2. В целях планомерного проведения этого мероприятия, организации точного учета и передачи органам Народного комиссариата финансов по особому счету для Центральной комиссии помощи голодающим вышеуказанных ценностей образовать в каждой губернии комиссию в составе ответственных представителей Губернского исполнительного комитета, Губернской комиссии помощи голодающим и Губернского финансового отдела под председательством одного из членов Всероссийского Центрального исполнительного комитета. 3. Пересмотр договоров и фактическое изъятие по описям драгоценных вещей производить с обязательным привлечением представителей групп верующих, в пользование коих вышеуказанное имущество было передано. 4. Изъятые имущества поступают в особый фонд и на особый учет и обращаются исключительно на нужды помощи голодающим в порядке, указанном особой инструкцией, выработанной Центральной Комиссией помощи голодающим по соглашению с Народным комиссариатом финансов и Комиссией по учету, изъятию и сосредоточению ценностей. 5. О всех ценностях, поступивших из церковных имуществ, и их расходовании Центральная комиссия помощи голодающим публикует периодически в печати, причем в местной печати публикация должна содержать подробный перечень ценностей, изъятых от местных храмов, молелен, синагог и т.д. с указанием названий этих храмов. Подписали: Председатель Всероссийского Центрального исполнительного комитета М. Калинин Секретарь Всероссийского Центрального исполнительного комитета А. Енукидзе Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1922, 7 апреля. 19. Ст.217. 1922 г., 23 февраля. – Постановление Центральной комиссии помощи голодающим и Народного комиссариата юстиции. – Инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих 1. Комиссия по изъятию церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, указанная в п. 2 постановления Всероссийского Центрального исполнительного комитета от 23 февраля (Собр. узак. 1922 г., 19, ст. 217), истребывает в недельный срок от всех местных советов заверенные копии описей и договоров с группами верующих, коим переданы в пользование храмы и другие церковные здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бюллетень всероссийского комитета помощи голодающим». Эта дата той же самой рукой повторена и в начале копии, рядом с заголовком, в котором воззвание именуется «о помощи голодающим». Таким образом выходит, что настоящая копия была снята с текста патриаршего послания, опубликованного во втором номере бюллетеня общественного Всероссийского комитета помощи голодающим «Помощь» от 22 августа 1921 г. Поэтому в третьем из приведенных выше случаев воззвание датируется исследователями днем своего обнародования на страницах второго номера указанного издания. Действительно, в конце второго номера бюллетеня «Помощь» от 22 августа 1921 г., на его четвертой странице, воззвание патриарха напечатано под заголовком «о помощи голодающим» и без даты. Напечатано оно, правда, и в третьем номере «Помощи» от 29 августа 1921 г., на все той же четвертой странице, среди других воззваний, и вновь без даты. Однако, во втором номере «Помощи», опубликовано еще и письмо патриарха Тихона в Президиум Всероссийского комитета помощи голодающим о создании Церковного комитета от 5 августа 1921 г., в котором архипастырь, в частности, предуведомляя появление своего воззвания в бюллетени, сообщал: «Я уже обратился через представителей церковной власти к народам тех стран, которые Господь благословил обилием хлебного урожая, с призывом придти на помощь голодающему населению России. Теперь же считаю священным для себя долгом – обратиться ко всем верующим чадам Церкви Российской – духовенству и мирянам с воззванием по чувству христианского милосердия принять самое широкое и деятельное участие в оказании помощи всем пострадавшим и страдающим от голода».Помощь. Бюллетень Всероссийского комитета помощи голодающим. 1921. 1–3/Вступ. стат. М. Геллера. London, 1991. На первый взгляд, дата письма патриарха Тихона в Президиум Всероссийского комитета помощи голодающим 5 августа 1921 г. может показаться ошибочной, т. к. она достаточно удалена от даты номера «Помощи», в котором письмо было напечатано, и от даты практически дословно повторяющегося письма главы Русской церкви от 17 августа 1921 г., в котором патриарх сообщил высшему государственному органу – Президиуму ВЦИК – о Церковном комитете и о новом воззвании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– ГАРФ. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 42–43. Тем более, что издание бюллетеня «Помощь» велось в 1991 г. не с оригинала, а с фотокопий, которые в свою очередь снимались с микрофильмов, поэтому некоторые места в газете публикаторам, по их признанию, разобрать не удалось. Исходя из этого, вполне можно предположить, что вместо даты 5 августа 1921 г. в оригинале письма стоит, например, 15 августа 1921 г., ведь сам патриарх в послании Калинину от 25 февраля 1922 г. упоминал как раз вторую дату, говоря о времени начала «молчаливо дозволенных нам сборов на голодающих с 15-го Августа П[рошлого]/Г[ода]». – ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 97. Д. 54 а. Л. 38 об.; Дело Патриарха Тихона/Публикацию подготовил М.И. Одинцов//Отечественные архивы. 1993. 6. С. 54; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. Ч. 1: «Дело» патриарха Тихона; Крестный путь патриарха Сергия. М., 1999. С. 62. Обозначенная проблема, по-видимому, может быть решена лишь в случае обнаружения аутентичных экземпляров письма патриарха в Президиум Всероссийского комитета помощи голодающим. Просмотр же оригинального второго номера бюллетеня «Помощь» от 22 августа 1921 г., хранящегося в Государственной публичной исторической библиотеке, подтверждает дату 5 августа 1921 г., с которой, очевидно, и следует связывать появление нового воззвания главы Русской церкви «о помощи голодающим». Кстати, согласно М. Геллеру, опиравшемуся на воспоминания члена Всероссийского комитета помощи голодающим Е.Д. Кусковой, прежде, чем дать разрешение на публикацию в «Помощи» и передачу по радио нового воззвания патриарха, председатель Комитета Л.Б. Каменев пытался проредактировать текст послания главы Русской церкви. Напомним, что Политбюро первоначально хотело отцензурировать и июльское воззвание патриарха, но все же, как и Каменев, в конечном итоге отказалось от этой затеи. Исходя из всего вышеизложенного, появление воззвания «К народам мира и к православному человеку» («о помощи голодающим») можно, по-видимому, датировать не позднее 5 августа 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монархические антисоветские акты Карловацкого собора были признаны «актами, не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви», Священному Синоду, при возможности его полноценного функционирования, предлагалось вынести суждение о «церковной ответственности некоторых духовных лиц» (Акты 1994. С. 193–194). 1125 Ещё в 1921 г. Патриарх Тихон и другие православные иерархи стали искать возможность для участия религиозных организаций, общин и приходов в оказании помощи голодающим. К концу лета 1921 г. Патриарх Тихон пришёл к выводу, что в наибольшей степени преодолению последствий голода будет соответствовать специальный Церковный комитет помощи голодающим. Члены Президиума Всероссийского Комитета помощи голодающим при ВЦИК под председательством М. И. Калинина посчитали целесообразным создание Церковного комитета. 31 августа 1921 г. Патриарх вновь обратился к М. И. Калинину: «Я прошу ускорить по возможности утверждение Положения о Церковном комитете и его обнародовать для повсеместного сбора пожертвований и открытия действий... по оказанию помощи на местах». Учитывая, что денежных пожертвований было явно недостаточно для помощи голодающим, Патриарх и Священный Синод выпустили 19 февраля 1922 г., после одобрения его правительством, специальное послание духовенству и верующим, в котором призывали жертвовать, кроме личных, также храмовые драгоценные украшения, не имеющие важного богослужебного значения. 23 февраля 1922 г. был выпущен декрет об изъятии церковных ценностей. Позднее на допросах Патриарх Тихон подтвердил, что пока он вёл переговоры с ПомГолом, за его спиной был выпущен декрет. 1132 Данная статья, посвящённая реформе знаменных формул, резюмирует третью часть готовящегося к публикации исследования «Древнерусский знаменный роспев XII–XVII веков (на примере попевок семейства рафатки первого гласа Октоиха)». 1133 Работы 1924–1927 гг., собраны вместе в переизд.: Дурново Н.Н. Избранные работы по истории русского языка. М., 2002. 1134 Успенский Б.А. Русское книжное произношение XI–XII вв. и его связь с южнославянской традицией: (Чтение еров)//Актуальные проблемы славянского языкознания: Сб. статей/Под ред. К.