Кроме занятия делами, касавшимися общего управления Кесарийскою церковью, св. Василий обращал особенное внимание на проповедание слова Божия, чтобы отнять у всех предлог к неисполнению закона Божественного по неведению оного. Все слова и беседы св. Василия заслуживают полного внимания каждого христианина, как по внутреннему своему содержанию, так и по внешней форме и изложению. Как все действия св. Василия отличались необыкновенным величием и важностью, так и все сочинения его запечатлены тем же характером высоты и величия христианского; это их общее и отличительное свойство, которое принадлежит им более, нежели сочинениям какого-либо другого писателя церковного. Во всех словах св. Василий превосходен: он владеет языком чистым, изящным, величественным; в порядке и силе мыслей он неподражаем, убедительность соединяет с приятностью и ясностью. В своих поучениях св. Василий занимался не столько умозрительными предметами христианского учения, сколько деятельными. Живо и убедительно для ума и сердца он раскрывал красоту добродетелей христианских и обличал гнусность пороков. Как проведший всю жизнь в подвиге и постоянном стремлении к высшему христианскому совершенству, он с увлекательною силою отторгал своих слушателей от порока, и указывал верный путь к добродетели. Но беседы его: против ростовщиков, против пьянства и роскоши, – по силе и одушевлению считаются лучшими между всеми беседами св. Василия. Самые толкования его на Псалмы и шестнадцать глав пророка Исаии направлены к духовному назиданию его слушателей. Самый наружный вид проповедника располагал к вниманию его слову и внушал доверие к его поучениям. Св. Василий, истощенный постоянным постом, усиленною деятельностью и·болезнями, вступая на кафедру, являлся взору слушателей бледным, худым, истощенным и более походил на призрак, чем на живого человека. Но в столь немощном теле обитал дух, не знавший утомления. Св. Василий, несмотря на крайнюю немощь своих телесных сил, не только каждодневно, но и по два раза в день, утром и вечером говорил поучения 92 . Иногда после проповеди в одной церкви он приходил проповедывать в другой 93 . Для поучений столь частых и нередко очень обширных, всегда исполненных глубокой силы и назидания, очевидно недостаточно было одного естественного дара слова, образованного риторским искусством, но нужна была помощь Того, Кто дает Своим посланникам силу и премудрость. «Василием, – говорит св. Григорий, испытаны все глубины Духа, и из сих-то глубин почерпал он нужное, чтобы образовать нравы, научать высокой речи, отвлекать от настоящего и преселять в будущее» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Кубинка (ныне город Одинцовского р-на Московской обл.) возглавил патриарх Тихон. Как викарный архиерей Н. пребывал в Москве, продолжая исполнять обязанности настоятеля малого Успенского собора на Крутицах. После ареста 23 марта 1922 г. Крутицкого архиеп. Никандра (Феноменова ; впосл. митрополит) Н. стал временно управляющим Московской епархией, 6 мая того же года его также арестовали, вскоре после ареста патриарха Тихона. Нек-рое время содержался в тюрьме во Владимире в одной камере с архиеп. Никандром. Очевидно, в заключении Н. было предложено поддержать переход высшей власти в РПЦ к образованному при участии властей обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). Хотя в прошлом Н. был тесно связан со мн. либеральными церковными деятелями, примкнувшими впосл. к обновленчеству, архиерей решительно отказался признать ВЦУ и остался верен каноническому священноначалию. За «противодействие обновленческому движению» был приговорен к году ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Проживал в ссылке в г. Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар). В июле 1923 г., вскоре после освобождения патриарха Тихона, Н. вернулся в Москву, жил в церковном доме по адресу: Ст. Толмачёвский пер., 12. Как исполнявшему обязанности викарного епископа Звенигородского, ему было поручено управление 3 благочиниями в Замоскворечье, в которых насчитывалось 44 прихода. В это время Н. сблизился с группой авторитетных архиереев, высланных за сопротивление обновленчеству из своих епархий в Москву и проживавших в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника мужском монастыре . Н. участвовал в проводившихся в мон-ре архиерейских встречах и совещаниях по разным церковным вопросам. Эти совещания сотрудники ОГПУ квалифицировали как организацию некой оппозиции патриарху (т. н. Даниловский синод, см. также Даниловская группа непоминающих ), включив Н. в состав ее руководителей. Пребывавшие в Даниловом монастыре архиереи хотя и выступали с критикой нек-рых компромиссных шагов патриарха Тихона во взаимоотношениях с советскими властями, но никогда не выходили из его канонического подчинения.

