Всеми этими чертами, которые премудрый сын Сирахов приписывает или внушает любителю премудрости, вполне обладал в Боге почившим 7 сентября сего 1892 года маститый иерарх, высокопреосвященнейший митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский, Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры священно-архимандрит Исидор, который, вышел из более чем скромного положения и бедного состояния, в каком находился во время своего детства и юношества, мало по малу, путем всегдашнего смирения, при уповании на помощь Божью, при твердости правил действования и неуклонном соблюдении меры во всем, достиг того, что с царями беседовал, среди вельмож занимал почетное место и среди братии по архиерейству пользовался честью старейшинства, возвысившись до звания первенствующего члена Святейшего Синода. Благодаря этому возвышению, высокопреосвященнейший Исидор сделался высшим руководителем управления всею Российской церковью и сильно влиял, особенно после кончины блаженная памяти святителя Московского Филарета в 1867 году, на все течение церковной жизни в нашем отечестве, не только самой по себе, но и в связи с жизнью гражданской. Такое влияние было весьма важно, ибо совпало с периодом реформ прошлого царствования, когда, при всеобщей почти ломке, трудно было сохранить устойчивость и нужна была большая осторожность и глубокая мудрость практическая, чтобы удержать от падения то, что по неизменным церковным канонам, требовалось сохранить от ломки, и чтобы, с другой стороны, уклониться от напора влияний сильных мира сего, чрезмерно зараженных духом западничества при проведении реформ в законодательство и жизнь. И высокопреосвященнейший Исидор, образцовый блюститель меры во всем, и в этом отношении вполне соблюдал меру, тихо, но неуклонно шествуя путем золотой середины между крайностями либерализма и ретроградства, что было тем более важно, что духом либерализма в известной степени заражены были от светских и некоторые лица, даже стоявшие более или менее близко к высшему церковному управлению. Если же принять во внимание, что такое руководствование делами высшего церковного управления со стороны высокопреосвященнейшего Исидора продолжалось не 5–6 лет, как то было в отношении к значительному числу его предшественников, каковы митрополиты: Михаил (1818–1821), Антоний (1843–1848), Никанор (1848–1856) и Григорий (1856–1860), а целых почти 33 года (1860–1892) 1 , причем высокопреосвященнейший Исидор, обладал свежестью и ясностью мысли до последних минут жизни, крепко держал в своих руках кормило управления церковью за все это время 2 : то мы не можем не признать, что в таком событии Господь явил великое знамение во благо Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Глава ΙΙΙ. Развитие устройства западно-католической церкви, по отделении ее от восточной § 25. Папская власть в средние века 262 В представлениях западного христианства, отчасти нашедших себе выражение в т. н. сборнике лжеисидоровском, отчасти определившихся этим сборником, церковь мыслилась как единая духовная монархия, в которой все духовное господствует над всем светским по правилу: «omnia spiritualia digniora sunt temporalibus». Клир есть высшее сословие в церкви, учащее, освящающее и управляющее; миряне суть низшее сословие, повинующееся клиру, – поэтому церковь есть общество неравное (societas inaequalis). Лица коронованные, короли и императоры, суть миряне и, как таковые, не могут иметь никакой правительственной власти в церкви; даже и в светских делах они должны покоряться высшему духовному руководству церковной власти, ибо, как говорит Иннокентий III, Господь предоставил Петру для управления не только всю церковь , но и весь мир263. Твердое положение, которое занимали меровинги относительно папы, а равным образом первый император восстановленной западно-римской империи Карл Великий, было утрачено светской властью, и только на короткое время удавалось некоторым императорам, как Оттону I и Генриху III, воскресить авторитет императорской власти как в светских, так и в церковных делах. Притом могущественное влияние означенных императоров на ход церковных дел служило лишь к тому, что церковь римская, вместе и с папством, извлекалась из глубины падения, в которую она несколько раз опускалась, благодаря господству в Риме враждовавших между собой аристократических фамилий Тускуланов и Кресценциев. Обновленное Генрихом III папство, не далее, как при сыне его Генрихе IV-м, взошло на небывалую высоту в лице Григория VII, с тем, чтобы показать императору все превосходство духовной власти над императорской. Императорская власть была устранена от участия в замещении римской епископской кафедры264 и в сознании вселенских соборов265. Вселенские соборы созывались папами и служили только к тому, чтобы усилить торжественность обстановки, при которой изрекается папская воля266.