Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Александр Ельчанинов. Фотография. 30-е гг. XX в. Александр Викторович (1.03.1881, г. Николаев Херсонской губ.- 24.08.1934, Париж), свящ., духовный писатель. Из дворянской семьи, отец В. Я. Ельчанинов - потомственный военный, дослужившийся до чина подполковника Новобаязетского резервного пехотного полка. После его смерти (1893) Е. жил с матерью в Тифлисе (ныне Тбилиси). В 1900 г. окончил 2-ю тифлисскую гимназию с золотой медалью. Подрабатывал, давая частные уроки; получая деньги от благотворителей, оплачивал свое обучение и учебу брата. В гимназии в одном классе с ним учились П. А. Флоренский и В. Ф. Эрн , с к-рыми Е. на долгие годы сохранил дружбу. Друзей объединяло глубокое уважение к взглядам Вл. С. Соловьёва . В 1900 г. Е. поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, изучал богословие и лит-ру. Стремился перевестись на учебу в Москву, ближе к Флоренскому и Эрну, но остался в С.-Петербурге, т. к. получал здесь стипендию, к-рую ему платили из Тифлиса. В 1902-1903 гг. Е. сблизился с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус , философско-лит. кругами С.-Петербурга. Присутствовал на заседаниях Религиозно-философских собраний . В 1903 г. опубликовал в ж. «Новый путь» 1-ю ст. «О мистицизме Сперанского», в которой, пользуясь рукописными заметками М. М. Сперанского , хранящимися в Публичной б-ке в С.-Петербурге, рассмотрел малоизвестную сторону жизни выдающегося гос. деятеля (в 1906 статья вышла в ж. «Богословский вестник» с предисловием Флоренского). По окончании ун-та получил предложение остаться при нем для научной работы, но отказался и переехал в Москву, а позже присоединился к Флоренскому в Сергиевском посаде (ныне г. Сергиев Посад). Под влиянием Флоренского в 1905 г. поступил в МДА, но досрочно покинул ее, посчитав, что программа обучения носила слишком общий, теоретический характер. Е. был близок к «Христианскому братству борьбы», основанному в февр. 1905 г. |
В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Осмысление роли Православия в судьбе России деятелями русской культуры и Церкви Антология Второе издание, исправленное и дополненное Содержание Предисловие составителя ко 2-му изданию В.Ф. Федоров. Православие: PRO ЕТ CONTRA. Фундаментализм и творческая свобода в российском Православии Православное творчество Творчество как необходимое условие выхода из кризиса Разномыслие в Православии Православие как цивилизация Народ и интеллигенция Православие, свобода и либерализм Православие, ревнительство и борьба с «модернизмом» Православие и веротерпимость Православие и социально-политическое устройство государства Мечты о возрождении духовной культуры России Pro et contra в догматическом богословии. Имяславие в Православии Святитель Игнатий (Брянчанинов). О Православии Священник Иван Беллюстин Святитель Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев). О современности в отношении к православию Статья первая Статья вторая К.П. Победоносцев. Церковь и государство II VI Н.И. Барсов. Православие Н.Ф. Федоров. О православии и Символе Православный погребальный обряд и его смысл В.В. Розанов. Русская церковь . Христианский социализм в России С.Н. Трубецкой. О современном положении Русской церкви Протоиерей Стефан Остроумов. Веротерпимость Православия А.В. Ельчанинов, П.А. Флоренский. Православие I II III Архиепископ Никон (Рождественский). Чем больна наша матушка Россия? Е.Н. Трубецкой. Старый и новый национальный мессианизм I II III IV V Н.Н. Глубоковский. Православие по его существу I II Е.Е. Голубинский. О реформе в быте Русской церкви Протоиерей Иоанн Восторгов. Истинный патриотизм Е.Н. Трубецкой. О христианском отношении к современным событиям В.Ф. Эрн. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием II III IV Протоиерей Иоанн Егоров. Православие и жизнь в нем. Л.П. Карсавин. О сущности православия 1 5 12 В.В. Зеньковский. Православие и культура Идея православной культуры 1 2 Л.П. Карсавин. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕК» общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в С.