Иерархи рассмотрели заявление архимандрита Иосифа (Братищева) об освобождении его от должности наместника Соловецкого Зосимо-Савватиевского ставропигиального мужского монастыря по состоянию здоровья. Священный Синод постановил удовлетворить прошение архимандрита Иосифа, выразив ему глубокую благодарность за многочисленные труды, понесенные в период восстановления прославленной обители. Новым настоятелем Соловецкого монастыря назначен архимандрит Порфирий (Шутов) , ранее исполнявший послушание казначея Троице-Сергиевой лавры. Члены Священного Синода рассмотрели прошение епископа Зарайского Меркурия , настоятеля подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высокопетровского монастыря города Москвы , об открытии этой обители. Священный Синод постановил благословить открытие Высокопетровского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни. Наместником Высокопетровского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва) решением Синода назначен епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода в юрисдикцию Русской Православной Церкви принят новообразованный приход во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в г. Катманду , Непал . Пастырское окормление новообразованного прихода поручено протоиерею Геннадию Морозу, настоятелю прихода святого апостола Фомы в Дели. Священный Синод также утвердил предложенную редакцию устава Московской Патриархии , типового устава прихода Русской Православной Церкви , а также уставов Финансово-хозяйственного управления и Издательского Совета Московского Патриархата. Преосвященным епархий, расположенных на территории Российской Федерации, велено привести гражданские уставы зарегистрированных приходов в соответствие с новой типовой формой и обеспечить государственную регистрацию соответствующих изменений (дополнений) в данные уставы. Было решено представить на рассмотрение очередного Архиерейского Собора поправки к Уставу Русской Православной Церкви , обусловленные принятием нового типового устава прихода Русской Православной Церкви.

http://drevo-info.ru/news/7289.html

1993. С. 121; Сиренов. 2001. С. 592-593). О переносе мощей П. из серебряной раки в золотую (серебряную с золотым чеканным изображением П. на крышке) свидетельствует новгородский свящ. Агафон , к-рый присутствовал при этом событии 5 мая 1538 г. По молитве П. Агафон получил облегчение от болезни и дал обещание в благодарность сделать список пасхалии («круг святыя Пасхи Господня») и положить его на гроб святителя, что впосл. и осуществил. Наиболее раннее известие о посвящении церкви П. относится к осени 1416 г.- на средства архиеп. Симеона каменный храм был возведен в Новгороде (НПЛ. С. 407) на владычном дворе (в 1437-1438 церковь была разобрана и возобновлена на прежнем месте архиеп. Новгородским свт. Евфимием II Вяжицским, в 1669, при митр. Новгородском Питириме (буд. патриарх Московский), существенно перестроена (расширена с пристройкой папертей), в 1759-1760 разобрана окончательно, на ее месте находились каменные Петровские ворота, снесенные в 1830-1831). В известии о пожаре 9-10 сент. 1479 г. упоминается ц. во имя П. на подворье в Московском Кремле Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ПСРЛ. Т. 25. С. 326). Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева В 1514 г. по повелению Василия III в Москве, за р. Неглинной, была заложена ц. во имя П. в Высокопетровском во имя святителя Петра , митрополита Московского , мужском монастыре (ныне патриаршее подворье, храм сохр.), построенная по проекту итал. архит. Алевиза Нового. В 1585 г. по указу царя Феодора Иоанновича была возведена каменная шатровая ц. во имя П. в Переяславле, в городе, где проходил судьбоносный для П. Собор. В XVI в. известны церкви во имя П. также в Новгороде, Пскове, Кашире, Коломне, Можайске, в селах и погостах Московского, Ростовского, Суздальского, Тверского и Юрьевского уездов (см.: Мельник.