Кустанайское викариатство закрыть» (цит. по: Боже. 2003. С. 222). 16 сент. 1918 г. оренбургское епархиальное собрание единогласно постановило: дело о выделении Челябинского и Кустанайского викариатств в самостоятельные епархии перенести на утверждение высшей церковной власти. Архиеп. Мефодий считал невозможным создание Кустанайской епархии вслед. малочисленности общин в Кустанайском у.- ок. 100 довольно бедных «переселенческих» приходов (в 1915 в Кустанайском у. насчитывалось 9 благочиний с 87 приходами, 80 церковноприходскими школами, служили 79 священников, 9 диаконов, 40 псаломщиков). После отъезда архиеп. Мефодия в Томск для участия в Сибирском церковном совещании Кустанайский еп. Дионисий (Прозоровский) 21 сент. 1918 г. стал и. о. управляющего Оренбургской епархией. С кон. 1918 до июня 1919 г. архиеп. Мефодий в связи с занятием Оренбурга Красной Армией находился в Челябинске и окормлял ту часть Оренбургской епархии, к-рую контролировала Белая Армия, в то время как на территории, занятой Красной Армией, церковной жизнью руководил Кустанайский еп. Дионисий (Прозоровский). 5 апр. 1919 г. Синод решил отложить вопрос об открытии самостоятельной Кустанайской епархии, несмотря на настойчивые просьбы еп. Дионисия (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 17. Л. 128). 13 окт. 1919 г. Синод назначил еп. Дионисия на Челябинскую и Троицкую кафедру и поручил ему временное управление Оренбургской епархией (Там же. Д. 12. Л. 237). 24 нояб. 1919 г. патриарх Московский и всея России св. Тихон и высшее церковное управление, заслушав доклад еп. Дионисия и оренбургского епархиального совета, поддержали их предложение о выделении К. в. в самостоятельную епархию, но из-за отсутствия епископа в Оренбурге решили отложить решение вопроса; было оговорено, что окончательное решение о создании Кустанайской епархии будет принято после возвращения в Оренбург еп. Дионися (Там же. Д. 25. Л. 30). «Из-за выбытия» из Уфимской епархии в июле 1919 г. Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) и Златоустовского еп. Николая (Ипатова) на еп.

