1913 г. хиротонисан во епископа Верейского с оставлением в должности настоятеля Знаменского мон-ря. Стал 5-м викарием Московской епархии (со 2 мая 1914 - 4-й, с 24 мая того же года - 3-й, с 25 нояб. 1916 - 2-й викарий Московской епархии). С 7 окт. 1913 г. заведовал Московскими пастырскими курсами. 19 мая 1914 г. назначен настоятелем московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря . Также являлся председателем Московского миссионерского об-ва. Во время первой мировой войны был председателем Комитета по устройству лагерей для раненых. М. сочувственно относился к имяславию . 23 февр. 1914 г. он принял участие в 1-м совещании по делу о 25 имяславцах, подлежащих суду Московской Синодальной конторы. В мае того же года был направлен в С.-Петербург для встречи с имяславцами, не пришедшими на суд, затем отправился в пос. Любань-Горка Новгородской губ., где провел беседу с 17 иноками. 7 мая, вернувшись в Москву, М. представил Московской Синодальной конторе доклад, в к-ром высказался в защиту имяславцев. Было решено закрыть судебное дело в отношении монахов и передать их на попечение М. в московский Покровский мон-рь. Позднее благодаря поддержке М. многие имяславцы в священном сане получили разрешение в священнослужении и были отправлены на фронт в качестве полковых священников. 8 мая 1917 г. М. был назначен временно управляющим Рязанской епархией, а 9 окт. того же года - епископом Севастопольским, викарием Таврической епархии. Не приступил к управлению Севастопольским викариатством, т. к. 11 дек. 1917 г. был уволен на покой по болезни. Поселился в Белогорском в честь Воскресения Христова мужском монастыре . В сент. 1921 г. М. был назначен епископом Аксайским, викарием Донской епархии. В мае 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 31 мая обновленческое Высшее церковное управление назначило М. временно управляющим Царицынской епархией, 21 июля - епископом Царицынским и Усть-Медведицким и временно управляющим Ростовской (на Дону) епархией. 12 нояб. 1922 г. возведен обновленцами в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2563920.html

4 дек. 1911 г., после учреждения в Семипалатинске викарной кафедры Омской епархии, К. был хиротонисан в Омске во епископа Семипалатинского. При К. был построен и освящен Иоанно-Предтеченский храм в казачьей слободе, ставший 6-м приходским храмом Семипалатинска; возникшая в местности Св. Ключ жен. монашеская община решением Синода была преобразована в Знаменский жен. мон-рь, при к-ром действовал сиротский приют. К. также продолжал исполнять обязанности начальника Киргизской миссии. В 1912-1916 гг. его помощником в управлении миссией был иером. Мануил (Лемешевский ; впосл. митрополит). После Февральской революции 1917 г. К. неоднократно обращался в Семипалатинский областной комиссариат Временного правительства, ратуя за продолжение деятельности Киргизской миссии. В миссионерских приходах состоялись собрания представителей как рус. прихожан, так и новокрещеных казахов, которые приняли постановления о необходимости сохранения миссионерских станов. Однако после Октябрьской революции 1917 г. деятельность миссии была прекращена. Во время гражданской войны К. переехал в Омск, где был помощником Омского архиеп. сщмч. Сильвестра (Ольшевского) , главы Высшего временного церковного управления Сибири, затем вернулся в Семипалатинск. Весной 1922 г., во время изъятия церковных ценностей , К. выступил с обращением, в к-ром призывал паству к миру и спокойствию. Это помогло избежать насильственных действий и не дало властям повода для массовых репрессий против верующих. Летом того же года К. занял двойственную позицию в отношении обновленчества : формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), но противодействовал исполнению его предписаний. Местные обновленцы направили в обновленческое Сибирское церковное управление в Томске просьбу о смещении К. и замене его обновленческим епископом. Из Томска в Семипалатинск прибыл в качестве главы новой обновленческой епархии свящ. Николай Минин (утвержден ВЦУ Семипалатинским «архиепископом» в нояб. 1922). Однако большинство приходов Семипалатинска признавало своим архиереем К.

