В голодавшей Царицынской губ. широкое распространение получило поддержанное властями обновленчество ; раскольники демагогически обвиняли высшее церковное руководство, епархиальную власть и правосл. духовенство в том, что они препятствуют изъятию церковных ценностей и не помогают голодающим. В начальный период раскола обновленчество связывалось современниками с именем Илиодора (см. Труфанов С. Т.), в 1917 г. приехавшего из-за границы в Царицын, проповедовавшего «обновление и восстановление религии... восстановление живой церкви Христа» и организовавшего в городе в 1921 г. земледельческую коммуну. Однако обновленцы отмежевались от Илиодора и его сторонников. В июне 1922 г. группа обновленческого царицынского духовенства объявила о создании «Временного церковного управления Царицынской епархии» во главе с Модестом (Никитиным) . 30 окт. 1922 г. губ. отдел управления зарегистрировал отд-ние «Живой церкви» под названием «Царицынское епархиальное управление» (ЦЕУ), к-рое власти признали единственной легальной церк. орг-цией в крае. 26 авг. 1924 г. ЦЕУ отрешило от мест 22 клирика в Царицыне и Дубовке. В апр. 1923 г. состоялся обновленческий епархиальный съезд, на к-ром был утвержден состав ЦЕУ и избраны делегаты на собор в Москве, к-рый должен был низложить Патриарха Тихона. В 1925 г. на территории Сталинградской епархии действовало 35 правосл. приходов и 360 обновленческих общин. Церковь во имя св. Иоанна Предтечи в Волгограде. Фотография. 2004 г. Церковь во имя св. Иоанна Предтечи в Волгограде. Фотография. 2004 г. В 20-30-х гг. XX в. в области шло массовое закрытие храмов. В 1929 г. в Сталинграде были закрыты Александро-Невский собор (взорван в 1932), Никольская и Скорбященская церкви, в 1932 г. закрыты Сергиевская, Покровская, Иоанно-Предтеченская церкви, Успенский собор, в 1938 г.- Крестовоздвиженская ц., в 1939 г.- Алексеевская и Казанская церкви, в 1940 г.- Никитская ц. К 1 янв. 1940 г. в Сталинградской обл. закрылось ок. 580 храмов. В этих условиях богослужения в сохранившихся храмах Сталинграда по распоряжению архиеп. Петра (Соколова) совершались круглосуточно. Владыка выдавал священникам антиминсы и разрешал служить в квартирах прихожан, сталинградские священники выезжали служить в села. Среди духовенства и верующих собирались пожертвования для арестованных священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/155146.html

Корнилий (Попов), митр. Горьковский и Арзамаский. Фотография. Ок. 1961 г. Корнилий (Попов), митр. Горьковский и Арзамаский. Фотография. Ок. 1961 г. По некоторым сведениям, после ареста в мае 1922 г. Харьковского и Ахтырского архиеп. Нафанаила (Троицкого ; впосл. митрополит) временно управлял епархией. Уклонился в обновленческий раскол (см. Обновленчество ). В авг. того же года обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) удовлетворило ходатайство К. о снятии с него монашеских обетов с оставлением в сущем сане, но с переводом в др. епархию (Живая Церковь. 1922. 8/9. С. 19). ВЦУ предложило К. занять Харьковскую обновленческую кафедру, но тот отказался, «желая послужить своему родному краю», и 19 сент. был определен правящим архиереем на Вологодскую обновленческую кафедру, 24 янв. 1923 г. возведен в сан «архиепископа». В мае того же года участвовал в работе обновленческого «Поместного Собора», подписал постановление о лишении духовного сана и звания патриарха свт. Тихона. Имеются сведения, что после «Собора» он был назначен на Саратовскую обновленческую кафедру (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69. Л. 3 об.). 23 янв. 1924 г. по просьбе ярославских обновленцев определен «архиепископом» Ярославским и Ростовским. 23 мая того же года на обновленческом съезде духовенства и мирян Екатеринбургской епархии был выбран Екатеринбургским архиереем. К., не присутствовавший на съезде, получил уведомление о своем избрании, а в обновленческий синод было направлено ходатайство о его утверждении. Однако синод 12 июля 1924 г. назначил на Екатеринбургскую кафедру «архиепископа» Аристарха (Николаевского), а К. был оставлен на Ярославской кафедре. Весной 1925 г. по просьбе обновленческого Саратовского епархиального управления обновленческий синод переместил К. на Саратовскую кафедру. 12 июля того же года обновленческий «Уральский областной церковный Собор», проходивший в Свердловске (ныне Екатеринбург), избрал К. «митрополитом» Свердловским и Уральским, управляющим Уральской митрополией. Также К. стал председателем Уральского областного митрополитанского церковного управления (УралОМЦУ). После утверждения этих решений обновленческим синодом К. 1 сент. 1925 г. прибыл в Свердловск.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

