось, близилось время окончательной мировой катастрофы» 144 . Созданное в феврале 1905 года «Христианское братство борьбы» (далее ХББ) было первой в России попыткой создать «христианскую политическую организацию» 145 . Инициативной группой ХББ были В.П. Свенцицкий, В.Ф. Эрн и Андрей Белый. К ХББ примыкали и сочувствовали С.Н. Булгаков, А.Е. Ельчанинов, А. С. Петровский , А.С. Глинка-Волжский. ХББ нашло сочувствие у бывших членов религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге 1901–1903 годов Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, П.П. Перцова, Д.В. Философова, А.В. Карташева, В.А. Тернавцева. Сложным является отношение к ХББ Флоренского. Он очень скоро отмежевался от крайностей В.П. Свенцицкого и В.Ф. Эрна, хотя участвовал в близких ХББ изданиях: сборниках «Вопросы религии» (M., 1906, 1908), еженедельнике «Век» (СПб., 1906, 1–7; 1907, 1–26). Создатели ставили перед Братством следующие задачи: «Перед «Христианским Братством Борьбы» с первых же шагов вставала громадная и бесконечно сложная задача, с одной стороны, дать религиозно-философское обоснование христианской общественности, с другой – от теории перейти к практике, воздействуя на духовенство, интеллигенцию и народ в указанном направлении» 146 . Практика ХББ заключалась в расклеивании листовок и воззваний к войскам, крестьянам, «к общественности», в чтении в провинции рефератов о программе Братства, в попытке организовать стачку в одном из уездных городов, но не за хлеб насущный, а «ради правды Христовой» 147 . Один из членов ХББ переходил из деревни в деревню, где он убеждал народ освобождаться от цепей «во имя свободы Христовой, и тогда не безумная ненависть, а великая любовь загорится в сердцах тех, кто борется за свободу» 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

К периоду общения с Флоренским Нестеров уже отошел от иконописания и наиболее полно выразил свои заветные идеалы в религиозной живописи, в картине и, позднее, в портрете. Влечение к Флоренскому не было только художническим, как, например, при работе над портретом Л. Толстого. Нестеров критически относился к нравственному учению Толстого и не разделял отношения его к православной Церкви. Обладая острым и порой саркастическим умом, он резко отзывался о людях, чуждых ему по убеждениям и человеческим качествам. Тем серьезнее пробуждение интереса к религиозным философам, известным ему не только по изданным книгам, но и по личным встречам. Знакомству с Булгаковым и Флоренским предшествовало сближение с В. В. Розановым . Посетив в 1907 году выставку Нестерова, Розанов увидел в ней «молящуюся Русь» и объяснил, в чем же его своеобразный «религиозный феномен»: «он не «иконописен», – и едва ли не было существенною ошибкою приглашать его «расписывать соборы», где надо было уже писать «Того, к Кому молитва», а не самую молитву, молящихся». 131 Нестеров весьма сочувственно относился к розановскому свободомыслию, разделял его неприязнь к «интеллигентскому прорицателю Мережковскому». Появление в 1914 году книги П.А. Флоренского «Столп и утверждение Истины» и обсуждение ее в Религиозно-философском обществе имени Вл. Соловьева вызвало непосредственный отклик Нестерова. В письме к В. В. Розанову (23 марта 1914 года), с которым его роднит острый, полемический ум, он высказал свое суждение о книге и об ученой дискуссии по докладу Е.Н. Трубецкого («Свет Фаворский и преображение ума»). Художник воспринял Теодицею о. Павла как «живую книгу», автор ее «прошел такой интересный путь мыслей и чувств». 132 Дискуссия же своей отвлеченностью заслонила жизненное содержание книги. Его захватывает не цепь логических умозаключений, а живой опыт искания Истины – от сомнения к вере, от безрелигиозного отчуждения – к жизни в Церкви, от «уединенного разума» – к целостному религиозному миросозерцанию. В начале 1916 года Нестеров встречается «с кружком Новоселова» – издателя и составителя Религиозно-философской библиотеки, – с московским кругом единомышленников, связанных общей задачей – воцерковления культуры (в «Кружок ищущих христианского просвещения» входили М.А. Новоселов, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, А.В. Ельчанинов, В.А. Кожевников , о. Иосиф Фудель , С.А. Цветков). Примечательно признание Нестерова в письме к Розанову: «Они – народ хороший, правильный» (28 мая 1916 года). 133