http://pravenc.ru/text/2565704.html

Мое слово о скорбях, но, как говорил мудрец, и это пройдет. Церковная организация, которая таким образом сегодня строится на Украине, абсолютно нежизнеспособна. Светские люди этого понять не могут, но люди церковные хорошо понимают. Особенно хорошо это понимаем мы в Русской Православной Церкви. Ведь то, что совершалось в послереволюционные годы, — буквально то же самое, можно сказать, — сегодня совершается на Украине. Украинская ситуация — это отражение политики революционных властей в Советском Союзе, направленной на уничтожение Русской Православной Церкви. Ведь и тогда властями был инспирирован обновленческий раскол. Создание раскола было чудовищно опасным деянием, задуманным советской властью. Но ведь раскол, который инспирировался извне, осуществлялся церковными людьми, и среди них были не только священники, но и епископы. Очень многие архиереи поддержали идею обновленческого раскола. Патриарх Тихон оказался в изоляции, в каком-то смысле в одиночестве, — и в этот момент происходит легализация раскольников со стороны Константинополя! Патриарх Константинопольский обращается с требованием к Святейшему Патриарху Тихону уйти и передать власть «высшему церковному управлению». Вся реальная политика Константинополя, которая осуществлялась через постоянное представительство Константинопольского Патриархата в Москве, была направлена, как вы знаете, на поддержку раскольников и на борьбу с канонической Церковью. А уж какие возвышенные были у Константинополя цели: заполучить возможность использовать несколько объектов недвижимости для получения коммерческой выгоды, — зеркальное отражение того, что сейчас происходит на Украине в связи с созданием ставропигий. Мы через это прошли, мы знаем, что это было большим испытанием. Но в конце концов Церковь Божия победила. Поэтому, взирая через призму своего собственного опыта на то, что произошло и происходит в Украине, мы можем сказать, что конец всей этой истории будет такой же, каким был конец обновленчества в Советском Союзе. Потому что здоровые благодатные силы Церкви, сила Божия сильнее самой большой человеческой силы. А именно с Церковью присутствует Господь, присутствует Святой Дух. И я благодарю православный народ Украины, духовенство, епископат, который сегодня сплочен вокруг Блаженнейшего митрополита Онуфрия. И это единство, несомненно, является залогом того, что силы зла не сумеют разрушить благодатное тело Православной Церкви на Украине.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Наконец, определенный круг материалов, относящихся к высшему церковному управлению и участию Императора Петра в церковных делах, имеются в Московских архивах – Министерства Юстиции и Министерства Иностранных Дел. Если бы Комиссии угодно было приступить к этому изданию, то это издание, и безотносительно интересное и важное, имело бы особливое практическое научное значение, вполне оправдывая произведенные на него издержки, при том условии, чтобы оно представляло собой не случайный сборник материала, а систематический обзор всего источника. В таком случае соблюдена была бы экономия в отношении затраты дорогих научных сил для последующего времени, ибо каждому новому исследователю, раз источник не обследован до конца, как ныне, приходится повторять изыскательную работу своего предшественника, начиная ее с начала. По моему подсчету, основанному на практическом знакомстве с материалом, предполагаемым к изданию, издание может потребовать, при условиях одинаковых с условиями издания Описания Синодального Архива, до 4000 руб[лей]. Само собой разумеется, что эта сумма не может быть заимствована из казенного ассигнования на Описание Синодального Архива, как выходящая за пределы предмета ассигнования, с одной стороны, а с другой – предназначенная к ознаменованию юбилея и почтения памяти Петра Великого, и подлежала бы отпуску из Синодальных средств. Св. Синод, с самого основания своего, нередко оказывал бескорыстное покровительство науке и недавно еще отпустил 6000 руб[лей] на издание материалов по истории западно-русской церкви» 411 . Комиссия отнеслась к предложению С.Г. Рункевича со вниманием и одобрила его. 3.2. В Учебном комитете В последние годы Учебный комитет при Святейшем Синоде интенсивно занимался переработкой программ духовно-учебных заведений, а также вопросами некоторых преобразований во всем строе духовной школы. Когда в 1884 году в духовных семинариях и училищах вводился новый устав, Учебным комитетом были выработаны программы по всем предметам семинарского и училищного курсов, которые и были утверждены Святейшим Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

