Arhiva Regulamentul cu privire la Direcia executiv a Patriarhiei Moscovei 30 mai 2019 21:02 Новая редакция «Положения об Управлении делами Московской Патриархии» принята на заседании Священного Синода 30 мая 2019 г. ( журнал 47 ). I. Общие положения 1. Управление делами Московской Патриархии (далее — «Управление делами») является структурным подразделением Московской Патриархии Русской Православной Церкви (далее — «Московская Патриархия»), действующим на правах синодального учреждения Русской Православной Церкви (статья 6.а. главы VIII Устава Русской Православной Церкви). 2. Управление делами подотчетно Патриарху Московскому и всея Руси (далее — «Патриарх») и Священному Синоду Русской Православной Церкви (далее — «Священный Синод»). 3. В своей деятельности Управление делами руководствуется Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями и определениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха, определениями Священного Синода, решениями Высшего Церковного Совета и Высшего Общецерковного Суда, настоящим Положением. 4. Управление делами соблюдает требования законодательства Российской Федерации и других государств в пределах канонической территории Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). 5. Высшее руководство и начальственное наблюдение за деятельностью Управления делами осуществляют Патриарх и Священный Синод. 6. Текущее руководство Управлением делами осуществляет управляющий делами Московской Патриархии (далее — «управляющий делами»). 7. Управляющий делами назначается Священным Синодом (статья 5 главы VIII Устава Русской Православной Церкви), получая о том указ Патриарха. 8. Управляющий делами является по должности постоянным членом и секретарем Священного Синода (статьи 4 и 15 главы V Устава Русской Православной Церкви). 9. Управление делами имеет собственные бланк и штамп. Эскиз бланка (штампа) Управления делами утверждается Патриархом. II. Задачи и компетенция Управления делами 10. Основными задачами Управления делами являются:

http://patriarchia.ru/md/db/text/5445470...

«Соединяясь узами одной и той же веры, одной и той же нравственности, мы составляем, так сказать, одно тело. Председательствуют старцы, достигая таковой чести не куплею, но испытанным своим достоинством: дело Божие ценою золота не продается» Тертуллиан Названный трактат Л.А. Тихомирова , явившийся сначала в ряд статей Московских Ведомостей, а затем отдельною брошюрою, предлагает следующий, основательно мотивированный проект реорганизации нашего высшего церковного управления в видах усиления его авторитета: «1) Нужно возобновление время от времени созыва поместных соборов, действительных, особых от Св. Синода, которому власти Поместных Соборов даже и законом не приписывается и которых он не может заменять, как это было желательно только Феофану Прокоповичу , но не Церкви и не Верховной Власти Государства. 2) В самом Св. Синоде требуется для должной силы и систематичности его действий разъединить функции, ошибочно слитые воедино по вине несостоятельной и всюду отброшенной идеи коллегиальности, а именно: а) Первенствующий член Синода т.е. митрополит резиденции Государя Императора, получает в свое единоличное ведение все права, принадлежащие Синоду по функциям управительным т. е. права патриаршие, права главного епископа Русской Церкви. б) Остальной состав Св. Синода сохраняет все свои совещательные функции, при чем для должного исполнения их состав его усиливается присоединением к вызываемым для присутствия епископам также и опытных и ученых отцов архимандритов и протоиереев. с) Обер-прокуратура при этом естественно возвращается в свои нормальные функции – государственного надзора за законным течением дел церковного управления. д) Наконец, все сношения Св. Синода с Верховною Властью совершаются первосвятительствующим митрополитом или патриархом, если первосвятитель получил бы такое наименование, для того чтобы не умалять внешнего престижа России в отношении восточных патриархий и особенно в отношении Рима. Но, понятно, дело не в наименовании. Таким образом в общей сложности были бы приведены в действительное состояние все органы, потребные для живого существования церковного управления, органы не уничтоженные у нас ныне, но как бы зарытые в неправильном смешении всех их в одно учреждение, через такое смешение лишающееся возможности исполнить удовлетворительно хотя бы и одну из возложенных па него функций».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Использованные источники и литература Архивные фонды и дела Государственный архив Российской Федерации Ф.Р-3696. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге России). Екатеринодар, Таганрог. Оп. 1. Дела Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России. 1919 г. Д. 1. Протоколы заседаний Предсоборной комиссии и Поместного церковного совета в Ставрополе (подлинники). Положение о Высшем церковном управлении на Юго-Востоке России. Список членов церковного Собора в Ставрополе и пр. Оп. 2. Управление военным и морским духовенством (Деникин, Врангель). 1919–1920 гг. Д. 4. Протоколы (подлинные) заседаний Предсоборной комиссии и Поместного Церковного Собора в г. Севастополе по вопросу об утверждении органа Высшего церковного управления на территории действий Добровольческой армии Юга России. Ф.Р-440. Отдел пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар, Ростов-на-Дону. Оп. 1. Дела Отдела пропаганды. 1918–1921 гг. Д. 55. Известия, телеграфные бюллетени и обзоры иностранной и иногородней печати Отдела пропаганды Особого совещания при ВСЮР за июнь 1918 г. – июль.1919 г. Д. 58. Известия Особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 60. Ежедневные обзоры печати, составленные отделом пропаганды особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 98. Сводки о положении в Советской России, о положении на фронтах. Д. 100. Сводки о положении в Советской России и о положении на фронтах. Ф.