419 Объединяться с антихристианами и помогать в издании журнала, как это сделал Булгаков, ни Эрну, ни Свенцицкому совесть не позволяла. 420 При публикации в одном из документов (с. 43) им допущено 8 ошибок – начиная с даты и заканчивая подписями. 421 «Литераторы, произведения которых попадали для цензуры к Соколову, прямо вставали в тупик от его красных крестов, которые он ставил в рукописях не по существу, а просто для того, чтобы показать строгость цензора и выявить «недременное око», где ему чудилась крамола, колебание основ и разрушение существующего строя. Этот цензор не любил слов «гнёт, угнетение» – он думал, что в Российском государстве всё обстоит так благополучно, всем живётся так хорошо, что ни о каком гнёте, насилии и упоминать не следует. Он был человек совершенно необразованный, в цензуре мог применять только полицейские приёмы: не допущать и прекращать!» (Белоусов И. Царская «цедилка»//Цензура в России в конце XIX – начале ХХ века. СПб., 2003. С. 270–273). 422 С Эрном познакомилась осенью 1901; к концу 1904 написала драму, опубликовала рассказ (два издания), отличалась прекрасной грамотностью, была незамужем, воспитывала сына Сергея, твёрдой веры не имела (ОР РГБ. Ф. 348, к. 2, ед. хр. 47). 425 Эрн же избрал месть экономическую, отказавшись оплатить Ивашёвой перевод Флобера («Искушения св. Антония». РОБ. Серия 3); её неоднократные (начиная с 10 мая 1907) просьбы и призывы к совести действия не возымели. 426 Примечание Кейдана к этому месту (ВГ. 72) не содержит ни одного правдивого слова, искажён и сам текст письма. 427 «Ельчанинов весьма быстро насыщается, утомляется, охладевает и уходит, притом уходит почти грубо, во всяком случае – жестоко» ( Павел Флоренский , свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. М., 1992. С. 201–207). 428 3 марта 1908 Ельчанинов писал Флоренскому: «…я признаю в дружбе и трагическую и жертвенную сторону, очень даже признаю и, не сочти это за наглость, считаю себя способным к этой стороне» (Новый журнал. 2007. 246). На деле сил не хватило даже на обычную порядочность.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

9 февраля 1909 Тифлисский окружной суд слушал дело по обвинению редактора 1 журнала «Ходите в свете», вышедшего 5 июня 1906 в Тифлисе (предшественник московского издания), по п. 6 ст. VIII закона от 24.08.05. Подсудимый Ельчанинов, забыв о совести и долге христианина, заявил, что «журнала не видел, с содержанием его незнаком, а вся вина лежит на И. Брихничёве», и был подвергнут штрафу в 5 руб. 428 24 февраля 1909 г. МСП постановила: «Ввиду неявки подсудимого Свенцицкого, дело слушанием отложить; произвести розыск его полицией и потребовать от него по розыску залог в 500 р., а до предоставления такового заключить под стражу». А 26 мая признала Ельчанинова и Ивашёву виновными (их показания на московском суде были аналогичны тифлисскому процессу) и присудила каждого к денежному взысканию 100 р., с заменою при несостоятельности арестом при тюрьме на 2 недели. Затем началось многомесячное препирательство Ельчанинова с МСП о возвращении ему 45 руб. (любопытнейшие для духовной биографии будущего пастыря документы см.: ЦИАМ. Ф. 131, оп. 92, д. 184). Все судебные преследования против Свенцицкого были прекращены 1 марта 1913. 417 27 апреля, 7 и 14 мая 1906 вышли 1–3 газеты «Встань, спящий!» (ред.-изд. Слава Островская), ставившей целью пролить свет в тёмные массы народа и противодействовать распространению хулиганствующих изданий. 15 мая временный генерал-губернатор Тифлиса распорядился экземпляры издания конфисковать и приостановить его на всё время военного положения (Кавказ. 1906. 111. 16 мая. С. 4). 21 мая газета вышла с подзаголовком «Наша мысль», а следующий номер от 5 июня назывался «Ходите в свете» 1), издателем значилась В. М. Брихничёва (супруга о. Ионы), редактором – Ельчанинов. Выпуски от 11, 18 и 25 июня имели заглавие «Маяк». Подр. см.: Эрн В. Пастор нового типа. М., 1907; Зерцалов Г. Библиография русской периодики Грузии. Ч. 1. 