икон, золотой и серебряный лом), на помощь голодающим. Призывая на всех благословение Божие, молю православный русский народ, чадо Церкви Христовой, откликнуться на этот Наш призыв. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:11 ). «Будьте милосерды, как и Отец ваш (Небесный) милосерд» ( Лк.6:36 ). Патриарх Тихон Следственное дело С. 849–850. Послание о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей 15 (28) февраля 1922 г. Божией милостью, Мы, смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России, всем верным чадам Российской Православной Церкви. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет с вами. Средь тяжких бедствий и испытаний, обрушившихся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением. Еще в августе 1921 года, когда стали доходить до Нас слухи об этом ужасающем бедствии, Мы, почитая долгом своим прийти на помощь страждующим духовным чадам Нашим, обратились с посланиями к главам отдельных христианских Церквей (православным патриархам, Римскому папе, архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йоркскому) с призывом, во имя христианской любви, произвести сбор денег и продовольствия и выслать их вымирающему от голода населению Поволжья. Тогда же был основан Нами Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и во всех храмах и среди отдельных групп верующих начались сборы денег, предназначавшихся на оказание помощи голодающим. Но подобная церковная организация была признана советским правительством излишней, и все собранные Церковью денежные суммы потребованы к сдаче (и сданы) правительственному Комитету. Однако в декабре правительство предложило нам направлять при посредстве органов церковного управления (Святейшего Синода, Всероссийского Церковного Совета, епархиального совета, благочинного и церковноприходского совета) сборы деньгами и продовольствием на оказание помощи голодающим. Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающим драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чем и оповестили православное население 6 (19) февраля с.г. особым воззванием, которое было разрешено правительством к напечатанию и распространению

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

К тебе человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой: Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим!» 32 Слово патриарха было услышано. И в самой России, и за пределами ее. На счет Всероссийского Церковного комитета помощи голодающим (Помгол), организованного под председательством патриарха Тихона в августе 1921 года, потекли пожертвования. Однако укрепление авторитета Русской Православной Церкви страшило большевиков сильнее, чем смерть от голода десятков тысяч русских людей. Буквально через три недели, 27 августа 1921 года, Всероссийский Церковный комитет помощи голодающим декретом ВЦИК был распущен, а все собранные Церковью денежные суммы потребованы к сдаче и обращены (начинался НЭП!) на текущие нужды членов правительства. Вместо Помгола стала действовать при ВЦИКе государственная «Центральная комиссия помощи голодающим», а Церкви категорически запретили заниматься любой помощью голодающим. Теперь Президиум ВЦИК снял этот запрет. Но как снял... В декабре 1921 года Комиссия помощи голодающим обратилась к Патриарху с призывом к пожертвованию ценностей, принадлежащих Церкви, на нужды голодающих, но почти одновременно, 27 декабря 1921 года, был выпущен декрет о ценностях, находящихся в церквях и монастырях, согласно которому все церковные ценности были разделены на три группы для более удобного принудительного изъятия их. О каких пожертвованиях могла идти речь, если еще раз было подчеркнуто, что имуществом своим Церковь распоряжаться не имеет права. Более того... Декрет воспрещал «ликвидацию церковного имущества органами местной власти путем неорганизованной продажи или передачи группам верующих»... А в печати тем временем набрала силу кампания, целью которой было доказать, что единственный выход в создавшемся положении – пустить на помощь голодающим «немыслимое количество золотых и серебряных ценностей», которые скопила за многие века Русская Православная Церковь . «Житейская правда оскорблена, – писали в газетах. – Никола-Угодник, Иоанн Воин, Федор Стратилат купаются в золоте и роскоши, а Николаи, Иваны, Федоры дохнут, как мухи» 33 . § 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иллюзии и догмы... С. 194; Протоиерей В. Цыпин . История Русской Православной Церкви. 