Предстоятель Русской Церкви посетил храмы Санкт-Петербургской епархии и совершил панихиду на могиле своих родителей Санкт-Петербург, 3 апреля 2009 г. 3 апреля, после богослужения в Казанском храме в поселке Вырица Ленинградской области, Святейший Патриарх Московский всея Руси Кирилл посетил храм св. апп. Петра и Павла в Вырице. Этот храм Предстоятель Русской Церкви посещал в детстве вместе со своими родителями. Петропавловский храм был недавно восстановлен и освящен малым чином на праздник Сретения Господня в 2009 году, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Из Вырицы Святейший Патриарх направился в поселок Сиверский, где посетил церковь св. апп. Петра и Павла. Этот храм не закрывался на протяжении 120 лет, а в 1952-1978 годах здесь служил протоиерей Валериан Дыргинт. С отцом Валерианом был дружен отец Святейшего Патриарха Кирилл протоиерей Михаил Гундяев, который приезжал сюда с сыном несколько раз в год. Сегодня Святейший Патриарх совершил здесь литию по приснопамятному протоиерею Валериану. Затем Предстоятель Русской Церкви вернулся в Санкт-Петербург, где посетил посетил Большеохтинское кладбище и совершил панихиду на могилах родителей – протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . М.В.Гундяев, в жизни которого отразились перипетии трудного XX века, в том числе и трагические события в истории Русской Православной Церкви, родился в городе Лукоянове Арзамасского уезда Нижегородской губернии в благочестивой православной семье. Его отец, Василий Степанович, за участие в борьбе с обновленческим расколом был арестован и отправлен на Соловки. После освобождения он был снова подвергнут аресту за религиозные убеждения и долгие годы провел в заключении и ссылках. С ранних лет будущий отец Михаил связал свою жизнь с Церковью. Еще будучи школьником, он в трудные послереволюционные годы нес послушание иподиакона у епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии. По окончании средней школы поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде. Это замечательное учебное заведение создал и возглавил протоиерей Николай Чуков, ставший впоследствии митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. Отцу Николаю Чукову удалось объединить вокруг созданного им Богословского института — впоследствии по политическим соображениями переименованного в Высшие богословские курсы — лучших профессоров закрытой к тому времени Санкт-Петербургской Духовной академии, а также Санкт-Петербургского университета.

http://pravoslavie.ru/29936.html

Новости 21 октября, 2011 Таможенная служба передала Церкви более 50 тыс. предметов утвари олее 50 тыс. предметов церковной утвари и икон, из которых 25 являются культурным наследием, передала Федеральная таможенная служба Русской церкви 21 октября, 2011 После реставрации в Псковский музей-заповедник вернули старинные иконы После длительной реставрации в Псковский музей-заповедник передали две иконы - " Рождество Христово " (XV век) и " Святой Николай Мирликийский " (XVI век) 21 октября, 2011 В Ставрополье построят полсотни новых храмов К сожалению, есть небольшой дефицит с кадрами священнослужителей, но он не такой острый, как в других регионах страны. На различной стадии строительства сейчас примерно 50 новых храмов 21 октября, 2011 Пояс Божией Матери прибыл в Петербург Святыня покинула пределы Греции впервые за всю историю пребывания пояса в Ватопедском монастыре. В России ее будут сопровождать около 20 афонских монахов. 20 октября, 2011 Запущен сайт монастыря Ватопед на Афоне на русском языке Сайт представляет собой интернет-журнал с публикациями на темы веры, культуры, общества, а также о святой горе Афон и Ватопедском монастыре. 20 октября, 2011 Состоялось открытие мемориальной доски в Егорьевском СИЗО 9 октября в Егорьевском СИЗО состоялось освящение и открытие мемориальной доски, в память о новомучениках и исповедниках Егорьевских, которые пребывали здесь в годы гонений. 20 октября, 2011 С 2012 года могут разрешить платить материнским капиталом за детский сад В проекте также содержится предложение разрешить использовать материнский капитал для оплаты образования для обоих родителей, а не только того, на которого оформлен сертификат. 20 октября, 2011 РПУ и МПДА создали совместные Высшие богословские курсы В программе Высших богословских курсов, более 10 лет действующих при Академии, сохранятся все богословские дисциплины. Кафедра религиозного образования и катехизации Российского православного университета, в свою очередь, организует преподавание на курсах дополнительных дисциплин для катехизаторов, организаторов образовательной деятельности, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, алтарников, певчих и регентов.

http://pravmir.ru/category/news/page/527...

