10 ...ощущение чужой жизни и участие в ней... – Это соборность в действии, задача человека в бытии. Одно из главных упований Свенцицкого – преодоление самости как условие спасения и путь к нему. 12 Стойте в свободе! 1906. Вып. 1. 9 июля. Подпись: Омега. 2 апреля 1908 на допросе по уголовному делу об издании московской газеты «Стойте в свободе!» Свенцицкий заявил: «Все статьи без подписи принадлежат мне» (ЦИАМ. Ф. 131, оп. 92, д. 182, л. 106). В Религиозно-общественной библиотеке, издаваемой ХББ, планировалась к выпуску брошюра «Солдат задумался (три рассказа)» под тем же псевдонимом (Век. 1907. 22. С. 348). В письме от 22 мая 1907 Свенцицкий просил Флоренского напечатать в журнале «Христианин» (Сергиев Посад), который тот редактировал, некий свой рассказ за подписью «Омега» (архив П. В. Флоренского). 14 ...близость праведника... – Прп. Феогност писал: «Враг тогда встречает нас жестокими и страшными искушениями, когда почует, что душа вступила в высшие меры добродетели. И тогда человеконенавистник так злобно искушает, что нам приходится даже в жизни отчаиваться. Но не знает он, суетный, каких благ бывает для нас виновником, делая нас чрез терпение более опытными и светлые нам сплетая венцы» (Добротолюбие. Т. 3. М., 1888. С. 433). 15 ...циркуляр Вообще... – В газетном варианте между этими словами вставка: «Мы подглядели: если из жалости... если из любви к людям... не наказуется...» Далее по тексту также изменения: « выпрямился Чорт. – Циркуляр?.. Каждый день новости!.. Не разберёшь... Святой! Ну, это мы ещё посмотрим... – Но вспышка прошла. И снова согнул он ». 20 Праздникам Праздник и Торжество из Торжеств... – «Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки» (Пасхальный канон. Песнь 8. Ирмос). 21 Неужели я хуже разбойника? – Да, они посчитали, что хуже. Будущие священники Булгаков, Ельчанинов, Флоренский, христианские философы Бердяев, Е. Н. Трубецкой и Эрн, умевшие красиво говорить и умно писать, жили и действовали так, будто никогда не читали Евангелия и не встречали Христа. Дружно решили, что не для них писал апостол: «Так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощён чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» ( 2Кор. 2:7–8 ). Они забыли: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:15 ). Помилуй их Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

207. Значение религии в деле воспитания нравственного сознания на низших ступенях общественной жизни. Н.Г. Городенский . 1903, I, 3, 424–462; 4, 636–649. 208. Воскресение Христово и его нравственное значение. М.М. Тареев. 1903, II, 5, 1–45; 6, 201–217. 209. О действительности Христова воскресения. Ответ прот. В. Лаврскому. М.М. Тареев. 1904, II, 6, 345–353. 210. О воскресении Христа. (Ответ о. диакону Н. М. Басову по поводу его статьи: Что говорит новая русская апологетика в ответ на возражения отрицательной критики по вопросу о действительности воскресения Христова. Чтения в Обще- —23— стве Любителей Духовного Просвещения 1910 г. Январь, Февраль и Март). М.М. Тареев. 1910, I, 4, 657–667. 211. Религия и нравственность. М.М. Тареев. 1904, III, 10, 291–317; 11, 395–421; 12, 602–626. 212. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского . И. В. Попов. 1904, III, 11, 537–565; 1905, I, 1, 28–59; II, 6, 237–278, ср. 71 наст. указателя. 213. Дух и плоть. М.М. Тареев. 1905, I, 1, 1–27; 2, 233–266; 3, 435–452. 214. Ответ г. «Православному» (по поводу статьи в «Московских Ведомостях» 83–1905 г. о «Духе и плоти»). М.М. Тареев. 1905, I, 4, 853–859. 215. Живые души. Очерки нравственных сил современной России. М.М. Тареев. I. Киевский Покровский (Княгинин) монастырь. 1905, III, 12, 658–681. II. Вировская обитель. 1906, I, 1, 69–89. III. Лесна. 1906, I, 3, 503–528. IV. Крестовоздвиженское Трудовое Братство. 1906, I, 4, 710–738; II, 5, 60–81; 6, 183–211. 216. Мистицизм М.М. Сперанского. А. Ельчанинов. С предисловием П. (А.) Ф(лоренского). 