Первый клич за свободу славян и за веру был брошен в печати. Здесь возвестили о геройском восстании болгар, выразили и продолжали выражать симпатии их борьбе за правое дело, обращали внимание всех слоев общества на события Балканского полуострова. Упоминавшийся выше официальный орган церковной печати «Церковный Вестник» на своих страницах, под специальными рубриками «Зверства турок», «Религиозный фанатизм турок», «Страдания Болгарии», с глубокой скорбью и с сочувствием начал систематически сообщать о терзаниях порабощенных болгар после подавления турками Апрельского восстания 330 . Вскоре после Апрельского восстания болгар, в июле, редакция «Церковного Вестника» с благословения Первоиерарха Русской Православной Церкви митрополита Исидора поместила на страницах журнала обращение к православному русскому духовенству. В обращении говорилось: «Архипастыри и пастыри Русской Церкви! Станьте опять (как недавно к боснийцам и герцеговинцам. – К. С.) руководителями всероссийско-христианского благотворительного порыва: собственным примером и словом зажгите и поддержите святой огонь любви к народам, родным нам по крови и вере, на огромных пространствах России. Вы ближе к народу и ваши живые голоса услышаны будут... Организуйте это дело сообразно с местными условиями и высылайте собранные пожертвования на имя редакции «Церковного Вестника»... Поспешите помочь несчастным!» 331 . Целый ряд иерархов Русской Православной Церкви, священников и церковных учреждений немедленно выступили с воззваниями к духовенству и пастве протянуть руку спасения болгарам 332 . В своих обращениях они не только свидетельствовали о страданиях болгар, не только выражали им свое искреннее сочувствие, но и призывали оказать им необходимую действенную, ощутимую помощь. «Теперь восстание не ограничивается уже Боснией и Герцеговиной, но открылось и в Болгарии, – говорил после окончания Божественной литургии молящимся архиепископ Донской и Новочеркасский Платон. – Кто же окажет необходимую помощь бедным славянам в помянутых областях? – Такую помощь должны оказать им мы, русские – братья их по вере и крови... Апостолы говорят нам: Служите каждый друг другу тем даром, какой получили от Бога и, доколе есть время, старайтесь делать добро всем, а наипаче своим по вере ( 1Пет.4:10 ); ( Гал 6:10 ). Из этого видно, что мы, русские – православные, действительно имеем особенный, Богом назначенный нам, долг пещись о соплеменниках и единоверных братиях наших, страждущих ныне в турецких областях, и поэтому обязаны без отлагательства оказать им необходимую помощь» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Свой труд по переводу св. Алексий предпринял во время пребывания в Константинополе в 1353 году. Имея перед собой лучшие греческие рукописи, он представил на основании их свой самостоятельный текст славяно-русский, точнее великорусско-московский, долженствовавший стать, как удобопонятный для огромного большинства населения, всероссийско-церковным. Все крупнейшие авторитеты богословской науки единодушно при­знают высокие достоинства перевода св. Алексия. Так, чешский ученый Добровский называет его «самым чистым». Митрополит Московский Фи­ларет отзывается о нем, как «об одном из бесценных наследий» 51 . Проф. А. И. Соболевский, рассматривая Чудовскую рукопись перевода св. Алек­сия, говорит: «Эта рукопись нечто в своем роде единственное. Это отлич­нейший по исправности текст, лучший из дошедших до нас текстов XIV века» 52 . Четвертая редакция, представленная Геннадиевской Библией 1499 года, обнаруживает значительные влияния Вульгаты. Сюда же примыкают кроатские рукописи глаголического письма 53 . В 1506 и 1549 гг. печаталась чешская Библия , переведенная с Вульгаты. Затем славянская Библия печаталась сначала в Праге в 1570 году, потом в Остроге в 1581 году заботами и иждивением князя Константина