Иван Михайлович (наст. фам. Андреевский; 14.03.1894, С.-Петербург - 30.12.1976, Джорданвилл, США), духовный писатель, богослов, филолог. Род. в семье архивариуса М. П. Андреевского, отец к-рого был священником. Закончив в 1905 г. городскую начальную школу, учился в реальном уч-ще, с 1907 г.- в с.-петербургской Введенской гимназии, затем в гимназии Видамона. Увлекался либеральными идеями общественного переустройства, в 1912 г. был арестован по делу об антиправительственном выступлении учащихся и приговорен к ссылке в Олонецкую губ., но вскоре помилован. В 1913 г. отправился в Швейцарию, затем в Париж, где на философском фак-те Сорбонны слушал лекции известных профессоров, в частности А. Бергсона , учением к-рого одно время увлекался. В 1914 г. приехал в Россию на каникулы и из-за войны уже не смог вернуться в Париж. В 1914-1918 гг. учился в Психоневрологическом ин-те. Одновременно с учебой работал фельдшером в психиатрическом отд-нии Николаевского госпиталя, отбывая воинскую повинность. С 1918 г. учился на славяно-рус. отд-нии историко-филологического фак-та Петроградского ун-та, но академическая карьера не удалась из-за критического отношения к марксизму . Преподавал лит-ру в школах Петрограда, занимался организацией полулегальных религ. кружков, в к-рых подружился с философом С. А. Алексеевым . При школе 5 организовал академию («Хельфернак»), в 1922 г.- кружок при школе 190 (с 1925 богословский кружок), преобразованный осенью 1926 г. в братство прп. Серафима Саровского. Посещал Высшие богословские курсы , был противником обновленчества . В 1927 г. возглавил депутацию от Ленинградской епархии к митр. Сергию (Страгородскому) для выяснения церковной позиции священноначалия после издания «Декларации» о лояльности к советской власти. В 1928 г. вместе с др. членами братства был арестован, находился в заключении в СЛОН, после 1932 г.- в ссылке. В 1937-1941 гг. работал главным психиатром областной больницы в Новгороде. Во время нем. оккупации вместе с С. А. Алексеевым сотрудничал в местных газетах, затем уехал в Германию, присоединился к Русской Православной Церкви за границей . В 1950 г. переехал в США.

http://pravenc.ru/text/115172.html

На территории бывшего Скорбященского монастыря найден мраморный крест конца XIX века 8 июля, 2018. Новостная служба Это место связано с именами великих людей прошлого 8 июля. ПРАВМИР. На территории некрополя бывшего Скорбященского монастыря (сейчас это парк «Новослободский») при проведении земляных работ в рамках благоустройства пространства парка был найден мраморный надгробный крест конца XIX века. Как сообщает корреспондент «Правмира», главный археолог Москвы, заместитель руководителя Мосгорнаследия Леонид Кондрашев прибыл на место уникальной находки. Он поблагодарил членов общины храма Всемилостивого Спаса за бдительный контроль над земляными работами и помощь в сохранении креста. «Это большая удача – крест сохранился целиком. Он выполнен в типичном для конца XIX – начала ХХ века стиле – специфические окончания отсылают к древнерусскому искусству», – сказал главный археолог Москвы. Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко отметил, что это место связано с именами великих людей прошлого: знаменитый князь Потемкин, князья Голицыны, митрополит Филарет (Дроздов), который освящал храм монастыря, великая княгиня Елизавета Федоровна. «Монастырь занимал самую большую территорию в Москве – 10 гектаров. Особенно стоит отметить, что при этом монастыре были открыты первые в России Высшие женские богословско-педагогические курсы. На кладбище были погребены многие известные лица: первый врач Филаретовской больницы Михаил Карлович Ламортиньер, основательница монастыря княжна Александра Владимировна Голицына, религиозный мыслитель Николай Федорович Федоров, редактор газеты “Московские ведомости” Владимир Андреевич Гринмут, адвокат Федор Никифорович Плевако, дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров, “король московских репортеров”, журналист Виктор Николаевич Пастухов, выдающийся историк Дмитрий Иванович Иловайский и многие другие», – напомнил отец Александр. Территория бывшего Скорбященского монастыря находится в границах Камер-Коллежского вала (сейчас это Третье Транспортное кольцо, а до весны 1917 года граница Москвы) и является объектом культурного наследия. Кроме мраморного надгробного креста найдены предметы быта, замки, печные изразцы. Небольшой холм, где сейчас располагается сцена для уличных концертов – это основание церкви Трех святителей, построенной на монастырском кладбище архитектором П.А. Виноградовым в 1908-1910 годах. По свидетельству археолога Игоря Кондратьева, под землей находится цокольный этаж храма: «Нетронутый. Со сводами. Четыре метра от пола до верха свода».

http://pravmir.ru/na-territorii-byivsheg...

