167 Он же и духовник ее с великого поста, а прежний духовник, новоголутвинский иеромонах И. сам заболел и скончался в марте. 169 При постройке храма Олимпиада готовила себе могилу под алтарем в казанском приделе, а потом думала лечь возле церкви, против того же придела, но услыхав, что и на это потребуется много хлопот и едвали дозволят, отложила уже надежду быть погребенной в монастыре. Между тем Ангелина и сестры непременно желали, чтобы драгоценный для них и для обители прах ее почивал в том месте, где она так много потрудилась, и на пятой неделе великого поста подали о том прошение, куда следует. 172 Она скончалась на 62 году от рождения, а судя по портрету, нельзя дать ей более 40 лет: так была моложава! Посвящена во игумению на 37 году от рождения. В то время она, по словам монахини П. была красива собой, брюнетка с правильными и выразительными чертами лица, смугловатого, с карими приятными глазами и черными бровями, а румянец в щеках придавал ей еще более молодости и свежести. Роста она была среднего, станом стройная, поступь скромная, но довольно величественная и приличествующая ее сану. Еще в детстве образовалась в ней, вследствие болезненности, некоторая застенчивость, говорила не свободно, запинаясь. 173 Сестры читали в церкви псалтырь, а с Пасхи книгу Деяний апостольских. Многие из них приходили ночью помолиться у гроба и поплакать: в эту пору никого из посторонних не было. 178 На первое из писем иг. Олимпиады преосвященный Савва отвечал изъявлением благодарности за пожертвование священных сосудов и вообще за сочувствие к его епархиальным нуждам. 180 Преосв. Савва, в бытность викарием московским, с 4 ноября 1862 по 17 июня 1866 г., заведывал Коломной. 182 Из 8-го Моск. Епарх. Ведомостей 1877 г. О. Тихон находился в числе братства Высокопетровского монастыря, † 28 авг. 1882 г. 185 В июне 1873 года кафедра епископа можайского перенесена из Высокопетровского в Богоявленский монастырь. 190 Подробнее раскрыл это нерадостное явление проф. Моск. академии А. П. Лебедев , товарищ брата моего по семинарии, которая при них доживала последние годы пред временем преобразования по новому уставу. Все в ней опускалось. См. «Правосл. Обозрение» 1886, апрель, стр. 792.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