Собор наделил ВВЦУ ЮВР всей полнотой церковной власти (кроме награждения архиереев) впредь до восстановления связи с Патриархом свт. Тихоном, когда ВВЦУ ЮВР должно было немедленно сложить свои полномочия и самораспуститься. Власть ВВЦУ ЮВР распространялась «на все области России по мере освобождения их Вооруженными Силами Юга России». Председатель имел право опротестовать любое решение ВВЦУ ЮВР, если считал его не отвечающим благу Церкви. В таком случае дело должно было быть отложено до рассмотрения его Патриархом или Поместным Собором. Собор указал, что «местопребывание ВВЦУ ЮВР определяется самим ВВЦУ ЮВР по согласованию с Главнокомандующим». Председателем ВВЦУ ЮВР был избран архиеп. Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) стал товарищем председателя, членами - еп. Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), прот. А. Рождественский, протопр. Г. Шавельский, проф. Верховской, гр. Мусин-Пушкин. Утверждая состав ВВЦУ ЮВР из 3 архиереев и 4 представителей от духовенства и мирян (по 2 чел.), Собор ориентировался на Высшее Временное Церковное Управление Сибири , об организации к-рого члены Собора знали из газетных публикаций. Кроме того, были избраны кандидатами: епископы Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский), протоиереи В. Лаванов и Г. Ломако, проф. Н. М. Абрамов и гр. П. Н. Апраксин. Офиц. открытие ВВЦУ ЮВР состоялось 5 июня 1919 г. в войсковом соборе Екатеринодара после торжественного богослужения. Первыми распоряжениями новоучрежденного органа стали акты об открытии и о начале деятельности ВВЦУ ЮВР и об установлении молитвенного поминовения адмирала Александра Колчака на великом входе , на великой и сугубой ектениях и в многолетии (30 мая 1919 Деникин признал адмирала Колчака Верховным Правителем России). С течением времени состав ВВЦУ ЮВР изменялся. В кон. августа из галицийского плена вернулся митр.

http://pravenc.ru/text/155428.html

В 1918-1919 гг. ВВЦУ Сибири совместно с правительством провело в Сибири обновление органов местной власти на основе церковного прихода, руководимого советом из духовенства и мирян во главе с избранным председателем. В мае 1919 г. по примеру сибир. ВВЦУ в Ставрополе на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе было сформировано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России . В кон. 1919 г., со вступлением в Омск частей Красной Армии, ВВЦУ переместилось в Иркутск и действовало здесь до 20 янв. 1920 г. После разгрома войск Колчака нек-рым членам ВВЦУ Сибири удалось эмигрировать в Шанхай и Харбин (впосл. они вошли в Русскую Православную Церковь за рубежом ). Архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) были арестованы в февр. 1920 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) «за соучастие в преступлениях белогвардейцев» и приговорены к расстрелу. 26 февр. архиеп. Сильвестр был убит, а архиеп. Вениамин и еп. Андрей выступили с заявлением о лояльности к советской власти. Еп. Андрей был освобожден из-под стражи и направлен в Уфу, архиеп. Вениамин вернулся в Симбирск. К этому времени была восстановлена связь сибир. епархий с Патриархом свт. Тихоном, что по Уставу ВВЦУ Сибири означало прекращение его деятельности. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-140. Оп. 1. Д. 1-20. Ист.: Сибирская жизнь. 1918. Нояб.-дек.; ЖМП, 1931-1935. С. 21. Лит.: Эйнгорн И. Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982; Иванов В. Н. Огни в тумане. М., 1991; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2; Томская старина. 1995. 9; Исаков С. А. , Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биогр. словарь, 1834-2002. Томск, 1996; Профессора Томского ун-та: Биогр. словарь. Вып. 1. 1888-1917. Томск, 1996; Цыпин В. , прот. Рус. Церковь (1917-1925). М., 1996. С. 115-157; Кашеваров А. Н. Церковь и власть: РПЦ в первые годы Советской власти. СПб., 1999. С. 105-134; он же. Временные церк. управления на территориях, занятых белыми//Русская Церковь, ХХ в.: Мат-лы конф. «История РПЦ в ХХ в. (1917-1933) в г. Сентендре (Венгрия) 13-16 нояб. 2001 г. Мюнхен, 2002. Кн. 1. С. 70-92.