http://pravenc.ru/text/2462335.html

Митрополит Евлогий, в книге своей «Путь моей жизни» (стр. 375) 1 , пишет, что, будучи преподавателем Закона Божия в женском монастыре в Белой Церкви (Югославия), он получил следующий указ: «Его Высокопреосвященству Преосвященнейшему Евлогию Архиепископу Волынскому и Житомирскому. Сим имею честь уведомить Ваше Высокопреосвященство, что постановлением Высшего Временного Русского Управления Вам вверено управление всеми западно-европейскими русскими церквами на правах Епархиального Архиерея, включая и церковь с приходом в Болгарской Софии и в Букурешти; прочие же русские церкви на Балканском полуострове и в Азии управляются В.Р. Церковным Управлением; все Сие впредь до восстановления сношений с Всероссийским Свят. Патриархом. Председатель В.Ц. Управления Антоний, Митр. Киевский и Галицкий. 2/15 апреля 1921. Печать: Высшее Русское Церковное Управление. Назначение Ваше состоялось 2 окт. 1920 г. в Симферополе и подтверждено в начале ноября в Константинополе». Далее митр. Евлогий пишет: «Я счел нужным оповестить о своем назначении некоторых знакомых мне в Европе священников. Между прочим, написал и о. Иакову Смирнову, настоятелю посольской церкви в Париже. В ответ получил от него сдержанное письмо, в котором он ссылался на отсутствие каких-либо указаний от своего непосредственного начальства относительно моего назначения… Осторожность о. Иакова Смирнова послужила средством к утверждению меня в правах: он запросил архиепископа Серафима Финляндского, не может ли он снестись с Патриархом Тихоном относительно законности моих прав. В результате последовал указ Патриарха, подтверждающий мое назначение (к этому указу я своевременно вернусь)». На стр. 386–387 митр. Евлогий приводит одинакового содержания указы за 423 и 424 от 26 марта/8 апреля 1921 г. ему и архиепископу Финляндскому и Выборгскому Серафиму. Приводим первый указ: «Преосвященному Евлогию, Архиепископу Волынскому и Житомирскому. По благословенно Святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет, в соединенном присутствии, слушали:письмо Преосвященного Финляндского,от 5 марта сего года, по ходатайству настоятеля церкви при Российском посольстве в Париже протоиерея Иакова Смирнова о преподании указания по поводу постановления Высшего Русского Церковного Управления заграницей о назначении Вашего Преосвященства управляющим, на правах епархиального архиерея, всеми заграничными русскими церквами в Западной Европе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Награждался набедренником (1899), скуфьей (1901), камилавкой (1904), наперсным крестом (1911), орденом св. Анны 3-й степени (1914). В 1916 г. переведен во Владивосток настоятелем Успенского кафедрального собора. В 1919 г. Д. был избран председателем Владивостокского епархиального совета, 7 дек. того же года участвовал в чрезвычайном собрании духовенства и мирян под председательством Приморского еп. Михаила (Богданова , по др. данным, был временным управляющим епархией). Собрание проводилось по поводу избрания делегатов на Гос. земское совещание в Иркутске, намеченное на 1 янв. 1920 г. В авг. 1922 г. в г. Никольске-Уссурийском состоялось Дальневосточное архиерейское совещание, в к-ром участвовали Харбинский архиеп. Мефодий (Герасимов) , епископы Читинский Мелетий (Заборовский) , Приморский Михаил (Богданов), Токийский Сергий (Тихомиров) и Камчатский Нестор (Анисимов). На основании решения этого совещания 13 сент. 1922 г. Высшее Церковное Управление за границей приняло решение о выделении Камчатского вик-ства в самостоятельную епархию с образованием в ее составе Охотского вик-ства. Вскоре состоялась хиротония Д. епископами Михаилом и Нестором во епископа Охотского. В обращении к камчатской пастве еп. Нестор, представляя нового архиерея, писал: «Едва ли нужно много говорить вам о строго пастырской и подвижнической жизни преосвященного Даниила. Вы все его хорошо знаете. Я же свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас (Кол. 4. 13) и является к вам, как и прежде, пастырем добрым, служащим для всех правилом веры и учителем воздержания и благочестия» ( Нестор (Анисимов), митр. Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. трудов. М., 2005. Т. 1. С. 456). 25 окт. 1922 г. Д. прибыл в Петропавловск, где его радостно встречали верующие, в соборе был отслужен благодарственный молебен. В тот же день во Владивосток вступили войска красных патризан, вскоре они вошли и в Петропавловск. Д. остался с камчатской паствой, взяв в отсутствие правящего архиерея на себя управление епархией. После установления на Камчатке советской власти сразу начались преследования духовенства, был арестован настоятель Петропавловского собора свящ. Михаил Ерохин. Д. неоднократно обращался к местным властям с просьбой о его освобождении.

http://pravenc.ru/text/171264.html

Окормление эмигрантской паствы взяли на себя епископы и священники, оказавшиеся за границей вместе с беженцами. В таких условиях и возникла Русская Зарубежная Церковь, первоначально именовавшаяся зарубежной частью Русской Церкви. Ее история восходит к 1919 году, когда в Ставрополе было организовано Временное высшее церковное управление епархий Юго-востока России. Главной задачей нового церковного органа было окормление паствы на территориях, контролируемых белой армией. В ноябре 1920 года члены Управления покинули Россию. Наиболее авторитетные иерархи, покинувшие Россию, – митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) – первоначально собирались затвориться в монастырях, а деятельность ВВЦУ прекратить, предоставив окормление русской паствы за рубежом соответствующим Поместным Церквам. По свидетельству биографа Владыки Антония, изменить свои планы и сохранить русскую церковную организацию он решил после того, как узнал о намерении генерала Врангеля сохранить военную организацию для борьбы с большевиками. Мысль о том, что за границей должна существовать единая Зарубежная Церковь, поддержал и архиепископ (впоследствии митрополит) Евлогий (Георгиевский). «Много овец осталось без пастырей, — писал он. —  Нужно, чтобы Русская Церковь за границей получила руководителей. Не думайте, однако, что я выставляю свою кандидатуру». 19 ноября 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» в константинопольском порту состоялось первое за пределами России заседание ВВЦУ на юге России. Иерархи во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) решили продолжить свою деятельность теперь уже среди эмигрантов. Указ, выданный Местоблюстителем Константинопольского Патриаршего Престола митрополитом Брусским Дорофеем в декабре 1920 года, разрешал деятельность Управления на территории Константинопольского Патриархата при подчинении верховной власти Патриарха, за которым сохранялись, в частности, и судебные прерогативы. Каноническое основание для своей деятельности в эмиграции зарубежные иерархи усматривали в 39 правиле Шестого Вселенского Собора. Согласно этому правилу, кипрскому епископу Иоанну в Геллеспонтской области были предоставлены права продолжать церковное управление своим народом, вследствие военных событий покинувшим Кипр. Каноничность положения Русской Церкви в эмиграции обосновывал в своей статье «О правах епископов, лишившихся кафедр без своей вины» известный канонист профессор С.В. Троицкий, впоследствии в течение долгих лет трудившийся в качестве консультанта зарубежного Архиерейского Синода.

