Вот такой обзор советских газет – настоящий политический донос, где петроградское духовенство ближе всех стоит к упоминанию про белогвардейские и кулацкие восстания... В последующие месяцы газетная травля духовенства, прежде всего «князей церкви», станет одним из главных направлений большевистской внутренней политики. Одновременно с закрытием церковной комиссии помощи голодающим в Петрограде властями была признана «излишней» и деятельность Всероссийского Церковного Комитета. Всю осень в Москве «патриарх хлопотал и унижался перед Советской властью, вымаливая у нее утверждение «Положения о Церковном Комитете»./.../А в Кремле ломали голову над тем, как ... придать «уникальному» явлению голода классовое содержание и как взобраться на его костях к очередной победной вершине революции» 1041 . Лишь 9 декабря 1921 года Президиум ВЦИК разрешил сбор пожертвований религиозным управлениям и отдельным общинам «под контролем ЦК Помгол ВЦИК и ее местных комиссий» 1042 (однако, соответствующее Положение было издано только 1 февраля 1922 года). А под конец года, 27 декабря, ВЦИК принял декрет «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях». Составители декрета заботились отнюдь не об умирающих от голода, а лишь о «распределении» храмового имущества. Все ценности «чисто материального значения» подлежали выделению в Государственное Хранилище Ценностей РСФСР. Тем временем Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК обратилась к Патриарху Тихону с предложением призвать православных прихожан к новым пожертвованиям. Желая усилить оказываемую помощь, Патриарх в своем февральском послании к Всероссийской пастве допустил возможность духовенству и приходским советам, с согласия общин верующих, жертвовать драгоценные церковные украшения и предметы, «не имеющие богослужебного употребления». Сбор указанных изделий позволял закупить значительное количество зерна, и правительство должно было быть только благодарно Патриарху... Однако в газетах и журналах стало появляться все больше статей, в которых церковное руководство обвинялось в безразличии к народному бедствию и одновременно расписывалось «обильное множество» церковных драгоценностей, лежащих «без движения». Подобные публикации преследовали цель внушить народным массам мысль о том, что в храмах России скопилось золота, серебра и бриллиантов как раз на сумму, равную цене хлеба, необходимого сегодня для пропитания жертв неурожая. Большевики шли на заведомую ложь. К Новому 1922 году президент США уже пожертвовал 36 миллионов пудов хлеба: этим заокеанским даром, «организовав доставку, можно было закрыть проблему поволжского голода» 1043 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поспеловский Д.В. Приворотский, петроградский уполномоченный СНК по учету ценностей Прокопович С.Н., член Всероссийского комитета помощи голодающим Пряников А.Н., секретарь СО Московского губотдела ГПУ Пузанова М.А., секретарь VIII (V) отдела НКЮ Р адек К.Б., член ЦК РКП(б), член ИККИ Раевский П.В., протоиерей Петроградской епархии, обновленец Рахманов – см. Роханов М.Н. Регельсон Л.Л. Роговая Л.А. Рогозянский А.Б. Рождественский И.С., священник Владимирской епархии, осужденный по шуйскому процессу Розанов М.Н. – см. Роханов М.Н. Рокитянский Я. Г. Романова С.Н. Роханов М.Н., дровоклад, осужденный по московскому процессу Рохманов М.Н. – см. Роханов М.Н. Рудзутак Я.Э., кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б), секретарь ЦК РКП(б) Рупасов А.И. Русанов Н., протоиерей Саратовской епархии, обновленец Рутковский А.Ф., начальник VI отделения СО ГПУ Рыбаков, священник Самарской епархии Рыков А.И., член Политбюро ЦК РКП(б), заместитель председателя СНК РСФСР и СССР Рязанов Д.