Чеботаревская Александра Николаевна (1869–1925), переводчица, сестра Анастасии Чеботаревской (1876–1921), жены писателя Федора Сологуба; окончила Высшую школу общественных наук в Париже; под ее редакцией было издано Полное собрание сочинений Мопассана в 30 томах, большую часть которых она перевела. В 1913 начале 1914 г. секретарь РФО, после исключения В. В. Розанова в знак протеста вышла из Совета РФО, а 21 ноября 1914 г. – из членов РФО. Чулков Георгий Иванович (1879–1939), писатель, исключен из Московского университета за политическую деятельность; в 1902–1904 гг. в ссылке в Сибири; секретарь редакции журналов «Новый путь» и «Вопросы жизни»; принимал участие в издании журналов «Весы» и «Золотое руно» (1908–1910), альманахов «Факелы» (1906–1908) и «Белые ночи» (1907); символист, «мистический анархист»; в 1909–1915 гг. большей частью жил за границей; в 1920-е гг. работал в ГАХН. Доклады: «Оправдание символизма» (19 января 1914 г.), «Национальная самобытность и религиозное сознание» (5 декабря 1915 г.). Эрн Владимир Францевич (1882–1917), философ; выпускник 2-й гимназии г. Тифлиса, одноклассник П.А. Флоренского и А.В. Ельчанинова; в 1904 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета; вместе с В.П. Свенцицким в 1905 г. организовал Христианское братство борьбы; в 1906–1908 гг. активно публиковал статьи по церковным, общественным и философским проблемам в журналах «Живая жизнь» и «Век», сборниках «Вопросы религии» и «Религия и жизнь», напечатал ряд брошюр в серии «Религиозно-общественная библиотека» М.А. Новоселова («Семь свобод», «Как нужно жить христианам», «Пастырь нового типа»). Один из организаторов и активный участник Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. С 1910 г. член редакционного совета книгоиздательства «Путь». С 1910 г. приват-доцент Московского университета. С 1916 г. член Московского психологического общества. Доклады: «Идея христианского прогресса» (3 февраля 1908 г.), «Основной характер русской философской мысли и метод ее изучения» (22 ноября 1910 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

В архиве М.К. Морозовой сохранился недатированный типографский текст с планами создания при Обществе Библиотеки-музея памяти Вл. Соловьева: «Общее собрание религиозно-философского Общества памяти Вл.Соловьева постановило учредить при Обществе Библиотеку-музей памяти Вл. Соловьева. В состав ее должно входить: Собрание рукописей, писем, портретов и т.п. Вл. С. Соловьева . Собрание рукописных материалов для изучения жизни и сочинений Соловьева (воспоминания, записки, письма разных лиц к Соловьеву и т.п.). Библиотека, составленная из всех изданий сочинений Вл.Соловьева и сочинений о нем (книги, журналы, оттиски и т. д.)» 1113 . По поручению Морозовой С. А. Сидоров и К. Шлапаков составляли библиографию Вл. Соловьева. Вероятно, Библиотека – музей открыться не успела. Сохранилась записка, по всей видимости, содержащая намечаемый состав Совета накануне открытия Общества: «Председатель С.Н. Булгаков. Члены совета: директор гимназии Д.Д. Галанин, кн. Е.Н. Трубецкой , советник губернского правления Г.А. Рачинский, Свенцицкий, Эрн» 1114 . После официального открытия Общества председателем его был избран Г.А. Рачинский, товарищем председателя – С.Н. Булгаков. Приведем состав членов Совета на приблизительно 1916 г.: В. И. Иванов , М.К. Морозова, кн. Е.Н. Трубецкой , В.М. Турбин, В.Ф. Эрн. Секретарями Общества были А.В. Ельчанинов (1905–1910 гг.), С.С. Розанов (1910–1912) и С.Н. Дурылин (1912–1918). После утверждения Устава шла подготовительная работа, и с ноября 1906 г. началась официальная деятельность Общества. 