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Мужской. Упоминается в начале XIII столетия. Из монахов сего монастыря Кирилл в 1216 году хиротонисан в Епископа Ростовского. Дисенский Воскресенский монастырь Минской Епархии заштатный мужской. Находтося внутри города Дисна, на устье реки Двины и Дисны, построен в 1633 году Дисенскими мещанами по грамоте Польского Короля Владислава IV. Здания в монастыре сем все деревянные следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Воскресения Христова с двумя приделами: а) во имя Зачатия Св. Анны; б) во имя Св. Николая, построена в 1737 году иждивением Дисенских обывателей; 2) ЦЕРКОВЬ во имя входа во храм Божьей Матери, построена в 1711 году иждивением тех же обывателей; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские на каменном фундаменте, построены в 1760 году; 4) СЛУЖБЫ; 5) ОГРАДА кругом монастыря. Этот монастырь содержание своё получает от доброхотных дателей и земледелия. Настоятельство здесь было с 1697 до 1709 года Игуменское, с 1709 до 1780 года Строительское, а с того времени до 1795 года паки Игуменское, ныне же с 1795 года Строительское. Дисенский Успенский монастырь Девичий упразднённый. Находился Минской Епархии в городе Дисне. Дмитриев монастырь Упразднённый мужской. Находился в Рязанской Епархии, в уездном городе Пронске. Дмитриевская Югская пустынь См. Югская Дмитриевская. Дмитровская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Московской Епархии и была приписной к Высокопетровскому монастырю. Добавление из VI тома Дмитриевский Псковский монастырь Находился близ Губернского города Пскова (в полуверсте). В 1617 году квартировали в нём Шведы, и при выходе своём весь выжгли. Дмитриевский Суздальский монастырь Упразднённый. Находился в городе Суздали на берегу реки Каменки, против кремлёвской башни, прозванной по монастырю сему Дмитриевской. Дмитриев Ряжский монастырь См. Ряжский Дмитриев монастырь. Дмитриев на Хлибу монастырь См. на Хлибу Дмитриев монастырь. Дмитровский Борисоглебский монастырь См. Борисоглебский Дмитровский. Дмитровский Кашинский монастырь Тверской Епархии заштатный мужской. Находится в уездном городе Кашине, на берегу реки Кашенки. О начале оного сведений не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Среди братии М. И. м. было много служителей, получивших хорошее образование: историки, переводчики, переписчики книг, преподаватели. Первому архимандриту обители Антонию (1706-1726) была поручена Тиунская изба, или Приказ церковных дел, к-рый наблюдал в Москве за благочинием священнослужителей, рассматривал дела о раскольниках, следил за подготовкой буд. приходских пастырей. Настоятель (1784-1789) архим. Евгений (Романов) был учителем истории и географии в Александро-Невской семинарии, затем преподавал Закон Божий, российскую и слав. грамматики в Имп. Сухопутном кадетском корпусе. После назначения в М. И. м. архим. Евгений продолжал учительское служение: был катехизатором в Имп. Воспитательном доме (благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для детей-сирот). Согласно ведомости 1735 г., в М. И. м. проживали 19 монахов ( Горчаков. 1868. С. 43. 3). Памятная доска на здании бывш. Златоустовского мон-ря. Фотография. 2017 г. Памятная доска на здании бывш. Златоустовского мон-ря. Фотография. 2017 г. В 1742 г. иеродиак. Досифей был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Бабаевского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря ; в том же году иером. Митрофан стал игуменом Малицкой пуст. (см. Малицкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ); в 1755 г. иером. Нифонт назначен строителем Екатерины великомученицы монастыря Московской епархии; в 1771 г. казначей иером. Филипп был возведен в сан игумена московского Крестовоздвиженского мон-ря. Настоятель (1800-1802) архим. Моисей (Близнецов-Платонов) в февр. 1804 г. был назначен ректором московской Славяно-греко-латинской академии. Настоятель (1832-1837) архим. Даниил (Сивиллов) еще в молодости был введен в состав 10-й Пекинской духовной миссии, преуспел в изучении кит. языка, занимался переводами, содействовал распространению христианства среди китайцев. В должности настоятеля мон-ря с 5 июля 1835 г. состоял членом Московской духовной консистории. В сент. 1817 г. указом управляющего Московской епархией архиеп. Августина (Виноградского) московские мон-ри давали приют ученикам Заиконоспасского уч-ща, чьи отцы, бедные священнослужители, не могли их содержать. Высокопетровскому и златоустовскому архимандритам было предписано обеспечить бедных учеников кельями и всем необходимым. В М. И. м. для них была организована бурса, в к-рой семинаристы (8-15 чел.) проживали до 1852 г.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

