– Главной задачей Епархиального дома было просвещение, станет ли сегодня Епархиальный дом новым центром христианского просвещения в России? – Да, дом был задуман митрополитом Владимиром (Богоявленским), как центр образовательной, просветительской и социальной деятельности. В нем были открыты первые Высшие богословские курсы для мирян (в том числе и женщин). Затем в нем действовали Пастырские курсы, Пастырский семинар и первый Богословский институт. Наш Свято-Тихоновский университет, как будто под кальку копирует первоначальный замысел Епархиального дома, хотя при создании университета мы об этом не думали. Видно, этот замысел являлся тогда, является и теперь настолько насущным, что «диктуется» самой жизнью. Мы ведем образовательную, просветительскую и социальную работу, и наш университет дает богословское образование не только будущим клирикам, но и мирянам. Конечно, в Соборной палате будут проходить церковные мероприятия и миссионерского, и просветительского характера, так что замысел митрополита Владимира будет полноценно воплощаться в жизнь. – В Епархиальном доме трудились многочисленные братства и общества, в том числе Миссионерское общество, известное всей России своей деятельностью среди инородцев Сибири, Японии, Китая, Америки. Свято-Тихоновский университет также активно поддерживает зарубежные связи. Как Вы считаете, чем опыт Западной церкви может быть полезен Русской Православной Церкви? – Мы начали совершать миссионерские поездки еще в 1996 году. Тогда приходилось «поднимать целину». Первая такая поездка была совершена в Якутию, на Колыму, мне пришлось ее организовывать и возглавлять. Во всей Якутии, которая занимает территорию, равную пяти Франциям, действовало два храма – один в Якутске, другой в Нерюнгри на юге. Затем поездки стали регулярными. Летали и в Якутию, и на Алтай, и на Камчатку, и на Сахалин и в Архангельскую епархию. Университет имел 18 «филиалов» по всей России и на Украине, и в Прибалтике, и в Казахстане, кроме постоянного учебного взаимодействия с филиалами совершил около двухсот миссионерских путешествий. Вот и сейчас студенты исторического факультета миссионерствуют в Пермском крае. Каждый год совершается миссионерская поездка на Шпицберген.

http://pravmir.ru/rektor-pstgu-protoiere...

(Фотография поздняя, иерарх в сане митрополита) 6 мая 1913 и 7 мая 1914 г. Скорбященский монастырь посещал митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский). Св. митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский) 1835 – 1926 Великий миссионер и подвижник, просветитель малых народов, прозванный “апостолом Алтая”. На Московской кафедре в 1912 – 1917 гг. Незаконно удален с кафедры Временным правительством. Портрет работы неизвестного художника начала ХХ в. Из Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Память 16 февраля/1 марта На 1915 г в обители и на монастырском хуторе было 265 монахинь и послушниц. Монастырский хутор (57 десятин) находился при с. Нетесове в 8 верстах от станции Крюково СПб-ской железной дороги. 1914 г. Указ Св. Синода об открытие на основе училища Высшего Богословского женского института. 8 ноября 1916 г. Открытие в монастыре Высших Женских Богословско-Педагогических Курсов (Женский богословский институт) Заведующий епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов) Фасад здания Женского училища, в котором в 1916 — 1918 гг. располагались Высшие женские богословско-педагогические курсы (Женский богословский институт). Здание сохранилось в перестроенном виде, занято милицейской частью. Священномученик архиепископ ДИМИТРИЙ (Добросердов) 1864 – 1937 Епископ Можайский, викарий Московской епархии в 1914 – 1918 гг., затем в 1919 – 1920 гг. и (в сане архиепископа) в 1934 – 1937 гг. Видный просветитель и педагог. В 1916 – 1918 гг. – заведующий Высшими женскими богословско-педагогическими курсами в Скорбященском монастыре. В 1920-е гг. борец с обновленческим расколом. Неоднократно пребывал в заключении. Расстрелян 23 октября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. Память 8/21 октября 8 ноября 1916 г. В совершении Богослужения и в торжестве открытия Высших женских богословско-педагогических курсов приняли участие Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский), Епископ Волоколамский ФЕОДОР (Поздеевский), заведующий Курсами Епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов), епископ Верейский МОДЕСТ (Никитин), епископ Аксайский ГЕРМОГЕН (Максимов), а также Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА, обер-прокурор Святейшего Синода Н.П.Раев, профессоры Московской Духовной Академии и Московского Императорского Университета.

