Санкт-Петербург, 5 апреля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл завершил сегодня четырехдневный визит в Санкт-Петербург, сообщают официальный сайт РПЦ и " Патриархия.Ру " . В пятницу, 3 апреля, совершив литургию Преждеосвященных даров в Казанском храме поселка Вырица , предстоятель РПЦ также побывал в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Вырице, который он посещал в детстве вместе с родителями. Петропавловскую церковь недавно восстановили; в нынешнем году в день праздника Сретения Господня она была освящена малым чином. Затем Патриарх посетил Петропавловский храм в поселке Сиверское. Храм Петра и Павла, построенный 120 лет назад, в годы советской власти не закрывался. В 1952 – 1978 годах настоятелем храма в поселке был протоиерей Валериан Дыргинт. Он прошел очень трудный жизненный путь, подвергался репрессиям. С о. Валерианом был дружен отец Патриарха Кирилла протоиерей Михаил Гундяев; вместе с сыном он приезжал сюда несколько раз в год. Предстоятель РПЦ совершил литию по протоиерею Валериану. В тот же день Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское кладбище, где совершил панихиду на могилах родителей – протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. М.В.Гундяев родился в городе Лукоянове Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Его отец, Василий Степанович, за участие в борьбе с обновленческим расколом был арестован и отправлен на Соловки. После освобождения он был снова подвергнут аресту за религиозные убеждения и долгие годы провел в заключении и ссылках. С ранних лет будущий отец Михаил связал свою жизнь с Церковью. Еще будучи школьником, он в трудные послереволюционные годы нес послушание иподиакона у епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии. По окончании средней школы поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде. После разгона курсов М.В.Гундяев, отслужив в армии и получив светское техническое образование, трудился на одном из ленинградских оборонных предприятий. В 1934 году будущий пастырь был репрессирован за свои религиозные убеждения и отправлен на Колыму.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Светильник земли русской. Годы старческого подвига отца Серафима в поселке Вырица (1930–1949) Русская Голгофа (По материалам источников 26, 42, 60, 68, 114, 117, 118, 122, 124, 126, 163, 164, 196, 292, 263, 266, 271) «Предай Господу путь твой и уповай на Него» ( Пс.36:5 ).   Переезд отца Серафима в Вырицу – еще одно свидетельство особого Божия о нем Промысла, ограждавшего старца от опасностей вплоть до самой его кончины. Именно с начала 30-х по Петроградской епархии и всей стране прокатилась новая волна еще более жестоких репрессий. Относительное затишье, наступившее после провала обновленческой смуты и судебных процессов 1922–1923 годов, оказалось наповерку только временной передышкой. Уже в августе 1928 года властями были закрыты Высшие Богословские курсы и Богословско-Пастырское училище, созданные взамен упраздненных Духовных Академии и Семинарии и подготавливавшие клириков для Петроградской и ряда ближайших епархий. Руководитель Богословско-Пастырского училища архимандрит Гурий (Егоров) вскоре был арестован и осужден на пять лет. Так отец Серафим, еще будучи в Лавре, лишился одного из ближайших своих друзей и сподвижников. В начале 1930 года в заключении оказались сразу три выдающихся петроградских пастыря, профессоры-протоиереи – настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора Николай Кириллович Чуков, настоятель храма Михаила Архангела Михаил Павлович Чельцов и Николай Викторович Чепурин из Покровской церкви в Коломне. Вслед за ними – настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Павел Иоаннович Виноградов, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров и многие другие известные клирики Петроградской епархии. Гонители готовили еще один удар – на этот раз по обителям. Воистину Гефсиманской стала для монашествующих ночь на 18 февраля 1932 года. В народе ее так и назвали – святой ночью. В те страшные часы гонители арестовали более пятисот иноков. Это было почти все уцелевшее к тому времени в Петрограде монашество: более 40 иноков Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, 25 – из Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, 12 – из Старо-Афонского подворья, 12 – из Феодоровского подворья, 10 – из Валаамского подворья, 8 – из киновии Александро-Невской Лавры, 5 – из Киевского подворья, 40 человек из братии Макариевской пустыни Тосненского района во главе с настоятелем обители схиепископом Макарием (Васильевым); более 100 инокинь Воскресенского Новодевичьего монастыря, 16 монахинь из Леушинского подворья, 6 – из Серафимо-Дивеевского подворья в Петергофе, а также множество настоятелей и монашествующих проживавших вне обителей, по причине их упразднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Шипков Петр Алексеевич, протоиерей Родился 27 ноября 1888 г. в Москве. В 1921 г. окончил Высшие богословские курсы в Москве. С 1921 г. слушатель Московской духовной академии. 