Мысль – об открытии духовного братства 979 , чтобы оно содействовало духовному просвещению и пользе библиотеки своими трудами и изданиями сочинений оригинал. и переводов, и даже распродажею книг, – отвергнута большинством, из каких-то странных опасений со стороны Правительства: впрочем, как она не была надлежащими образом развита собранию, то я не теряю еще совсем на нее надежды». 1-го октября преосвящ. Леонид приветствовал меня со днем ангела телеграммою, – что составляло тогда для Сергиева посада необычайную новость. В тот же день я поспешил поблагодарить за такую любезность его преосвященство, но не телеграммою, а письмом. – Между тем, на другой день почтенный друг мой явился ко мне с личным поздравлением, – чем я, разумеется, были обрадован чрезмерно. 1-го же числа писал мне из Москвы Высокопетровский казначей и прислал от лица всей монастырской братии в благословение образ Христа Спасителя. – На это я писал: «Отцу казначею и боголюбезной братии Высокопетровской обители. Усердно благодарю вашу любовь за добрую о мне память и за священный дар. Благодать Христа Спасителя, коего святое изображение я имел утешение получить от вас, да сохранит вас всех во святыни духа, в мире и взаимной любви! Поручая себя вашим святым молитвам, остаюсь с братскою о Христе любовью». 2-го ч. писали я в Москву А.Б. Нейдгарт: «Приношу вами усерднейшую благодарность за ваши прекрасные четки – произведения французской досужести. Но у меня уже столько ваших четок, что я не знаю им и счету. За то, чем больше памятников вашего доброго ко мне расположения, тем большая возлагается на меня обязанность молитвенно памятовать о вас. Быть у вас на именинном пироге, лично поздравить вас со днем вашего ангела было бы для меня очень приятно; и я непременно это исполнил бы, если бы жил на таких же правах вольности, на каких изволите пребывать ваше высокопревосходительство. Но мы люди должностные, и находимся под командою. Впрочем, вскоре после ваших именин, я действительно располагался было отправиться в Москву: но – homo praeponit, Deus disponit. С одной стороны, не все приготовлены были дела к тому дню, когда я предполагал ехать, а с другой – до нас достиг слух, что скоро прибудет в Лавру владыка, и потому я должен был отложить свою поездку. Не отчаиваюсь, однако ж, среда осени побывать в Москве и с вами повидаться».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

С ним было у меня и нередкое письменное общение. Узнав об изданной Вами книжке воспоминаний о сем архипастыре, я крепко желал приобрести её тогда же, и даже собирался написать к Вам о сем моем желании, но не успел собраться, как Ваше Преосвященство угадали духом своим это желание и благоволили мне прислать сию книжку, с прочими приложениями. Прошу принять мою живейшую благодарность за сей дар братолюбия Вашего. Простите только, что замедлил своею благодарностью. Причиной служит тяжкая болезнь, постигшая меня, Божиим гневом и милостию, в конце июня и начале июля и приблизившая меня даже до врат смертных, ради чего я и приготовился, как подобало, по долгу христианскому и пастырскому. Но верно предстательство угодников Божиих Казанских и теплые молитвы о мне паствы похитили меня из рук ангела смерти на более или менее продолжительное время. Приемлю сие Божие посещение как послание себе от Пастыреначальника – Христа Иисуса, в роде, например, посланий Его же к ангелу Ефесской, или Лаодикийской, или других из семи Церквей 1086 ... Теперь поправляюсь от злой огневицы, бывшей у меня, но ещё продолжаю принимать от ней врачевство и нахожусь в руках врача. От того, как видите, и пишу ещё не довольно твердою рукою. Между тем – вот что: к почившему Архипастырю я писал, незадолго до перевода его из Москвы, одно длинное и серьезного содержания письмо. Да и между другими моими письмами были о предметах более или менее относящихся к церковным делам. Желал бы знать, сохранил ли он у себя сии корреспонденции, и если сохранил, кому они достались? Но я утомил и Вас и себя своим многописанием. Простите на сей раз. Прошу Ваших молитв о моей немощи, и с истинным почтением, преданностию, и яже во Христе любовью есмь Вашего Преосвященства усерднейший слуга»... 5-го ч. писал я в Москву Высокопетровскому архимандриту Григорию: «С любопытством ожидаю июньской книжки Чтений в Общ. Люб. Д. Просв., в которой Вы сделали вклад материалов для биографии покойного Владыки. Да, пора ученому Московскому духовенству серьезно приняться за приготовление достойной биографии своего великого и незабвенного Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Поэтому Синод просил, чтобы синодальные, казенный и дворцовый приказы с их канцелярскими служителями и с прочим и со всеми синодальными вотчинами были возвращены по прежнему в полное ведомство Синода, и чтобы собранные в этих приказах наличные денежные и хлебные доходы были отданы в жалованье служащим. 