– Недавно наша Церковь перешла на болонскую систему. Священников теперь готовят по схеме: бакалавриат-магистратура-аспирантура. В своих интервью некоторые церковные ученые жалуются, что подготовить специалиста за два года магистратуры невозможно. Вы согласны с такой критикой? Раньше в академии семинаристы учились в течение четырех лет, а завершив академический курс защищали диссертацию кандидата богословия. – Сегодня кандидатскую диссертацию защищают не в рамках основного академического курса, а в рамках аспирантуры. Магистратура в академии – это два года, аспирантура – еще два, так что получаются все те же четыре года старой академии, так что срок на подготовку диссертации не сократился. – Тогда в чем был смысл реформы? – Далеко не все выпускники магистратуры попадают в аспирантуру, кандидатская степень теперь остается только для тех, кто предполагает связать свою жизнь с церковной наукой. Выпускник академии будет получать магистерскую степень, которая будет позволять ему занимать определенные должности в церковном управлении, нести более ответственное церковное служение. – Традиционно считается, во всяком случае, в светской академической среде, что полноценный образовательный процесс немыслим без науки. Семинарии теперь приравниваются к высшему образованию, но почему церковная наука почти не развивается в провинции? – Это не совсем так, есть среди провинциальных преподавателей и настоящие ученые, просто их имена не так известны, как имена профессоров столичных академий, но многие семинарии выпускают свои сборники, публикуют научные статьи. Уровень этих статей очень разный, и актуальной задачей сегодня является создание в церковном образовании стандартов и требований, которые будут относиться и к учебной и к научной работе. Хотя с другой стороны я могу согласиться с вами, понимание того, что кафедра, которая является базовой структурной единицей любого учебного заведения, только входит в жизнь наших духовных школ. – Подводя некую черту, хочется спросить, а зачем Церкви в принципе нужна своя система образования? На западе богословские факультеты обычно инкорпорированы в состав светских университетов, их студенты, пока проходят свое обучение находятся в светской среде, возможно, стоило бы позаимствовать этот опыт?

http://religare.ru/2_100146_1_21.html

Но уже спустя три года отношение Вселенского Престола к грузинской автокефалии поменялось. Летом 1920 г. архиепископ Анастасий получил информацию, что Константинополь обсуждает возможность признания независимости Грузинской Церкви. О самочинии было тут же доложено в Симферополь, и ответные меры не заставили себя долго ждать. В официальном органе ВЦУ, журнале «Церковные ведомости», были опубликованы послания Вселенского и Антиохийского Патриархов 1917 г. Своим определением от 11 августа ВЦУ поручило своему председателю архиепископу Димитрию (Абашидзе) направить Местоблюстителю Вселенского Патриаршего Престола митрополиту Дорофею (Маммелису) известительное послание. В документе подчеркивалось, что вопрос грузинской автокефалии не может быть решен Константинополем без санкции Российской Церкви. В адрес Вселенского Престола была направлена и копия послания Патриарха Тихона на имя грузинских епископов по поводу их ухода из Российской Церкви 693 . Несмотря на фактическую готовность фанариотов к вероломству, ВЦУ в целом доверяло им – Константинопольская Церковь по привычке воспринималась как помощница. Поддержку от Константинополя крымские иерархи планировали получить, например, в деле о церковном имуществе в Китае. Деятельность русских дипломатических ведомств в этой стране остановилась, а собственность православной миссии оказалась под угрозой изъятия. Начальник миссии архиепископ Иннокентий (Фигуровский), опасаясь разграбления миссии и захвата недвижимости, был готов передать ее под защиту Вселенского Патриарха и французского правительства. 2 октября 1920 г. ВЦУ рассмотрело этот вопрос. Хотя было решено подчинить миссию Высшему церковному управлению, все же была сделана оговорка, что в случае изменения политической обстановки русское имущество может быть передано Константинопольской Патриархии. Переговоры по этому поводу с митрополитом Дорофеем также вел архиепископ Анастасий 694 . Складывается впечатление, что ВЦУ старалось не дистанцироваться от мирового православия, видя в Поместных Церквах, в том числе в Церкви Константинопольской, своих союзников. Тем более что почетный председатель ВЦУ митрополит Антоний, будучи клириком Российской Церкви, параллельно являлся и Экзархом Галиции Константинопольского Патриархата. Осенью 1920 г. ВЦУ рассматривало вопрос о духовной миссии в Угорской Руси, жители