Скачать epub pdf Археографические примечания Дневник академика Михаила Михайловича Богословского хранится в составе его личного архивного фонда в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея 895 . Дневник представляет собой отдельные листы из блокнотов (преимущественно, в 8-ю долю листа), исписанные, в большинстве своем, с двух сторон черными чернилами, с незначительной авторской правкой. Ежедневные записи велись Богословским с 16 июля 1915 г. по 6 ноября 1917 г. Кроме того, сохранились отрывочные записи историка за несколько дней 1913 г. и записи за два месяца, проведенных Богословским в подмосковном санатории (бывшей усадьбе Гребнево) с 4 октября по 2 декабря 1919 г. Записи за 1919 г. сделаны карандашом 896 . Частично, материалы дневника привлекались в очерке о Богословском Л. В. Черепнина, во вступительной статье Л. А. Черной к изданию его воспоминаний, статей и писем, в обзорной статье в Археографическом ежегоднике. Отрывки из дневника за 1915 г. были опубликованы в журнале «Вопросы истории» 897 . Дневник М. М. Богословского впервые публикуется полностью. Правописание приведено в соответствие с нормами современной орфографии и пунктуации. При пропуске букв и сокращении слов, за исключением имен, текст, для удобства чтения, восстанавливается по смыслу, без оговорок. Зачеркнутые автором слова и фразы не приводятся. Явные описки исправляются без оговорок. В тех случаях, когда возможны разночтения, текст восстанавливается в квадратных скобках. Если в тексте указаны только инициалы, титулы или должность, фамилия упоминаемого лица приводится в квадратных скобках. В тесте сохраняется авторское сокращение В. Ж. К. (Высшие женские курсы – ВЖК), Ж. М. Н. Пр. (Журнал министерства народного просвещения – ЖМНП). Сохраняются сокращения: ген. (генерал); проф. (профессор); в. кн., вел. кн. (великий князь); о. (отец); преосв. (преосвященный); к., коп. (копейка, копейки); р., руб. (рубли); т. к. (так как); ч., час. (час, часов) и т. п. Различные варианты сокращения Общества истории и древностей российских и Министерства иностранных дел передаются аббревиатурами ОИДР и МИД.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

По случаю 100-летия со дня рождения протоиерея Михаила Гундяева его сын митрополит Кирилл совершил богослужение в храме, где отец Михаил служил настоятелем 15 октября 2007 г. 20:33 В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения протоиерея Михаила Васильевича Гундяева. 13 октября, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в Никольском храме на Большой Охте в Санкт-Петербуре, где служил настоятелем отец Михаил, Всенощное бдение совершил сын покойного пастыря митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении викария Санкт-Петербургской епархии епископа Петергофского Маркелла . В богослужении также принял участие старший сын отца Михаила профессор-протоиерей Николай Гундяев, настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. По завершении богослужения на могиле протоиерея Михаила, похороненного возле алтаря храма, была совершена лития. В самый день праздника Покрова Божией Матери митрополит Кирилл в сослужении протоиерея Николая Гундяева и сонма духовенства возглавил Божественную литургию и панихиду у могилы почившего пастыря. Михаил Гундяев, в жизни которого отразились перипетии трудного XX века, в том числе и трагические события в истории Русской Православной Церкви, родился в городе Лукоянове Арзамасского уезда Нижегородской губернии в благочестивой православной семье. Его отец, Василий Степанович, за участие в борьбе с обновленческим расколом был арестован и отправлен на Соловки. После освобождения  он был снова подвергнут аресту за религиозные убеждения и долгие годы провел в заключении и ссылках. С ранних лет будущий отец Михаил связал свою жизнь с Церковью. Еще будучи школьником, он в трудные послереволюционные годы нес послушание иподиакона у епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии. По окончании средней школы поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде. Это замечательное учебное заведение создал и возглавил протоиерей Николай Чуков, ставший впоследствии митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. Отцу Николаю Чукову удалось объединить вокруг созданного им Богословского института — впоследствии по политическим соображениями переименованного в Высшие богословские курсы — лучших профессоров закрытой к тому времени Санкт-Петербургской Духовной академии, а также Санкт-Петербургского университета.

http://patriarchia.ru/db/text/309495.htm...