Острожского. Острожское издание с некоторыми изменениями было перепечатано в Моск­ве в 1663 году. Все эти издания отпечатаны с молодых рукописей и не чужды ошибок. Исправленный славянский перевод Библии был издан в 1751 году при Елизавете. Елизаветинское издание, несколько исправленное в 1756 году, повторяется до сих пор, хотя в конце прошлого столетия поднят был вопрос об его исправлении 54 . Отдельно Новый Завет впервые был издан в Валахии, именно Еванге­лия в 1512 году, затем в Вене в 1575 году, в Москве в 1614 году, в Вильно в 1623 году и во Львове в 1644 году. 10. РУССКИЙ ПЕРЕВОД Русский перевод принадлежит к числу наиболее поздних и какого-либо значения для текстуальной критики или истории греческого Новоза­ветного текста не имеет. Поэтому мы коснемся этого перевода лишь с точки зрения его отношения к славянскому переводу и к византийскому церковно­му тексту, как к оригиналу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

X 16. Итак, я застал его в Риме; крепкие узы связывали его со мной, и он отправился в Медиолан, чтобы не покидать меня и на практике применить свое значение права; тут он больше следовал желанию родителей, чем своему. Он уже трижды был заседателем и поражал остальных своим бескорыстием; его еще больше поражали люди, которым золото было дороже честности. Характер его, впрочем, подвергали испытанию не только соблазны стяжания, но и жало страха. В Риме был он асессором при комите, ведавшем италийскими финансами. Был там в это время один могущественнейший сенатор; многих связал он своими благодеяниями или подчинил страхом. Он захотел, пользуясь, как обычно, своим могуществом, дозволить себе нечто, законом иедозволенное; Алипий воспротивился. Ему пообещали награду, он посмеялся; пригрозили — он презрел угрозы. Все удивлялись этой необыкновенной душе, которая не желала себе в друзья и не боялась, как недруга, человека, широко известного своими бесчисленными возможностями и покровительствовать и вредить. Комит, при котором Алипий состоял в советниках, хотя и сам был против, он не отвечал сенатору открытым отказом: он сваливал вину на Алипия, уверяя, что тот ве позволяет ему дать согласие; и на самом деле, если бы комит сам уступил, то Алипий его бы покинул. Одно только пристрастие к науке чуть не соблазнило его: он мог на судейские средства заказывать себе книги. Обдумав по справедливости, он, однако, повернул решение свое на лучшее, рассудив, что выше правда, которая запрещает, чем власть, которая разрешает. Это мелочь, но «верный в малом и во многом верен». Не может быть пустым слово, исшедшее из уст Истины Твоей: «Если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? и если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?». Таков был человек, разделявший тогда мою жизнь и вместе со мной колебавшийся, какой образ жизни ему избрать. 17. Небридий оставил родину, находившуюся по соседству с Карфагеном, и самый Карфаген, где он постоянно бывал, оставил прекрасную отцовскую деревню, оставил родной дом и мать, которая не собиралась следовать за ним, и прибыл в Медиолан только для того, чтобы не расставаться со мной в пылком искании истины и мудрости: горячий искатель счастливой жизни, острый исследователь труднейших вопросов, он, как и я, вздыхал, как и я, метался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

