На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи. В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим. 5 мая 1922 г. Патриарх был вызван в суд на процесс московского духовенства. Суд вынес частное определение о его привлечении к уголовной ответственности. После этого Патриарх находился под арестом в Донском монастыре. 9 декабря 1924 г. при попытке разбойного нападения на дом Патриарха в Донском монастыре был убит Яков Анисимович Полозов — весьма близкий Патриарху человек, бывший его келейником с 1902 года. Это произвело на Патриарха крайне гнетущее впечатление; он настоял, несмотря на сопротивление властей, на том, чтобы Полозов был похоронен на территории Нового Донского кладбища. 13 января 1925 г. переехал в клинику Бакуниных; но продолжал регулярно совершать богослужения в московских храмах. Последнее богослужение — хиротония епископа Сергия (Никольского) в храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот совершил 23 марта (5 апреля) 1925 г., за два дня до смерти. Скончался 25 марта (7 апреля) 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Чин погребения был совершен 30 марта (12 апреля) 1925 г., в Вербное воскресенье, в Донском монастыре. Был похоронен с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

17 (4) августа святитель Вениамин распорядился прочитать Патриаршее послание во всех храмах митрополии: «В праздник Успения Пресвятым Богородицы в приходских и монастырских храмах Петрограда и епархии за всеми богослужениями: всенощной, ранней и поздней литургиями, непосредственно после Евангелия, прочесть прилагаемое «Воззвание» Святейшего Патриарха и произвести особый сбор на голодающих. Куда настоящее распоряжение запоздает, там все это совершить в ближайший воскресный или праздничный день» 1035 . 1 августа было организовано Петроградское отделение «Всероссийского комитета помощи голодающим». Уже на следующий день на заседании бюро отделения, посвященном организационным вопросам, «было заслушано обращение Петроградского митрополита Вениамина с предложением организовать сборы в церквах» 1036 . Как и в июле, архипастырь заранее был готов поспешить на помощь бедствующим и лишь ждал, когда предержащие власти утвердят структуру, предназначенную принимать и распределять пожертвования. В августе «Всероссийский комитет помощи голодающим» подписал соглашение с Американской Организацией помощи (АРА) и рядом других зарубежных организаций о безвозмездных поставках продовольствия в Россию. Поток пожертвований стал приходить и на имя Петроградского святителя, даже из далекой Южной Америки. Об этом свидетельствует следующий документ: УДОСТОВЕРЕНИЕ «Предъявитель сего, иеромонах Александро-Невской Лавры Игнатий Грицько уполномачивается администрацией Александро-Невской Лавры получить в АРА 5 посылок, полученных из Буэнос-Айреса на имя Митрополита Вениамина с братией за 21897. Председатель Духовного Собора Казначей Лавры» 1037 . Но как только выгодные советской власти соглашения были подписаны, «Всероссийский комитет помощи голодающим» был обвинен в подготовке свержения «рабоче-крестьянского правительства» и 27 августа распущен. Многие члены Комитета в очередной раз стали узниками ВЧК, о чем поспешила уведомить советскую и мировую общественность газета «Правда». Большевики не скрывали своих действий и не стыдились их.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Калинковский – см. Калиновский С. В. Калиновский С.В., священник Московской епархии, член обновленческой группы «Живая церковь » Каменев Л.Б., член Политбюро ЦК РКП(б), заместитель председателя СНК РСФСР и СССР, председатель Моссовета Каменева О.Д., сотрудник ЦК Помгола при ВЦИК Капитановский, начальник Валютного управления НКФ УССР Карклин Р.Я., заместитель начальника Валютного управления НКФ СССР Карташев А.