Вместо него на должность ректора получил назначение архимандрит Софония (Сокольский) . По отзыву ревизора из Киевской духовной академии архимандрита Димитрия (Муретова), новый ректор оказался весьма способным «к прохождению возложенных на него должностей», его управление семинарией характеризовалось как деятельное и благоразумное, при этом преподаванием богословия архимандрит Софония занимался «с полным усердием» . Об учебе, предметах и преподавателях В семинарии более, чем в училище, Георгий Говоров ощутил на себе действие реформы духовного образования 1808—1814 годов, принятой после Отечественной войны 1812 года, которая развенчала увлечение российского общества западными ценностями и заставила даже высшие сословия обратить внимание на родную православную культуру. В это время, как пишет современник святителя, «русские, сознав свои ошибки и внемля урокам этой эпохи, занялись исправлением своих недостатков, когда на духовное просвещение, как на источник этого исцеления, обращено было большое внимание» . Указом императора Aлekcahдpa I от 30 августа 1814 года основной целью духовных школ было поставлено «внутреннее образование юношей к деятельному христианству» . Соответственно, реформы затрагивали структуру системы духовного образования, организацию учебного процесса и принципы преподавания. Учебный устав духовных школ был направлен на взращивание в душах студентов цельного христианского мировоззрения. Курсы были построены таким образом, что при прохождении их у слушателей возбуждался глубокий интерес к духовным основам и нравственным законам бытия мира и человека. При этом семинарское образование того времени развивало интеллектуальные способности студентов, формировало умение самостоятельно размышлять, свободно оперируя богословскими и философскими понятиями, а также стройно и аргументированно выражать свои мысли. Шестилетняя программа обучения в семинарии состояла из трех двухгодичных отделений. Преподаваемые в семинарии дисциплины делились на основные, усвоение которых определяло успеваемость каждого семинариста, и на второстепенные предметы, знания по которым не учитывались при переводе в следующий класс. По названию основного предмета младшее отделение именовалось «риторическим», среднее — «философским», а старшее — «богословским».

http://bogoslov.ru/article/5065084

Но в любом случае положение одинокой незамужней, особенно молодой, девушки было крайне уязвимым. Очень часто не только репутация, и сама судьба непоправимо рушилась из-за любовных трагедий, нередких в этом возрасте. Девушки оказывались на улице, в самом прямом смысле этого слова. Отчасти со всеми этими социальными переменами и связан рост женских общин – весьма распространенного церковного института данного периода. В них могли найти пристанище как вполне благополучные девушки, так и уже прошедшие через страшное испытание и «безвозвратно погибшие» для достойного, по меркам XIX века, брака. Многие общины со временем превращались в монастыри. Однако путь аскетического подвига не мог являться необходимым следствием обычной женской личной неустроенности: не вышедших замуж по тем или иными причинам девушек всегда было на несколько порядков больше, чем Божиих избранниц, способных быть «яко едина от древних». Еще одним социальным новшеством второй половины XIX века стал рост женского образования. Для девиц духовного сословия открывались женские училища духовного ведомства, появились женские гимназии, выросло количество женских «институтов», в том числе провинциальных подобий знаменитого Смольного, причем не только с пансионом, но и для приходящих учениц. К началу ХХ века уже заявляет о себе и женское высшее образование: Петербургский женский педагогический институт (открыт в 1903 году), Высшие женские курсы; идет борьба за предоставление женщинам возможности обучаться в университетах. После революции 1905 года даже делаются попытки открыть женские богословские курсы. Появляется в середине XIX века и активно действует в конце XIX – начале XX века новая категория женщин – женщины-учительницы и женщины-медики. Однако, во-первых, эта сфера была доступна лишь девушкам из достаточно обеспеченных слоев; во-вторых, консервативно настроенные семьи, как правило, были против предоставления такой самостоятельности дочерям, и последним нередко приходилось прибегать к такой хитрости, как фиктивный брак; в-третьих, барышни, получившие образование, активно участвовали в народническом движении, где составляли едва ли не большинство. Народничество проповедовало идеи христианского социализма, разумеется, весьма далекие от истинного Православия. Этому очень способствовало то, что женское высшее образование, как и мужское, в ту эпоху нередко питалось идеями материализма, атеизма и нигилизма.

