Флоренского, конечно же, канонизировали большевики. Они в этом деле разбирались! В своей резолюции - " священник, не снявший с себя сана " - они однозначно решили этот вопрос. Так звучит обвинение, по которому его и расстреляли, что зафиксировано в смертном приговоре. А это самое большое мученичество - за веру и за Бога. Другое дело, что комиссия по канонизации смотрит, сотрудничал ли со следствием человек. Но это сложное дело. Легче всего канонизировать тех, кого сразу расстреляли без разговоров. Никто не знает, как бы он вел себя под пытками, зная, что у него семья. Монаху было легче сопротивляться, чем священнику с семьей. - Как бы вы оценили вклад Флоренского в русскую философскую мысль? - Положение Церкви перед революцией было достаточно сложным. Между ней и интеллигенцией пролегала если не пропасть, то по крайней мере демаркационная линия. И хотя сами священники, философы-богословы обладали знаниями высочайшего уровня, владели многими языками - это были разные, почти не пересекающиеся области. Первым, кто обратил интеллигенцию к Церкви, был, конечно, Владимир Соловьев. Но Церковь его не приняла. Он тут же перессорился с Антонием Храповицким, будущим главой Русской Православной Церкви Заграницей, который тогда уже был крупным церковным писателем. Тем не менее это первое движение интеллигенции к Церкви. Вслед за ним пошли четверо мальчишек из знаменитой Второй Тифлисской гимназии. А сподвиг их на это Георгий Николаевич Гехтман, создавший кружок по истории философии (вот вам и еврейский след в русской религиозной философии). Этими мальчишками были Флоренский, который после университета первым пошел в Духовную академию, Ельчанинов, ставший позже священником, Эрн и, конечно, Свенцицкий, присоединившийся к ним позже. Они были первыми, кто, идя по пути Соловьева, пришел к Церкви и даже к алтарю. Флоренский первым из ученых пошел в священники. Это теперь что ни священник, то кандидат наук, а что ни кандидат наук, то заочно учится в семинарии. А тогда это был взрыв. У меня есть письма к Флоренскому, где его порицают: как вы могли, образованный человек, пойти в клерикалы! Потом к этим юношам примкнули старший по возрасту, но не по духовному опыту Сергий Булгаков, который пришел из социал-демократов, и Николай Бердяев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Рассказы Роман «Туман» Роман «Авель Санчес» Второй том: Три назидательных новеллы и один пролог Святой Мануэль Добрый, мученик Новелла о Доне Сандальо, игроке в шахматы Бедный богатый человек, или Комическое чувство жизни Очерки и статьи «Нашедшие Град. История Христианского братства борьбы в письмах и документах» — интереснейшее собрание писем молодых христиан, которые в начале XX века искали христианский социально-политический идеал, думали, как его можно воплотить в жизнь, что-то пытались делать на этом пути. Из Братства выйдет целая плеяда выдающихся православных мыслителей — Флоренский, Эрн, Свенцицкий, Ельчанинов, Булгаков и др. « Экономические категории в Священном Писании и церковном предании» Николая Сомина — учебное пособие к изучению нового для православных институтов предмета: «Экономические категории в Священном Писании и церковном учении» (изначально — курс лекций на экономическом факультете ПСТГУ. Здесь делается попытка в систематическом виде представить, что думает Церковь (или, шире, религиозная мысль) об экономической сфере деятельности человека. Оглавление: Ветхий Завет о труде, богатстве и собственности; Новый Завет о смысле трудовой деятельности; Новый Завет о собственности, богатстве и бедности; Деяния Апостольские о жизни Иерусалимской общины; Основные парадигмы христианского отношения к экономико-социальной сфере; Святоотеческое имущественное учение. Св. Иоанн Златоуст; До и после Златоуста: история византийской имущественной этики; Католическая социальная доктрина; Влияние протестантизма на имущественную этику и экономическую теорию; Этика хозяйства нехристианских религий; История России и христианская имущественная этика; Русское богословие и русская религиозная философия о социально-экономическом вопросе; Развитие капитализма и общинная жизнь в России; Русская Православная Церковь и современная экономика. «Революция в церкви? (Теология освобождения). Документы и материалы» — замечательная антология о латиноамериканской теологии освобождения, христианском марксизме. Материалы распределены по следующим рубрикам: место теологии освобождения в современной Католической Церкви, позиция высшей католической церковной иерархии относительно теологии освобождения, мировоззренческие основы теологии освобождения, ее практическая деятельность, марксисты и теология освобождения.

http://blog.predanie.ru/article/opyat-ka...