1917–1990/Учебник для православных духовных семинарий. М., 1994. С. 45; Он же. Русская Церковь . 1917–1925. [М.], 1996. С. 160; Он же. История Русской Церкви. 1917–1997/История Русской Церкви. Кн. 9. М., 1997. С. 72; Протодиакон С. Голубцов . Московское духовенство в преддверии и начале гонений. 1917–1922 гг. М., 1999. С. 86. 66 ГАРФ. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 41; Помощь. Бюллетень Всероссийского комитета...; РПЦ в советское время... С. 146–147; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы... С. 194. 67 ГАРФ. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 40–43; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы... С. 192–195; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997. С. 31–32; Протоиерей В. Воробьев, Кривова Н.А., Романова С.Н., Щелкачев А.В. Предисловие//Следственное дело Патриарха Тихона... С. 19. В двух последних работах, к сожалению, письмо патриарха во ВЦИК от 17 августа 1921 г. датируется 22 августа 1921 г., а в монографии Кривовой еще и вместо шестого заседания Президиума Всероссийского комитета помощи голодающим от 17 августа 1921 г. говорится об экстренном заседании Президиума ЦК Помгола при ВЦИК, на котором якобы властью было одобрено создание Церковного комитета. 22 августа 1921 г., кстати, иногда датируется и схожее по своему содержанию письмо патриарха в Президиум Всероссийского комитета помощи голодающим от 5 августа 1921 г., впервые обнародованное во втором номере бюллетеня «Помощь» от 22 августа 1921 г. – РПЦ в советское время... С. 146–147. При всем этом и В. А. Алексеев , и вслед за ним, но без ссылок на его работу, Н.А. Кривова бездоказательно утверждают, что против церковной помощи голодающим резко выступали у первого – Троцкий, Зиновьев, Ярославский, Красиков, Бухарин, а у второй еще и Ленин, Сталин, правда, почему-то без Бухарина. Поддерживали же эту помощь, борясь с первой группировкой, согласно и одному, и другому автору, – Рыков, Каменев и особенно Калинин, как председатель ЦК Помгола при ВЦИК.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46 Русский Всезаграничный церковный собор в Карловцах открылся 21 ноября 1921 г. Он принял решение о восстановлении в России династии Романовых и обратился к Генуэзской конференции с призывом начать крестовый поход против большевизма. 47 Своими действиями политического характера карловацкая иерархия создавала для властей удобный предлог для разгрома Церкви в России как контрреволюционной организации, связанной с белогвардейской эмиграцией. Это прекрасно понимал Патриарх, он должен был либо осудить деятельность карловацкой иерархии, либо подвергнуть Церковь угрозе полного уничтожения. 5 мая 1922 г. Патриарх, чтобы спасти Церковь от уничтожения, принимает единственно возможное решение — он созывает в Троицком подворье заседание Синода и Высшего Церковного Совета, которые принимают решение об упразднении ВЦУ за границей. Монархические антисоветские акты Карловацкого Собора были признаны “актами, не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви”, Св. Синоду, при возможности его полноценного функционирования, предлагалось вынести суждение о “церковной ответственности некоторых духовных лиц”. — Акты Святейшего Тихона… С. 193—194. 50 Еще в 1921 г. Патриарх Тихон и другие православные иерархи стали искать возможность для участия религиозных организаций, общин и приходов в оказании помощи голодающим. К концу лета 1921 года Патриарх Тихон пришел к выводу, что в наибольшей степени преодолению последствий голода будет соответствовать специальный Церковный комитет помощи голодающим. Члены Президиума Всероссийского Комитета помощи голодающим при ВЦИК под председательством М. И. Калинина посчитали целесообразным создание Церковного комитета. 31 августа 1921 г. Патриарх вновь обратился к М. И. Калинину: “Я прошу ускорить по возможности утверждение Положения о Церковном комитете и его обнародовать для повсеместного сбора пожертвований и открытия действий по оказанию помощи на местах”. Учитывая, что денежных пожертвований было явно недостаточно для помощи голодающим, Патриарх и Священный Синод выпустили 19 февраля 1922 г., после одобрения его правительством, специальное послание духовенству и верующим, в котором призывали жертвовать, кроме личных, также храмовые драгоценные украшения, не имеющие важного богослужебного значения. 23 февраля 1922 г. был выпущен декрет об изъятии церковных ценностей. Позднее на допросах Патриарх Тихон подтвердил, что пока он вел переговоры с ПомГолом, “за его спиной был выпущен декрет”.

