VII. Общество вспоможения бедным при Симеоновской церкви, что в Моховой улице Известие об открытии общества. – Устройство дневного детского приюта и его судьба. – Ежемесячные и единовременные пособия бедным. – Содержание престарелых в богадельнях. – Материальные средства общества и пользование ими. – Основатель и главнейшие благотворители общества. – Управление и число членов. – Последнее желание общества. В вышедшей 28 сентября 1868 года книжке «Церковной Летописи», служившей приложением к журналу «Духовная Беседа», протоиерей Симеоновской церкви Н. П. Содальский, перемещенный сюда от Благовещенской церкви, поместил следующее извещение: 15 сего сентября, с благословения его высокопреосвященства и разрешения г. министра внутренних дел, последовало открытие «Общества вспомоществования приходским бедным при Симеоновской, что в Моховой улице, церкви», по примеру существующих уже таковых же обществ при некоторых приходских церквах столицы. По совершении литургии и отслужении молебного пения, члены-попечители имели первое собрание в церкви, на котором был прочитан устав общества, совершенно одинаковый в основаниях своих с уставом учрежденного в 1862 году «Общества вспомоществования приходским бедным при Благовещенской на Васильевском острове церкви 24 . Затем представлены и записаны в приходную книгу первые членские взносы и единовременные пожертвования. По предварительной подписке, в число членов-благотворителей поступило 34 лица, которых членские взносы простираются до 1,359 рублей, единовременных пожертвований поступило от десяти лиц 71 рубль. Собрание заключено надлежащими распоряжениями к начатию действий общества и напечатанию устава для рассылки прихожанам, с приглашением их принять участие в действиях общества. Первые члены общества в большинстве принадлежали к так называемому высшему свету, и явились наиболее значительными благотворителями общества: княгини А. В. Голицына и Оболенская, князь А. В. Оболенский, графини М. В. Адлерберг, А. Н. Зубова, Н. Д. Протасова , графы Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

От 7/20 ноября 1920 г. 362 По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединённом присутствии имели суждение о необходимости, дополнительно к преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности Епархиальных Советов, преподать епархиальным Архиереям такие же указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего и, на основании бывших суждений, постановили: Циркулярным письмом от имени Его Святейшества преподать епархиальным Архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания: 1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящим к Высшему Церковному Управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к другому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано. 2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или ещё иначе). 3) Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п.2, епархий составляет неприменный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея. 4) В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанные учреждения – самолично и под своею ответственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

протоиерей Василий Жмакин Управление церковными делами при императоре Александре I При Императоре Александре I наши церковные дела не отличались ни строгой последовательностью в проведении той или другой правительственной программы, ни особенной определенностью даже во внешних формах церковной администрации. Религиозное воспитание Александра I не было глубоким и последовательным: оно состояло в знании краткого катехизиса и исполнении церковных обрядов 18 . По этой причине Александр Павлович, конечно, не мог более или менее последовательно относиться к Церкви и к ее высшему учреждению – Св. Синоду. Состояние церковных дел зависело не от взглядов самого Императора, а от лиц, зачастую случайно подобранных, которым с его стороны поручалось ведать делами Церкви. При Александре I обер-прокурором Св. Синода был князь Александр Николаевич Голицын – человек, бесспорно, умный и образованный, но совершенно не соответствовавший занимаемой им высокой должности 19 . Среди множества реформ в государственной и общественной жизни страны, которыми было богато царствование Александра Благословенного, было и создание совершенно нового учреждения – министерств. Вместе с другими министерствами появилось и Министерство духовных дел, которое возглавил тот же князь Голицын, светский человек, притом почти ничего не понимавший в Православии. Это рассматривалось современниками как унижение Церкви 20 , во главе которой официально был поставлен такой человек. Кроме того, так как Министерство духовных дел обнимало дела всех вероисповеданий, то Святейший Синод оказался только одним из отделов Департамента духовных дел, заведовавшим православным исповеданием. В этом департаменте православными делами занимались наряду с делами католическими, протестантскими и, наконец, магометанскими и еврейскими. Для всякого православного человека представлялось настоящим соблазном видеть, что управление Православной Церкви находится в одних и тех же руках и в одинаковом положении с иноверными. Князь Голицын, как министр духовных дел, во всех церковных делах играл первенствующую роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ [франц. Pragmatique Sanction de Bourges; полное название «Прагматическая санкция Карла VII о власти Вселенских Соборов, о праве издавать бенефиции, о выборах, об апелляциях, об отправлении Божественной службы»], акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж , согласно к-рому были признаны и текстуально воспроизведены решения Констанцского и Базельского Соборов о приоритете церковных Соборов над властью папы Римского и учрежден статус автономии Церкви во Франции от папского престола. Католич. Церковь во Франции официально получила название и статус «галликанской». Действие Б. П. с. распространялось на территорию королевского домена, в состав к-рого не входили земли Бретани, Дофине, Прованса, Бургундии и оккупированной англичанами Нормандии (эти земли оставались под управлением Римской курии). Подписание Б. П. с. стало результатом активного участия франц. духовенства в Соборном движении , конфликта франц. кор. Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII , смерть к-рого позволила франц. королю отделиться от Рима, признав власть созданного и поддержанного им церковного престола в Авиньоне (см. статьи Авиньонское пленение пап , Схизма в католической Церкви ). Попытки оформить право монарха на вмешательство в дела духовенства неоднократно предпринимались в кон. XIV - нач. XV в. (указы 1385, 1389, 1406, 1407, 1418 гг.), причем в нач. XV в., в условиях Столетней войны (1337-1453), вопрос о статусе франц. Церкви затрагивал национальные интересы. В 1438 г. вопрос об изменении статуса католич. Церкви во Франции был решен в обход папы Римского Евгения IV , позднее это решение было одобрено зависевшим от франц. короля авиньонским антипапой Феликсом V . Согласно Б. П. с., автономия галликанской Церкви слагалась из прав духовенства на выборы прелатов (за папой, лишенным возможности назначать церковных иерархов во Франции, было сохранено право утверждать решения франц. духовенства), на раздачу бенефициев и на согласование аннатов (денежные суммы могли выплачиваться папе Римскому только с согласия духовенства, что фактически означало освобождение от аннатов). Б. П. с. лишала папу права вознаграждать прелатов по особому распоряжению. В судебной сфере галликанская Церковь была подчинена Парижскому парламенту, высшему судебному учреждению во Франции, он брал на себя полномочия посредника между франц. духовенством и папским престолом, определял допустимость обращения в Римскую курию, сохранившую функции апелляционного суда. Гарантом церковной автономии выступал монарх, к-рый мог рекомендовать (а фактически навязывать) своих кандидатов на церковные кафедры и созывать Соборы франц. духовенства. В целом учреждение статуса автономии галликанской Церкви от Рима под покровительством франц. монархии является итогом политики, направленной на расширение прерогатив королевской власти.