5 ноября 1906 г. в открытом заседании, собравшем более 500 человек, С.Н. Булгаков сделал доклад «Достоевский и современность». 12 ноября в закрытом заседании Д.Д. Галанин сделал доклад «Мое религиозное мировоззрение». 19 ноября в закрытом заседании В.Ф. Эрн сделал доклад «Методы исторического исследования и «сущность христианства» Гарнака». С ноября 1906 г. по май 1907 г. число членов Общества возросло с 40 до 300, было проведено 15 заседаний и 16 публичных лекций, на каждой из которых присутствовало от 250 до 600 человек 1115 . В.Ф. Эрн писал в частном письме: «Общество пользуется громадным успехом. Его посещают одновременно: сектанты, толстовцы, священники, курсистки, студенты, рабочие и представители крайних партий. Прения носят исключительно интересный и напряженный характер. Этим детищем своим мы гордимся» 1116 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

«Эрн – сын немца, весь был ученость, разум, строжайший морализм. Высокий, с бледным, безбородым, никогда не улыбающимся лицом, в обычном для того времени черном сюртуке, он казался протестантским пастором какой-то морализирующей секты, являл собой пример протестантского пафоса в Православии. Его друг-сподвижник Свентицкий, судя по фамилии, польского происхождения, невысокий блондин с большими серо-голубыми глазами, напряженно и требовательно на всех смотрящими, был какой-то едва сдерживающий себя Савонарола, готовый разразиться обличениями, анафемами, повести толпу в бой. Тип теократа-фанатика латинского стиля». 163 Жизнь Свентицкого была бурной и напряженной. Написанная им очень странная книга «Антихрист» имела немалый успех. Он приобрел также известность в религиозно-философских кругах, пылко защищая монашество в его наиболее суровой восточной форме. 164 Позднее его обвинили в безнравственном поведении, изгнали из религиозно-философского общества, и он исчез из столицы, присоединившись к общине аскетов в горах Кавказа. 165 Став впоследствии священником, Свентицкий умер в одном из лагерей Сибири. Последний член этой группы, Александр Викторович Ельчанинов – полная противоположность противоречивому Свентицкому. Он родился в 1881 г. в семье военного. В Петербурге изучал историю и филологию, но отказался от многообещающей академической карьеры и переселился в Москву к друзьям: Флоренскому, Эрну, Свентицкому. Окончил Московскую Духовную академию, но долгое время оставался мирянином. В 1905 году Ельчанинов стал секретарем Московского религиозно-философского общества имени В. Соловьева. Впоследствии возвратился в Тифлис и преподавал там в школе совместного обучения, основанной генералом Левандовским, вводившим самые современные методы педагогики. Из четырех друзей он единственный оказался в эмиграции. В 1922 г. Ельчанинов поселился на юге Франции и занялся преподавательской деятельностью. Он был рукоположен в 1926 г. и вскоре был признан выдающимся духовным наставником. Особой популярностью о. Александр пользовался у молодежи. 166 Исключительная психологическая проницательность сочеталась в нем с ясностью и добротой. Он не стремился духовно подчинить тех, кто искал его совета, однако был точен и тверд, и не колеблясь, указывал исповедующемуся основные причины его нравственных ошибок и падений. Единственная книга Ельчанинова, опубликованная в 1935 г. после его смерти, составлена из заметок и наблюдений, подобранных женою из его писем и дневников. Тем не менее эта книга – одно из лучших руководств по нравственному богословию и христианской жизни. 167 Ельчанинов был женат на Тамаре Левандовской, имел сына и двух дочерей, скончался в Париже 24 августа 1934 года вскоре после своего назначения в Парижский русский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

