В 1818 же году, 18 августа, наместник Сергиевой Лавры определён был ректором и профессором богословских наук в Вифанскую семинарию, с оставлением при этом членом Конференции, Внешнего Академического Правления и цензурного комитета, и, сверх того, назначен в члены московской духовной консистории, с перемещением из Спасо-Вифанского в Новолутвин, что в Коломне, второклассный Монастырь. Недолго оставалось за архимандритом Никанором и это новое назначение: Промысл Божий как бы хотел в короткое время провести, путём опыта, по всем путям духовной службы того, кому судил впоследствии святительское служение в пяти епархиях и первенство в правительствующем Соборе российских иерархов. В 1819 году (апреля 17) он переведён был в московский Высокопетровский монастырь. Проповедник Академии и тут не оставил своего любимого дела: проповедью его оглашались своды храмов Высокопетровского монастыря, как свидетельствуют оставшиеся после покойного рукописи. Член Академической Конференции, обозревший прежде этого (в 1816 г.) Московскую духовную семинарию, не был чужд дел академического правления и в это время: в 1820 году он снова был командирован, по предписанию Комиссии духовных училищ для обозрения семинарий рязанской и тульской. Достойный служитель Церкви в должностях бакалавра Академии, наместника Лавры и Ректора семинарии, заслужил и здесь достойную награду – знаки ордена св. Анны 2-й ст., Всемилостивейше пожалованные ему в сентябре (8 ч.) 1820 года. Здесь оканчивается первый период жизни Преосвященного Никанора, предшествовавший святительскому тридцатилетнему служению его, период приготовительный, начальный, положивший начала тому, чему в последствии судил Господь развиться и раскрыться на более обширном, видном и полезном поприще. О четырех-пяти годах, прошедших от этого времени до назначения Архимандрита Высокопетровского монастыря в Викария С.-Петербургской митрополии, мы не имеем сведений. Переходим к 1826 году, началу святительского служения Преосвященного Никанора. В январе 1826 года Настоятель Высокопетровского монастыря Архимандрит Никанор, по докладу Святейшего Синода, Высочайше утвержден Епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии, с поручением в управление его второклассной Сергиевской Пустыни 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Презентация труда священника Павла Флоренского о государственном устройстве России состоялась в Высокопетровском монастыре 27 февраля 2009 г. 19:41 Презентация книги «Священник Павел Флоренский. Предполагаемое государственное устройство в будущем. Сборник архивных материалов и статей» состоялась 25 февраля в Высокопетровском монастыре в Москве. Книгу представлял ее составитель и автор предисловия игумен Андроник (Трубачев) — внук о. Павла Флоренского, доцент Московской духовной академии , директор мемориальной квартиры-музея своего деда. В издание вошли исправленный вариант работы о. Павла «Предполагаемое государственное устройство в будущем», написанный в тюрьме в 1933 г., а также следственные материалы по делу «О контрреволюционной национал-фашистской организации «Партия возрождения России», участие в которой инкриминировали священнику. В книге впервые публикуются все протоколы допросов «обвиняемого» и Обвинительное заключение по делу от 30 июня 1933 года. Архивные материалы дополнены статьями специалистов, комментирующих труд Флоренского: известного церковного историка, профессора МДА протоиерея Владислава Цыпина, кандидата философских наук И. Треушникова и кандидата исторических наук А. Зябликова. В работе отца Павла речь идет о будущем политическом строе, который установится в России после коммунизма. Как отметил игумен Андроник, Флоренский называл переломный момент «сдвигом» — это, собственно, то, что произошло в начале 90-хх. гг. и было названо «перестройкой». Именно в это время, в 1991 году, впервые увидела свет эта рукопись Флоренского. Тогда, по словам отца Андроника, этот текст «шокировал своей антилиберальностью, антидемократичностью». Отец Павел никак не связывает будущее России с демократией, парламентаризмом и «прочей многоголосицей». По его мнению, для России требуется единоличный правитель — «лицо пророческого склада». «Ему нет необходимости быть ни гениально умным, ни нравственно возвышаться надо всеми, но у него должна быть гениальная воля — воля, которая стихийно, может быть, даже не понимая всего, что она делает, стремится к цели, еще не обозначившейся в истории».

