митрополита Вениамина Петроградского   было   открыто    Богословско-Пастырское Училище, а в 1920г.– по благословению Святейшего Патриарха Тихона - и Петроградский Богословский Институт, как высшее духовное учебное заведение,  а также  несколько богословских курсов и кружков   при храмах. (См.Речь …: http://www.bogoslov.ru/text/482385.html ).  С  1925 по 1928 г. по благословению сщмч. митрополита Петра в Ленинграде   действовали и сделали   также один выпуск Высшие Богословские курсы. Кстати,  что касается   развития богословского образования в рассеянии, и  конкретно в Св. Сергиевском институте в Париже, в котором преподавало несколько   бывших профессоров б. Петроградского Богословского института (С.С.Безобразов (позже еп.Кассиан, ректор в 1947-1965 гг.), Н.О. Лосский, Н.Н.Глубоковский), то    - его ректор (1965-1991)  протопресвитер Алексей Князев  писал: «…создавая высшую богословскую школу в эмигрантских условиях, устроители ее были достаточно скромны; они не осмелились назвать ее традиционным именем Духовной Академии и назвали ее Богословским Институтом в память и в продолжение того Богословского Института, который просуществовал в 1919—1921 годах в Петрограде после закрытия советским правительством духовных Академий и всех богословских школ». (См.: ). Прот. А.Князев неточно указал годы существования   Петроградского Богословского института, на самом деле    институт из-за угрозы захвата обновленцами вынужден был  «самозакрыться»  в мае 1923 г.(См.: http://www.bogoslov.ru/text/747541.html ). Богословы – парижане чувствовали   уважение   и   свое преемство от воссозданного   на Родине   в «красном Петрограде», высшего   богословского учебного заведения. А   ректор   института,   прот.Николай Чуков (к.б. СПб ДА 1895 г. и председатель Учебного комитета в 1946-55 гг.),  о коллегах   в   1924 г. писал   в дневнике: «21/8 августа 1924 г . привез поклон от Н.Н.Глубоковского, который профессорствует в Софии на богословском факультете. Карсавин – в Берлине и «не срамит русского имени»; ездил в Италию читать лекции о России.

http://bogoslov.ru/article/4871067

«Положения» о Духовных академиях и Духовных семинариях с учебными планами митрополит Григорий составил после того, как 6 июня 1946 г. на совещании у председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпова [xiv] было получено разрешение на открытие трех академий (в Москве, Ленинграде и Киеве) и преобразование двухгодичных Богословско-пастырских курсов в семинарии. Также Г.Г. Карпов сообщил, что «Правительство разрешило вернуть из-за границы лучших богословов в числе пока 5 чел[овек]. Кого угодно. Вопрос о квартирах. Грехи их забудутся, будем содействовать. Кроме того, можно вернуть любых священников, архиереев из заграницы. Построить дом квартир на 25 в Москве» [xv] . При организации новых Духовных школ в 1943 г. в «Положениях» о Богословском институте и Богословско-пастырской школе владыкой Григорием были указаны учебные планы предметов преподавания и учебная литература, а в «Положениях» 1946 г. – все то же для Духовных академий и Духовных семинарий. 19 июня «Положения» были приняты Учебным комитетом, и 20 июня утверждены Священным Синодом. Владыка записал в дневнике: «20 июня 1946 г. …теперь твердая база положена в основание организации Духовных Академий и Духовных семинарий» [xvi] . Осенью 1946 года Богословский институт в Москве был переименован в Московскую Духовную Академию, курсы – в семинарии, и открылась Ленинградская Духовная Академия. 14 октября 1946 г. в своей речи на открытии Ленинградской Духовной Академии митрополит Григорий сказал: «присвоение нашим духовным школам прежних наименований весьма знаменательно. Оно означает, что новая духовная школа пережила временную форму Пастырских Курсов, идет к развитию в сторону семинарского и академического строя в его испытанных и наилучших свойства, – что, имея в виду высшие интересы Церкви, она стремится к высотам прежней богословской образованности с желанием превзойти их в будущем… образовательная задача новой духовной школы должна сливаться и перерастать в задачу воспитания будущих пастырей Церкви, когда воспринимаемые в преподавании богословских наук православные истины превращались бы в принципы жизни, содействовали развитию нравственных качеств, и вместе со всем строем жизни школы, богослужений, взаимоотношений и пр. создавали убежденных и твердых носителей Святой Православной веры, ревностных сеятелей добра и правды» [xvii] .