http://pravenc.ru/text/153659.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ (Благовидов Яков Алексеевич; 19.09.1860, слобода Канава Симбирского у. и губ.- 4.12. 1929, Ульяновск или Алатырь), архиеп. Ульяновский. Из семьи священника. По окончании Симбирского ДУ и Симбирской ДС поступил в 1882 г. на казенный счет в КазДА, обучался на богословском отделении. В 1883 г. «в силу исключительных обстоятельств» Я. Благовидову было разрешено вступить в брак с дочерью умершего священника, однако продолжать учебу пришлось уже на собственные средства. В окт. 1884 г. рукоположен во диакона, а затем во иерея к академическому Михаило-Архангельскому храму. С 3-го курса обучался на стипендию прот. И. А. Рождественского, предназначавшуюся для учившихся в академии священников. В 1886 г. окончил КазДА кандидатом богословия за соч. «О жертвах в Ветхозаветной Церкви». 1 авг. того же года назначен священником Никольского храма г. Елабуги и законоучителем Елабужского реального уч-ща. С 18 янв. 1894 г. законоучитель Симбирской муж. гимназии (с 1911 - 1-я муж. гимназия), настоятель гимназической домовой церкви. 6 мая 1904 г. возведен в сан протоиерея. В кон. 1917 г. потерял работу в гимназии. По нек-рым данным, был настоятелем симбирского кафедрального собора. Овдовел. Принял монашеский постриг с именем Иоаким. 27 июня 1921 г. хиротонисан во епископа Алатырского. Стал викарием Симбирской епархии при правящем архиерее сщмч. Александре (Трапицыне) . После того как в янв. 1923 г. было обнародовано заявление еп. Александра и епархиального управления о подчинении обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ), И. выступил с заявлением о непризнании ВЦУ и прервал общение с епархиальными властями. Возглавил т. н. Алатырскую автокефалию; заявлял, что признает духовным главой только Патриарха св. Тихона . В марте того же года был арестован и приговорен к заключению в Соловецкий ИТЛ. В июле 1926 г., находясь в лагере, принял участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» .