http://pravenc.ru/text/161101.html

В эмиграции возглавил Высшее Церковное Управление Заграницей. С февр.—марта 1921 обосновался в г. Сремски-Карловцы. Митр. Антоний принимал участие в работе Съезда Хозяйственного Восстановления России, Рейхенгалль, Бавария, 16 (29) мая — 23 мая (6 июня) 1921 (Съезд в Рейхенгалле), был избран почетным председателем Съезда. По окончании работ Съезда во главе депутации посетил вдовствующую Императрицу Марию Федоровну, которой по поручению Съезда была передана просьба собрать Романовский Совет для избрания временного блюстителя Престола. В нояб. 1921 был председателем Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора, в ходе работы которого были составлены послания к Генуэзской конференции и к чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим о восстановлении в России монархии с Царем из Дома Романовых. 5 мая 1922 указом Святейшего Патриарха Тихона возглавляемое митр. Антонием Всезаграничное Высшее Церковное Управление было упразднено и подтверждены канонические права митр. Евлогия (Георгиевского) на управление православными русскими приходами в Западной Европе. В теч. 15 лет митр. Антоний был председателем Собора архиереев и архиерейского Синода РПЦЗ. Носил титул «Блаженнейший». Личной трагедией для митр. Антония была необходимость борьбы с бывшими учениками: митр. Сергием (Страгородским) в Москве и митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже. 22 июня 1934 Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) своим постановлением запретил митр. Антония в священнослужении. Владыка Антоний мужественно выступал против сатанинских учений иудаизма и масонства. Подписало Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация, а нераскаявшиеся члены ее подлежали отлучению от Церкви. На запрос судьи Бернского процесса в Сионских протоколах ответил: «Смысл и направления Протоколов Сионских мудрецов во многих отношениях соответствуют учению и мировоззрению мирового еврейства… Линия поведения соответствующего направления имеется в руководящих кругах мирового еврейства, и, как собственно показала русская революция, действия и устремления еврейства часто вполне соответствуют содержанию так называемых Протоколов Сионских мудрецов».

http://lib.cerkov.ru/authors/340

Когда из Москвы был получен указ Патриаршей Канцелярии от 22 апреля5 мая 1922 г., кстати сказать подписанный даже не самим Патриархом, а неким «Архиепископом Фаддеем», коим Высшее Русское Церковное Управление заграницей, за его «политические выступления» объявлялось упраздненным, всем было ясно, что этот указ издан не свободно, а по требованию безбожников-большевиков и под их давлением. Даже Митрополит Евлогий тогда так думал и предлагал этому «указу» не подчиняться. В своем письме от 316 июля 1922 г. Митрополиту Антонию он прямо говорит, что «документ этот имеет характер политический, а не церковный», а потому за ним он «не признает никакой обязательной силы». Не странно ли после этого, что враги Русской Зарубежной Церкви до сих пор упорно продолжают ссылаться на этот документ, которым безбожные большевики пытались ликвидировать нашу Зарубежную Церковь ?! В ответ на этот указ, Архиерейский Собор 31-го августа 1922 г. постановил: «Высшее Церковное Управление упразднить. На основании же постановления Патриарха и органов церковного управления при нем от 720 ноября 1920 г. за 362 – образовать временный  Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей».  Председателем Синода естественно стал старейший из заграничных иерархов Митрополит  Антоний,  а после его кончины в 1936 г. – митрополит Анастасий. Никто против учреждения Синода не возражал, и Русская Зарубежная Церковь сохраняла свое единство до 1926 г., когда от нее откололись: Митрополит  Платон,  управлявший Северо-Американской Епархией, и митрополит  Евлогий,  стоявший во главе Западно-Европейской Епархии. Митрополит Платон, поддерживаемый нецерковными, чуждыми истинного Православия и идеи Святой Руси элементами в Сев. Америке начал стремиться к полной самостоятельности – к автокефалии. Эта мысль об автокефалии пропагандируется здесь и до сих пор. Но о какой автокефалии может тут идти речь, когда православной  Американской Церкви  вообще не существует, а имеются лишь отдельные национальные церкви – Русская, Греческая, Сирийская, Сербская, Румынская и др., которые зависят каждая от своего духовного центра и не обнаруживают никакого стремления слиться в одну Американскую  Церковь?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но Собор не внял голосу оппозиции. Митрополит Антоний, возражая тридцати четырем, сказал: «Вопрос династии - не политический, а чисто церковный, ибо отвергать этот вопрос - значит отвергать существующие, никем не отмененные основные законы, соглашаться с так называемыми «завоеваниями революции», то есть одобрять низвержение Государя с царственной династией, уничтожение русского народа и вместе с тем подвергать народ русский кровопролитию и ужасам бонапартизма и самозванщины. Вопрос этот моральный, нравственный, и следовательно - чисто церковный». Впоследствии митрополит Евлогий писал: «Только злой дух мог продиктовать «Обращение». Карловацкий Собор образовал Высшее церковное управление за границей под председательством митрополита Антония, которому Собор усвоил звание Заместителя Патриарха. Высшее Церковное Управление состояло из Архиерейского Синода и Церковного Совета. Оно претендовало на возглавление церковной жизни всего русского зарубежья. Вскоре после окончания карловацкого Собора Патриарх Тихон направил Сербскому Патриарху Димитрию грамоту: «Сердце Наше тем более исполнено чувством радости и благодарности Вашему Блаженству, что Мы живо сознаем все то добро, какое сделано и делается Вами по отношению к русским изгнанникам - епископам, клирикам и мирянам, которые силою обстоятельств, оказавшись за пределами своей Родины, нашли себе радушие и приют в пределах Сербской Патриархии». Многими русскими клириками эти слова были восприняты как косвенное одобрение постановлений карловацкого Собора. Между тем, 5 мая 1922 года в Москве на соединенном присутствии Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха Тихона было вынесено постановление, которое в виде Указа Патриарха было выслано митрополиту Антонию и возведенному 30 января 1922 года в сан митрополита Евлогию, временному управляющему Западноевропейскими русскими приходами: «1. Я признаю карловацкий Собор заграничного духовенства и мирян не имеющим канонического значения и послание его о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции не выражающими официального голоса Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