которой стали переходить в православие 695 . Ведение проповеди ВЦУ поручило своим клирикам, которые были направлены туда как миссия Галицкого Экзарха Вселенской Патриархии 696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из ключевых в биографии этого легендарного архиерея Русской православной церкви XX века является период, когда Ярушевич возглавлял Петроградскую автокефалию - самоуправляемое объединение приходов Петроградской епархии, которое в 1922-1923 годах отказалось подчиняться обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ) Антонина (Грановского). При этом ПА не подчинялась и тем, кто пытался управлять ею от имени находившегося тогда под домашним арестом Патриарха Тихона, поскольку «святейший Патриарх Тихон после ареста 12 мая 1922 г. передал патриаршие права и обязанности митрополиту Ярославскому Агафангелу, но Владыка не был допущен в Москву и 18 июня выпустил послание с указанием архипастырям управлять своими епархиями самостоятельно, игнорируя директивы захвативших власть обновленческих центральных органов. Петроградская автокефалия оформилась одной из первых. Первоначально центром ее создания стал Николо-Богоявленский собор. 23 июля на общем собрании его прихожан единогласно приняли резолюцию об отделении от образованного обновленческого Петроградского Епархиального управления (ПЕУ). Начало массового сопротивления обновленчеству было встречено городскими властями негативно. В конце июля заведующий столом регистрации Центрального городского района Мичурин сообщал через отдел управления в губисполком и ГПУ, что в районе активизировалась часть духовенства и граждан, " ведя пропаганду... под видом раскола против Высшего Духовного Совета, но и касающуюся Советской власти, настраивая темную массу враждебным характером " ». « " Штаб означенной организации и пропаганды " находился в Никольском соборе, в него также входили: Русско-Эстонская церковь, Введенский собор, Александро-Невская Лавра, Сергиевский собор, Знаменская, Пантелеймоновская, Владимирская церкви», - объясняет известный историк Церкви Михаил Шкаровский. Наместник Александро-Невской лавры епископ Петергофский Николай (Ярушевич) оказался в самом центре развернувшейся борьбы и вместе с другим викарием епархии епископом Ямбургским Алексием (Симанским) - будущим Патриархом Алексием I - возглавил движение сопротивления. Вскоре Алексий (Симанский) и Ярушевич были арестованы. На допросе 19 мая 1922 года владыке Николаю задали три вопроса: как происходило вскрытие мощей святого князя Александра Невского, не было ли при этом инцидентов и как происходило изъятие церковных ценностей из храмов лавры. Ответы владыки не дали следователям НКВД повода, для того чтобы удержать его в тюрьме. Вскоре его отпустили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Ответственный пост первоприсутствующего члена Св. Синода, а затем и предъявленные жизнью некоторые запросы к нашему высшему церковному управлению относительно созвания поместного собора, учреждения у нас патриаршества , взаимоотношений церкви и государства, организации приходской жизни, веротерпимости. урегулирования церковно-богослужебной практики, брачного права, браков вдовых священников и т. д., – все эти вопросы, одновременно разрабатывавшиеся и в церквах православного Востока, – особенно же в патриархатах константинопольском и александрийском, вызывали со стороны вдумчивого, академически настроенного Владыки естественное желание знать, каким образом те же вопросы проводятся в жизнь в церквах православного Востока – в патриархатах константинопольском и александрийском, и какие дают там результаты на практике. К этому особенным побуждением для почившего Митрополита служил волнующий русскую церковь и близко принимавшийся к сердцу Митрополитом Антонием вопрос о созыве поместного собора в связи с вопросом о вселенском собор, которым живо и серьезно интересовался в Бозе почивший вселенский патриарх Иоаким III. Наконец, не мало было вопросов и обще-церковного характера, выходящих далеко за пределы ближайших насущных потребностей поместной русской церкви: о старокатоличестве и его стремлений к соединению с православною церковью, об англиканской церкви и признании за ее иерархией апостольского корня, о реформе церковного календаря, борьба с пропагандой католической и протестантской, схизмы болгарская и арабская сначала в антиохийском патриархате, а потом и в иерусалимском – все это вопросы важные и глубоко интересные, и разрабатывались они одновременно и у нас в нашем Святейшем Синоде и на православном Востоке в патриарших синодах. Вполне опять естественно было первенствующему члену Святейшего Синода Митрополиту Антонию, осторожному в своих суждениях и решениях и весьма вдумчивому, живо интересоваться мнениями и решениями по всем этим вопросам церквей православного Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Позиция архиепископа Евдокима не нашла поддержки среди членов отдела и в окончательном тексте подготовленного Отделом проекта определения Об устройстве Североамериканской миссии, именуемой «Русская православная греко-кафолическая церковь в Северной Америке» говорилось, что «Алеутская и Северо-Американская епархия-миссия расчленяется на ряд отдельных, связанных между собой епархий». 