Москва. Высокопетровский монастырь. Собор Петра, митрополита Московского. Собор. Действует.   Престолы: Петра, митрополита Московского Год постройки:Между 1517 и 1519. Архитектор: Алевиз Новый (1514-1517) , Б.П. Дедушенко (1979-1990 реставрация) Ссылки:   Адрес: 127051, Россия, г. Москва, ул. Петровка, д. 28, стр. 10 Координаты: 55.767173, 37.615131 Проезд:Станция метро " Чеховская " , " Пушкинская " , " Тверская " . Изменить описание На территории Высокопетровского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Изначально на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 г. переосвятили в его честь Собор Митрополита Петра, древнейшее сооружение монастыря, был построен в 1514-1517 гг. и является одним из ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве, единственным его представителем в современной Москве. Собор Петра Митрополита (1514-1517) посреди монастырского двора в Высокопетровском монастыре был построен зодчим Алевизом Новым на месте прежнего деревянного храма. Столпообразный, восьмилепестковый в плане храм явился одним из первых образцов церквей такого типа на Руси. На первый ярус поставлен световой восьмерик с изначально узкими, позднее растесанными окнами. Сейчас, после реставрации, вокруг восстановленных узких окон нетрудно заметить следы более широких квадратных проемов. Венчает двухъярусный храм шлемовидный, крытый лемехом купол с крестом. Под куполом идет тонкий поясок декоративных арочек. В конце XVII века по заказу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, желавшей ознаменовать таким образом победу Петра I над его сестрой Софьей, храм был обновлен в стиле московского барокко, его окружили низким гульбищем, которое в хорошей сохранности было обнаружено под почти двухметровым культурным слоем при реставрации, начатой в 1990-х гг. Изначально храм был посвящен св. Петру, а после реставрации, законченной в 1690 г., его переосвятили в честь Петра Митрополита; тогда же монастырь приобрел название Высокопетровского. Перестройки так изменили вид храма, что долгое время считалось, что в 1690 г. он был построен заново, а не обновлен. Белокаменная крытая галерея (гульбище), выстроенная в 1690 г., была открыта заново и восстанавливается; уровень грунта вокруг храма понижен почти на 2 метра, так что крыша гульбища приходится на уровень нижней части входной храмовой двери.

http://sobory.ru/article/?object=02165

Иов, митрополит Новгородский и Великолуцкий Родился в селе Катунки Балахнинского уезда Нижегородского края. Происходил из духовного сословия. Рано принял пострижение в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1690 года – архимандрит Высокопетровского монастыря в Москве. 28 апреля 1694 года переведен из Высокопетровского монастыря настоятелем Троице-Сергиева монастыря. 6 июня 1697 года патриархом Адрианом († 1700) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. В 1704 году освятил в Санкт-Петербурге первую церковь в крепости. С 1712 года неоднократно просил увольнения на покой, но его просьбы не были удовлетворены. Скончался 3 февраля 1716 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе. Митрополит Иов принадлежит к числу выдающихся русских иерархов. По условиям того времени, он не получил достаточного начального образования, но был человеком довольно просвещенным, любителем книжной мудрости и поборником просвещения. Он очень любил книги и принимал их, по его выражению, «яко корабли индийския, наполненный тмищными благами и бисеры многоценными, различным индийским камением и адамантами сияющими». Он имел у себя обширную библиотеку. С уважением относился митрополит к ученым и готов был прощать их вольные и невольные слабости. По его ходатайству были возвращены из ссылки греческие ученые братья Лихуды, которые стали первыми учителями образованного митрополитом Иовом в 1706 году Новгородского греко-славянского духовного училища. Для училища было выстроено специальное двухэтажное здание за счет средств Софийского собора. Ученики же, которых насчитывалось до 153 человек, содержались за счет домовой казны митрополита. В деле развития просвещения митрополит Иов был прогрессивен для своего времени. Его епархия являлась образцом для других епархий. Основанное им духовное училище стало центром развития образования не только в Новгородской епархии, но и в других. По рекомендации Священного Синода, многие епархии стали обращаться к митрополиту Иову за учителями из числа воспитанников училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В центре Москвы при демонтаже часть башенного крана упала и повредила купол церкви 27.11.2012 Столичная полиция проводит проверку по факту повреждения стрелой крана купола церкви в Москве , сообщили в пресс-службе столичного главка МВД. " Сегодня по адресу Петровка 28, по предварительной информации, при демонтаже башенного крана стрела крана повредила купол церкви Сергия Радонежского (на территории Высокопетровского монастыря ) - прим.ИТАР-ТАСС. Пострадавших нет, проводится проверка " , - сказал собеседник агентства. В правоохранительных органах столицы ИТАР-ТАСС сообщили, что в ходе работ часть металлической конструкции оборвалась и упала на территорию Высокопетровского монастыря. На место происшествия прибыли сотрудники правоохранительных органов, которые устанавливают обстоятельства произошедшего. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.11.2012 08:04:26 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/14274.html