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

Программы обмена студентами из других Поместных Церквей, широкое взаимодействие со светскими университетами, развитие научной и издательской деятельности - все это было реальностью академической жизни в ΧΙΧ и особенно в начале XX века " . " Вихрь революционных событий, охвативших нашу страну, к сожалению, не обошел стороной и духовное образование, - отметил Патриарх Кирилл. - Уже через год после Октябрьского переворота Санкт-Петербургская академия была закрыта. Но, к счастью, усилиями профессоров и преподавателей ее традиции продолжали сохраняться благодаря открытому в 1920 году Петроградскому богословскому институту. А когда институт в такой форме существовать уже не мог, в 1925 году были созданы Высшие богословские курсы. Мой отец, приснопамятный протоиерей Михаил, учился на этих Высших богословских курсах и закончил их в 1928 году, когда курсы были закрыты. И он делился со мной, особенно когда я сам стал студентом, своими воспоминаниями о том, какими замечательными были лекции, каким замечательным был дух на этих курсах. По сути дела, лучшие профессора Санкт-Петербургской духовной академии переместились из этих стен, где уже невозможно было вести профессиональную деятельность, на Высшие богословские курсы и обеспечили передачу знаний следующему, послереволюционному поколению духовенства. Свой вклад в сохранение богословского образования вносило и основанное в 1918 году Богословско-пастырское училище для подготовки священно- и церковнослужителей. Примечательно, что даже в это непростое время, время испытаний, к чтению лекций привлекались не только преподаватели бывшей духовной академии, но и университетская профессура. Однако в 1928 году и Богословско-пастырское училище, и Высшие богословские курсы были закрыты по решению властей. Нашему народу, Церкви нашей предстояло пережить страшные 1930-е годы репрессий и тяжелейшее время Великой Отечественной войны. Активная позиция Церкви, стремившейся поддерживать воинов на фронте, несколько смягчила отношение власти. В 1946 году усилиями Святейшего Патриарха Алексия I и выдающегося иерарха и исповедника митрополита Григория (Чукова) , являвшегося в то время председателем Учебного комитета при Священном Синоде, Санкт-Петербургские духовные школы были возрождены.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