http://pravmir.ru/publichnyie-disputyi-s...

Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Мученики Шуйские Павел (Светозаров), Иоанн (Рождественский) священномученики и мирянин Петр (Языков) (память 27 апреля по старому стилю) 2 января 1922 года советская власть издала декрет об изъятии музейного имущества — разграблении культурного наследия, собранного народами России за тысячу лет. Но и этого было большевикам недостаточно. Наступающий голод позволил им восстановить условия гражданской войны с ограблением храмов и убийствами священнослужителей. Большевики хотели бы уничтожить сразу всю Православную Церковь, но поскольку это значило бы уничтожение большей части населения тогдашней России, то на это они не решились, опасаясь массовых возмущений крестьян. В 1922 году население областей, охваченных голодом, составляло двадцать три миллиона. Для большевиков это значило, что двадцать три миллиона потенциальных врагов выведены голодом из борьбы и не смогут встать на защиту Церкви, когда вооруженные отряды по единому сигналу выйдут грабить храмы и монастыри. Задолго до того, как советские власти стали выказывать беспокойство по поводу надвигающегося голода, в августе 1921 года Патриарх Тихон обратился с просьбой о помощи к Православным Патриархам, Римскому Папе, архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому, а также к православным людям России и всего мира. Это были одновременно и плач, и просьба, и вопль о помощи. Из глубины сердца глубоко сострадающего, щедрого и любвеобильного только и могла излиться подобная просьба. Тогда же по благословению Патриарха был основан Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим. В храмах и среди верующих начались сборы средств; в годину величайшей скорби Православная Церковь уверенно и авторитетно становилась во главе движения помощи голодающим. Для советского правительства это было невыгодно, и оно потребовало роспуска Всероссийского Церковного Комитета и передачи всех собранных средств государству. Однако и полное устранение Церкви от помощи голодающим тоже было невыгодным, и в декабре 1921 года советское правительство предложило Церкви снова начать сбор средств в помощь голодающим. 19 февраля 1922 года Патриарх обратился к православной пастве с воззванием.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Русский Всезаграничный церковный собор в Карловцах открылся 21 ноября 1921 г. Он принял решение о восстановлении в России династии Романовых и обратился к Генуэзской конференции с призывом начать крестовый поход против большевизма. Своими действиями политического характера карловацкая иерархия создавала для властей удобный предлог для разгрома Церкви в России как контрреволюционной организации, связанной с белогвардейской эмигра-цией. Это прекрасно понимал Патриарх, он должен был либо осудить деятельность карловацкой иерархии, либо подвергнуть Церковь угрозе полного уничтожения. 5 мая 1922 г. Патриарх, чтобы спасти Церковь от уничтожения, принимает единственно возможное решение – он созывает в Троицком подворье заседание Синода и Высшего Церковного Совета, которые принимают решение об упразднении ВЦУ за границей. Монархические антисоветские акты Карловацкого Собора были признаны «актами, не выражающими, официального голоса Русской Православной Церкви», Св. Синоду, при возможности его полноценного функционирования, предлагалось вынести суждение о «церковной ответственности некоторых духовных лиц». (Акты. С. 193-194). ЦА ФСБ. Д. Р-43193. Т.2. Л.142. Торговцы с Сухаревской площади в Москве. Ещё в 1921 г. Патриарх Тихон и другие православные иерархи стали искать возможность для участия религиозных организаций, общин и приходов в оказании помощи голодающим. К концу лета 1921 года Патриарх Тихон пришёл к выводу, что в наибольшей степени преодолению последствий голода будет соответствовать специальный Церковный комитет помощи голодающим. Члены Президиума Всероссийского Комитета помощи голодающим при ВЦИК под председательством М.И. Калинина посчитали целесообразным создание Церковного комитета . 31 августа 1921 г. Патриарх вновь обратил-ся к М.И. Калинину: “Я прошу ускорить по возможности утверждение Положения о Церковном комитете и его обнародовать для повсеместного сбора пожертвований и открытия действий... по оказанию помощи на местах”. Учитывая, что денежных пожертвований было явно недостаточно для помощи голодающим, Патриарх и Священный Синод выпустили 19 февраля 1922 г., после одобрения его правительством, специальное послание духовенству и верующим, в котором призывали жертвовать кроме личных, также храмовые драгоценные украшения, не имеющие важного богослужебного значения . 23 февраля 1922 г. был выпущен декрет об изъятии церковных ценностей. Позднее на допросах Патриарх Тихон подтвердил, что пока он вёл переговоры с ПомГолом, “за его спиной был выпущен декрет”.