Р-446. Политическая канцелярия Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар. 1918–1919 гг. Оп. 2. Дела Политической канцелярии. 1918–1920 гг. Д. 2. Речи и приказы Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России генерала Деникина, сообщения и проекты деклараций о политической программе Добровольческой армии. Д. 8. Секретная сводка Отдела пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР о политических партиях и организациях Юго-Востока России с приложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Возвышение папства: христианство в средние века (XII-XIII века) Е. Гергей. История папства После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии, основывались на различных течениях, отклонившихся от официальной церковной доктрины. Укрепление единства церкви - это не религиозный вопрос, а церковно-административная проблема. Гарантом единства католической церкви стал римский папа. Ссылаясь на высшую власть учения, обусловленного догматами, папа хотел обеспечить также исключительность своего верховенства и в церковно-административной области. Целью его было создание централизованного абсолютистского церковного правления, которому препятствовала государственно-церковная партикулярная раздробленность европейских феодальных государств, укрепившихся к XI веку, их отрыв от центрального (римского) управления. Стало очевидным, что правители отдельных государств стремятся укрепить свою власть, опираясь на свои усиливающиеся национальные церкви, следовательно, они не были заинтересованы в дальнейшем упрочении центральной церковной власти. Распадение на национальные церкви в то же время таило в себе опасность того, что эти церкви - подобно восточным - станут самостоятельными и в догматических вопросах, что вело к ликвидации универсализма христианства. Таким образом, папы, стремясь к верховенству, не руководствовались лишь желанием добиться этой ограниченной цели, когда требовали для себя права назначения (инвеституры) высшего духовенства, что прежде было прерогативой светской власти, правителей. Высшее духовенство попадало при этом в зависимость от собственных светских правителей и тем самым вынуждено было обслуживать церковно-административные и церковно-политические цели государства. Этому можно было воспрепятствовать лишь путем соблюдения вселенских церковных интересов, воплощенных в папской верховной власти в результате централизованного управления. Тем самым обеспечивалось единство церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

VIII. . Мнения и суждения о восстановлении соборного начала в управлении русской церкви При разработке проекта предполагавшегося преобразования духовного суда возбуждался вопрос о восстановлении соборного начала в церковном управлении русской церкви. В особом проекте книги «предполагаемая реформа церковного суда» изложены предуказания на установление соборного суда в русской церкви, в качестве высшей судебной инстанции, для рассмотрения дел по жалобам на приговоры судебного отделения святейшего Синода, постановленные последним в качестве первой инстанции, и для суда над членами и присутствующими святейшего Синода. Таким соборным судом в проекте представляется « общее собрание членов Правительствующего Синода и судного оного отделения» с присоединением определенного числа епархиальных архиереев по очереди. Такое собрание именуется « собором», в нем председательствует первенствующий член святейшего Синода 167 . В проекте, который был предложен комитету его членом А. Ф. Лавровым, мысль о соборе была выражена с большей настойчивостью, ясностью и определенностью. В своем докладе референт привел не только основные мотивы этой мысли, но и полное ее развитие. Выходя из положения, что в настоящее время святейший Синод есть последняя и высшая инстанция церковного суда дли всей русской церкви, референт развивал: «опыт последнего времени свидетельствует, что были не довольствующиеся судом святейшего Синода, подавали просьбы на Высочайшее Имя. Просьбы эти из комиссии прошений препровождаются в Святейший Синод, который и подвергает дело новому рассмотрению, т. е. судить самого себя, потому что иного исхода из этого положения нет». Ныне, при общем пересмотре начал церковного судоустройства, не излишним представляется вопрос и о том: «не было ли бы признано полезным, для устранения вышеуказанной аномалии, в случаях жалоб на суд святейшего Синода, с приглашением еще 12 архиереев, по-особому, установленному для сего, порядку, и именовать такое присутствие собором?» С утвердительным ответом на этот вопрос, продолжал референт, и с принятием этой мысли «осуществилось бы правило древней церкви о пересмотре решений меньших соборов большими и о присоединении в таком случае к прежним судьям новых».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Дионисий Хмыров Глава I. Исторический обзор деятельности русской православной эмиграции Численность российских эмигрантов после событий 1917 г., по некоторым оценкам, только в Европе составила 2 млн. человек. В целом же их количество достигло 4 млн. чел. В основном это были представители православного вероисповедания. «Вместе с паствой за рубеж ушли и многие пастыри, и архипастыри, большинство из которых оставили родину и свои епархии перед лицом прямой угрозы для жизни». 1 Одними из главных очагов русской эмиграции, если не считать те государства, которые образовались вследствие крушения Российской империи (Польшу, Финляндию, Латвию, Эстонию и Литву) стали Франция, Германия, Чехословакия, Болгария и Югославия. «...