1906, I, 1, 90–123; 2, 207–245. 217. О типах возрастания. П.А. Флоренский. 1906, II, 7–8, 530–568. 218. Современный индивидуализм в этическом отношении. С.П. Знаменский. 1906, III, 12, 683–723. 219. Древнейшее христианство и социальный вопрос. А. Пюэк. Перевод с французского В. И. Лучанина. 1907, II, 5, 57–100. 220. Христианско-социальное движение. Н.М. Смирнов. 1907, II, 7–8, 523–557. 221. Социализм и общее мировоззрение. В.Ф. Эрн. 1907, III, 9, 35–60.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2  Церковное обновление. 1907. N 9. Эрн писал Ельчанинову 19 февраля 1907: " Эта статья, я думаю, ответит на твоё желание " основоположит. и серьёзных " статей " (Новый журнал. 2007. N 246). 3   Бухарев Александр Матвеевич (архим. Феодор; 1824--1871) — богослов, философ, профессор Казанской духовной академии (1954–1958); после осуждения Святейшим синодом его толкования на Апокалипсис в 1863 подал прошение о снятии сана и вскоре женился; среди продолжавших оказывать ему поддержку был свт. Филарет Московский. Новосёлов Михаил Александрович (1864--1938), мч. — богослов, публицист, издатель " Религиозно–философской библиотеки " (1902–1917), организатор " Кружка ищущих христианского просвещения " . 4  Такой человек нашёлся: бывший ректор СПДА архиеп. Константин (Горянов) обвинил богослова, одного из организаторов и центральных фигур РФС Валентина Александровича Тернавцева (1866--1940) в неоязычестве, проповеди Третьего Завета и аморализме; по его мнению, " трезвомысленные церковные люди просто не желали мараться в этой грязи безответственного критиканства " (Империя и религия. СПб., 2006. С. 32–34), хотя в РФС участвовал и Новосёлов. 5   Илиодор (Сергей Михайлович Труфанов; 1880--1952) — участник деятельности " Союза русского народа " , прославился оголтелой ненавистью к евреям, инородцам, интеллигенции и призывами к погромам. В 1909 запрещён в служении, в 1912 отрёкся от православия. После 1917 предлагал услуги большевикам, считал себя патриархом " Живой христовой церкви " . Бердяев в указанной статье отмечал: " Илиодор явно предаёт Христа " миру " , небо — земле, страсти его не православно–христианские, а языческо–мирские, в нём движется хаос первобытной дикости. Какой же Илиодор православный монах! Он не монах и не православный, он слишком поглощён политикой мирского устроения, в своей одержимости, бесноватости он сходится с крайними революционерами " . 6  Ср. бездоказательные попытки Е. В. Ивановой и др. представить Свенцицкого и участников ХББ представителями некоего " внеконфессионального " христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

37 . Вандерхилл Элизабет. Мистики ХХ века: Энциклопедия. – М., 1997. 38 . Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998 (или любое последующее издание). 39 . Великие мыслители Востока/Под ред. проф. Яна П. Мак-Грила. – М., 1998. 40 . Восточная демонология. От народных верований к литературе. – М., 1998. 41 . Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса./Вступ. стат., сост. и коммент. В.В.Сапова. – М.: Республика, 1994. – 368 с. (Библиотека этической мысли). 42 . Гаврилов М.Н. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. – Тула, 1992. 43 . Давыденков О, свящ. Традиционная христология нехалкидонитов. – М.: ПСТБИ, 1998. 44 . Догматические послания православных иерархов XVII – XIX веков о православной вере. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. 45 . Доусон К.Г. Религия и культура. – СПб., 2000. 46 . Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 ч. – Саранск, 1997. Ч. 2. 47 . Зеньковский В.В. Основы христианской философии. – М.: Канон†, 1997. – 560 с. (История христианской мысли в памятниках). 48 . Иванов Н. , прот. И сказал Бог… Библейская онтология и антропология. – М., 2001. – 350 с. 49 . Иисус Христос в документах истории. Составление, статья и комментарии Б.Г.