http://bogoslov.ru/article/4888315

Получив свободу, владыка сразу вернулся на за­седания Собора. Потом съездил в Казань повидаться с родными с. 45]. Летом 1918 года епископ Нестор выезжает из Москвы на линию фронта с. 45]. В ав­густе отбывает в Киев, потом в Одессу, оттуда в Ялту, где был духовником вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и других членов царской семьи. После эвакуации из Крыма епископ Нестор выехал в Константинополь и с пароходом Добровольческого фло­та проехал на Камчатку с. 46]. Осенью 1919 или в самом начале 1920 владыка в Чите с. 52]. Судно, на котором он плавал, с приходом большевиков не пустили в Петропавловск, и оно доплыло до Японии. Владыка обосновался в Цуруге, совершая службы для православ­ных русских и японцев, был инициатором постройки здесь храма во имя святителя Николая с. 53]. Во время его пребывания в Японии в Токио выходит второе издание его книги «Расстрел Московского Кремля» на русском и японском языках. Постепенно владыка устанавливает связи с Маньчжурией, где было немало русских беженцев. В Харбине в 1921 году он основал Камчатское подворье, открыв при нем 14 августа школу, стал вдох­новителем и организатором Международного комите­та помощи голодающим и беженцам с. 53]. В июне 1928 Харбинские архиереи получили Указ Временного Московского Священного Синода от 20 июня 1928 года обращенный к Карловацкому Священному Синоду и митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Указ требовал определить свою по­зицию: признать юрисдикцию митрополита Антония (Храповицкого) (Зарубежного Синода) или митрополи­та Сергия (Старогородского) (Московской Патриархии). В Указе также говорилось, что всякий клирик, признаю­щий Московский Синод, но не вступающий в советское гражданство, отстраняется от несения своего церков­ного послушания. Ни один из архиереев на территории Китая не посчитал возможным для себя принять этот Указ (впрочем, некоторое время преосвященный Нестор (Анисимов) колебался и даже заявил о признании ми­трополита Сергия, но позднее переменил свое решение) с. 51]. К 1930 году в Маньчжурии насчитывалось более 80 православных церквей, только в одном Харбине их было 26. При церковных приходах действовали деше­вые или бесплатные столовые для малоимущих, работа­ли 4 церковных детских приюта, 2 церковные больницы, Высшие пастырско-богословские курсы (1928), преоб­разованные позднее в Богословский факультет с. 70].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Псаломщик Алексий Николаевич Мелиоров (1879-?) был сыном священника, родом из г. Холм Псковской губернии. После окончания Псковской духовной семинарии с 30 октября 1900 г. начал службу псаломщиком в здешней церкви. Второй псаломщик Николай Димитриевич Кудрявцев (1876-?), сын дьякона, уроженец села Велье. После окончания Псковской духовной семинарии назначен псаломщиком в родное село. 2 января 1933 г. был арестован, приговорён к 5 годам высылки в Казахстан. Дата и место его смерти неизвестны. Реабилитирован 22 сентября 1989 г. Псаломщик Андрей Михайлович Мошанин (26 сентября 1885-?) был сыном крестьянина, окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу. С 1912 г. исполнял должность псаломщика здешней церкви, в том же году утвержден в должности псаломщика. До 14 июля 1910 г. псаломщиком служил Алексий Малиновский. Он был назначен священником в село Теребени Опочецкого уезда. С 3 января 1912 г. назначен псаломщиком Иоанн Славов. Окончил Таврическую псаломщическую школу. В ноябре того же года поступил на военную службу. Сведений о дальнейшей судьбе священников Ульянова, Никольского, Ильинского, Толстоухова, дьяконов Городовицкого и Байкова, псаломщиков Мелиорова, Мошанина, Малиновского, Славова не выявлено. Церковным старостой в начале XX века был купец Николай Иванович Болталов, проживавший в с. Велье. Всего в 1914 году проживало 3290 мужчин и 3470 женщин. В 90-е гг. XX века настоятелем церкви был игумен Давид (Сергеев, 1947-1995). Он скончался в августе 1995 года. http://i-nventory.ru/index.php?id=845 Комментарии и обсуждение Для строительства церкви использовался кирпич крепостных стен крепости-городища Велье, главным устроителем церкви был местный крестьянин Леонтий Автомонович Травин. Эта церковь фигурирует в списке церквей Опочецкого уезда за 1750 год (ГАПО, фонд 39, опись 7, дело 2), соответственно, год ее постройки указан неверно. 21 июня 2013. Митрофорный протоиерей Петр Алексеевич Тамм скончался 19 сентября 1971 года в с. Велье Псковской области. Родился он в 1894 году в семье крестьянина в Лифляндской губернии. В 1909 году окончил церковно-приходскую школу, в 1918 году — Псковскую духовную семинарию, в 1930 году — Высшие Богословские пастырские курсы в Таллине. В 1931 году митрополитом Таллинским Александром был рукоположен во диакона, а затем — во пресвитера. Пастырское служение совершал в храмах Таллинской епархии. В 1958 году перешел на служение в Псковскую епархию и был назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в с. Велье. Отец Петр проявил большую заботу о приведении храма в благолепное состояние, ревностно совершал благоговейные богослужения и требы до последнего дня своей жизни.