В. , богослов, церковный историк Касименко, представитель РЛКСМ в АРК при ЦК РКП(б) Кашеваров А.Н. Каштанов С.М. 24 Квасников (?), делопроизводитель канцелярии председателя РВСР Квиринг Э.И., член ЦК РКП(б), первый секретарь ЦК КП(б)У Кен О.Н. Керенский А.Ф., бывший министр- председатель Временного правительства Керзон Д.Н., министр иностранных дел Великобритании Киевская Л. Киселев А.С., член ЦК РКП(б), председатель малого СНК РСФСР Китаев И. Кишкин Н.М., член Всероссийского комитета помощи голодающим Кнышевский П.Н. Ковальчук А.В. Ковшаров И. М., юрисконсульт, осужденный по петроградскому процессу Козлов В.Ф. Кондакова И.А. Кончаловский В.П. (М.П.?), профессор, врач-консультант Копяткевич А.А., технический сотрудник ЦК РКП(б) Коровкин В.Х., обвиняемый по московскому процессу Короленко В.Г., писатель, почетный председатель Всероссийского комитета помощи голодающим Коротков И.И., секретарь Иваново- Вознесенского губкома РКП(б) Костеловская М.М., представитель МК РКП(б) в АРК при ЦК РКП(б) Коутс В.П., секретарь национального комитета Великобритании «Руки прочь от России» Кошелева Л. П. Крапивин М.Ю. Красиков П.А., заместитель наркома юстиции, заведующий VIII (V) отделом НКЮ Красильников С.А. Красин Л.Б., нарком внешней торговли, полпред РСФСР в Великобритании Красницкий В.Д., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Живая церковь » Крестинский Н.Н., полпред РСФСР в Германии Кривова Н.А. Крумин Г. И., редактор газеты «Экономическая жизнь» Крыленко Н.В., заместитель наркома юстиции, председатель Верховного Суда (ревтрибунала) РСФСР Кудрявцев И. И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако нетленные мощи святителя Феодосия Углицкого, епископа Черниговского, озадачили даже кощунников – его мощи сразу же опечатали и спрятали в пещере. Настоятеля Александро-Свирского монастыря расстреляли за то, что он отказался подписывать протокол о том, что якобы мощей в раке не было, пастырь даже перед лицом смерти свидетельствовал об обратном. Когда надругались над главой преподобного Саввы, начался мятеж, за который несколько человек были осуждены. А при вскрытии мощей Преподобного Сергия Лавру оцепили, на колокольне установили пулеметы, а на территорию пускали только по билетам, точно на какое-то представление. В то время когда производили вскрытие, на площади перед монастырем духовенство и верующие собрались на молебен. А когда обнаженные от покровов мощи вынесли, чтобы показать народу, многие крестились и отворачивались, чтобы не оскорбить святыню взглядом. Священник Павел Флоренский тогда написал: «Сергий был Преподобным, а теперь он еще и великомученик». 30 июня 1920 г. вышло постановление СНК о запрете почитания мощей – «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Изъятие церковных ценностей Вторая пропагандистская кампания послереволюционных лет – изъятие церковных ценностей, якобы в пользу голодающих. Переговоры с Патриархом Тихоном вел Максим Горький. Когда он пришел говорить с Патриархом, тот протянул ему руку, чтобы поздороваться. Вопрос о том, брать ли благословение, был сразу снят. Вместе они создали Всероссийский комитет помощи голодающим под председательством Патриарха. Но средств удалось собрать не очень много. Обвиняемые по делу об изъятии церковных ценностеи садятся в автомобиль после окончания судебного процесса 1922      Большевики пытались изъять не только ризы, оклады и облачения, но и евхаристические сосуды, к которым могут прикасаться только священнослужители. По церковным правилам отдать их было нельзя, а по советскому закону Церковь не могла их не выдать, так как все ее имущество было национализировано в 1918 г. Сохранились документальные кадры: сидит дамочка эмансипе, стриженая, с папироской и копается в Дарохранительнице, ноготочком пытается поддеть камушек.

