Теперь Вольтер, облагодетельствованный Екатериной и льстивший ей, получив речь Платона, писал ей: «Сия речь, обращенная основателю Петербурга и Ваших флотов, есть, по мнению моему, знаменитейший в свете памятник. Я думаю, что никогда и ни один оратор не имел столь счастливого предмета к основанию своего слова, н е исключая и греческого Платона. Поскольку Вы в Петербурге уже имеете своего Платона, то я уверен, что графы Орловы заменяют собою в Греции Мильтиадов и Фемистоклов». К слову, прием, использованный отцом Платоном, почерпнут из церковной истории. Достаточно вспомнить знаменитое Слово митрополита Илариона пред гробницей святого Владимира: «Встань от гроба твоего, честная главо!». Отец Платон уже тогда подбирал материалы для своей «Краткой российской церковной истории» и среди рукописей его времени мог читать слово митрополита Илариона и восхищаться им. Екатерина, конечно же, не знала ни о «Слове митрополита Илариона», ни о нем самом. Ее, политика, интересовало другое – важно было лишний раз привлечь внимание Европы к своему двору. Трудно даже предположить, что у архимандрита Платона в ту пору могли найтись недоброжелатели. Но таковые – и весьма высокие – нашлись в церковной среде. Отцу Платону следовало быть членом Синода, поскольку «определено всегда архимандритам Троицкой Лавры быть в Синоде членами» 90 . Но лишь через год, в начале января 1768 года, при отъезде двора в Петербург, на тридцатом году жизни, он был введен в состав Святейшего Синода. Этому долго противился первенствующий в Синоде митрополит Димитрий (Сеченов), дружески, впрочем, обходившийся с архимандритом. Зная вольнолюбивый характер отца Платона, он считал, что «от него по делам может последовать какое-либо затруднение». И не ошибался. При этом не станем упускать из виду и следующее: будучи весьма осведомленным, он не мог не знать об истинном отношении государыни к Платону. Екатерина II, напомним, не признавала принципа равноправия двух властей – духовной и светской. Подобное двоевластие для нее было неприемлемо, и она не скрывала своего взгляда. Считая себя «главой Греческой (т.е. Русской) Церкви», в смысле власти, которой церковные иерархи должны безусловно подчиняться 91 , она особенно ценила в архиереях отсутствие «нелепого» (по ее словам) признания «двух властей». Синоду как Высшему Церковному управлению надлежало быть покорным исполнителем монаршей воли, не говоря уже о прочих священнослужителях, отношения к которым в своем кругу Екатерина не скрывала, называя их ханжами и святошами. Отца Платона не могло не возмущать такое презрительное отношение к священнослужителям. Недаром в одной из своих проповедей он скажет: «Может быть, у некоторых едва ли есть человек униженнее, как совершитель Божественных тайн. Презренный смехотворец, (шут) развратного зрелища, удостаивался большего почтения, нежели священник» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

«Я везде назначил сроки», собственноручно написал Государь «Дабы дело подвигалось действительно, а не протягивалось, как оно у нас часто бывает, одним отписыванием» 115 . Составленная за сим программа для собрания сведений заключала в себе следующие отделы: 1) о расширении средств материального обеспечения приходского духовенства, 2) об увеличении духовенству личных гражданских прав и преимуществ, 3) об открытии детям духовенства путей для обеспечения своего состояния на всех поприщах гражданской деятельности и 4) об открытии духовенству способов ближайшего участия в приходских и сельских училищах. Только по первому и по четвертому пунктам потребованы мнения самих священников, а существенную и обширную сторону быта духовенства представлено было выяснить лично архиереям. Как известно, для успешного разрешения намеченного вопроса о способах присутствия, от 24 апреля 1863 года (а также 14 июля того же года), были образованы в помощь высшему правительству губернские присутствия смешенного состава из духовных и светских лиц, и эти присутствия могли приглашать и других сведущих людей на совещания. Таким образом, это важное дело – возбуждение которого составляет эпоху в нашем духовно-общественном управлении – из малочисленного собрания членов Синода и нескольких государственных сановников, весьма скоро перенеслось в круг деятельности всего православного общества и сделалось предметом самых разнообразных толков и суждений. Обращение правительства к общественным силам за помощью для разрешения важнейших законодательных проектов составляет отличительную черту в правительственной деятельности первой половины царствования императора Александра II, и, как известно, этот прием имел самые благотворные последствия в законодательном деле по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Хотя и по церковно-общественному делу правительство, как было уже указано выше, прибегло к тому же способу, вызывая чрез губернские присутствия общественные силы к оказанию содействия в разрешении церковно-общественных вопросов, но, к сожалению, этот путь не был пройден до конца, как в крестьянском деле, и состав особого присутствия не был оживлен притоком местных общественных деятелей, как это было при учреждении редакционных комиссий в составе крестьянского комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