1898–1920. Тбилиси, 1941. 418 14 мая 1906 председатель ГД С. А. Муромцев уведомлялся сотрудниками газеты о её конфискации и приостановлении «за статью, объясняющую факт непринятия государём депутации с адресом Думы», а затем тифлисское грузинское духовенство просило его принять меры к освобождению арестованного о. Ионы. На запрос ГД 30 июня начальник тифлисского жандармского управления ответил, что священник заключён в крепость по постановлению генерал-губернатора «за революционную агитацию и желание возбудить войска местного гарнизона к открытому неповиновению» (Базанов В. Трудная биография//Звезда. 1979. 12. С.180:182).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

(Чтение о Богочеловечестве, III т., стр. 40). Таким образом, положительные точки опоры неизбежно давались буддизму в понятии личности, а затем в понятии Нирваны, но Будда, как мы видели, упорно уклонялся от анализа этих понятий. Их теоретическое раскрытие и практическая жизнь ими совершились пять веков спустя, в хрисианстве. Мы закончим эту главу стихотворением А. Толстого, которое наглядно рисует тот переворот в восприятии мира, в мироощущении и понимании мировой истории, которое принесло с собой христианство , наполняя те пустоты и темные места, которые так болезненно зияли в буддизме. И просветлел мой темный взор, И стал сей видим мир незримый, И слышит ухо с этих пор, Что для других неуловимо. И с горней выси я сошел, Проникнут весь ее лучами, И на волнующийся дол Взираю новыми очами. И слышу я, как разговор Везде немолчный раздается, Как сердце каменное гор С любовью в темных недрах бьется; С любовью в тверди голубой Клубятся медленные тучи, И над древесною корой С любовью в листья сон живой Струей подъемлется певучей. И вещим сердцем понял я, Что все, рожденное от Слова, Лучи любви кругом лия К нему вернуться жаждет снова. И жизни каждая струя, Любви покорная закону, Стремится силой бытия Неудержимо к Божью Лону. И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Что бы любовью ни дышало. Литература: Сутта – Нипата. Буддийская каноническая книга. М. 1899. ц. 1 р. 25 к. Путь к истине. (Dhammapada). Пер. Герасимова, М. 1899. ц. 60 к. Буддийские Сутты, пер. Герасимова, М. 1900. ц. 1 р. 25 в. Олъденберг. Будда, его жизнь, учение и община. М. 1890. Рис-Дэвидс. Буддизм. СПБ. 1899. д. 40 к. Барт. Религии Индии. М. 1897. Арх. Хрисанф. Религии древнего мира. Т. I, СПБ. 1873. Арнолъд. Свет Азии. Пер Федорова. СПБ. 1906. Читать далее Источник: История религии : С приложением статьи С.Н. Булгакова: " О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения "/А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский. - М. : " Польза " В. Антик и К°, 1909. – IV, 245, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

10  Ср. отзывы о личной дискуссии Свенцицкого и Розанова в 1908 г.: последний " показал, что никакой философией, в смысле систематического воззрения, он в настоящее время не обладает, он поэт земных идеалов " (Московский еженедельник. 1908. N 13. С. 53–59); " оставил впечатление чего-то сумбурного, гаерского, чему место… никак не в собраниях общества, принявшего громкое название философского " (Колокол. 1908. 15 марта. N 624. С. 3). 11  Шарапов Сергей Федорович (1855--1911) — публицист, издатель, один из учредителей Союза русских людей в Москве (1905); автор статьи " Жмеринские львы и буйствующий В. В. Розанов " (Сочинения. Вып. 4 (т. II). Сугробы. M., 1901. C.14–21). 12  " Очевидно, выводя эти слова пером на бумаге, г. Розанов не давал себе никакого отчета в том, что он пишет, а писал именно с разбегу и без оглядки, " маханально " , как говорит один купец у Островского " ( Михайловский Н. О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии//Русское богатство. 