http://pravenc.ru/text/1684756.html

Архимандрит Гурий пользовался среди учащихся большим авторитетом, его называли душой казанского академического иночества. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал ученые собрания, на которых преподаватели и студенты обменивались мнениями по разным вопросам, в том числе и политическим. Избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов по избранию от монашествующих. В июле/августе 1919 года назначен управляющим Московского Сретенского монастыря, а впоследствии становится его настоятелем. В октябре начались первые аресты насельников обители. Архимандрит Гурий был арестован 3 октября и помещён в Бутырскую тюрьму. В 1920 году – архимандрит Московского Покровского миссионерского монастыря. 8 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. При этом он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырём, а позже московским Покровским монастырем. Священнослужители Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учетный отдел Моссовета. 27 июня 1920 года арестован вместе с епископом Феодором (Поздеевским) в связи с тем, что при проведении обыска в монастыре у его ворот собралась толпа. Приговорён к заключению в лагере до конца гражданской войны, по амнистии этот приговор был заменён тюремным заключением на 5 лет. Находился в заключении в Бутырской и Таганской тюрьмах. 24 марта 1922 года освобождён. В 1922–1923 годах проживал в Москве без права выезда, управлял Покровским монастырём, входил в состав консервативной группы архиереев, возглавляемой владыкой Феодором (Поздеевским). 3 августа 1923 года распоряжением Патриарха Тихона 54 «В заботах о благоустроении Петроградской епархии и для удовлетворения ходатайств верующих – Временное Высшее Церковное Управление поручает Вашему Преосвященству вступить во временное управление православными приходами Петроградской епархии. Одновременно с сим поручается Вашему Преосвященству забота и архипастырское попечение и о православных приходах Псковской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

По благословению М. в военных частях Семёнова был учрежден институт военного духовенства. М. признал образованное в нояб.-дек. 1918 г. на территории, контролируемой правительством адмирала А. В. Колчака, Высшее временное церковное управление Сибири (ВВЦУ Сибири). Согласно циркулярам ВВЦУ Сибири, М. было предписано наладить сотрудничество с военными осведомительными службами для идеологической борьбы с большевизмом. В дек. 1919 г. в Забайкалье началась организация осведомительных органов с участием духовенства, однако уже в янв. 1920 г., после окончательного разгрома войск Колчака и занятия Красной Армией Прибайкалья, ВВЦУ Сибири прекратило свою деятельность. В кон. июня 1920 г. из-за угрозы наступления красных войск на Читу М. выехал в Харбин. Перед отъездом архиерей передал часть полномочий по управлению епархией епархиальному совету во главе с прот. Сергием Старковым. В окт. того же года на всей территории Забайкалья была установлена власть Дальневосточной республики (ДВР) - формально независимого гос-ва под фактическим контролем большевиков. В пропагандистских целях в ДВР большевики воздерживались от открытой репрессивной политики по отношению к правосл. Церкви, как в Советской России. Епархиальный совет Забайкальской епархии согласовывал с находившимся в Харбине М. все важные решения по организации церковной жизни, что, однако, создавало трудности в управлении епархией. В апр. 1922 г. в Харбине состоялась хиротония прот. Сергия Старкова, принявшего монашество с именем Софроний, во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии. В мае еп. Софроний (Старков) вернулся в Читу и вступил во временное управление Забайкальской епархией. В нояб. того же года ДВР была присоединена к РСФСР, после чего связи М. с Забайкальской епархией были прерваны. 9 мая 1931 г., после смерти митр. Мефодия (Герасимова; † 29 марта 1931), М. был назначен митрополитом Харбинским и Маньчжурским. По поручению Архиерейского Синода провел увещевательную беседу и вернул в юрисдикцию РПЦЗ еп.