А. М.) в Москву, признать Высшее церковное управление, участвовать в суде над патриархом Тихоном, словом, сделать все, что нужно Высшему церковному управлению, вплоть до низложения Тихона “по всем каноническим правилам”. Он дал понять, что в общем итоге это стоит: возвращения к моменту прибытия в Москву “его святейшества” дома Константинопольского патриархата и 10.000 турецких лир» . Весной 1924 г. Фанар издал целый ряд угодных большевикам постановлений. Проживавшим в Константинополе русским архиепископам Анастасию (Грибановскому) и Александру (Немоловскому) было предписано поминать за богослужениями только Константинопольского Патриарха и, соответственно, не поминать Святейшего Тихона Московского. « По приглашению со стороны церковных кругов Российского населения» (имелись в виду обновленцы) в Москву из Стамбула должна была отправиться «особая патриаршая комиссия», причем специально оговаривалось, что она «в своих работах должна опираться на те тамошние церковные течения, которые верны существующему в России правительству». Одновременно NampuapxГpuropuй VII пожелал , чтобы Патриарх Тихон «пожертвовал собой, немедленно удалившись от управления церковью», и чтобы вообще московское патриаршество было упразднено, «как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения» . Раскол в Русской Церкви, ее дезорганизация, упразднение в ней патриаршества – всё это было на руку фанариотам, поскольку вполне соответствовало их планам по установлению гегемонии в православном мире. Очень выразительно действия греков тогда прокомментировал управляющий русскими западноевропейскими приходами митрополит Евлогий (Георгиевский) в письме архиепископу Рижскому Иоанну (Поммеру): «Документально доказано, что Цареградская Патриархия действует в контакте с большевиками и при живейшем участии Евдокима (Мещерского, председателя обновленческого лжесинода, – свящ. А. М.). Подкладка такая: Патриархию выпирают из Конст[антинополя]; цепляясь за свое место, она хочет опереться на сов[етскую] власть, а последняя обещает ей поддержку под условием разложения нашей церковной организации за границей.