http://pravoslavie.ru/96161.html

Соборные устремления начала XX в. нашли горячий отклик в Смоленской епархии. Проводились собрания для избрания членов Всероссийского Поместного Собора. Но революция и события, последовавшие за ней, в корне изменили ситуацию в церковной жизни. «Смоленские епархиальные ведомости» уже 17 марта 1917 г. с горечью сообщают о нападках на духовенство в печати и на местах. Церковь старалась укрепить свою паству. Были созданы Епархиальный комитет помощи жертвам войны со столовой, Смоленский союз законоучителей, который выпускал журнал «Религия и школа», Общество вспомоществования учащимся в семинарии. Разрабатывался проект объединения духовенства и верующих православных людей. 12 декабря 1917 г. прошел епархиальный съезд, который принял решение об открытии викариатств в г. Дорогобуже и Вязьме. В советский период духовная православная жизнь в Смоленской области постепенно затухает. С 1922 г. начинают закрываться монастыри и церкви. В 1933 г. был закрыт Свято-Успенский собор, а через год в нем устроили антирелигиозный музей. 22 февраля 1922 г. был опубликован Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих. Многие священники и прихожане смоленских храмов решили собрать деньги, чтобы предотвратить разорение церквей. Но декрет начал действовать. По весьма неточным, заниженным данным только в Смоленске было изъято почти 20 фунтов золота, 312 пудов серебра, 5 пудов меди и 2 бриллианта в полтора карата каждый. Верующие и священнослужители, пытавшиеся остановить осквернение храмов, были переданы военному трибуналу. Широкую огласку получило «Смоленское дело». Процесс проходил в зале Губисполкома (ныне филармония) с 1 по 24 августа 1922 г. Для ознакомления с делом ВЦИК организовал специальную комиссию в составе Тухачевского, Муклевича и Савченко. По делу было привлечено 45 человек, 25 из них были приговорены к различным срокам заключения, пятеро — к расстрелу. С этого времени начались массовые репрессии служителей церкви по всей стране и, в частности, в Смоленской епархии. Сосчитать пострадавших за годы репрессий священнослужителей пока не удалось. Сегодня известно 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших во время гонений. Местом массовых расстрелов был Катынский лес в нескольких километрах от Смоленска. Сегодня здесь установлен крест и совершаются поминальные службы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208856...

Поэтому ни о какой самостоятельной общественной инициативе с его стороны не могло быть и речи, не говоря о каких-либо политических заявлениях – воздерживаться от них он обещал специальной подпиской. Это понимали тогда далеко не все, например, в «Дневнике москвича» Н. П. Окунева 9 (22) июля находим такую запись: «Учрежден “Всероссийский комитет помощи голодающим”. Вчера в Белом зале московского совета было его “предварительное” заседание. Присутствовали общественные деятели большевицкого да кадетского лагеря. Были и писатели М. Горький и Борис Зайцев (не знаю, куда этих втиснуть). Каменев (Л. Б.) обещал комитету от правительства “поддержку на каждом шаге” и предоставил комитету “самостоятельно распоряжаться всеми фондами и продуктами, которые будут к нему поступать, а также и заграничными ресурсами”. В конце заседания Каменев выразил надежду, что нуждающееся население России “вскоре почувствует результат соединенных усилий Рабоче-Крестьянской власти и Всероссийского комитета помощи голодающим”. Давай Бог ! Но отчего же в комитете нет представителей церквей (ни русской, ни иноверческих)? Правду, стало быть, передавали из уст в уста, что Патриарху ответили из-за границы, что могут прислать в его распоряжение 80 млн. пудов хлеба, и когда это обстоятельство вынуждало дать ему соответственные права, тогда ВЧК предупредило “Кремль”, что она разгонит любое учреждение, возглавляемое Патриархом, и “Кремль” не посмел пикнуть против такого властного предупреждения. А Каменев тут упоминает о какой-то “Рабоче-Крестьянской” власти. Вот она, власть-то где! Не в Кремле и не на Тверской, а на Лубянке!» 11 На самом деле Патриарх немедленно включился в реальную деятельность по спасению голодающих, как только представилась такая возможность, но об этом никого не извещали, газеты писали только о сопротивлении со стороны верующих разграблению церковного имущества. Первым шагом Патриарха было его обращение к Епископу Нью-Йорскому и Архиепископу Кентерберийскому, которое было написано в начале июня 1921 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Христорождественское Братство создало ссудно-сберегательную кассу, посредническое бюро для приискания работы, потребительскую лавку. На Верхнем базаре разместился организованный Братством Духовно-просветительный союз. Несмотря на то, что Саратов был в это время крупным промышленным центром и университетским городом, революционные беспорядки в нем очень скоро прекратились. В это время владыка Гермоген учреждает газеты «Православный Россиянин» и «Братский листок», в которых помещает множество своих статей. «Саратовские Епархиальные Ведомости» превращаются в еженедельный «Саратовский Духовный Вестник». «Православный Россиянин» и «Братский вестник» предназначались для самого широкого распространения среди простого народа. Редакция этих изданий сотнями листов рассылала каждый тираж, испрашивая с благочинных символическую плату по копейке за экземпляр. В начале 1906 года при редакции «Братского вестника» Преосвященным Гермогеном был учрежден комитет по оказанию помощи голодающим Саратовской епархии, председателем которого был назначен священник Сергий Четвериков. Консистория разослала указы по всем благочинническим округам, чтобы по всем церквам епархии по всем воскресным и праздничным дням производился особый сбор в пользу голодающих, предваряемый поучением священника. Преосвященный Гермоген горячо поддерживал патриотические движения, которые начинались в гуще народной жизни. В 1905 году в Саратове и уездных городах губернии были открыты отделения Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа. Одним из первых председателей Саратовского отделения был священник Матфей Карманов. В Вольске председателем местного отделения долгое время был настоятель Кафедрального собора протоиерей Модест Белин. Помимо этого Православного Братского Союза в Саратове и уездных городах работали отделения Всероссийского Союза Русского Народа, членами которого были не только православные граждане, но и, например, старообрядцы. Так, в Вольске бессменным председателем местного отделения Союза Русского Народа был старообрядец-беглопоповец купец Александр Яковлевич Соловьев.