В. Горшковой, Г. А. Хабургаева. М., 1988. С. 99 sqq. 1135 В южнославянских говорах редуцированные гласные подверглись изменению уже к концу X века. В слабой позиции они утратились, а в сильной позиции прояснились в гласные полного образования: ъ изменился в о, а ь – в е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сколько же людей голодало? Вряд ли когда – нибудь будет установлена точная цифра, вряд ли и приблизительная – плюс – минус миллион русских мужиков и баб. По мнению советского дипломата Г. Чичерина – 18 миллионов. По сообщению газеты «Известия ВЦИК» – 23,2 миллиона. Историки насчитали больше: Э. Генкина – 27 – 28 миллионов, И. Трифонов – 32 миллиона, Н. Рубинштейн – 33,5 миллиона. Руководитель зарубежной помощи голодающим Ф. Нансен утверждал, что более 40 миллионов человек. И уж совсем никто не подсчитывал, сколько миллионов россиян не пережили эту лихую годину. Советские руководители старались занизить число голодающих, затушевать ужасы, переполнившие страну, чтобы не выглядеть перед миром убийцами своего народа. В те дни, когда патриарх Тихон обратился с воззванием «К народам мира и к православному человеку», призывая помочь умирающей России, Л. Каменев в хвастливой речи на весь мир заявил о «победе» Советской власти над голодом. М. Литвинов в Гааге заверил иностранцев, что в 1922 году голода в России не будет и в помине. И одновременно Советское правительство с радостью принимало зарубежную помощь, особенно если иностранцы не настаивали на своем контроле за ее распределением. Но вот уже министр финансов Великобритании О. Чемберлен отказывает в кредитах: «Советы только что купили в Лондоне для службы их главного штаба дом, стоящий 260 тысяч фунтов стерлингов. Дворец этот предоставлен Красину 38 , окруженному целой армией стенографисток и дактилографисток 39 ... Не проще ли, чтобы Советы продали это дворец, чтобы купить провиант, а мы бы сохранили деньги для двух миллионов безработных». Удручающее впечатление произвела на всех, кто искренне желал помочь голодающим, ликвидация беспартийного Всероссийского комитета помощи голодающим и создание взамен партийного ПОМГОЛа. Прежний Комитет, добрая треть членов которого попала в него прямо из тюрьмы, где отбывала срок за «контрреволюцию», с первых же дней своего существования попробовал занять независимое по отношению к Советской власти положение, пытался самостоятельно вести переговоры с иностранными державами, выпускал свою газету, имевшую большой успех, требовал от ВЦИКа и местных властей действенной, конкретной помощи голодающим. Но если теребить центр еще имело какой – то смысл, то в провинции, где руководство принадлежало одурманенным коммунистическими лозунгами полуграмотным революционерам, а зачастую и уголовникам, деятельность Комитета понималась однозначно, как контрреволюционный заговор. Не дремали и «чрезвычайки».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При этом не исключено, что именно это воззвание, если учитывать его содержание («К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой: Помогите!»), в августе 1921 г. глава Русской церкви разослал еще и православным патриархам, папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йоркскому, о чем патриарх Тихон и известил в своем воззвании от 28 февраля 1922 г. См.: «...Мы должны быть искренними по отношению к Советской власти»/Публикацию подготовил М.И. Одинцов//Вопросы научного атеизма. М., 1989. Вып. 39. С. 314–315, 317–319; Акты Святейшего Тихона... С. 176–178, 188–190; Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской Церкви... С. 272–273, 278–279; РПЦ в советское время... С. 144–150; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 57–58, 63–64; Следственное дело Патриарха Тихона... С. 114–115, 848–849; а также: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы... С. 192–194; Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история... С. 63–64; История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней/Под общей ред. М.Б. Данилушкина. СПб., 1997. Т. 1: 1917–1970. С. 171–173; и др. 65 О создании и деятельности Всероссийского комитета помощи голодающим см.: Известия ВЦИК. 1921. 3 июля 143); 21 июля 157); 23 июля 160); 30 июля 166); 8 авг. 177); 28 авг. 190); Правда. 1921. 21 июля 158); 22 июля 159); 23 июля 160); 3 авг. 169), 4 авг. 170); 7 авг. 173); 16 авг. 180); 30 авг. 191); Помощь. Бюллетень Всероссийского комитета...; «Столь успешное втирание очков всему свету». Неизвестные документы о Всероссийском комитете помощи голодающим/Публ. И. Кондаковой//Источник. 1995. 3. С. 52–60. В литературе, посвященной истории Русской церкви в XX в., иногда встречаются утверждения о том, что общественный Всероссийский комитет помощи голодающим был якобы при ВЦИК, т. е. государственным, а функции его председателя, соответственно, исполнял председатель Президиума ВЦИК и Центральной комиссии Помгола при ВЦИК, организованной 18 июля 1921 г., М.И. Калинин или даже сам патриарх Тихон. – Алексеев В.