428 Доклад этот не возымел своего действия. Синоду пришлось повторить свое ходатайство. 429 При упразднении, по докладам Синода, коллегии экономии и синодальные казенный и дворцовый приказы также отошли в ведомство Св. Синода, слившись с вновь возникшим вместо коллегии экономии учреждением. 5. Канцелярия синодальная экономического правления С закрытием коллегии экономии Синодального Правления, Святейший Синод снова оказывался в том положении относительно управления церковными вотчинами, в каком находился в то время, когда эти вотчины были переданы в его управление Петром Великим. У Синода и теперь, как в то время, не было органа для ближайшего заведывания делами сих вотчин; но в то время Синод воспользовался, как видели, недавно закрытым монастырским приказом, восстановив его под своим непосредственным ведением. И в настоящий раз Синод как бы повторил прежний опыт. Начертывая свои распоряжения по приведению в исполнение высочайшего указа о закрытии коллегии экономии, Синод постановил как бы сохранить это учреждение, но под другим наименованием и в другом виде. Синод стремился усвоить сему учреждению такое наименование, которое указывало бы на ближайшее подчинение и зависимое отношение его к Святейшему Синоду, и дать тому же учреждению такое устройство, которое не выдвигало бы его из сферы церковных учреждений. Синод буквально постановил следующее: «бывшей коллегии экономии именоваться и писаться «канцелярией синодальной экономического правления», и на первый случай, в предупреждение в ту канцелярию, дабы в оной в течении дел остановки и упущения ни в чем быть не имело, определить Высокопетровского монастыря архимандрита Пахомия, да за советника синодального секретаря Павла Протопопова, а коликому же числу, и каких рангов духовным и светским персонам в той канцелярии установлено для лучшего управления и для порядка надлежит быть, о том в Святейшем Синоде, в полном собрании рассудя и назнача число и кого именно в те чины произвесть и положа им довольные оклады жалованья для того, чтобы оные без всякого пристрастия в правлении по той канцелярии дел поступать могли, представить доклад для конфирмации Ее Императорскому Величеству».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Настоятельница, под влиянием наушниц предубежденная против Олимпиады, особенно была возмущена монахинею N, красноречивою и хитрою, но не заслуживающею доверия. С затаенным намерением сблизиться с Олимпиадой и потом очернить ее, монахиня притворилась, и так искусно, будто имеет на душе томящий грех , и со слезами просила Олимпиаду помолиться за нее, а если можно, то и выслушать ее исповедь. Простосердечная и доброжелательная ко всем Олимпиада склонилась на эту коварную просьбу и, с участием выслушав (согласно с заповедью ап. Иакова 5:16 ) монахиню, открывшую между прочим, что будто бы давно питает вражду к игумении Анастасии, старалась духовно врачевать ее своими советами, не подозревая, что это приближенное к ней лицо, в качестве очевидной свидетельницы готовится взнесть на нее разные клеветы! Получа обо всем этом подробные сведения от благочинного монастырей, высокопетровского архимандрита Гавриила, владыка на прошение Олимпиады положил резолюцию 18 ноября 1844 г.: 1) «К прекращению недоразумений между настоятельницею и сею просительницею, уволить ее от должности казначеи, не в нарекание ни настоятельнице, ни увольняемой, которой и оставаться между старшими сестрами обители. 2) Для занятия должности казначеи велеть игумении с старшими сестрами избрать, и представить». Избрана монахиня Феоктиста. В сентябре 1846 г. Олимпиада была милостиво принята митрополитом. «Думаю, опять пешком пришла?» спросил он, показывая веселый вид. – Нет, владыка, приехала. Пешком бы я не дошла, что-то слаба (после болезни). – «Чтоже игумения дала тебе лошадь»? – Нет, владыка, меня довез за двугривенный крестьянин ехавший в Москву с метлами. – «Прошла ли с тобою скорбь и не уныла ли ты духом?» – Я теперь не унываю, предав себя воле Божией, а на счет казначейской должности рада, что с меня ее совсем сняли: я не умела исполнять ее, как следует, и только огорчала матушку. Владыка одобрил в ней покорность воле Божией и советовал всегда благодушно принимать и тяжкие скорби, посылаемые или попускаемые человеку от премудрого и всеблагого Промысла Божия, для лучшего устроения его душевного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Всех их объединяли общность взглядов, любовь к родному Отечеству, неприятие сионистского засилья и диктата еврейских писателей в творческих союзах СССР вообще и в Московской организации, состоявшей в ту пору на 86% из иудеев, в частности. Подмосковный поселок Переделкино был вотчиной преимущественно еврейских писателей. Группа «радонежцев» считалась неформальной писательской организацией, о которой вскоре заговорили в литературных кругах. Даже радиостанция Би-би-си в одной из своих передач объявила: «...