1 августа 1920 г. рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном в диакона, а 8 августа 1920 г. – во иерея с причислением сверх штата к московской Дмитрие-Солунской церкви у Тверских ворот. В 1922 г. арестован «по делу об изъятии церковных ценностей», через два месяца освобожден. С 1922 по 1925 г. настоятель Никитской церкви в Москве. До 1925 г. Был секретарем Святейшего Патриарха Тихона и секретарем Епархиального совета. 21 декабря 1925 г. арестован по делу митрополита Петра (Полянского) . Отправлен в Соловецкий лагерь. С конца 1920-х гг. находился в ссылке в Туруханском крае. После освобождения проживал в Загорске (ныне Сергиев Посад). Отрицательно восприняв Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г., отошел от открытого служения. Работал на кустарной фабрике бухгалтером и одновременно тайно продолжал священническое служение. В конце 1943 г. арестован. Обвинен в участии в организации «Антисоветское церковное подполье». Приговорен к 5 годам ИТЛ. По этому делу проходили также епископ Афанасий (Сахаров) , иеромонах Иеракс (Бочаров), монахиня Ксения (Гришанова), Н. В. Трапани, епископ Василий (Преображенский) . Отправлен в Сиблаг. В 1948 г. Особым совещанием МГБ СССР приговорен к ссылке на поселение в Красноярский край. В 1952 г. Судебная коллегия Красноярского краевого суда осудила его на 10 лет лишения свободы. Был освобожден, как инвалид, раньше срока. Вернувшись из заключения, несмотря на тяжелую болезнь (рак кожи), о. Петр стал служить в соборе г. Боровска (Калужская обл). Имел обыкновение каждый день поминать не только своих духовных детей, но и всех тех, кто хоть раз пришел к нему в храм с просьбой о поминовении. Скончался 3 июля 1959 г. 911 1. 1 февраля 1955 г. Дорогой и глубокоуважаемый Владыко! От всей души благодарю Вас за преподанные мне в письме Вашем молитвенные благопожелания, за праздничное приветствие и за всю любовь Вашу ко мне, худому и грешному.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Родился 3 января 1900 г. в погосте Поля Демяновского уезда Новгородской губ. в семье священника. Окончил Старорусское духовное училище, в 1913 г. поступил в Новгородскую духовную семинарию, но не окончил ее в связи с закрытием. Служил в церкви псаломщиком, регентом. В 1920 г. был призван в Красную армию, где служил до 1922 г. В 1922 г. был привлечен к суду вместе с отцом, протоиереем Дмитрием Успенским, который был арестован по ложному обвинению в хищении из Никольского храма. В том же году поступил в Петроградский богословский институт, где учился у профессора А. А. Дмитриевского . Затем в 1925 г. поступил на Ленинградские высшие богословские курсы. Защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен на курсах профессорским стипендиатом. В 1928 г. поступил в техникум Государственной академической капеллы. В 1926 г. женился на Наталии Ивановне Шторр. В конце 1929 г. она была арестована за помощь своему свекру и была выслана в Иркутскую область. В 1932–1937 гг. учился в Ленинградской консерватории, получил специальность музыковеда. С 1937 г. преподавал на Государственных курсах музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова, с 1938 г. В Ленинградской консерватории. Был директором Ленинградского музыкального педагогического училища до его закрытия в 1942 г. В 1941–1945 гг. являлся начальником отряда противовоздушной обороны (ПВО), был тяжело контужен. В результате он получил инвалидность II группы. В 1942 г. был регентом в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 г. В 1946 г. он защитил в Ленинградской консерватории диссертацию на тему «Лады русского севера» и был удостоен степени кандидата искусствоведения. С 1947 г. преподавал в Ленинградской духовной академии, доцент по кафедре литургики, профессор (с 12 июня 1947 г.). Одновременно руководил регентскими классами при Ленинградских духовных школах. 22 июня 1949 г. защитил диссертацию на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах», за которую был удостоен степени магистра богословия. К концу 1953 г. им была написана докторская диссертация «Профессиональная музыка в России до XVII века», отвергнутая по идеологическим соображениям (решением совместного заседания кафедр марксизма-ленинизма и теории музыки), обвинен в «пропаганде церковщины». Николаю Дмитриевичу пришлось уйти из консерватории. Докторская диссертация под названием «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» была представлена на рассмотрение ученого совета Московской духовной академии. 