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Постепенно вокруг Новоселова, на его «четвергах», сложился круг лиц, который назвал себя «Кружком ищущих христианского просвещения». Иначе его называли то «Новоселовским кружком», то, реже, «Самаринским кружком» (по имени председателя) и даже «Корниловским кружком» (по хозяину дома на Нижней Кисловке, где часто собирался кружок). К 1907 г. относится Устав «Кружка взаимопомощи в целях христианского просвещения» (первоначальное название Кружка). Параграф 1 Устава определял его цели: «Кружок имеет целью помогать своим членам, а также посторонним лицам, которые будут к нему обращаться, в усвоении начал христианского просвещения. Кружок никаких политических целей не преследует и в обсуждение политических вопросов не входит». Направления деятельности Кружка описаны в параграфе 2: «Кружок а) устраивает чтения и беседы по вопросам христианского просвещения; б) выдает своим членам и посторонним посетителям (гостям) книги для чтения из своей библиотеки, учрежденной с надлежащего разрешения: с) издает соответствующего содержания книги, брошюры и листки» 755 . Членам-учредителями Кружка были: М.А. Новоселов, Ф.Д. Самарин , В.Л. Кожевников, Н.Н. Мамонов и П.Б. Мансуров. К ним несколько позже присоединились: архим. Феодор (Поздеевский , в 1909 г. хиротонисан во еп. Волоколамского), А.А. Корнилов, А.И. Новгородцев и др. 756 . Кружок имел председателя ( Ф.Д. Самарин ), казначея, библиотекаря, издателя, организатора бесед и чтений. Допускалось совмещение этих должностей. Кружок объединял строго православных богословов, философов, ученых, общественных и церковных деятелей: кн. Е.Н. Трубецкой, кн. Г.Н. Трубецкой, прот. Иосиф Фудель , о. Павел Флоренский , С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн, Л.А. Тихомиров , о. Евгений Синадский, С.П. Мансуров, В.П. Свенцицкий, А.С. Глинка-Волжский, А.В. Ельчанинов, С.Н. Дурылин, Н.С. Арсеньев, Н.Д. Кузнецов , В.А. Цветков и др. Зимой 1908–1909 г. при Кружке возник студенческий кружок под руководством Ф.Д. Самарина , посвященный изучению Нового Завета. Кружок находился под покровительством еп. Феодора (Поздеевского) и духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни схиигуменом Германом и иеросхимонахом Алексием.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

С Толстым можно не соглашаться, но его нельзя не уважать, нельзя не любить. Он притягивает к себе, он нужен для религиозной жизни всякого. Толстовство как общественное явление и ненужно, и мертво. И чтобы мои слушатели стали в правильное отношение к Толстому, я хотел бы, чтобы они отрешились от всех непосредственных впечатлений от толстовства. Пусть Толстой узок и ограничен как мыслитель, он всё же остаётся религиозным гением, которому доступны недосягаемые высоты религиозных переживаний, и, может быть, чтобы воистину почувствовать и пережить вместе с ним эти высоты, необходимо самое строгое отношение, самая беспощадная критика его теоретических, головных схем. Комментарий СПб., 1907. «Б-ка Век», вып. 13. Тип. «Отто Унфуг». 16 с. Лекции ВБУ 526 анонсировал 11 марта 1907 Ельчанинов (Век. 1906. 9. С. 108). 16 марта 1907 Эрн сообщал ему: «Вчера мы с Валентином открыли чтения наших курсов. Публики было больше 200 человек. Удачно и хорошо». 23 марта продолжал: «Лекции у нас идут как по маслу. Как это ни невероятно, но действительно кладётся первый реальный камень к будущему, думаю, гордому и величественному зданию Вольного богословского университета. (…) Вчера было наше второе выступление с В. П. С. 527 Народу было опять более 200 человек. Лекции сошли еще удачнее, чем в первый раз. Настроение было очень хорошее. В понедельник 17-го начали в помещении общества читать Каптерев и Тареев 528 . (…) 25-го реферат Бугаева «Социал-демократия и религия», 26-го лекция Тареева, 27-го реферат Аггеева 529 , 29-го лекции Валентина и моя – в результате выходит, что мы бомбардируем московскую публику заседаниями. И ведь ходят и платят покорно за билеты и не ропщут. Прямо чуть ли не стыдно становится» (ВГ. 65, 70). «Таким образом начато в скромных размерах великое дело создания Вольного богословского университета, о котором мечтали, не будучи в состоянии по условиям времени осуществить его, такие крупные религиозные деятели, как Вл. С. Соловьёв и кн. С. Н. Трубецкой» (Век. 1907. 