церковных традиций обычно оказывалось безуспешным. Во главе новоучрежденной Московской дикастерии был поставлен Сарский архиеп. Леонид (Петровский), к-рому Синод (с 1721 г. Святейший правительствующий Синод) дал подробную инструкцию по управлению Московской Синодальной областью. В помощь архиеп. Леониду в качестве асессоров дикастерии были назначены архимандриты Высокопетровского и Донского мон-рей. Резиденция архиеп. Леонида находилась в Синодальном доме. Дикастерия состояла из присутствия и канцелярии. В канцелярию входили: стол судный с 3 отд-ниями; стол церковного благочиния, где были сосредоточены исповедные росписи и осуществлялся контроль за выборами поповских старост, и др. По имп. указу от 31 мая 1736 г. о передаче из Канцелярии тайных розыскных дел в дикастерию на предварительное рассмотрение и определение дел по обвинению «слово и дело» и о нарушениях богослужений в дикастерии был организован секретный стол. Дикастерия назначала настоятелей в малые мон-ри, осуществляла поставление в протопопы больших кремлевских соборов с обязательным докладом Синоду и его определением, направляла иереев и диаконов в московские приходы, ставленников - к архиереям в Москве. Она также осуществляла контроль за поставлением в священники с выдачей ставленнических грамот, вела производство дел по долговым обязательствам духовенства до передачи дел в гражданский суд. По указу Синода от 20 мая 1724 г. дикастерия осуществляла контроль за выборами поповских старост в московских сороках, сбор ведомостей от поповских старост о родившихся и об умерших, оформление похоронных памятей о погребении скоропостижно умерших, сбор от причтов книг о неисповедовавшихся и об исповедовавшихся и др. В соответствии с инструкцией Синода от 8 апр. 1735 г. в ее обязанности помимо епархиальных вошли и синодальные, в частности контроль за деятельностью Дворцового и Казенного синодальных приказов, в 1736 г. ей переданы дела из Канцелярии тайных розыскных дел. В соответствии с указом имп. Елизаветы Петровны от 1 сент.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Притом, соображаю и то, что Вы, возвращаясь из Киева, подольше у меня можете побыть и сообщить мне обстоятельные сведения о результатах Съезда. Мне жаль, что Вы отказываетесь от делаемого Вам Синодальной Конторой приглашения принять на себя труд описания Славянских рукописей Синодальной библиотеки. Мне кажется, что после Капитона Ивановича 1163 едва ли кто с большим успехом мог продолжить этот важный труд, кроме Вас. Вы и с содержанием рукописей более или менее уже знакомы, Вам и приемы в производстве этой ученой работы более других известны. Итак есть ли какая-нибудь надежда на продолжение труда, прерванного смертию великого трудолюбца, Капитона Ивановича? Вы другой год трудитесь над Архивом Оружейной Палаты; а я третье лето уже разбираю свой собственный келейный Архив. У меня так много накопилось всякого рода бумаг, и оффициальных, и неоффициальных, между коими притом немало очень интересных по своему содержанию, что я решился привести их в порядок, и со временем думаю сделать из них какое-нибудь употребление, полезное для потомства. Когда будете у меня, увидите этот Архив. Призывая на Вас и на Ваши ученые труды Божие благословение, с душевным к Вам уважением и преданностию остаюсь» и проч. 10-го ч. получил я письмо из Москвы от Высокопетровского Архимандрита Григория. Вот что писал он мне от 8-го числа: «Письмо Вашего Преосвященства от 27-го мая и выписку из послужного списка удостоился получить с глубокою благодарностию. Получил я служебные списки и от других Преосвященных, от некоторых еще ожидаю. В этом месяце я должен непременно окончить свой труд и передать г. Бодянскому для помещения в 1-й кн. Чтений за сей год 1164 , если он не забыл своего обещания. Половину моего труда он уже читал еще на Фоминой неделе, и тогда просил доводить его до конца. Составлено мной и описание надгробных монастырских памятников 1165 . Надписи я прочел все с редким успехом, потому что все разобрал. Несколько камней с надписями отрыты под колокольней, в арке по правую сторону св. ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Таким признаю ректора Московской духовной академии архимандрита Савву. Если бы избрание его утвердилось, то ректором академии мог бы назначен быть профессором протоиерей Александр Горский , достойный сего по учености, долговременной службе и нравственному достоинству. Не будучи монахом, он так же, как монах, всего себя посвящает духовной учености, и исполнению академических обязанностей, не развлекаясь ничем посторонним. Призывая вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть вашего превосходительства, покорнейший слуга». 990 15 окт. отправился я, с разрешения митрополита, в Москву по делам своей Высокопетровской обители; а на другой день, 16-го и., пишет мне из академии протоиерей А.В. Горский: «Ваше высокопреподобие, любезнейший наш отец ректор! Не в последний ли раз мне приходится назвать вас этим именем? Лишь только вы уехали, как пришла к нам весть из СПБ., о вашем избрании в помощника святителю. Пишет это пр. Евсевий 991 к о. инспектору 992 и поздравляет вас с новым назначением, уведомляя, что доклад 12 окт. подписан, а 13-го, как надеются, утвержден будет Государем. Поздравляем вас, и мы с предназначаемым вам новым служением. Господь да дарует вам светить Церкви тем ярче, чем гуще мрак, облегающий нас. Не долго вы с нами пожили: но влияние вашей деятельности отозвалось благотворно в жизни академической. Этого не забудет академия. Сожалею, что не привел Бог утвердить начатое. Видно, святителю нужнее помощь ваша там, нежели здесь. Позаботьтесь о нашем будущем». В ответ на это писал я: «Усерднейше благодарю вас за поздравление меня с новым предназначением. Но для меня гораздо приятнее высказанное вами сожаление, в искренности которого я нимало не сомневаюсь, чем поздравление, хотя и оно проистекает из того же доброго и благородного вашего сердца. Весть о новом моем служении не столько радует, сколько смущает меня. Дело это владыка держал до сих пор в крепком секрете даже и от преосв. викария. 993 Вчера я у него был, и он ни одним словом не намекнул мне об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Я думаю, что в нашем прошлом мы можем обрести опыт созидания общенациональной или, точнее, наднациональной идеи, идеи преданности стране, такой патриотической идеи, которая действительно смогла бы объединить разные национальные и религиозные группы», - заключил он. Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) поддерживает инициативу Президента Дмитрия Медведева. «Конечно, никакое общество не может существовать без ощущения принадлежности к единому организму страны. Такое самосознание формируется на протяжении многих веков, исходя из общего опыта истории и общих ценностей. Без этого здание государственности не может возводиться. И Россия не сможет существовать без такой идентичности», - подчеркнул отец игумен. «Чтобы мы могли себя почувствовать гражданами одной страны, одного общества и совершать одно дело, сейчас необходимо прояснить и четко осознать, в чем состоит идентичность россиянина. Мы должны хорошо представлять, что нас объединяет в прошлом и совместно праздновать ключевые исторические даты. Мы должны осознавать те ценности, которые служат сплочению российского общества. И здесь я бы хотел подчеркнуть, что традиционные религии России осуществляют свой вклад в дело мира и взаимопонимания в нашей стране. На протяжении столетий представители Православия, ислама, иудаизма и буддизма живут вместе, поддерживая общественные устои и гарантируя единство и целостность России», - сказал отец Филипп. «Что же касается будущего нашей страны, то для того, чтобы иметь о нем представление, необходимо инициировать дискуссии с привлечением людей различных взглядов», - заключил он. Священник Димитрий Лин, клирик Патриаршего подворья Высокопетровского монастыря в Москве , также видит нужду в идентичности, объединяющей всех граждан России. «Но страна наша большая, народностей в ней много, поэтому найти такое общее основание довольно сложно. Мне представляется, что необходимо обратить внимание на историю и те духовные ценности, которыми живут люди до сих пор. Да, за последние сто лет пройден путь от Российской Империи до Российской Федерации, но те духовные ценности, которые существовали еще в дореволюционной России, по существу с некоторыми вариациями были перенесены в Кодекс строителя коммунизма. Будем надеяться, что и сейчас они будут востребованы», - сказал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/25/id...