http://pravoslavie.ru/31255.html

Предприятие и совершение этого великого дела началось со случайного, по-видимому, разговора протоиерея Семашко, в ноябре 1827 г., с директором департамента Карташевским, в котором он сообщил последнему о тяжком состоянии униатской церкви, бедственном положении униатов, о систематическом в течении целого ряда веков преследовании их латинским духовенством, о постоянных совращениях в латинство униатов и униатского духовенства, о присвоении базилианами лучших мест и фундушей и пр. – По выраженному Карташевским желанию, Иосиф изложил все это на бумаге, указавши вместе с тем и меры, которые могли бы служить к оживлению униатского исповедания 2 . Меры эти состояли в том, чтобы: 1) униатский департамент отделить совершенно от Римско-католической коллегии и, переименовав его в Греко-униатскую коллегию и пополнив ее состав наравне с Римско-католической коллегией, назначить для заседаний ей особое место и определить к ней особого прокурора; 2) дать лучшее внешнее образование епархиям, оставив, вместо четырех, только две епархии: Белорусскую и Брестскую или Литовскую; удобство к этому представлялось в том, что в Луцкую епархию, после смерти Красовского, не определен еще начальник, а Виленская управляется викарным епископом Головнею, который мог 6ы остаться в этом качестве при Брестской; 3) Полоцкому епископу Мартусевичу дать надежного викарного, поставив его председателем местной консистории; 4) вместо кафедральных капитулов, кои в некоторых униатских епархиях вводились по образцу римского обряда, с их прелатами и канониками, учредить соборное духовенство, а вместо римских дистинкторий ввести наперсные кресты, употребляемые в Греко-Российской церкви; 5) вместе с сим улучшить содержание и увеличить права консисторий; 6) для поощрения белого духовенства предоставить сыновьям его право на вступление в военную и гражданскую службу по увольнении их из духовного звания; 7) увеличить содержание семинарий Полоцкой и Жировицкой и учредить в монастырях низшие училища; прекратить отправление униатских воспитанников в римско-католическую семинарию при Виленском университете, учредив для окончательного образования их высшие курсы богословских наук в Полоцке и переименовать для сего Полоцкую семинарию в греко-униатскую академию. Затем следовали предположения о споспешествовании возвращению в унию совращенных в латинство, о лучшем управлении базилианских монастырей и упразднении некоторых из этих монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