– Александр Викторович Ельчанинов происходил из семьи потомственных военных. Он родился в Николаеве, где его отец Виктор Яковлевич Ельчанинов в то время служил штабс-капитаном 58-го пехотного полка. Его матерью была Екатерина Ивановна (в девичестве Оссовская), дочь надворного советника. Крещен был Александр 13 апреля того же года, а Таинство Крещения совершил полковой священник Николай Руднев. Отец Александра закончил службу в 1891 году в чине подполковника Новобаязетского резервного пехотного полка, командующим батальоном, кавалером ордена Святого Станислава 3-й степени. Через два года он умер, и его вдова осталась с четырьмя детьми на руках: Николаем, Александром, Борисом и Евгенией. Семья жила в Тифлисе, где прошло детство и юность Александра. Надо сказать, что в эти времена Тифлис был одним из важнейших центров русской культуры, окруженным инородцами и иноверцами. Семья Александра была очень небогата, жила на пенсию. Хотя Александр и был вторым сыном, он чувствовал себя старшим, и с самой юности фактически содержал семью. Он учился на деньги меценатов, подрабатывал частными уроками. – Как вы считаете, в силу чего сдружились гимназисты Павел Флоренский, Володя Эрн и Саша Ельчанинов? Что-то, наверное, их объединило? – Ельчанинов, Эрн и Флоренский были одноклассниками во 2-й Тифлисской классической гимназии, которая была уникальным учебным заведением. Преподавание велось тут на высочайшем уровне. Многие ее выпускники стали впоследствии известными деятелями. Вместе с ними тут учились Бурлюки, Розенфельд (будущий товарищ Каменев), Церетели, Асатиани и другие. Выпуск 1900 года был особенно блистательным – 9 золотых медалей. Когда друзья учились в старших классах, в гимназию пришел новый учитель древних языков Георгий Николаевич Гехтман. Он-то и сыграл важную роль в их становлении и выборе дальнейшего пути. Г.Н. Гехтман создал в гимназии кружок по изучению истории и философии, куда и вошли А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский. Их кумиром был философ Владимир Соловьев. По окончании гимназии в 1900 году они дружно решили отправиться учиться в российские столицы, мечтая познакомиться и поклониться Владимиру Соловьеву. Уже в дороге они узнали, что Владимир Соловьев скончался. Владимир Эрн и Павел Флоренский поступили в Московский университет, один на историко-филологический, другой на физико-математический факультеты, а Александр Ельчанинов на историко-филологический факультет Петербургского университета. Все время учебы студенты переписывались со своим учителем Георгием Николаевичем, встречались с ним, когда приезжали к родным в Тифлис. Г.Н. Гехтман был замечательным человеком и педагогом. Связи с ним его ученики сохранили на всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/4563.html

Вскоре он поступает на филологический факультет Московского университета, а также учится на юридическом и историко-философском факультетах университета. Промыслом Божиим молодой Свенцицкий попадает в круг мыслящих, ищущих Правды Божией людей, с именами которых связано развитие русской религиозно-философской мысли. В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский , Сергей Булгаков , Николай Бердяев , Андрей Белый, кн. Евгений Трубецкой . События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество «Христианское братство борьбы», куда входили также П. Флоренский , В. Эрн, А. Ельчанинов . В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в «Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева» и Политехническом музее с лекциями на темы: «Христианство и насилие», «Террор и бессмертие», «Атеизм и любовь» и т. п. Выступления собирают большое количество слушателей. Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В. П. Свенцицкий умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и в частных беседах. В 1906 году он писал: «Современное церковное движение можно назвать либеральным христианством, а либеральное христианство только полу истина. Душа, разгороженная на две камеры – религиозную и житейскую – не может целиком отдаться ни на служение Богу, ни на служение миру. В результате получается жалкая полуистина, тепло-прохладное, либеральное христианство , в котором нет ни правды Божией, ни правды человеческой. Представители этого христианства лишены религиозного энтузиазма, среди них нет мучеников, обличителей, пророков. И союз «церковно-обновленных» – это не первый луч грядущей апокалипсической жены, облеченной в солнце, а один из многих профессиональных союзов, и я убежден, что настоящее религиозное движение будет не это и скажется оно совсем не так» (Вопросы религии. 1906. Вып. 1. С. 5–8). Именно эти слова цитировал в своем воззвании от 15(28) июня 1923 г. Святейший Патриарх Тихон, давая характеристику идеологии обновленчества 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Однако российский период его биографии исследован мало, и эта лакуна не позволяет историкам составить более полную картину религиозных исканий интеллигенции первой четверти ХХ века, ярким представителем которой был А.В.Ельчанинов. Заполнить зияние тем более важно, что отец Александр был среди тех представителей мыслящей элиты своего времени, кто трудно и противоречиво в кризисный период истории России и Церкви шел дорогой, которую протоиерей Сергий Булгаков назвал «путем из Афин к Иерусалиму Небесному». Тема получает еще большую актуальность в наше время, когда в российском обществе идет процесс, удивительными алгоритмами повторяющий то, что в свое время другой современник отца Александра философ Н.А. Бердяев «с точки зрения вечности» назвал «русским религиозным возрождением». Важно это и потому, что после 17 мая 2007 года, когда состоялось поистине «Торжество Православия» и в русло Матери Церкви вновь влились струи протоки, надолго отторгнутой ураганом истории, нам необходимо обратиться к тому горькому и славному времени, когда лучшие представители России одни — мученически отстаивали веру предков на страдающей Родине, другие — хранили негасимую свечу веры в далеком изгнании. Биография А.В. Ельчанинова тесным образом связана с именами видных представителей русского Серебряного века и религиозного возрождения России того времени. Среди его близких друзей были Павел Флоренский, Владимир Эрн, Валентин Свенцицкий, Сергей Булгаков, которые, кроме рано умершего В.Ф.Эрна, стали духовными пастырями, в период гонений разделившими трагическую судьбу со своими чадами. Отец Павел и отец Валентин остались в России и со своим народом испили до дна горькую чашу страданий. Отец Александр и отец Сергий скончались в эмиграции, самоотверженно окормляя русских изгнанников. После появления в печати романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в широких кругах стала модной оптимистическая фраза «Рукописи не горят». Однако повторяющие ее не упоминают, что сказана она персонажем романа Воландом, князем тьмы, явившимся в совдеповскую Москву.