1137 Докладчиком по этому проекту Отдел назначил митрополита Евдокима. Однако рассмотреть данный вопрос Собор не успел, и на 163 заседании Собора (30 августа/12 сентября 1918 г.) этот проект был передан Высшему церковному управлению. 1138 Точку в споре поставило постановление Патриарха, Синода и Высшего церковного совета от 30 ноября (13 декабря) 1919 г., выделившее Аляскинское викариатство из состава Северо-Американской епархии. 1139 11.1.2. Япония Японская миссия начиналась с церкви при русском посольстве, служить в которой изъявил желание выпускник Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Николай (Касаткин) . Именно личности святителя Николая мы обязаны тем, что посольский храм постепенно превратился в миссионерский и переводческий центр. На Поместном Соборе проблемы Японской миссии практически не обсуждались, поэтому мы не будем останавливаться на ее деятельности, тем более, что в последнее время вышло немало книг, посвященных православию в Японии. 1140 11.1.3. Китай Первыми православными, появившимися на территории Китая, стала группа пленных, среди которых, наряду с казаками Албазинского острога, был священник Максим Леонтьев. С 1712 года в Китае действовала официальная Российская духовная миссия, которая поначалу также исполняла функции дипломатического представительства России. В ноябре 1863 года Александр II подписал указ, согласно которому духовная миссия в Китае отделялась от российского дипломатического представительства: Предоставить Пекинскую духовную миссию в полное заведование и распоряжение духовного ведомства, отчислив из нее в состав Миссии дипломатической состоящих ныне при первой из сих Миссий врача и трех студентов, а затем должности художника и одного студента упразднить. На одного из иеромонахов Духовной миссии возложить обязанность исправлять церковную службу при Миссии дипломатической. 1141

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

С прибытием в Семиречье при отсутствии там правящего архиерея И. был назначен 28 янв. 1920 г. главным священником Семиреченского края. 28 февр. приказом атамана Дутова награжден орденом св. кн. Владимира 4-й степени. Вместе с атаманом Дутовым пребывал в Лепсинске на кит. границе. 16 марта того же года оставшийся у Дутова отряд (конвойная сотня и сотня особого назначения) ушел из Лепсинска в Китай. И. сопровождал отряд, взяв с собой Табынскую икону Божией Матери. Перейдя покрытые льдом горы, дутовцы прибыли в мае в г. Суйдин (ныне пос. Шуйдин) в Синьцзянской пров. Китая, где были разоружены по требованию кит. властей. В сент. 1920 г. как представитель атамана Дутова (убит в янв. 1921) И. был направлен в г. Кульджа для изыскания средств на содержание отряда и для переговоров с представителями др. рус. групп и иностранных гос-в. Вошел в состав Комиссии по рус. делам в Китае, организованной в Кульдже вместо упраздненного консульства России. В февр. 1921 г. по поручению комиссии выехал в Пекин для информирования о бедственном положении рус. беженцев в Синьцзяне. Путь через Китай с запада на восток занял неск. месяцев. 20 дек. 1921 г. И. прибыл в Шанхай, а в янв. 1922 г.- в Пекин, где подал доклад в еще действовавшее там русское посольство. Тогда же он отправил доклад с отчетом о своей деятельности в 1918-1922 гг. Высшему церковному управлению за границей (ВЦУЗ) в г. Сремски-Карловци. Указом ВЦУЗ от 12 апр. 1922 г. И. был возведен в сан архимандрита с предложением «иметь его в виду на епископскую кафедру». 18 сент. 1922 г. И. был хиротонисан во епископа Тяньцзиньского. Он стал викарием новоучрежденной Пекинской и Китайской епархии РПЦЗ. В хиротонии И., состоявшейся в Русской духовной миссии в Пекине, участвовали архиеп. Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) , Шанхайский еп. Симон (Виноградов) и Забайкальский еп. Мелетий (Заборовский ; впосл. митрополит). 19 окт. 1922 г. И. прибыл на ст. Маньчжурия, где стал настоятелем миссионерского Иннокентиевского храма. В том же году титул И.

http://pravenc.ru/text/578318.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010