При такой склонности императоров из рода Комниных к науке весьма естественно было, что школы находили в них своих покровителей, а учителя – поощрителей. Школы, основанные в IX веке известным Вардою, современником Фотия, и реставрированные императором Константином Порфирородным (в X веке), ко временам Алексея Комнина значительно упали. Но этот император старался поднять упавшее образование. Он заботился об оживлении и лучшей организации школ. При Алексее встречаем школы риторики, грамматики и философии. Преподаватели пользуются высоким почетом, важнейшие наставнические места замещаются по назначению самого императора 894 . Совершенно новая школа была открыта Алексеем I при великолепно им устроенном сиротском доме. В эту школу он назначил преподавателей по всем предметам образовательного курса, здесь преподавание велось по некоторым новым методам 895 . Замечательно, что в школах того времени меньше всего выступает на вид элемент церковный. Наряду со светскими школами, хоть и более скромное место, занимают и школы церковные и монастырские. Многие монастыри при своем богатстве Рукописей могли немало служить в XII веке интересам науки, каковы, например, монастыри Афонские, Патмосские, Лесбосские. При Алексее Комнине возложена была на церкви и монастыри обязанность открывать училище и учить детей. О существовании церковных школ упоминает Евстафий Фессалоникийский; так, он говорит о школе при церкви св. Евфимии (в Халкидоне?). Впрочем, главным делом образование сосредоточивалось в школах константинопольских. Что касается круга предметов, преподававшихся в тогдашних школах, то он оставался, каким был и прежде. Это был круг наук, который на Западе назывался trivium и quadrivium. Под trivium разумелись грамматика, риторика, философия, под quadrivium – астрономия, геометрия, арифметика и музыка (или словесность). При этом нужно заметить, что под понятие философии в тогдашнем византийском обществе подходили и в нем заключались даже богословские знания, как составная часть 896 . В царствование Комниных встречаем в Византии даже такое учреждение, которое можно назвать Академией наук. Эта Академия, или коллегия, обыкновенно состояла из двенадцати ученых, ближайшим назначением которых было содействовать успехам науки в империи и читать высшие научные курсы. Представители этой коллегии обыкновенно подавали первый голос в спорных ученых вопросах, не исключая вопросов богословских. Что эта Академия не стояла в стороне от интересов богословских, это достаточно открывается из того исторического наблюдения, что во главе ее нередко стояли лица духовные. Например, в изучаемое нами время председателем в этой Академии однажды был митрополит Никомедийский 897 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Традиционно слушатели Курсов участвуют во встречах со специалистами в области образования, истории, культуры и науки, «Круглых столах» по проблемным вопросам, в паломнических поездках. Проводятся выставки-продажи учебников и учебных пособий, аудио и видеозаписей лекций и других материалов. В Московской группе Заочного отделения в течение учебного года в центре Москвы два раза в неделю с 18:00 до 21:30 проходят дополнительные консультации. Адрес: 141309 г. Сергиев Посад Московской обл., Лавра, Академия, Педкабинет, ВБК при МПДА Тел/факс: +7-496-547-26-98- секретарь; моб: 8(915) 016 04 97; 8 963 786 90 24 E-mail: bogoslovzo@mail.ru, сайт: www.kursmda.ru Расписание занятий летней сессии будет размещено на сайте Курсов с 20 мая 2010 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/vysshie-bogoslovskie-k...

Владимир Бурега Владимир Бурега Подготовил Владимир Бурега [Высшие богословские учебные заведения] Владимир Бурега Подготовка кандидатов в священство было актуальной проблемой для Чешской и Мукачевско-Прешовской епархий уже в период между Первой и Второй мировыми войнами. Молодые люди, желающие получить богословское образование, отправлялись на обучение в Сербию (семинарии в Сремских Карловцах, Битоли, Сараеве, богословский факультет в Белграде) или в Румынию. Так, например, в 1938 году в Югославии находились на обучении в духовных учебных заведениях 29 студентов из Подкарпатской Руси. Свято-Сергиевский богословский институт в Париже был недоступен, главным образом, в силу финансовых причин. В 1920-х годах действовали также курсы по подготовке духовенства в самой Чехословакии (в Оломоуце и в Закарпатье). В Восточной Словакии планировалось открыть Семинарию. Однако этот план не был реализован из-за начавшейся войны. В период немецкой оккупации православные курсы приобрели особую важность, так как контакты с Сербской Православной Церковью были нарушены. Владимир Бурега Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IX века, когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии. Успеху проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравского государства. Поэтому в 862 году святой Ростислав, князь Моравский (846-870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Фотия, патриарха Константинопольского для этого дела были избраны ученые братья Константин (Кирилл) и Мефодий. В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана славянская азбука и переведены на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