архиепископ Нафанаил (Львов) (30.08.1906–8.11.1986) Жизнеописания Богословские и нравственно-аскетические труды Апологетика, полемика Письма Проповеди Труды на иностранных языках архиепископ Нафанаил (Львов) Епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Венский и Австрийский. Духовный писатель, богослов, автор работ о Библии, исторических сочинений, апологетических заметок, проповедей. Биография Детство и молодость Учился в гимназии в Санкт-Петербурге, продолжил обучение в реальных училищах в Бугуруслане и Томске. После революции вместе с матерью и младшими братьями выехал в эмиграцию в Китай. В 1922 году окончил Харбинское русское реальное училище. В 1923—1929 был рабочим на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД). В 1928—1931 годы изучал богословие в Свято-Владимирском институте, был келейником и секретарём архиепископа Нестора (Анисимова). В 1929 году был пострижен в монашество и рукоположён в сан иеромонаха. В 1933 году рукоположён в сан игумена. В 1934 году окончил Высшие богословские курсы в Харбине. Был настоятелем церкви и законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине. В 1934—1937 — редактор издания «Православный голос». Участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе с известным французским философом и католическим монахом Пьером Тейяром де Шарденом. В 1935 году собрал коллекцию каменных орудий палеонтологического человека и костей плейстоценовых животных, получившую высокую оценку Тейяра де Шардена. В 1935—1936 годы занимался миссионерской деятельностью в Керале (Индия). В 1936 году возведён в сан архимандрита. В 1937—1939 годы — начальник православной миссии на Цейлоне. В 1938 году был участником 3-го Всезарубежного собора. Перед Второй мировой войной переехал в Европу, жил в Словакии, где был помощником настоятеля монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомировой, редактировал издание «Православная Русь», издавал богослужебные и просветительские книги для оккупированных немецкими войсками областей СССР. В 1939—1944 — редактор журнала «Детство во Христе». Эмигрировал на Запад при приближении советский войск в 1944 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. В этом году исполняется сто лет со дня рождения протоиерея Михаила Васильевича Гундяева, отца митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла. 13 октября, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Кирилл в сослужении викария Санкт-Петербургской епархии епископа Петергофского Маркелла совершил Всенощное бдение в Никольском храме на Большой Охте в Петербурге, где в последние годы жизни служил протоиерей Михаил. В богослужении также принял участие старший сын отца Михаила, профессор-протоиерей Николай Гундяев, настоятель петербургского Спасо-Преображенского собора. По завершении службы на могиле отца Михаила, похороненного возле алтаря храма, была совершена лития. А на следующий день, в праздник Покрова Божией Матери, митрополит Кирилл в сослужении протоиерея Николая Гундяева и сонма духовенства возглавил Божественную литургию и панихиду у могилы почившего пастыря. Михаил Васильевич Гундяев родился в городе Лукоянове Арзамасского уезда Нижегородской губернии в благочестивой православной семье. Его отец, Василий Степанович, за участие в борьбе с обновленческим расколом был арестован и отправлен на Соловки. После освобождения  он был снова подвергнут аресту за религиозные убеждения и долгие годы провел в заключении и ссылках. Еще будучи школьником, Михаил нес послушание иподиакона у епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии. По окончании средней школы поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-10-16/1...