1902. N 8). 13  Шер Василий Владимирович (1883--1940) — друг Свенцицкого в 1896–1904 гг. (об их взаимоотношениях см.:  Вишняк М. Указ. соч. С. 28–86;  Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 2. С. 401–407), член ИФСО, с 1905 г. в РСДРП (меньшевик); член правления Госбанка СССР (1920–е), в 1930 г. арестован, все ложные обвинения признал, умер в тюрьме. 14  Флоренский писал А. Белому 21 мая 1904 г. о задуманном журнале, посвященном вопросам религии: " " Нов. путь " во многом не удовлетворяет; редакция боится серьезности, недостаточно обдумала, что она, собственно, хочет говорить и т. д. Наша задача — дать заранее обдуманный и единый по настроению периодический орган, который имел бы не временное значение, а сохранял бы ценность, как книга… Наш кружок уже сговорился между собою, что каждый думает приготовить. Среди других Вам известных лиц (т. е. Эрн, Свенцицкий) будут еще Ельчанинов и кое-кто, кого Вы не знаете " (Новый журнал. 2005. N 241). 15  Ср.: " Там действительно все частное соединяется с общим во внутреннем единстве, и, читая " Дневник писателя " ,  живешь с Достоевским, а не узнаешь лишь отдельные мысли его чисто головного свойства… Вопросы политики, вопросы дня, пестрые впечатления жизни сливались так тесно с напряженнейшими моментами его жизни, выражавшимися в его художественном творчестве, что это не могло нарушить цельности " Дневника " …. Не признать живую органическую его цельность невозможно " ( Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 2. С. 125).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

14 Перед людьми легче быть правдивым. – Пастор заблуждается: Бога обмануть нельзя, а человека – действительно легко, тем паче это приносит «пользу». Перед людьми не сложно казаться правдивым, тогда как в отношении Бога – бессмысленно. 15 ...для великих дел нечто из другой комедии. – Герой романа «Шагреневая кожа» (1831), входящего в эпопею «Человеческая комедия», говорит: «Я был жертвою чрезмерного честолюбия, я полагал, что рождён для великих дел» (Балъзак О. Собр. соч. Т. 13. М., 1955. С. 78). 16 ...у меня есть маленькая дачка шёлковый хлыст. – Относить это к автору – по меньшей мере, преувеличение: «Была у него и дача-избушка в селе Крёкшино С крошечным окном она стояла, покосившись, на краю выгона и утопала в навозе. Внутри закоптелые брёвна и заплесневевшее одеяло на нарах. Грязь и вонь» (Вишняк. С. 168). Взявшись в сокрушении сердца унижать себя, Свенцицкий, как и подобает христианину, обличает не только греховные свои поступки, но и помыслы (ср.: Мф. 23:12; 5:28 ). И кто без греха, пусть первый бросит в него камень. 17 ...года полтора назад... – Следовательно, между первым действием, где говорится, что Торику 10 месяцев, и вторым проходит около полугода. 18 Сидит в глубокой задумчивости. – Ср. пушкинскую ремарку: «Председатель остаётся, погружённый в глубокую задумчивость» («Пир во время чумы», 1830). 19 ...вы украли... – Судя по документам из архива Эрна (ОР РГБ. Ф. 348, к. 3, ед. хр. 8), осенью 1907 Свенцицкий присвоил деньги из кассы трудовой общины собственников еженедельника «Век», членом которой состоял. Поскольку 1 ноября 1907 был уволен из ИМУ «ввиду невзноса платы за полугодие» (ЦИАМ. Ф. 418, оп. 317, д. 999), деньги действительно могли пойти на содержание ребёнка. Ср. запись Эрна от 20 августа 1908: «Он говорил обо всём прошлогоднем и сообщил мне один факт, который многое объясняет и извиняет» (ВГ. Письмо 99). 20 ...мы не остановимся... чтобы вас совсем стереть с лица земли!.. – Заправлявший в «лучших» традициях партийной морали судилищем осени 1908 Булгаков до конца своих дней не простил Свенцицкого. Более того, постарался стереть память о нём, умолчав в воспоминаниях о 3,5 годах близкого знакомства и общей борьбы. Только обетом молчания объяснимо отсутствие в мемуарах Ельчанинова и Бердяева имени одного из главных героев религиозно-философской жизни того времени. Как и прочие, Эрн никогда с тех пор не упоминал бывшего друга в своих работах. Забыв заповедь Спасителя о прощении ( Мф. 18:21–22 ; Лк. 17:4 ), никто из них не помог заблудившемуся брату в самый тяжкий момент его жизни. Бог им судья.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