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этой целью Российское Правительство считает полезным, чтобы директор Браун или другой человек, обладающий всеми полномочиями вести переговоры, немедленно прибыл в Москву, Ригу или Ревель. Российское Советское Правительство ждет быстрого ответа относительно места и времени этих сделок. Подпись: Председатель Центрального Исполнительного комитета Всероссийского Комитета помощи населению, пострадавшему от голода, Kameneff КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Подпись Максим Горький» 24 . По существу эта телеграмма Горького передавала все дальнейшие переговоры с американскими представителями АРА в руки Л. Б. Каменева. К этому моменту большевики совершили весьма удачный маневр. Примерно в то же время, когда создавался упоминавшийся выше Всероссийский Помгол, правительство большевиков 18 июля 1921 года создало очень похожую по названию правительственную организацию – Центральную комиссию помощи голодающим (в дальнейшем – ЦК Помгол), председателем которой был М. И. Калинин, а заместителем – Л. Б. Каменев и А. И. Рыков (напомним, что Каменев входил также и во Всероссийский Помгол). ЦК Помгол продолжал действовать и после разгона первого по времени возникновения Помгола, а благодаря сходству названий и общим сотрудникам подмену было трудно отличить, особенно иностранцам. В итоге кое-что из того, что начинали деятели первого Помгола, присвоили себе члены этой новой комиссии, и, сдавая в руки Каменева переговоры с американцами, Горький, несмотря на резкие высказывания частного характера в связи с разгоном Всероссийского Помгола, по существу помог большевикам полностью прибрать к рукам инициативу в деле распределения иностранной помощи. Таким образом, установленные контакты с АРА попали в руки правительства. Сам Горький в этот период готовился покинуть Россию, отчасти под давлением В. И. Ленина, которому Горький откровенно мешал, отчасти в силу личных причин (12 июля 1921 года Политбюро ЦК РКП (б) вынесло постановление: разрешить Горькому поездку за границу по линии Комитета помощи голодающим 25 ). 8 августа 1921 года в Риге начались переговоры между представителями АРА во главе с директором Европейского отделения Вальтером Лайманом Брауном (Walter Lyman Brown) и советским правительством, от имени которого выступал заместитель наркома иностранных дел Максим Литвинов. Условия заключенного соглашения в основном повторяли требования, выдвинутые Гувером в письме к Горькому: свобода передвижения по России, создание питательных пунктов без правительственного вмешательства, предоставление помещений и транспорта сотрудникам АРА, право распределять помощь невзирая на анкетные данные голодающих и невмешательство американцев в политику. Договор был подписан 20 августа, о чем Чичерину телеграфировал Литвинов 26 и в тот же день извещала газета «Chicago Tribune».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Всероссийского комитета просил ВЦИК разрешить самостоятельную деятельность Церковного комитета 67 . По всей видимости, к началу осени 1921 г. какая-либо надобность в подобного рода комитетах, после заключения властью нужных для нее соглашений с зарубежными представителями, в том числе и для помощи голодающим, окончательно отпала. Показной демонстрации «смягчения» режима в виде всевозможных общественных и религиозных комитетов-декорумов, подтверждающих якобы происходящие в стране изменения, больше не требовалось 68 . Тем не менее, августовские просьбы патриарха все-таки, в конечном итоге, были учтены властью, правда, только в декабре 1921 г., когда ситуация с голодом стала критической. Непосредственным инициатором рассмотрения вопроса о помощи религиозных организаций голодающим зимой 1921 г. выступило мусульманское духовенство, обратившееся к наркому по делам национальностей Сталину с докладной запиской за подписью председателя Центрального духовного управления мусульман внутренней России и Сибири. Докладная записка, датированная 21 ноября 1921 г., попала в руки к Сталину 25 ноября 1921 г. Именно в этот день нарком по делам национальностей написал на документе помету, адресованную зампреду ЦК Помгола при ВЦИК П.Г. Смидовичу: «Комиссия ВЦИК по голоду, т. Смидовичу. Возражений не имею. 25/ΧΙ. И. Сталин». Докладная записка адресатом пометы была получена, и поэтому отложилась в фонде ЦК Последгола при ВЦИК в ГАРФ 69 . Более того, этот документ, по-видимому, стал инициативным для постановления Политбюро о помощи религиозных организаций голодающим. Прибывший на заседание Политбюро 5 декабря 1921 г. председатель ЦК Помгола при ВЦИК Калинин решил лично доложить собравшимся членам и кандидатам в члены высшего партийного органа предложения мусульманского духовенства. Как следует из «подлинного» протокола 83 заседания Политбюро от 5 декабря 1921 г., заслушали выступление председателя Президиума ВЦИК Ленин, Троцкий, Сталин, Зиновьев, Молотов и Каменев. В результате выступления Калинина, одиннадцатым пунктом в колонке «Слушали» «подлинного» протокола, на листе простой бумаги вместе с десятым