7 января 1918 года отец Михаил стал священником Крестовоздвиженской (Николо-Труниловской) церкви на Пет-роградской стороне и вскоре был возведен в сан протоиерея. Он активно вел духовно-просветительскую работу: преподавал на Богословских курсах при Введенской церкви на Петроградской стороне, в 1921 году вошел в корпорацию Петроградского богословского института, где стал преподавателем кафедры церковного проповедничества и руководителем миссионерского кружка. После закрытия института отец Михаил руководил Богословским кружком при своей Крестовоздвиженской церкви. В 1925 году были открыты Высшие богословские курсы. В качестве профессора кафедры догматического богословия отец Михаил представил работу «Христология Кирилла Александрийского (историко-догматическое исследование)» на соискание степени магистра богословия.В то же время отец Михаил был активным участником церковно-политической жизни. Так, по словам архимандрита Фео-досия (Алмазова), которого вместе с отцом Михаилом этапировали на Соловки, " митрополита Сергия именно петроградские иереи вопреки архиереям, через прот. Митроцкого убедили войти в контакт с большевиками, дабы парализовать предательскую работу обновленцев«.Бывший депутат Государственной Думы, националист, активный церковный деятель... Неудивительно, что в 1927 году отец Михаил был арестован и отправлен на Соловки, а затем привлечен к следствию по «делу Академии наук» за «систематическую пропаганду и агитацию программно-политических установок Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» — мифической заговорщицкой организации русской профессуры, «возглавляемой» историком С.Ф.Платоновым.10 мая 1931 года отец Михаил был приговорен к высшей мере наказания, но приговор был заменен на десять лет лагерей. После досрочного освобождения он жил в селе Домкино Калининской области, где в августе 1937 года снова был арестован. Особой Тройкой УНКВД Калининской области протоиерей Михаил Митроцкий был приговорен к высшей мере наказания и 1 октября 1937 года расстрелян. 7 июня 1989 года он был реабилитирован прокуратурой Тверской области.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/7/92...

В настоящее время богослужения совершаются в здании бывших келий Скорбященского монастыря, находящемся недалеко от собора в детском парке, по адресу: ул. Новослободская, д.58, стр. 5. У юго-восточного крыла собора, возле его апсид - каменная часовня в русском стиле над могилою вкладчицы монастыря и его инокини матери Рафаилы (А.А. Смирновой). Церковь в честь иконы " Всех скорбящих радость " освящена 18 октября 1856 г. митрополитом Филаретом, была деревянной. В 1911 г. на средства учредительницы княжны А. В. Голицыной архитектор С. К. Родионов возвел с четырех сторон прежних деревянных стен каменные, при этом внутреннее убранство храма осталось нетронутым. Храм сломан первым из монастырских церквей. На его месте - часть чахлого пионерского парка внутри бывшей территории обители. Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери на монастырском кладбище освящена в 1891 г. Храмоздательница А.И. Обухова. Храм небольшой, в русско-византийском стиле, имел кубическую повышенную форму, завершенную небольшой шарообразной главой с крестом. В конце 1960-х гг. церковь разрушена. Стояла в глубине нынешнего парка. Церковь архангела Рафаила освящена 1 июля 1900 г. митрополитом Владимиром в здании, которое предназначалось для трапезной. Церковь имела над собою одну небольшую главку. Сломана в 1978 г.; на ее месте стоит новое здание милицейской части. Церковь Трех Святителей построена на средства И.Е. Ефимова. Освящена 8 мая 1910 г. В конце 1960-х гг. ее разрушили. В 1900 г. в монастыре открыта одноклассная церковно-приходская школа. В 1909-1910 гг. архитектор Ильинский выстроил для нее новое здание в три этажа. С 1912 г. школа преобразована в 8-классную духовную гимназию. С 1911 г. в ее здании временно размещено также 3 Епархиальное женское училище, а в 1914 г. здесь открыт учрежденный Синодом Высший Богословский женский институт. 8 ноября 1916 г. в Скорбященском монастыре после молебствия и произнесения речей были торжественно открыты высшие женские богословско-педагогические курсы. В 1898-1900 гг. вокруг монастыря сооружена каменная ограда длиною в 638 саженей 1,5 аршина (не сохр.).