Деревенского. Изд. 4-е, исправленное и дополненное – СПб.: Алетейя, 2001. – 574 с. (Античное христианство. Источники). 50 . Илларион (Алфеев), игумен. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2000. 51 . Илларион (Троицкий), архиепископ. Христианства нет без Церкви. – М., 1991. 52 . Иллюстрированная история религий. В двух томах/Под ред. проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – М., 1992. 53 . Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. I – II. – М., 1993. 54 . История религии/ А. Ельчанинов , В. Эрн, П. Флоренский , С. Булгаков . – М., 1991. 55 . История религии: Учебное пособие. – СПб., 1997. 56 . История религий в России: Учебник/Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2001. 57 . История религий. В 2 т./Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

42. Библейская энциклопедия. 43. Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху эллинизма. – М.: «Мосты культуры», 2000. 44. Буйе Л. О Библии и Евангелии. – Брюссель, 1988. 45. Вениамин (Пушкарь Б.Н.), арх. Священная библейская история. Учебное пособие. – СПб. – Владивосток, 2003. – 768 с., ил. 46. Вулли Л. Ур Халдеев. – М., 1963. 47. Гальбиатти Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). М., 1994. 48. Ельчанинов А. , Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. – М., 1991. 49. Карташев А.В. Ветхозаветная библейская критика. – Париж, 1947. 50. Келлер В. Библия как история. – М., 1998. 51. Князев А. прот. Что такое Священное Писание?//«Альфа и Омега» 3 (17), 1998. 52. Комэй Дж. Кто есть кто в Ветхом Завете. – М., 1998. 53. Лопухин А. Библейская история Ветхого Завета. – Монреаль, 1986. 54. Ла Сор У.С.С., Хаббард Д.А., Буш Ф.У. Обзор Ветхого Завета. – Одесская семинария ЕХБ, 1998. 55. Мак-Дауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства. Пер. с англ. Бахыт Кенжеев. – М.: СП «Соваминко», 1992. – 320 с. 56. Мануччи В. Библия – слово Божие. Общее введение в Священное Писание. – М., 1996. 57. Маркин В., свящ. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Под ред. М.В. Бахтина. – М.: Московский институт духовной культуры, 2007. – 380 с. 58. Мартинс Э. Замысел Бога. СПб.: «Христианское общество «Библия для всех», 1995. 59. Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. – М., 2000. 60. Милеант А., прот. К познанию Библии (Ветхий и Новый Завет ). – Рига, 1992. 61. Михаил (Грибановский) , еп. Над Евангелием. – М.: ПСТБИ, 2001. 62. Моррис Генри. Библейские основания современной науки. – СПб., 1995. 63. Моррис Генри. Сотворение и христианский мир. – М., 1993. 64. Моррис Г. Сотворение мира: научный подход. Калифорния, 1990.Никифор, архим. Библейская энциклопедия. М., 1990. 65. Олесницкий А. (сост.). Руководство к изучению Священного Писания по творениям святых отцов. – М., 2002 (репринт издания: СПб., 1894). 66. Познин В.Ф., Познина А.В. Крылатые слова из Ветхого и Нового Завета. Словарь-справочник. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1998. – 136 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

464 Столько бед смогла одобрить религия (лат.) – цитата из книги Лукреция (ок. 99 – ок. 55 до н. э.) «О природе вещей» (1, 102). 470 « Церковь , назовем ли мы ее католической или протестантской, покорствует духу маммона. Посмотрите, как она относится к богатым и знатным, и сравните с этим обращение ее с бедными и неизвестными – и тогда скажите, правду ли мы говорим. Церковь подчиняется без малейшего протеста велениям властителей, будут ли они автономный народ или отдельные монархи! С молящимися руками стояла она за английским правительством, когда оно в интересах маммона затеяло эту позорную войну в южной Африке... Она вполне в руках светских властителей» (с. 56–57). 472 Мамона, маммон – у древних сирийцев, а затем и в христианстве божество, олицетворявшее богатство, земные блага. В апокрифах демонический персонаж Мамона – один из представителей «силы бесовской», противостоящей Богу и ангелам. Этот образ, по-видимому, возник вследствие народного переосмысления евангельского образа мамоны. 