10 августа 1957 г. за этот труд ему была присуждена степень доктора церковной истории. В 1956 г. был приглашен для работы в Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. 772 Скончался 23 июля 1987 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Высшие Богословские Курсы приглашают в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на Заочное отделение 11 мая, 2010. Редакция " Правмира " Заочное отделение на Курсах при Московской Православной Духовной Академии дает возможность обучаться под руководством преподавателей – священников с академическим богословским образованием, погружаться в духовную среду Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, участвовать в богослужениях, беседовать с духовниками Лавры. Православных мирян, открывающих для себя духовный мир Православия, желающих понять и найти смысл жизни, помочь своим и чужим детям, близким и всем неравнодушным людям Высшие Богословские Курсы при Московской Православной Духовной Академии приглашают в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на Заочное отделение профессиональной переподготовки, которое проводит вступительное собеседование и установочную сессию с 1 по 11 июля 2010. Заочное отделение на Курсах при Московской Православной Духовной Академии дает возможность обучаться под руководством преподавателей – священников с академическим богословским образованием, погружаться в духовную среду Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, участвовать в богослужениях, беседовать с духовниками Лавры. Все это способствует их более глубокому церковному и педагогическому становлению. Для слушателей Курсов в период обучения действуют службы размещения и питания, что особенно ценно для соотечественников, проживающих в разных епархиях, ближнем и дальнем зарубежье. Программа обучения разработана на основе государственного стандарта по специальности «Теология, методика преподавания» и церковного стандарта «Православное богословие». Срок обучения 3,5 года. Стоимость — 7500 руб. за семестр. Слушатели, успешно окончившие Курсы, получают Диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, выданный МГГУ им. М.А.Шолохова и Свидетельство церковного образца, выданное МПДА. Дипломы дают основание выпускникам осуществлять квалифицированную миссионерскую и социальную деятельность, по благословению настоятеля храма нести церковное послушание на приходе в качестве педагога, социального работника, специалиста по работе с молодежью и в других сферах быстро развивающейся социально-просветительной системы церковного приходского служения.

http://pravmir.ru/vysshie-bogoslovskie-k...

В программе Высших богословских курсов, более 10 лет действующих при Академии, сохранятся все богословские дисциплины. Кафедра религиозного образования и катехизации Российского православного университета, в свою очередь, организует преподавание на курсах дополнительных дисциплин для катехизаторов, организаторов образовательной деятельности, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, алтарников, певчих и регентов. 20 октября. ПРАВМИР. Московская православная духовная академия и Российский православный университет начали реализацию совместного проекта – Высших богословских курсов. В программе Высших богословских курсов, более 10 лет действующих при Академии, сохранятся все богословские дисциплины. Кафедра религиозного образования и катехизации Российского православного университета, в свою очередь, организует преподавание на курсах дополнительных дисциплин для катехизаторов, организаторов образовательной деятельности, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, алтарников, певчих и регентов. Прием будет вестись на образовательные программы по православному богословию и образовательные программы по подготовке специалистов по церковному служению. Это позволит обеспечить подготовку мирян по целому ряду востребованных в современной церковной жизни специальностей. Предлагается развитие на базе курсов и программ повышения квалификации для церковных работников. Высшие богословские курсы при МДА и РПУ создаются для реализации определения Архиерейского Собора от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Соборное положение предусматривает введение на приходах штатных должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/rpu-i-mpda-sozdali-sov...