28 июля 1921 г. состоялась хиротония В. во епископа Сергиевского, викария Московской епархии, к-рую возглавил Патриарх Тихон. После закрытия Троице-Сергиевой лавры В. в 1923-1929 гг. являлся настоятелем Высокопетровского московского муж. мон-ря во имя апостолов Петра и Павла . Был почитаем в Москве как аскет, молитвенник и исповедник. Являясь духовным чадом старцев Смоленской Зосимовой пуст. преподобных схиигум. Германа (Гомзина) и иеросхим. Алексия (Соловьёва) , В. после закрытия пустыни принял многих из числа ее братии в Высокопетровский мон-рь. В 1928 г. архиерей был арестован по обвинению в «укрывательстве шпиона», в тюрьме дал подписку о сотрудничестве с ОГПУ. В 1929-1935 гг. являлся настоятелем московского храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Путинках, к-рый после закрытия Высокопетровского мон-ря стал последним центром уже нелегальной иноческой жизни в Москве. 9 июня 1934 г. возведен в сан архиепископа. Начиная с 1929 г. В. критически относился к деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , считая, что она «протекала в соответствии с органами гос. власти». Не желая на деле исполнять обязанность секретного сотрудника ОГПУ и ища выхода из создавшегося положения, В. сблизился с католиками. К 1928 г. относится начало его отношений с апостольским администратором в Москве католич. еп. Пием Эженом Неве, с к-рым В. познакомился через А. А. Румянцева, увлекавшегося идеей соединения католич. и правосл. Церквей. В 1932 г. В. тайно перешел в католичество, в 1933 г. был утвержден Ватиканом в должности нелегального помощника Неве. В архивах Генеральной курии конгрегации ассумпционистов в Риме хранятся 2 грамоты папской комиссии «Pro Russia», возглавлявшейся еп. Мишелем д " Эрбиньи, от 25 февр. и 3 июля 1933 г.: акт об учреждении титулярной Сергиевской кафедры в юрисдикции Рима (кафедра считается уже существующей в правосл. Церкви) и акт о поставлении на титулярную Сергиевскую кафедру «уже облеченного епископским саном в восточном обряде... Его Преосвященства монсиньора Варфоломея (Николая Федоровича Ремова)» и о назначении его викарием апостольского администратора в Москве (еп. Неве) для католиков вост. обряда. В планах д " Эрбиньи о новой унии В. отводилась роль рус. патриарха вост. обряда.