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Поучительное слово святителя московского Филарета (Дроздова) (по его письмам) Приветствие Святейшего правительствующего Синода синодальному члену преосвященному Филарету, митрополиту московскому и коломенскому и свято-троицкия Сергиевы Лавры священноархимандриту к пятидесятилетию его епископского служения «Святейший Синод, братолюбиво приветствуя старейшего члена своего с окончанием пятидесятилетия архипастырского служения, возносит усердное благодарение Верховному Пастыреначальнику, явившему великое знамение благопромышления о Святой Церкви в долготе дней служения Вашего, в широте поприща многоплодной деятельности, в высоте подвигов веры и любви христианской и в глубине мудрости Богопросвещенной; вместе с тем молит Подателя жизни и света, да приложит Вам дни на дни, чтобы на свещнице Церкви и Отечества нашего долго еще пребывал «светильник горяй и светяй...» С.-Петербург, 30-го июля 1867г. Высочайший рескрипт императора Александра II Освободителя: «...Ныне исполнилось пятидесятилетие доблестного служения Вашего в архиерейском сане. Высокие дарования, замечательные учёные труды, неустанная деятельность на благо духовного просвещения и строгое христианское благочестие открыли Вам путь к высшему иерархическому поприщу, на котором, в течение истекших 50-ти лет, Вы стяжали имя архипастыря мудрого, ревностно и твёрдо правящего слово истины, и неутомимо попечительного о пользах и нуждах Православной Церкви. Вся жизнь преисполнена неисчислимых заслуг не только кафедрам, преемственно Вам вверенным, но и для всего Православия. Епархиальное служение Ваше ознаменовано непрерывным рядом забот о преуспеянии паствы, о развитии и преумножении благотворительных и воспитательных учреждений, о насаждении и утверждении единоверия, о благоустройстве духовно-учебных заведений епархии, не престающих получать от Вашей щедрости обильные средства к возвышению своего быта и воспитавших под Вашим бдительным руководством многих достойных пастырей и иерархов святой нашей Церкви. Многочисленные пастырские писания Ваши заключают в себе неисчерпаемый источник назидания и поучения для православных, служат лучшим руководством при изучении предметов веры для многих уже поколений православного русского юношества; в то же время они прелагаются на чужеземные языки для научного и общественного употребления в других странах и в них приемлются с уважением. Глубокая опытность Ваша в делах высшего церковного управления соделала необходимым и драгоценным Ваше слово, совет и постоянное, в продолжение многих десятков лет, участие Ваше в обсуждении всех важнейших церковных вопросов и мер по духовному ведомству. Ваша пастырская попечительность о высших интересах Православия и живое внимание к судьбам православного мира простираются далеко за пределы Отечества и в особенности на Востоке, приобретая Вашему имени почётную известность.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Преосвященный Никодим, первый епископ С.-Петербургский Иерархическая степень С.-Петербургской епархии С.-Петербургская епархия, по новости своего учреждения, не могла стать прямо в числе митрополий или архиепископии, – чего позволительно было бы ожидать по значению царствующего града. Тогда как в Московской епархии, конечно, по уважению ее древности и первостепенного значения при патриархах, первым же иерархам усвоен сан архиепископов (Ист. Москов. епарх. управления, ч. II, стр. 11), С.-Петербургская область, при бытности преосвященного Никодима, все время оставалась епископией, и уже при преемнике Никодима возвышена на степень архиепископии. Тем не менее, епископами на С.