27. Костюченко В.С. Цит. соч. С. 135. 28. Найп Д.М. Индуизм: Эксперименты в области сакрального./Религиозные традиции мира. В 2х томах. Т. 2./Пер. с английского. – М., 1996. С. 176. 29. Иллюстрированная история религий. Цит. соч. С. 129. 30. Религии мира. 10–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. Цит. соч. С. 114. 31. Лестер Р.Ч. Буддизм: Путь к нирване./Религиозные традиции мира. В 2х томах. Т. 2./Пер. с английского. – М., 1996. С. 320. 32. Цит. по: История религии. Репринтное издание 1909г./ Ельчанинов А. Эрн В., Флоренский П. , Булгаков С. – М., 1991. С. 84. 33. Там же. С. 84. 34. Цит. по: Шопенгауэр и буддийская нирвана./История современной зарубежной философии: компаративный подход. Колесников А.С., Корнеев М.Я., Марков Б.В., Романова И.К., Сандулов Ю.А., Сидоров И.Н., Соколов Б.Г. – СПб., 1997. С. 340. 35. Лестер Р.Ч. Цит. соч. С. 324. 36. Цит. по: История религии. Репринтное издание 1909 г./Ельчанинов А. Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. – М., 1991. С. 90. 37. Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). Кн. 2. Христианство без оккультизма. – М., 1997. С. 241. 38. Там же. С. 89. 39. Цит. по: Шопенгауэр и буддийская нирвана. Цит. соч. С. 341. 40. Лестер Р.Ч. Цит. соч. С. 383. 41. Рафаил (Карелин), архимандрит. О теософии.//Духовный собеседник, 1998. 4 (16). С. 19. 42. Цит. по: Шопенгауэр и буддийская нирвана. Цит. соч. С. 343. 43. Там же. С. 343. 44. Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). Кн. 2. Христианство без оккультизма. М., 1997. С. 398. 45. Буддизм, Дзен-буддизм и Ницше./История современной зарубежной философии: компаративный подход. Колесников А.С., Корнеев М.Я., Марков Б.В., Романова И.К., Сандулов Ю.А., Сидоров И.Н., Соколов Б.Г. – СПб., 1997. С. 357. 46. Иллюстрированная история религий. Цит. соч. С. 70. 47. Цит. по: Панфилова Т.В. Цит. соч. С. 18. 48. Цит. по: Моисеева Л.А. Цит. соч. С. 62. 49. Там же. С. 68. 50. Там же. С. 64. 51. Боа К., Литтл П. Цит. соч. С. 60. 52. Овермайер Д.Л. Религии Китая: Мир как живая система./Религиозные традиции мира. В 2х томах. Т. 2./Пер. с английского. – М., 1996. С. 415.

http://azbyka.ru/problema-smysla-zhizni-...

А.В. Ельчанинов устроили «Литературно-философский кружок», целью которого были поиски смысла жизни на путях философии и религии 129 . С 1900 года после окончания гимназии друзья учились в Москве и возобновили свои собрания на квартирах, которые они снимали. Здесь появились новые друзья и знакомые. Именно «Тифлисский кружок» явился инициатором создания пятой секции «Студенческого историко-филологического общества» – «История религии». Распад Общества совпал с расцветом его секции, начавшей свою деятельность осенью 1903 года. Официально зарегистрирована она была лишь в сентябре 1904 года. Ядром секции являлись Π.А. Флоренский, В.Ф. Эрн и В.П. Свенцицкий, которых Андрей Белый называл «Аяксами», «апокалиптиками». Далее в его воспоминаниях следует характеристика состава секции: «...тогдашнее ядро – три «Аякса», бородатый Галанин, два Сыроечковских, А. Хренников, несколько диких эсеров с проблемой мучительного «бить – не бить», анархисты толстовствующие, богохулители, ставшие богохвалителями, или богохвалители, ставшие с бомбою в умственной позе, посадские академисты из самораздвоенных, кучка курсисток Герье; председательствовал С.