На местах вместо семинарий открывались пастырские училища и курсы, существовавшие за счет епархиальных средств, однако действовали они недолго. Печальной была судьба и новообразованных учебных заведений. В мае 1918 г. по благословению патриарха Тихона была открыта Православная народная академия богословских наук, которую возглавил профессор Московского университета протоиерей Николай Боголюбский. Проект оказался неудачным. Успешнее выглядела поначалу ситуация в Петрограде. В 1918 г. преподавателем духовной семинарии И.П.Щербовым было основано пастырское училище. В 1920 г. при поддержке священномученика Вениамина (Казанского) Щербову удалось открыть Богословский институт, ректором которого стал протоиерей Николай Чуков, впоследствии митрополит Григорий. В институте преподавали профессора Петроградской академии протоиереи Василий Верюжский , А.И.Бриллиантов , H. Н.Глубоковский , С.М.Зарин, а также профессора Петроградского университета – Б.А.Тураев , Д.И.Абрамович , Л.П.Карсавин, С.С.Безобразов и др. В институт принимали студентов обоего пола, всего было принято 100 слушателей. Но и это учебное заведение разделило общую участь: в 1923 г. институт был закрыт. Протоиерей Николай Чуков, арестованный в 1923 г., по выходе на свободу открыл в северной столице Высшие богословские курсы, которые просуществовали до 1928 г. Проходили занятия и в подпольной «Московской духовной академии». После 1919 г. эта «академия» проводила занятия в разных местах – в епархиальном доме, в церкви Святой Троицы в Листах, в церкви святого Иоанна Воина, в Высоко-Петровском монастыре. Ректорами этого учебного заведения были протоиерей Анатолий Орлов, затем протоиерей Владимир Страхов и впоследствии епископ Варфоломей (Ремов) . Окончивший подпольную «академию» епископ Вениамин (Милов) писал: «Профессура в академии оставалась еще старая. Среди профессоров я уже встретил не поверхностных дилетантов, каковыми являлись преподаватели семинарии, но серьезных, глубоких, часто безупречных знатоков своего предмета». Среди преподавателей этого учебного заведения были священномученик Иларион (Троицкий) , протоиерей Василий Виноградов , священник Павел Флоренский , профессор И.В.Попов , профессор С.С.Глаголев , профессор С.И.Соболевский и др. Лекции читались в подсобных помещениях храмов, для студентов устраивали экскурсии в Третьяковскую галерею (группами по два – три человека). Проходили и защиты диссертаций. Сам отец Вениамин (Милов) в 1922 г. получил здесь диплом кандидата богословия. Среди выпускников были и канонизированные Церковью новомученики – архимандрит Герман (Полянский) († 1937, память 4 ноября), иеромонах Феодор (Богоявленский) († 1943, память 19 июля), иерей Василий Надеждин († 1930, память 19 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он растеряет всё, и только всё же Небес ушедших тени сохранит. Благословенный взлет руки, И в церковь снова входит осень. И ангелы опять уносят Молитвы чистой лепестки. Над позолотой куполов Величественно даль святая Зовёт к себе. И злоба тает От дуновения ветров. Порывы ветра, музыка вселенной. Ветвей движенье, танцы над водой. Как виртуозно, как самозабвенно выводит тень напев простой-простой. Листва дрожит. Сам видишь — балерина. Поймала верно полутон и такт, а облака скользят всё мимо-мимо, провозглашая непреложный факт, что я убог, а ветер — гениален и нет такой гармонии во мне и оттого мой новый стих печален, я трещина на чистом хрустале. Но я могу быть зрителем меж сосен, где медленно качаются стволы, где, по иголкам скатываясь, просинь завязывает памяти узлы. Жить — значит учиться Протоиерей Виктор Теплицкий известен в среде красноярского духовенства тем, что он постоянно учится. Вообще, тема современного духовного образования сама по себе интересна. И отношение к этому образованию среди тех священников, кто рукоположен в «лихие 90-е» без предварительной учебы в семинарии, неоднозначно. Немало и тех, кто хотел бы учиться, да сетует на загруженность и недосуг, и тех, кто попросту морщится и говорит, что мол поздно уже мне, дурака учить — только портить, воробей — это соловей, закончивший консерваторию, и тех, кто говорит, что зачем тратить время на семинарию, ведь в наши дни много православных книг, много богословских ресурсов в интернете, не ленись да занимайся самообразованием… У всех есть свои резоны, конечно, ситуации нашей жизни не сводимы к единому шаблону. Но вот о. Виктор — как раз из тех, кто учиться любит. В 1999 году он закончил четырехгодичные Высшие богословские пастырские курсы, которые тогда существовали в Красноярске, эти курсы посещало немало священнослужителей и мирян Красноярского края, там читали лекции интересные преподаватели, например, известный экзегет протоиерей Геннадий Фаст, автор ряда книг по Ветхому Завету. А с 2006 года о. Виктор — снова студент, на этот раз — светского вуза, заочного отделения филологического факультета Красноярского Государственного педагогического университета имени В. Астафьева, об этой своей ипостаси о. Виктор скажет в нашей беседе.

http://pravmir.ru/protoierej-viktor-tepl...