Скачать epub pdf Список сокращений АЕ – Археографический ежегодник АК – Археографическая комиссия АН – Академия наук АРАН – Архив Российской Академии наук АХ – Академия художеств БАН – Библиотека Академии наук б-ка – библиотека БСЭ – Большая Советская Энциклопедия ВАК – Высшая аттестационная комиссия ВЖК – Высшие женские курсы ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) ВПК – Военно-промышленный комитет ВРК – Военно-революционный комитет ВСНХ – Высший совет народного хозяйства ВХУТЕИН – Высший государственный художественно-технический институт ВХУТЕМАС – Высшие государственные художественно-технические мастерские ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет ГАИМК – Государственная Академия истории материальной культуры ГАУ – Главное архивное управление при Совете Министров СССР ГАХН – Государственная академия художественных наук ГБЛ – Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина ген. – генерал ГИМ – Государственный Исторический музей Главархив – Главное управление архивным делом при Народном комиссариате просвещения РСФСР Главнаука – Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями в составе Академического центра Народного комиссариата просвещения РСФСР ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Госиздат – Государственное издательство ГПБ – Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина ГТГ – Государственная Третьяковская галерея губ. – губерния ГУС – Государственный ученый совет ДА – Духовная академия действ. – действительный ЕГАФ – Единый государственный архивный фонд Е.И.В. – Его Императорского Величества ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения зав. – заведующий и. д. – исправляющий должность ИМЛИ – Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР – РАН ин-т – институт и. о. – исправляющий обязанности ИОРЯС АН – Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук ИРЕА – Институт чистых химических реактивов ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский дом)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Московская духовная Академия заявила о своем тяжелом материальном положении 2 июля, 2012. Новостная служба Администрация, преподаватели и студенты Московской духовной академии обратились к читателям сайта МДА с просьбой оказать посильную помощь. Московская духовная Академия просит помощи! Администрация, преподаватели и студенты Московской духовной академии обратились к читателям сайта МДА с просьбой оказать посильную помощь. «Сейчас в жизни академии сложилась непростая ситуация, — сообщает сайт МДА. — С одной стороны наша любимая школа динамично развивается, с другой – острая нехватка средств ставит под угрозу не только процесс развития, но и само существование академии. Причины такой ситуации кроются в общем экономическом кризисе и нестабильном финансировании». Московская духовная академия является крупнейшей и старейшей духовной школой в Русской Православной Церкви. Основанная в 1685 году, тогда Славяно-греко-латинская академия была первой высшей школой в России. На сегодняшний день академия включает в себя не только бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и докторантуру, осуществляющие подготовку пастырей и богословов, но и регентскую и иконописную школы. Также с 2001 года при Московской духовной академии действуют Высшие богословские курсы для мирян. Реквизиты для оказания помощи Московской Духовной академии: р/сч 40703810630740484109 к/сч 30101810400000000555 БИК 044525555 ИНН 5042016770 КПП 504201001 ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 В ОАО «Промсвязьбанк» г. Москва Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра В назначении платежа указать: «На текущие расходы Московской Православной Духовной Академии». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/mda-pomossh/