http://pravenc.ru/text/154407.html

В их числе – Государственный литературный музей, который уже много лет занимает палаты Высокопетровского монастыря на улице Петровка, 28/2. «Судя по всему, музею придется в экстренном порядке покинуть монастырь, – говорит «НИ» замдиректора литературного музея Елена Михайлова. – В 1994 году Ельцин подписал указ о передаче Русской церкви здания Нарышкинских палат Высокопетровского монастыря, в котором уже не одно десятилетие размещается наша постоянная экспозиция. Но в указе было сказано, что произойти это может только после того, как музею найдут походящее помещение. Искали долго. От некоторых музей отказывался. И в результате нас просят перебраться в особняк первой четверти XVIII века (Шалапутинский переулок), некогда принадлежавший Савве Морозову. Мы получаем помещение в 2 тыс. кв. м. Но здание находится в непригодном для эксплуатации состоянии. Оно нуждается в полной реставрации, и его придется приспосабливать под музей. Можно предположить, что весь этот процесс займет не менее двух лет. Больше всего нас беспокоит то, что музею придется обосноваться в бывшей промышленной зоне, сейчас оттуда вывезены заводы, стоят пустые корпуса. Это район между метро «Таганская» и «Крестьянская застава». Посетителям музея добираться придется по темным, безлюдным переулкам. Не исключено, что осенью и зимой, когда рано темнеет, после 15–16 часов в музее не будет посетителей». Впрочем, литературный музей – не единственный, который пострадает от закона о реституции музейных ценностей. Уже сейчас в законопроекте спектр «зданий, строений, сооружений» настолько широк, что, будь желание, церковные организации могли бы оформить на себя половину Москвы. Судите сами: это и комплексы для «религиозных собраний», для «обучения религии», для «паломничества» (то есть гостиницы) и даже «помещения, предназначенные при строительстве зданий». Проще говоря, если сегодня церковные юристы найдут в архивах документ, что когда-то строение принадлежало церкви (там могла быть школа, где изучали Закон Божий, или больница, или вообще странноприимный дом – православная церковь некогда была одним из самых крупных собственников в России), оно подпадает под новую реституцию. Точно так же, как и любое «движимое имущество», предметы убранства и культа: проще говоря, иконы, книги, реликвии – все то, чем на 80 процентов заполнены музеи древностей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Г. стали распространенным решением для храмов в эпоху нарышкинского барокко, особенно в Москве и ее окрестностях. В этот период «гульбища, опоясывающие храм, служили не столько связи с окружением, сколько выделению самоценно-пластических качеств здания, поднимая его ввысь, подобно памятнику на пьедестале» ( Бусева-Давыдова. C. 265-281). В кон. XVII - нач. XVIII в. Г. использовались в композиции всех типов храмов: бесстолпных с трапезными; 4-столпных; типа восьмерик на четверике с центрическим или включенным в продольную композицию планом. В большинстве случаев Г. окружали здания, стоящие на подклетах на уровне 2-го яруса, реже - на уровне 1-го этажа; располагались обычно со всех сторон, в т. ч. и с востока, иногда с 3 или с 2 сторон. Г. оформляли парапеты, украшенные с внешней стороны квадратными ширинками, редко - балясинами. Успенский собор (1693–1699) в Рязани. Архит. Я. Г. Бухвостов Успенский собор (1693–1699) в Рязани. Архит. Я. Г. Бухвостов К памятникам 1-го типа можно отнести 2 трапезные церкви во имя прп. Сергия Радонежского - в ТСЛ (1685-1692) и в Высокопетровском мон-ре в Москве (1690-1694; пятиглавие 1704-1706) - кубические 3-апсидные одноглавые бесстолпные храмы с обширными трапезными с запада, поднятые на подклеты; Г. с лестницей с сев. стороны (в церкви ТСЛ 2-я лестница - у сев.-зап. угла здания) расположены на аркадах и окружают здание по периметру. С запада Г. церкви в Высокопетровском мон-ре помещена расширенная площадка, с проездом под ней, переходящая в террасу братского корпуса. К этим постройкам близка ц. Воскресения Христова в Кадашах в Москве (1687? - 1695): Г. находилось наверху закрытых обходных галерей, окружавших подклет, в зап. части располагалось крыльцо (в 1695 с запада вместо крыльца пристроена колокольня с 2 лестницами, замененными в 1807 крытыми пристройками в готическом стиле; в 1802 ликвидирован вост. отрезок галереи; в 1860 галереи с Г. перестроены и заменены более широкими). Особенность храма заключалась в расположении Г., огибавшего алтари верхнего храма, но проходившего над алтарем нижней церкви, помещавшейся в подклете.