Социальное служение — еще одна необходимая функция городского монашества. При Ново-Тихвинском монастыре созданы Высшие миссионерские курсы, дающие богословское и гуманитарное образование, общество «Трезвение», помогающее людям избавиться от алкогольной зависимости, приют для девочек, благотворительная столовая для бедных. Этими организациями руководят миряне, особо близкие обители люди. Рассказывает руководитель Высших миссионерских курсов, доктор филологических наук Наталья Дьячкова: «Я считаю очень важным тот факт, что курсы созданы и действуют именно при монастыре. Известно, что монахи любили селиться в отдаленных уединенных местах, вдали от больших и шумных городов, так что можно сказать, что русское монашество все время осваивало новые земли. Но вот что удивительно, в каком бы глухом, заброшенном, диком месте ни возникал монастырь, он в скором времени становился центром культурной и духовной жизни в округе на многие сотни верст. При монастырях открывались школы, в монастырях духовно просвещались тысячи людей. Выдающиеся писатели, ученые ездили к монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, и эти ответы они не смогли бы прочитать ни в одной энциклопедии. Монастыри содействовали распространению христианства. И сегодня монастырь, находящийся посреди большого города, по необходимости должен стать духовным центром, если, конечно, его насельники сами имеют правильные взгляды и им есть чем поделиться с людьми». «Монашеское уединение состоит не в том, чтобы совершенно не соприкасаться с миром, не общаться с мирянами и так далее, — считает настоятельница монастыря игумения Домника. — Важно создать особый, размеренный строй жизни внутри самой обители — чтобы большая часть времени сестер была посвящена главным монашеским деланиям, чтению и молитве, и все занятия были нацелены на угождение Богу. Когда создан такой строй жизни, обитель может находиться в городе, в деревне или в пустыне — монашество в ней будет процветать. Но в городе монастырь призван к особой миссии — показывать образец христианской жизни посреди мира, говорить о красоте православной веры. Эта проповедь может быть безмолвной и выражаться в благолепии храмов, в церковном пении и других искусствах, в самом образе жизни монашествующих, их поведении».

http://e-vestnik.ru/church/monastyr_v_go...

В 1900 г. в монастыре открыта одно-классная церковно-приходская школа. В 1909-1910 гг. архитектор Ильинский выстроил для нее новое здание в три этажа. С 1912 г. школа преобразована в 8-классную духовную гимназию. С 1911 г. в ее здании временно размещено также 3 Епархиальное женское училище, а в 1914 г. здесь открыт учрежденный Синодом Высший Богословский женский институт. 8 ноября 1916 г. в Скорбященском монастыре после молебствия и произнесенных речей были торжественно открыты высшие женские богословско-педагогические курсы. ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» Церковь Всех скорбящих радость освящена 18 октября 1856 г. митрополитом Филаретом, была деревянной. В 1911 г. на средства учредительницы княжны А. В. Голицыной архитектор С. К. Родионов возвел с четырех сторон прежних деревянных стен каменные, при этом внутреннее убранство храма осталось нетронутым» (12). Храм сломан первым из монастырских церквей. На его месте — часть чахлого пионерского парка внутри бывшей территории обители. ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ на монастырском кладбище Освящена в 1891 г. Новый кладбищенский храм во имя Тихвинской иконы Богоматери освящен при Скорбященском монастыре. Храмосоздательница А. И. Обухова. Храм небольшой, в русско-византийском стиле, имеет кубическую повышенную форму, оканчивается небольшой шарообразной главой с крестом. В конце 1960-х гг. оно было разрушено. Стояло в глубине нынешнего парка. ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА РАФАИЛА Церковь архангела Рафаила освящена 1 июля 1900 г. митр. Владимиром в здании, которое предназначалось для трапезной. Церковь имела над собою одну небольшую главку. Сломана в 1978 г.; на ее месте стоит новое здание милицейской части. ЦЕРКОВЬ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ «Построена на средства И. Е. Ефимова. Освящена 8 мая 1910 г. В конце 1960-х гг. ее разрушили. ЧАСОВНЯ У юго-восточного крыла собора, подле его абсид — каменная часовня в русском стиле над могилою вкладчицы монастыря и его инокини матери Рафаилы (А. А. Смирновой). На дверях ее висит замок.

http://pravmir.ru/istoriya-xrama-vsemilo...