13. С. 163). 1 апреля подписчики «Века» извещались: «Лекции, которые будут читаться на «богословских курсах», устраиваемых МРФО, будут изданы только частью: именно из курсов Свенцицкого, Флоренского и Эрна (…) отдельные, переработанные вновь лекции» (Церковное обновление. 1907. 12. С. 95); а 8 июля получили книгу вместе с 26 журнала.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

СОФИСТЫ (греч. σοφισται – учителя мудрости) – представители духовно-воспитательного течения в античной Греции V и IV вв. до н. э., профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. V – 1-й пол. IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.), обучавшие риторическим и философским навыкам. Для софистики характерны: переориентация философского исследования с природы на человека, общество, этику и теорию познания, а также плюрализм, приводящий к релятивистским тенденциям. Вследствие этого слово «софистика» часто употребляется в нарицательном смысле, для обозначения бессмысленного процесса философствования, стремящегося к запутыванию оппонента. Критика софистов имеет место у Сократа и Платона. С. называли также профессиональных ораторов II–V вв. по P. X., культивировавших классические образцы древнегреческой риторики. «СОЮЗ ОСВОБОЖДЕНИЯ» – нелегальная религиозно-политическая организация, объединявшая радикально настроенных молодых людей (В.Ф. Эрн, В.П. Свенцицкий, П.А. Флоренский, А.В. Ельчанинов и др.). Просуществовала с февраля 1905 по 1907 г. Идейно-теоретические установки «братства» были близки к «христианскому социализму» С.Н. Булгакова. В первой серии «Религиозно-общественной библиотеки» 2) была опубликована брошюра В.П. Свенцицкого «“Христианское братство борьбы” и его программа» (М., 1906; издание конфисковано). СПЕКУЛЯТИВНЫЙ (от лат. speculatio – созерцание, наблюдение) – так называют образ мышления, основанный на получении знания при помощи рефлексии, без обращения к практике. СТАРОКАТОЛИКИ, СТАРОКАТОЛИЧЕСТВО – конфессия, образовавшаяся в результате неприятия группой католических профессоров-богословов решений Первого Ватиканского собора в 1870 г. (в частности, догмата о примате и непогрешимости Римского епископа). Старокатолические общины наиболее распространены в Германии, Швейцарии, Польше, США. С самого начала старокатолики стремились восстановить дух древней христианской Церкви и войти в общение с другими церквами. В 1892 г. на люцернском конгрессе было решено вступить в официальные отношения с Русской Православной церковью. Успешно прошли встречи, собеседования, но до сих пор отношения не установлены. Перспективы единения призрачны, поскольку старокатоличество, как и англиканство, с которым у них уже давно есть соглашение о взаимном причащении, приняло женское священство. В Швейцарии С. именуются христокатоликами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ф. Эрна, В. А. Кожевникова и других членов «Кружка ищущих христианского просвещения». Постепенно вокруг Новосёлова, на его «четвергах», сложился круг лиц, который назвал себя «Кружком ищущих христианского просвещения». Иначе его называли то «Новосёловским кружком», то, реже, «Самаринским кружком» (по имени председателя) и, даже «Корниловским кружком» (по хозяину дома на Нижней Кисловке, где часто собирался Кружок). К 1907 г. относится Устав «Кружка взаимопомощи в целях христианского просвещения» (первоначальное название Кружка). Параграф 1 Устава определял его цели: «Кружок имеет целью помогать своим членам, а также посторонним лицам, которые будут к нему обращаться, в усвоении начал христианского просвещения. Кружок никаких политических целей не преследует и в обсуждение политических вопросов не входит». Направления деятельности Кружка описаны в § 2: «Кружок а) устраивает чтения и беседы по вопросам христианского просвещения; б) выдаёт своим членам и посторонним посетителям (гостям) книги для чтения из своей библиотеки, учреждённой с надлежащего разрешения; с) издаёт соответствующего содержания книги, брошюры и листки» 76 . Членами-учредителями Кружка были: М.