http://pravoslavie.ru/5824.html

Так и нынче, при надвинувшемся на значительную часть России голоде, Церковь должна приложить и приложит все свои силы к облегчению участи страдающего от голода населения. Я уже обратился через представителей церковной власти к народам тех стран, которые Господь благословил обилием хлебного урожая, с призывом придти на помощь голодающему населению России 56 . Теперь же считаю священным для себя долгом – обратиться ко всем верующим чадам Церкви Российской – духовенству и мирянам с воззванием по чувству христианского милосердия принять самое широкое и деятельное участие в оказании помощи всем пострадавшим и страдающим от голода. Я уверен, что каждая епархия, каждая приходская община, каждый отдельный член Церкви почтут своим христианским долгом внести посильную лепту на это великое дело и примут возможное участие в работе Церкви по оказанию помощи голодающим. Вся работа Церкви в этой области будет происходить под моим общим руководством и наблюдением. Для ближайшего же руководства как сбором пожертвований (денежных, вещевых и продовольственных) в Москве и в провинции, так и распределением их по местам через соответствующие вновь создаваемые с тою же целью церковные организации мной образован в Москве Церковный Комитет в составе духовенства и мирян. К сему добавляю, что работа Церкви в деле оказания помощи голодающему населению может быть успешною только в том случае, если она будет поставлена в условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного развития ею своей деятельности, а именно: а) Церковный Комитет должен пользоваться правом собирать необходимые денежные и материальные пожертвования путем устной проповеди в церкви, изданием соответствующих воззваний, устройством религиозно-нравственных чтений, духовных концертов и т. п. б) Церковный Комитет может или самостоятельно, или при содействии Всероссийского Комитета приобретать продовольствие в России и получать в свой адрес денежные, вещевые и продовольственные пожертвования из-за границы; в) Церковный Комитет имеет право организовывать на местах, пораженных голодом, через своих особых уполномоченных или через местные вновь возникшие церковные же организации возможно широкую помощь голодающим без различия вероисповеданий, классов, сословий и национальностей устройством столовых общественного питания, складов продовольствия и раздаточных пунктов, открытием пунктов медицинской помощи и т. п., в полном согласии с планами Всероссийского Комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Патриарх Тихон Следственное дело С. 600–601. Письмо во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет о создании Церковного комитета 4(17) августа 1921 г. Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не проходила безучастно мимо постигавших русский народ бедствий. Так и ныне, при надвинувшемся на значительную часть России голоде, Церковь должна приложить все свои силы к облегчению участи страдающего от голода населения. Я уже обратился через представителей церковной власти к народам тех стран, которые Господь благословил обилием хлебного урожая, с призывом прийти на помощь голодающему населению России. Теперь же, согласно и декрету ВЦИК от 21 июля 1921 года о Всероссийском комитете помощи голодающим, призывающему все силы народа для напряженнейшей, согласованной и объединенной работы по борьбе с постигшим нашу страну бедствием, считаю священным для себя долгом обратиться ко всем верующим чадам Церкви Российской – духовенству и мирянам с воззванием по чувству христианского милосердия принять самое широкое и деятельное участие в оказании помощи всем пострадавшим и страдающим от голода. Я уверен, что каждая епархия, каждая приходская община, каждый отдельный член Церкви почтут своим христианским долгом внести посильную лепту на это великое дело и примут возможное участие в работе по оказанию помощи голодающим. Вся работа Церкви в этой области будет происходить под моим общим руководством и наблюдением. Для ближайшего же руководства как сбором пожертвований (денежных, вещевых и продовольственных) в Москве и в провинции, так и распределения их на местах через соответствующие вновь создаваемые с тою же целью церковные организации мною образован в Москве Церковный комитет в составе духовенства и мирян. К сему добавляю, что работа Церкви в деле оказания помощи голодающему населению может быть успешною только в том случае, если она будет поставлена в условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного развития ею своей деятельности, а именно: а) Церковный комитет пользуется правом собирать необходимые денежные и материальные пожертвования путем устной проповеди в церквах, изданием соответствующих воззваний, устройством религиозно-нравственных чтений, духовных концертов и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