Гражданская война практически прервала связи Патриарха в Москве с епархиями, оказавшимися на территории, занятой Белой Армией, – пишет исследователь. – Эта ситуация обусловила появление временных органов церковного управления, не связанных с Москвой, как это было на юге России, где властвовал генерал А. И. Деникин. Именно там – в Екатеринодаре – весной 1919 г. было сформировано Высшее временное церковное управление». 2 Благодаря своему географическому положению главной страной первоначального прибежища русских эмигрантов стала Турция. В ноябре 1920 г. вместе с армией генерала П.Н. Врангеля и гражданскими беженцами в Константинополь прибыло возглавляемое митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) Временное Высшее Церковное управление (ВВЦУ) Юга России, члены которого разместились на подворьях русских афонских обителей. 3 20 ноября Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет издали указ 362 о создании церковных управлений (автономных митрополичьих округов) под руководством старшего иерарха на территориях, оторванных от центрального церковного управления. Этим важным документом указывался путь к сохранению канонического строя церковного управления на случай крайне печального развития событий для высшей церковной власти в лице Патриарха Тихона и его приемников. Данное постановление легло в основу канонического устроения Русской Зарубежной Церкви и явилось ключевым документом, на основании которого ВВЦУ продолжило свою деятельность за границей. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со стороны своего содержания Духовный регламент, как мы уже имели случай о том заметить, представляет из себя особенный интерес прежде всего в том отношении, что он есть учредительный акт новой формы церковного правления. Вводя последнюю, регламент прежде всего старается в первой своей части дать более или менее точное определение ее и выставить те соображения, в силу которых она признана была необходимою; во второй части он очерчивает круг дел, подлежащих ведению духовной коллегии и, наконец, в третьей, по его выражению, он определяет «должность, действо и силу» ее членов. Во всех означенных пунктах, относящихся до устройства новой формы церковного правления, устав является, как известно, не вполне удовлетворительным ни с точки зрения полноты, ни с точки зрения ясности. Это особенно нужно иметь в виду при рассмотрении тех параграфов устава, коими определяется регламентация дел или предметов ведомства нового высшего церковно-административного учреждения. Вот почему и Синоду в его первоначальной деятельности во многих случаях представлялось широкое поле для деятельности произвольной. Первый вопрос, который подлежит нашему вниманию при рассмотрении регламента, есть вопрос об устройстве вводимой им новой формы высшего церковного управления. Для того, чтобы по возможности яснее и отчетливее представить себе, какая перемена произошла в устройстве и характере высшего церковного управления по Духовному регламенту и законодательству Петра его сопровождавшему, чтобы затем дать ответ на вопрос о связи церковно-административных преобразований Петра с реформами его в государственном управлении, о сходстве или тожестве начал, какие проводились преобразователем в том и другом управлении, нам прежде всего необходимо остановиться несколько и бросить беглый взгляд на действовавший в древней Руси порядок церковного управления и отметить вместе с этим существовавшие тогда отношения между государственным и церковным управлением. Этим путем мы, вместе с тем, по возможности уясним себе происхождение реформ, произведенных Петром в церковном управлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на симпозиуме «Теология в современном научном и образовательном пространстве» Свой доклад митрополит Иларион посвятил теме «Теология и теологическое образование: перспективы развития» МОСКВА. 21 мая 2019 годав Российском университете дружбы народов (РУДН) в Москве открылся II Международный научный симпозиум «Теология в современном научном и образовательном пространстве: субъекты, куррикула (curricula), компетенции». Первую сессию в формате круглого стола на тему «Теология в системе высшего образования: структура, уровни, компетенции» провели ректор РУДН, академик Российской академии образования, председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации России В.М. Филиппов и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президент Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), председатель Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион. Владыка Иларион огласил приветствие, которое Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил организаторам, участникам и гостям международного форума. Также было оглашено приветствие председателя Совета муфтиев России, председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля Гайнутдина. От Администрации Президента Российской Федерации собравшихся приветствовал референт Управления Президента России по внутренней политике С.А. Мельников. Теме «Теология и теологическое образование: перспективы развития» посвятил свой доклад митрополит Волоколамский Иларион. Архипастырь особо обратил внимание слушателей на слова Святейшего Патриарха, который в приветствии участникам симпозиума отметил, в частности: «Наша общая задача — обеспечить качество преподавания теологии. Для этого необходимо критическое осмысление соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также содержания теологического образования на всех уровнях — от бакалавриата до аспирантуры». Владыка также напомнил о том, что в послании, оглашенном на Всероссийской конференции по теологии в МИФИ 1 ноября 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин призвал использовать ресурс теологии в системе подготовки кадров для государственной службы в сфере межрелигиозных отношений, подготовки преподавателей высшей и средней школ.