Определение «О задачах Церкви в области религиозного образования» 16 января 2009 г. 03:43 Религиозное и богословское образование продолжает оставаться исключительно важной частью церковного служения. Исходя из этого уясняются основные задачи, стоящие перед Церковью в данной области,   1. Сегодня, как и прежде, духовное просвещение детей и взрослых в основном совершается в приходах. Именно поэтому как можно быстрее следует расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне. Это образование должно осуществляться под руководством настоятеля и клира при участии образованных мирян. Ведение такой работы вменяется в обязанность каждому приходу. Особое внимание при этом необходимо уделять устроению православного уклада жизни, возрождению и укреплению семьи, воспитанию детей в духе заповедей Христовых. 2. Важное место в системе религиозного образования должно быть усвоено благочиниям. При благочинии на базе успешно действующей воскресной школы или другого учебного заведения рекомендуется создание центра духовного просвещения, призванного координировать образовательную деятельность, оказывать организационно-методическую, правовую, кадровую и иную помощь приходам, а также осуществлять связь с епархиальным образовательным отделом. 3. Представляется необходимым учредить епархиальные отделы религиозного образования для организации и координации системы религиозного образования и духовного просвещения на уровне монастырей, приходов, благочинии, отдельных образовательных и иных структур. Рекомендуется незамедлительно включить как образец в епархиальную систему образования: Деятельность епархиальных отделов религиозного образования должна координироваться Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации, куда они должны ежегодно представлять информацию о состоянии дел по всем направлениям образовательной работы. 4. Общецерковная система религиозного образования для мирян включает в себя следующие типы учебных заведений: воскресные (приходские) школы, детские сады, гимназии, лицеи, катехизаторские курсы, высшие православные учебные заведения, не занятые подготовкой пастырей и церковнослужителей. Учебные заведения, занимающиеся подготовкой священно- и церковнослужителей, должны находиться в исключительном ведении Учебного комитета.

http://patriarchia.ru/db/text/527249.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ учебное заведение, существовало в Ленинграде в 1925-1928 гг. Инициатором создания В. б. к. был прот. Николай Чуков (впосл. Ленинградский митр. Григорий ), бывш. ректор Петроградского Богословского института (закрыт в мае 1923) и зав. Богословскими курсами Центрального р-на Ленинграда. 31 мая 1925 г. он представил в Совет курсов доклад о расширении программы курсов и об углублении преподавания для превращения их в вуз. Подготовительная комиссия 19 июня 1925 г. одобрила предложенный прот. Н. Чуковым проект «Положения о Высших богословских курсах». «Положение» с составом должностных лиц и преподавателей было утверждено Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) . В сент. В. б. к. получили гос. регистрацию. Занятия начались 29 сент. Ректором курсов стал прот. Н. Чуков (кроме того, преподавал церковное проповедничество), проректором - проф. прот. А. В. Петровский (преподавал Свящ. Писание ВЗ и древнеевр. язык). В число преподавателей также вошли протоиереи М. Митроцкий (догматическое богословие), В. Ф. Лебедев (нравственное богословие), П. Аникиев (пастырское богословие, история рус. религ. мысли), профессора И. Д. Андреев (апологетика), А. А. Дмитриевский (литургика и церковная археология), П. П. Мироносицкий (греч., церковнослав. языки и пение). Впосл. были приглашены прот. сщмч. Михаил Чельцов (НЗ), протоиереи В. Рыбаков (патрология), Г. Сербаринов (история и разбор зап. исповеданий), В. Прозоров (история и разбор сектантства и старообрядчества), проф. П. Г. Васенко (история Русской Церкви), А. П. Обновленский (каноническое право), Владимир Шкловский (лат. язык). Руководящим органом являлся Совет В. б. к., получивший право принимать научные труды на соискание степени канд., магистра и д-ра богословия. На В. б. к. защитили магистерские диссертации 25 нояб. 1926 г. прот. Н. Чуков («Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова»), 24 мая 1927 г. прот. В. Рыбаков («Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность»), 7 дек. 1927 г. прот. Н. Чепурин («Анимистическая теория о происхождении религии и ее доанимистические и тотемистические придатки (опыт философско-антропологического исследования в апологетическом освещении)»). Ученые степени получил и ряд бывш. студентов Петроградской ДА и Петроградского Богословского ин-та, в частности Н. Д. Успенский , к-рый был оставлен на В. б. к. (кафедра литургики).

http://pravenc.ru/text/161109.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010