http://bogoslov.ru/article/4892553

Епископы составляют низшую сравнительно с патриархом инстанцию и ведают церковно-гражданские дела в своих епархиях. Сам патриарх может быть судим только императорским диваном, т. е. государственным советом, но жалобы на него могут быть приносимы и обвинения могут поступать не иначе, как при посредстве священного синода константинопольской церкви. Только в случае государственной измены со стороны патриарха, турецкое правительство может действовать против него самостоятельно. Патриарх, епископы и всё духовенство свободны от податей и повинностей, за исключением некоторых специальных взносов, точно указанных в бератах, выдаваемых высшему духовенству султаном. Право избирать патриарха принадлежит священному синоду. Избрание происходит следующим образом. Когда патриарший престол сделается вакантным, члены синода и находящиеся в Константинополе архиепископы и епископы собираются в патриаршую палату, находящуюся в Константинопольском квартале Фанар, и здесь, в присутствии императорского комиссара, избирают по большинству голосов трёх кандидатов. Результат сообщается белому духовенству и монашеству, знатнейшим лицам и выборным представителям купцов и граждан Константинополя, которые собираются и ждут решения синода в одной из комнат патриаршей палаты. Собрание отдаёт преимущество одному из трёх кандидатов словом ξιος, составляется протокол избрания и подписывается всеми присутствующими. Затем синод изготовляет официальный доклад Порте об избрании нового патриарха. Получивши его, Порта издаёт берат, утверждающий нового патриарха; в берате подробно перечисляются все права и обязанности патриарха, синода и вообще все привилегии греческой церкви. На другой день после избрания новоизбранный отправляется с визитом к великому визирю, который вручает ему берат и даёт в подарок великолепную одежду, патриарший жезл и белую лошадь, на которой он может ездить верхом. Патриарх может быть низложен турецким правительством или самостоятельно (вследствие государственной измены), или по ходатайству синода, который может хлопотать пред Портой о низложении патриарха по двум основаниям: во-первых, если он дурно управляет церковью, и во-вторых, если он погрешает против догматов православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Уважение к духовенству также не осталось в своей силе: прежде во всех собраниях священникам предоставляли первое место; теперь их звание так понижено, что уже почти не принимают их в обществах, а ежели они там и находятся иногда, то не иначе как в характере мирян, прислуживающих сидящим за столом. Я думаю, что вышеозначенные предсказания какая-нибудь баба, настроенная попами, в бреду говорила. Попы московские не без причины боятся быть низверженными наконец с колеса их счастья; они знают, что они дотоле лишь будут царствовать, пока им будет возможно держать чернь и народ в невежестве и во мраке заблуждения, питая в них суеверное презрение к науке и просвещению, так как развитие, возбуждая в людях благородное честолюбие, обратило бы стремления народа к лучшему и высшему. 2. Другой предмет усердных забот москвитян составляет охрана сильной стражей пограничных мест и крепостей. Цари никогда не оставляют этой предосторожности, имея в виду, что правительство во всякое время, как в мирное, так и в военное, должно быть сильно; и потому приняты эти меры против разных случайностей, соседних неприятелей, засад и заговоров в собственной земле против отсутствующего и не предвидящего опасности государя. 3. В Московии препятствуют возвышению какого-либо вельможи, по излишним богатствам или могуществу опасному для государя. Тот, кто хвастает своей властью либо щеголяет большим достатком, подвергается опасности лишиться имения и жизни. Таким образом тех, которых громадное богатство может беспокоить государя, под предлогом уголовного преступления посылают в темницу, имение их отбирается, а владельцы подвергаются изгнанию или смертной казни. 4. Место правителя области ни в какой части Московии не бывает пожизненно; эта должность исправляется в продолжение немногих лет и не более трехгодичного срока. Непродолжительность управления считается весьма полезной для областей, так как ни правители не употребляют во зло вверенной им власти, зная, что через год обратятся в людей частных, ни обыватели чересчур не привязываются или не страшатся тех правителей, которые скоро увольняются от должности. Федор Матвеевич Апраксин, воевода архангельский, оставлен на своем месте еще на следующее трехлетие только потому, что царь, в бытность свою в Архангельске для плавания по Белому морю, заметил отличную исполнительность Апраксина по службе, а также потому, что Апраксин много издерживался на угощение, соответственное сану августейшего его гостя.

http://sedmitza.ru/lib/text/439266/

— Собор 1945 года, утвердивший «Положение об управлении Русской Православной Церкви», проходил в условиях сложившегося сталинизма. Можно ли сравнивать эти два Собора по уровню легитимности? — Никакого сравнения тут и быть не может. Члены Собора 1945 года вообще не избирались. На тот момент это было уже совершенно невозможно. Церковные соборы проходят не в вакууме, соборная жизнь Церкви нуждается в здоровой общественной обстановке в стране. Решения никто не отменял На сайте книжного магазина Новоспасского монастыря (nsmbooks.ru) можно заказать издания документов Священного Собора 1917–1918 годов. — 20 сентября 1918 года Собор прекратил свою работу. Он не завершился, но был де-факто закрыт. Означает ли это, что многие вопросы церковной жизни остались открытыми? — Выработанные на Соборе решения были переданы высшему церковному управлению, которое, мягко говоря, не всё в в последующие годы могло провести в жизнь. Предполагали какое-то время, что Собор еще соберется или что будет созван новый Собор. Но этого, как мы знаем, не произошло. Тем не менее, деяния Собора 1917–1918 годов не пропали даром. На мой взгляд, этот Собор стал Собором для будущего, для XXI века, для нас! Вот почему мы сегодня должны внимательно читать его документы и пытаться применять их, с поправками на сегодняшнюю действительность. — Каково идейное и духовное наследие Поместного Собора? — Его наследие очень велико, несмотря на то, что его работа не была закончена. Соборные документы в составе нашего издания займут три десятка томов. Кровью новомучеников утверждена верность направления Церкви, выбранного в период Собора. Это и отношения Церкви и государства, и призыв к активности православных мирян, и свобода созидательного, творческого духа в общественной жизни. Для каждого православного христианина сегодня Собор 1917–1918 годов должен быть ориентиром, маяком. И мы не вправе говорить, что его решения не действуют, что они отменены. Отменить его может только новый Поместный Собор. Пока ни один из прошедших после него Поместных Соборов — 1945, 1971, 1988, 1990, 2009 годов — не отменял прямо его решения. Да так вопрос сегодня и не ставится. В истории Церкви мы иногда сталкиваемся с необычным, необъяснимым с нецерковных позиций явлением. Это возможность соборных решений, самих вопросов, поставленных некоторыми Соборами, которые опережают свое время более чем на целый век. Поместный собор 1917–1918 годов не только вернул в церковную жизнь патриаршество, но подарил Русской Церкви целое поколение святых: мучеников и исповедников XX века. Ведь это же не случайно, что движущей и наиболее активной силой на Соборе были люди, которые доказали верность Христу, приняв мученический венец. Поэтому открывать для себя наследие Собора — это значит воспринимать главный посыл, главное Слово, которое сказала Церковь в эпоху беспрецедентных гонений.