А. Котляревский, еще писавший свой груд «Ламеннэ»; появлялись Койранские, «грифики»; да «аргонавты» ходили: сражаться с теологами» 130 . В письме к отцу от 14 января 1904 года Флоренский писал: «Наша секция по философии и истории религии, к сожалению, вызвала слишком большие и преувеличенные ожидания и надежды; «к сожалению», потому что, как ни хорошо и просто мы ведем свои дела до сих пор, теперь, пожалуй, придется быть на виду, а это всегда делает положение несколько натянутым. Но зато в этом есть и выгода, так как несколько очень интересных лиц просили принять их в число членов: среди них есть если и не слишком ученые, то много знающие люди в каком-нибудь направлении, например, по индусской литературе, и потому можно ждать от них интересного. Одного только можно опасаться, именно того, что у таких людей часто бывает особый привкус партийности и тенденциозности, а в большом количестве это почти невыносимо» 131 . В секции с докладом «Велльгаузен и библейская критика» выступал С.Н. Трубецкой, доклады «Символизм и религия» и «О целесообразности» сделал Андрей Белый, доклад «О драмах Метерлинка» – В.П. Свенцицкий и т.д. Из докладов Флоренского известны «Эмпирея и Эмпирия», «О Канторе», «О чуде». 15 января 1904 года в кружке-секции побывал А.А. Блок, которому атмосфера здесь не понравилась 132 . Андрей Белый отметил «особенную близость с Флоренским в этот период» 133 . К началу 1905 года деятельность секции «История религии», последней действующей секции «Студенческого историко-филологического общества», прекратилась. Результатом ее работы стала книга «История религии» (М., 1906), в которой участвовали Π.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, А.В. Ельчанинов, В.П. Свенцицкий, С.Н. Булгаков, А.В. Карташев, Н. Каптерев , В. Мышцын .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

1905. 15 марта. N 61. С. 9. 14  2 апреля 1905 Эрн писал Ельчанинову: " После твоего отъезда у нас довольно много событий. 1) От Морозовой получили средства и будем получать. 2) Технически наконец устроились. 3) Во Владимире объявилась целая компания, которая просит приехать, чтобы устроить там отделение. 4) Совокупно с ней Рачинский, Духовная Академия, и наша компания открывает Религиозно–философское общество памяти Соловьёва — где выступит с целым рядом рефератов на общественные темы, прения, широкий доступ публики. Уже есть духовенство, рабочие–радикалы и профессора. Пока всё на частных квартирах и параллельно с этим пойдут хлопоты об официальном разрешении " . А вскоре продолжал: " У нас дела пошли совсем не дурно. Изготовили несколько важных вещей и сейчас заняты их мультиплицированием посредством ми–ми и ти–ти [мимеографа и типографских оттисков]. При первом удобном случае вышлем " ( ВГ. N 12, 13). 15  Далее пространно цитировалась работа " О задачах ХББ " , с целью представить " центральное положение этой теории " . 16   " Эрн рассказывал, как в студенческие годы в Москве он соединился с друзьями Они наняли сарай, где работали и спали на дощатом полу с большими щелями. Там он страшно разболелся и нажил себе хронический нефрит " ( Иванова Л. В. Воспоминания. М., 1992. С. 51). 17  Текст идентичен оригиналу листовки (ОР РГБ. Ф. 305, к. 6, ед. хр. 56, л. 5); перепечатано: Освобождение. 1905. N 73. 6 июля. С. 391. 18   " Людей убивают, христиан терзают. Жалко, невыносимо… Но другое, братья и сёстры, другое ужаснее. Христиане убивают, христиане терзают, христиане православные проливают кровь повсюду " ( Флоренский П. Вопль крови). 19   " Иль вы не понимаете, что это вновь и вновь Христа расстреливают и вешают, и бьют и оскверняют? Не понимаете, что каждый выстрел направлен в тело Христово? " (Там же). 20   " Обращение к крестьянам " цитирует Айвазов (Миссионерское обозрение. 1905. N 13. С. 606–607), в частности, призывы " не служить царской власти, богохульно называющейся самодержавной, не идти на войну и не усмирять бунтовщиков, не убивать японцев, а молиться за них, как за врагов " , свидетельствуя, " что пропаганда таких идей широко развилась в наших войсках на Дальнем Востоке " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

