Когда взошел на болгарский престол сын Обритого, Маломир, иначе Владимир, брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощен и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. За что же ты так страдал? Спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит   ко времени имп. Анастасия (491-518). См. слова у Черткова о Манассииной летоп. стр. 39 и в Журн. м. просв. 1837 г. III, 364. Кодин о зданиях констант. «монастырь Дамиана построил Дамиан, родом славянин, префект постельничих при имп. Феофиле иконоборце» (829-841) ed. Beck. р. 116. В статье Христ. Чт. 1858 г. II, 141. 216. 269: «о начале христианства, его распространения и утверждения (?) между болгарами» много собрало сведений верных, но много пропусков и ошибок. 29) Константин de vita Basilii p. 136. 137. Мир заключен и пленники отпущены в 817 г. Assemani calend. 2, 353. 359. У Георгия монаха по некоторым спискам сказано, будто Крум полагал препятствия возвращению пленных; но в других списках препятствовавший назван ????? – Комис, граф (Stritteri Bulgarica § 73). В том комите нельзя не узнать милого Цока. 30) Манассиина летопись у Черткова стр. 95-97. света. В долгой беседе искренний и просвещенный христианин объяснил князю-язычнику нечестие язычества славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человечской. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не даждь Бог; огонь также творение Божие, а не Бог сварог31); все язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть32). Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостию принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту. – Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостию отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнию язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него», отвечал Боян. Владетельный князь язычник осудил брата христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера, говорил он в слух всех, за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране болгарской. Напрасно думают остановить ее моей смертию. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». – Предсказание исполнилось и прежде

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

В результате к VII веку сложилась такая ситуация: на западе пост длился 6 недель, на востоке – 7 недель. Что интересно, собственно постных дней (т.е. дней, когда пищу не вкушали до вечера, а именно такие дни и считались постными в строгом смысле слова) в обоих вариантах было ровно 36. На западе суббота считалась постным днем, потому 6 седмиц × 6 постных дней в каждой=36 постных дней. Восточная Церковь всегда придерживалась взгляда, что поститься в субботу нельзя; единственным исключением была Великая Суббота. Так что вариант семинедельного поста в большей степени соответствует этому воззрению: 7 седмиц × 5 постных дней в каждой + 1 день Великой Субботы=36 постных дней. При этом, несмотря на то, что суббота и воскресенье считались днями непостными, скоромную пищу в них вкушать не разрешалось и для того, чтобы не дробить единый великопостный период на несколько седмичных постов, и для того, чтобы организм человека не испытывал периодических стрессов из-за резкой смены качества и количества пищи. Потому для субботы и воскресенья была изобретена такая форма пощения, «которая, не будучи постом в собственном смысле, не прерывала бы слишком резко поста Четыредестницы» с. 59] . Далее проявляется тенденция к увеличению количества собственно постных дней и доведению их до 40. Для этого в Риме добавляют к посту 4 дня 1-й седмицы, в результате пост стал начинаться со среды 1-й седмицы (эта практика до сих пор сохраняется в Католической Церкви). На востоке уже в VI веке для этой цели в некоторых областях, прежде всего в Сирии и Палестине, стали добавлять 8-ю постную седмицу; в результате получался 8 × 5 + 1=41 постный день. Эта практика постепенно набирала своих сторонников и даже известно, что преподобный Иоанн Дамаскин симпатизировал восьминедельной Четыредесятнице, считая ее проявлением большего