1927. VII Институты Ленинградский Высший Богословский институт – ул. Халтурина (б. Миллионная), 31, тел. 50–72. Ректор проф. Раевский П. В., проректор проф. Титлинов Б. В., проф-ра Боярский А. И., Платонов Н. Ф., Попов М. С., Смирнов К. А., Стефанович Д. Ф., Холопов И. Д. (С. 47). Курсы 10. Разные Высшие Богословские курсы – Екатерингофский пр., 24, тел. 482–31. Ректор, проф. Чуков Н. К., секр. Успенский Н. Д. (С. 55). 1928. VII Институты Ленинградский Высший Богословский институт – ул. Халтурина (б. Миллионная), 31, кв. 12. И.о. рект. проф. Титлинов Б.В., проф-ра Боярский А. И., Платонов Н. Ф., Попов М. С., Раевский П. В., Смирнов К. А., Холопов И. Д., преп. Запольский Е.И. (С. 69). Курсы (в ведении Ленинградпрофобра) Высшие Богословские курсы – Екатерингофский пр., 24, теп. 482–31. Ректор проф. Чуков Н. К., прорект. Петровский А. В., казн. Эльб К. К., секр. Невоструев С.А. (С. 76). 1929. VII Институты Ленинградский Высший Богословский институт – ул. Халтурина (б. Миллионная), 31, кв. 12. И. о. рект. проф. Титлинов Б. В., проф-ра Боярский А. И., Платонов Н. Ф., Попов М. С., Раевский П. В., преп. Запольский Е. И. (С. 48). Показательна история существования в то время Богословско-Пастырского училища. В 1923 году после закрытия Богословского института Богословско-Пастырское училище продолжало существовать и вести свою религиозно-просветительскую работу. Несмотря на то, что еще весной 1923 года власти не возражали против существования училища, занятия в нем прекратились во второй половине 1923 года. Однако вскоре для поступления на них также стал требоваться экзамен по политграмоте. Училищу пришлось переехать из Александро-Невской лавры в дом Казанского собора (Казанская, д. 4), а потом в дом Православной Эстонской Церкви (Екатерингофский, 24), где уже ранее находились Благочиннические курсы 2-го городского благочиния. В 1924 году И. П. Щербов отказался от заведования Богословско-Пастырским училищем, и оно перешло сначала к прот. А. В. Пакляру, а потом к иеромонаху Гурию (Егорову).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» ставил академию под прямую угрозу закрытия. 21 мая 1918 г. по благословению Святейшего Патриарха Тихона Московский епархиальный совет союза духовенства и мирян по предложению профессора Московской Академии В. П. Виноградова постановил открыть Православную народную академию богословских наук во главе с председателем союза профессором Московского университета протоиереем Н. И. Боголюбским. Православная народная академия «создавалась для более глубокого и сознательного усвоения христианского мировоззрения и взаимопонимания между всеми слоями церковного народа» 869 . Целью ее была подготовка всех членов Церкви к работе в приходских и епархиальных учреждениях, к пастырскому служению тех, кто чувствует к этому призвание, а также совершенствование в пастырском служении лиц священного сана. Предполагалось открыть три отделения: общедоступные богословские курсы для всех желающих, высшие богословские курсы для лиц, имеющих среднее и высшее образование или прослушавших курс первого отделения (оба отделения для мужчин и женщин), и пастырские курсы. В качестве преподавателей собирались привлечь главным образом профессоров Московской Духовной Академии, в том числе и ее последнего ректора протоиерея А. П. Орлова. Но проект этот осуществить тогда не удалось. Московская Духовная Академия в Сергиевом Посаде умирала, в 1918 г. она последний раз приняла абитуриентов. «Из зданий нас постепенно вытесняют, а денег на содержание академии у Церкви нет»,– с горечью писал в феврале 1919 г. профессор И. В. Попов петербургскому коллеге Н. Н. Глубоковскому 870 . 3 мая другой профессор, С. Глаголев , сообщал в Петербург, что «отца Илариона арестовали, он теперь пребывает в Бутырской тюрьме. Дел за ним на самом деле никаких нет, но, кажется, скоро выпускать его не собираются. Нет у нас и церкви. Академическая запечатана. Перешли было в церковь Иоанна Предтечи. Но там тесно и холодно. Теперь переходим в трапезную» 871 . Занятия в академии прекратились, некоторые преподаватели в светском звании устроились на различные должности в государственные культурные и образовательные учреждения. Но в Москве и Сергиевом Посаде отдельные профессора продолжали занятия в частном порядке, студенты готовили к защите курсовые сочинения по крайней мере до 1924 г. Об этом сообщал 8 сентября 1924 г. профессор академии священник Павел Флоренский в письме Патриарху Тихону, в котором он просил об отставке и выдаче документов из-за конфликта с ректором протоиереем Владимиром Страховым, возглавлявшим после А. П. Орлова Московскую Духовную Академию. Правда, П. Флоренский уже называет академию «бывшей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По рекомендации митрополита Московского Иоанникия (Руднева), проект монастыря был ориентирован не традиционно вовнутрь, на внутреннее пространство, монастырский двор, а вовне — в город, к миру и к человеку. Монастырский собор и трапезный храм, женская гимназия и высшие женские богословские курсы были построены по красной линии Новослободской улицы. В этой «вывернутости», обращенности к миру Скорбященского монастыря выражена идея духовного и социального служения человеку и обществу. Уже в 1870-е гг. княжна Александра Голицына приглашает для руководства общиной сестер милосердия монахиню Евпраксию из Костромского Анастасьиного монастыря, который в то время был примером социального служения. В Скорбященском монастыре действовали больница для безнадежно больных — прообраз современных хосписов, приют для девочек-сирот, странноприимный дом для иногородних монахинь. Именно в Скорбященском монастыре в 1916 г. были открыты Высшие женские богословско-педагогические курсы — первое в России высшее духовное заведение для женщин. Скорбященский монастырь очень любила и часто посещала преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Монастырь быстро рос: в 1915 г. в обители и на монастырском хуторе было уже 265 монахинь и послушниц. В 1894 г. при Скорбященском монастыре было открыто кладбище. На нем были похоронены многие известные люди того времени: адвокат Ф.Н. Плевако, философ Николай Федоров, историк Д.И. Иловайский, дрессировщик А.Л. Дуров, редактор газеты «Московские ведомости» В.А. Грингмут. В 1918 г. монастырь был закрыт, а в 1929-м разрушены три малых храма. По сей день сохранились обезглавленный собор Спаса Всемилостивого, Рукодельный корпус (1911 г., архитектор С.М. Ильинский), надгробная часовня инокини Рафаилы (Смирновой), участки ограды. Восстановить и сохранить Скорбященский монастырь, этот образец национальной русской культуры, ставший частью ее истории, передать его нашим потомкам — долг нашей исторической памяти. Сохранившиеся здания и фрагменты ограды, фундаменты снесенных зданий, ограды и ворот, а также сохранившиеся чертежи и фотографии дают возможность воссоздать ансамбль Скорбященского монастыря со стороны Новослободской улицы. Осуществление этого проекта восстановит градообразующее значение памятника и коренным образом изменит облик Новослободской улицы.

http://e-vestnik.ru/history/dolg_nashej_...