http://sobory.ru/article/?object=07666

Структура данной работы соответствует обозначенным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, список допущенных в работе сокращений и приложения. В первой главе мы сосредоточились на церковной, социальной и педагогической деятельности А.В. Карташева с целью выявления динамики становления личности историка. Анализ специфики взаимодействия мыслителя в начале ХХ века с такими институциями и культурными образованиями, как Религиозно-философское движение Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус (1.1.1), Религиозно философские собрания (1.1.2), журналы «Новый Путь» (1.1.3) и «Вопросы жизни» (1.1.4), Высшие Женские Бестужевские курсы (1.1.6), а также последующей деятельности А. В. Карташёва в послереволюционной период в эммиграции в рамках РСХД (1.2.1), Братства святой Софии (1.2.6), Западноевропейского Экзархата (1.2.8), Содружества св. Албания и прп. Сергия (1.2.9) и т. д. позволили отметить и выразить преемственность между данными периодами, с некоторыми изменениями в воззрениях А.В. Карташева, но не приближающих его при этом к согласию с православным святоотеческим учением. Во второй главе мы обратились к процессу формирования богословских и церковноисторических воззрений А.В. Карташева уже с позиции не его исторической включенности, а его идейных и методологических предшественников. В. С. Соловьев (2.1.1), Д.С. Мережковский (2.1.2), В.В. Болотов (2.1.3), Е.Е. Голубинский (2.1.4), В.О. Ключевский (2.1.5), – следы идей каждого из этих мыслителей можно обнаружить в идейных элементах экклесиологического учения А.В. Карташева: в его интерпретации Халкидонской формулы (2.2.2), в его «теории ветвей» и экуменических мотивах (2.2.3), в его учении о Вселенском Соборе (2.2.4) и в его размышлениях о догматическом развитии (2.2.5). В последней части исследования мы обратились непосредственно к третьей главе и некоторым другим главам, связанных с восприятием исторического и богословского наследия Церкви, в работе А.В. Карташева «Вселенские Соборы». На данном этапе нашей работы мы, во-первых, последовательно изложили, вслед за самим историком, пункты его обращения к данному историческому материалу, а во-вторых, сопоставили данное повествование с конкретными историческими документами, что позволило зафиксировать моменты искажения Карташевым исторической действительности и православного святоотеческого учения, что непосредственно являлось результатом восприятия историком Халкидонской формулы, сквозь которую он рассматривал происшедшие события, выстраивал свои теологиеские концепции, критически относясь в исследовании к Св. Преданию Церкви. 1. Становление личности Антона Владимировича Карташева

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Среди образовательных проектов богословского образования для мирян, следует назвать дистанционное отделение Высших богословских курсов Московской духовной академии (http://dist.kursmda.ru) и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы (Киев) . Цель создания дистанционного отделения Высших богословских курсов МДА, заявленная на сайте, — «знакомство всех желающих с основами православной веры, с сутью православного христианства дистанционно посредством сети Интернет». Целевая аудитория проекта не вполне определена; предлагаемые образовательные программы — несколько краткосрочных курсов из разных областей и разного уровня. Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы предлагают образовательную программу, состоящую, как заявлено, из «более чем 20 академических дисциплин, которые преподаются специалистами богословских и светских учебных заведений». В качестве аудитории обозначены «лица православного исповедания (с 15 лет) (независимо от их социального статуса, места житель-ства и гражданства)». Миссия Отдельного внимания заслуживают курсы при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи (http://pravkurs.ru) (Православные интернет-курсы, ПИК). На сайте проекта подробно изложены миссия, цели и задачи проекта, очерчена целевая аудитория. В отличие от предыдущих, этот проект основой всей деятельности видит общение тех, кто уже приобрел определенный опыт церковной жизни с теми, кто только подошел к порогу Церкви. Содержательная сторона обучения является вторичной по отношению к этой главной задаче. ПИК представляет собой курсы базового уровня, ориентированные не на систематическое богословское образование, а на миссионерско-катехизаторскую деятельность. Отличительная черта ПИКа — ориентация на вполне определенную аудиторию и подобающая проработка образовательной концепции. В соответствии с миссией проекта в качестве платформы дистанционного обучения используется доступная бесплатная платформа Moodle. Можно с уверенностью утверждать, что ПИК — оригинальная разработка, которая полностью соответствует декларируемой миссии и охватывает определенную целевую аудиторию.