усердия, хотя при этом одобрял и семинедельную. Однако распространенность восьминедельной Четыредесятницы в тех областях, где проживали преимущественно монофизиты, вскоре порождает противоположную реакцию Церкви на это явление. Уже в начале VIII века преподобный Анастасий Синаит критикует эту практику, расценивая ее как необоснованное увеличение поста и ссылаясь на заповедь, запрещающую что-либо прибавлять к Закону или убавлять от него (Втор. 4 :2, 12 :32). Особенно показательно в этом отношении приложение к письму преподобного Иоанна Дамаскина монаху Комите (написанное не самим преподобным Иоанном, а добавленное кем-то другим), где собраны мнения разных отцов о продолжительности поста, причем за семинедельный пост приводятся высказывания множества православных лиц, тогда как в пользу восьминедельной Четыредесятницы – только мнения двух ересиархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Глава XXXVI. О перстосложении для крестного знамения I. Свидетельства об одноперстии а) Св. Иоанн Златоуст : «Когда знаменуешься крестом, то представляй все значенье креста... Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера» (т. VII, кн. 2, стр. 558, 54 бес. на Ев. Матфея). б) Св. Епифаний об одном православном комите, по имени Иосиф, которого знал лично, писал: «этот муж, велегласно, собственным своим перстом положив на сосуд печать креста, и призвав имя Иисусово, сказал так: именем Иисуса Назарянина, которого распяли отцы мои и отцы сих всех предстоящих здесь, да будет в воде сей сила к уничтожению всякого чародейства и волнения» (т. I, изд. 1863 г., стр. 234). в) Бл. Иероним о препод. матери Павле: «держа перст над устами, она изобразила на них крестное знамение» (Ист. Р. Ц. п. Макария, т. VIII, стр. 101). г) Бл. Феодорит Киррский о пр. Маркиане, происходившем из того же города Кира, писал: «Святый перстом вообразил крестное знамение, а устами дунул на него (змия), и как трость от огня, змий тотчас исчез» (Ист. о Боголюбцах, ст. о Маркиане. Тоже см. в Прологе под 2 ноября). д) О препод. Юлиане: «призвав Господа и перстом показуя победный знак, он прогнал весь страх» (Ист. о Боголюбцах, ст. о Юлиане). е) Созомен о св. епископе Донате: когда великий дракон хотел напасть на св. Доната, то «он перстом изобразил пред ним в воздухе знамение креста и плюнул. Слюна попала зверю в рот и он издох» (Церк. Ист., кн. 7, гл. 26, стр. 534). ж) Иоанн Мосх о св. Иулиане, епископе Ботрском: «он трижды перстом своим перекрестил чашу (с ядом) и, сказав, во имя Отца и Сына и Св. Духа пью чашу сию, – выпил ее пред всеми всю и остался невредим» (Луг Духовный, гл. 94). з) Св. Григорий Двоеслов о монахе Мартирие писал: «он сделал знак креста перстом» и о пресвитере Аманцие: «человек Божий изобразил крест перстом своим» (Ист. Р. Ц. м. Макария, т. VIII, стр. 101). и) Св. Андрей Критский в похвальном слове преп. Потапию: «Потапий исцелил бесноватого тем, что перстом начертал над ним в воздухе крест; когда исцеленный припал к его ногам, он начертал перстом знамение креста на его челе» (См. у Голубинского – «К нашей полемике» – по изд. 1905 г., стр. 156). См. тоже в Ч.-Минея, 8 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

„Ну пусть это будет так, что многие молились и молятся теперь триперстно; но мы ни от кого не слыхали до сего времени, что были и такие христиане, которые делали на себе крестное знамение единым перстом и спаслись. Покажи ты нам, отец архимандрит, от писания где в каких книгах есть писано о единоперстии?