19 февраля Эрн писал Ельчанинову: «В Церк. Обновл. 26-го февраля будет читать Валентин о Бранде. В Соловьёвском обществе это чтение уже состоялось и прошло хорошо. (…) Валентину же выступать не в Церк. Обн. не хочется. Но если у меня не будет готов реферат, то он готов читать о Бранде в другом месте» (Новый журнал. 2007. 246). 13 марта состоялось повторное чтение на заседании МРФО (Парус. 1907. 26). А. И. Добкин отмечал, что доклад «стал крупным событием даже в насыщенной интеллектуальной жизни России того времени» (Минувшее. Вып. 1. М., 1990. С. 296). К сожалению, описание вечера в воспоминаниях Н. С. Арсеньева «Годы юности в Москве» (Мосты. 1959. 3. С. 369–370) настолько изобилует фактическими ошибками, что должно быть названо «возражениями на реферат, которого я не слушал»: Свенцицкий назван приват-доцентом и председателем МРФО; при входе в зал якобы продавалась его книга «Антихрист» (вышла 9 месяцев спустя), и мемуарист читал её перед началом; лектор истерично выкрикивал на разные лады «Всё или ничего» (эти слова Бранда в тексте отсутствуют, рефреном же выбрано требование «Выбирай – ты на распутье!»). Критик не удосужился ознакомиться и с самой «достаточно истеричной» пьесой (по его мнению, герой «замёрз и умер от голода на какой-то горной вершине, куда он за собой потащил весь свой приход»), но утверждал, что Свенцицкий «не понял или не хотел понять» её смысл, характеризуя лекцию набором квазитерминов: «проповедь интрансингентной, почти бездушно-человеконенавистнической ультра-кальвинистической морали». Между прочим Арсеньев считал, что Ибсен был вдохновлён «формулой моральной философии Киркегора» и осуждал своего героя за «законнически-свирепое попрание всех чувств ближнего, (…) всякого движения жалости и любви». Ср. признание автора: «Чистейшее недоразумение, будто я изображал судьбу Сёрена Киркегора (я вообще очень мало читал Киркегора, а понял из его сочинений ещё того меньше). (…) Бранд – я сам в лучшие минуты моей жизни» (Ибсен Г. Полное собр. соч. Т. 8. Статьи, речи, письма. С. 228).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

23 Крейман Рихард Францевич (1872–1938) – окончил медицинский факультет Московского университета (1898), руководитель основанной отцом частной гимназии (1901), бухгалтер в Гослаборснабжении (1920-е). 24 В сентябре 1904 г. Свенцицкий получил допуск до экзаменов по древним языкам (греческому прозаику и римскому поэту) и после их успешной сдачи был переведён на II курс. 25 22 марта 1904 г. на квартире В. Ф. Эрна (Москва, Обыденский пер., д. Ковригина, кв. 44) состоялся философский спор П. А. Флоренского со Свенцицким. 26 Ср. письмо А. В. Ельчанинова П. А. Флоренскому от 14 января 1903 г.: «Меня поразило твоё письмо, когда ты вздумал обвинять меня в разных грехах, которые и во сне мне не снились. ...Тем печальнее твой злостный тон и моё глубокое удивление, а потом прямо-таки негодование на твою подозрительность и приёмы судебного следователя по отношению к друзьям» (Нашедшие Град. История Христианского братства борьбы в письмах и документах/сост., предисл., коммент. С. В. Черткова. М., 2017. С. 65). 