-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. Редакторы журнала - В. А. Никольский (с нояб. 1906), А. В. Попов (с апр. 1907). Имел приложения - ж. «Церковное обновление» и «Библиотека «Века»» (серия брошюр, издававшихся 1 раз в 2 недели). Тираж «В.» составлял: 1500 экз. в кон. 1906 г., более 3 тыс. экз. в янв. 1907 г., 4200 экз. в июне 1907 г. Журнал был создан как орган «Братства ревнителей церковного обновления» («Группы 32-х священников», см. Союз церковного обновления ), основанного в 1906 г. либерально настроенными правосл. священниками Константином Аггеевым , Николаем Боголюбским , Иоанном Егоровым и др. По замыслу Никольского, издание должно было способствовать завоеванию политических свобод и проведению экономических преобразований в стране, отделению Церкви от гос-ва, демократизации церковной жизни и ее переустройству «на началах вселенского христианства» ( Никольский В. А. Христианская политика//Век. 1906. 1. С. 2). Кроме членов «Братства ревнителей церковного обновления» в журнале печатались Н. А. Бердяев , И. П. Брихничёв , С. Н. Булгаков , А. С. Глинка-Волжский, А. В. Ельчанинов , Д. С. Мережковский , В. В. Розанов , В. П. Свенцицкий , Д. В. Философов , В. Ф. Эрн и др. В нояб.-дек. 1906 г. участие в редакционной работе принимал А. В. Карташёв . «В.» имел отделы: «Правительственный дневник», «За неделю», «Хроника», «Политическая летопись» и «Странички из записной книжки», в к-рых публиковались материалы на политические и общественно-церковные темы; с книжными новинками, публикациями в журналах и газетах знакомили отделы «Новости печати» и «Голоса печати»; события провинциальной жизни обсуждались в «Областном отделе»; в рубрике «Почтовый ящик» публиковались ответы на вопросы, к-рые присылали в редакцию журнала. Журнал уделял большое внимание освещению текущих событий общественно-политической жизни в России (деятельность Гос. Думы, военно-полевые суды, террористические акты, аресты революционеров и др.), к-рые рассматривались с либерально-христ. позиций. Общественно-политическим проблемам были посвящены статьи: В. Алова «Христианское сознание и военно-полевые суды» (1907. 5), Свенцицкого «Смертная казнь и Дума» (1907. 9), материалы В. В. Акимова, печатавшегося под псевдонимом В. Чембарский: «Правительство и выборы» (1907. 5), «Народ и Дума» (1907. 6), «Министры и народ» (1907. 10), серия статей Булгакова о деятельности Гос. Думы (1907. 10-12). О взаимоотношении политики и религии размышляли на страницах еженедельника священники К. Аггеев (Религия и политика//1907. 12) и И. Егоров (Соборность и парламентаризм//1907. 23). |
Разделы портала «Азбука веры» Флоренский Павел, священник Павел Александрович Флоренский, священник, родился в 1882 г. в Закавказье, возле местечка Евлах, Елисаветпольской губернии (ныне — Азербайджан), в семье инженера-путейца. В 1893–99 гг. учился во Второй тифлисской гимназии, окончил ее с золотой медалью, по ее окончании поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Во время учебы в университете познакомился с поэтом Андреем Белым, а через него и с другими литераторами (В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. А. Блок); сблизился с “Братством христианской борьбы” (В. Эрн, А. Ельчанинов, С. Булгаков, В. Свенцицкий). Писал статьи для журналов “Новый путь” и “Весы”. В 1904 г. окончил университет и был оставлен при кафедре, стал писать кандидатское сочинение по теме “Об особенностях плоских кривых, как местах нарушения непрерывности”. В сентябре 1904 г. поступил в Академию и переселился в Сергиевский Посад. В марте 1906 г. в храме Московской Духовной академии произнес проповедь “Голос крови” по поводу казни лейтенанта Шмидта, за это был арестован и на неделю помещен в Таганскую тюрьму. Будучи на четвертом курсе, 17 сентября 1908 г. прочитал две пробные лекции по истории философии, и 23 сентября был утвержден в качестве и. о. доцента кафедры истории философии. Преподавал до 1919 г. (до закрытия академии). В 1911 г. рукоположен во диаконы, затем в священники (не занимая приходской должности). Служил в домовой церкви приюта Красного Креста в Сергиевом Посаде. С сентября 1911 г. по май 1917 г. работал редактором “Богословского вестника”. В 1908 г. первый вариант книги “Столп и утверждение Истины” был защищен им в качестве кандидатского сочинения по теме “О религиозной истине”. В 1914 г. защитил магистерскую диссертацию “О духовной истине” (книга “Столп и утверждение Истины”) — 19 мая 1914 г. был утвержден в звании магистра богословия и в звании экстраординарного профессора на кафедре истории философии. На войну с Германией отреагировал тем, что в 1915 г. уехал на фронт в качестве полкового священника военно-санитарного поезда. |
