Место погребения священномученика митрополита Вениамина, священномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова остается неизвестным. Тайная их казнь была совершена в ночь с 12 на 13 августа 1922 года на Пороховых, в районе Ржевского полигона. 1029 Доклад тов. Сталина на активе московской организации о работах апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК 13 апреля 1928 г.//Правда. 1928, 90 (18 апреля). С.З. 1030 Вениамину архимандрит. На службе Божией. (Некролог)//Олонецкие епархиальные ведомости. 1904, 3. С.71 1033 Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга [ЦГИА СПб]. Ф. 1012. Оп. 1. Д. 25. Л. 184–184 об. 1036 В Петроградском отделе Всероссийского комитета помощи голодающим//Петроградская правда. 1921, 162 (4 августа). С.2. 1043 Коняев Н. Священномученик Вениамин митрополит Петроградский (документальное повествование). СПб., 1997. С.5. 1046 Из Петрограда. В последнюю минуту. (По телефону). Митрополит Вениамин о помощи голодающим//Известия ВЦИК. 1922, 36 (15 февраля). С.2. 1057 Из Петрограда. Комиссия по изъятию ценностей для голодающих//Известия ВЦИК. 1922, 45 (25 февраля). С.2. 1062 Чуков Н., протоиерей. Один год моей жизни. Страницы из дневника//Минувшее. Исторический альманах.Т.15. М. – СПб., 1994. С.571. 1066 Изъятие церковных ценностей в г. Шуе. (Правительственное сообщение)//Петроградская правда. 1922, 71 (29 марта). С.2. 1072 Голос питерских пролетариев (К изъятию церковных ценностей)//Правда. 1922, 65 (22 марта). С.2. 1075 Соглашение об изъятии ценностей из церквей. От Петроградской комиссии Помгола//Петроградская правда. 1922, 84 (14 апреля). С.2. 1077 Летописные повести о монголо-татарском нашествии//Воинские повести Древней Руси. Л., Лениздат. 1985. С.74. 1078 Воззвание митрополита Вениамина к петроградской православной пастве//Петроградская правда. 1922, 84 (14 апреля). С.2. 1083 Антонов В.В. Народ защищал свои святыни. (К 75-летию изъятия церковных ценностей в Петрограде)//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.17. 1997. С.68.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О чем же могли говорить русские святые в эти страшные для Православной Церкви дни, в преддверии мученического подвига, который предстояло совершить им? Они не обманывались, не тешили себя иллюзиями. Юрию Новицкому, еще не вполне пришедшему в себя от контраста опустошенных голодом губерний и заваленной хлебом Москвы, как профессиональному юристу, лучше, чем другим было понятно, что кампания по изъятию церковных ценностей, развернутая Советской властью, одним только изъятием не ограничится. Согласно Декрету об отделении Церкви от государства, еще в 1918 году Православная Церковь была лишена всякой собственности. И здания храмов, и все, что в них находилось, было объявлено собственностью государства и только на правах временной аренды передано общинам верующих. Юридически власть, согласно своему же декрету, могла произвести какое угодно изъятие, не вступая в переговоры с властями церковными. Более того, попытка церковных властей вступить в переговоры и обсуждение каких-либо условий передачи церковных ценностей была, согласно тому же декрету, деянием преступным... Возможно, с юридической точки зрения, патриарх Тихон и не осознавал так глубоко, как Новицкий, всего юридического бесправия Церкви, но суть проблемы для него была ясна. Он постиг ее на собственном опыте... Еще летом 1921 года, когда только начинался голод в Поволжье, патриарх выпустил Воззвание о помощи голодающим. «К тебе, Православная Русь, первое слово мое! – писал он. – Пастыри стада Христова! Молитвою у престола Божия, у родных святынь, исторгайте прощение Неба согрешившей земле. Зовите народ к покаянию: да омоется покаянными обетами и Святыми Тайнами, да обновится верующая Русь, исходя на святой подвиг и, его совершая, – да возвысится он в подвиг молитвенный, жертвенный подвиг... К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой: помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим!» Слово патриарха было услышано. И в самой России, и за пределами ее. На счет Всероссийского Церковного комитета помощи голодающим потекли пожертвования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Переехав в Петроград, А. жил вначале в доме при Казанском соборе , потом в Александро-Невской лавре . В апр. того