http://sedmitza.ru/text/8936756.html

Енё Гергей Возвышение папства: христианство в средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии, основывались на различных течениях, отклонившихся от официальной церковной доктрины. Укрепление единства церкви – это не религиозный вопрос, а церковно-административная проблема. Гарантом единства католической церкви стал римский папа. Ссылаясь на высшую власть учения, обусловленного догматами, папа хотел обеспечить также исключительность своего верховенства и в церковно- административной области. Целью его было создание централизованного абсолютистского церковного правления, которому препятствовала государственно-церковная партикулярная раздробленность европейских феодальных государств, укрепившихся к XI веку, их отрыв от центрального (римского) управления. Стало очевидным, что правители отдельных государств стремятся укрепить свою власть, опираясь на свои усиливающиеся национальные церкви, следовательно, они не были заинтересованы в дальнейшем упрочении центральной церковной власти. Распадение на национальные церкви в то же время таило в себе опасность того, что эти церкви – подобно восточным – станут самостоятельными и в догматических вопросах, что вело к ликвидации универсализма христианства. Таким образом, папы, стремясь к верховенству, не руководствовались лишь желанием добиться этой ограниченной цели, когда требовали для себя права назначения (инвеституры) высшего духовенства, что прежде было прерогативой светской власти, правителей. Высшее духовенство попадало при этом в зависимость от собственных светских правителей и тем самым вынуждено было обслуживать церковно-административные и церковно-политические цели государства. Этому можно было воспрепятствовать лишь путём соблюдения вселенских церковных интересов, воплощённых в папской верховной власти в результате централизованного управления. Тем самым обеспечивалось единство церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Часть Первая Глава I. Назначение обер-прокурора в св. Синод Отмеченные нами явления имели место и в истории отношений верховной власти к другому высшему учреждению, поставленному во главе управления русской церковью. Как в гражданском управлении коллегиальные начала, положенные в основу организации Сената, не уничтожали собой возможности различных нежелательных явлений, которые и заставили преобразователя организовать постоянный надзор и контроль за деятельностью Сената, так и в области церковной жизни, с учреждением св. Синода, государство, по мысли реформатора, далеко еще не могло считать себя вполне обеспеченным от нежелательного характера деятельности нового органа церковного управления. Мы уже говорили, что насколько было велико доверие Петра к коллегиальной форме правления, настолько же, если еще не более, было велико его недоверие к самим членам коллегий. Несомненно, что такое же недоверие существовало у государя и по отношению к членам высшего церковного учреждения 44 – недоверие, по всей вероятности, даже более сильное, чем к членам Сената: последние, хотя и злоупотребляли своим положением, позволяя себе, напр., взяточничество, но, во всяком случае, в глазах Петра никогда не стояли на стороне лиц, несочувственно отпросившихся к его реформаторской деятельности, тогда как все члены Синода принадлежали к духовному сословию, а духовенство, по мнению преобразователя, далеко несочувственно относилось к нему и даже находилось в скрытой оппозиции к его реформам. Наряду с одинаковыми причинами и побуждениями, заставлявшими реформатора относиться к деятельности высшего церковного учреждения с таким же недоверием, с каким он относился к деятельности Сената, свободного от постоянного правительственного надзора, характер отношений Петра к новому органу церковного управления находился в сильной зависимости и от тех идей государственного абсолютизма, о которых мы уже говорили, как об одной из главных причин, побудивших правительство заменить древнее патриаршество св. Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010