http://e-vestnik.ru/society/bogoslovie_n...

Правда, состав слушателей естественно должен был радикально измениться: вместо юношей, прошедших курс дух. Семинарии, в Институт поступили люди взрослые, даже пожилые, но сознательно стремившиеся к уяснению и углублению своего христианского мировоззрения, а нередко и прошедшие основательную научную подготовку (так, на I-й курс Института в 1920 г. в числе 100 ч. слушателей поступило 32 чел.  с  высшим образованием...). Для своих ученых и учебных занятий Богословский Институт получил в пользование от Комиссариата Просвещения библиотеку б. духовной семинарии и целый ряд книг из национализированных книжных складов Петрограда. К сожалению, Петроградский Богословский Институт просуществовал только 3 года, сделал один выпуск (23 чел.) и в силу неблагоприятных внутри-церковных условий (появление и нажим обновленчества), самостоятельно закрылся. Оставались только богословские курсы упрощенного типа. Однако, по инициативе оставшейся в наличности профессуры, в сентябре 1925 г. с разрешения гражданской власти, богословские курсы  центрального городского района были преобразованы в Высшие Богословские Курсы, на основании того же «Положения» (несколько измененного), утвержденного Патр. Местоблюстителем Митрополитом Петром, и с той же программою. И эти В.Б.Курсы, во главе которых я также оставался Ректором, тоже просуществовали только 3 года и, сделав один выпуск, были закрыты (в августе 1928 г.) опять-таки вследствие внутри-церковных неблагоприятных условий - появления иосифлянского раскола. В следующем 1929 г. я вновь возбудил чрез Заместителя Патр. Местоблюстителя Митрополита Сергия вопрос об открытии в Ленинграде Православного Богословского Института. Предоставленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при моем участии в Административном Отделе ВЦИК в Москве, были одобрены и разрешение на открытие получено. Однако открыть на этот раз Институт не удалось за отсутствием подходящего помещения и библиотеки (прежняя библиотека, сданная в Книжную палату, была отправлена в Москву). Ощущался недостаток и в профессуре из состава которой некоторые умерли (проф. И.Д.Андреев, проф. А.А.Дмитриевский, проф. - прот. А.В.Петровский).