2/15 августа. День памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого. Служил литургию в храме Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву). 4/17 августа. Служил литургию в храме Иоанна Предтечи на Земляном Валу, вечерню и молебен в храме Василия Кесарийского на Тверской. 5/18 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Яблочный Спас). Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской и возглавил крестный ход. 8/21 августа. Служил литургию в Высокопетровском монастыре. 11/24 августа. Служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе. 12/25 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 13/26 августа. День памяти святителя Тихона Задонского (день ангела патриарха Тихона). Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 августа. Служил вечерню и всенощную в Успенском соборе Троице – Сергиевой лавры. 15/28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в Успенском соборе Троице – Сергиевой лавры и возглавил крестный ход вокруг монастырской ограды. 16/29 августа. Служил вечерню и всенощную в Черниговском храме Гефсиманского скита. 17/30 августа. Служил литургию в Черниговском храме Гефсиманского скита и возглавил крестный ход. 19 августа/1 сентября. Празднование Донской иконы Божией Матери. Служил литургию в Донском монастыре. 23 августа/5 сентября. Служил всенощную в Высокопетровском монастыре. Письменное обращение патриарха в СНК по поводу ареста в Могилеве ксендзов. («Ксендзы служат не нашей Церкви, однако во имя того, что мы служители Единому Богу Христу, я усердно прошу облегчить их участь и дать им возможность исполнять свой священный долг по отношению к пасомым. Не повторяю уже прежних своих писаний о всей несправедливости, жестокости и бесцельности взятия заложников, и особенно из служителей культа».) В этот день в Москве расстреляны епископ Ефрем (Кузнецов) и протоиерей Иоанн Восторгов .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901, г. Тирасполь - 4.11.1937, Сиблаг, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из семьи священника-миссионера. В нач. 20-х гг. служил в Красной Армии. Был увлечен идеями обновленца В. Д. Красницкого . В 1924 г. сблизился с еп. (впосл. архиепископом) Сергиевским Варфоломеем (Ремовым) и отошел от обновленчества. Стал прихожанином Высокопетровского московского муж. мон-ря , где учился в нелегальном духовном учебном заведении, продолжавшем традиции МДА. 17 марта 1926 г. пострижен в мантию, 17 апр. рукоположен во иерея. В постриге получил имя Герман в память схиигум. Смоленской Зосимовой пуст. Германа (Гомзина) , к-рый был духовным наставником Варфоломея (Ремова). В мон-ре нес послушание по организации учебного процесса в тайной «академии». Вскоре Г. стал одним из известных в Москве духовников. Был духовно близок общинам храмов свт. Николая у Соломенной Сторожки и свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке, где неоднократно служил. После арестов в 1929 г. священников этих храмов священномучеников Владимира Амбарцумова и Владимира Медведюка часть прихожан перешла под окормление Г. в Высокопетровский мон-рь. Г. последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . После закрытия в 1929 г. последнего из действовавших монастырских храмов - собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери - высокопетровский клир перешел в храм прп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке. Здесь духовническая деятельность Г. достигла расцвета. В 1932 г. он был возведен в сан архимандрита. 28 янв. 1933 г. Г. был арестован вместе с др. молодыми пострижениками Высокопетровского мон-ря и как участник «контрреволюционной организации христианской молодежи» приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Сиблаге, близ г. Мариинска, в Западно-Сибирском крае, продолжал в заключении духовно окормлять верующих. Из-за жесткого ограничения числа отправляемых из лагеря писем Г. в одном послании обращался сразу ко мн. духовным чадам, письма разрезали на фрагменты, к-рые раздавали адресатам. В лагере Г. посетила одна из его духовных дочерей - З. С. Черкова, сумевшая передать ему Св. Дары. В заключении Г. узнал о казни архиеп. Варфоломея (Ремова) и написал 2 заупокойных канона, посвященные его памяти.

http://pravenc.ru/text/164729.html

архимандрит Григорий (Воинов) (17.07.1832–01.08.1896) Жизнеописания Исторические описания монастырей Сборники архимандрит Григорий (Воинов) Биография В миру Воинов-Борзецовский Иван Иванович родился в Москве, в семье прот. Иоанна Борзецовского, служившего в церкви во имя мч. Иоанна Воина на Калужской ул. (Б. Якиманке). В 1840-1846 годах обучался в Донском духовном училище, в 1846-1854 годах - в Московской духовной семинарии, в 1854-1858 годах - в Московской духовной академии. 3 марта 1857 г. был пострижен в монашество, 10 марта того же года рукоположен во диакона Московским митр. Филаретом (Дроздовым), 20 июля 1858 года - во иерея. По окончании МДА 19 августа 1858 г. назначен в Вифанскую духовную семинарию, преподавал Священное Писание, герменевтику и греч. язык в высшем и среднем отделениях. 10 февраля 1859 г. получил ученую степень магистра богословия. 5 марта назначен помощником инспектора семинарии и членом правления семинарии. 8 января 1860 года назначен инспектором Вологодской духовной семинарии и профессором богословия. Преподавал нравственное, пастырское, обличительное богословие и гомилетику. Состоял членом историко-статистического комитета для описания Вологодской епархии. 12 февраля 1862 года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии и профессором Священного Писания и греческого языка. С 16 октября 1863 года - инспектор Московской духовной семинарии. 6 августа 1864 г. возведен в сан архимандрита. В 1867 г. по состоянию здоровья был уволен от духовно-училищной службы и 22 мая стал настоятелем Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. По рекомендации митр. Филарета был также назначен членом Московской духовной консистории. С 13 июля 1873 года - настоятель Высокопетровского монастыря. С 1892 г. - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 1 августа 1896 года. По завещанию был похоронен в склепе с северо-западной стороны Знаменского храма Андроникова монастыря. Архим. Григорий - автор исторических работ, многочисленных статей духовно-нравственного содержания, слов и поучений. Он печатался в «Душеполезном чтении», «Чтениях в обществе истории и древностей российских», «Московских епархиальных ведомостях» и др. Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета, воспоминания о нем. Занимался историей монастырей, в которых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского монастырей. Написал биографии некоторых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского), Московского митр. Макария (Булгакова), иером. Самуила (Колесницына). Оставил воспоминания, в которых описал жизнь московских и других духовных учебных заведений во второй половине XIX в. За литературные труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