http://pravenc.ru/text/468893.html

(Митрофанова) позбавлено священного сану 29 грудня 2020 р. 18:05 На судебном заседании Священного Синода, состоявшемся 29 декабря 2020 года, было принято судебное определение о епископе Флавиане (Митрофанове) .  В соответствии с Положением о церковном суде Русской Православной Церкви (ст.3.1): «Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви . Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется также Священным Синодом Русской Православной Церкви и Патриархом Московским и всея Руси. Осуществляемая Высшим общецерковным судом судебная власть проистекает из канонической власти Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси, которая делегируется Высшему общецерковному суду».  В документе, принятом на судебном заседании Священном Синода 29 декабря с.г., отмечается, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в ответ на прошение от 20 марта с.г. епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана (Митрофанова) о почислении на покой по состоянию здоровья, издал указ от 31 марта с благословением епископу Флавиану передать дела по управлению Череповецкой епархией   митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию и пребывать в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии до рассмотрения Священным Синодом вопроса о почислении епископа Флавиана на покой. Священный Синод в заседании от 25 августа сего года ( журнал 58 ) постановил: «Освободить Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана от управления Череповецкой епархией, определив ему местом пребывания Павло-Обнорский монастырь Вологодской епархии под наблюдением и духовным попечением Преосвященного Вологодского» и «Передать дело епископа Флавиана на рассмотрение в Высший Общецерковный Суд». В своем заседании от 8 декабря 2020 года ( журнал 102 ) Священный Синод имел суждение об исполнении епископом Флавианом синодального постановления от 25 августа. Обсудив поступившую информацию, Священный Синод определил : «Запретить Преосвященного епископа Флавиана (Митрофанова) в священнослужении без права ношения панагии, архиерейских одежд и мантии, а также использования любых других знаков архиерейского достоинства, вплоть до вынесения Высшим Общецерковным Судом определения по его делу» и «Призвать епископа Флавиана к строгому соблюдению определения Священного Синода от 25 августа 2020 года о пребывании в Павло-Обнорском монастыре с возможностью покидать его исключительно в случаях крайней необходимости, по письменному благословению Преосвященного Вологодского».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5742972...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie РАЗДЕЛ III. ВЫСШИЙ ОБЩЕЦЕРКОВНЫЙ СУД Статья 27. Порядок создания Высшего общецерковного суда Высший общецерковный суд создается по решению Архиерейского Собора. Статья 28. Дела, подсудные Высшему общецерковному суду 1.Высший общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда первой инстанции: 2.Высший общецерковный суд рассматривает в качестве апелляционной инстанции, в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения, дела: Данная статья не распространяется на Украинскую Православную Церковь. 3.По поручению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода Высший общецерковный суд вправе пересмотреть в порядке надзора вступившие в законную силу решения епархиальных судов. Статья 29. Состав Высшего общецерковного суда 1.Высший общецерковный суд состоит из председателя и четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором по представлению Президиума Архиерейского Собора сроком на четыре года с правом последующего переизбрания на новый срок (но не более трех сроков подряд). Заместитель председателя и секретарь Высшего общецерковного суда назначаются Патриархом Московским и всея Руси из членов Высшего общецерковного суда. 2.Досрочное прекращение полномочий председателя или членов Высшего общецерковного суда по основаниям, предусмотренным статьей 8 настоящего Положения, осуществляется решением Священного Синода во главе с Патриархом Московским и всея Руси с последующим утверждением Архиерейским Собором. В случае образовавшихся вакансий право назначать временно исполняющих обязанности судей Высшего общецерковного суда (до избрания судей в установленном порядке) принадлежит Священному Синоду во главе с Патриархом Московским и всея Руси, а в случаях, не требующих отлагательства — Патриарху Московскому и всея Руси.

http://mospat.ru/ru/documents/87590-vyss...

Интервью секретаря Управления делами Московской Патриархии игумена Саввы (Тутунова) порталу «Интерфакс-Религия» 2 июля 2010 г. 18:27 В интервью порталу «Интерфакс-Религия» секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) рассказал о деятельности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. — Часто можно слышать о том, что Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви — это новый консультативный орган церковного управления. А что это означает? — Поместный Собор Русской Православной Церкви 2009 года, объединивший архиереев, клириков, мирян, еще раз продемонстрировал настоятельную необходимость в общении всех слоев нашей Церкви. Основной целью созыва последнего Поместного Собора были выборы Патриарха Московского и всея Руси, поэтому и продолжительность работы Собора ограничивалась двумя днями. Однако в ходе пленарных заседаний стало совершенно очевидно, что у церковного сообщества есть потребность обсуждать актуальные и острые проблемы сегодняшнего времени. Тогда избранный на Московский Патриарший престол митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил продолжить начатый на Поместном Соборе диалог в рамках Межсоборного присутствия. Этот постоянно действующий орган объединил архипастырей, пастырей, монашествующих, мирян. Члены Присутствия регулярно собираются для обсуждения, изучения, подготовки экспертных докладов, выработки решений по важным вопросам современной церковной действительности. То есть Межсоборное присутствие — это консультативный орган, помогающий высшему церковному управлению давать вопрошающим четкие, грамотные, взвешенные ответы и представляющий на рассмотрение Священному Синоду, Архиерейскому и Поместному Соборам важные документы. Присутствие призвано помочь священноначалию, например, систематизировать богослужебную практику, источники по каноническому праву, разработать или дать оценку просветительским, миссионерским, социальным, катехизаторским, информационным проектам, претворять в жизнь полезное и нужное, отсекая пустое и лишнее.

http://patriarchia.ru/db/text/1193550.ht...