http://pravoslavie.ru/35473.html

Однако российский период его биографии исследован мало, и эта лакуна не позволяет историкам составить более полную картину религиозных исканий интеллигенции первой четверти ХХ века, ярким представителем которой был А. В. Ельчанинов. Заполнить зияние тем более важно, что отец Александр был среди тех представителей мыслящей элиты своего времени, кто трудно и противоречиво в кризисный период истории России и Церкви шел дорогой, которую протоиерей Сергий Булгаков назвал «путем из Афин к Иерусалиму Небесному». Тема получает еще большую актуальность в наше время, когда в российском обществе идет процесс, удивительными алгоритмами повторяющий то, что в свое время другой современник отца Александра философ Н. А. Бердяев «с точки зрения вечности» назвал «русским религиозным возрождением». Важно это и потому, что после 17 мая 2007 года, когда состоялось поистине «Торжество Православия» и в русло Матери Церкви вновь влились струи протоки, надолго отторгнутой ураганом истории, нам необходимо обратиться к тому горькому и славному времени, когда лучшие представители России одни – мученически отстаивали веру предков на страдающей Родине, другие – хранили негасимую свечу веры в далеком изгнании. Биография А. В. Ельчанинова тесным образом связана с именами видных представителей русского Серебряного века и религиозного возрождения России того времени. Среди его близких друзей были Павел Флоренский , Владимир Эрн, Валентин Свенцицкий , Сергей Булгаков , которые, кроме рано умершего В. Ф. Эрна, стали духовными пастырями, в период гонений разделившими трагическую судьбу со своими чадами. Отец Павел и отец Валентин остались в России и со своим народом испили до дна горькую чашу страданий. Отец Александр и отец Сергий скончались в эмиграции, самоотверженно окормляя русских изгнанников. После появления в печати романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в широких кругах стала модной оптимистическая фраза «Рукописи не горят». Однако повторяющие ее не упоминают, что сказана она персонажем романа Воландом, князем тьмы, явившимся в совдеповскую Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