Э. П. Р. Поддержка Правительством М. инициатив религиозных организаций города Храм Христа Спасителя. Фотография. 2016 г. Храм Христа Спасителя. Фотография. 2016 г. Органом исполнительной власти М., обеспечивающим взаимодействие Мэра и Правительства М. с религ. объединениями, с 1991 г. являлся Комитет по связям с религ. орг-циями г. Москвы, с 2011 г.- Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религ. орг-циями г. Москвы. В наст. время эту функцию осуществляет Департамент национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы. Руководство М. оказывает содействие в строительстве и реставрации культовых зданий. В 1994-1997 гг. при помощи Правительства М. был воссоздан Христа Спасителя храм , с 2010 г. в городе реализуется программа строительства правосл. храмовых комплексов, в рамках к-рой был выделен 181 земельный участок, проводятся работы по благоустройству прилегающих территорий. В М. расположены 432 объекта культурного наследия религ. назначения, Правительство М. содействует их сохранению, финансируя ремонтно-восстановительные работы. В 2015-2016 гг. в рамках реализации гос. программы «Культура Москвы» были проведены работы стоимостью более 842,8 млн р. на 12 объектах. В ходе реализации городской программы предоставления субсидий из бюджета города религ. орг-циям на возмещение затрат в связи с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия религ. назначения, находящихся в гос. собственности и переданных в пользование религ. орг-циям, в 2015-2016 гг. было выделено более 482 млн р. Реализация городской программы субсидий впервые позволила выработать принцип долевого участия и объединить средства бюджета города, религ. орг-ций и благотворителей для реставрации объектов культурного наследия религ. назначения. В 2016 г. были полностью отреставрированы объекты, являющиеся архитектурными доминантами М. и объектами культурного наследия федерального значения: ц. во имя прп. Пахомия Великого Высокопетровского во имя святителя Петра , митрополита Московского , мужского монастыря , сев.-зап. кельи московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы ставропигиального женского монастыря , Никольская ц. при бывш. больничных палатах Новоспасского московского в честь Преображения Господня мужского монастыря , ц. во имя мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Дубининская ул., д. 9/3, строение 1), адм. корпус 20-30-х гг. XX в. Бахметьевского автобусного парка (ул. Образцова, д. 11), в к-ром располагается департамент кашрута при главном раввинате России (пользователь объекта - московская марьинорощинская евр. община).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Здесь мы видим, что настоятель бывшего Богородицкого монастыря возглавляет уже новый Четырёхсвятский Дубенский монастырь. Этот факт также свидетельствует и о том, что богородицкое братство не пресекалось с припиской Богородицкого монастыря, но сохранилось и продолжило саратовскую монастырскую традицию, но уже в новом Четырёхсвятском (впоследствии Спасо-Преображенском) монастыре. Дальнейшая история как мужского, так и женского монастыря более или менее известна из различных документальных источников и не вызывает особых вопросов. Четырёхсвятский монастырь постепенно обустраивался и обрастал различными хозяйственными угодьями. В 30-х годах XVIII века была освящена новая каменная Спасо-Преображенская монастырская церковь (просуществовавшая до 30-х гг. XX в.), после чего он стал часто именоваться Спасо-Преображенским. Монастырь пережил много пожаров, пугачёвское нашествие и, наконец, после грандиозного пожара 1811 года, полностью уничтожившего обитель, был архимандритом Саввой возобновлён и обустроен на новом месте, под Лысой горой, где и простоял до нашего времени. Таким образом, мы показали, что историю нашего мужского монастыря нужно несколько «отдалить» в сторону древности и отнести её к самому началу XVII века. Можно также обозначить основные этапы этой истории: 1617–1623 гг. – Богородицкий Казанский монастырь основан в левобережном, «втором» Саратове. 1674 г. – монастырь (вместе с женским Крестовоздвиженским) перенесён на правый берег Волги, в новый, «третий» Саратов. 1691–1692 гг. – Богородицкий монастырь приписан к Высокопетровскому, братия выселилась из монастыря и основала новый Четырёхсвятский (впоследствии Спасо-Преображенский) монастырь «на горах». 1704 г. – Богородицкий приписной монастырь упразднён. 1811 г. – Спасо-Преображенский монастырь «на горах» сгорел и был возобновлён на другом месте, под Лысой горой, а прежняя его церковь обращена в приходскую. 1814–1822 гг. – монастырь отстроен и освящён. 