25 мая Синод назначил в состав имеющей быть конференции с Сенатом, кроме присутствующих членов, епископов Леонида сарского, Питирима нижегородского и Иоакима суздальского; архимандритов: троицкого Варлаама, 339 новоспасского Евфимия Колети, саввина сторожевского Досифея, высокопетровского Сергия и горицкого Илариона; из белого духовенства – никого. Некоторых членов не было в Москве – к ним послали указы. Наконец, 8 июня, Феофан обявил в Синоде высочайший указ, чтобы лица, назначенные в состав имеющей быть конференциии (доколе не придет это дело к окончанию), приезжали в синодальные собрания на правах синодальных членов и, слушая дела, полагали общую с прежними членами резолюцию и подписывали приговоры. На другой день, 9 июня, открылись конференции с Сенатом. «Государственный канцлер, граф Головкин, предложил, чтоб синодальным членам быть переменным: четырем архиереям, двум российским, двум других наций; четырем архимандритам и двум протопопам – всего 10 персонам. Конференция утвердила быть только шести архиереям, да пяти архимандритам; а протопопам не быть и игуменам не быть. Числу быть одиннадцати местными. Оставить чередных по два архимандрита. Князь А. М. Черкасский предложил с своей стороны, что если архиереям быть переменным, тоб меньше четырех; а ежели непеременным, то и больше. Преосвященный новгородский говорил, что ежели переменять, то по одному на год отпускать. Граф Головкин и князь Д. М. Голицын также говорили, чтобы всех вдруг не переменять. Генерал-фельдмаршал Трубецкой предлагал, чтобы переменять не вдруг и не по одному, но по третям. Ежели быть архиереям шести, то переменять по два в отпуск. Хотя и переменным быть, да обратными Сенат предлагал переменять через два года». На этот раз однакож ничем не кончили и положили принесть на конференцию проект для общего рассмотрения; но в назначенный день, 11 июня, конференция не состоялась. 16 июня Синод посылал в Сенат своего секретаря, В. Тишина, с обявлением, что от Синода сочиняется мнение, но только за некоторым малым исправлением не окончено; чтоб и Сенат также предложил на конференции проект с мнением. Тишину обявили в Сенате, «что от Сената никакого проекта предложено не будет, а чтоб на будущей конференции надлежащее мнение предложено было от Синода».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Студентов академии привлекало в нем его всегда спокойно ровное, с оттенком благодушной иронии, настроение, открытый ласковый взор его умных, слегка смеющихся глаз, его удивительная находчивость и редкостное остроумие, его глубокое понимание запутанных жизненнопрактических отношений, его отеческое внимательное, хотя и чуждое сентиментальной слащавости, отношение к студентам, его искреннее сочувствие к действительному студенческому горю и посильная готовность ему помочь. За его находчивость и остроумие в ответах на требования студентов его назвали «папашей” и «дедушкой». 22 марта 1898 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. 17 июня 1904 года переведен епископом Тульским. В феврале 1908 года уволен на покой, с назначением его настоятелем одного небольшого, захолустного монастыря Тульской епархии (Белевского). Одной из причин его увольнения послужило то обстоятельство, что он решительно отклонил настойчивое предложение местного ректора, – молодого, властного инока с сильной поддержкой наверху, закрыть семинарию по случаю какого-то происшедшего в ней беспорядка, далеко не имеющего в себе ничего угрожающего. Это увольнение сильно и больно отразилось на психологии и самочувствии владыки. По его просьбе он был назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря и членом Московской Синодальной Конторы. 18 марта 1908 года он прибыл в Москву с легким нездоровьем (инфлуэнца), которое вскоре перешло в более серьезную болезнь (воспаление легких). 26 марта 1908 года, по принятии Св. Таин, в полном сознании, он тихо, почти безболезненно скончался на руках детей. Погребен на кладбище Покровского монастыря в Москве. Духовный писатель. Это был умный, вдумчивый от природы архипастырь, опытно знакомый со всеми тонкостями косисторской волокиты. Он умел входить в действительные нужды своей паствы и содействовать возможному облегчению их. Близко к сердцу принимал тяжелое материальное положение духовенства – обеспечение его вдов и сирот и воспитание духовного юношества обоего пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каким было завершение столпа 1505-1508 гг., остается неизвестным. Реконструкция, предполагающая завершение 3-го яруса куполом, напоминающим завершение собора московского Высокопетровского монастыря , в последнее время оспаривается. Привлечение др. круга аналогов и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.) позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итал. кампанилл ( Петров. 