http://pravenc.ru/text/2562836.html

22 апреля/5 мая 1922 года. Указ 348/349 Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета об упразднении Карловацкого Высшего Церковного Управления (с сохранением управления митрополитов Евлогия и Платона). 2 сентября 1922 года. Второй Архиерейский Собор формально исполнил волю Патриарха Тихона, распустив Высшее Русское Церковное Управление, но учредил Временный Заграничный Архиерейский Синод и постановил созвать Русский Всезаграничный Церковный Собор. 31 мая1 июня 1923 года. Третий Архиерейский Собор принял постановление о единстве с Московской Патриархией. 8 апреля 1924 года. Патриарх Тихон и Священный Синод поставили вопрос о каноничности Архиерейского Синода и митрополита Антония. 25 декабря 1924 года. Опубликовано «Завещательное распоряжение Святейшего Патриарха Тихона, на случай своей кончины...», в котором власть передавалась митрополиту Крутицкому Петру. 15 апреля 1925 года. В газетах «Правда» и «Известия» опубликовано «Воззвание Патриарха Тихона» – об отношении к существующей государственной власти. 26 июня 1926 года. Архиерейский Собор признал Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра в качестве временного главы Русской Церкви. 14 июля 1927 года. Указ митрополита Сергия и Временного Священного Синода в поддержку митрополита Евлогия: изменение, под давлением органов советской власти, первоначально нейтральной позиции, выраженной в письмах к архиепископу Феофану (Быстрову) и епископу Серафиму (Соболеву) . 29 июля 1927 года. «Декларация митрополита Сергия» выражает лояльность существующему государственному строю, в ней содержался запрет возносить общественные молитвы за ссыльных архиереев. 9 сентября 1927 года. Из Постановления Архиерейского Собора после обсуждения «Декларации»: «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью». 21 октября 1927 года. Указ митрополита Сергия за 549 о поминовении за богослужением большевистской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митр. Сергий – Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, учитывая незаконные притязания митр.Агафангела на местоблюстительство, предупредил его об опасном шаге, предпринятом им и, опираясь на собор более 25 православных епископов, предупредил его, что если он (митр. Агафангел) не откажется от своих притязаний и не даст распоряжения по епархии о поминовении Патриаршего Местоблюстителя Петра, то он, митр. Сергий, вынужден будет предать его суду епископов и устранить от управления епархией. Тогда митр.Агафангел II/24 мая телеграммой ответил митр. Сергию: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений. Распоряжение о поминовении Митрополита сделаю, т.к. предполагаю ради мира церковного отказаться от местоблюстительства»· Однако, получив 18/31 мая письмо от митр. Петра, в котором последний просил его принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя, он I июня принял канцелярию, уведомил об этом и митр. Сергия, но 8 июня митр. Агафангел и по состоянию своего здоровья и ради церковного мира решительно отказался от Местоблюстительства о чем поставил в известность митрополита Петра и митрополита Сергия.Расхождение во взглядах между митр.Агафангелом и митр. Сергием проявилось в резкой форме после издания последним декларации от 16/29.VII.1927 г., в которой Ярославская группа духовенства усмотрела отступление от канонов Православной Церкви. В этом с митр.Агафангелом были согласны три его викария – архп.Угличский Серафим (Самойлович), архп.б.Пермский Варлаам (Ряшенцев) , временно управлявший Любимским викариатством и еп.Ростовский Евгений (Кобранов), а также временно проживавший в Ростове митр. Иосиф (Петровых) . Они совместно составили и отправили митр. Сергию «акт отхода» – послание от 24.I (6.II.).1928 года. Перечислив в нем все причины, по которым они считали «небезопасным» для себя и своей паствы дальнейшее пребывание в административном подчинении митрополиту Сергию, они заявили: «Отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и Вашим Синодом право на высшее управление Церковью».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Письменными канцелярскими делами заведовали письмоводители, избираемые из воспитанников. Ректор заведовал преимущественно учебной частью, префект совмещал обязанности инспектора и эконома. В помощь префекту назначались 2 сеньора (для наблюдения за порядком в спальном корпусе) и надзиратели «по нравственной и экономической части» (один из студентов, другой из учителей), а также комиссар или эконом (преимущественно из учителей низших классов), камерные смотрители (старосты «камеры», т. е. спальни) и церковные инспектора. Иногда по распоряжению архиерея членами правления временно становились монашествующие наставники или архимандриты в помощь ректору и префекту или для приобретения управленческого опыта в данной сфере. Так, в 1816 г. с учетом необходимости обширного строительства после пожара 1815 г. по особому распоряжению архиеп. Амвросия (Протасова) в помощь ректору и префекту был назначен инспектором настоятель свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря архим. Израиль (Звягинцев), опытный хозяйственник. Архиерейским решением инспектор был назначен в академическом правлении 2-м после ректора и наделен широкими полномочиями «по хозяйственной и нравственной части» (в т. ч. должен был надзирать за нравственностью учащихся). Жалованья при этом архимандрит не получал. Ректорами «старой» академии были: Сильвестр (Лебединский) в 1797-1799 гг. (с 27 мая 1794 ректор семинарии); Ксенофонт (Троепольский) в 1799-1800 гг.; Антоний (Соколов) в 1800-1807 гг.; свияжский архим. Евгений в 1807-1808 гг. (временно исполнял должность ректора); Епифаний (Канивецкий) в 1808-1816 гг.; Афанасий (Протопопов) в 1816-1817 гг.; Феофан (Александров) в 1817-1818 гг. Учебный процесс в КазДА в 1798-1818 гг. во многом представлял собой семинарские занятия. Преобразование среднего учебного заведения в высшее не сопровождалось открытием новых классов. Высшей ступенью образования оставались классы философии и богословия, существовавшие в КазДС и в некоторых др. семинариях до 1797 г. В КазДА как в центр большого учебного округа предполагалось направлять на учебу лучших воспитанников 6 семинарий.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