В 1923 году собор захватили представители церковного обновленческого раскола. В 1927 году договор властей с обновленческой общиной «за отказом самих верующих ввиду их малочисленности» был расторгнут. В 1931 году Лукояновский горсовет принял постановление использовать здание бывшего Покровского собора под городской Дом культуры. В 1930-е годы по причине аварийного состояния здание собора было разобрано. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл освятил в Лукоянове новый Покровский храм. В связи с этим было принято решение, что рассчитанный на 500 человек кафедральный собор будет освящен в честь святителя Тихона Задонского. Имя этого святого носила Лукояновская женская обитель. До революции на территории Лукоянова находился Тихоновский женский монастырь, основанный в 1855 году местной дворянкой Анной Листовой. Первоначально возникла богадельня для призрения женщин. В 1867 году в ней был освящен деревянный храм в честь святителя Тихона Задонского. Главной святыней этой церкви был список с чудотворной афонский иконы Божией Матери «Экономисса». 16 ноября 1896 года лукояновская община указом Священного Синода была обращена в третьеклассный женский монастырь. Со становлением советской власти из монахинь была организована сельскохозяйственная трудовая артель, существовавшая с 1922 по 1928 год. Василий Степанович Гундяев — дед Святейшего Патриарха Кирилла работал в Лукоянове механиком-машинистом. Он родился в селе Оброчное, которое в дореволюционный период относилось к Лукояновскому уезду. В семье Василия и Прасковьи Гундяевых воспитывались семь детей. В 20-е годы Василий Степанович организовал самостоятельный приход для рабочих-железнодорожников. Он был участником борьбы Церкви с обновленческий расколом. В 1922 году его арестовали по обвинению в антисоветской агитации и сослали на пять лет в Соловецкий лагерь. Затем Василий Гундяев пытался спасти от закрытия Тихоновскую обитель, но в 1931 году снова был арестован, прошел несколько тюрем и ссылок. После освобождения в середине 50-х годов он принял священнический сан и более десяти лет служил в селе Уса-Степановка в Башкирии. Отец Патриарха Михаил Васильевич Гундяев родился и учился Лукоянове, после чего проходил послушания у викария Ярославской епархии епископа Любимского Сергия (Мельникова). Впоследствии, имея твердую веру и убеждения, в 1926 году он отправился в Ленинград для поступления на Высшие богословские курсы, но закончить их не сумел по причине их закрытия. Затем его призвали в ряды Красной Армии. По возвращении в Ленинград он стал работать и учиться в механическом техникуме. В 1934 году за свои религиозные убеждения он был арестован и сослан на Колыму.

http://patriarchia.ru/db/text/5681334.ht...

В авг. 1916 г. поступил в Петроградскую ДА. С 1917 г. работал помощником библиотекаря академии, составил неск. тематических библиографий и указателей лит-ры. Не смог окончить академию в связи с ее закрытием в 1918 г. В авг. того же года выехал в научную командировку в Олонецкую губ. для обследования и описания памятников местной церковной старины. С осени того же года состоял в братии Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря в Олонецкой губернии. С апр. 1919 г. исполнял обязанности настоятеля домовой ц. свт. Николая Чудотворца Александро-Невского об-ва трезвости на Спасской ул. в Петрограде. 15 авг. того же года назначен настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , но не был принят ее братией и вернулся к служению в храме во имя свт. Николая на Спасской ул. 20 сент. 1919 г. официально утвержден в должности настоятеля (до апр. 1923). В марте 1920 г. основал при своем приходе благотворительное Спасское братство, открыл при храме бесплатную столовую для нуждавшихся. Был вынужден совмещать пастырское служение со светской работой, т. к. являлся настоятелем маленького бедного храма. Окончил Петроградские высшие библиотечные курсы при Институте внешкольного образования, работал старшим библиотекарем при Всероссийском центральном педагогическом музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР . Одновременно был библиотекарем Центральной б-ки 1-го городского района Петрограда. В янв.-февр. 1921 г. уволен с обеих должностей как служитель религиозного культа. Поступил на службу конторщиком адм. службы в управление Муромской железной дороги в Петрограде. В янв. 1922 г. был уволен. В 1921-1923 гг. преподавал Свящ. Писание ВЗ на богословских пастырских курсах в Петрограде. В это время М. был малоизвестен в образованной церковной среде, однако его благотворительная деятельность создавала ему популярность среди бедных слоев населения. «К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере - кухарки, почтальоны, кондукторы,- они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи - у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом» ( Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 359).