478 Императорский Рим отличался веротерпимостью, в нем мирно сосуществовали храмы самых разных религий. 480 Мне самому приходилось слышать из уст представителей духовенства, в общем сочувствующего партии к.-д., пожелание, чтобы в программе ее нашел более ясное разрешение вопрос церковный. 484 «Христианское братство любви» – нелегальная религиозно-политическая организация, в которую входили В. Ф. Эрн, В. П. Свенцицкий, П. А. Флоренский, А. В. Ельчанинов и др.; существовала в 1905–1907 гг. 485 См. статью мою «Неотложная задача»//Вопр жизни, 1905. IX (отдельной брошюрой вышла в Москве. Цена 15 коп., изд. И. Д. Сытина). 486 Позволю себе по этому поводу сделать маленькое объяснение pro domo sua (о себе, в свою защиту (лат.; букв. «за свой дом»). Несмотря на все мое сочувствие тактике и практической программе к. -д. партии и на искреннее и глубокое мое уважение к многим ее деятелям (с которыми я связан по совместной работе в «Союзе Освобождения»), я не могу примкнуть к этой партии по указанным причинам религиозно-философского характера, считая в то же время своей обязанностью оказывать ей посильное содействие в области чисто политических действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

646 Статья Бердяева продолжила полемику, начатую Философовым. О духовном облике автора на тот момент свидетельствует цитата: «Важно решить вопрос, истина ли православие и полная ли истина Православие есть неполная истина, и пополняется она ложью. Откровение Третьего Завета, к которому метафизически идёт мир, может быть только окончательным исполнением Завета Христа. Но те, что утверждают неполную истину в её исключительности, мешают исполнению Божьих обетований» (Век. 1907. 24). Чуть ранее (по поводу газеты «Народ») Бердяев признавался, что его «тошнит от православных христиан», а Свенцицкого и Эрна называл «инквизиторами» (цит. по: Колеров М. Не мир, но меч. СПб., 1996. С. 191). 647 Церковное обновление. 1907. 9. Эрн писал Ельчанинову 19 февраля 1907: «Эта статья, я думаю, ответит на твоё желание «основоположит. и серьёзных» статей» (Новый журнал. 2007. 246). 648 Бухарев Александр Матвеевич (архим. Феодор; 1824– 1871) – богослов, философ, профессор Казанской духовной академии (1954–1958); после осуждения Святейшим синодом его толкования на Апокалипсис в 1863 подал прошение о снятии сана и вскоре женился; среди продолжавших оказывать ему поддержку был свт. Филарет Московский . Новосёлов Михаил Александрович (еп. Марк; 1864–1938), мч. – богослов, публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки» (1902–1917), организатор «Кружка ищущих христианского просвещения». 649 Такой человек нашёлся: бывший ректор СПДА архиеп. Константин (Горянов) обвинил богослова, одного из организаторов и центральных фигур РФС Валентина Александровича Тернавцева (1866–1940) в неоязычестве, проповеди Третьего Завета и аморализме; по его мнению, «трезвомысленные церковные люди просто не желали мараться в этой грязи безответственного критиканства», хотя в РФС участвовал и Новосёлов. 650 Илиодор (Сергей Михайлович Труфанов; 1880–1952) – участник деятельности «Союза русского народа», прославился оголтелой ненавистью к евреям, инородцам, интеллигенции и призывами к погромам. В 1909 запрещён в служении, в 1912 отрёкся от православия. После 1917 предлагал услуги большевикам, считал себя патриархом «Живой христовой церкви». Бердяев в указанной статье отмечал: «Илиодор явно предаёт Христа «миру», небо – земле, страсти его не православно-христианские, а языческо-мирские, в нём движется хаос первобытной дикости. Какой же Илиодор православный монах! Он не монах и не православный, он слишком поглощён политикой мирского устроения, в своей одержимости, бесноватости он сходится с крайними революционерами».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