Протоиерею Валентину Свенцицкому довелось жить в эпоху, когда мученически нелегко было не идти на уступки с совестью. В эпоху, когда за духовную свободу приходилось расплачиваться годами ссылки. Но он не шёл ни на какие уступки. Философ, богослов, прозаик, драматург и публицист, отец Валентин сам наиболее ясно сформулировал свой жизненный принцип, от которого не отступал никогда: «Пред Богом смирись – пред злом будь непоколебим. Себя не утверждай, но во имя добра будь пламенен и дерзновенен». Земной путь протоиерея Валентина Свенцицкого завершился 20 октября 1931 года. Протоиерей Валентин Свенцицкий Начало пути Валентин Свенцицкий родился 30 ноября 1881 года в городе Казань. Он происходил из дворянской семьи, но поскольку его отец не смог оформить развод с первой супругой, Валентин был признан незаконнорожденным ребёнком. Мать мальчика была православной, отец – католиком. Во время обучения в Казанской мужской гимназии значительное влияние на Валентина оказал законоучитель гимназии священник Алексий Молчанов, впоследствии ставший епископом, Экзархом Грузии. В пятнадцатилетнем возрасте в жизни Валентина происходят изменения – его семья переезжает жить в Москву. Здесь он учится вначале в 1-ой Московской классической гимназии, затем – в частной гимназии Креймана. В кругу интеллигенции В 1903-м году Валентин поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В кругу его друзей в это время оказываются кн. Евгений Трубецкой, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев. В 1905-м году Валентин Свенцицкий, увлекшись идеями христианского социализма, а также народничества, выступает одним из создателей нелегального «Христианского братства борьбы», в которое также входили Владимир Эрн, Павел Флоренский, Александр Ельчанинов. Он также участвовал в работе «Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева». В период с 1905 по 1908 годы Валентин Свенцицкий активно выступает с лекциями и докладами не только в Москве, но и в Петербурге, публикуется в журнале «Новая земля». Благодаря своему дару слова, умению притягивать к себе внимание публики он очень быстро стал известен в кругах столичной интеллигенции. Тогда же публикуются и первые литературные произведения Валентина: «Второе распятие Христа», «Антихрист, или Записки странного человека». Пишет он также пьесы, которые ставились в театрах. |
протоиерей Валентин Свенцицкий (1881–1931) Апологетика Проповеди и поучения Богословие. Философия. Публицистика. Мемуары Художественные произведения Письма Аудиокниги протоиерей Валентин Свенцицкий Пастырь, богослов, философ и духовный писатель, проповедник, публицист, драматург, прозаик. Духовный сын оптинского старца Анатолия (Потапова). В советские годы проповедовал идею «монастыря в миру». Биография Родился в Казани, в семье потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832-1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852-1927). Отец - католик, мать и дети - православные. Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. Поскольку развод отца с первой женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила Католическая церковь, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил по имени восприемника при крещении. В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета. Той же осенью вступил в Историко-филологическое студенческое общество при университете (руководитель - профессор С.Н.Трубецкой), стал инициатором открытия секции истории религии (председатель - С.А.Котляревский). В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, кн. Евгений Трубецкой. События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество " Христианское братство борьбы " , куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов. В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в " Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева " и Политехническом музее с лекциями на темы: " Христианство и насилие " , " Террор и бессмертие " , " Атеизм и любовь " и т. п. Выступления собирают большое количество слушателей. Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В. П. Свенцицкий умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и в частных беседах. |