черносотенец Шевцов создал под Загорском, в поселке Семхоз анти-Переделкино». Для русской молодежи писательский поселок стал местом паломничества. Я, в частности, ездил к И. Кобзеву и Г. Серебрякову. Несколько раз мы приезжали сюда, гуляли в окрестностях Абрамцева, а потом шли в Семхоз. Позднее, собираясь пораньше, мы сначала ехали в Троице-Сергиеву лавру, а затем бродили по Радонежью. К концу 60-х годов я и мои друзья окончательно духовно определились. Нашим последним университетом и национальным клубом стало Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Созданный в 1966-м в ожесточенной борьбе с либерально-еврейским подпольем (объявлявшем его антисоветской организацией) ВООПИК включил в свое руководство почти всех главных кумиров русской молодежи – Глазунова, Солоухина, Корина, Леонова, Барановского.     Члены клуба «Родина» на работе в музее-усадьбе В.Д. Поленова (май 1969 года). Стоят слева направо: И. Русокомский, Ф. Поленов, К. Медведев, Г. Курьеров, Н. Глущенко   ВООПИК стал, с одной стороны, центром спасения и реставрации русского культурного наследия, с другой – мощным рупором его пропаганды. Первоначально центральный ВООПИК разместился в Высокопетровском монастыре. Энтузиасты общества организуют многочисленные лекции по истории русской архитектуры, живописи, литературы. При обществе создается секция по шефству над памятниками русской культуры, ее члены регулярно по воскресным дням собираются для безвозмездной помощи на реставрацию конкретных памятников.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/11/...

После литургии был у меня архимандрит Высокопетровского монастыря Иосиф. Архим. Иосиф вручил мне бумагу за 35, следующего содержания: „Вчерашнего 26-го мая ко мне поступило отношение Настоятеля Перервинского монастыря, Архимандрита Викентия за 57, коим требуется с Высокопетровского монастыря уплатить Перервинскому монастырю долг в 5000 р., который лежит на высокопетровском монастыре с 1865 года и который предшественниками моими, настоятелями этого монастыря доселе не был уплачен. —889— 1883 г. Долгом доставляю себе почтительнейше изъяснить Вашему Высокопреосвященству, что, так как деньги эти 5000 руб. отпущены были Вам из Перервинского монастыря в Высокопетровский монастырь в бытность вашу настоятелем оного и викарием Московской митрополии, для устройства бывшей вашей архиерейского домовой церкви, не благоволите ли походатайствовать пред Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Иоанникием, не найдет ли он возможным сложить 18-тилетний долг с Высокопетровского монастыря в виду его ограниченных средств и тем оказать ему свою архипастырскую и отеческую милость“. Действительно, мною испрошено было у покойного митрополита Филарета, заимообразно из сумм Николо-Перервинского монастыря, в 1865 году 5000 рублей без процентов на восстановление домовой церкви в колокольне Высокопетровского монастыря; но так как я, восстановивши и освятивши эту церковь , пользовался ею не более полугода, получивши в 1866 г. назначение на Полоцкую епархию, то очевидно, и не имел возможности уплатить долг. Вследствие настоящей просьбы о. Иосифа, я попытался попросить Владыку Иоанникия о сложении со счетов Николо Перервинского монастыря означенного заимообраза; но он не согласился на это, а только отсрочил на год или на два уплату долга. В это же утро получено было мною из Владимира письмо от преосвященного Иакова. Вот что он писал мне от 26-го числа: „Душевно радуюсь, что Господь призвал Вас в числе избранных иерархов совершить венчание Их Величеств на царство и при этом удостоил Вас особенной монаршей милости; радуюсь и поздравляю Ваше Высокопреосвященство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вместе подпольные монашеские общины Зосимовских старцев просуществовали почти 12 лет. За это время им несколько раз приходилось менять храмы. В конце мая - начале июня 1929 г . был закрыт Боголюбский собор Высокопетровского монастыря – последний монастырский храм, находившийся в распоряжении верующих. После этого все петровские отцы перешли в храм во имя преп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке (ныне не существует), настоятелем которого снова был назначен епископ Варфоломей (Ремов). А в