http://pravoslavie.ru/105948.html

i) имеет попечение о своевременном замещении епархиальных архиерейских кафедр; к) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении св. мира для потребностей Российской Церкви. Примечание. За Киевским Митрополитом сохраняется древнее право освящения св. мира. л) разрешает отпуски Архиереям из их епархий внутри и вне Государства на срок, более 14 дней и не свыше месяца; м) дает Архиереям братские советы, как относительно лич­ной их жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае же невнимания к его советам, предлагает о том Священному Синоду; н) принимает к своему рассмотрению дела по личным недоразуменияммежду Архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны; о) пользуется правом посещения в потребных случаях всех епархий Российской Церкви (Апост. 34, Ант. 9); п) принимает жалобы на Архиереев и дает им надлежа­щий ход; р) имеет высшее начальственное наблюдение за всеми цент­ральными учреждениями при Священном Синоде и Высшем Церковном Совете, за правильным течением в них дел и за исполнением постановлений Синода и Совета. 3. Имя Патриарха (взамен упоминания о Синоде) возносится за Богослужением во всех храмах Российской Церкви. 4. Высшему архипастырскому попечению Патриарха подчинено духовенство военно-морское с его Протопресвитером. Управляя вверенным ему духовенством на основании особых положений. Протопресвитер ежегодно представляет Патриарху отчет о со­стоянии вверенного его управлению духовенства за истекший год и чрез Патриарха относится по всем делам к Священному Синоду и Высшему Церковному Совету. 5. Патриарх состоит епархиальным архиереем патриаршей области. 6. Патриаршую область составляют град Москва и вся Мос­ковская епархия, а также ставропигиальные монастыри Российской Церкви. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах патриаршею областью управляет, по указаниям Патриарха, патриарший наместник, с титулом Архиепископа Коломенского и Можайского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

В качестве косвенного признания нового органа со стороны Святейшего Патриарха Тихона заграничные архиереи восприняли Патриарший указ 424 от 8 апреля 1921 года, которым святитель Тихон подтверждал временное назначение архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русскими приходами в Западной Европе, первоначально произведенное Высшим церковным управлением в октябре 1920 года, еще в период пребывания в Крыму. Еще одним документом, часто упоминавшимся за границей как основание для деятельности зарубежного Церковного Управления, стал указ Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 20 ноября 1920 года за 362. «В случае если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде Временного Высшего Церковного правительства или митрополичьего округа или еще иначе)». 12 мая 1921 года Высшее церковное управление переехало из Стамбула на территорию Соединенного Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Правительство этого государства оказало русским эмигрантам гостеприимство, предоставило им работу и возможность учиться. Радушный прием встретили в королевстве и представители Русской Церкви. Сербский Патриарх Димитрий с любовью встретил русских архипастырей, оказавшихся в изгнании, и предоставил им свою резиденцию в Сремских Карловцах. 31 августа 1921 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви предоставил Высшему Церковному Управлению за границей право юрисдикции над русским духовенством, не состоящим на службе в Сербской Церкви. Высшее Церковное Управление в тот период было признано большинством из свыше чем 30 русских архиереев, оказавшихся за границей. Среди них были такие видные иерархи, как священномученик Иоанн (Поммер), митрополит Платон (Рождественский), архиепископы Евлогий (Георгиевский), Анастасий (Грибановский), Серафим (Лукьянов), Елевферий (Богоявленский) и другие.

http://pravmir.ru/russkaya-zarubezhnaya-...