“ вопросил старообрядец. Хорошо, друзья мои, я вам сейчас, прочту свидетельство о единоперстии, только вы слушайте со вниманием. Святый Иоанн Златоуст говорит: Когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменитость креста, не только перстом только изображая его, но должно сему предшествовать сердечное расположение и полная вера. Другой, ему современный учитель церкви, св. Епифаний Кипрский свидетельствует об одном православном Комите, по имени Иосифе, которого св. Епифаний знал лично. „Этот муж собственным своим перстом положил на сосуде печать креста и, призвав Иисусово имя, велегласно сказал так: именем Иисуса Назарянина да будет в воде сей сила к уничтожению всякого чародейства!” Третий писатель церкви, блаженный Иероним , живший в 5 веке, говорит о преподобной матери Павле следующее: „Держа перст над устами, она изобразила на них крестное знамение“. Четвертый писатель того же века, блаженный Феодорит свидетельствует о преподобном Маркиане, который родился в том же городе Кире, сими словами: „Святый перстом изобразил крестное знамение и устами дунул на (змия), и он как трость от огня, тотчас исчез. В другом месте он же говорит о преподобном Иулиане: призвав Господа и перстом показав победный знак, от прогнал весь страх“. Церковный историк 5 века Созомен говорит о епископе Донате: когда великий дракон хотел напасть на святаго Доната, то он перстом изобразил пред ним в воздухе знамение креста и плюнул, слюна попала зверю в рот, и он издох. Святый Григорий Двоеслов свидетельствует о монахе Мартирие следующее: он сделал знамение креста перстом; и о пресвитере Манае свидетельствует:,, Человек Божий изобразил крест перстом своим“, Преподобный Иоанн Мосх о святом Иулиане Бодрском говорит: „он трижды перстом своим

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Начало упадка А. связано с вторжением в Юж. Италию норманнов. Попытки создать против них союз Зап. и Вост. империй (1053-1062), в к-рый в 1071 г. включился папа Александр II , не увенчались успехом, и А. добровольно подчинился норманнскому герц. Роберту Гвискару , войска к-рого разграбили город (1073). Норманнское господство привело к ослаблению связей с К-полем, вызвало упадок торговли. В кон. XI - нач. XII в. А. пытался отстоять свою независимость в борьбе с норманнскими правителями, но к 1131 г. окончательно признал власть кор. Рожера II Сицилийского. Пиза, старый торговый соперник А., воюя на стороне папы Иннокентия II и имп. Лотаря II против Рожера II и антипапы Анаклета II , атаковала побережье Сицилийского королевства. Дважды (1135, 1137) пизанцам удавалось захватить А., в результате чего город был полностью разрушен, а его флот сожжен. После этой катастрофы А. уже не оправился. В 1156 г. герцогство стало частью королевства Сицилии; в позднем средневековье А.- один из многочисленных мелких ленов Юж. Италии, о былом могуществе к-рого напоминал лишь т. н. Амальфитанский кодекс морского права (итал. Tavola Amalfitana), общепризнанный в Средиземноморье с XI в. и использовавшийся вплоть до 1570 г. Церковная история Археологические исследования указывают на присутствие в А. христиан уже в IV в., хотя о его епископской кафедре впервые упоминается в письме св. папы Григория I Великого 596 г. к еп. А. Пимению (Примению, Пигмению; † ок. 620). Согласно анонимной «Салернской хронике», ок. 833 г. еп. Петр перенес в А. мощи св. мц. Трифомены (к-рые вскоре были похищены герц. Беневентским Сиккардом). Епископский престол А. после Петра I (30-е гг. IX в.) занимали: Лев (ок. 840), Петр II (ок. 848/49), Бон (ок. 860), Сергий (ок. 873), Урс (90-е гг. IX в.), Иакинф (Джакинт, упом. в 925), Константин (упом. в 949), Мустал, или Мастул († 987). В 987 г. (13 февр.) по просьбе герц. Мансона I (966-1004) папа Иоанн XV возвел Льва II Орсо-Комите Статикамполо (основателя и настоятеля бенедиктинского мон-ря в г. Атрани) в сан архиепископа А. (с образованием епископств по округам амальфитанской территории: Леттере, Скала, Минори (Регинум), Капри). Предстоятели А. сохраняли влияние в Римской курии и пользовались покровительством пап с X по XIV в. Преемник Льва II бенедиктинец Лаврентий (1040-1048) считается учителем папы Григория VII ; архиеп. Петр III († до 1063), входивший в ближайшее окружение папы Льва IX , участвовал вместе с кард. Гумбертом и буд. папой Стефаном IX в посольстве в К-поль в 1054 г. В 1112 г. архиеп. Мавр представлял папу Пасхалия II при визант. имп. дворе. Вместе с упадком города архиепископская кафедра также теряет свое значение. Совр. архиеп-ство Амальфи - Сава-де-Тиррели подчинено архиепископской кафедре Салерно.