В 1919—1920 годы — настоятель Петропавловской церкви Петроградского университета. С декабря 1920 — настоятель Казанского собора. В 1920 был избран ректором Петроградского богословского института, преподавал в институте христианскую педагогику с дидактикой Закона Божия. Являлся товарищем председателя правления Общества православных приходов Петрограда и его губернии. 30 мая 1922 года был арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». 5 июля 1922 был приговорён к высшей мере наказания на «процессе митрополита Вениамина». 3 августа 1922 расстрел был заменён ему и ещё нескольким приговорённым пятью годами тюрьмы со строгой изоляцией. Был освобождён 30 ноября 1923. С 29 марта 1924 по март 1935 года — настоятель Николо-Богоявленского собора. В 1924—1928 возглавлял районные богословские курсы, с 1925 — Высшие богословские курсы. В трудные годы гонений на церковь стремился сохранить традицию качественного духовного образования. Был сторонником «примирительной» политики по отношению к обновленческому движению (в том числе соглашался на значительные уступки обновленцам, возможность которых была отклонена священноначалием), однако всегда оставался в юрисдикции Патриаршей церкви. По словам профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, «безусловно, он не демонизировал обновленчество, он видел в обновленцах людей, достойных уважения. Сам не будучи обновленцем, сотрудничал с ними в сфере духовного просвещения. Безусловно, ему были созвучны некоторые их идеи в плане преобразования богослужения». Остался верен Заместителю Патриаршего митрополита Сергию (Страгородскому), с которым был близко знаком ещё в годы его служения на Финляндской кафедре, после издания им декларации от 1927 года. Одновременно с церковной службой, с 1918 по 1922 состоял научным сотрудником Комиссии по исследованию естественных производительных сил России при Академии Наук, а с 1926 — членом Комиссии по изучению Карельско-Мурманского края при Русском географическом обществе. 11 июня 1930 года был арестован по делу организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России» («Дело академика Платонова»), 14 марта 1931 освобождён из Дома предварительного заключения «за недоказанностью обвинения». Саратовская ссылка

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В ночь на 10 апреля 1918 г. арестован в Петрозаводске как «главарь движения против советской власти», через 3 дня освобожден под подписку о невыезде. Постановлением городского исполкома уволен от занимаемых должностей и отстранен от преподавательской деятельности. 28 июня — 5 июля 1918 г. руководил XXV чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян, на котором был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь арестован, освобожден 12 июля с высылкой за пределы Олонецкой губернии «за недоброжелательное отношение к советской власти». Два месяца проживал в Оятском Введенском монастыре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. для участия в прениях о реформе духовного образования.  В сентябре 1918 г. переехал в Петроград, в 1919-21 гг. служил настоятелем Петропавловской церкви Петроградского университета, в 1921 году назначен настоятелем Казанского собора. В 1920 г. избран ректором Петроградского богословского института и товарищем председателя правления Общества православных приходов Петрограда и его губернии. Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митрополиту Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией. 30 мая 1922 г. арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из основных обвиняемых по делу «петроградских церковников». 5 июля 1922 г. вместе с митрополитом Вениамином и восемью другими обвиняемыми приговорен Петроградским губернским Ревтрибуналом (по ст. 62 и 119) к расстрелу. 3 августа 1922 г. постановлением Президиума ВЦИК расстрел был заменен пятью годами лишения свободы. Отбывал срок в петроградской тюрьме, освобожден 30 ноября 1923 г. В 1924-1928 гг. возглавлял районные богословские курсы, затем Высшие богословские курсы, созданные на базе закрытого в 1923 г. Петроградского богословского института. 29 марта 1924 г. назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе (захвачен обновленцами).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245160...