Б., член ВЦИК С авельев С.Н. Савин А. И. Самойлова-Землячка – см. Землячка Р.С. Самолин – см. Соломин М.Я. Самсонов Т.П., начальник СО ГПУ Сапронов Т.В., член Президиума ВЦИК и ЦИК СССР, председатель Московской КИЦЦ Свердлов Я.М., член Оргбюро ЦК РКП(б), секретарь ЦК РКП(б), председатель ВЦИК Свердлова К.Т., помощник технического секретаря Политбюро ЦК РКП(б) Свержевский, профессор, врач-консультант Светозаров П.М., священник Владимирской епархии, осужденный по шуйскому процессу Селезнева И.Н. Семенов В.Ф., член Президиума Петроградского ревтрибунала Серафим (Александров Д.А.), епископ Тверской и Кашинский Сергий (Страгородский И.Н.), патриарх Московский и всея Руси Сергий (Шеин В.П.), архимандрит, осужденный по петроградскому процессу Скворцов – см. Скворцов-Степанов И.И. Скворцов-Степанов И. И., член АРК при ЦК РКП(б), сотрудник газеты «Правда» Склярова М.Д. Слинько А.Г., технический секретарь Политбюро ЦК РКП(б) Словатинская Т.А., заведующая архивом секретариата Политбюро ЦК РКП(б) Смидович П.Г., член Президиума ВЦИК и ЦИК СССР, заместитель председателя ЦК Помгола при ВЦИК

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриаршее послание собору было последним, т.к. уже в июле 1922 года Казанский кафедральный собор был захвачен обновленцами. А весной 1923 года во избежание такого же захвата обновленческим ПЕУ самораспустился и Петроградский Богословский институт. Публикуемое здесь патриаршее приветствие в Рождественский сочельник 2009 года было передано в дар Казанскому собору. В публикуемых ниже фрагментах дневника прот.Н.Чукова, некоторые из которых видят свет впервые, читатель увидит, как Русская Православная Церковь в 1922 году отвечала на жестокие вызовы того времени.   Протоиерей Н.Чуков (митрополит Григорий). Дневник 1921 -22 гг. Фрагменты   1921 год 14/27 июля. Среда В понедельник было заседание правления. Избрали по предложению Митрополита комиссию для организации сбора пожертвований на голодающих, но прежде поручив ей выяснить юридическую возможность этой организации для Церкви и желательность активного участия в раздаче. 15/28 августа В пятницу, 13/26, служил в лавре с Митрополитом… торжественно праздновали день именин Патриарха: 51 человек (священников) причащались за литургией; на молебен вышло человек 70; одних митр - 16. В пятом часу Владыка служил молебен в институте для правления; был чай, беседа. Разговоры об областном Комитете помощи голодающим, который будто бы дня два как самораспустился, а потом восстановился снова. Слухов вообще всяких много. Конкретно только известно, что арестовано много моряков, почему - неизвестно. Вчера за всенощной я читал воззвание Патриарха о помощи голодающим, собрали больше 300 тыс. Сегодня читал протодиакон. Суммы еще не знаю. Вчера вечером звонил ко мне А.С.Николаев, сообщил, что он был у о.Акимова, «поднял его», вчера был сбор в храме, и дал сразу 600 тыс. 24 августа/6сентября Вчера вечером было заседание правления. Долго дебатировался вопрос о сборе на голодающих (вследствие закрытия Комитета всероссийского). 27 ноября/10 декабря Вечером в четверг были с женой и Борей у о. архим. Досифея на ужине ( Г.Г. Степанов, настоятель Феодоровского государева собора – Л.А. ). Был Митрополит, Преосв. Венедикт ( Плотников – Л.А. ), Преосв. Петр ( Полянский, епископ Подольский, викарий Московской епархии – Л.А. ) (только что освобожденный), и др. Мы беседовали больше с Новицким, который, между прочим, как будто думает отойти от правления Общества приходов, как и от правления института. Недоволен тормозами, которые все время приходится испытывать в деятельности, и как будто каким-то недоверием Митрополита.