октябре 1933 г ., после закрытия храма во имя преп. Сергия на Б. Дмитровке, петровское братство перешло в храм Рождества Богородицы в Путинках. Где бы ни находились зосимовские отцы, жизнь приходов подчинялась нуждам подпольного монастыря, о существовании которого большинство прихожан едва ли догадывалось: службы совершались по Уставу Зосимовой пустыни, на них читались аскетические поучения, практиковалась частая исповедь. Эта часть монастырской жизни, адресованная прежде всего инокам, осуществлялась открыто и была доступна для всех прихожан. Тайные монахи находились в постоянном контакте с остальными прихожанами, ничем не отличались от них внешне. Это сближает нелегальный Высокопетровский монастырь с “домашними” монастырями, существовавшими при действующих храмах. Главной целью создания тайного Высокопетровского монастыря было продолжение в новых условиях аскетической традиции, которая, “несмотря на жесточайшие гонения”, не должна была “угаснуть”. В подполье была воссоздана древняя традиция общежительного монашества. Свою светскую работу тайные монахи приучены были воспринимать как монастырское послушание. Часть их заработка обычно шла на общие нужды. Была сохранена и такая специфически зосимовская практика, как ежедневное, в том числе письменное, “откровение помыслов” – раскрытие перед своим наставником самых сокровенных движений души, как худых, так и добрых, приучающее к постоянному покаянному самовоззрению и духовной трезвости. Особое внимание уделялось чтению аскетической литературы и участию в церковном богослужении. Конечно, зосимовские духовники не отказались полностью от подпольных богослужений. Большинство постригов совершалось тайно на частных квартирах, так же проходили некоторые исповеди, отпевания, реже – литургии. Духовная семья схиархимандрита Игнатия (Лебедева) имела обыкновение собираться у его старшей сестры, монахини Евпраксии, дом которой между собой они называли “скитом”, и вместе читать монашеское правило или службу (кроме литургии) мирянским чином. “Скит” был основан архимандритом Игнатием осенью 1927 г . неподалеку от Высокопетровского монастыря по адресу: Печатников пер., д. 3, кв. 26 (сейчас это – нежилое чердачное помещение) и получил имя в честь иконы Божией Матери “Знамение”. Там постоянно жили несколько духовных дочерей архимандрита Игнатия, в частности – монахиня Евпраксия – регент левого хора Высокопетровского монастыря (а затем до конца жизни – регент различных московских храмов), старшая по постригу в их монашеской общине.

http://pravoslavie.ru/5411.html

После литургии был у меня архимандрит Высокопетровского монастыря Иосиф. Архим. Иосиф вручил мне бумагу за 35 следующего содержания: «Вчерашнего 26-го мая ко мне поступило отношение Настоятеля Перервинского монастыря, Архимандрита Викентия за 57, коим требуется с Высокопетровского монастыря уплатить Перервинскому монастырю долг в 5000 р., который лежит на Высокопетровском монастыре с 1865 года и который предшественниками моими, настоятелями этого монастыря доселе не был уплачен. Долгом поставляю себе почтительнейше изъяснить Вашему Высокопреосвященству, что, так как деньги эти 5000 руб. отпущены были Вам из Перервинского монастыря в Высокопетровский монастырь в бытность вашу настоятелем оного и викарием Московской митрополии, для устройства бывшей вашей архиерейской домовой церкви, не благоволите ли походатайствовать пред Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Иоаниикием, не найдет ли он возможным сложить 18-ти летний долг с Высокопетровского монастыря в виду его ограниченных средств и тем оказать ему свою архипастырскую и отеческую милость». Действительно, мною испрошено было у покойного митрополита Филарета, заимообразно из сумм Николо-Перервинского монастыря, в 1865 году 5000 рублей без процентов на восстановление домовой Церкви в колокольне Высокопетровского монастыря; но так как я, восстановивши и освятивши эту церковь , пользовался ею не более полугода, получивши в 1866 г. назначение на Полоцкую епархию, то очевидно, и не имел возможности уплатить долг. Вследствие настоящей просьбы о. Иосифа, я попытался попросить Владыку Иоанникия о сложении со счетов Николо-Перервинского монастыря означенного заимообраза; но он не согласился на это, а только отсрочил на год или на два уплату долга. В это же утро получено было мною из Владимира письмо от преосвященного Иакова. Вот что он писал мне от 26-го числа: «Душевно радуюсь, что Господь призвал Вас в числе избранных иерархов совершить венчание Их Величеств на царство и при этом удостоил Вас особенной монаршей милости; радуюсь и поздравляю Ваше Высокопреосвященство.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