29 В установленном Батлером тексте читается: « πολλα μν κα λλαι παρθνοι ς χιλιδες δο πλεον κα γκρατευμεναι», но весьма вероятно, что в оригинале могло быть и πολλο, а παρθνοι означало и девственников и девственниц. Первое чтение представляется единственно возможным только при расположении глав, принятом в рецензии Гервета – Миня, где глава о Магне помещена в ряду глав, говорящих о женщинах (119–142), так что λλαι здесь вполне уместно. Но выделение женщин сделано в более позднее время, а по первоначальной редакции глава о Магне помещалась непосредственно после глав о других анкирских подвижниках – Комите Овире (Севериане) и жене его Боспории, славившихся нестяжательностью и целомудрием, а следовательно, в главе о Магне под «другими» естественнее разуметь не дев, к коим нельзя причислить Овира, а вообще людей, ведущих подвижническую жизнь, – как мужчин, так и женщин. 32 MG. LXXXVII. 3, 2855: « δι  τ μ πιδχεσθαι τν τρπον» (вар.: τπον. Тогда как Пентукла был общежительным монастырем [» τ κοινβιον το βαπτσματος«]), подчиненных Магне подвижников нужно отнести не к киновитам, а к той древнейшей, независимой от египетского влияния форме палестинского и малоазийского монашества, последователи которой носили название апотактитов. Диакониссы заведовали лишь последними. Подвизавшихся в Анкире дев «Passio Theodoti» называет именно ο ποτακτται (см.: Delehaye Н. La passion de S. Theodoti d’Ancyre//Analecta Bollandiana. 1903. Vol. XXII. P. 327). Местонахождение не раз упоминаемого в «Луге Духовном» монастыря Пентуклы Peter Thomsen (Betamarim//Loca sancta, 1 Bd.) указывает близ Иерихона, отождествляя его на основании заметки на полях Ватиканской рукописи с βηθγλα Евсевия (Onomasticon 3, 19, 48, 18; 52, 8, ed. Klosterman. Leipzig, 1904). Правильность локализации Томсена подтверждается и самым «Лугом Духовным», гл. 14: «Не вынося плотской брани, брат вышел из Пентукла и отправился в Иерихон» (Хитров, С. 20). Селение Бетанос, о котором упоминает «Иерусалимский канонарь VII века» (изд. прот. С. К. Кекелидзе, Тифлис, 1912. С. 120, 264), нужно отождествить с Бетоном (Betamarim) в 15-й главе «Луга Духовного», хотя Кекелидзе и замечает, будто оно неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Что же мне после этого оставалось делать? Ради самой правды – скажи мне, судья! В душе моей словно что–то перевернулось и заставило задуматься над тем, что это за сила у Христа, о которой так много рассказывают, которая нагоняет ужас даже на духов, спасающихся лишь бегством? Так ли уж безрассудно поверить в эти рассказы, с которыми я сам соприкоснулся? И вот стал я искать ответ на этот вопрос и нашел его, и когда я постучался, то мне отворили 147 , и сердце мое озарилось огнем познания, и я воистину узнал, что вот эти самые почитаемые у вас под именем бога идолы – только ложь и обман, а один истинный бог – Христос, который может спасти верующих в него. 23 . Все это вызвало в комите яростный гнев, и он, не зная, что противопоставить такой силе слов, поступил так, как было проще всего и как обычно поступают люди в припадке гнева: приказал повесить святого и разрывать его на части, а Юстину бить по лицу и глазам. Она же, казалось, думала о боли, причиняемой ей палачами, меньше, чем о прославлении бога, ибо пока ее били, все громче восклицала: «Слава тебе, боже, за то, что возлюбил меня, недостойную, и сподобил меня пострадать за имя твое!» Страдая, она обрела такие силы, что не проявила никакого малодушия или слабости, присущей женской природе. Палачи же, выбившись из сил, прекратили избиение. А святой Киприан, на глазах у Юстины разрываемый на части, явил такую твердость и величие духа, произносил такие мужественные и благостные слова, что расположил к себе стоявших вокруг людей, внимавших ему, и поднял их от глубин неверия. Ибо Киприан сказал комиту, бросив на него смелый взгляд, полный благородства, свойственного душе его: – Почто так безумствуешь? Воистину, ты не удостоишься царствия небесного, за которое я избран все претерпеть, в чем убеждаются сами очи твои, хотя они и не видят. Ты не уразумеешь! Не увидишь! Не будет тебе света истинного, и ты, покинув мрак, в него же вернешься! 