I. Древние и другие примечательные предметы в московском Высокопетровском монастыре 1 В 1-й книге Чтений в Императорском обществе истории и древностей российских, 1874 г. (отд. V, стр. 173 – 233), помещены «Списки настоятелей московского Высокопетровского монастыря с 1379 года», и еще статья с заглавием: «Надгробные памятники того же монастыря», в которой изложены уцелевшие на них надписи. В Петровском монастыре, кроме надгробных, есть много других древних надписей: на крестах, церковных сосудах, иконах, книгах и т. д. Они приведены сполна в предлагаемом сочинении. Из описанных в нем церковных и ризничных вещей, замечательных сами по себе, или только по имеющимся на них надписям, почти все сохранились до настоящего времени, а об остальных, не существующих ныне вещах, потребные сведения заимствованы из старых монастырских описей. Таковы: 1) опись, составленная по указу Петра I от 27 Февраля 1699 г., хранимая в Архиве Министерства Юстиции, 2) «Книга описная, вновь учиненная» в декабре 1774 года. К числу достопримечательных вещей Высокопетровского монастыря принадлежат: Евангелия Евангелие, печатаное в Москве 1628 г., на простой бумаге в десть, обложено объярью лимонного цвета с серебряными травами. На верхней дске в середине чеканный образ Спасителя, сидящего на престоле, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечею, а по углам Евангелисты; на обратной дске средник и наугольники с репьями (листками, цветами), резными по серебру. По листам сделана полууставом надпись: «Лта 7142 (1634), генваря 12 дня, въ царствующемъ граде Москве, въ храмъ Покрова Пресвятыя Богородицы 2 далъ книгу, глаголемую напрестольное, печать московская, Москвитинъ Исай Савельевъ сынъ Тележниковъ, по своей душе и по родителехъ своихъ. И сию книгу изъ церкви никому не вынести, ни продать, ни заложить ни попомъ, ни ни какова чина человку. А кто вынесетъ, тово судить Гь (Господь) на ономъ будущемъ суду». По другим листам этой же книги встречается другая чья-то надпись: «Лта 7142 (1634), февраля 2 дн, въ царствующемъ граде Москве, въ Беломъ городе, за Неглиною (ркою), на Петровке, въ Петровской монастыр(ской) 3 древяной храмъ, теплой».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Местность, где был основан Петровский монастырь, в глубокой древности называлось селом Высоцким (или Высоким) - по преданию, оно было одним из сел, принадлежавших знаменитому боярину Кучке, и до конца XVI столетия находилось за чертой города. Название его, вошедшее в имя Высоко-Петровского монастыря, происходит от высокого, крутого берега Неглинной, протекавшей рядом. По мнению ученых, в первой четверти XVI века рядом с монастырем на Петровке находился один из загородных дворцов великого князя Василия III с огромным садом, тянувшимся до границ нынешнего Садового кольца. Потом он был обращен в посольский двор. В петровское время здесь жили и губернатор Москвы, князь М. Г. Ромодановский, и сибирский воевода князь М. Гагарин. А князь И. Щербатов имел огромное владение на участке Петровки за бульваром, которое потом было отдано жандармерии, и в советское время именно там, на Петровке, 38, разместился Московский уголовный розыск. Каретный же ряд как продолжение Петровки к Садовому кольцу возник «по моде» XVIII века, когда аристократическая публика стала испытывать потребности в модном светском выезде. И тогда в старом Тележном ряду, где изготовляли и чинили обычные московские телеги, стали делать и элегантные кареты, и дорогие престижные экипажи. Храм преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре Храм преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре И в блестящий век Екатерины на Петровке селились знатные вельможи. До революции именно здесь стоял дом помещицы Анненковой, которая мучила крепостных своими причудами и ложилась спать в бальном платье, готовая в любой момент среди ночи отправиться на светский прием. Ее сын Иван, часто сопровождавший мать в магазин на Кузнецкий мост, влюбился там в юную приказчицу, прекрасную француженку Полину Гебль. Чувство оказалось взаимным, и после событий 1825 года девушка отправилась за ним в Сибирь – им последовало высочайшее разрешение пожениться. По мотивам этой реальной истории был поставлен художественный фильм «Звезда пленительного счастья».