же года в Петроград приехал бывш. еп. Пензенский Владимир (Путята), лишенный сана Собором в 1918 г. и активно поддерживаемый властями, к-рые с его помощью хотели создать «советскую Церковь». Владимир сообщил об уже состоявшемся решении Патриарха Тихона и Патриаршего Синода о переводе А. на Пензенскую кафедру и, очевидно преследуя какие-то свои корыстные цели, всячески уговаривал А. покинуть Петроград, обещая при этом поддержку в Пензенской епархии, страдавшей в то время от церковных расколов. В личном письме А. просил Патриарха Тихона оставить его епископом Ямбургским. Об этом же просил Патриарха митр. Вениамин, и перевод не состоялся. А. сослужил митр. Петроградскому Вениамину, возглавлял служения в храмах Петрограда и в пригородах, посещал мон-ри. В течение всего 1921 года А. предпринимал усилия, чтобы помочь митр. Арсению, к-рый направил в Верховный трибунал кассационную жалобу на решения Новгородского трибунала по его делу. А. обратился за помощью к известному адвокату А. Ф. Кони и через него, а также через др. знакомых передал письма с просьбой пересмотреть дело митр. Арсения М. Горькому , В. И. Ленину . В результате ссылка митр. Арсения в Архангельскую обл. была отменена и он остался в Новгороде. Весной и летом 1921 г. наиболее хлебородные районы Европ. части России и неск. регионов Украины оказались охваченными сильнейшей засухой. В тисках надвигавшегося голода оказалась территория с населением более 31 млн. чел. Святейший Патриарх Тихон и М. Горький в нач. авг. 1921 г. совместно выступили с инициативой создания Всероссийского комитета помощи голодающим (Помгол) для организации сбора помощи и ее распределения, председательство в к-ром принял на себя Предстоятель РПЦ. Одновременно Святейший Патриарх обратился к Предстоятелям поместных правосл. Церквей, к папе Римскому, к архиепископам Кентерберийскому и Йоркскому с призывом во имя христ. любви провести сбор денежных пожертвований и продовольствия в помощь голодающим.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Первые известия о серьезном ограничении свободы для Свят. Патриарха относятся еще к началу 1919 года (февраль-март месяцы). Однако, формальный арест с заточением сначала в монастырь, а затем с заключением в арестное помещение при Московском Г.П.У., состоялся значительно позже лишь осенью 1922 года, когда Патриарху были предъявлены коммунистической властью обвинения, сводившиеся в основе своей к двум главным положениям: 1) Патриарх препятствовал спасению жизней погибавших от голода; 2) Патриарх сочувствовал контрреволюционному движению в период гражданской войны, (коей явно якобы способствовал), и поддерживал своим авторитетом выступления заграничных «контрреволюционных» кругов (в частности политическую сторону деятельности церковного собора, созванного в 1922 году заграничными иерархами в г. Ср.-Карловцы в Королевстве С.Х.С.). Первому обвинению (Патриарх препятствовал спасению жизней погибавших от голода) можно противопоставить следующие исчерпывающие документы. I) Известное воззвание Патриарха ко всему русскому народу о святом долге спасать умирающих от голода. II) Следующее постановление Президиума так называемого «всероссийского центрального исполнительного комитета», явившееся прямым следствием результатов от воззвания Патриарха: «Постановлениие Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Принимая во внимание целый ряд ходатайств отдельных религиозных обществ о разрешении производства сборов в пользу голодающих, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет: 1) Сборы религиозным управлениям и отдельным религиозным общинам разрешить, 2) Предложить Центропомголу войти в соглашение с религиозными обществами о форме сборов пожертвований, имея в виду желания жертвователей. Председатель В.Ц.И.К. М. Калинин. Секретарь В.Ц.И.К. А. Енукидзе. Москва, Кремль, 9 декабря 1921 года» 331). Что касается инкриминируемого Патриарху воззвания по поводу ограбления храмов под предлогом «изъятая церковных ценностей в пользу голодающих» (разумеется, что некоторую часть «изъятых» ценностей комитет помощи голодающим получил), то с этим воззванием, суть которого лишь в требовании общественного контроля и в попытке оградить храмы от надругательств святотатцев – с этим воззванием совершенно необходимо сопоставить следующие заявления, сделанные самим Патриархом и напечатанный в правительственном органе («Известия В.