http://bogoslov.ru/article/482385

С переходом руководства училищем к о. Гурию с ближайшими помощниками – о. Львом (Егоровым) и о. Ф. К. Андреевым – общее настроение и даже направление Богословско-Пастырского училища стало меняться: вместо скромной бесшумной прямой работы по религиозному просвещению, как это было при И. П. Щербове, слушатели Богословско-Пастырского училища стали втягиваться в «церковную политику», проводимую руководством училища. Еще раньше, в 1921 и 1922 годы, «ученые монахи» Лавры почему-то невзлюбили Богословский институт и начали возбуждать против него профессоров б. Духовной академии под флагом «восстановления ученой деятельности Академии». Интрига была сразу раскрыта, истинное, исполненное уважения отношение Богословского института к профессорам академии было вполне доказано, и некрасивая, неумная попытка дискредитации Богословского института и «разделения» ученых сил не удалась. Теперь поводом к «церковному политиканству» для руководителей Богословско-Пастырского училища послужило, во-первых, то обстоятельство, что под одной крышей с училищем находились Богословские курсы 2-го городского благочиния (впоследствии, в 1925 году, преобразованные в Высшие Богословские курсы), в состав работников которого вошли деятели б. Богословского института, а во-вторых, появившееся в 1922 году в Петрограде и довольно сильно развившееся так называемое «обновленческое движение», разделившее верующих на два лагеря – православных и обновленцев; причем Богословско-Пастырское училище, в лице своих руководителей, почему-то вздумало присвоить исключительно себе привилегию «православного», налагая на деятельность Богословских курсов ярлык «колеблющихся», «соглашателей», «красненьких» и т. п. Раздуваемый таким образом антагонизм среди слушателей Богословско-Пастырского училища, кое-как сдерживающийся пока во главе церковного управления Ленинграда стоял епископ Венедикт (Плотников) особенно распустился при его заместителе епископе Григории (Лебедеве), ставшем на сторону руководителей Богословско-Пастырского училища и доходившем до полного игнорирования Высших Богословских курсов и всей их работы. Дело доходило до очень некрасивой агитации в приходах и срыва церковных сборов на Богословские курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6)      Для распространения знаний об исламе и современных магометан, необходимо поддерживать и расширять существующие в России правительственные учебные заведения, в которых изучаются инородческие языки и верования инородцев мусульман. При этом я с почтением присоединяюсь к провозглашённому 22 сего июня (вторник) Преосвященным Ректором Казанской Духовной Академии, Епископом Алексием, тосту 38 за объединение учёной деятельности всех четырёх академий России, не только в отношении богословско-философских знаний, но и знакомства с современным исламом, на основании иностранных исследований, постоянно пополняющих литературу этого вопроса с разных точек зрения. 7)      Наряду с этим скромным, но многообещающим желанием, я признаю необходимость и внутренней миссии, как орудия для самообороны и для утверждения крещёных инородцев в православной вере. Представители этой миссии должны отличаться духом апостольского проповедничества и согласоваться с гуманными законоположениями современного правительства. 8)      Для обеспечения желательных успехов христианской миссии среди магометан необходимо прежде всего создать в среде инородцев атмосферу, соответствующую высокой задаче христианской миссии, а такая атмосфера может образоваться при восстановлении в православном обществе церковной дисциплины, на чём настаивали на Съезде Преосвященные Епископы, и при условии распространения среди крещёных инородцев христианских школ. 9)      Братство св. Гурия в Казани с его школами, миссионерские курсы при Казанской духовной академии, а равно и епархиальные миссионерские комитеты в епархиях с крещёнными инородцами заслуживают поэтому материальной и нравственной поддержки со стороны русского православного общества и русского правительства. 10)      Есть ещё одна могучая правительственная мера к сближению инородцев с русским народом и к закреплению русских окраин за Империей. Это – русские поселения, озабочивающие в последнее время высшие правительственные власти. – Но при этом встречаются иногда затруднения, не вытекающие из существа дела, а объясняемые отсутствием единомыслия среди чиновников разных ведомств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вл. Ив. [Герье] говорил далее, что теперь для возобновления деятельности общества есть два благоприятных обстоятельства: во 1-х, имеется много молодежи, будущих научных работников, окончивших Университет и Высшие женские курсы, и оставленных при кафедре истории; во 2-х, начат уже и библиографический журнал 258 , который общество может продолжить и развить. Начало этому журналу положено Д. Н. Егоровым его указателями литературы по всеобщей истории на русском языке, издававшимися в приложениях к «Русской мысли» 259 . После Вл. Ив. [Герье] говорил Матвей Кузьмич [Любавский], начавши свое слово с указания на то, что из прежнего комитета осталось в живых всего 4 из 11, именно, Герье, Виппер, Виноградов и он, Любавский 260 . Так что, прежде всего предстоит возобновить состав комитета, а для того, чтобы это сделать, надо избрать новых членов, пополнить самое общество. Был предложен затем составленный уже нами на предварительном совещании список, и все, в нем обозначенные, были признаны членами общества, а затем записками был избран и комитет 11-ти, так же, по заранее составленному списку. Когда Егоров, исполнявший секретарские обязанности, подсчитал число голосов и объявил, что проф. А. Н. Филиппов, не входивший в список, получил 2 голоса, последний очень обиженным голосом запротестовал и говорил, что получил 3 голоса, а не два. После этого, комитет удалился в соседнюю комнату и распределил между собою обязанности, избрав товарищами председателя А. Н. Савина и М. К. Любавского, казначеем – Горбова, кажется, богатого коммерсанта, секретарем, конечно, Д. Н. Егорова, библиотекарем – Готье. Матвей Кузьмич [Любавский] указывал, что товарищем председателя по русской истории следует быть мне, но я решительно это отклонил на том основании, что для Общества будет очень выгодно иметь во главе своей – ректора Университета, который может оказать Обществу на первых порах очень существенную материальную поддержку. Да и сношения с Герье лучше вести М. К-чу [Любавскому], который к нему близок и хорошо умеет с ним обходиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010