9 М[арк]. В[ишняк]. Три дня (Фантазия)//Новый путь. 1904. N 6. С. 102–106. 11 апреля 1904 г. Эрн писал Ельчанинову: «Свенцицкий просил меня написать тебе о следующем. Его товарищ Вишняк написал какую-то вещь, не то поэму, не то стихотворение в прозе.. под заглавием «Три дня», и хочет послать их в «Новый путь». Не можешь ли ты обратить внимание Мережковских на него» (От Афин к Иерусалиму Небесному/автор-сост. П. В. Флоренский. Т. 2. М., 2011). Вишняк Марк Вениаминович (1883–1976) – юрист, публицист, член партии социалистов-революционеров, одноклассник Свенцицкого по 1-й московской гимназии; в 1908 г. окончил юридический ф-т ИМУ, с 1919 г. в эмиграции. 10 Ср. отзывы о личной дискуссии Свенцицкого и Розанова в 1908 г.: последний «показал, что никакой философией, в смысле систематического воззрения, он в настоящее время не обладает, он поэт земных идеалов» (Московский еженедельник. 1908. N 13. С. 53–59); «оставил впечатление чего-то сумбурного, гаерского, чему место... никак не в собраниях общества, принявшего громкое название философского» (Колокол. 1908. 15 марта. N 624. С. 3). 11 Шарапов Сергей Федорович (1855–1911) – публицист, издатель, один из учредителей Союза русских людей в Москве (1905); автор статьи «Жмеринские львы и буйствующий В. В. Розанов » (Сочинения. Вып. 4 (т. II). Сугробы. M., 1901. C.14–21). 12 «Очевидно, выводя эти слова пером на бумаге, г. Розанов не давал себе никакого отчета в том, что он пишет, а писал именно с разбегу и без оглядки, «маханально», как говорит один купец у Островского» (Михайловский Н. О г. Розанове , его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии//Русское богатство. 1902. N 8). 13 Шер Василий Владимирович (1883–1940) – друг Свенцицкого в 1896–1904 гг. (об их взаимоотношениях см.: Вишняк М. Указ. соч. С. 28–86; Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 2. С. 401–407), член ИФСО, с 1905 г. в РСДРП (меньшевик); член правления Госбанка СССР (1920-е), в 1930 г. арестован, все ложные обвинения признал, умер в тюрьме. 14 Флоренский писал А. Белому 21 мая 1904 г. о задуманном журнале, посвященном вопросам религии: « " Нов. путь» во многом не удовлетворяет; редакция боится серьезности, недостаточно обдумала, что она, собственно, хочет говорить и т. д. Наша задача – дать заранее обдуманный и единый по настроению периодический орган, который имел бы не временное значение, а сохранял бы ценность, как книга.. Наш кружок уже сговорился между собою, что каждый думает приготовить. Среди других Вам известных лиц (т. е. Эрн, Свенцицкий) будут еще Ельчанинов и кое-кто, кого Вы не знаете» (Новый журнал. 2005. N 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Извне он был скорее нежного и хрупкого сложения, однако обладал большой выносливостью и трудоспособностью, отчасти достигнутой и огромной аскетической тренировкой. Я был свидетелем этой его аскетической самодисциплины, как и его трудового научного подвига: обычно он проводил ночи за работой, отходя ко сну лишь в 3–4 часа пополуночи, но при этом сохраняя всю свежесть ума в течение дня, и то же можно сказать и об его пищевом режиме. И всё это было в нем не только голосом его духовной стихии, но и делом железной воли и самообладания. Слабый от природы, в те годы, когда я знал о нём (увы, нашей разлуке исполнилось уже четверть века), он, насколько я помню, вообще никогда не болел, ведя жизнь, исполненную аскетических лишений. Когда о. Павел