1930 г. – монастырь закрыт и разорён, остались небольшая церковь и два монастырских корпуса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Битва Поединок Пересвета и Челубея. По легенде, утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к двенадцатому часу. Битва началась с поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – брянский (по др. версии, любечский) боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой... Историки считают, что битва началась внезапно, на рассвете. Ордынская конница обрушилась на “передовой полк” и уничтожила его, потом врубилась в “большой полк” и пробилась к черному княжескому знамени. Бренко погиб, был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина, однако “большой полк” устоял. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Они дрогнул и попятился к Непрядве. Положение спас, вышедший из " зеленой дубравы " , Засадный полк Дмитрия Баброка-Волынского и серпуховского князя Владимира Андеевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы. У ордынцев возникло замешательство , которым воспользовался “большой полк” — он перешел в контрнаступление. Ордынская конница обратилась в бегство и смяла копытами свою же пехоту. Мамай бросил шатер и едва спасся. Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (если сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня). Русские воины преследовали ее остатки до реки Красивая Меча (50 км выше Куликова поля); там же была захвачена Ставка ордынцев. Мамай успел бежать; Ягайло , узнав о его поражении, также спешно повернул обратно. Мамай вскоре был убит своим соперником ханом Тохтамышем. После битвы Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными, однако потери противника превысили русские. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. По преданию большинство павших русских воинов были захоронены на высоком берегу при слиянии Дона с Непрядвой. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище " Донской. " В битве отличились русские богатыри — брянский боярин Александр Пересвет , ставший иноком у преподобного Сергия Радонежского и Андрей Ослябя (ослябя по-калужски — “жердь”). Народ окружил их почетом, а когда они умерли, то были похоронены в храме Старо-Симонова монастыря . Вернувшись с войском 1 октября 1380 г. в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство мужского Высокопетровского монастыря в память о битве.

http://drevo-info.ru/articles/13765.html

До 1919 г. часть братии П. Н. м. несла послушания в принадлежавших обители часовнях. В 1870-1874 гг. на покое в П. Н. м. проживал еп. Никодим (Казанцев) , в 1878-1887 гг. в братии обители состоял духовный писатель, смотритель Перервинского уч-ща (1876-1878) игумен (с 1887 архимандрит) Никифор (Бажанов). Насельники П. Н. м. назначались настоятелями др. мон-рей: иером. Иоасаф - настоятелем Берлюковской во имя святителя Николая Чудотворца мужской пустыни (1779-1794), игум. Никифор (Бажанов) - настоятелем московского Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужского монастыря (1887-1895), иером. Евгений - настоятелем Кременецкого Вознесенского монастыря Донской епархии (1907-1908), иером. Пантелеимон (Орлов) - настоятелем Екатерины великомученицы мужской пустыни (1915-1918), иером. (впосл. епископ) Никон (Соловьёв) - настоятелем Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни (1916-1923). Материальное обеспечение Первые данные о земельных владениях мон-ря содержатся в писцовых книгах 1573/74 г. и 1623/24 г. В 70-х гг. XVI в. обители принадлежало неск. пустошей в Васильцеве (Васильцове) стане Московского у., в т. ч. Горьево (ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 9). В 1623/24 г. за мон-рем числились монастырская слободка (7 бобыльских дворов) ( Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1892. С. 4), ок. 491,6 га пашни, сенные покосы и ок. 2,2 га леса (Ист. описание. 1877. С. 96). В 1632 г. по указу царя Михаила Феодоровича обители был возвращен принадлежавший ей «изстари» луг (ок. 6,1625 га) (Там же. С. 96-97). К 1678 г. в подмонастырской слободе числилось 14 дворов и 50 душ муж. пола ( Леонид (Толмачёв). Состояние. 2012. С. 104). В 1687 г. мон-рю была отдана пустошка Одинцовская Гривка в Московском у., за которую обитель должна была вносить в казну 1 р. в год. В 1699 г. мон-рь получал денежную ругу в размере 10 р. 10 алтын ( Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1892. С. 5). Основной доход обители со 2-й пол. XVII в. до 1920 г. приносила Иверская часовня , построенная ок.