http://pravenc.ru/text/114234.html

2. «О святых постах» (Περ τν γων νηστειν; De sacris Jejuniis; CPG, N 8050), послание И. Д., адресованное монаху Комите, к-рый обратился к нему с просьбой разъяснить вопрос о продолжительности Великого поста, вызывающий разногласия среди монахов. Прежде всего И. Д. замечает, что нет ничего выше церковного мира, и задается вопросом, какую пользу принесет пост тем, кто постится ради вражды и ссоры. Поэтому, допуская существование различных практик, необходимо придерживаться традиции св. отцов. Отвечая на вопрос Комиты, как относиться к тем, кто призывают поститься 8 недель, И. Д. пишет, что по традиции Иерусалимской Церкви, согласной с традицией древних отцов, пост продолжается 6 недель, к к-рым добавляется еще седмица Страстей, т. о. всего постятся 7 недель. А 8-недельного поста придерживаются сир. и егип. яковиты, не считающие субботние и воскресные дни, поскольку в эти дни пост прерывается. Послание заканчивается подборкой святоотеческих цитат (см.: Jugie. 1924. P. 704). 3. К этой же группе относятся еще 2 трактата, приписываемых И. Д. в рукописной традиции: «О восьми духах нечестия» (Περ τν κτ τς πονηρας πνευμτων; De octo spiritibus nequitiae; CPG, N 8110), краткое наставление монахам о противостоянии т. н. 8 главным порокам: чревоугодию, сладострастию, сребролюбию, печали, гневу, унынию, тщеславию и гордыне, учение о которых восходит к трудам Евагрия Понтийского; «О добродетелях и пороках» (Περ ρετν κα κακιν ψυχικν κα σωματικν; De virtutibus et vitiis; CPG, N 8111); вероятно, это редакция предыдущего сочинения; содержит пространный перечень различных аскетических понятий. Экзегетические Комментарии на Послания ап. Павла (CPG, N 8079), собрание выписок из гомилий свт. Иоанна Златоуста, а также из произведений Феодорита Кирского и свт. Кирилла Александрийского, сопровождаемых краткими ремарками самого автора. К этому разряду сочинений могут быть отнесены также нек-рые гомилии И. Д. Гомилии и агиографические сочинения К сер. XX в. было известно по крайней мере о 49 сочинениях гомилетического и агиографического содержания, приписываемых И.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Словом, церковность дает такую печать постройкам этой эпохи, что можно думать, что находишься не в городе, не среди домов светских людей, а в каком-либо монастыре! Укажем еще надписи: «Если Бог за нас, кто против нас. Слава Ему во веки». «Господи, помоги дому сему и живущим в нем». Или просто: «Христе, помоги». А вот надпись с указанием владельца дома: «Великая сила Святой Троицы. Комит Приск сим побеждай». Трудно, конечно, сказать, о каком Приске здесь идет речь, но не будет слишком смелым думать здесь о Приске, комите экскувиторов, жившем в VI в. и кончившем жизнь свою монахом в последние годы VI в. Рассматривая древности Эль-Бары во всей совокупности, нельзя не вывести заключения, что здесь представлена не столько показная и, так сказать, официальная жизнь большого города, сколько интимная сторона жизни христианского общества. Здесь мы не находим ни громадных колоннад и обширных дворцов, ни больших храмов, а наблюдаем частные дома среднего класса населения. Об этом говорят и надписи над входами в дом; это же подтверждает и самая постройка домов, небольшие размеры их и отсутствие дорогих украшений. Самым большим памятником в Эль-Баре следует считать громадную базилику, в которой сохранилась апсида и часть западной стены. Вся площадь бывшего величественного здания покрыта стволами колонн, карнизами, частями плафона,— все эти лежащие на земле обломки покрыты роскошным орнаментом с мотивами растительного и животного царства. Главная апсида громадных размеров образована двумя рядами колонн, идущих до самого нарфика, как можно видеть по стволам колонн и по капителям, поваленным, вероятно, вследствие землетрясения. Описанием развалин храма мы занимались в другом месте . Между памятниками Сирии особенного внимания заслуживает монастырь св. Симеона Столпника. Это есть, бесспорно, наиболее величественный памятник в Северной Сирии, который один и сам по себе может служить прекрасным показателем религиозного и культурного состояния Сирии в V в. Сходя с холма, на котором стоит монастырь, вступаем в город Симеона (Деир Семан). По всем вероятиям, этот город возник в ту же эпоху, что и монастырь; но в нем не имеет первоначального значения то, что стоит на первом плане в монастыре. Город Симеона возник для потребностей богомольцев; здесь поэтому нашли себе выражение обыкновенные и ежедневные людские потребности. Здесь мы знакомимся с системой постройки больших домов для приема путешественников; здесь мы видим широкие террасы, могущие дать помещение для масс народа; наконец, здесь мы находим обширные постройки для обеспечения водой громадного населения. Само собой разумеется, и религиозные интересы представлены в Деир Семане не менее значительно: здесь сохранились остатки трех церквей и множество усыпальниц для погребения мертвых. Попытаемся рассмотреть по порядку памятники Деир Семана.