http://patriarchia.ru/db/text/570083.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУЛЬБИЩЕ в рус. храмовой и гражданской архитектуре открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части обычно на столбах или аркадах на уровне 2-го, иногда 1-го этажа или яруса. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Высокопетровском мон-ре. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Высокопетровском мон-ре. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. В рус. домонг. зодчестве Г. неизвестны. Вероятно, на рубеже XV-XVI вв. появились 2-ярусные галереи-Г. с аркадами по наружной стене. Московская традиция возведения храмов на подклетах в XVI в. «подразумевала и устройство дополнительных сооружений, обеспечивающих доступ в храмовое помещение и выполняющих часто при этом функциональную роль церковной паперти, а иногда и притвора» - деревянных и каменных крылец и Г. ( Баталов. С. 143). Одним из первых памятников с первоначально открытым Г. является Вознесения Господня ц. в Коломенском (1532): Г., на к-рое ведут 3 лестницы с зап., сев. и юж. сторон, расположено на окружающих подклет аркадах и охватывает здание по всему периметру, в т. ч. с вост. алтарной стороны, повторяя план постройки; парапет, украшенный ширинками, огораживал Г. При исследовании ц. сщмч. Антипы на Колымажном дворе в Москве (1-я пол. XVI в.), бесстолпной постройки на подклете, были также открыты фрагменты Г., окружавшего храм с севера, запада и юга. Затем Г. на неск. десятилетий исчезли из рус. зодчества; условия местного климата требовали сооружения крытых галерей , более функциональных, часто 2-ярусных, окружавших храмы на подклетах. Вновь Г. появились в XVII в. сначала в светском, затем в храмовом строительстве. Так, Теремной дворец Московского Кремля (1635-1636, зодчие Б. Огурцов, Г. Шарутин, Л. Ушаков, под рук. А. Константинова) - многоэтажная ярусная постройка с верхним этажом-теремом, стоящим на плоской кровле нижнего под ним яруса - Г., имеющего парапет с квадратными ширинками.

http://pravenc.ru/text/168281.html

Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Посему всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство почтить меня уведомлением, не имеется ли со стороны Вашего Высокопреосвященства препятствия к перемещению· помянутой игумении Аполлинарии из Киевской епархии в Тверскую, дабы я мог обратиться затем к Святейшему Синоду с ходатайством об определении ее, Аполлинарии, на игуменскую вакансию в Знаменский, г. Осташкова, монастырь. Поручая себя Вашим святительским молитвам, с глубоким высокопочитанием и совершенною преданностью имею честь быть». 21-го ч. писал я в Москву настоятелю Спасо-Андрониевского монастыря, архимандриту Григорию 138 , в ответ на его письмо от 16-го ч., при котором прислано было мне несколько брошюр разного содержания: «Искренно благодарю Вас за присланные мне брошюры. Особенно интересен Ваш список настоятелей Андрониева монастыря. В нем Вы частью исправляете, частью восполняете список Строева. В Ваш список попал бы и я, если бы не отказался от чести быть Управляющим Спасо-Андрониева монастыря, когда покойный Владыка Филарет, сделавши меня своим вторым викарием, предлагал мне этот монастырь вместо Высокопетровского. Но я предпочел остаться в этом, последнем, как более центральном. Скажите, пожалуйста, будет ли когда-нибудь конец Филаретовским резолюциям? Или этот кладезь неисчерпаем? Спасибо редакции Орловских епархиальных ведомостей за то, что она, воспользовавшись вашим трудом, собрала напечатанные до 1889 г. резолюции покойного Святителя в особую книгу и расположила их по рубрикам Консисторского Устава. Это важное для нас – епархиальных архиереев пособие. Посылаемые Вам вместе с сим, под бандеролем; брошюры – произведения Тверской прессы примите от меня с любовью». На другой день, т. е. 22-го числа, о. архимандрит Григорий, получив мое письмо, пишет мне: «Ваше драгоценное письмо и многополезные для меня книги – произведения Тверской прессы получил я с глубочайшею благодарностью за Ваше Архипастырское доброе внимание ко мне. Из письма было весьма интересно узнать мысль Владыки Филарета дать Вам в управление Спасо-Андрониев монастырь вместо Высокопетровского. Прежде я не слыхал о том ни от кого.