где-либо появлялся, он естественно привлекал к себе внимание, по крайней мере, людей зрячих, как до своего священства, так и особенно после него. В его лице было нечто восточное и не русское (мать его была армянка). Мне же духовно в нём виделся более всего древний эллин, а вместе ещё и египтянин; обе духовные стихии он в себе носил, будучи их как бы живым откровением. В его облике, в профиле, в отражении лица, в губах и носе было нечто от образов Леонардо-да-Винчи, что всегда поражало, но вместе и... Гоголя. Помню, как мы, знавшие его и присутствовавшие при открытии памятника Гоголю в Москве (Эрн, А. Белый и др.), впервые увидавшие его после снятия закрывавшей его завесы, так и ахнули: «Павлуша!» (так называли его друзья и сверстники, школьные товарищи по Тифлисской гимназии, ныне оба отшедшие уже: В. Ф. Эрн и о. Александр Ельчанинов ). И при этой внешности, мимо которой нельзя пройти, её не заметив, в ней не было ничего вызывающего, аррогантного. Это же было и в голосе, и в речи: о нём всегда просилось на уста Шекспировское слово (Гамлета об Офелии): у него был нежный, тихий голос, большая прелесть (не только в женщине, но в данном случае и в мужчине). Однако в этом, голосе звучала и твёрдость металла, когда это требовалось. Вообще самое основное впечатление от о. Павла было силы себя знающей и собою владеющей. И этой силой была некая первозданность гениальной личности, которой дана самобытность и самодовлеемость при полной простоте, естественности и всяческом отсутствии внутренней и внешней позы, которая всегда есть претензия внутренней немощи. И в путях духовного развития и самоопределения мы наблюдаем в о. Павле эти же самые черты. Можно сказать в известном смысле, что о. Павел сам себя сделал, подойдя своим собственным путём.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Потом ничего не будет. Я материалист, могу тебе в этом поклясться, и, поверь, я в своём уме и всё же что-то у меня не сходится. Неужели мы исчезнем бесследно?» Для неверующего сознания – от героев Достоевского и Л. Толстого до одноимённого альбома группы «Pink Floyd» (1979) – стена стала символом смерти, христиане же видят в ней ворота воскресения. 167 ...вот сейчас они обязательно упрутся в стену... – Странный человек уже давно упирался в вопрос о смысле жизни, «как в глухую стену» (С. 85). Ср.: «...очевидно, стена уже перед нами и мы уже упираемся в неё, не желая только в этом сознаться» (Эрн В. Сочинения. М., 1991. С. 173). 169 На днях я тоже еду в Македонию. – Эрн сообщал Ельчанинову о Свенцицком: «...он на днях едет в Македонию для подачи медицинской помощи македонцам» (ВГ. 10). В. И. Кейдан произвольно датирует письмо 12 апрелем 1904 и увязывает с неким землетрясением – это явные ошибки. 20 июля 1903 на юго-западе Македонии началось Илинденское восстание против османского ига (поводом стала резня турками христианского населения), а 19 августа в восточной Фракии Преображенское восстание болгар. К ноябрю оба были подавлены, погибли тысячи повстанцев, десятки тысяч эмигрировали. В том же письме упоминается «недавний гомельский погром», произошедший 29 августа и 1 сентября 1903. Если учесть, что в предыдущих посланиях Эрна от 9 октября и 17 ноября 1903 есть факты, тесно связанные с искомым письмом, его необходимо датировать концом ноября 1903 (странный человек писал из Софии в начале декабря). При той обстановке границу было не пересечь при всём желании; тем паче мы не вправе приписывать автору художественного произведения грехи персонажа. 