24 . Тогда комит подвергает Киприана за каждое его слово еще более жестокому наказанию:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Солнце течет не прямо, а луна прямо, занеже знамение, по немуже солнце течет един год, а луна течет во едином коемуждо месяце и в знамении, в нем же солнце, пребывает луна един день. Глава 44. Ученик. Что есть черность, еже мы видим в луне? Учитель. Якоже луна светление от солнца имать, тако же и теплоту от солнца имать. Егда сотворена бе, тогда восприят воды много от земли того ради, да имаши ведати поскольку ж луна восприемлет свет от солнца, сице пребывает студена едина часть в свете, и то есть черность. Глава 45. Ученик. Поведай мне о том, како луна пременяется? Учитель. Сие случается часто, еже солнце на некоей половине земли, а луна на другой половине, якоже луна 14 дней старостию сице станет един противу другому, яко или едину черту шествия по земли от солнца даже до луны и толь есть солнце мощно еже убо луна восприемлет его светление даже оно все кругло будет, егда оно себе пременит, тогда оно высоко на небеси стоит; сие прилучается судьбами всесилнаго Бога. Глава 46. Ученик. Скажи ми о звезде комите. Учитель. Комита не светь, или рещи не облистает никако; но егда царство котораго монарха великого пременитца судьбами божиими имать, тогда комита являет свое блистание; таже звезда комита не промеж тех прочих звезд, якоже писание поведает, но всемогущий Бог своею областию возжигает на воздусе, являя праведнаго своего гнева на ны пришествие, яко человеколюбец, показуя и претя нам престати нам от злом наших, да не погибнем зле, но видяще такое знамение, поведающе нам гибель, покаяния, яко ниневитяне от проповеди Ионины, и получим от Бога милость. Глава 47. Ученик. Повеждь ми о сем, яко видится нам, еже звезды падают с небесе. Учитель. Всемогущи Бог неизреченною мудростию своею сотвори солнце и месяц и звезды ради возлюбленнаго своего создания человека и всегда повеле им светити день и нощь и не может поколебатися солнце и месяц и звезды ниже пременити повеленнаго им шествия, но исполняют, якоже зрим по всяк год, дни и нощи и часы во всяком предивном разделени, а еже видим аки звезды в нощи с небес падают, то разумей, еже с воздуха падает искра огненная в то время, егда в презелной высоте на аере бывает великая буря и смесится воздушный огнь с бурею и сице стреляет воздушны огнь с высоты долу, растерзая силою воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Ученик рече: почто ради луна приходит в солнечное знамение, а солнце луне последовати не может. Учитель рече: солнце течет не прямо, а луна прямо, занежь солнце в своем знамении бывает и течет год, луна же в коемждо месяци пременяя знамения, и бывает в солнечном знамении день един. Ученик вопроси: что есть томность юже видим в солнци? Учитель: егда сотворено бе солнце, восприят вод много от земли, и егда луна бывает студена, восприемлет мощь от солнца, тогда луна, едина часть во свете, и то есть черность в солнци. Ученик рече: что тако луна пременяется? Учитель: сие случается часто, едва луна станет против солнца на коей половине, бебо тогда старостию луна 14 дний, и солнце убо восприемлет светение лунное и бывает луна темна, и егда минет солнце, паки светла бывает. Ученик: повеждь ми о звезде комите? Учитель: звезда Комита дает блистания от себе яко лучь, егда царство премениться хощет и брани велицы на стране той: та ж звезда Комита течет с прочими звездами, егда где божиим повелением явится и светит. Ученик рече: что мы видим, яко звезды спадающе с небеси? Учитель рече: прежде поведахти, яко звезда едина падет, поразит весь мир: несть се звезда, но случается часто, зане на аере бывает буря велия от ветров и воздух одолеет и в воздухе огнь испущает под звездами искры, и егда искра отскочит долу по воздуху, и людие мнят видяще, яко звезда падает». В XVI же веке, вместе с просвещением запада, стали проникать к нам и суеверия астрологии. Возникши первоначально, вероятно, на востоке, у Халдеев, Персов и Египтян, астрология