А. Новосёлов. Ф.Д. Самарин , Ф.Д. Кожевников, Н.Н. Мамонов и П.Б. Мансуров. К ним несколько позже присоединились: архим. Феодор (Поздеевский , в 1909 г. хиротонисан во еп. Волоколамского), А.А. Корнилов, А.И. Новгородцев и др. 77 . Кружок имел председателя ( Ф.Д. Самарин ), казначея, библиотекаря, издателя, организатора бесед и чтений. Допускалось совмещение этих должностей. Кружок объединял строго православных богословов, философов, учёных, общественных и церковных деятелей: кн. Е.Н. Трубецкой , кн. Г.Н. Трубецкой, прот. Иосиф Фудель , о. Павел Флоренский , С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн, Л.А. Тихомиров , о. Евгений Синадский, С.П. Мансуров, В.Ф. Свенцицкий, А.С. Глинка-Волжский, А.В. Ельчанинов, С.Н. Дурылин, Н.С. Арсеньев, Н.Д. Кузнецов , С.А. Цветков и др. Зимой 1908–1909 гг. при Кружке возник студенческий кружок под руководством Ф.Д. Самарина , посвящённый изучению Нового Завета. Кружок находился под покровительством еп. Феодора (Поздеевского) и духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни схиигуменом Германом и иеросхимонахом Алексием.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

– Василий Иванович Шуйский правил в 1606–1610 гг. 4460 ... в началную весь места того, иже прозыванием зовется Волок Пенежской... – Прежнее название г. Пинегн, ставшего в 1780 г. административным центром Пинежского уезда. 4462 Бысть же чюдо преславно, подобно древлебывшему во град Киев, якоже и Патерик Печерский поведает... на создание церкви своея Печерския. – Чудо о построепни церкви Богородицы в Киевском Печерском монастыре, описанное в Киево-Печерском патерике, см.: наст. изд., т. 4. 4463 ...прииде с Москвы старец Макарий с повелением от царя и великаго князя Василия Ивановича всеа Росии, яко да созиждется храм, и устроится манастырь на месте том благодатию Христовою. – Грамота царя Василия Ивановича Шуйского об основании Красногорского монастыря была получена в августе 1606 г. 4464 ...в Великий Новград, ко иже тогда правящему престол Премудрости Божияго слова преосвященному Исидору, митрополиту Новгородскому и Великолуцкому... – Кафедра Новгородского и Великолуцкого митрополита находилась в Софийском соборе в Новгороде. Митрополит Исидор занимал Новгородскую митрополичью кафедру в 1604–1619 гг., до этого с 1597 г. он был игуменом Соловецкого монастыря. 4465 Антиминс – шелковый плат с частицей святых мощей, возлагаемый на престоле. Освященный антиминс присылался епископом на освящение вновь построенных храмов. 4467 ...воевода именем Иван Милюков... – Иван Васильевич Милюков-Гусь был воеводой в Двинской области с 1608 г. по 6 апреля 1609 г. 4468 ...на епарха и на архиграфоса. – Епарх (παρχος) – начальник, наместник, здесь – воевода; архиграфос ( ρχιγραφευς) – старший писец, секретарь, здесь – дьяк. 4469 ...архиграфоса того именем Илию Уварова осудивше на смерть и в воду утопиша. – Дьяк Илья Иванович Уваров, ельчанин, был «казнен утоплением в Двине» 10 января 1609 г. 4470 Обычай убо человеческому естеству... в гору святую сию. – Вступление заимствовано из Слова похвального на Положение Честного Пояса Богородицы (31 августа), в тексте заменено лишь наименование Пояса Богородицы на икону Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1863 года только по преданию было известно, что старцы Кирилл и Герасим были первые основатели Задонского (Сретенского) Богородицкого монастыря; но в настоящее время догадка эта подтверждается вытребованными монастырем из (бывшего) вотчинного департамента копиями с писцовых книг, в которых между прочим говорится: «за рекою Доном монастырь Тешевский... и церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима...» 31 . Вот начало существования монастыря. Обилие кругом леса, никем не усвоенного, давало монастырю полную возможность обстраиваться. Поэтому первоначальное здание монастыря было деревянное и ограда частокольная. Речка Тешевка, загаченная, образовала