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1 октября, в праздник Покрова Божией Матери, литургию в академической Покровской церкви совершил преосв. Игнатий, в сослужении о. ректора академии, доктора богословия, архимандрита Михаила, кафедрального протоиерея М. И. Богословского и ректоров семинарии Московской и Вифанской. Я, отслужа литургию в Троицком соборе, поспешил в актовую залу академии, знав еще накануне, что актовая речь одного из тамошних профессоров будет посвящена памяти незабвенного ректора академии, основателя домовой ее Покровской церкви, А. В. Горского († 11 окт. 1875 г.). Покойный с великим умом соединял высокую нравственность и религиозность, на что преимущественно и обратил внимание собравшихся в ученую залу посетителей академии профессор С. К. Смирнов, произнесший актовую речь. Нравственные черты почившего: его благоговейная вера, глубокая внимательность к себе и к таинственным путям Промысла Божия, его уединенное богомыслие, редкое трудолюбие, строжайшая воздержность, начатая им еще в молодые годы девственной жизни – все это и подобное раскрыто в ярком свете, на основании его собственного дневника и вообще его записок. После речи, продолжавшейся более часа, преосвященный сказал мне: «А. В. жил лучше нас». Высокопреосвященные Филарет и Иннокентий, преемник Филарета, отличали его особенным вниманием. Однажды (1851 или 52 г.), во время публичного экзамена в Московской семинарии, владыка Филарет, увидя его, скромно вошедшего в многолюдную семинарскую залу, сказал: «милости просим». На Троицком подворье тот же высокопреосвященный занимался с ним (в ноябре и декабре 1858 г.) переводом на русский язык Евангелия от Марка, и мне приятно заявить, что во все это время А. В. помещался в ближайшем к Троицкому подворью Высокопетровском монастыре, в кельях настоятеля, ректора академии, ныне архиепископа Кишиневского Сергия. И когда монастырем тем управляли преосвященные викарии, Савва и Игнатий, А. В. в Москве останавливался по прежнему в Высокопетровском монастыре 65 , много раз и священнодействовал здесь, после того как в 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Храм Преподобного Сергия в трапезной Высокопетровского монастыря открылся только в 1992 году. 17 июля 1992 года, под Преподобного Сергия, в этом храме была отслужена первая всенощная. Иконостаса еще нет, висят наши пикейные одеяла, к ним прикреплены иконы. Но уже есть подсвечники, большой хор. У нас дома очень много фотографий, на которых видно, как отец Глеб совершает службу, с каким тщанием он помазывает елеем подходящих к нему прихожан. Надо сказать, что отец Глеб всегда очень внимательно благословлял, большим крестом, причем сердился, если человек в данный момент был несобран. В то время всенощные отец Глеб служил в Высокопетровском монастыре, а литургию – в Крапивниках, потому что в монастырском храме еще не было малого освящения. Малое освящение храма Преподобного Сергия Высокопетровского монастыря состоялось в октябре 1992 года, в пятницу перед Димитриевской субботой. Уже был иконостас, Царские врата; правда, еще не все иконы для иконостаса были написаны. На другой день, в родительскую субботу, была совершена первая Божественная литургия. Надо сказать, что на малое освящение храма приезжал Святейший Патриарх Алексий II, и здесь отец Глеб получил первые награды – набедренник и наперсный крест; правда, еще раньше он получил камилавку. Есть очень хорошие фотографии: отец Глеб снимает крест, а Патриарх подает ему другой, и помогает ему отец Владимир Диваков. К Пасхе 1993 года, которую мы уже совершали в Высокопетровском монастыре, отец Глеб указом получил сан протоиерея, и все его называли протоиереем, поминали как протоиерея, а оказывается, в этот сан возводят на архиерейской службе: священник подходит к Святейшему Патриарху