Засим объявляется перерыв на 15 минут. Заседание возобновляется в 6 часов 20 минут. Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан предложил Собору выслушать проект обращения Собора ко всем православным чадам России. Чтение этого проекта предварил своею речью профессор Верховской, который указал, что в этом послании Собор должен выявить свое лицо, указать, для чего он собрался, что он должен сделать, оттенить, что все постановления Собора будут носить временный характер, так как, слава Богу, Россия уже имеет своего общего Святейшего Отца Патриарха, имеет Высший Церковный Совет, Священный Синод, но Божиим попустительством южные епархии временно отторгнуты от них, и ввиду этого необходимо временное церковное правительство. В Сибири уже есть таковое, но на Юге нет до сих пор. Высшее церковное правительство нужно еще и потому, что когда войдем в Москву, то едва ли Патриарх и высшее церковное управление, которые страшно расстроены большевиками, смогут сразу развернуть свою работу на всю Россию. Настоящий Собор является краевым, но не имеющим сепаратного характера, он является временным, вынужденным, исключительным и будет блюсти каноны и церковные правила. Все это оттенено в предлагаемом проекте воззвания Собора. После сего оглашается проект текста послания Собора, следующего содержания: «Всем верным чадам Православной Российской Церкви о Господе радоватися. Благодать вам и мир да умножится. Героическое победоносное движение к центру Великой России Добровольческой армии и соединенных армий Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, поддерживаемое мощным неудержимым движением войск адмирала Колчака, генерала Юденича и славных западных союзников русского народа, вселяют в души всех верующих русских людей чувства горячего упования с Божиею помощью скорого избавления наших братьев, тяжко страдающих под игом большевизма в центральных губерниях России. Наступает время творческого собирания всех живых духовных сил для мощного воссоздания разрушенной Родины и нравственного исцеления самых основ духовной жизни народа, отравленного ядом себялюбия, классовой вражды и грубого материализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно этот акт упразднил заграничное ВЦУ. В дальнейшем при указании на это упразднение Московская патриархия ссылалась именно на него. Так в постановлении патриарха Тихона и временного Синода от 8 ноября 1923 г. говорилось: «Запросить назначенного после упразднения в апреле 1922 г. церковного заграничного управления заведывать заграничными церквами митрополита Евлогия о том, какое и на каком основании существует ныне церковное управление за границей под именем заграничного архиерейского Синода» . Летом 1923 г. патриарх указывал, что «мы в апреле 1922 г. на соединенном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета уже осудили заграничный Собор Карловацкий за попытку восстановить в России монархию из Дома Романовых. Мы могли бы ограничиться этим осуждением владык, бывших на Соборе… если бы они раскаялись, прекратили дальнейшую деятельность в этом направлении». Указание на апрель здесь имеет место в связи с тем, что 5 мая это 22 апреля по старому стилю. В тот же день, 5 мая, был оформлен указ 348 на имя митрополита Антония (Храповицкого) в котором говорилось: «Виду допущенных Высшим Русским Церковным Управлением за границей означенных от имени Церкви выступлений и принимая во внимание, что, за назначением тем же Управлением Преосвященного Митрополита Евлогия заведующим русскими православными церквями за границей, собственно для Высшего Церковного Управления, там не остается уже области, в которой оно могло проявить свою деятельность, означенное Высшее Церковное Управление упразднить, сохранив временно управление русскими заграничными приходами за Митрополитом Евлогием и поручить ему представить соображения о порядке управления названными церквами» . Постановлением патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета митрополиту Евлогию было поручено управление православными русскими приходами в Западной Европе, ранее находившимися под управлением Петроградского архиерея . Это решение подтверждало принятый ранее указ ВЦУ за границей и было принято в ответ на прошение архиепископа Финляндского Серафима (Лукьянова). Таким образом, указ от 5 мая 1922 г. ничего принципиально не меняло в положении РПЦЗ. Этот указ нужен был для того, чтобы создать видимость удовлетворения требований власти, которые требовали немедленного закрытия заграничного ВЦУ.