Протоиерей Максим Козлов: «Духовному образованию в России предстоят непростые времена» 22 июня 2007 г. 18:55 На вопросы интернет-издания «Татьянин день» отвечает протоиерей Максим Козлов , профессор Московской духовной академии , главный инспектор Учебного Комитета при Священном Синоде . — На первый взгляд духовное образование в России переживает расцвет: одна за другой открываются семинарии, причем часто в тех епархиях, где их никогда не было ранее, появляются православные средние учебные заведения и вузы. А каков современный уровень духовного образования? — Точки отсчета при измерении этого уровня могут быть разными. Может быть, как в нашей христианской жизни, идеальная точка отсчета, то есть то, к чему нужно стремиться, а может быть реальная, практическая, с учетом предшествующей ситуации. Если говорить о реально пройденном пути, то, конечно же, система духовного образования, которую мы имеем теперь, и та, которая существовала двадцать лет назад, — это фактически два разных мира. Не только потому, что тогда мы имели всего три семинарии и две духовные академии при отсутствии каких бы то ни было других легальных учебных заведений Русской Православной Церкви, а теперь имеем одних академий — 5, духовных семинарий — 37, еще некоторое количество училищ. Помимо этого существуют высшие учебные заведения открытого типа, прежде всего Свято-Тихоновский гуманитарный университет , который отмечает свое пятнадцатилетие, Православный университет святого апостола Иоанна Богослова и два богословских института. Что очень важно, наряду с этим наличествуют зачатки системы среднего церковного образования — лицеи и гимназии, которые дают предварительную подготовку, а помимо этого многообразные катехизические образовательные курсы для самых разных категорий наших прихожан. Так или иначе, если ранее мы имели отдельные учебные заведения, которые справлялись как могли с самой насущной необходимостью — дать нам сколько-нибудь образованных пастырей на приходы, то теперь создано такое количество разноуровневых институций, которые в принципе можно было бы назвать системой церковного образования, едва ли не от детских садов и уж точно до университетов. При этом среди них есть учебные заведения очень хорошего уровня, будь то Московские и Санкт-Петербургские духовные школы, Свято-Тихоновский университет или целый ряд провинциальных семинарий. Назову лишь некоторые — пусть не обидятся неназванные: Тобольская, Смоленская, Ставропольская и целый ряд других. Но школ создано много, потенции к тому, чтобы система сформировалась, есть, а системы, как таковой, на сегодня нет. Это вызывает чувство определенной тревоги.

http://patriarchia.ru/db/text/260940.htm...

профессор Александр Иванович Бриллиантов (22.08.1867–1.06.1933) История Древней Церкви Лекции, очерки профессор Александр Иванович Бриллиантов Просветитель, миссионер, преподаватель, историк Церкви, богослов, философ, член-корреспондент Российской академии наук. Погиб в ссылке в годы гонений на Церковь. Биография Родился в семье священника Цыпинского погоста Кирилловского уезда Ивана Михайловича Бриллиантова. Его брат – Иван Иванович Бриллиантов (1870—1934) – был исследователем Ферапонтова монастыря. Учился в Кирилловском духовное училище (1877—1881), затем в Новгородской семинарии (1881 — 1887) и в Санкт-Петербургской духовной академии (1887 — 1891). В 1893—1900 годах преподавал историю и обличение русского раскола в Тульской духовной семинарии, исполнял должность епархиального миссионера. В 1898 г. защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петебургской духовной академии на тему «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» (присуждена степень магистра богословия). В апреле 1900 года избирается доцентом на кафедру общей церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА). В 1904 году — экстраординарный, а с 1914 года, после получения степени доктора церковной истории, и до закрытия академии в сентябре 1918 года — ординарный профессор академии. Участвовал в работе Комиссии Священного Синода по старокатолическому и англиканскому вопросам, а также Библиотечной комиссии СПДА. Сотрудничал с Русским архелогическим институтом в Константинополе. Входил в состав членов Предсоборного присутствия при Священном синоде (1906 год), Предсоборного совета (1917), Поместного собора Русской православной церкви 1917—1918 годов. Весной 1917 года выдвигался в качестве одного из кандидатов на кафедру правящего архиерея Петроградской епархии. В 1919 году избирается членом-корреспондентом Российской академии наук. После закрытия СПДА преподавал в Петроградском богословском институте (Высшие богословские курсы) с 1920 по 1923 год. Участвовал в научной деятельности Российского Палестинского Общества и Византийской комиссии АН СССР. А. И. Бриллиантов предпринимал огромные усилия к сохранению библиотеки СПДА; из её фондов было образовано I отделение Государственной публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека), где он стал библиотекарем I отделения (с 1921 года). С 1925 года — главный библиотекарь Государственной публичной библиотеки. 21 февраля 1930 подал заявление об освобождении от работы «ввиду неудовлетворительного состояния здоровья», не дающего возможности «продолжать работу в библиотеке» и с 1 марта был уволен из библиотеки на пенсию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010