http://bogoslov.ru/article/1225427

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 27 апреля (10 мая) Священномученики Павел Светозаров и Иоанн Рождественский и мученики Петр Языков, Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергий Мефодиев и мученица Анастасия Шилова 2 января 1922 года советская власть издала декрет об изъятии музейного имущества – разграблении культурного наследия, собранного народами России за тысячу лет. Но и этого было большевикам недостаточно. Наступивший в стране после гражданской войны голод позволил им продолжить гражданскую войну с ограблением храмов и убийствами священнослужителей. Большевики хотели бы уничтожить сразу всю Русскую Православную Церковь, но поскольку это равнозначно было бы уничтожению большей части населения тогдашней России, на это они не решились, опасаясь массовых возмущений крестьян. В 1922 году население областей, охваченных голодом, составляло двадцать три миллиона. Для большевиков это значило, что двадцать три миллиона потенциальных врагов выведены голодом из борьбы и не смогут встать на защиту Церкви, когда вооруженные отряды по единому сигналу выйдут грабить храмы и монастыри. Еще до того, как советские власти стали в официальной печати выказывать беспокойство по поводу надвигающегося голода, Патриарх Тихон в августе 1921 года обратился с просьбой о помощи к Православным Патриархам, Римскому папе, архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому, а также к православным людям России и всего мира. Это были одновременно и плач, и просьба, и вопль о помощи. Из глубины сердца сострадающего, щедрого и любвеобильного только и могла излиться подобная просьба. Тогда же по благословению Патриарха был основан Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим. В храмах и среди верующих начались сборы средств; в годину величайшей скорби Русская Православная Церковь уверенно и авторитетно становилась во главе движения помощи голодающим. Но для советского правительства, насаждавшего в качестве государственной религии безбожие, это было неприемлемо, и оно потребовало роспуска Всероссийского Церковного Комитета и передачи всех собранных средств государству. Однако и полное отстранение Церкви от помощи голодающим было невыгодно, ибо оставляло Церковь за пределами политической интриги, и в декабре 1921 года советское правительство предложило Церкви снова начать сбор средств в помощь голодающим.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/402/Avks...

А.А. Кострюков Глава 4. Российская Церковь в 1921–1925 гг. § 1. Кампания по изъятию церковных ценностей Лето 1921 г. было ознаменовано очередным народным бедствием – голодом. Главной причиной трагедии стали экономические эксперименты советской власти, ждавшей победы коммунистов во всем мире и планировавшей полностью ликвидировать рыночные отношения. На смену деньгам должно было прийти всеобщее распределение. Русское крестьянство стало первой жертвой новой системы. В соответствии с системой продразверстки, крестьянам полагалось оставлять у себя лишь часть урожая, а основную часть собранного хлеба отдавать государству. «Свободная торговля хлебом, – писал Ленин, – есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать», – так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление». Крестьяне, отказывавшиеся сдавать хлеб, объявлялись кулаками и врагами народа – таким грозил срок заключения от 10 лет. «Провести беспощадную, террористическую войну против крестьянской и иной буржуазии, удерживающей у себя излишки хлеба», – распоряжался Ленин. Сельскую местность наводнили распропагандированные «продотряды», настроенные на войну против контрреволюционеров и «кулаков». Реакция крестьян на ограбление была закономерной – униженные, разоренные, не добившиеся справедливости, они стали меньше сеять. С сокращением посевных площадей упала урожайность. Погодные условия усугубили положение. Результатом ленинских экспериментов стало то, что в 1921 –1922 гг. голод охватил 35 губерний Украины, Поволжья, Северного Кавказа и др. Голодало 40 млн человек, а количество умерших от голода по советским оценкам достигло 5 млн человек. Разделяя народное горе, патриарх Тихон обратился к российской пастве, народам мира, Восточным патриархам, Папе Римскому и Архиепископу Кентерберийскому с просьбой помочь голодающим. По храмам прошли сборы денег, сам святитель Тихон принял участие в работе «Всероссийского общественного комитета помощи голодающим» (Помгол).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Вопрос о генезисе обновленческого раскола не так прост, как иногда кажется, и до сих пор является дискуссионным. При этом высказанные историками точки зрения неравноценны по своему обоснованию, то есть охвату и полноте источников, включая рассекреченные в 1990-х годах архивные документы. Строго научный подход предполагает в качестве необходимой предпосылки требуемого ответа прояснение самой природы данного раскола, а также и его наименования в качестве обновленческого. В свете последних исследований можно без колебаний утверждать, что раскол 1922 года был осуществлен большевистской властью и имел совершенно искусственный характер, заданный усилиями секретных комиссий Политбюро Центрального Комитета Рабоче-крестьянской партии (большевиков) (ЦК РКП(б)) и Совнаркома под руководством председателя Реввоенсовета Л.Д. Троцкого, а также Госполитуправления Народного комиссариата внутренних дел (ГПУ НКВД). Планы расколоть Русскую Церковь власти вынашивали с 1919 года после неудачных попыток запугать и разрушить ее с помощью неприкрытого террора. Напомню в связи с этим слова Патриарха Тихона из письма находящемуся в Киеве митрополиту Антонию (Храповицкому) в сентябре 1918 года: «Опричники расстреливают нас как куропаток». Наиболее подходящим для надзорных органов критерием разделения верующих стала беспрекословная лояльность незначительной части духовенства в соблюдении декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей под лживым лозунгом помощи голодающим Поволжья. То есть с позиции государственных интересов раскол, несомненно, можно считать инструментом НКВД по разрушению Церкви, а с церковной точки зрения охарактеризовать его в качестве «советского» феномена, связанного с вредоносным для христианства типом запредельной лояльности богоборческой власти в атеистическом государстве. И этим можно было бы ограничиться, если бы не программы радикальных реформ, предложенные всеми группами раскольников сразу после захвата органов церковного управления.

http://patriarchia.ru/db/text/6027200.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (29.01.1881, Орёл - 28.01.1972, Париж), прозаик, мемуарист, переводчик, общественный деятель. Жизнь и творчество в России Род. в дворянской семье (отец - горный инженер), детство провел в имении родителей, с. Усты Жиздринского у. Калужской губ. Окончил в 1898 г. Калужское реальное уч-ще, учился в Имп. техническом уч-ще в Москве, Горном ин-те в С.-Петербурге, на юридическом фак-те Московского ун-та. 2 апр. 1912 г. женился на В. А. Смирновой (Орешниковой), 14 авг. того же года родилась их дочь Наталия. Не окончив ун-т, З. в 1900-х гг. занялся лит. деятельностью, публиковался в ряде изданий (первые рассказы напечатаны в 1901 в московской газ. «Курьер»), участвовал в собраниях телешовского кружка «Среда», московского Литературно-художественного кружка, «Башни» Вяч. И. Иванова в С.-Петербурге. В 1906 г. вместе с С. Глаголем и П. Ярцевым основал лит. группу «Зори», выпускавшую одноименный журнал. В 1906 г. в изд-ве «Шиповник» вышла в свет 1-я книга З. «Рассказы» в оформлении М. В. Добужинского, имевшая большой успех у читателей. До 1917 г. было издано еще 5 сборников рассказов и роман «Дальний край» (1912). От первых импрессионистических рассказов-поэм З. постепенно перешел к сюжетным произведениям, написанным в «тургеневско-чеховской» манере. С 1904 г. часто бывал в Италии, к-рая стала его второй духовной родиной, создал цикл очерков, составивших кн. «Италия» (1918), перевел «Ад» Данте ритмизованной прозой. 1-й период творчества З. завершила повесть «Голубая звезда» (1918). В судьбах ее героев (напоминающих отчасти персонажей Ф. М. Достоевского), картинах лит. и театральной жизни Москвы есть предчувствие крушения непрочного мира. По окончании Александровского военного уч-ща в марте 1917 г. З. был произведен в офицеры, но участвовать в боевых действиях на фронтах первой мировой войны ему не довелось. Заболев, он получил отпуск и незадолго до окт. 1917 г. уехал в имение Притыкино Тульской губ. После Октябрьской революции сотрудничал в «Книгоиздательстве писателей в Москве», в 1921 г. был избран председателем Всероссийского союза писателей. 27 февр. 1917 г. в Петрограде был убит племянник З. Юрий Буйневич, памяти которого З. посвятил эссе-эпитафию «Призраки». 1 окт. 1919 г. в Москве был арестован его пасынок Алексей Смирнов и вскоре расстрелян как участник антибольшевистского заговора. В 1921 г. сам З. как член Комитета помощи голодающим был арестован и неск. дней провел в тюрьме ВЧК на Лубянке.