20 марта 1914 г. назначен еп. Нарвским, 3-м викарием С.-Петербургской (с 19 авг. 1914 Петроградской) епархии. 3 мая 1915 г. избран почетным членом ОРРНП. С 13 авг. 1915 г. председатель Петроградского епархиального комитета по организации помощи беженцам. 7-8 янв. 1917 г. участвовал в Новгороде в наречении и хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1915), св. Владимира 2-й степени (1916). После избрания 24 мая 1917 г. Гдовского еп. сщмч. Вениамина (Казанского) на Петроградскую кафедру стал его ближайшим помощником. С 14 июня 1917 г. 2-й викарий Петроградской епархии, после кончины Ямбургского еп. Анастасия (Александрова) (6 июля 1918) 1-й викарий. С 24 окт. 1917 г. председатель совета братства приходских советов Петрограда и епархии. Одновременно с 11 апр. по 14 авг. 1918 г. наместник Александро-Невской лавры и председатель ее Духовного Собора; по рапорту от 13 авг. о предстоящем отъезде в Москву для участия в работе Всероссийского Поместного Собора освобожден митр. Вениамином от послушания наместника. 29 июля 1918 г. председательствовал на чрезвычайном собрании братства приходских советов с участием представителей инославных и иноверных исповеданий, состоявшемся по благословению митр. Вениамина «для обсуждения вопроса о мерах защиты веры и Церкви». В соответствии с указом Свящ. Синода от 25 февр. 1919 г. митр. Вениамин возложил на Г. временное управление Рижской епархией «за последовавшей вследствие насилия смертию» Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша) (РГИА. Ф. 678. Оп. 2. Д. 5. Л. 102). В кон. 1919 г. намечалось перевести Г. в Пермь, но 2 февр. 1920 г. он был назначен епископом Псковским и Порховским. Среди рукоположенных им во диакона находились буд. протоиереи Псковской епархии Михаил Павлов (1879-1977) и Кронид Яковлев (1882-1983). Г. не признал образовавшееся обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ) и сохранил молитвенно-каноническую связь со свт. Патриархом Тихоном. Провозглашение многолетия арестованному Патриарху за архиерейской службой в с.