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Закрыть Исихазм как политическое явление Часть 1 26.06.2019 3963 Время на чтение 32 минут 28 Января 2019 г. в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами прошло совещание с представителями епархиальных «военных» отделов в рамках секции «Церковь и Армия» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Участие в совещании приняли 135 человек из 107 епархий Русской Православной Церкви. Ключевой темой форума стали доклады и выступления о значении духовной практики Исихазма в современных условиях . Докладчики отметили уникальность поднятой темы, выразив живую заинтересованность в проработке духовных вопросов пастырского служения в воинских формированиях и развитии святоотеческой традиции умного делания в современных условиях. С докладами выступили: председатель Синодального отдела, Протоиерей Сергий Привалов «Актуальность просвещения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов вопросам внутреннего духовного делания», духовник Высокопетровского монастыря Москвы Игумен Петр (Пиголь) «Основные особенности Исихазма: методология и практика»; доктор юридических наук, генерал-лейтенант юстиции Алексей Михайлович Величко «Исихазм как политическое явление»; насельник Исихастириона Святителя Иннокентия Иркутского, Каруля (Афон) Игумен Алексий (Просвирин) «О практике современного Исихазма на Святой Горе»; сотрудник военного отдела Рыбинской епархии Протоиерей Игорь Петров «Святоотеческая традиция умного делания в современной пастырской практике»; председатель Отдела Мурманской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, протоиерей Андрей Амелин « Духовно-нравственное и патриотическое воспитание Российского воинства на современном этапе военно-церковного взаимодействия» ; историк Леонид Евгеньевич Болотин «Иисусова Молитва и православно-патриотическое общественное движение со второй половины 1980-х годов и по нынешнее время»; препод аватель воскресной школы Николо-Бирлюковского мужского монастыря Алексей Иванович Сазонов «Съемка серии фильмов популяризирующих Исихазм»; Павел Геннадьевич Фокин «Опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания на основе проектов кинокомпании " Союз Маринс групп " »; а также историк Вячеслав Михайлович Катков и помощник председателя Синодального отдела Борис Михайлович Лукичев.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/27/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЯ (Пузик Валентина Ильинична; 19.01.1903, Москва - 29.08.2004, там же), схим., фтизиатр, духовная писательница, гимнограф. Отец, Илья Яковлевич, был служащим управления Киево-Воронежской железной дороги. Мать, Екатерина Севастьяновна, в 30-х гг. приняла иноческий постриг (в монашестве Авраамия). Валентина Пузик училась в Николаевском жен. коммерческом уч-ще. В 1920 г. поступила на естественное отд-ние физико-математического фак-та МГУ, а с 1923 г. обучалась на организованном на том же фак-те биологическом отд-нии. Ее научным руководителем стал известный фтизиопатолог В. Г. Штефко. Уже 1-я написанная в студенческие годы работа принесла молодой исследовательнице международную известность. В февр. 1924 г. Валентина Пузик стала духовной дочерью архим. Агафона, в схиме Игнатия (Лебедева) , старца Высокопетровского мужского монастыря . В июне 1928 г. И. приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия в честь свт. Варсонофия Казанского; 2 янв. 1939 г.- в мантию с именем Игнатия в честь сщмч. Игнатия Богоносца и в память о ее духовном отце, погибшем в 1938 г. в заключении. И. принадлежала к старшему поколению тайной монашеской общины прмч. Игнатия (Лебедева). Целью создания общины было сохранение аскетической традиции правосл. монашества. Среди вновь постриженных иноков и инокинь сохранялись основные традиции монашеской жизни: восприятие любой, в т. ч. светской, работы как послушания, исповедание помыслов старцу, ежедневная молитва и др. В соответствии с принципами, установленными прмч. Игнатием, научная деятельность стала для И. ее монашеским послушанием. По окончании в 1926 г. МГУ И. работала в лаборатории патоморфологии туберкулеза Гос. туберкулезного ин-та (позднее Центральный научно-исследовательский ин-т туберкулеза (ЦНИИТ) Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докт. диссертацию (ученая степень д-ра биологических наук была присвоена ей в 1943), с 1947 г. профессор. Руководитель патоморфологической лаборатории ЦНИИТ в 1945-1974 гг., автор более 200 работ в разных областях медицины, под ее рук. были защищены 22 докторские и 47 кандидатских диссертаций. Стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров. Была удостоена ордена Трудового Красного Знамени (1973), медалей, звания заслуженного работника медицины.

http://pravenc.ru/text/293507.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010