http://pravoslavie.ru/83.html

Там, где можно было, он служил в храме, и мы тоже ходили туда. Перед Литургией паломники исповедовались у отца Глеба, а я — у отца Александра Куликова. И там, где они служили, многие из нас причащались. Правда, я уже редко попадала на службы, потому что, например, в Нижнем Новгороде надо было подниматьсям в гору и долго идти до храма. В Ростове я тоже не сходила с теплохода. Отец Глеб чувствовал себя хорошо, но у него иногда — вдруг ни с того ни с сего — плохо было с животом. С нами была врач, она давала ему всякие лекарства, и вроде как все это проходило. После этой поездки меня положили в больницу; устраивали консультации, подобрали лекарства и снизили давление. ¯¯¯ Вернусь назад, к августу 1991 года, когда открылся храм Преподобного Сергия в Крапивенском переулке, так называемый храм Сергия в Крапивниках, и отец Глеб перешел туда служить. Храм был еще мало оборудован, иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. Отец Глеб нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми раньше обустраивался наш храм, были отнесены туда. Туда было отнесено и копие, то есть скальпель, которым отец Глеб пользовался в своем домашнем храме; потом оно было перенесено даже в храм Преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре. В Крапивниках служил отец Иоанн (Экономцев) и потом отец Иоанн Вавилов. Храм Преподобного Сергия в трапезной Высокопетров­ского монастыря открылся только в 1992 году. 17 июля 1992 года, под Преподобного Сергия, в этом храме была отслужена первая всенощная. Иконостаса еще нет, висят наши пикейные одеяла, к ним прикреплены иконы. Но уже есть подсвечники, большой хор. У нас дома очень много фотографий, на которых видно, как отец Глеб совершает службу, с каким вниманием он помазывает елеем подходящих к нему прихожан. Надо сказать, что отец Глеб всегда очень внимательно благословлял, большим крестом, причем сердился, если человек в данный момент был несобран. В то время всенощную отец Глеб служил в Высокопетровском монастыре, а Литургию в Крапивниках, потому что в монастырском храме еще не было малого освящения.