http://sedmitza.ru/lib/text/442784/

Тогда они, соединясь с оставшимися на юге Славянами, стали властвовать над колонистами Греками во Фракии, Македонии и Иллирике, – образовалось Болгарское княжество. Никифор Chron. р. 22–25. Феофан р. 296–301. Константин Багрян. de themat. 2, 20. 21. Зонара 2, 91–93. Кедрин 438–441. Манассиина лет. у Черткова, стр. 61. „О начале христианства, его распространении и утверждении (?) между Болгарами“ – в Христ. Чтен. 1858 года 11, 141. 216. 269. Здесь много собрано сведений верных, но довольно пропусков и ошибок. Лев Мудрый (Tactic. с. 18) писал: „и Славяне в древности были свободными, когда жили за Дунаем. Но Римляне победили Славян, проводивших жизнь пастушескую и прежде, чем перешли те через Дунай, покорны были игу Римской власти... Перешедши же (из-за Дуная) не хотели более покоряться никому, как своим; они думали, что лучше быть под властью и законами князя своего племени, чем у Римлян. Так они остаются одинаковыми до наших времён, хотя приняли освящение св. крещения“. О времени возвращения Славян в Македонию и Эпир – в Болгарском переводе Манассииной летописи. Здесь оно относится ко времени импер. Анастасия (491–518). См. слова у Черткова о Манассииной летоп., стр. 39. и в Ж. Μ. Просв. 1837 г. III, 364. Кодин о зданиях Констант.: „монастырь Дамиана построил Дамиан, родом Славянин, префект постельничих при импер. Феофиле иконоборце“ (829–841) ed Beck. р. 116. В статье Христ. чтен. 1858 г. II, 141. 216. 269: „о начале христианства, его распространении и утверждении (?) между Болгарами“ много собрано сведений верных, но много пропусков и ошибок. 269 Константин de vita Basilii р. 136. 137. Мир заключён и пленники отпущены в 817 году. Assemani calend. 2, 353. 359. У Георгия монаха по некоторым спискам сказано, будто Крум полагал препятствия возвращению пленных; но в других списках препятствовавший назван Κομης – Комис, граф (Stritten Bulgarica § 73). В этом Комите нельзя не узнать милого Цока, 271 О божествах Болгарских св. Григорий в переводе Малаловой летописи у кн. Оболенского, в предисл., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Самсон с негодованием писал о комите кордовских мосарабов Серванде, который, угождая мусульманам, выдал слугам эмира реликвии К. м., хранившиеся под алтарями, и требовал наказать тех, кто сохранили святыни ( Samsonis Apologeticus. II Praef. 5, 8). Нападки на мосарабскую элиту, ставившую собственные интересы выше христианской веры, встречаются и в лит-ре Сев. Испании. Так, в Хронике кор. Альфонсо III (кон. IX в.) говорится о еп. Оппе, прислужнике мусульм. захватчиков, к-рый пытался убедить христ. вождя Пелайо (Пелагия) не вступать с ними в конфликт. Пелайо не внял доводам епископа; одержав победу в сражении, он остановил арабов и основал христ. гос-во Астурия (Crónicas asturianas/Ed. J. Gil Fernández et al. Oviedo, 1985. P. 124-129). Критикуя мосарабского еп. Элипанда Толетского, сторонника ереси адопцианства , североиспан. богословы Беат, насельник мон-ря Льебана, и Этерий, еп. Осмы, указывали на близость его учения к исламу. Деятельность еретиков они считали знаком скорого наступления конца света. Во многом благодаря полемическим трудам Беата и Этерия клирики-мосарабы