http://pravicon.com/info-2078

Вождь пролетариата забыл, как изничтожал в парижских закусочных правительство России за куда менее продолжительный и тяжелый голод. Теперь он сам встал у власти, и, значит, голод теперь – «вещь вполне понятная». Но забывчивый вождь не догадывался, какое жуткое испытание он уготовил стране в наступившем 1921 году... В ряде губерний вышедшие из – под снега озими в мае стали страдать от засухи. Яровые вовсе не взошли. К середине июня стало ясно – посевы погибли на всем Среднем и Нижнем Поволжье. В начале июля даже правительство поняло, что многие области постиг неурожай. Начался отродясь невиданный в Русской земле голод, а следом спешили его верные спутники: тиф с малярией, холера, беженцы, дети – сироты, самоубийцы, преступность. Ели глину, кору, полевых животных, трупы умерших. С Поволжья голод перекинулся на Сибирь, Крым, часть Украины, Азербайджана, Киргизии. Особенно испугали большевиков голодные бунты – обобранные государством крестьяне, наводнив города, громили продовольственные склады, а заодно и советские учреждения. Начался массовый исход из родных мест, толпы несчастных шли за тысячи верст в надежде увидеть обетованную землю, найти работу и утолить голод. Молодая Советская власть была в это время озабочена войной в Карелии, укреплением Красной Армии, пропагандой за рубежом мировой революции, борьбой с контрреволюцией и религией, чисткой партии от меньшевиков, заманиванием в Россию европейских капиталов для построения призрачного социализма. Борьбу с голодом возглавило не государство, а общественная организация – беспартийный Всероссийский комитет, куда вошли врачи, адвокаты, писатели, учителя, многие из которых на себе испытали муки голодающих в советских тюрьмах. На первом заседании от имени инициативной группы Комитета выступил бывший министр государственного призрения Н. М. Кишкин. Он сказал: «Необходимы самые решительные и разносторонние меры борьбы, к которым должны быть привлечены все слои населения, ибо всем грозит опасность, а многим и многим полная гибель. Этот призыв к общей работе во имя спасения погибающих впервые авторитетно прозвучал еще 22 июня на общем собрании старейшего общественного учреждения, избравшего совместно с членами Всероссийского съезда деятелей по опытному делу делегацию, которая должна была довести до сведения правительства о сложном положении Поволжья и других пораженных неурожаем местностей... Дело, за которое мы беремся, дело не политическое и не просто благотворительное. Помощь пострадавшим от неурожая братьям – дело обязательное и общественно – обязательное. Происходящие в России события создали между гражданами одной страны непреодолимые преграды и разбросали по разным непримиримым лагерям. Но не может быть и не должно быть вражды и смуты там, где смерть пожирает свои жертвы, где плодородные поля обращены в пустыни, где замирает труд и нет животворящего дыхания жизни. Дело помощи голодающим должно объединить всех, оно должно быть поставлено под мирный знак Красного Креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Куза Л.Г. Кузнецов, нарком финансов УССР Куйбышев В.В., член Оргбюро ЦК РКП(б), секретарь ЦК РКП(б) Курений – см. Курский Д.И. Курочкин Н. Курский Д.И., нарком юстиции Курындина Л.Г., помощник технического секретаря Политбюро ЦК РКП(б) Кускова Е.Д., член Всероссийского комитета помощи голодающим Кутузов Б. П. Кутузов И.И., кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б), член Президиума ВЦИК, председатель ЦК профсоюза текстильщиков Кучумов В.А. Л апин П.Д., профессор, член Высшего церковного совета Лаппо-Данилевский А. С. Латышев А.Г. Лацис М.Я., заведующий СО ВЧК Л.Б. – см. Каменев Л.Б. Лебедев В. Лебедев П.