-Петербургскую кафедру, начиная с первого, избирались в Святейшем Синоде люди, в каком-либо отношении замечательные, опытные и наиболее других достойные. Первым епископом, как уже сказано выше, назначен был Преосвященный Никодим Сребницкий (некоторые пишут: Скребницкий). Сведения о его происхождении и образовании По недостатку сведений, которых мы никак не могли найти, предоставляем времени определить, когда и где родился преосвященный Никодим, кто были его родители, какое имя было дано ему при св. крещении, и какое воспитание получил он в домашней среде. Нам известно только, что он был родом малороссиянин, поначалу учился в Киевской коллегии, а окончил образование в московской Заоконно-Спасской академии. Таким образом, преосвященный Никодим принадлежал к числу достаточно образованных людей своего сословия и времени. Служба в Белогородкой и Псковской епархии Преосвященный Никодим становится известным уже на поприще деятельности в сане архимандрита белогородского Николаевского монастыря. При Епифании Тихорском, епископе белогородском и обоянском, он состоял, по тогдашнему чину духовной администрации, судьей духовных дел, обыкновенно производившихся при архиерейском доме. Преосвященный Епифаний любил Никодима, как настоятеля и судью, питал к нему особенное доверие, видел в нем человека достойного и способного к высшему послушанию в церкви. Это открывается из следующего факта. Умирая, 2-го июля 1731 года, преосвященный желал и просил, чтобы преемником ему поставили именно архимандрита Никодима. Желание почившего архипастыря дошло до Св. Синода, но епископом не был поставлен ни Никодим, ни второй кандидат, одновременно с ним рекомендованный. 28-го ноября 1731 года, на кафедру белогородской епархии вступил, по изволению Св. Синода, архиепископ Досифей, по фамилии Богданович-Любимский. А Никодим из белогородского Николаевского монастыря переведен был настоятелем в псковский Святогорский монастырь. Служба архимандрита Никодима в Санкт-Петербургской синодальной епархии и перемещении настоятелем в Ипатьевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

прот. Владимир Сорокин Часть VI. 1918–1919. Смелость в поисках новых форм Вопрос духовного образования в России не мог не стоять на повестке дня проходившего в то время Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. Вопрос о реформе всей системы духовного образования возник уже давно. Первые шаги в этом направлении стали делаться сразу же после Февральской революции 1917 года. Будущее духовной школы обсуждалось на епархиальных съездах, на Всероссийском съезде деятелей духовной школы в Москве (25–31 мая 1917 года), на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве (1–12 июня 1917 года). В церковной печати публиковались многочисленные статьи и заметки по этому поводу. После опубликования 23 января 1918 года декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви вопрос о религиозном воспитании и о подготовке кадров священно- и церковнослужителей получал совершенно новую постановку. Один из пунктов декрета гласил: «9. Школа отделяется от Церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведений, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом» 197 . Первоначально Поместный Собор предполагал «оставить духовные семинарии и училища в прежнем административном строе, предоставив Высшему Церковному Управлению произвести в нем необходимые улучшения соответственно основным задачам служения их Церкви Христовой...» 198 . Но с каждым днем становилась очевидной необходимость коренного преобразования духовной школы. Соборный отдел о духовно-учебных заведениях принял следующие основные положения: 1. Задачи пастырского служения по самому его существу и особенно в переживаемое время требуют от кандидатов священства высшего богословского образования. 2. Для осуществления этого необходимо увеличение числа Духовных Академий и улучшение правового и материального положения духовенства. 3. Вплоть до осуществления указанных условий церковной жизни учреждаются духовно-учебные заведения следующих типов: 1) пастырские училища с полным богословским образованием в объеме усовершенствованных (количественно и качественно) программ нынешних духовных семинарий; 2) пастырские училища с неполным богословским образованием 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сборник положений уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей Предисловие Дорогие отцы и братия! Перед Вами «Сборник положений, уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей», который выпускается к IV Всезарубежному Собору. Надеюсь, что эти страницы помогут читателю лучше осмыслить исторический путь нашей Церкви и глубже понять законоположения, на которых основываются ея жизнь и устройство. Молитвенно желаю предстоящему IV Всезарубежному Собору благословенных успехов и помощи Божией в его деяниях. С любовью о Господе и просьбой о молитвах, † Митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Указ 362: Постановление Святейшего Патриарха, 1920 г. Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за 362 По благословению Святейшего Патриарха (Тихона – ред.), Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости, к дополнительно преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности Епархиальных Советов, преподать Епархиальным Архиереям такие же указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего и, на основании бывших суждений, постановили: Циркулярным письмом от имени его Святейшества преподать Епархиальным Архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания: 1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, Епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящим к Высшему Церковному управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано. 2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, Епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Предисловие Введение Часть Первая Глава I. Назначение обер-прокурора в св. Синод Права и обязанности обер-прокурора Первый обер-прокурор И. В. Болтин А. П. Баскаков. Реорганизация св. Синода и назначение Баскакова членом второго синодального апартамента Глава II. Временное прекращение существования обер-прокурорского института в синодальном ведомстве. Н. С. Кречетников. Глава III. Кн. Я. П. Шаховский А. И. Львов Кн. А. С. Козловский Глава IV И. И. Мелиссино П. П. Чебышев С. В. Акчурин А. И. Наумов Гр. А. И. Мусин-Пушкин Кн. В. А. Хованский Гр. Д. И. Хвостов Часть Вторая Глава I. Преобразования Александровского царствования. А. А. Яковлев Глава II. Кн. Голицын. Учреждение министерства духовных дел Кн. П. С. Мещерский Глава III. С. Д. Нечаев Гр. Н. А. Пратасов Заключение     Предисловие Обширный и сложный вопрос об отношениях государства к господствующей в России православной церкви, за время двух последних столетий, является очень мало разработанным в нашей исторической литературе. Мы не имеем претензии вполне восполнить этот крупный пробел в существующей литературе и не задаемся целью представить в научно обработанном виде двухвековую историю взаимных отношений русской церкви и государства. О такой широкой постановке вопроса не может быть и речи в специальном исследовании, не желающем ограничиться одной общей характеристикой затрагиваемых им исторических явлений. Наша задача несравненно более скромна; она заключается в детальном научном обследовании только одной из сторон такого обширного и сложного вопроса, а именно – отношений обер-прокуроров св. Синода, как представителей государственной власти, к высшему церковному учреждению, поставленному во главе управления русской церковью. Вопрос об обер-прокурорах св. Синода или, точнее, о том положении, в какое они были поставлены верховной властью по отношению к высшему церковному учреждению, а также и самый исторический процесс постепенных изменений в области взаимных отношений обер-прокуроров и правительствующего Синода не только не разработаны, но даже почти совершенно незатронуты в нашей литературе; между тем, едва ли нужно доказывать, что историческое прошлое синодальных обер-прокуроров, характер их деятельности, их отношения к предоставленным им правам и обязанностям, их столкновения с членами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Часть Первая Глава I. Назначение обер-прокурора в св. Синод Отмеченные нами явления имели место и в истории отношений верховной власти к другому высшему учреждению, поставленному во главе управления русской церковью. Как в гражданском управлении коллегиальные начала, положенные в основу организации Сената, не уничтожали собой возможности различных нежелательных явлений, которые и заставили преобразователя организовать постоянный надзор и контроль за деятельностью Сената, так и в области церковной жизни, с учреждением св. Синода, государство, по мысли реформатора, далеко еще не могло считать себя вполне обеспеченным от нежелательного характера деятельности нового органа церковного управления. Мы уже говорили, что насколько было велико доверие Петра к коллегиальной форме правления, настолько же, если еще не более, было велико его недоверие к самим членам коллегий. Несомненно, что такое же недоверие существовало у государя и по отношению к членам высшего церковного учреждения 44 – недоверие, по всей вероятности, даже более сильное, чем к членам Сената: последние, хотя и злоупотребляли своим положением, позволяя себе, напр., взяточничество, но, во всяком случае, в глазах Петра никогда не стояли на стороне лиц, несочувственно отпросившихся к его реформаторской деятельности, тогда как все члены Синода принадлежали к духовному сословию, а духовенство, по мнению преобразователя, далеко несочувственно относилось к нему и даже находилось в скрытой оппозиции к его реформам. Наряду с одинаковыми причинами и побуждениями, заставлявшими реформатора относиться к деятельности высшего церковного учреждения с таким же недоверием, с каким он относился к деятельности Сената, свободного от постоянного правительственного надзора, характер отношений Петра к новому органу церковного управления находился в сильной зависимости и от тех идей государственного абсолютизма, о которых мы уже говорили, как об одной из главных причин, побудивших правительство заменить древнее патриаршество св. Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie РАЗДЕЛ V. ПОРЯДОК ЦЕРКОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Глава 5. Порядок церковного судопроизводства в епархиальных судах и в Высшем общецерковном суде первой инстанции §1.Принятие дела к рассмотрению Статья 33. Порядок принятия дела к рассмотрению. Сроки рассмотрения дела 1.Дело, требующее исследования, передается епархиальным архиереем в епархиальный суд при наличии следующих оснований: О передаче дела в епархиальный суд епархиальный архиерей выносит соответствующее распоряжение, которое направляет в епархиальный суд вместе с заявлением о церковном правонарушении (при его наличии) и иными сведениями о церковном правонарушении. Решение епархиального суда по делу должно быть принято не позднее одного месяца со дня вынесения епархиальным архиереем распоряжения о передаче дела в епархиальный суд. При необходимости более тщательного исследования дела епархиальный архиерей может продлить данный срок по мотивированному ходатайству председателя епархиального суда. В случае, если дело не подлежит ведению епархиального суда данной епархии, епархиальный архиерей сообщает сведения о церковном правонарушении епархиальному архиерею той епархии, в юрисдикции которого находится обвиняемое лицо. 2.Высший общецерковный суд первой инстанции принимает дело к рассмотрению на основании распоряжения Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода. Дело передается в Высший общецерковный суд первой инстанции при наличии следующих оснований: Патриарх Московский и всея Руси или Священный Синод определяют сроки рассмотрения дела в Высшем общецерковном суде первой инстанции. Продление данных сроков осуществляется Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом по мотивированному ходатайству председателя Высшего общецерковного суда. В случае обвинения лица, подсудного Высшему общецерковному суду первой инстанции, в совершении особо тяжкого церковного правонарушения, влекущего за собой каноническое прещение в виде извержения из сана или отлучения от Церкви, Патриарх Московский и всея Руси или Священный Синод вправе до принятия Высшим общецерковным судом первой инстанции соответствующего решения временно освободить обвиняемое лицо от должности или временно запретить в священнослужении.

http://mospat.ru/ru/documents/87592-pory...

Определения собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. 1. О высшем управлении Православной Российской Церкви 4 ноября 1917 г. В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сро­ки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Восстановляется Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. Патриарх является первым между равными ему епи­скопами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 1. Приложение к «Деяниям» второе. С. 3. 2. О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России 8 декабря 1917 г. 1. Патриарх Российской Церкви есть Первоиерарх ее и носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея России». 2. Патриарх а) имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви, в потребных случаях предлагает о надлежащих для того мероприятиях Священному Сино­ду или Высшему Церковному Совету и является представителем Церкви пред государственною властью; б) созывает Церковные Соборы, согласно положению о них и председательствует на Соборах; в) председательствует в Священном Синоде, Высшем Церковном Совете и соединенном присутствии обоих учреждений; г) представляет Собору отчеты о состоянии Российской Церкви за междусоборное время; д) сносится с автокефальными Православными Церквами по вопросам церковной жизни во исполнение постановлений Всероссийского Церковного Собора или Священного Синода, а равно и от своего имени; е) имеет долг печалования пред государственною властью; ж) имеет право помилования и сокращения сроков епитимий и увещаний в пределах, предоставленных Собором; з) обращается ко всей Русской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями; и) преподает нарочитое благословение духовным и светским лицам за их полезную для Церкви деятельность:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010