http://pravenc.ru/text/2561884.html

В середине 1950-х годов после освобождения из лагеря Василий Степанович Гундяев принял сан священника и более десяти лет прослужил на приходе в селе Уса-Степановка в Башкирии. Под конец своей жизни он возвратился к себе на родину в село Оброчное в Мордовии, где и был похоронен на местном кладбище. Отец Святейшего Патриарха Кирилла Михаил Васильевич Гундяев (1907-1974) родился в Лукоянове. Учился в местной железнодорожной школе имени Георга Стефенсона, с раннего детства мечтал стать священником. После окончания школы Михаил Гундяев остался жить в родном городе, чтобы проходить послушания у викарного епископа Сергия (Мельникова), который служил на Лукояновской кафедре с 1923 по 1925 годы. Он исполнял при владыке обязанности иподиакона и секретаря. Впоследствии, имея твердую веру и убеждения, в 1926 году он отправился в Ленинград для поступления на Высшие богословские курсы, но закончить их не сумел по причине закрытия. Затем его призвали в ряды Красной Армии. По возвращении в Ленинград он стал работать и учиться в Механическом техникуме. В 1934 году за свои религиозные убеждения он был арестован и сослан на Колыму. В предвоенные годы Михаил Васильевич Гундяев трудился на ленинградских предприятиях, пройдя путь от токаря до техника-технолога, конструктора и начальника цеха. Во время Великой Отечественной войны он пережил блокаду Ленинграда, а затем был эвакуирован вместе с заводом, на котором работал, в город Горький, и до конца войны служил военным представителем на Сормовском заводе, выпускавшем танки. Вернувшись в Ленинград, в 1947 году он стал священником и служил в храме на Смоленском кладбище. Невзирая на безбожную власть, вопреки жесткому противодействию богоборческих сил и обстоятельств в России XX века по многовековой традиции продолжали складываться династии священнослужителей. Одной из них стала семья иерея Василия Степановича Гундяева. Нижегородская митрополия / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/2023/01/11/vyshla-v-s...

Десятилетию теракта в США, случившегося 11 сентября 2011 года, посвящена беседа «Человеческий фактор» Тимура Щукина и протоиерея Александра Сорокина. Говорят, с этого самого страшного из когда-либо случавшихся террористических актов по-настоящему начался XXI bek. Многообещающее начало! Но природные катаклизмы, техногенные катастрофы, массовые убийства случались всегда... Материал посвящен моральным проблемам, связанным с этими явлениями. В рубрике «Ленинградский мартиролог» опубликовано краткое жизнеописание религиозного философа, педагога и священника Павла Аникиева — настоятеля домовой церкви Женского педагогического института. В 20-е годы он трудился в Петроградском богословском институте, затем возглавил Высшие богословские курсы. Его имя оказалось в списках проходивших по печально известному «Академическому делу». В 1932 году он скончался в ссылке. В одном из эпизодов исторического сериала «Ермак» царь Иоанн Грозный играет на небольшом органе. Как всякий уважающий себя музыкант — по нотам, но, когда камеру приближают, видно, что это не просто нотный сборник, а свиток! В нем не просто ноты, а древнерусские крюки. «Знаменное пение вчера и сегодня» — так называется очередной рассказ Екатерины Юсуповой в рубрике «Камертон». На детских страницах журнала юные читатели узнают о святом защитнике Руси Александре Невском, чью память Церковь чтит в сентябре. А их родители узнают, как наглядно и просто рассказать малышам о патриотизме, как прививать им любовь к Родине, приводя в пример ее доблестных защитников. Памяти погибшего в ДТП звукооператора радиостанции «Град Петров» Алексея Зайцева посвящен материал «Обрести друга», подготовленный Ириной Левиной. В него включены расшифровки архивных записей: интервью с Алешей к десятилетию радио, беседы с супругами Зайцевыми из цикла «Семья». Сегодня, когда друзья и родные еще не до конца осознало потерю, редакция дает Алеше слово на страницах «Воды живой». О нем также рассказывает его супруга Анна. В рубрике «Приход» журнал рассказывает о домовом храме-часовне Рождества Пресвятой Богородицы в Институте имени Отта. Здесь лежат роженицы. Они с трепетом воспринимают любой церковный обряд, участвуют в таинствах. «Период родов для женщины — особый, она становится чувствительной к мелочам... Рожениц необходимо поддерживать, вселять в них бодрость духа», — говорит настоятель храма иерей Максим Фионин. «С чего начинается жизнь» — так озаглавил свой материал Дмитрий Тарасов.

http://old.aquaviva.ru/news/2011-08-29/2...