П., член комиссии ВЦИК по подготовке изъятия церковных ценностей Левитин А.Э. Левитин-Краснов А.Э. – см. Левитин А.Э. Легран Е.В., помощник заведующего приемной Бюро Секретариата ЦК РКП(б) Ледовский С., протоиерей Саратовской епархии, обновленец Ленин В.И., член Политбюро ЦК РКП (б), председатель СНК РСФСР и СССР Леонтьева Т. Г. Лепешинская Е.С., помощник технического секретаря Политбюро ЦК РКП(б) Литвинов М.М., заместитель наркома иностранных дел Лихачев В.М., заведующий Агитпропотделом МК РКП(б) Лицис В., секретарь Бюро Центральной КИЦЦ Лука, апостол Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф.), архиепископ Симферопольский и Крымский Луначарский А.В., нарком по просвещению Лыкова Л.А. Львов В.Н., бывший обер-прокурор Святейшего Синода, член обновленческого Священного Синода М акарий (Булгаков М.П.), митрополит Московский и Коломенский Макарий (Телегин М.Н.), иеромонах, осужденный по московскому процессу Макиавелли Н., итальянский мыслитель Максименков Л. Максимов И.Е., обвиняемый по московскому процессу Манучарьянц Ш.Н., помощник технического секретаря Политбюро ЦК РКП(б) Маркс К., немецкий философ Масальская А. С. Медведь Ф.Д., начальник Московского губотдела ГПУ Мелетий (Метаксасис), архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский патриарх Мельчин С.А. Менжинский В.Р., начальник СО ГПУ, заместитель председателя ГПУ Мережковский Д.С., писатель, религиозный философ Мехлис Л.3., заведующий Бюро Секретариата ЦК РКП(б)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 июля 1922 года; Очередь за обедом, который выдает организация «American Relief Administtion», привлеченная благодаря деятельности Всероссийского комитета помощи голодающим («Помгол»). Фото 1922 г.; Список «антисоветской интеллигенции г. Петрограда». Документ начала 20-х гг.; Некоторые из высланных на «философском пароходе». 15 фотопортретов; Вещи, которые могли взять с собой высылаемые. Фото www.lori.ru//Фома. - – декабрь 2017. – С.62-69. – (раздел « Культура »). Русский авангард. Богоборчество или богоискательство ? Беседа с искусствоведом, культурологом Ириной Языковой . Беседовал Тихон Сысоев . Ил.: Девушки в поле. Казимир Малевич. 1932; «Клином красным бей белых». Эль Лисицкий. Пропагандистский плакат. 1920; Книги Велимира Хлебникова «Зангези» и Владимира Маяковского «Приказ армии искусств»; Архангел Михаил. Наталья Гончарова. 1910; Казимир Малевич со студентами группы УНОВИС в Витебске. 1925; Казимир Малевич у своих работ в Музее художественной культуры. Петроград. 1924; Василий Кандинский за работой над картиной «Доминирующая кривая». Фото Бориса Лепницкого. 1936; Черный супрематический квадрат. Казимир Малевич. 1915; Поперечная линия. Василий Кандинский. 1923; Купание красного коня. Кузьма Петров-Водкин. 1912//Фома. - – декабрь 2017. – С.70-79. – (раздел « Культура »).   Школа «Фомы». Стоит Друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые стоит прочесть. Из глубины. Сборник статей о русской революции Книгу рекомендует Феликс Разумовский , писатель, историк, телеведущий. [Информация о книге. Авторы: Авторами сборника являются одиннадцать известных русских философов, ученых и публицистов начала ХХ века – Сергей Аскольдов, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Вячеслав Иванов и др.; Время написания: 1918 год; История публикации : Сборник был задуман философом Петром Струве в 1918 году и издан в августе того же года. Издание было запрещено, тираж изъят, а все экземпляры уничтожены. Одному из авторов Николаю Бердяеву удалось сохранить и вывезти за границу экземпляр сборника, который был переиздан в Париже в 1967 году.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-176...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010