Русская Православная Церковь ХХ век 29 апреля Епископ Дамиан (Воскресенский) 1918 год – Состоялась хиротония архимандрита Дамиана (Воскресенского) во епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Это была первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Святейшего Патриарха Тихона. 1923 год – В Москве открылся обновленческий лжесобор. На «соборе», по данным Е. А. Тучкова, ГПУ имело «до 50% своего осведомления». Деловые заседания «собора» проходили в «3-м доме Советов». В лжесоборе участвовало 476 делегатов, которые разбились на партии: 200 – «живоцерковников», 116 – депутатов Союза общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), 10 — из Союза церковного возрождения, 3 – беспартийных обновленца и 66 – депутатов, названных «умеренными тихоновцами», – православные по убеждениям епископы, клирики и миряне, малодушно подчинившиеся обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). В числе главных был вопрос об «отношении Церкви к Октябрьской революции, к советской власти и Патриарху Тихону». Считаясь с существующими настроениями в церковном обществе, «собор» значительно ограничил размеры реформаторства, оставив неприкосновенными и догматы, и Таинства, и богослужебный чин. Доклады Александра Введенского и Владимира Красницкого «О реформах Церкви» не встретили по ряду аспектов поддержки. «Собор» узаконил равнозначность женатого и безбрачного епископата, а после некоторых колебаний — и второбрачие клириков. Был введен григорианский календарь. «Митрополит» Антонин (Грановский) среди поклонников. Москва. 1923 г. В качестве руководящего органа Церкви был избран Высший церковный совет (ВЦС) под председательством «митрополита» Антонина из 18 членов, пропорционально представительству на «соборе»: 10 – от «Живой церкви», 6 – от СОДАЦ и 2 – от Союза церковного возрождения. Согласно принятому Положению об управлении Церковью, епархиальные (губернские) управления должны были состоять из 5 человек: 4 выборных (священнослужители и миряне поровну), а также председателя – епископа, назначенного ВЦС. Викарные (уездные) управления включали председателя-епископа и 2 членов – священнослужителя и мирянина. Решения «собора» показали, что программа «Живой церкви» оказалась неприемлемой для большинства его участников, им более импонировали умеренные идеи СОДАЦ. Лидер «Живой церкви» Владимир Красницкий лишился должности заместителя председателя ВЦС, но после того как он отказался от предложенного сана «архиепископа Петроградского», ему был пожалован титул «протопресвитера всея России». Александра Введенского «собор» постановил посвятить во «архиепископа Крутицкого» и после хиротонии лидер СОДАЦ окончательно переехал в Москву, значительно приблизившись к руководству обновленческой Церковью в целом.

http://pravoslavie.ru/5433.html

Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I В издательстве Сретенского монастыря выходит книга А.Л.Казем-Бека «Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I» . Александр Львович Казем-Бек (1902–1977) — автор многих статей посвященных истории Русской Православной Церкви, но особый интерес представляет «Жизнеописание Святейшего Патриарха Алексия I», так как А.Л.Казем-Бек был его ближайшим помощником и другом. В основу книги легли уникальные исторические материалы, воспоминания Святейшего Патриарха, которыми он делился с Александром Львовичем. «Цель наша состоит в изложении главных фактов в жизни Святейшего» — писал А.Л. Казем-Бек о принципах написания данной работы.      В тяжелые для России 1920-е годы епископ Алексий прошел скорбный путь тюрем и ссылок, преследований со стороны богоборческих властей, но остался верен Христу и Его Церкви, он отказался подчиниться обновленческому Высшему Церковному Управлению и, известный умеренностью своих суждений, высказывался категорично: «Обновленчество, как таковое, по существу не ересь и даже не раскол, как мы понимаем этот термин во всем его объеме. Оно не более как рабское следование путем ветхозаветного Хама и новозаветного Иуды». Во время Великой Отечественной войны, в период блокады Ленинграда митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх, оставался в городе. «Совершая литургии, всенощные бдения и коллективные отпевания или читая на клиросах, митрополит Алексий фактически не покидал храма. Он постоянно произносил слова и проповеди». «Не раз в храмы во время богослужения были попадания воздушных бомб и дальнобойных снарядов. При падении кирпичей, обломков и стекла службы не прекращались». Митрополит Алексий постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве. Ленинградская епархия вносила большие средства на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. В 1945 году состоялось избрание Патриарха, им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. И снова служение и труд.

http://pravoslavie.ru/86475.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010