http://pravenc.ru/text/168281.html

Чрез О. Игумена Иосифа послана на имя Вашего Преосвященства книжка: Описание Высокопетровского монастыря, доведенное до 1812 г. 1074 . Летом, может быть, найду возможным продолжить это сочинение. Особенно нового ничего не слышно. Желательно, чтобы новостей было поменьше, и чтобы дела не текли против течения реки». На это отвечал я 26-го числа: «Усердно благодарю Вас за доставленный мне экземпляр истории Высокопетровского монастыря и желаю, чтобы Господь даровал Вам силы довести до конца этот интересный труд. Продолжайте, пожалуйста, печатать и резолюции покойного Владыки. Это для нас архиереев истинное сокровище. Когда будете иметь досуг писать ко мне, не будьте слишком бережливы на чернила: не оставляйте на листе страниц не покрытых строками; пощедрее делитесь со мною столичными новостями, в особенности церковными и учеными. Вашу откровенность я не употребляю во зло». 26-го числа получил я из Москвы от Старшины Купеческой Управы, Действ. Стат. Сов. В. М. Бостанжогло 900 рублей при следующем письме: «Желая оказать содействие Полоцкой епархии, а также и находящемуся в Витебске Полоцкому училищу девиц духовного звания, я имею честь препроводить Вашему Преосвященству девятьсот рублей сер., из коих пятьсот рублей сер., пожертвованные по моему предложению душеприкащиками покойного Коммерции Советника Константина Абрамовича Попова, благоволите принять в распоряжение Ваше на епархиальные нужды вообще, а четыреста руб. сер. получены мною от Г.г. Ивана Максимовича Филиппова, Андрея Николаевича Ленивова, Алексея Дмитриевича Расторгуева и Андрея Алексеевича Алексеева, по сту рублей от каждого, на означенное училище девиц духовного звания. От всей души желая Вам, Милостивый Архипастырь, встретить и провести наступающие праздники Рождества Христова, и новый год в добром здоровье и покорнейше прося не оставить меня Вашими молитвами, с отличным почтением и преданностию честь имею быть» и проч. Получив столь значительное приношение, я поспешил изъявить благодарность достопочтенному Василию Михайловичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил. На самобытный труд, стремленье Не вызывал народ ты свой, В его не верил убежденья И весь закрыл его собой. Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была, И на твоем великом деле Печать проклятия легла. Грех Руси дал тебе победу, И Русь ты смял. Но не всегда По твоему ей влечься следу Путем блестящего стыда. Так будет время, Русь воспрянет, Рассеет долголетний сон И на неправду дружно грянет – В неправде подвиг твой свершен! Народный дух поднимет крылья, Отступников обнимет страх, Созданье лжи, дела насилья Падут, рассыплются во прах! И вновь оправданный судьбою Восстанет к жизни твой народ С своею древнею Москвою – И жизнь свободный примет ход… 60 Настоятелем Высокопетровского монастыря был в то время архимандрит Григорий. Так как у нового эконома был прекрасный, задушевный тенор, он прибавил ему еще послушание петь на правом клиросе и отправлять очередное чтение при богослужениях. По долгу службы Гавриил и должен был часто ходить в Охотный ряд. Ил.11. Огромный город, куда Гавриил ушел, чтоб заниматься духовным плачем. Москва. Старый Большой Каменный мост. Снимок 1859 г. Ил.12. В этой обители в самом центре первопрестольной – на шумной Петровке – начался (с 1874 г.) самостоятельный труднический путь бывшего оптинского послушника Гавриила Зырянова . Здесь он принял монашеский постриг (1876), а также клевету и поношение от братии. Москва. Высокопетровский монастырь. 1980-е гг. Снимок Б. Томбака. Монастырь разорен в 1926г., возвращен РПЦ в 1994г. Ил.13. «Улица была знаменитая, красноречиво свидетельствующая о богатстве страны и народа». Эконом Высокопетровского монастыря Гавриил Зырянов «по долгу службы должен был часто ходить в Охотный ряд». Москва. Охотный ряд (панорама от Театральной площади). Церковь Параскевы Пятницы (17 в.; уничтожена в 1928 г.). 1912 г. Снимок Кузнецова Ил.14. «Широкое житье-бытье ушедшей Москвы». Вербный базар. Москва. Красная площадь в Вербное воскресенье. Снимок начала века. Из коллекции Парийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Вениамин (Милов), епископ Саратовский и Балашовский. 1955 г. Иеромонах Вениамин (Милов) закончил учебу в марте 1922 г ., но, несмотря на его пессимистическое замечание о доживаемых академией последних днях, она продолжала свое существование. Мы встречаем упоминания о ней в различных источниках, датированных второй половиной 1920-х – началом 1930-х гг. По март 1922 г . работой академии руководил ректор (с сентября 1917 г .) протоиерей Анатолий Орлов, который проходил в качестве одного из обвиняемых по первому московскому судебному процессу над духовенством о сопротивлении изъятию церковных ценностей и был сослан в Нарымский край. Его преемником стал протоиерей Владимир Страхов. Он с 1912 г . был экстраординарным профессором по кафедре Нового Завета, человеком весьма близким к священномученику Илариону (Троицкому). В ноябре 1917 г . он стал священником, а потом настоятелем московской церкви Троицы в Листах. В мае 1920 г . отец Владимир занял должность проректора академии, а в апреле 1922 г . – исполняющего обязанности ректора. В конце декабря 1930 г . протоиерей Владимир Страхов был арестован и сослан в Архангельск; в Москву он больше не вернулся. Очевидно, с этого времени работой подпольной академии стал руководить епископ Варфоломей (Ремов), о котором говорилось в связи с подпольной монашеской общиной Высокопетровского монастыря. Нелегальная академия находилась под постоянным контролем карательных органов. В начале 1925 г . она попала в список агентурных разработок 6–го отделения Секретного отдела ОГПУ, а в 1933 г . были арестованы и осуждены несколько ее студентов. В действительности в 1933 г . тайная академия не была уничтожена, епископ Варфоломей и отдельные преподаватели оставались на свободе. Это позволяет сделать вывод, что академия продолжала действовать по крайней мере до ареста епископа Варфоломея в феврале 1935 г . Очевидно, именно с этого времени она прекратила свое существование. К сожалению, мы практически ничего не знаем о числе студентов и выпускников этого учебного заведения. Кроме иеромонаха Вениамина (Милова) учащимися нелегальной академии были иноки подпольного Высокопетровского монастыря священномученики Феодор (Богоявленский) и Герман (Полянский), а также священноисповедник Василий Надеждин. (У потомков отца Василия сохранился его диплом об окончании академии.) Судя по всему, ее студентами были будущие священники и монахи, готовившиеся к постригу и принятию сана, в возрасте 25–35 лет. Епископ Вениамин (Милов), пожалуй, единственный дожил до 1940-х гг.