73 «Сидит диавол и болтает ногами. Ему говорят: «Что же ты ничего не делаешь?» Враг отвечает: «Да мне ничего не остаётся делать, как только болтать ногами, – они (люди) лучше меня всё делают " » (прп. Амвросий Оптинский ). 75 «Подайте помощь, прострите руку вы, ещё не падшие, падшим от опьянения, крепкие – немощным, здравые умом – неистовствующим, твёрдо стоящие – колеблющимся; пусть никто, увещеваю вас, угождение [себе] не предпочтёт спасению ближнего» (Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. С. 209). 76 То же отмечал в 1910 Мережковский: «Ельчанинов, Эрн, Булгаков так благополучны, благолепны и безнадёжны. Им не тесно» (Новый журнал. 2009. 256). 77 «Гнев Божий есть болезненное чувство обучаемых; причиняется же сие чувство болезненное наведением невольных неприятностей в жизни, коими Бог часто приводит к скромности и смирению ум, надмевающийся добродетелию и знанием, давая ему чрез них познать самого себя и сознать свою немощь, восчувствовав которую, он отлагает суетное надмение сердца» (Добротолюбие.3:290). 78 Ср. сходное пожелание литературному собрату: «Г. Иванов умеет писать стихи. Но поэтом он станет вряд ли. Разве только если случится с ним какая-нибудь большая житейская катастрофа, добрая встряска, вроде большого и настоящего горя, несчастия. Только этого и надо ему пожелать» (Ходасевич В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 1. С. 461–462). 79 «...Смирительные искушения... искусительные прискорбности необходимы для плодоносия духовного. Всякий ревнитель совершенства достигает его чрез подъятие произвольных и непроизвольных трудов и лишений... И любовь к Богу наиболее испытывается прискорбностию [последних]... Недостаточно для души к совершенному освобождению от греха произвольное злострадание, если кроме того, она не будет переплавлена и в раскалённой печи непроизвольного» (Добротолюбие. 5, 295; 3, 468). «Чем кто живёт веселее, без искушений, без скорбей и болезней, да ещё в богатстве, тем менее заслуживает чести, ибо он не несёт креста Христова и в сердце его – мерзость страстей... Огнь мучений плотских, огнь болезни, скорбей, напастей – это благо души... Не радости и утешений жди от Господа за дела милости к ближним, а огненных бичей и крепкой борьбы от диавола, ненавидящего всякое добро... Да помни, что искушения огненные для тебя необходимы... Много скорбей у истинного христианина, потому что он воин, потому что он в постоянной войне с плотью, миром, диаволом» ( Иоанн Кронштадтский , св. прав. Творения. Дневник. Т. 6. М., 2012. С. 332, 185, 327, 238–239). «Скорбение души – один из законов её природы, её роста, движения, воспитания, очищения. И желать его ослабления... равносильно самоуничтожению. Всё в природе развивается из страдания и путём страдания» (Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. СПб., 2006. С. 217).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В лице членов новоселовского кружка о. Антоний (Булатович) нашел единомышленников, горячо сочувствующих его делу и в то же время способных критически оценить его сочинения. Новоселовский кружок включал в себя многих выдающихся представителей православной богословской мысли. Сам глава кружка Михаил Александрович Новоселов был фигурой неординарной. Родившись в 1864 году, пройдя через гимназию и университет, Новоселов в молодости был ревностным адептом и любимым учеником Л. Н. Толстого. В конце 80–х годов XIX века он создал в Тверской губернии одхгу из первых толстовских общин. Однако к концу 90–х годов он расходится с Толстым и становится на строго православные позиции   . В 1902 году он начинает издание серии»Религиозно–философская библиотека», просуществовавшей до 1917 года: целью издания, по разъяснению газеты»Колокол», было»привести отбивающихся от веры в Церковь, дать им возможность пережить живое христианство, христианство со Христом»   . В 1902- 1903 годах Новоселов активно