пруд, на котором была небольшая монастырская мельница 32 , уничтоженная впоследствии по маловодью. Дон приносил байдары, которые останавливались здесь с пользой для монастыря и доставляли свежую рыбу для трапезы иноков 33 . Но самые существенные средства для содержания получались Задонской обителью от честной чудотворной иконы Богородичной Владимирской, к которой притекали во множестве усердствующие поклонники и доброхотно оставляли посильные лепты свои на благоустройство честной обители. В 1692 году, как было выше сказано, монастырь весь и деревянная его церковь сгорели 34 , но тогда же все было возобновлено по-прежнему «деревянным строением», ибо храмовая Богородичная икона Владимирская, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Это обнаружение чудодейственной силы благодатной от честной Владимирской иконы Богоматери еще более усилило веру в молящихся пред нею. После бывшего пожара монастырь Задонский по возобновлении своем и оставался в таком виде по 1736 год. III. Подробности о прежней недвижимой собственности сего монастыря (до 1764 года) Елецкого уезда, Засосенского стана, в писцовых книгах 1627, 1631, 1632 и 1633 годов о прежней недвижимой собственности сего монастыря значится, что под Тешевским лесом было принадлежащей монастырю земли пашенной 6 четвертей, перелогов 4 четверти и дикого поля 11 четвертей; да сверх того принадлежал монастырю починок Елисеевский, которым завладел ельчанин боярский сын Филипп Тюнин, а после смерти – его родные братья Федор, Ольфер и Богдан. Игумен Прохор с братией бил челом Михаилу Феодоровичу о сыске этой земли, об «отказе» (закреплении) за монастырем и о выдаче на ту землю «с отказных книг памяти».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Пограничным городам не хватало пахарей, и царь Борис Годунов издал указ о том, чтобы беглых крестьян, появлявшихся там, не ловить: «Воровских людишек в городах Лебедяни, Елце, Чернавске, Ливнах не имати, а жить им в слободах». Беглые крестьяне с любовью говорили о Ельце: «Елец – всем ворам отец». Стоит ли удивляться тому, что в 1605 г. южные крепости – Елец, Воронеж, Путивль и Ливны – перешли на сторону Лжедимитрия, а в 1606 г. многие ельчане влились в бунтарское войско Ивана Болотникова? Ельчанин, боярский сын Истома Пашков, возглавил один из отрядов и даже ходил «воевать» Москву, но был отбит. Пытаясь вразумить смутьянов, мать убиенного царевича Димитрия царица-инокиня Марфа Нагая прислала в Елец грамоту о том, что её сын давно убит. Ельчане не образумились. Царские войска осадили Елец, но взять его не смогли. Истома Пашков снова пошёл на Москву… Ельчане могли поверить, что жив Димитрий, но они не могли сдаться католикам. В 1616 г. гарнизон Ельца насчитывал 1969 воинов (Тулы – 640, Калуги – 2109), имел мощное пушечное вооружение. Когда в 1618 г., опустошив Путивль, Рыльск, Ливны, Елец осадил Пётр Конашевич-Сагайдачный, возглавлявший отряд запорожцев и поляков, ельчане стойко оборонялись. Казаки взяли город хитростью: сделали вид, что отступают, и елецкий воевода Андрей Полев бросился преследовать их. Город был сожжён, многие защитники погибли. Расцвет торговли и ремёсел В середине XVII в. город перестал быть пограничным, стал заселяться мирными людьми. Благодаря расположению на торговых путях, связывающих центр России с югом, стало обогащаться купечество. Особенно бойко шла торговля хлебом. Процветали мукомольный, кузнечный и кожевенный промыслы, а также земледелие. Елецкие кузнецы в 1708 г. сумели выполнить срочный заказ Петра I на 50 тыс. передних подков для армии. В 1719 г. Елец стал центром провинции. Елецкая провинция включала Липецк и Задонск и была по площади больше нынешней Липецкой области. Сегодня ельчане говорят, что способны прожить и в изоляции; у них есть почти все жизненно необходимые производства – сахарный, кожевенный, пивоваренный заводы, завод стройматериалов, табачная фабрика. Есть и что вывозить – продукцию машиностроительного завода, заводов тракторных гидроагрегатов, элементного, медицинского оборудования. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Елец

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010