О каком «собирании» на Собор лучших религиозных сил может быть речь, когда народ в большинстве случаев даже не знает о предстоящем Соборе. Пойдите по деревням и заговорите о Соборе с крестьянами – ждут ли они его, какое отношение у них к нему, готовятся ли они к этому великому религиозному делу: ничего подобного – они о нём ничего не знают. Синод решил. Синод не потрудился спросить Церковь , хочет ли она Собора и какого именно. Собор может быть только тогда, когда каждый оставшийся у себя дома будет чувствовать себя на Соборе, но это может быть только в том случае, если в основу организации Собора будет положено самое широкое, самое свободное выборное начало. Особенно это выборное начало необходимо потому, что епископы, которые явятся непременными членами Собора, у нас не избираются паствой, а потому голоса Церкви собой выражать не могут. Очевидно, что о предстоящем Соборе Синод задолго должен был оповестить всех членов Церкви. Должны были быть разрешены свободные приходские и частные собрания для обсуждений этого предположения, затем должна была быть образована предсоборная комиссия из выборных членов Церкви, которая выработала бы, конечно, иные правила, чем теперешний «циркуляр» Синода. Вот какие внешние условия должны были быть соблюдены, чтобы Собор мог выполнить свою великую историческую задачу. Но уму человеческому не дано судить о будущем с безусловной достоверностью, мы не берём на себя задачу пророка. Дух Господень дышит, где хочет. Может быть, Господь явит свою силу и на предстоящем церковном Соборе. Не об этом сейчас речь. Мы говорим лишь, что люди, стоящие у кормила церковной власти, сделали всё от них зависящее, чтобы создать «мёртвый Собор». 496 Век. 1907. 20. 27 мая. С. 289–290. Подпись: Вал. С. Редакция оповещала читателей: «В статьях Вал. Свенцицкого 20 и 21) и свящ. К. Аггеева 21 и 22) выяснена наша общая точка зрения на Собор, и необходимость идти на него всем верующим» (Век. 1907. 23. С. 349). 10 мая 1907 Эрн писал Ельчанинову: «Прежде всего о Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Путь православия П.А. Флоренский. Записка о Православии VII П.И. Новгородцев. Существо русского православного сознания Н.С. Арсеньев. О миросозерцании и благочестии Православной церкви М. Курдюмов. Православие и большевизм Г.П. Федотов. Проблемы будущей России А) Государство и Церковь В) Церковь и Россия А.В. Карташев. Русское христианство Ф.А. Степун. Чаемая Россия М. Лот-Бородина. Критика «Русского христианства» Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни 1 2 3 4 5 Протоиерей Сергий Булгаков. Православие и государство H. A. Бердяев. Истина Православия И.А. Ильин Русскому народу необходимо духовное обновление Церковь и жизнь C. C. Верховской Православие и современность А.Ф. Лосев. Имяславие I. История вопроса II. Догматическое учение H. C. Арсеньев. Духовные силы в жизни русского народа 1 2 3 4 Н.О. Лосский. Религиозность русского народа Протоиерей Георгий Флоровский. Этос Православной церкви I II III П.Н. Евдокимов. Византия после Византии Митрополит Антоний Сурожский Размышления на пути к Пасхе Проповедь в Неделю Торжества Православия Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология Комментарии Святитель Игнатий (Брянчанинов) Священник Иван Беллюстин Святитель Феофан Затворник Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев) К.П. Победоносцев Н.И. Барсов Η. Ф. Федоров В.В. Розанов С.Н. Трубецкой Протоиерей Стефан Остроумов А.В. Ельчанинов, П.А. Флоренский Архиепископ Никон (Рождественский) E. Н. Трубецкой H. Н. Глубоковский E. Е. Голубинский Протоиерей Иоанн Восторгов E. Н. Трубецкой В.Ф. Эрн Протоиерей Иоанн Егоров Л.П. Карсавин В.В. Зеньковский Л.П. Карсавин П.А. Флоренский П.И. Новгородцев Н.С. Арсеньев М. Курдюмов Г.П. Федотов А.В. Карташев Ф.А. Степун М. Лот-Бородина Мать Мария (Скобцова) Протоиерей Сергий Булгаков Н.А. Бердяев И.А. Ильин С.С. Верховской А.Ф. Лосев Н.С. Арсеньев. Духовные силы в жизни русского народа Н.О. Лосский Протоиерей Георгий Флоровский П.Н. Евдокимов Митрополит Антоний Сурожский Архиепископ Серафим (Соболев) Словарь понятий и терминов Словарь имен  