Ц.И.К.» от 15 марта 1922 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одобряя новую, «покаянную» позицию Патриарха Тихона по поводу изъятия церковных ценностей, С.В. Троицкий дает событиям оригинальную по своей «логике» трактовку. «Сначала, – пишет он, – советская власть хотела вести эту борьбу вместе с Церковью и пригласила ее представителей участвовать в Комитете по борьбе с голодом, но как раз в эмигрантской печати (например, в Парижском журнале «Русская Мысль») появилось сообщение, что церковные драгоценности нужно сохранить для финансирования борьбы против советской власти. Под влиянием этого известия советская власть отказалась от сотрудничества с Церковью, и 23/11–1922 года был издан декрет о конфискации церковной утвари для борьбы с голодом, а через пять дней 28/11–1922 года Патриарх издал послание, предписывающее верующим не выдавать священные сосуды, так как это, будто бы запрещают каноны». 918 Таким образом, на основании всего лишь одной (не цитируемой!) заметки в периодической печати Зарубежная Церковь прямо обвиняется «во всех смертных (с точки зрения советской власти) грехах»: и в нежелании помогать этой власти бороться с голодом, и в агрессивных монархических мотивах, и в провокации по отношению к Патриарху Тихону. Здесь, на наш взгляд, присутствует типичная для советской риторики несоразмерность «проступка» (печатного мнения, к тому же искаженного) и «кары» – повальной реквизиции церковных ценностей. Причем мотивы властей остаются «вне подозрений» – хотя сегодня мы знаем об их истинных целях и последующем варварском использовании уникальных церковных шедевров. О реальной позиции и участии русской церковной эмиграции в помощи голодающей России мы можем узнать из книги Анны Урядовой «Голод 1920-х гг. в России и Русское Зарубежье». 919 В книге рассматриваются дискуссии, которые возникали по этому вопросу в среде русского зарубежья, освещается деятельность Всероссийского комитета помощи голодающим и практические шаги русской эмиграции: создание эмигрантских комитетов помощи, отправка продовольствия, медикаментов, вещей, финансовая поддержка и агитационно-пропагандистские мероприятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Сахаров С. П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937 2. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно)/Сост. М. М. [Митрополит Мануил Лемешевский ]. Ч. 3. Куйбышев, 1966 15(28) (?).06.1921. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода о назначении викария Виленской епархии, епископа Ковненского Елевферия [Богоявленского] архиепископом Виленским и Литовским Журнал Московской Патриархии. 1957. 9 1698. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о разрешении к церковному употреблению акафиста архангелу Гавриилу, составленного Анной Ивановной Кулаковой 1698. 12(25) июля 1921. Разрешается для церковного употребления. П [атриарх] Тихон. [Печать: круглая, с восьмиконечным крестом в центре. Надпись по краю: «Канцелярия Патриарха Московского и всея России»] Архив составителя 07(?).1921. Указ Святейшего Патриарха Тихона о назначении архиепископа Пензенского Иоанна [Поммэра] Рижским и Латвийским Сахаров С, П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937 15(28).08.1921. Указ (?) Святейшего Патриарха Тихона о возведении Успенского, на Сенной площади в Петрограде, храма в ранг собора в связи с его 200-летием Архив составителя 08.1921. Послание Святейшего Патриарха Тихона, адресованное Восточным Патриархам, папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йоркскому о помощи голодающим Поволжья Обвинительное заключение... М., 1923 08.1921. Письменное обращение Святейшего Патриарха Тихона к гражданским властям по вопросу об организации Всероссийского церковного комитета по оказанию помощи голодающему населению Поволжья Свидетельские показания Святейшего Патриарха Тихона на процессе «московских церковников» в 1922 г.: Рукопись 14(27).09.1921. Послание Святейшего Патриарха Тихона о даровании широкой поместной автономии православной Церкви в Польше Журнал Московской Патриархии. 1950. 15(28).09.1921. 1424. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода об утверждении Положения о Соборе православных епархий в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1920.7–20.4 Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой Лавры и о национализации ее имущества. Предоставление автономии Православным Церквям в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше. Патриарх Тихон упраздняет автономию Украинской Церкви и устанавливает для нее статус Экзархата. Экзархом назначается архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), впоследствии митрополит Киевский . 1921.1–14.8 Открытие Всероссийского Церковного Комитета помощи голодающим под председательством Патриарха Тихона (распущен ВЦИК 14/27 августа). 1921.1–14; 17–30.10 Собор Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) в Киеве,. состоявший только из белого духовенства и мирян. В Софийском соборе женатый прот. Василий Липковский посвящен в архиереи возложением рук священников, образовавших живую цепь (первый из них возлагал руки на Липковского, а последний прикасался к св. мощам митр. Макария). К середине 20х гг. в руках “самосвятов” (УАПЦ) оказалось 1/5 всех православных приходов на Украине. 1921.26.3–8.4 Указ Патриарха Тихона и Свящ. Синода о подчинении всех русских церквей в Западной Европе архиеп. Евлогию (Георгиевскому). 1921.4.11 Послание Патриарха Тихона против обновленчества. 1921.8–21.11; 19.11–2.12 Русский Заграничный Церковный Собор в Сремских Карловцах. Послание к “Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим”. Избрание Высшего Церковного Управления за границей во главе с митр. Антонием (Храповицким). 1922. май Начало обновленческого раскола во главе с еп. Антонином (Грановским), председателем новообразованного Высшего Церковного Управления, прот. В. Красницким (“Живая Церковь”), прот. А.И. Введенским; допущение женатого епископата и второбрачия духовенства. 1922.осень Различные фракции обновленцев объединяются в борьбе с православной Тихоновской Церковью и создают “коалиционное” новое Высшее Церковное Управление (протопресвитер В. Красницкий, священник А. Введенский, епископ Антонин (Грановский), Нижегородский архиепископ Евдоким, Владимирский митрополит Сергий).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Булгаков Валентин Федорович (1886–966) – последователь и секретарь Л. Н. Толстого в последний год его жизни. Родился в Томской губ. Сын чиновника. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1906–1910). В 1907 г. познакомился с Л. Н. Толстым, став его искренним последователем. В 1910 г. бросил университет и стал личным секретарем Л. Н. Толстого. После смерти писателя принимал активное участие в издании произведений Л. Н. Толстого и организации музея Толстого в Москве. Был членом Всероссийского общественного комитета помощи голодающим (1921), в связи с чем находился под арестом. В 1923 г. выслан из СССР. В эмиграции жил в Праге, вел широкую деятельность по популяризации взглядов и творчества Л. Н. Толстого. В 1948 г. принял советское гражданство и вернулся в СССР. Около 20 лет был хранителем Дома-музея Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Бумажный Ефим Иосифович (Ефимов) (1894 – после 1930) – партийный и государственный деятель. Родился в Подольской губ. Сын служащего. Вел революционную работу в студенческих организациях и среди рабочих (1915–1916). Член РКП(б) с 1917 г. Активный участник октябрьского переворота. Член коллегии Наркомтруда (1918). Член Уралбюро ЦКРКП(б) (1919). Работал на транспорте (1920). Уполномоченный ВЦСПС на юго-востоке страны, член Президиума ВСНХ и Госплана РСФСР (1921). В 1922–1923 гг. ответственный секретарь Брянского губкома РКП(б). Член Центральной контрольной комиссии РКП(б) (1923–1925). Работал в Московском губернском комитете РКП(б) (1925). Зам. зав. Отделом печати ЦК ВКП(б) (1926–1928). После 1930 г. на пенсии. Введенский Александр Иванович (1889–1946) – один из лидеров обновленческого движения, бывший протоиерей Российской Православной Церкви. Родился в Витебске в семье преподавателя, позже директора гимназии. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1912). В 1914 г. экстерном сдал экзамены за полный курс СПбДА, был рукоположен во священника. В 1915–1923 гг. служил в петроградской церкви во имя святых Захарии и Елисаветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С уходом воинской части, его помещения опять были переданы в распоряжение губернского отдела социального обеспечения, там был размещен Дом социального обеспечения для несовершеннолетних детей. После ухода воинской части необходим был ремонт в помещениях. 