27 П. А. Флоренский писал А. Белому 21 мая 1904 г. о задуманном журнале, посвящённом вопросам религии: « " Нов путь» во многом не удовлетворяет; редакция боится серьёзности, недостаточно обдумала, что она, собственно, хочет говорить и т. д. Наша задача – дать заранее обдуманный и единый по настроению периодический орган, который имел бы не временное значение, а сохранял бы ценность, как книга... Наш кружок уже сговорился между собою, что каждый думает приготовить. Среди других Вам известных лиц (т. е. Эрн, Свенцицкий) будут ещё Ельчанинов и кое-кто, кого Вы не знаете» (Там же. С. 102). 28 Ср.: «Там... всё частное соединяется с общим во внутреннем единстве, и, читая «Дневник писателя», живёшь с Достоевским, а не узнаёшь лишь отдельные мысли его чисто головного свойства... Вопросы политики, вопросы дня, пёстрые впечатления жизни сливались так тесно с напряжённейшими моментами его жизни, выражавшимися в его художественном творчестве, что это не могло нарушить цельности «Дневника». ...Не признать живую органическую его цельность невозможно» (Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905–1908. М., 2011. С. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

2) У тети – черные и проч. 3) Мое желание лететь и уверенность, что вот-вот полечу. Полеты с зонтом, махание руками – почти лечу. 1) Моя финиковая пальма. 2) Большая финиковая пальма – от Пассеков. 3) медведи. 4) Марганцевая черная гора, 36 стр. (?), см. 35 об. 5) С. 40 – о минералах поправить – расширить и дополнить чувства. 6) 40 об. наука (потеря направления). 7) О сне: « рая». 8) Об аджарцах справиться и дополнить. 9) Тарантулы в Аджарисцхали. 10) Рождественская роза – зеленая. 11) Крабы в Аджарисцхали, форель. 12) «Наталка-Полтавка». Тифлис. Театр. 13) Направления [?]. 14) Апатиты [?]. 15) Рисование цветов. 16) Моя фамилия. ЦВЕТЫ 1) Наперстянка. Шпажник (королевск[ая] шпора). Бересклет. Вороний глаз. Аконит. Дур[иан]. Белена. Пастушья сумка. Львиная пасть. Гвоздики. Папоротники. Мхи. 2) В Батуме (на прогулках). Пассифлора. Евкалипты («И у нас евкалипт» – вверх в начало главы). Пальмы. Бананы. 3) Изобилие. Чаква. Хризостомы. 1) Подснежники Palanthus novalis. Трицветный лист. 2) Meuscari (Peri Hyatinthe). 3) – Scilla amiene. 4) Барвинок Vinca minor. 5) Олеандр Nerium oleander. 6) Примулы. 7) Рододендроны и азалии. 8) Ирисы. Nies – Helliborius viridos. ОСОБЕННОЕ Детство. Таинствен[ный] красн[ый] свет при закрывай[ии] глаз и красн[ый] цвет пальцев на свет. Игрушки. Куклы. Портные. Шитье. В ТИФЛИСЕ 1) Болезнь тети Юли; смерть ее. Минералогический] ящик. Микроскоп Лейнца. Уроки у Худадова, латинским – занимался Михайлов [ский]. 2) Испуг. 3) Болезнь Люси и молитва к Николаю Чудотворцу]. Поступление в гимназию. Кипиани Вахтанг. Вл. Френ. А[лексан]др Ельчанинов. М. Асатиани. А[лексан]др Кизебов [?]. Вл. Эрн. Яков и Моисей Розенштейны. 1 Мамина семья в сам[ом] ран[нем] ее детстве жила в Сигнахе, за 100 в[ерст] от Тифлиса. Переехали в Тифлис, когда маме было менее 5-ти лет. Мама не помнит, как это было, а сигнахский дом помнит очень смутно. 2 Мама поехала в Петербург в 1878 или в 1879 г. Ехала от Владикавказа по ж[елезной] д[ороге]. Лекции слушала на частных курсах естественного] характера. Немного занималась еще в Медицинской Академии анатомией. Все это было случайно, без системы, все эти занятия. Слушала немножко Сеченова и др[угих]. Училась и рисованию у Штиглица.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

5  Ср. письмо Ельчанинова Флоренскому от 14 января 1903 г.: " …ты только не раздражайся и не пиши злостных писем, а то опять отобьешь у меня охоту писать на месяц. Ты представить не можешь, как меня поразило твое письмо, когда ты вздумал обвинять меня в разных грехах, которые и во сне мне не снились…. Тем печальнее твой злостный тон и мое глубокое удивление, а потом прямо-таки негодование на твою подозрительность и приемы судебного следователя по отношению к друзьям. Я не писал, потому что боялся, что не выдержу и разругаюсь " (Архив семьи Флоренских). 6  Алабина Татьяна Алексеевна — падчерица врача Жилинского, друга семьи Флоренских в Батуме. Павел переписывался с нею и встречался в доме общих друзей Андросовых. 