...Мы содрогаемся, что возможны такие явления, когда при военных действиях один лагерь защищает передние свои ряды заложниками из жен и детей противного лагеря. Мы содрогаемся варварству нашего времени, когда заложниками берутся в обеспечение чужой жизни и неприкосновенности. Мы содрогаемся от ужаса и боли, когда после покушений на представителей нашего современного правительства в Петрограде и Москве, как бы в дар любви им и в свидетельство преданности и в искупление вины злоумышленников, воздвигались целые курганы из тел лиц, совершенно непричастных к этим покушениям, и безумные эти жертвоприношения приветствовались восторгом тех, кто должен был остановить подобные зверства. Мы содрогались, но ведь эти действия шли там, где не знают или не признают Христа, где считают религию опиумом для народа, где христианские идеалы – вредный пережиток, где открыто и цинично возводится в насущную задачу истребление одного класса другим и междоусобная брань. Нам ли, христианам, идти по этому пути. О, да не будет!..» 618 К началу 1921 года было ликвидировано 573 монастыря, а за несколько первых месяцев этого года еще 40. Этот год стал преддверием той кровавой трагедии, которая постигла Русскую Церковь в 1922 году. Летом этого года разразился небывалый голод – следствие как Гражданской войны, так и продовольственной политики большевиков. Голод захватил многие районы России, угрожая перерасти в национальную катастрофу. К началу 1922 года голодало более тридцати миллионов человек. Попытки российской общественности помочь голодающим привели к созданию Всероссийского комитета помощи голодающим. Комитет был узаконен постановлением Президиума ВЦИК 21 июля 1921 года: постановление подписано председателем ВЦИК М. И. Калининым. Но просуществовал ВКПГ немногим более месяца – 27 августа того же года появилось постановление Президиума ВЦИК за подписью заместителя председателя П. Залуцкого о его ликвидации. В вину членам Комитета вменялось обращение за помощью к патриарху Тихону, а также напечатание летом 1921 года стотысячным тиражом его воззвания к верующим в России и за рубежом с просьбой помочь голодающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Я считаю, что можно и должно допустить представителей “советской” части духовенства в органы Помгола. Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей. Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию, уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет. Посему полагаю, что блок с этой частью попов можно временно довести до введения их в помгол, тем более что нужно устранить какие бы то ни было подозрения и сомнения насчет того, что будто бы изъятые из церквей ценности расходуются не на нужды голодающих» 55 . Таким образом, помощь из рук Патриарха Тихона, благодаря которому она пришла в Россию, была перенаправлена в сторону «красных попов», как называли тогда обновленцев. Сотрудничество с обновленцами – особая страница в деятельности АРА. Поначалу их представлял епископ Антонин, однако, страдавший запоями и неуравновешенный, он не являлся за посылками. Тогда бразды правления были переданы в руки обновленческого епископа Евдокима (Мещерякова), это произошло незадолго до того, как миссия АРА свернула свою деятельность в России. 2. Церковный Помгол Но сотрудничество с АРА было не единственной формой участия Церкви в помощи голодающим. Откликнувшись на обращенный к Патриарху Тихону призыв М. Горького, Святитель по аналогии с Помголом решил создать свой Церковный Помгол. Приводим сведения о нем, которые содержатся в газете Помгола «Помощь»: ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКОВНОГО КОМИТЕТА Патриарх Тихон обратился в президиум Вс К П г с письмом, печатаемым ниже. Сообщение об организации Церковного Комитета президиумом принято к сведению, причем выражено пожелание, чтобы использование собранных Церковным Комитетом средств производилось в соответствии с общим планом помощи, выработанным Вс. К. П. Г. В президиум Всероссийского Комитета по оказанию помощи голодающим Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не проходила мимо постигавших русский народ бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010