особенно развилась у Аравитян. Этот умный и чрезвычайно пылкий воображениям народ искони любил наблюдать звездное небо, или карауля свои стада по ночам, или сопровождая караваны в ночное время. Подвижные звезды с солнцем и луной вскоре показались ему чем-то особенным, имеющим могущественное влияние на судьбу человека. И таким образом у Аравитян естественно выработалась, вместе с более определенным суждением о солнце и планетах, вера во влияние звезд, в астрологию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Более определенно можно высказаться о навестившем преп. Антония «комите» Архелае ( κμης Αρχλαος), пришедшем просить у преподобного молитв за страждущую Панкратию, жившую в Лаодикии (cap. 61). Как показывает материал некоторых коптских житий и мартириев, слово κμης/ κ ω μι c означало наместника 442 . Из контекста видно, что свт. Афанасий мог иметь в виду не высшее должностное лицо Верхнего или Нижнего Египта, а наместника одной из Малоазийских провинций. Кстати говоря, тот факт, что на поклон к святому приходит чиновник такого уровня, не единичен 443 . В «Житии» есть еще одно любопытное упоминание: в 85-ой главе сказано, что преп. Антония долго просил сойти с горы «военачальник» ( στρατηλτης), имеющий нужду в святом. Как указывает А. И. Еланская, в коптской агиографии слова στρατηλτης, δοξ, γεμν 444 , а иногда и κμης, использовались для обозначения верховного представителя римской военной власти в Египте. Следующая 86-ая глава «Жития», где речь идет о неком «военачальнике» по имени Валакий (τις στρατηλτης Βαλκιος), который устроил гонения на христиан, это подтверждает. В данном случае имеется в виду «дукс Египта» (т. е. Нижнего Египта), занимавший этот пост с 340 по 345 гг. [Bartelink, 1994, Р. 357, n. 1], сочувствовавший арианам и устроивший гонения на православных. При этом важно помнить, что и после реформы Диоклетиана, разделившей военную и административную власть в Египте, это разделение строго не соблюдалось, не говоря уже о том, что в Верхнем Египте (Фиваиде) дукс практически и выполнял обязанности наместника 445 . Свт. Афанасий использует для обозначения византийского префекта и слово γεμν (cap. 46, 4–5), но в данном случае это, скорее всего, сделано намеренно – чтобы подчеркнуть параллели с евангельской историей, поскольку в 46-ой главе речь идет о гонениях Максимина Дазы на христиан. К этому надо прибавить, что наместники сменялись довольно часто (максимальный срок их правления – 5 лет) 446 , поэтому не удивительно, что свт. Афанасий говорит о " неком военачальнике» (τις στρατηλτης), имя которого он запомнил, видимо только потому, что последний подверг гонению православных. Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: στρατηλτης, упоминаемый свт. Афанасием в 85-ой главе, либо высший военный чиновник Египта, либо наместник 447 (если эти две должности на тот момент времени не были совмещены).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

На сегодняшний день, конечно, конъюнктура существует, и в этом плане по-другому по-дойти к вопросу этого сочинительского, композиторского опуса невозможно. Но это как раз и является лицеприятным моментом. А ведь вспомним, что, например, ту же «Всенощную» Рахманинова церковная цензура запретила исполнять за богослужением! И была права, потому что это произведение для избранных людей, оно не приспособлено для богослужения в любом храме, совершенно нет! Хотя отдельные моменты из этого сверхгениального произведения могли бы быть исполняемы в церкви. Но в то время существовали духовные концерты, а на духовных концертах и происходила апробация: может ли то или иное произведение быть исполняе-мо за богослужением, особенно за Литургией! Особенно за Евхаристическим каноном! Это очень важно. Поэтому я считаю, что учреждение такого вот церковного духовного Цензурного комите-та и компетентных