http://pravmir.ru/ogleb-pasxa/

1 июля 1735 г. власти Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове просили Коллегию Экономии описать монастырские ветхости. Таковых оказалось на 1660 руб. 90 коп., о чем Коллегия и донесла Синоду. Но от него резолюции не последовало. Тем временем в большой пожар Москвы, бывший 29 мая 1737 года, сгорело в Коллегии Экономии и дело, и смета по Борисоглебскому монастырю. 20 марта 1739 г. монастырь донес, что ветхости угрожают разрушением. Но и на это не последовало ответа. Чем кончилось – неизвестно 972 . Другой пример: 3 октября 1735 г. Коллегия Экономии просила Синод о разрешении починить кровли Высокопетровского монастыря, но безответно. Между тем, не дождавшись резолюции, власти истратили на материалы до 601 руб. 50 1/2 коп. и просили, чтобы до таковой оброчные деньги с заопределенных вотчин не взыскивались. В виду сего 17 июня 1736 г. Коллегия Экономии писала опять, что чинить нужно и что если Синод не даст резолюции, то уже заготовленные материалы будут проданы. Но 7 июня того же года Синод получил из Сената ведение, что все доходы Коллегии Экономии предназначены на ружников (см. выше), а потому сам обратился за разрешением вопроса о кровлях Высокопетровского монастыря в Сенат. Последний донес об этом Кабинету в виде общего принципиального вопроса, но – как мы знаем – удовлетворительного ответа не получил. Вместе с тем в сентябре 1737 г. Сенат распорядился немедленно и без послабления взыскать вышеупомянутые 601 руб. 50 1/2 коп., так что 26 февраля 1741 г. монастырю пришлось вновь просить денег на ремонт и, конечно, без результата 973 . И таких случаев было много 974 . Естественно, что попытки духовных властей ходатайствовать об отпуске кредита на строение и ремонт были сравнительно немногочисленны. Большей частью их ожидала канцелярская волокита или отказ 975 . Поэтому расход на строительство ложился, особенно до Елизаветинского царствования, на самих владельцев, т.е. вернее на их вотчинных крестьян, которые этим отягощались еще более 976 . Нередко случалось, что духовные власти предпочитали затрачивать на ремонт суммы, подлежащие в уплату оброков в пользу Коллегии Экономии или Канцелярии С. Э. Правления 977 , причем сначала такие растраты им не прощались, что едва ли не отзывалось на крестьянах еще более тягостно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Церковное пение - это часть нашего общего культурного наследия, не обращать на это внимания недопустимо! Беседа с главным регентом Московского Высокопетровского монастыря Сергеем Георгиевским. 18.11.2022 22:02 Николай Бульчук Вместе с Сергеем Николаевичем Георгиевским мы обсудили те важнейшие церковно-певческие проблемы, которые актуальны, наверное, для каждого регента и каждого церковного коллектива нашей Церкви. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2022/11/18/22-0...

Епископ Зарайский Меркурий вступил в должность председателя Отдела религиозного образования и катехизации Москва, 8 апреля 2009 г. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы епископ Зарайский Меркурий, назначенный решением Священного Синода от 31 марта 2009 года руководителем Отдела религиозного образования и катехизации, совершил свою первую Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря, сообщает Патриархия.ru . Иерарху сослужили ректор Российского Православного института святого апостола Иоанна Богослова архимандрит Иоанн (Экономцев) с братией Высокопетровской обители. На богослужении епископ Меркурий обратился к собравшимся в храме: «Главная наша общая задача — пробудить народ Божий в России к принятию основ веры Христовой. Не просто к знаниям, но к жизни по этой вере. Мы должны учить людей так, чтобы воспламенять в их сердце горение к Богу, любовь к Нему и к своему Отечеству. Мы должны идти к катехизации народа Божия через живое свидетельство своей веры», — подчеркнул иерарх. Владыка отметил также, что одной из важнейших задач является возрождение Высоко-Петровского монастыря — древней обители, которая стала во время гонений пристанищем для многих мучеников и исповедников. По благочестивому обычаю по окончании богослужения с крыльца храма епископ Меркурий и архимандрит Иоанн выпустили в небо белых голубей. Затем епископ Меркурий продолжил знакомство с клириками Высокопетровского монастыря и сотрудниками Отдела религиозного образования и катехизации. Иерарх изложил свои планы развития обители и ответил на вопросы. Были обозначены основные пути развития деятельности Отдела и выражена надежда на плодотворное сотрудничество. 8 апреля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29975.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010