2008). Изучение колоколен в различных областях Италии показывает, что, несмотря на отсутствие прямых аналогий, И. Л. ц. 1505-1508 гг. органично вписывается в их ряд. Так, в Италии повсеместно была распространена традиция строительства высоких подколоколенных сооружений, поднимающих ярусы звона на значительную высоту. На протяжении длительного периода (XII-XV вв.) в различных областях Италии строились 8-гранные столпообразные сооружения. Также во мн. итал. кампаниллах используется прием уменьшения диаметра верхних частей столпа по сравнению с нижними, в основном на уровне верхнего яруса звона. Образовавшаяся площадка часто служит обходной арочной галереей на столбах или колоннах, окружающей верхний восьмерик или цилиндр (напр., 8-гранная колокольня при ц. Сан-Никола в Пизе, ок. 1170 и (или) между 1230 и 1250). Композиция И. Л. ц. имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итал. зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции - редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напр. в Ломбардии. Тем не менее аналогии И. Л. ц. обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в «Трактате об архитектуре» Филарете (1460-1464; Там же. С. 81). Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в рус. традиции. Однако именно Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в рус., ни в итал. архитектуре. Все известные центрические, круглые, 8- или 9-гранные подколоколенные сооружения на Руси построены после возведения московского столпа. Бон Фрязин, осуществив свой проект, вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

http://pravenc.ru/text/577898.html

А потому доставляемые мне Вами «Сборник» и первый выпуск «Вестника» я принял с особенным удовольствием, за что Вам приношу искреннюю благодарность. Если Вы не измените своего доброго намерения посетить меня, то я просил бы Вас пожаловать ко мне на обратном пути из Киева, так как я предположил (и сделал уже распоряжение) во второй половине июля отправиться в епархию для обычного обозрения церквей, и возвращусь из поездки не ранее первых чисел августа. Притом, соображаю и то, что Вы, возвращаясь из Киева, подольше у меня можете побыть и сообщить мне обстоятельные сведения о результатах Съезда. Мне жаль, что Вы отказываетесь от делаемого Вам Синодальной Конторой приглашения принять на себя труд описания Славянских рукописей Синодальной библиотеки. Мне кажется, что после Капитона Ивановича 1726 едва ли кто с большим успехом мог продолжить этот важный труд, кроме Вас. Вы и с содержанием рукописей более —781— 1874 г. или менее уже знакомы, Вам и приемы в производстве этой ученой работы более других известны. Итак, есть ли какая-нибудь надежда на продолжение труда, прерванного смертью великого трудолюбца, Капитона Ивановича? Вы другой год трудитесь над Архивом Оружейной Палаты; а я третье лето уже разбираю свой собственный келейный Архив. У меня так много накопилось всякого рода бумаг, и официальных, и неофициальных, между коими притом немало очень интересных по своему содержанию, что я решился привести их в порядок, и со временем думаю сделать из них какое-нибудь употребление, полезное для потомства. Когда будете у меня, увидите этот Архив. Призывая на Вас и на Ваши ученые труды Божие благословение, с душевным к Вам уважением и преданностью остаюсь» и проч. 10-го ч. получил я письмо из Москвы от Высокопетровского Архимандрита Григория. Вот что писал он мне от 8-го числа: «Письмо Вашего Преосвященства от 27-го мая и выписку из послужного списка удостоился получить с глубокой благодарностью. Получил я служебные списки и от других Преосвященных, от некоторых еще ожидаю. В этом месяце я должен непременно окончить свой труд и передать г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время, в часы досуга, читаю я Историю Императора Александра I-ro, соч. Богдановича 1227 , и достиг —231— 1869 г. уже в ней до описания варварского нашествия на Москву Наполеона. В газетах, между тем, не раз уже видел я объявление о продаже по уменьшенной цене (именно, 5 руб. вместо 15 р.) издания: „Император Александр и его сподвижники в 1812–1815 г.