людей при нем насущно необходимо. И эти люди должны быть не только компетентны, но и нелицеприятны. Им не обязательно должна быть известна даже фамилия автора, важно лишь то, годится это произведение к исполнению за Богослужени-ем или нет. И чтобы произведения опробованы были на многочисленных духовных кон-цертах, потому что, как мы знаем, духовные концерты сейчас проходят достаточно сво-бодно и даже в моде. В наше время никакие «эксперименты», подобные «подарку» на Рождественском бого-служении в Храме Христа в нынешнем году, были совершенно невозможны - о них нель-зя было даже помыслить! Как-то мы с А. А. Юрловым пробивали первые возможные исполнения юрловской капел-лой духовных произведений (он обратился ко мне за нотами, поскольку знал, что я проис-хожу из духовной среды). Когда я передавал ему ноты Титова, Березовского, ноты неко-торых концертов Бортнянского (в том числе, и «Херувимскую так называемую «Царскую»), он сказал, что цель перед ним поставлена такая: да, можно петь церковные произведения на концертах, но только лишь те, которые будут мало понимаемы народом в качестве произведений церковных. Чтобы это были как бы светские опусы, как будто от-дельные музыкальные произведения XVIII века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Царь с негодованием пишет, вызывает их к себе, обещается сам выслушать дело и велит быть Собору. Между тем, приходят Евсевиевы приверженцы, клевещут на Афанасия, обвиняя уже не в том, что было ими разглашаемо в Тире, но в задержании кораблей и хлеба, в том, будто бы Афанасий объявил, что может воспрепятствовать подвозу хлеба из Александрии в Константинополь. Некоторые из наших, бывшие с Афанасием при Дворе, услышали об этом от разгневанного Царя. Афанасий сетовал на эту клевету и утверждал, что это неправда, ибо возможно ли такое дело человеку простому и бедному? Но Евсевий не отказался подтверждать клевету всенародно, с клятвою уверял, что Афанасий богат и силен и в состоянии все сделать, а сим хотел он утвердить и в той мысли, что действительно сказаны были Афанасием приписываемые ему слова. В этом-то обвиняли Афанасия почтенные эти епископы, но благодать Божия превозмогла их лукавство, и благочестие царево подвигла на человеколюбие, вместо смерти допустила одно заточение. Итак, причиною этому не иное что, а только клеветы. Ибо Царь в письме, прежде этого писанном, осуждал заговор, винил злокозненность, осуждая мелетиан, называл их неправыми, достойными проклятия и придавал им самые ужасные наименования. Его тронуло, что за мертвого выдают человека, который жив, тронуло, что обвиняют в убийстве живого и никогда не лишавшегося жизни. Письмо это послали мы к вам.10) Но чудные эти люди, Евсевиевы приверженцы, чтобы хоть по видимости опровергнуть истину и что было писано, — прикрываются именем Собора и получают от Царя дозволение приступить к делу, заседает с ними комит, и епископов сопровождают воины, имеют у себя царские писания, понуждающие собраться всех, кого они требовали. Обратите при этом внимание, как необычайно их злоумышление, как непомерна дерзость их предприятия, чтобы каким бы то ни было способом похитить у нас Афанасия. Если они как епископы себе только одним дозволяли суд, то какая была нужда в комите и воинах? Или для чего собирались по царским писаниям? А если имели нужду в царе и от него хотели получить полномочие, то для чего нарушили его решение? Или почему, когда Царь в письме своем признавал мелетиан клеветниками, неправыми, а Афанасия во всем чистым и когда сильно выражался о вымышленном убиении человека, который остается живым, — они решили, что мелетиане правы, Афанасий же виноват, и без стыда живого выдали за мертвого? Он жив был по произнесении Царем суда, и жив был, когда собирались они, и доныне находится с нами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010