http://pravmir.ru/russkaya-zarubezhnaya-...

по: Там же. С. 144). 22-23 марта 1917 г. по предложению еп. Иоанна состоялся съезд благочинных Кубанской обл. в связи «с текущими великими историческими днями», на к-ром было запланировано проведение 13 апр. съезда Кубанской епископии для рассмотрения устава Ставропольской епархии. На собрании духовенства Ейска и ряда станиц Кубанской обл., состоявшемся на пасхальной неделе 1917 г., подавляющим числом голосов было поддержано пожелание установить в России конституционную монархию. На прошедшем в мае 1919 г. в Ставрополе Южнорусском Соборе было принято решение «о признании выделения Кубанского викариатства из Ставропольской епархии неотложно необходимым». 18 июня того же года Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России издало указ о преобразовании Кубанского вик-ства в самостоятельную епархию с оставлением наименования «Преосвященный епископ Кубанский и Екатеринодарский» (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия ). В 1922 г. в Кубанской епархии началось распространение обновленчества , в раскол уклонился Кубанский еп. Иоанн (Левицкий). С 24 июля по 21 авг. 1922 г. обновленческой Кубанской епархией управлял Николай (Федотов), бывш. настоятель ейского Михаило-Архангельского собора, благочинный церквей Ейска, носивший титул «епископ Ейский (Новороссийский)». В нач. 20-х гг. ХХ в. было, по-видимому, возобновлено правосл. Е. в. Есть сведения, что 29 нояб. 1920 г. во епископа Ейского был хиротонисан Филипп (Гумилевский) , вскоре арестованный, затем сосланный в Н. Новгород. В кон. 1921 г. епископом Ейским, викарием Кубанской епархии, был назначен Евсевий (Рождественский) , прибывший в Ейск в янв. 1922 г. (По-видимому, недостоверными являются сведения о хиротонии 4 нояб. 1921 во епископа Ейского Василия (Ратмирова) , вскоре уклонившегося в обновленчество.) Когда Кубанский еп. Иоанн (Левицкий) перешел в обновленчество, еп. Евсевий объявил архиеп. Иоанна впавшим в раскол и взял на себя управление Кубанской епархией, организовал епархиальный совет. В мае 1922 г.

http://pravenc.ru/text/189595.html

Уже с начала 20-х годов Константинопольская Патриархия пытается отрицать права Московской Патриархии и ее Экзарха Евлогия на православную диаспору. Константинопольский Патриарх Василий III в послании от 9 июля 1926 года к Русской Церкви полностью отрицал ее права на управление относящейся к ней диаспорой, заявив, что эти права принадлежат “Вселен­ской Патриархии” 2 . В целях практического осуществления своих претензий на диаспору Патриарх Мелетий IV в 1922 году назначает митрополита Селевкийского Германа Экзархом Западной и Цент­ральной Европы с титулом Фиатирский. Одновременно было предложено всем учреждениям, находящимся в Западной Европе вне границ автокефальных Церквей, подчиниться новому Экзарху. Наибольшей давностью, распространением и имущественным благоустройством в странах Западной Европы отличалась юрисдикция Русской Церкви. Русские церковные учреждения в Западной Европе возглавлялись тогда митрополитом Евлогием (Ге­ор­гиевским), получившим назначение от Патриарха Тихона. Указом 349 от 5 мая 1922 года Патриарх Тихон назначил архиепископа Евлогия временно управляющим православными приходами в Западной Европе с предписанием немедленно распустить Высшее церковное управление, так называемый Карловацкий синод, и выработать новый проект управления русскими приходами за границей 3 . Сначала митрополит Герман в 1922 году, затем Патриарх Мелетий IV в начале 1923 года предлагают митрополиту Евлогию со всем подведомственным ему клиром и паствой, со всем церковным имуществом перейти в ведение Константинопольской Патриархии и подчиниться митрополиту Герману. Основанием для подобного предложения выставлялась теория Патриарха Мелетия IV, появившаяся в начале 20-х годов прошлого века. Согласно этой теории, Константинопольская Церковь пользуется исключительным правом управлять всеми верующими, проживающими вне границ автокефальных Церквей, иными словами, всеми православными диаспоры. Дважды обращался митрополит Евлогий с протестом к Константинопольским Патриархам (Мелетию IV, Григорию VII), доказывая законность прав Русской Церкви над своей юрисдикцией за границей, и Константинополь на небольшое время вынужден был отступить 4 .