стали пользоваться дурной репутацией в гос-ве Каролингов. В сочинениях св. Евлогия и Павла Альвара апология К. м. совмещается с острой антимусульм. полемикой. Скорее всего в Испании были известны полемические труды против ислама, к-рые могли доставить с Востока такие путешественники, как палестинский мон. Георгий ( Gonz á lez Mu ñ oz. 2008). В представлении мосарабских авторов Мухаммад был лжепророком, получившим «откровение» от демонов и создавшим безнравственное учение, последователи к-рого отличались жестокостью и склонностью к насилию. По словам св. Евлогия, уже пресв. Перфект, погибший в начале гонения, считал Мухаммада одним из «лжехристов и лжепророков», появление к-рых предсказано в Мф 24. 24 ( Eulogius. Memoriale sanctorum. II 1. 2). Павел Альвар причислял мусульм. пророка к антихристам, побуждавшим своих приверженцев творить насилие, притеснять и убивать верующих во Христа. Мосарабские полемисты полагали, что ислам учит безнравственности, а мусульм.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

д. Кроме Мученичества К. подобные рассказы содержатся в Мученичествах Римских епископов Александра I (BHL, N 266-269; см. Квирин ), Каллиста I (BHL, N 1523), Корнелия (BHL, N 1958-1959) и Стефана I (BHL, N 7845-7846), а также в «Деяниях Сильвестра» (BHL, N 7725-7735) ( Sessa. 2007; Eadem. 2012. P. 148-149, 252-273). В нек-рых рукописях Мученичества К. имеется интерполяция, согласно которой К. навлек ненависть рим. аристократов Аврелиана и Сисинния, друзей имп. Нервы, тем, что убедил вести целомудренную жизнь Феодору, жену Сисинния, и Домициллу, племянницу имп. Домициана и невесту Аврелиана. Эти сведения заимствованы из рим. Актов Нерея и Ахилея (BHL, N 6058-6066), к-рые не были известны составителю Мученичества К.; вставка была сделана ранее IX в., т. к. о ней знал Флор Лионский ( Quentin. 1908. P. 306; Dubois, Renaud. 1976. P. 212). Интерполяция содержится в ряде рукописей IX в. (напр.: Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. Perg. 202. Fol. 93v; Vindob. 1556. Fol. 165v; Guelf. 48. Fol. 161r) (см.: Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 13; Delehaye. 1936. P. 102). Сходство с анонимными агиографическими сочинениями, составленными в V-VI вв. в Риме (см.: Dufourcq. 1900. 279-321; Delehaye. 1936. P. 14-15; Sessa. 2012. P. 248-252), является одним из оснований для датировки Мученичества К. Упоминание о комите священных щедрот (comes sacrarum largitionum) указывает на то, что Мученичество было составлено не ранее IV в. ( Baronius C. Annales ecclesiastici. R., 1590. T. 2. P. 5; LP. T. 1. P. XCI). Должность комита священных щедрот (главы имп. казначейства) была создана скорее всего в 20-х гг. IV в. (о комите Немезиане впервые упом. в законе 345 - CTh. XI 7. 5; см.: Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602. Baltimore, 1986r. Vol. 1. P. 427-437; Vol. 2. P. 1415-1417; Delmaire R. Largesses sacrées et «res privata»: L " aerarium impérial et son administration du IVe au VIe siècle. R., 1989. P. 30-38, 704). В Мученичестве К. использовано сокращенное название должности - «comes sacrarum»; эта формулировка встречается в источниках не ранее V в.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010