http://pravenc.ru/text/182491.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Церковь и государство АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в. ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) Михаил Сергеевич (род. 1931), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг. «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период «О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 8 апр. 1929 г. «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» основной закон СССР в сфере конфессиональных отношений, принятый Верховным Советом СССР 1 окт. 1990 г. «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ» именной Высочайший указ имп. св. Николая II Александровича, данный в праздник Пасхи, 17 апр. 1905 г., Сенату и положивший начало изменению отношения Российского гос-ва к старообрядчеству и неправославным конфессиям ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798)

http://pravenc.ru/rubrics/121682.html

Уже первые известия о начавшемся бедствии, с которым явно не могли справиться государственные органы страны, вызвали значительное общественное движение помощи голодающим. В него включились многие светские и церковные организации в стране и за рубежом во главе с виднейшими деятелями разных государств. Самую значительную помощь голодающим Поволжья сумела организовать Американская администрация помощи (АРА), правительственное соглашение с которой было подписано 20 августа 1921 г. Немалых успехов в деле организации этой помощи смог добиться знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, что позднее сделало особенно весомым направленный им Л. Д. Троцкому протест против религиозных преследований в России 25–25). В самой стране во Всероссийский общественный комитет помощи голодающим сначала было разрешено войти и деятелям, оппозиционным большевизму. Одной из первых откликнулась на беду Русская Православная Церковь . Патриарх Тихон еще 22 августа 1921 г. издал воззвание “О помощи голодающим”, где призывал всех верующих и духовенство полусотни тысяч православных приходов страны, как и зарубежных деятелей, к добровольным благотворительным пожертвованиям в помощь голодающим 2 . В июле – августе 1921 г. и позднее патриарх неоднократно обращался с церковных амвонов с такими же призывами. Он предлагал руководителям ВЦИК и Помгола признать создаваемый им Церковный комитет помощи голодающим и разрешить ему вести соответствующую благотворительную работу. Хотя номинальный глава законодательной власти государства М. И. Калинин соглашался принять это предложение, реальные руководители страны из центральных партийных органов не склонны были делать эту “уступку”. Решение срочной проблемы затягивалось на месяцы, желание помочь беде квалифицировалось подчас как уловка классового врага. Вместо Всероссийского комитета помощи голодающим с широким представительством общественности в конце концов была создана при ВЦИК Центральная комиссия помощи голодающим (Помгол) – как один из органов партийно-советского аппарата, а многие деятели Всероссийского комитета были репрессированы. Руководимый М. И. Калининым Помгол отныне жестко контролировался ВЧК-ГПУ и Политбюро. Власти все с большей подозрительностью относились и к международным организациям помощи, изрядно затрудняя, а то и пресекая их деятельность как “антисоветскую”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1922 год – время, когда 23 миллиона жителей России голодало. Патриарх Московский и Всея Руси Тихон обратился к своей пастве с воззванием, в котором призывал помочь голодающим. Тогда же, по благословению Патриарха был основан Всероссийский Церковный комитет помощи голодающим. В храмах и среди верующих начались сборы средств; в годину величайшей скорби Православная Церковь уверенно и авторитетно становилась во главе движения помощи голодающим. Для советского правительства это было невыгодно, и оно потребовало роспуска Всероссийского Церковного комитета и передачи собранных средств государству. Однако и полное устранение Церкви от помощи голодающим тоже было не выгодным, и в декабре 1921 года советское правительство предложило Церкви снова начать сбор средств в помощь голодающим. 19 февраля 1922 года Патриарх обратился к православной пастве с воззванием. Большевики ждали от Патриарха подобного воззвания. Ждали они и деятельного участия Церкви в сборе денежных средств. Но они никак не желали, чтобы Церковь встала во главе движения помощи голодающим и, как бывало в прошлом, призывала к жертвенности, милосердию и любви. А 26 февраля был издан декрет об изъятии «из церковных имуществ, переданных в пользование группам верующих… всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней…», в том числе всех священных предметов (драгоценных). Декрет бесповоротно уничтожал добровольность пожертвований, а священство принудительно ставил в положение святотатцев 69 . В Послании от 28 февраля 1922 года Патриарх Тихон объявил: «… 13/26 февраля ВЦИК для оказания помощи голодающим постановил изъять из храмов все священные предметы. С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства. Мы, священным нашим долгом, почли выяснить тогда взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верующих духовных чад наших» 70 . Первые выстрелы в ходе кампании по изъятию ценностей прогремели в г. Шуе Ивановской области. «6 марта 1922 года была произведена опечатка кладовых наиболее богатых церквей г. Шуи. 8 марта произведено изъятие из 3-х храмов наиболее бедных: кладбищенского больничного и Ильинского. 15 марта в 10утра секретарь Шуйского укома… получает извещение о насилиях, учиненных против милиции и гарнизона, а также о случаях стрельбы из толпы. Колокольный звон привлек большое количество народа. До 30 красноармейцев были обезоружены. Пулеметная стрельба рассеяла толпу, был убит «гражданин, прицелившийся из русской винтовки в шофера». Остальные жертвы были до появления автомобиля с пулеметами.» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010