Окончание строительства В 1905 году, когда стены строящейся церкви были возведены до сводов, деньги закончились. Положение исправил председатель строительного комитета действительный статский советник И. М. Богданов, который пожертвовал на строительство 50 тысяч рублей. Также 3 тысячи выделил Николай II. В результате строительство храма удалось закончить в 1907 году. Освящение главного придела 23 сентября 1907 года митрополит Антоний освятил главный придел верхней церкви, а через три дня - её левый придел преподобного Серафима Саровского. Верхний храм Освящение нижней церкви 30 марта 1908 года епископ Гдовский Кирилл освятил нижнюю церковь во имя святого Николая Чудотворца. Освящение придела апостолов Петра и Павла 4 мая 1908 года был освящён правый придел апостолов Петра и Павла. В начале ХХ века Службы в новой церкви проводились ежедневно, на эстонском и церковно-славянском языках. Фирмой Франка был изготовлен запрестольный витраж. Иконостасы в стиле барокко были исполнены в мастерской П. С. Абросимова по рисункам Полещука. Образа для них были написаны Василием Перминовым. В 1910—1912 годах в мастерской К. О. Гвиди престолы были облицованы белым каррарским мрамором. Хиротония во епископа Павла Кульбуша В начале декабря 1917 года синод вынес решение о пострижении Павла Кульбуша в монахи, возведении его в сан архимандрита и хиротонии его во епископа Ревельского Платона. 31 декабря 1917 года хиротония состоялась. Новый настоятель В первые дни января 1918 года, священник Александр Пакляр стал настоятелем храма, а диакон Карп Эльб - вторым священником. Убийство епископа Платона 14 января 1919 года, накануне оставления Тарту, красные зверски убили епископа Платона и двоих, арестованных с ним протоиереев - Михаила Блейве и Николая Бежаницкого. 30-е года XX века C 1923 по 1927 год в здании храма функционировали Богословские курсы Центрального района (Петрограда - Ленинграда), которые в 1925 годы были преобразованы в Высшие Богословские курсы, ректором которых был назначен протоиерей Николай Чуков.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_сщмч._...

Василий Степанович Гундяев и его брат Григорий Степанович были активными участниками борьбы Церкви с обновленческим расколом. В 1922 году за выступления в защиту прав верующих все активные пастыри и миряне Лукоянова во главе с епископом Лукояновским Поликарпом (Тихонравовым) были арестованы по обвинению в антисоветской агитации, противодействии изъятию церковных ценностей и религиозном фанатизме. Василий Гундяев в числе первых узников был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения на пять лет. Вернувшись из ссылки, он стал заниматься спасением и сохранением православных святынь Лукоянова. Чтобы не допустить закрытия женского монастыря и уничтожения его храмов, Василий Степанович неоднократно ездил в Москву с обращениями во ВЦИК. В 1931 году он вновь был арестован и впоследствии прошел еще несколько тюрем и ссылок. В середине 1950-х после освобождения из лагеря дед Святейшего Патриарха Кирилла принял сан священника и более десяти лет прослужил на приходе в селе Уса-Степановка в Башкирии. Под конец своей жизни он возвратился в село Оброчное Республики Мордовия, где и был похоронен на местном кладбище. Отец Святейшего Патриарха Кирилла Михаил Васильевич Гундяев (1907-1974) родился в Лукоянове. Учился в местной железнодорожной школе имени Георга Стефенсона. С раннего детства он мечтал стать священником. После окончания школы Михаил остался жить в родном городе, чтобы проходить послушание у викарного епископа Сергия (Мельникова), который служил на Лукояновской кафедре с 1923 по 1925 годы. Он исполнял при владыке обязанности иподиакона и секретаря. Впоследствии, в 1926 году, имея твердую веру, Михаил отправился в Ленинград для поступления на Высшие богословские курсы, но окончить их не сумел: курсы закрылись. Затем его призвали в ряды Красной Армии. По возвращении в Ленинград он стал работать и учиться в Механическом техникуме. В 1934 году его арестовали за религиозные убеждения и сослали на Колыму. В предвоенные годы Михаил Васильевич Гундяев трудился на ленинградских предприятиях, прошел путь от токаря до техника-технолога, конструктора и начальника цеха. Во время Великой Отечественной войны он пережил блокаду Ленинграда, а затем был эвакуирован вместе с заводом, на котором работал, в город Горький, и до конца войны служил военным представителем на Сормовском заводе, выпускавшем танки. Вернувшись в Ленинград, в 1947 году он стал священником и служил в храме на Смоленском кладбище.

http://patriarchia.ru/db/text/5946068.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010