Разделы портала «Азбука веры» Свенцицкий Валентин, протоиерей Валентин Павлович Свенцицкий (1881–1931) родился 30 ноября 1881 г. в Казани, в семье потомственного дворянина. Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву. В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета. В числе его друзей и близких знакомых были В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, А. Белый, кн. Е. Трубецкой. События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество “Христианское братство борьбы”, куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов. В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках “Свободная совесть”, “Вопросы религии”, публикует статьи о творчестве Ф.М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы (“Пастор Реллинг”, “Смерть”, “Интеллигенция”), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. В 1908 году выходит книга В.П. Свенцицкого “Антихрист, или Записки странного человека”. Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из “Религиозно-философского общества” привели В.П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса. Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению — через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все “мудрствование”, он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви. В сентябре 1917 г., по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, В.П. Свенцицкий рукоположен во иерея. Был назначен проповедником при штабе 1й армии Северного фронта; с 1918 г. стал проповедником Добровольческой армии. В печати и с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом; считал, что только Церковь является нравственным фундаментом, на котором должна строиться Россия. |
священник Александр Ельчанинов (13.03.1881–24.08.1934) Воспоминания Заметки История религий Письма Труды на сербском языке Аудиокниги священник Александр Ельчанинов Пастырь, проповедник, церковный историк, литератор. Биография Был вторым сыном в семье штабс-капитана 58-го пехотного полка, Виктора Яковлевича Ельчанинова (1853—1893). После смерти отца семья переселилась в Тифлис. Как и братья, Николай и Борис, Александр учился во 2-й тифлисской гимназии, где его одноклассниками вместе они посещали историко-философский кружок, организованный учителем истории Георгием Николаевичем Гехтманом. Флоренский, Эрн и Ельчанинов окончили гимназию в 1900 году, все с золотой медалью. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета с обязательством вернуться преподавателем в Кавказский учебный округ. Затем поступил в Московскую духовную академию, но досрочно покинул её. В 1905 году участвовал в деятельности нелегального Христианского братства борьбы (ХББ), основанного В. П. Свенцицким и В. Ф. Эрном. Входил в редколлегию «Религиозно-общественной библиотеки» и был редактором-издателем газет ХББ. 18 ноября 1905 года избран членом совета Московского религиозно-философского общества памяти Соловьева. С 1910 года активно занимался педагогической деятельностью. На Высших женских курсах в Тифлисе читал лекции по истории религии и о новой русской религиозно-философской мысли. С 1912 года преподавал в гимназии Владимира Левандовского в Тифлисе, в 1914 году стал её директором. В 1916 г. обвенчался с дочерью В. А. Левандовского Тамарой Владимировной (21.11.1897, Минск — 24.11.1981, Париж). В браке с ней имел детей Наталью, Кирилла и Марию. В 1921 году эмигрировал из России. Из Батума через Константинополь вместе с семьей добрался до Франции, где поселился в Ницце, рукоположен в священника в 1926 году, преподавал русский язык. Был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД). Протоиерей Сергий Булгаков писал о нём как о священнике: он представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания. В 1934 году был назначен в Александро-Невский собор на ул. Дарю в Париже, где прослужил всего неделю и тяжело заболел. Скончался в Париже и похоронен на кладбище в г. Мёдоне под Парижем. |