170 Сказал, а зачем, почему – не знаю! – «Он действует, как повлечёт его свой нрав и сплетение внешних обстоятельств жизни, действует по движению душевно-телесных изменений и по течению окружающих событий, позволяя себе самоуправление на столько, на сколько даёт к тому сил его самолюбие» ( Феофан Затворник , свт. Письма о духовной жизни. М., 1997. С. 18). Не стоит думать, что в данном случае это диавольское наущение. Нет. Так на месте странного должен был поступить любой порядочный человек. 171 Человеческая душа самый возмутительный сумбур. – «Смотрите, какое там разнообразие действий и движений! То одно, то другое, то входит, то выходит, то принимается, то отвергается, делается и переделывается. Ибо душа приснодвижна и на одном стоять не в силах. Мысль сходит в архив памяти и помощию воображения перебирает там весь собравшийся хлам, переходит от истории к истории по известным законам сплетения представлений, приплетая к бывалому небывалое, а нередко даже невозможное Говорят: углубился. Углубился, но в пустоту Это есть то же, что сонное мечтание, – праздномыслие и пустомыслие» ( Феофан Затворник , свт. Что есть духовная жизнь... М., 1997. С.26:32).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Публикация: Записки Петербургских религиозно-философских собраний. 1901–1 903. М., 2005. С.490–510. Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева в Москве (1905–1 918) Весной 1905 г. у группы лиц, составлявших ядро Религиозно-философской секции Студенческого историко-филологического общества, организованного в 1902 г. кн. С.Н. Трубецким при Императорском Московском университете, явилась мысль вырваться из узких рамок студенческого кружка и организовать на более широких началах Религиозно-философское общество. 2 апреля 1905 г. В.Ф. Эрн писал А.В. Ельчанинову: «От Морозовой получили средства и будем получать. (...) Совокупно с ней Рачинский, Духовная Академия, и наша компания открывает Религиозно-Философское Общество памяти Соловьева – где выступит с целым рядом рефератов на общественные темы, прения, широкий доступ публики. Уже есть духовенство, рабочие-радикалы и профессора. Пока все на частных квартирах и параллельно с этим пойдут хлопоты об официальном разрешении» 1095 . Подготовка к открытию продолжалась летом 1905 г. На одном из совещаний в июне присутствовал С.Н. Булгаков 1096 . Предполагалось издавать «Труды Соловьевского общества с стенографическими отчетами» 1097 . 27 октября 1905 г. Булгаков писал А.С.Глинке-Волжскому: «Если журнал «Вопросы Жизни» не осуществится, то я буду убеждать и надеюсь убедить Сытина издавать (может быть при Соловьевском обществе) «Соловьевский Вестник», журнал христианской философии и христианской политики, без беллетристов и без позитивистов, с широкой терпимостью, но все же свой» 1098 . Планы журнала не осуществились. В организации Общества активное участие принимало «Христианское братство борьбы» (далее ХББ) в лице В.П. Свенцицкого, B. Ф. Эрна, А.В. Ельчанинова, Д.Д. Галанина и др. 1099 . Поначалу радикалы ХББ пытались направить Общество в сторону пропаганды под угрозу существование Общества. Свенцицкий, Эрн, Ельчанинов и Галанин подвергались судебному преследованию. Первые годы, вплоть до исключения в 1908 г., Свенцицкий играл большую роль в Обществе: «Речи Свенцицкого носили не только проповеднический, но и пророчески-обличительный характер. В них было и исповедническое биение себя в перси и волевой, почти гипнотический нажим на слушателей» 1100 . Непосредственным поводом к аресту Свенцицкого послужил его доклад в Обществе 5 декабря 1906 г. «Террор и бессмертие». После этого доклада полиция приостановила деятельность Общества. Позже в Обществе отношение к христианскому радикализму изменилось.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010