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Учредителями К. и. х. п. стали мч. Михаил Новосёлов, Ф. Д. Самарин , Кожевников, Н. Н. Мамонов и П. Б. Мансуров. В течение года к ним присоединились архим. Феодор (Поздеевский ; с 1909 епископ), Корнилов и А. И. Новгородцев. Кружок называли то Новосёловским, то Самаринским, то Корниловским. Председателем был избран мч. Михаил. В работе Кружка принимали участие свящ. Феодор Андреев , Н. С. Арсеньев , Ю. П. Бартенев, Н. А. Бердяев , свящ. Сергий Булгаков , А. С. Глинка-Волжский, С. Н. Дурылин , свящ. Александр Ельчанинов , Н. Д. Кузнецов, свящ. Сергий Мансуров , гр. Д. А. Олсуфьев, Г. А. Рачинский, свящ. Валентин Свенцицкий , Л. А. Тихомиров, кн. Г. Н. Трубецкой , кн. Е. Н. Трубецкой , Д. А. Хомяков , гр. К. А. Хрептович-Бутенев, прот. Иосиф Фудель, свящ. Павел Флоренский , С. А. Цветков, В. Ф. Эрн и др. К. и. х. п. пользовался покровительством еп. Феодора (Поздеевского) и духовно окормлялся старцами Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни схиигум. Германом (Гомзиным) и иеросхим. Алексием (Соловьёвым). Особую роль в Кружке играл мч. Михаил Новосёлов. Христ. просвещение интеллигентной молодежи и издание «Религиозно-философской библиотеки» (1902-1917), которым посвятил себя мч. Михаил, стали общими заботами членов Кружка, а «Религиозно-философская библиотека» - его печатным органом. Всего за время существования издания вышли 39 нумерованных выпусков, 20 отдельных книг и неск. десятков «Листков», в которых публиковались выдержки из духовной лит-ры. Авва Михаил, как называли Михаила Новосёлова его друзья, был человек «очень активный, даже хлопотливый, очень участливый к людям, всегда готовый помочь, особенно духовно» ( Бердяев. 1991. С. 173). В дело Кружка он вкладывал всю душу. Большой авторитет в Кружке имел Самарин. Свящ. П. Флоренский отмечал, что авторитет Самарина помимо личных качеств был усилен его местом в истории славянофильства. «Когда-то юнейший из старых, он стал потом старейшим из молодых. Этим определилось его особое значение для нас. Соборность сознания, этот важнейший член славянофильского исповедания, во времени являет себя как преемство… Живое предание славянофильства явилось нам в лице Фёдора Дмитриевича.

http://pravenc.ru/text/2462055.html

Москва имела свою голову на плечах, и полна была крупных людей и талантов. А все же Петербург держал примат столицы, и без него не получалось единого всероссийского фронта в любом идейном, общественном начинании. В неистовые январские дни прибыла из Москвы своего рода делегация от кружков религиозно-философских, к таковым же петербургским. Русский ренессанс начала XX века выдвинул много новых фигур, совсем не похожих на штампованный тип старого интеллигента-позитивиста. Ранним предтечей, опередившим их чуть не на два десятилетия, был Вл. С. Соловьев († 30. VII. 1900). В Московском университете линию Вл. Соловьева творчески, на свой лад проводили братья Трубецкие ·- Сергей Николаевич и Евгений Николаевич. Из их гнезда немало птенцов, по окончании университета, поступили в Моск. Духовную Академию. Таковы были в данный момент коллеги и сверстники Б. Н. Бугаева (Андрея Белого): П. А. Флоренский, будущий священник и проф. философии в Моск. Дух. Академии, Петровский, С. M. Соловьев (племянник Вл. Соловьева, поэт и священник). Вскоре их примеру последовал А. В. Ельчанинов (по окончании СПБ Университета). Активистскими, волевыми характерами в этой среде были студенты-филологи: Вал. П. Свенцицкий и Вл. Фр. Эрн (вскоре магистр и прив. доц. по философии, скончавшийся пред 1917 г.). И Флоренский. и Эрн, и Ельчанинов и Свенцицкий — все были из Тифлиса, дети инженерских русских семей. Землячество способствовало общности их религиозных интересов и тянуло к солидарным действиям. 9-го января высекло искру решимости у Эрна и Свенцицкого. Они двое составили ядро образованного ими «Христианского Братства Борьбы». Подразумевалось — борьбы за расторжение старорежимного союза Православной Церкви и Самодержавной Власти и выведение церковных сил на поле борьбы свободной общественности за новый конституционно-демократический строй в России. Причем, в духе Вл. Соловьева, подразумевалось завоевание высоких и властных позиций для Православной Церкви для выявления ее независимого, свободного, евангельского голоса в жгучих вопросах современности: — культурных, социальных, политических. Два Аякса — Эрн и Свенцицкий ярко разнились по темпераментам. Эрн — сын немца, весь был — ученость, разум, строжайший морализм. Высокий, с бледным, безбородым, никогда не улыбающимся лицом, в обычном для того времени черном сюртуке, он казался протестантским пастором какой-то морализующей секты, являя собою пример протестантского пафоса в православии. Его друг-сподвижник Свенцицкий, судя по фамилии, польского происхождения, невысокий, блондин с большими серо-голубыми глазами, напряженно и требовательно на всех смотрящими. Какой-то едва сдерживающий себя Савонаролла, готовый разразиться обличениями, анафемами, повести толпу в бой. Тип теократа-фанатика латинского стиля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2691...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010