31 марта 1922 г. Псковская губернская комиссия помощи голодающим по учету и изъятию церковных ценностей во исполнение декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета в присутствии членов церковного совета произвела учет и изъятие ценностей в Иоанно-Предтеченском женском монастыре. До 7 апреля монастырь был обязан сдать в губернский финансовый отдел следующие ценности: А. Главная церковь Иоанна Предтечи. 1. Серебряная лампада у иконы святой Троицы. 2. Серебряная лампада у иконы Божьей Матери. 3. Восемь брошек на венчике образа Иоанна Предтечи с бриллиантами. 4. Серебряная лампада у иконы святого Николая. 5. Серебряная лампада у иконы святого Иоанна Предтечи на иконостасе. 6. Лампада у иконы Спасителя. 7. Лампада и иконы Божьей Матери. 8. Лампада и иконы Божьей Матери Смоленской на иконостасе. 9. Двадцать один венчик серебряный и одна риза от иконы. 10. Одна дарохранительница серебряная Серафимовского придела. 11. Чаша, звездица, дискос и четыре тарелочки серебряные. 12. Один напрестольный крест (среднего размера) употребляется для прихода. Б. Церковь Андрея Первозванного. 13. Лампада у иконы Пантелеймона. 14. Лампада серебряная у иконы Божьей Матери. 15. Лампада серебряная у иконы Успения. 16. Лампада у иконы Божьей Матери на иконостасе. 17. Лампада серебряная у иконы Божьей Матери, на самой же иконе золотой крестик с серебряной цепочке. 18. Лампада на иконе Спасителя. 19. Лампада на иконе Андрея Первозванного. 20. Лампада на иконе Харламия и Власия. 21. Евангелие в серебряной оправе. 22. Крест напрестольный серебряный с пятью рельефными накладными изображениями. 23. Два серебряных кадила. 24. Одна серебряная звездица. 25. Два дискоса серебряных. 26. Две чаши серебряные. 27. Одна серебряная лампада у иконы в алтаре " Введение во храм Пресвятой Богородицы " .

http://sobory.ru/article/?object=46874

Вполне возможно, что «комиссия Рыкова» была призвана контактировать с инициативной группой дореволюционных общественных и политических деятелей (С.Н. Прокопович, Е.Д. Кускова, Н.М. Кишкин и др.), которые с конца июня 1921 г. будировали перед властью вопрос о создании общественного Всероссийского комитета помощи голодающим. Тем более, что зампред СНК и член Президиума ВЦИК Рыков был включен 29 июня 1921 г. Политбюро в комиссию по обсуждению деталей создания Всероссийского комитета и непосредственно в сам Комитет в качестве представителя высших властных органов – заместителем председателя. Главой общественного Всероссийского комитета помощи голодающим, официально организованного постановлением Президиума ВЦИК от 21 июля 1921 г., был назначен Л.Б. Каменев, почетным председателем приглашен писатель В.Г. Короленко 65 . Именно с деятельностью этого Комитета связаны попытка патриарха Тихона создать Церковный комитет помощи голодающим и появление хорошо известного августовского воззвания главы Русской церкви «К народам мира и к православному человеку». Незадолго до своего роспуска, 17 августа 1921 г. на шестом заседании Президиум Всероссийского комитета помощи голодающим рассмотрел седьмым пунктом письмо патриарха о создании Церковного комитета от 5 августа 1921 г. и признал необходимым, чтобы все действия церковных органов помощи голодающим согласовывались с Всероссийским комитетом и его местными организациями. 22 августа 1921 г. на страницах своего бюллетеня «Помощь» (ответственный редактор М.А. Осоргин) Всероссийский комитет обнародовал принятое решение о Церковном комитете, опубликовав письмо патриарха от 5 августа 1921 г. и воззвание «К народам мира и к православному человеку» («о помощи голодающим») 66 . Все попытки патриарха Тихона добиться от ВЦИК разрешения на деятельность Церковного комитета помощи голодающим оказались безуспешными. Предстоятель Русской церкви не получил ответа от высшего государственного органа ни на письмо от 17 августа 1921 г., направленное во ВЦИК вместе с выпиской седьмого пункта «Письмо патриарха Тихона» из протокола 6 заседания Президиума Всероссийского комитета от 17 августа 1921 г., ни тем более на письмо от 31 августа 1921 г., в котором патриарх уже после ликвидации 27 августа 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010