или к архиерею, и тот читает молитву и называет его протоиереем. В сан протоиерея отца Глеба возвели в 1994 году, 8 июня, после первой операции. Шестой коридор В 1991 году отец Глеб начал ходить в Бутырскую тюрьму. Сначала он совершил там молебен с водосвятием – в какой-то комнате, на столе, где сбоку был герб Советского Союза. Потом отец Глеб добился, чтобы в Бутырках ему дали помещение под храм. Старый храм Бутырской тюрьмы после революции был разорен и разделен на два или три этажа. Верхний этаж отдали отцу Глебу, и он начал там служить; еще без алтарной преграды (там, как и в Крапивниках, на стене на фанерных листах висели наши пикейные одеяла с иконами). Первую литургию в Бутырском храме отец Глеб совершил на Светлой седмице 1992 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, его высокопреподобию, настоятелю Московского второклассного Высокопетровского монастыря ректору Московской духовной академии архимандриту Савве. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали Высочайше утвержденный Его Императорскими Величеством, в 14-й день сего октября, всеподаннейший доклад Синода об учреждении кафедры второго викария Московской епархии и об избранных кандидатах на сию вакансию. В докладе сем изъяснено: Во исполнение Высочайшего Вашего Императорского Величества соизволения к ходатайству преосвященного митрополита Московского о назначении второго викария Московской кафедры, Синод, обозрев список архимандритов, признает способными и достойными к прохождению епископского служения в звании викария Московской епархии: 1. настоятеля второклассного Московского Высокопетровского монастыря, ректора Московской духовной академии архимандрита Савву; 2. имеющего лично степень настоятеля второклассного монастыря, ректора Рижской духовной семинарии архимандрита Ефрема 999 ; 3. настоятеля Воронежского Акатова Алексеевского монастыря, ректора Воронежской духовной семинарии архимандрита Феодосия. 1000 Представляя послужные списки сих кандидатов на всемилостивейшее благоусмотрение Вашего Императорского Величества, Синод, вместе с тем всеподданейше испрашивает Высочайшего соизволения на следующие свои предположения: I. второму викарию Московской епархии именоваться епископом Можайским и иметь помещение в Московском Высокопетровском второклассном монастыре, с управлением оным. II. Викарию сему производить оклад, определенный на содержание первого викария Московской епархии, именно 358 р. 98 к. в год, взамен же угодий, коими пользуется архиепископский дом Московского викария, назначить добавочного в год содержания новому викарию по 2.141 р. 2 к. и весь сей расход в количестве двух тысяч пятисот рублей отнести на сумму, определенную на содержание городского и сельского духовенства, впредь до возможности вносить назначение сие в смету расходов по духовному ведомству на счет Государственного Казначейства. III. Потребностями архиерейского служения частью пользоваться ему из ризницы Московской архиерейской кафедры, частью устроят оные на счет способов означенного монастыря. IV. Распределение обязанностей и занятий между обоими викариями Московской епархии, предоставить непосредственному усмотрению митрополита Московского. V. Наречение и посвящение удостоенному епископской степени произвести в Москве».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Я уже устал. Позвольте сказать Ваме мое почтение и просить ваших молитв и благословения». 29-го ч. получил я письмо Москвы от нового Настоятеля Высокопетровского монастыря (бывшего Синодального Ризничего), архимандрита Иосифа, который писал мне от 28-го числа: «Священнейшим долгом поставляю себе прежде всего испрашивать вашего Архипастырского благословения и молитв. Спешу уведомить Вас, что я, по милости моего начальства, получил назначение на новую службу. Покойному Митрополиту Макарию угодно было обратить милостивое внимание на 25-ти летнюю мою службу при Синодальной Ризнице и Библиотеке и назначить меня Настоятелем Высокопетровского монастыря; и вот вчера, 27-го числа я получил и указ Святейшего Синода о перемещении меня на означенную должность. Насколько радостно и утешительно для меня это назначение, настолько-же представляется оно обременительным для меня ибо я, чистосердечно признаюсь к этой новой монастырской жизни и еще более управлять братией, по моей неопытности и немошам, не нахожу себя способным. Одна только надежда на помощь Божию утешает меня, – что сила Божия совершается в немощах. Всепокорнейше прошу, Ваше Высокопреосвященство, не вставьте меня вашими архипастырскими молитвами и отеческими наставлениями в новой моей службе, которой я должен буду только еще учиться. Братия наша Синодальной 12-ти Апостолов церкви нижайше кланяются Вам и просят вашего архипастырского благословения и молитв». На письмо это я отвчал 5-го августа: «Приветствую Вас с новым почетным назначением Сердечно радуюсь что ваши многолетние труды по Синодальной ризнице не остались без должного вознаграждения. Да поможет Вам Господь с таким же усердием и с такою же любовию проходит новое служение, с какими Вы исполняли обязанности прежней должности. На новом ввренном Вам служении, без сомнния, могут встречаться особенно на первых порах, затруднение и преткновения; но вам не следует при этом смущаться. Находясь в столице, где так много иноческих обителей, Вы всегда можете найти добрый совет и полезное наставление от людей сведущих и опытных.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Нас приглашали приезжать еще, но мы больше не смогли; в начале августа мы вернулись в Москву, и отец Глеб стал опять служить в Высокопетровском монастыре, служил на Преображение. Но при этом отец Глеб готовился ко второй операции; он также работает над материалами по катехизации для Патриархии . Он очень волнуется, но готовит материалы по своему отделу, не забывая и тюрьму. Чувствует себя он вроде неплохо, ему сделали анализы — по видимости, все нормально. После Успения отец Глеб опять ложится в больницу. Последняя его служба в Высокопетровском монастыре была 29 августа на Перенесение Нерукотворного Образа, а первого сентября он лег в больницу…. Уходя в больницу, отец Глеб снял свой нательный крест (он, по-моему, был потом у Сережи и, наверное, с ним вместе сгорел) и надел крест, который привезли из Питера, купленный в храме Иоанна Кронштадтского. Так вот прошла наша жизнь, слава Богу, большая — мы прожили с Глебом 43 года, зная друг друга 63 года. Он умер в День ангела Иоанна Кронштадтского — 1 ноября 1994 года… ¯¯¯ «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя». Так говорит пророк Иеремия, первая глава, 5-й стих. Этот эпиграф поразил меня, когда я открыла «Альфу и Омегу» 23 за 2000 год, где говорится о чуде отца Глеба в 30-е годы, если так можно сказать, когда он явился во сне заключенному, посоветовал остаться в обслуге лагеря и таким образом спас ему жизнь. Об этом чуде было рассказано нашему сыну, отцу Иоанну, который посещал внука этого человека в тюрьме. Значит, отец Глеб уже тогда был посвящен и определен Господом как Его верный священнослужитель. Отец Глеб достиг больших высот в своем духовном восхождении. По словам ученого-генетика, доктора биологических наук Андрея Ивановича Иванова, жену которого отец Глеб крестил у нас дома и венчал их, отец Глеб говорил ему, что видел в потире Агнца. В письмах заключенных очень много говорится об отце Глебе. Один из них, Саша С., из камеры смертников Бутырской тюрьмы, которого отец Глеб привел к вере, написал матушке Александре Глебовне Зайцевой, узнав, что она дочь отца Глеба, о том, что было однажды, когда отец Глеб пришел к нему в камеру. Отец Глеб сидел на топчане, а Саша — напротив. Отец Глеб ему говорит: «Ты чего сидишь так далеко. Иди сюда». Посадил его рядом с собой, обнял, прижал к себе, и Саша начал ему все рассказывать. А в другой раз он примостился у ног отца Глеба на полу и слушал его беседу. И вдруг он увидел, что отец Глеб весь просиял неземным светом, и это продолжалось несколько минут.

http://pravmir.ru/ogleb-pasxa/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010