7  Розанов В. В мире неясного и нерешенного. С рисунками в тексте. Изд. 2–е. СПб.,1904. Ср. отзыв Н. К. Михайловского (Русское богатство. 1902. N 8): " Книга… содержит в себе не только статьи самого г. Розанова… но еще ряд " полемических материалов " , ряд статей и писем разных авторов, возражающих г. Розанову или выражающих ему свое сочувствие " , к ним присоединяются примечания, " а иногда выходит и еще многоэтажнее, так как г. Розанов делает примечания к примечаниям г. Шарапова, в журнале которого печатались… некоторые из полемических материалов " . 8  В этом номере журнала были опубликованы 9 стихотворений Блока 1903 г. Ср. сказанное по другому поводу: " …не есть ли это злопоутребление природным даром? Какая-то доля разумного должна же быть и в прекрасном, иначе оно становится просто глумлением над душой " ( Манн Т. Иосиф и его братья. М. 1987. Т. 2. С. 617). 9  М[арк]. В[ишняк]. Три дня (Фантазия)//Новый путь. 1904. N 6. С. 102–106. 11 апреля 1904 г. Эрн писал Ельчанинову: " Свенцицкий просил меня написать тебе о следующем. Его товарищ Вишняк написал какую-то вещь, не то поэму, не то стихотворение в прозе… под заглавием " Три дня " , и хочет послать их в " Новый путь " . Не можешь ли ты обратить внимание Мережковских на него " (От Афин к Иерусалиму Небесному/автор–сост. П. В. Флоренский. Т. 2. М., 2011).  Вишняк Марк Вениаминович (1883--1976) — юрист, публицист, член партии социалистов–революционеров, одноклассник Свенцицкого по 1–й московской гимназии; в 1908 г. окончил юридический ф–т ИМУ, с 1919 г. в эмиграции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

АВТОБИОГРАФИЯ 1) Мой интерес к кружевам не . 2) У тети – черные и проч. 3) Мое желание лететь и уверенность, что вот-вот полечу. Полеты с зонтом, махание руками – почти лечу. 1) Моя финиковая пальма. 2) Большая финиковая пальма – от Пассеков. 3) медведи. 4) Марганцевая черная гора, 36 стр. (?), см. 35 об. 5) С. 40 – о минералах поправить – расширить и дополнить чувства. 6) 40 об. наука (потеря направления). 7) О сне: « рая». 8) Об аджарцах справиться и дополнить. 9) Тарантулы в Аджарисцхали. 10) Рождественская роза – зеленая. 11) Крабы в Аджарисцхали, форель. 12) «Наталка-Полтавка». Тифлис. Театр. 13) Направления [?]. 14) Апатиты [?]. 15) Рисование цветов. 16) Моя фамилия. ЦВЕТЫ 1) Наперстянка. Шпажник (королевск[ая] шпора). Бересклет. Вороний глаз. Аконит. Дур[иан]. Белена. Пастушья сумка. Львиная пасть. Гвоздики. Папоротники. Мхи. 2) В Батуме (на прогулках). Пассифлора. Евкалипты («И у нас евкалипт» – вверх в начало главы). Пальмы. Бананы. 3) Изобилие. Чаква. Хризостомы. 1) Подснежники Palanthus novalis. Трицветный лист. 2) Meuscari (Peri Hyatinthe). 3)  – Scilla amiene. 4) Барвинок Vinca minor. 5) Олеандр Nerium oleander. 6) Примулы. 7) Рододендроны и азалии. 8) Ирисы. Nies  – Helliborius viridos. ОСОБЕННОЕ Детство. Таинствен[ный] красн[ый] свет при закрывай[ии] глаз и красн[ый] цвет пальцев на свет. Игрушки. Куклы. Портные. Шитье. В ТИФЛИСЕ 1) Болезнь тети Юли; смерть ее. Минералогический] ящик. Микроскоп Лейнца. Уроки у Худадова, латинским – занимался Михайлов [ский]. 2) Испуг. 3) Болезнь Люси и молитва к Николаю Чудотворцу]. Поступление в гимназию. Кипиани Вахтанг. Вл. Френ. А[лексан]др Ельчанинов. М. Асатиани. А[лексан]др Кизебов [?]. Вл. Эрн. Яков и Моисей Розенштейны. К главе I «Раннее детство» 1 Мамина семья в сам[ом] ран[нем] ее детстве жила в Сигнахе, за 100 в[ерст] от Тифлиса. Переехали в Тифлис, когда маме было менее 5-ти лет. Мама не помнит, как это было, а сигнахский дом помнит очень смутно. 2 Мама поехала в Петербург в 1878 или в 1879 г. Ехала от Владикавказа по ж[елезной] д[ороге].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2434...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010