http://pravoslavie.ru/5493.html

Состоявшиеся осенью 1922 г. уездные съезды духовенства в Кириллове, Белозерске и Череповце условно признали обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) как временный административный орган, не обсуждая его каноничность, и организовали при епископе Кирилловское церковное управление из представителей духовенства и мирян. Съезд в Череповце ходатайствовал перед ВЦУ об учреждении самостоятельной Череповецкой епархии во главе с еп. Тихоном. Последний согласился поддержать ходатайство, чтобы оградить паству «от вмешательства». Пока епископ ожидал извещения из ВЦУ, настоятель Воскресенского собора Череповца вдовый прот. Иоанн Звёздкин самочинно отправился в Москву, где был 4 марта 1923 г. поставлен обновленцами во «епископа» Череповецкого. С этого времени еп. Тихон стал уклоняться от участия в церковном управлении, в результате чего большинство духовенства К. в. подчинилось Иоанну Звёздкину. (Согласно указу ВЦУ от 6 марта 1923, «епископ Тихон Кирилловский остается викарием Череповецкой епархии».) После обновленческого собора 1923 г. еп. Тихон подал заявление о выбытии из Кирилловского церковного управления и «отдалился» от церковных дел. Узнав об освобождении патриарха Московского и всея России св. Тихона из-под ареста и о возвращении его к руководству Церковью, 30 сент. 1923 г. еп. Тихон направил ему доклад, в котором просил прощения за то, что «приходилось некоторое время против воли и желания иметь деловое общение» с обновленческими структурами, «к чему был вынужден просьбами духовенства и мирян, не желавших, чтобы я совершенно устранился от церковного управления». На докладе последовала резолюция от 2 нояб. 1923 г.: «Принять Преосвященного Тихона, епископа Кирилловского, в церковное общение и предложить ему вступить в управление Кирилловским викариатством». 24 марта 1924 г. патриарх разрешил священнослужение Макарию (Опоцкому), епископу обновленческого поставления, и назначил его епископом Череповецким, викарием Новгородской епархии. Под управлением Кирилловского еп. Тихона остались Кирилловский и Белозерский уезды, где под его омофор вернулись почти все приходы. В июне 1926 г. патриаршие общины Череповецкого у. в связи с арестом еп. Макария перешли в ведение еп. Тихона и управлялись им до марта 1928 г. Несмотря на «нелегальный статус» Московской Патриархии, 8 марта 1927 г. в Кириллове состоялся съезд делегатов от духовенства и мирян К. в. (Кирилловского, Белозерского и части Череповецкого уездов). На съезде присутствовал уполномоченный отдела ОГПУ Степанов. На рубеже 1928 и 1929 гг. еп. Тихон был перемещен в Тулу, но вскоре вернулся на прежнее место служения, в 1929 г. вышел на покой.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010