участвует в работе Религиозно–философских собраний в Санкт–Петербурге   . К 1907 году вокруг Новоселова складывается»Кружок ищущих христанского просвещения»: членами–учредителями кружка, помимо самого Новоселова, становятся Ф. Д. Самарин, В. А. Кожевников, Н. Н. Мамонов, П. Б. Мансуров, к которым несколько позже примыкают архимандрит (впоследствии архиепископ Волоколамский) Феодор (Поздеевский), А. А. Корнилов, А. И. Новгородцев и др. Среди членов кружка были князь Ε. Η. Трубецкой, князь Г. Н. Трубецкой, протоиерей Иосиф Фудель, священник Павел Флоренский, С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, Л. А. Тихомиров, священник Евгений Синадский, С. П. Мансуров, В. П. Свенцицкий, А. С. Глинка–Волжский, А. В. Ельчанинов, С. Н. Дурылин, Н. С. Арсеньев, Н. Д. Кузнецов, С. А. Цветков и др. Участие в работе кружка принимали также Н. А. Бердяев и В. В. Розанов   . Церковно–общественная позиция новоселовского кружка была больше ориентирована на старцев, чем на официальную церковную иерархию: в публикациях некоторых членов кружка (в частности, Новоселова и Тихомирова) о Святейшем Синоде говорится как о силе бюрократической, враждебной духу истинно православной соборности   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Как писал протоиерей Сергий Булгаков , священство отца Павла не имело для себя примеров «в истории русской интеллигентской общественности. Последняя еще знает отдельные случаи принятия священства, связанного с переходом в католичество в аристократическом и светском конвертитстве, но отнюдь не в сермяжном, мужицком православии. Можно сказать, что отец Павел своим примером впервые проложил этот путь в наши дни именно для русской интеллигенции, к которой он исторически, конечно, все-таки принадлежал, хотя всегда и был свободен от “интеллигентщины”, враждовал с нею. Он, своим рукоположением, фактически делал ей известный вызов, конечно, вовсе о том не думая. По этому же пути, но уже после отца Павла, пошли люди известного духовного и культурного склада. Они идут с ним и вслед за ним, сами то сознавая, а иногда и не сознавая. До сих пор священство являлось у нас наследственным, принадлежностью “левитской” крови, вместе и известного психологического уклада жизни, но в отце Павле встретились и по-своему соединились культурность и церковность, Афины и Иерусалим, и это органическое соединение само по себе уже есть факт церковно-исторического значения» 28 . Вокруг отца Павла сложился круг друзей и знакомых, которые стремились направить блестящую, но разноликую русскую культуру начала XX века в ограду Церкви, – епископ Феодор (Поздеевский) , Ф. К. Андреев, С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, А. В. Ельчанинов, М. А. Новоселов, Вл. А. Кожевников, Ф. Д. Самарин , С. А. Цветков, Е. Н. Трубецкой , Г. А. Рачинский, П. Б. Мансуров, Л. А. Тихомиров , А. С. Мамонтова, Д. А. Хомяков, протоиерей Иосиф Фудель . Бывало, что некоторые известные деятели культуры, которые были далеки от Церкви (В. В. Розанов , Вячеслав Иванов, А. Белый), обращались к отцу Павлу как к единственному возможному для них посреднику с Богом, способному уврачевать их душевные язвы. В. В. Розанов , едкий в своих оценках, тем не менее писал об отце Павле: «Это Паскаль нашего времени. Паскаль нашей России, который есть, в сущности, вождь всего московского молодого славянофильства и под воздействием которого находится множество умов и сердец в Москве и в Посаде, да и в Петербурге. Кроме колоссального образования и начитанности, горит энтузиазмом к истине. Знаете, мне порою кажется, что он святой, – до того необыкновенен его дух, до того исключителен... Я думаю и уверен в тайне души: он неизмеримо еще выше Паскаля, в сущности, в уровень греческого Платона, с совершенными необыкновенностями в умственных открытиях, в умственных комбинациях, или, вернее, в прозрениях» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010