Предвидя возможность лишения свободы высшей власти Русской Церкви и невозможность для отдельных частей Русской Церкви сноситься с ней, возглавлявший ее тогда патриарх Тихон отдал распоряжение, чтобы в частях, отдельных от центрального управления, создавались временные церковные управления под главенством старейших иерархов, находящихся там. В то время уже были созданы церковные управления в местах, не имевших отношений с Москвой во время Гражданской войны внутри самой России (на юге России и в Сербии). Когда же последовал Великий Исход русских из своего Отечества после поражения войск, боровшихся с коммунистической властью, тогда оказалось за границей и Высшее Церковное Управление Юга России, возглавлявшееся известным всему православному миру митрополитом Антонием (Храповицким) . Прибывшие в Константинополь иерархи немедленно обратились к местоблюстителю Вселенского престола блаженной памяти митрополиту Брусскому Дорофею с просьбой разрешить им продолжать окормлять свою русскую паству. Разрешение было им дано актом от 29 декабря 1920 года. В начале следующего, 1921 года по приглашению Сербского патриарха Димитрия митрополит Антоний переехал в Сербию, и туда же перешло Высшее Управление Русской Церкви Заграницей. Вокруг него объединились тогда все русские архиереи Русской Церкви, все части Русской Церкви вне границы Российского государства. Церкви, находившиеся во владении викария Петроградского митрополита, были поручены архиепископу Евлогию сначала Временным Высшим Церковным Управлением, а затем патриархом Тихоном. Духовные миссии на Дальнем Востоке (Китай и Япония), а также епископы, переселившиеся из России в Маньчжурию, признали себя подчиненными образовавшемуся Церковному Управлению Заграницей. Согласно желанию патриарха Тихона, тем же Управлением в Америку был назначен один из епископов, прибывших с юга России в Константинополь (митрополит Платон). Также подчинились Высшему Церковному Управлению наша Духовная миссия в Иерусалиме и протопресвитер в Аргентине. Высшее Церковное Управление, зародившееся на юге России в областях, тогда свободных от советской власти, соответствовавшее позднейшему указу патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года, подтвержденное местоблюстителем Вселенского престола митрополитом Дорофеем и братски принятое патриархом Сербским Димитрием, стало действительно высшей церковной властью для всех русских церквей, находившихся вне границ России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Учредив специальную государственную должность синодального обер-прокурора, Петровское правительство было, однако же, далеко от мысли стеснить свободу и самостоятельность св. Синода и в управлении внутренней жизнью церкви; преследуя довольно узкие, практические цели, оно не обнаруживало нежелательных и незаконных с канонической точки зрения стремлений влиять, через своих обер-прокуроров, на св. Синод, не только в установлении самых основ церковной жизни, в определении учения и канонов церкви, в учреждении разнообразных церковных обрядов, но и в назначении высших правителей церкви и различных должностных лиц, в заведовании духовным образованием и церковным судом. Вся эта область внутреннего церковного управления, как видно из указа императрицы Екатерины I от 15 июля 1726 года, должна была находиться, по мысли Петра, в распоряжении самих представителей церкви, и обер-прокурорская власть обязывалась лишь наблюдать за тем, чтобы св. Синод «управлял духовными делами всероссийской церкви по Регламенту», одобренному и утвержденному самим государем. Но, предоставляя св. Синоду относительную свободу в заведовании специально-церковными или «духовными» делами, как они назывались в официальных документах того времени, правительство признавало уже неудобным предоставить высшему церковному учреждению такую же свободу и в управлении обширным кругом дел, близко затрагивавших материальные, экономические интересы государства. Здесь, в этой обширной сфере полу-церковных и полу-государственных дел преобразователь находил необходимым поставить св. Синод в такое положение, которое бы вполне обеспечивало государству желательный характер управления экономическими и некоторыми другими делами синодального ведомства. Очевидно признавая недостаточным одно учреждение обер-прокурорской власти, наделенной важным правом не позволять св. Синоду приводить в исполнение различные постановления, в каком-либо отношении нарушавшие государственные интересы, и делать ему разнообразные предложения, Петр, по словам Екатерининского указа, намеревался устранить св. Синод от ближайшего и непосредственного заведования не «духовными» делами церковного ведомства и поручить их ведению светских лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010