Напомню, что тогда большевики хотели отобрать монастырь у верующих, закрыть церкви и выселить оттуда митрополита. Несмотря на запрет властей, в крестном ходе, по некоторым оценкам, приняли участие до полумиллиона верующих. Именно этого большевики отцу Философу не смогли простить. И когда через несколько месяцев он хотел организовать подобный крестный ход в защиту преподавания закона Божиего, его арестовали вместе с двумя его сыновьями, и в августе 1918 года все они были расстреляны. За известного проповедника ходатайствовали не только церковные деятели, но и нарком просвещения А.В. Луначарский, сохранилось даже его письмо Г.Е. Зиновьеву, в котором он просит освободить отца Философа. Впрочем, еще до этого письма прихожане Казанского собора организовали шествие к зданию ЧК с требованием отпустить своего настоятеля. Тогда чекисты не решились разогнать это шествие и пообещали в скором времени освободить отца Философа, но сами перевели его в Кронштадт, и туда верующие уже не смогли добраться. Сейчас отец Философ прославлен в лике святых. Очевидцы его мученической кончины рассказывали, что, когда священника и двух его сыновей привели на берег Финского залива, почти вся команда отказалась стрелять в пастыря, и тогда комиссар собственноручно застрелил приговоренных. — Кто стал настоятелем собора после мученической кончины отца Философа? — После отца Философа настоятелем стал не менее выдающийся пастырь протоиерей Николай Чуков — будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. В Петрограде он возглавил воссозданный после закрытия Петроградской духовной академии Богословский институт, а позднее Высшие богословские курсы, которые просуществовали до конца 1920-х годов. Отец Николай служил в соборе вплоть до известной кампании по изъятию церковных ценностей, которая началась в 1922 году. Она сильно ударила по Казанскому собору. Тогда большевики поставили задачу не просто изъять церковные ценности, но разгромить Церковь как централизованную организацию. В ходе этой кампании был арестован Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) — будущий священномученик — и его ближайшие сподвижники, в число коих попал и отец Николай Чуков.

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-kazansko...

— Невозможно? — По крайней мере, — сложно. Ведь нужно, чтобы такие решения были как-то подкреплены в церковном смысле. В русле традиции — Вы говорите, что ПСТГУ — традиционная школа. Что вы имеете в виду под традицией образования: семинарии? Или были другие подобные институты, дававшие духовное образование мирянам? — Традиция… Я уверена, что наша школа (ПСТГУ — прим. ред.) традиционна. Говорят, что семинарии и академии традиционны, а мы — нетрадиционны. Но — если подумать: когда ты просто механически копируешь то, что было до тебя, не вносишь чего-то нового в дело, которым занимаешься, то ты предаешь традицию. Если ты не вносишь что-то новое в церковную жизнь — разумеется, то, что сочетается с Преданием, с многовековым опытом Церкви, — то не участвуешь в традиции. Мы являемся необходимым звеном в этой традиции. Все великие, что были до нас, «не без нас совершенство примут». Мы отвечаем на те чаяния церковного народа, которые были выстраданы перед революцией, но не смогли реализоваться из-за нее. Мы должны доделать дело Божие, начатое нашими предшественниками. Были ли подобные институты богословского образования для мирян? Были, хотя на фоне духовной школы основного типа они были не столь заметны. Да, как часто бывает в России, многие проекты остались нереализованными. Преподобный Макарий (Глухарев) предлагал проекты учебных заведений, построенных по принципу: не вырывать учащихся из приходов. В 1910-х гг. были созданы в Москве и Казани Высшие богословские курсы для женщин. Но они были в основном педагогическими, в них готовили преподавателей для епархиальных училищ, катехизаторских курсов и прочих просветительских служений. В 1917 г. был разработан проект Богословского института, принципы которого были очень близки нашим принципам ПСТГУ: подготовка кадров для служения Церкви в контексте активной приходской деятельности. — Богословие — больше для мужчин? — В каком-то смысле — да, если в сознании однозначно соединяется научное богословие и пастырское служение. И это верно: священство всегда занимает особое место в палитре церковных служений. И если это понимание сочетается с пониманием того, что пастырям нужны соработники, нужны помощники и в приходской деятельности, и в научно-богословской, и в просветительской, и в церковно-издательской, и в церковно-социальной — это готовая структура нашего университета. Но если богословие подразумевает занятие наукой, преподавание, просвещение, прочие церковные служения — то почему оно не может быть и женским?

http://patriarchia.ru/db/text/2605877.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010