пунктом, персоналом Бюро Секретариата ЦК РКП(б) карандашом было зафиксировано следующее: «11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Церковный комитет может самостоятельно или при содействии Всероссийского комитета приобретать продовольствие, медикаменты и другие предметы, необходимые для голодающего населения, в России и за границей чрез своих уполномоченных или чрез учреждения Международного Красного Креста, а также получать оттуда пожертвования. в) Церковный комитет имеет право самостоятельно, при полной согласованности с планами Всероссийского комитета, распределять свой материальный фонд среди нуждающегося населения, пострадавшего от неурожая, организовывать на местах, пораженных голодом, чрез своих уполномоченных или чрез местные вновь возникшие церковные же организации возможно широкую помощь голодающим без различия вероисповеданий, классов, сословий и национальностей, устраивать столовые общественного питания, склады продовольствий и раздаточные пункты, открывать пункты медицинской помощи и т.д. г) Уполномоченным комитета предоставляется право бесплатного и беспрепятственного пользования всеми способами передвижения для осуществления своих задач по оказанию помощи голодающим, по мере надобности транспортом для внеочередной перевозки своих грузов, а равно и право бесплатного пользования почтой и телеграфом. д) Церковному комитету все учреждения Республики, как в центре, так и на местах, оказывают полное содействие. е) Всё материальное и денежное имущество московского Церковного комитета, так равно и местных Церковных комитетов, не подлежит ни конфискации, ни реквизиции. ж) Церковный комитет, его члены и уполномоченные, при исполнении ими своих обязанностей, пользуются правом устройства периодических собраний. з) Деятельность комитета не подлежит контролю и ревизии Рабоче-Крестьянской Инспекции. Отчет о деятельности и отчет в израсходованных средствах комитет представляет в Президиум Всероссийского комитета и публикует во всеобщее сведение. Ревизионная комиссия назначается мною из лиц, не входящих в состав комитета. и) Для установления живой связи с Всероссийским комитетом и его местными органами Церковный комитет назначает особых уполномоченных.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Я уже обратился через представителей церковной власти к народам тех стран, которые Господь благослови обилием хлебного урожая, с призывом прийти на помощь голодающему населению России. Теперь же, согласно Декрету ВЦИК от 21 июля 1921 года о Всероссийском комитете помощи голодающим… считаю священном для себя долгом обратиться ко всем верующим чадам Церкви Российской – духовенству и мирянам – с воззванием по чувству христианского милосердия принять самое широкое и деятельное участие в оказании помощи всем пострадавшим и страдающим от голода. Вся работа в Церкви в этой области будет проходить под моим общим руководством и наблюдением. Для ближайшего руководства как сбором пожертвований (денежных, вещевых и продовольственных) в Москве и провинции, так и распределением их по местам через соответствующие, вновь создаваемые с тою же целью, церковные организации, мною образован в Москве Церковный Комитет в составе духовенства и мирян». В числе необходимых условий успешной деятельности Церковного комитета патриарх называл следующие: а) право Комитета собирать средства путём устной проповеди, издания воззваний, духовных концертов и т.д.; б) Комитет может самостоятельно собирать пожертвования на родине и за границей, через Красный Крест; в) Комитет может сам распределять по согласованию с ВЦИК свою помощь голодающим среди населения всех национальностей; г) уполномоченным Церковного комитета оказывают помощь в передвижении и т.д.; д) члены Церковного комитета и его уполномоченные при исполнении ими своих обязанностей, пользуются правом устройства периодических собраний; е) имущество Церковного комитета не подлежит реквизиции; ж) Церковный комитет не может контролировать Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции, а свой отчёт он предоставляет во ВЦИК… Для всех сношений со Всероссийским Комитетом уполномочиваются члены Церковного комитета Пётр Николаевич Перцов и Назарий Григорьевич Райский». Президиум Всероссийского Комитета помощи голодающим при ВЦИК под председательством М.И. Калинина, получив письмо патриарха в тот же день 17 августа провёл заседание на котором обсудил предложения патриарха Тихона. Члены Президиума посчитали целесообразным создание Церковного комитета. И 22 августа 1921 года Святейший патриарх выпускает приведённое нами выше Воззвание к верующим, в котором призывает помочь голодающим.

http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010