“ Издания этого у меня недоставало, а теперь, как нельзя более, кстати приобрести оное. Не примете ли на себя труд, достопочтеннейший Капитон Иванович, купить для меня это издание? Оно продаётся у Манухина. – Да, кстати, благоволите приобрести для меня ещё одно сочинение, о котором недавно пришло мне на мысль, это – „Повествование о России Н. С. Арцыбышева 1228 (изд. Общ. Ист. и Древ. Российск.). Книги эти или сами потрудитесь переслать мне по почте, или передайте Высокопетровскому О. Казначею; а он перешлёт их ко мне при какой-нибудь оказии. Деньги мною будут высланы немедленно. Ещё одна до Вас просьба. Не случается ли Вам встречаться где-либо в учёных собраниях с А. А. Мартыновым – издателем подробного Исторического и Археологического Описания Москвы? При встрече с ним прошу спросить его, скоро ли выйдет в свет и будет мне доставлен 2-й том его издания, на получение коего у меня хранится билет более 3-х лет, оплаченный 107-ю рублями серебром. Заплативши деньги за книгу, очень неприятно так долго ожидать её. Вы по своему доброму ко мне расположению, обещали в скором времени писать мне; прошу исполнить Ваше обещание“. 5-го ч. писал мне из Москвы Преосвященный Леонид: „Матерь Игуменья Митрофания 1229 предложила мне доставить к Вашему Преосвященству моё письмо. Я написал его на двух листах и послал; через несколько дней оно возвратилось от неё, и уже я не расположен послать его вторично. Если даст Бог, увидимся, то и наговоримся, а теперь скажу Вам о себе. Купался я от 15 июня до 6-го сентября; с 6-го до 22-го провёл в Саввине, для разъез- —232— 1869 г. дов по приходам; но как ни весенний, ни летний воздух не освежал меня, то чувствую уже, что недостаёт мне сил, сколько викарию Московскому иметь нужно. Поэтому живу и движусь кое-как. „Сподоби Господи день сей, вечер сей, нощь сию“; „весь живот наш Христу Богу предадим“ – вот расположения, с которыми и которыми живу. Владыка 1230 вполне милостив и снисходителен ко мне. – Есть слух, что на днях получит указ о приезде в Синод на зиму. Его особенно заботит устроение церковных дел в Америке (т. е. отошедшей от нас с Калифорнией).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я действительно имел намерение отправиться в Киев на юбилей родной Академии и твёрдо стоял в этом намерении. Но с наступлением осени, дождливой и сырой, я почувствовал, что бедное моё здоровье не в состоянии вынести такого длинного пути в такое время. А потому нашёлся вынужденным отказаться от счастья посетить св. град Киев и уже известил о том Академию. Поручая себя Вашим братским молитвам, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть“. 27-го числа писал мне Преосвященный Игнатий 1210 : „Со днём Ангела усердно Вас приветствую и желаю Вам Божественного утешения и подкрепления во всех благих пастырских начинаниях и предприятиях. Признаюсь, что я едва не попал на Вологодскую кафедру 1211 . Не знаю, похвалите ли меня за то, что я отказался от предложения. Но так решиться заставило меня некрепкое состояние здоровья, для которого неблагоприятен мог бы быть тамошний болотистый климат. Признаюсь, что ещё несколько лет желал бы я пробыть на теперешнем месте. За молчание моё прошу премного прощения. Да не поставится сие мне в вину великую“. Казначей Высокопетровского монастыря, о. Иосиф письменное приветствие меня со днём ангела сопровождал вещественным даром – прислал мне книгу писем в Бозе почившего Митрополита Филарета к А.Н. Муравьеву. Притом он передал мне поздравление и от известного благотворителя Полоцкого женского училища, С.П. Оконнишникова, сообщая вместе с тем о следующем прискорбном событии в семействе последнего: трёхлетний сын его Пётр, увидевши в передней комнате стакан с ку- —222— 1869 г. поросным маслом, попробовал этого масла и на другой день скончался. 28-го числа приветствовал меня от лица подведомого духовенства Велижский Благочинный, священник Владимир Щербов в таких выражениях: „Священным и отрадным долгом считаю приветствовать Ваше Преосвященство, Милостивейшего Архипастыря и незабвенного отца и святителя с наступающим днём Вашего Ангела, поздравить не от одного только своего имени, но от лица всего вверенного мне духовенства. В достопамятный день Вашего Ангела, все мы пастыри душ, вместе с нашими духовными детьми, принесём особенно тёплую усердную молитву к Господу сил о здравии и долгоденствии Вашего Преосвященства! С мольбой о продлении бесценной жизни нашего незабвенного Святителя и истинно милосердого Отца, мы соединим и благодарственную молитву к Царю Небесному, пославшему нам в лице Вашем истинно благодетельного Отца, под покровительством которого мы живём мирно и благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010