http://pravoslavie.ru/5411.html

21-го ч. писал я в Москву настоятелю Спасо-Андрониевского монастыря, архимандриту Григорию, 1960 в ответ на его письмо от 16-го ч., при котором прислано было мне несколько брошюр разного содержания: «Искренно благодарю Вас за присланные мне брошюры. Особенно интересен Ваш список настоятелей Андрониева монастыря. В нём Вы частью исправляете, частью восполняете список Строева. В Ваш список попал бы и я, если бы не отказался от чести быть Управляющим Спасо-Андрониева монастыря, когда покойный Владыка Филарет, сделавши меня своим вторым викарием, предлагал мне этот монастырь вместо Высокопетровского. Но я предпочел остаться в этом, последнем, как более центральном. Скажите, пожалуйста, будет ли когда-нибудь конец Филаретовским резолюциям? Или этот кладезь неисчерпаем? Спасибо редакции Орловских епархиальных ведомостей за то, что она, воспользовавшись вашим трудом, собрала напечатанные до 1889 г. резолюции покойного Святителя в особую книгу и расположила их по рубрикам Консисторского Устава. Это важное для нас – епархиальных архиереев пособие. Посылаемые Вам вместе с сим, под бандеролем: —101— брошюры – произведения Тверской прессы примите от меня с любовью». На другой день, т. е. 22-го числа, о. архимандрит Григорий, получив мое письмо, пишет мне. «Ваше драгоценное письмо и многополезные для меня книги – произведения Тверской прессы получил я с глубочайшею благодарностью за Ваше Архипастырское доброе внимание ко мне. Из письма было весьма интересно узнать мысль Владыки Филарета дать Вам в управление Спасо-Андрониев монастырь вместо Высокопетровского. Прежде я не слыхал о том ни от кого. Изволите, Милостивейший Архипастырь, спрашивать меня: «будет ли когда-нибудь конец Филаретовским резолюциям?» – Подлинно, для меня этот кладезь неисчерпаем, а потому приходится многое опускать, но и затем не вижу конца моим занятиям по изданию оных, хотя многие дела за время управления митрополита Филарета, взятые разными лицами для своих надобностей, не возвращены в архив консисторский до сих пор. К числу таких принадлежат, например, дело о перемещении Алексеевского монастыря, заключающее в себе обширную переписку Высокопреосвященного митрополита с Московским военным Генерал-губернатором и другими знатными лицами. Где оно? – никто не знает. Вязки дел страдают неполнотою, и невозможно мне дознавать, какое из них возвращено в архив, какое нет».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010