http://sobory.ru/article/?object=02384

Вечер закончился презентацией издания трудов архиепископа Михаила, осуществленных и планируемых к выпуску издательством «Сатис». Михаил Николаевич Мудьюгин родился в 1912 году в Санкт-Петербурге. С детства избрав для себя путь служения Господу, он в 10 лет был посвящен в стихарь священномучеником Вениамином Петроградским и прислуживал в алтаре, а в 17 лет был арестован за преподавание детям Закона Божия и провел в заключении девять месяцев. Впоследствии М.Н. Мудьюгин окончил Высшие государственные курсы иностранных языков и Институт металлопромышленности, защитил кандидатскую диссертацию в области теплотехники, трудился на различных предприятиях, преподавал в Ленинградском горном институте. В 1955 году митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), который в 1930 году одновременно с Михаилом Мудьюгиным содержался в Доме предварительного заключения на Шпалерной улице, благословил его готовиться к принятию духовного сана под руководством протоиерея Михаила Гундяева, родителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 1958 году М.Н. Мудьюгин был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера епископом Вологодским и Великоустюжским Гавриилом (Огородниковым). Служил на приходах в Вологде и Устюжне. Овдовел в 1963 году. В 1964 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии преподавателем латинского языка, затем — истории и разбора западных исповеданий. 13 октября 1966 года протоиерей Михаил Мудьюгин был назначен на должность ректора Ленинградской духовной академии, 31 октября пострижен в монашество, а 6 ноября хиротонисан во епископа Тихвинского. Хиротонию, состоявшуюся в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов). 30 июля 1968 года епископ Михаил был назначен на Астраханскую кафедру. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. 27 декабря 1979 года назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским. В 1993 году архиепископ Михаил был по его прошению освобожден от управления Вологодской епархией. Несмотря на почти полную потерю зрения, владыка до конца своей жизни продолжал активную преподавательскую, научно-богословскую и общественную деятельность, оставаясь профессором Санкт-Петербургской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/1104989.ht...

Исполком – Исполнительный комитет ИФЛИ – Институт философии, литературы и истории К-т – комитет Коминтерн – Коммунистический интернационал ЛГУ – Ленинградский государственный университет ЛИТО – Литературный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР М-рь – монастырь МАМЮ – Московский архив Министерства юстиции МАО – Московское археологическое общество МВД – Министерство внутренних дел МВЖК – Московские высшие женские курсы профессора В.И. Герье МВТУ – Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана МГАМИД – Московский Главный архив Министерства иностранных дел МГПИ – Московский государственный педагогический институт. В 1930–1941 – им. А.С. Бубнова; в 1941–1990 – им. В.И. Ленина; ныне Педагогический государственный университет им. В.И. Ленина МГУ – Московский государственный университет МДА – Московская духовная академия МИД – Министерство иностранных дел Мин-во – министерство Мин-во нар. просв. – Министерство народного просвещения МИФЛИ – Московский институт философии, литературы и истории МОПИ – Московское общество испытателей природы М.У. – Московский университет МУЗО – Музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения Наркомфин – Народный комиссариат финансов НИИ – Научно-исследовательский институт НКВД – Народный комиссариат внутренних дел Об-во – общество ОИДР – Общество истории и древностей российских ОЛДП – Общество любителей древней письменности ОЛЕАЭ – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии ОЛРС – Общество любителей российской словесности ОПИ ГИМ – Отдел письменных источников Государственного Исторического музея ОР – Отдел рукописей ОРЯС АН – Отделение русского языка и словесности АН Политбюро – Политическое бюро Центрального Комитета Коммунистической партии СССР Прав-во – правительство примеч. – примечание ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи ПСРЛ – Полное собрание русских летописей Рабфак – рабочий факультет РАИМК – Российская академия истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010