Богослов и публицист, драматург и прозаик, церковный мыслитель и общественный деятель, исповедник — протоиерей Валентин Свенцицкий родился в 1881 году в Казани в семье потомственного дворянина. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Был близким другом В. Ф. Эрна, А. В. Ельчанинова, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Андрея Белого. Горение, неравнодушие, радение за правду и святая вера — вот что характеризует его жизненный путь. В революционном 1905-м Свенцицкий и Эрн основали Христианское братство борьбы, “чтобы противостоять сковавшему Церковь самодержавию и сформировать христианскую общественность”. Со временем оно было преобразовано в Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва, в котором Свенцицкий стал товарищем председателя. По свидетельству современников будущий проповедник уже тогда проявил себя талантливым оратором: на суде за призыв ко всенародному посту в знак покаяния за расстрелы рабочих он был оправдан после яркой речи в свою защиту. В 1905–1908 годах он опубликовал десять книг и около пятидесяти статей. В том числе своим современникам был известен как неплохой прозаик и драматург. Например, популярностью пользовалась его книга “Второе распятие Христа”, своеобразное продолжение «Легенды о Великом Инквизиторе», в котором писатель обличает государственную и духовную власти в забвении евангельских заповедей: явившийся в современную Москву Иисус Христос арестован, судим за пасхальную проповедь и распят обезумевшей толпой. В своих богословских трудах, оказавших влияние на Н. А. Бердяева и И. А. Ильина, Свенцицкий полемизировал с Е. Н. Трубецким и В. В. Розановым, развивал учение А. С. Хомякова о соборности. В 1909–1913 скрывался от уголовных преследований за печатные выступления. В сентябре 1917 года, по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) рукоположен во иерея. Назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта; с 1918 года стал проповедником Добровольческой армии. Активно участвовал в подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора; в печати и с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом. |
- Как Вы определили бы вклад Флоренского в русскую философскую мысль? - Положение Русской православной церкви перед революцией было достаточно сложным. Между интеллигенцией и церковью пролегала если не пропасть, то, по крайней мере, демаркационная линия. И хотя сами священники, философы-богословы обладали знаниями высочайшего уровня, владели многими языками - это были разные, почти не пересекающиеся области. Первым, кто обратил интеллигенцию к церкви, стал, конечно, Владимир Соловьев. Но церковь его не приняла. Он тут же перессорился с Антонием Храповицким, будущим главой Русской православной церкви за рубежом, который был крупным церковным мыслителем. Тем не менее это первое движение интеллигенции к церкви. Вслед за ним пошли трое мальчишек из знаменитой Второй Тифлисской гимназии. А сподвиг их на это Георгий Николаевич Гехтман, создавший кружок по истории философии (вот вам и еврейский след в русской религиозной философии). Этими мальчишками были Флоренский, который после университета первым пошел в духовную академию и первым принял священный сан, А.В. Ельчанинов, ставший священником уже в эмиграции, рано умерший В.Ф. Эрн, и, конечно, Валентин Свенцицкий. К этим юношам примкнул старший по возрасту С.Н. Булгаков, бывший до того социал-демократом. П.А. Флоренский первым из научной корпорации пошел в священники. Это теперь что ни священник, то кандидат наук, а что ни кандидат наук, то заочно учится в семинарии. А тогда это был взрыв. У меня есть письма к Флоренскому, где его порицают: как вы могли, образованный человек, пойти в клерикалы! В 1930-е годы церковь была настолько изолирована и уничтожена, что вообще-то стала церковью бабушек. Интеллигенция была бесконечно далека от религиозных исканий и в силу политических соображений, и в силу воспитания, и в силу своей безопасности. Одной из немногих книг, которая связывала интеллигенцию и церковь, было сочинение П.А. Флоренского " Столп и утверждение истины " . Целое поколение он привел в церковь. В этом смысле он сыграл апостольскую роль в 1950-1960-е годы и стал символом образованного, просвещенного священника, убитого большевиками. |
| |