http://pravenc.ru/text/162098.html

30 апр. 1921 г. Патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон (Белавин) возглавил хиротонию Д. во епископа Елецкого. Д. был назначен викарием Орловской епархии. Проявил себя как одаренный проповедник. В проповедях он стремился поддержать христ. дух верующих в трудных условиях разрухи, голода и братоубийственной гражданской войны. С 14 сент. викарный епископ Болховский той же епархии. 3 нояб. 1921 г. арестован, находился в тюрьме Болхова, затем Орла, с 7 дек.- в одиночном заключении без права передачи. Обвинялся в «агитации против Советской власти и Коммунистической партии» во время проповедей, а также в «нелегальном существовании историко-археологического общества», печать к-рого была обнаружена у Д. во время обыска. После многочисленных обращений верующих 8 апр. 1922 г. освобожден под подписку о невыезде из пределов Болховского и Мценского уездов и под запретом присутствовать на богослужениях. В связи с арестом еп. Серафима вступил во временное управление Орловской епархией. Проявил себя непоколебимым борцом с обновленчеством . По версии обновленцев, 17 мая 1922 г. на созванном ими собрании духовенства Д. признал Высшее церковное управление (ВЦУ), в связи с чем ВЦУ официально утвердило его временно управляющим Орловской епархией. Однако в доносах на архиерея местных представителей «Живой церкви» сообщалось, что Д. категорически отказался благословить организацию ими обновленческого епархиального управления. Приходские общины и мон-ри Орловской епархии, отказываясь подчиняться ВЦУ и «Живой церкви», обращались к Д. с просьбами принять их в свое архипастырское окормление. В ответ обновленцы развязали против архиерея клеветническую кампанию в местных газетах, выпускали порочащие епископа листки, составляли доносы в гос. органы. Губ. отдел ГПУ НКВД с беспокойством отмечал, что Д. «пользуется большой популярностью среди верующих во всей Орловской губернии». 28 окт. 1922 г. он был вторично арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации и умышленном сокрытии от Советской власти церковных ценностей». Виновным себя не признал. 27 дек. того же года Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки в Хиву. Ссылку отбывал в Пенджикенте, где 31 мая 1923 г. вместе с Суздальским еп. Василием (Зуммером) тайно совершил хиротонию исп. Луки (Войно-Ясенецкого) во епископа Ташкентского и Туркестанского.

http://pravenc.ru/text/171260.html

В марте 1994 г. вышедшие из подчинения Синода РПЦЗ Л. и Валентин (Русанцов) объединили свои структуры в «Высшее временное церковное управление Российской православной свободной церкви», председателем к-рого стал Л. В дек. 1994 г. на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви Л. и Валентин (Русанцов) подписали Акт о примирении, однако уже в февр. 1995 г. они были вторично запрещены Синодом РПЦЗ в священнослужении. В мае того же года Л. разорвал общение с Валентином (Русанцовым) и обратился к руководству Зарубежной Церкви с прошением о пересмотре его дела. В дек. 1995 г. Синод РПЦЗ разрешил Л. совершать богослужения в Одессе, но временно оставил в силе запрет на адм. управление епархией. С нач. 1996 г. происходило противостояние между Л. и находившимся в Одессе Симферопольским еп. РПЦЗ Агафангелом (Пашковским). В сент. 1996 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил определить решение по Л. на российском епископском совещании. В окт. того же года Архиерейское совещание российских преосвященных РПЦЗ восстановило Л. в правах правящего архиерея Одесской и Тамбовской епархии и избрало своим председателем. С нач. 2001 г. Л. выступал с резкой критикой Синода РПЦЗ за курс на сближение с Московским Патриархатом. Отказался признать решения Архиерейского Собора РПЦЗ, который избрал 24 окт. 2001 г. первоиерархом митр. Лавра (Шкурлу) . Формально поддерживал претензии бывш. первоиерарха митр. Виталия (Устинова) на руководство Зарубежной Церковью, однако вступил в конфликт с его окружением. В июле 2003 г. Л. отказался считать сложившуюся вокруг митр. Виталия структуру правопреемником Архиерейского Синода РПЦЗ. В связи с этим было объявлено о полной независимости РИПЦ и о преобразовании Архиерейского совещания российских преосвященных в Архиерейский синод под председательством Л. Возглавляемая им неканоническая церковная орг-ция объединяла до 40-50 общин в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, из них только ок. 10 располагали собственными храмами. Позднее к РИПЦ присоединилось неск. приходов в Сев.

http://pravenc.ru/text/2462535.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010