24-го числа получил я из Москвы письмо от Высокопетровского Архимандрита О. Григория: —713— 1873 г. «Приветствуя Ваше Преосвященство с радостным праздником Рождества Христова и с новым годом, от всей души желаю Вам доброго здоровья, на пользу православной церкви, и с благоговением прошу Вашего Святительского благословения. Чрез О. Игумена Иосифа послана на имя Вашего Преосвященства книжка: «Описание Высокопетровского монастыря», доведенное до 1812 г. 945 . Летом, может быть, найду возможным продолжить это сочинение. Особенно нового ничего не слышно. Желательно, чтобы новостей было поменьше, и чтобы дела не текли против течения реки». На это отвечал я 26-го числа: «Усердно благодарю Вас за доставленный мне экземпляр истории Высокопетровского монастыря и желаю, чтобы Господь даровал Вам силы довести до конца этот интересный труд. Продолжайте, пожалуйста, печатать и резолюции покойного Владыки. Это для нас архиереев истинное сокровище. Когда будете иметь досуг писать ко мне, не будьте слишком бережливы на чернила: не оставляйте на листе страниц не покрытых строками; пощедрее делитесь со мною столичными новостями, в особенности церковными и учеными. Вашу откровенность я не употребляю во зло». 26-го числа получил я из Москвы от Старшины Купеческой Управы, Действ. Стат. Сов. В. М. Бостанжогло 900 рублей при следующем письме: «Желая оказать содействие Полоцкой епархии, а также и находящемуся в Витебске Полоцкому училищу девиц духовного звания, я имею честь препроводить Вашему Преосвященству девятьсот рублей сер., из коих пятьсот рублей сер., пожертвованные по моему предложению душеприказчиками покойного Коммерции Советника Константина Абрамовича Попова, благоволите принять в распоряжение Ваше на епархиальные нужды вообще, а четыреста руб. сер. получены мною от Гг. Ивана Максимовича Филиппова, Андрея Николаевича Ленивова, Алексея Дмитриевича Ра- —714— 1873 г. сторгуева и Андрея Алексеевича Алексеева, по сто рублей от каждого, на означенное училище девиц духовного звания. От всей души желая Вам, Милостивый Архипастырь, встретить и провести наступающие праздники Рождества Христова и новый год в добром здоровье и покорнейше прося не оставить меня Вашими молитвами, с отличным почтением и преданностью честь имею быть» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ДК Петлюра vs Высокопетровский монастырь: Что происходит. По пунктам В СМИ появились сообщения о том, что представители Высокопетровского монастыря в Москве опечатали «ДК «Петлюра»» художника Александра Петлюры 27 апреля, 2018 В СМИ появились сообщения о том, что представители Высокопетровского монастыря в Москве опечатали «ДК «Петлюра»» художника Александра Петлюры В СМИ появились сообщения о том, что представители Высокопетровского монастыря в Москве опечатали «ДК «Петлюра»» художника Александра Петлюры, расположенного на улице Петровка в Москве и выселяют ДК Петлюры из подвального помещения монастыря. Наместник монастыря, игумен Петр (Еремеев) рассказал , что происходит на самом деле. «Друзья, мы не против «ДК Петлюры», мы против приватизации подвала, вход в который находится на территории монастыря, посторонними людьми. После чего тут явно не было бы Александра Ляшенко и его арт-проектов. А монастырь получил бы некое чужеродное доходное предприятие на своей территории. Но мы за Александра Ильича и культуру, поэтому добиваемся выделения ему вместо утлого подвала со складом нормальных помещений под галерею и его проекты. А до тех пор мы будем хранить его вещи и обеспечим ему необходимый доступ. Ближе к делу. Начну с главного. Кому же нужен скандал, кто бенефициар? Как и в прежних «сливах» героем раскрутки данного конфликта является руководство ТСЖ — того самого «Доходного дома», радушно пичкающее журналистов информацией о якобы алчных планах монастыря «все захватить». Как это было и сегодня. Многие из жильцов уже разобрались в корыстном интересе своих соседей и дистанцировались. Но интерес других никуда не делся, как и желание повысить ликвидность своего элитного имущества за счёт монастыря. Все последние годы мне и угрожают, и сулят конкретные немалые суммы за уступку или скрытую аренду территории монастыря, примыкающей к дому, под машиноместа с возможностью использовать эту информацию при продаже и сдаче квартир под найм. Наверняка адресат прочитает, поэтому твердо повторю: территория эта предназначена для входа посетителей монастыря с Петровского бульвара, она определена для общественного пользования и такой останется. Никакой элитной парковки на территории монастыря не будет.

http://pravmir.ru/dk-petlyura-vs-vyisoko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010