http://pravmir.ru/zapadno-evropeyskiy-ek...

Однако уже вскоре каноничность новообразованного учреждения была поставлена под сомнение. Попробуем кратко перечислить важнейшие события 1920-х – начала 1930-х гг., которые в результате привели к образованию четырех ветвей Русской Православной Церкви за рубежом. 7/20 ноября 1920 года. Указ 362 Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета о создании церковных управлений (автономных митрополичьих округов) под руководством старшего иерарха на территориях, оторванных от центрального церковного управления, послуживший каноническим основанием для создания РПЦЗ. 20 ноября/3 декабря 1921 года. Послание I Всезарубежного Собора «Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим», имевшее политическую окраску и выражавшее надежду на восстановление в России правления представителя Дома Романовых. А также «Послание Мировой конференции» – обращение к участникам Генуэзской конференции с призывом к военной интервенции против большевиков. 22 апреля/5 мая 1922 года. Указ 348/349 Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета об упразднении Карловацкого Высшего Церковного Управления (с сохранением управления митрополитов Евлогия и Платона). 2 сентября 1922 года. Второй Архиерейский Собор формально исполнил волю Патриарха Тихона, распустив Высшее Русское Церковное управление, но учредил Временный Заграничный Архиерейский Синод и постановил созвать Русский Всезаграничный Церковный Собор. 31 мая1 июня 1923 года. Третий Архиерейский Собор отверг проект реорганизации церковного управления, составленный митрополитом Евлогием. Постановление о единстве с Московской Патриархией. 8 апреля 1924 года. Патриарх Тихон и Священный Синод поставили вопрос о каноничности Архиерейского Синода и митрополита Антония. Апрель 1924 года. Детройтский Собор в США принял автокефалию. 3 октября 1924 года. Четвертый Архиерейский Собор упразднил автономный статус Западно-Европейской архиепископии (но оставил решение до принятия Патриархом Тихоном). Митрополит Евлогий покинул зал заседаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863–1936) – архиерей Российской Православной Церкви, митрополит. Родился в семье новгородского помещика. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1885). Ректор Московской духовной академии (1891). Казанской духовной академии (1894). В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Член Государственного совета (1906–1907). Член Святейшего Синода (1912–1916). Архиепископ Харьковский и Ахтырский (1914). Зам. председателя Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., один из трех кандидатов на патриаршество. Митрополит Киевский и Галицкий (1918). Почетный председатель Высшего временного церковного управления Юго-Востока России (1919). С 1920 г. в эмиграции. Возглавил Высшее церковное управление за границей. Председатель Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора (1921). В 1934 г. запрешен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) . Умер в г. Сремски-Карловци (Югославия). Антонин (Грановский Александр Андреевич) (1865–1927) – архиерей Российской Православной Церкви, деятель «обновленческого» раскола. Родился в Полтавской губ. в семье диакона. Окончил Киевскую духовную академию (1891). Магистр богословия (1902). В 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. Участвовал в Религиозно-философских собраниях (1901–1903). В 1908 г. уволен на покой по личному распоряжению императора. В 1913 г. назначен на Владикавказскую и Моздокскую кафедру. В 1917 г. вновь уволен на покой по болезни. В 1922 г. примкнул к группе «прогрессивного духовенства», став председателем обновленческого Высшего церковного управления. В августе 1922 г. принял титул «митрополит Московский и всея России». Тогда же возглавил образованный им «Союз церковного возрождения». В сентябре 1922 г. вышел из состава ВЦУ, однако в октябре того же года вернулся на пост председателя после реорганизации обновленческого ВЦУ на коалиционных началах. Почетный председатель I обновленческого собора (1923). В июне 1923 г. освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зарубежный Синод полагал, что в Русской Церкви сохраняются условия, о которых говорилось в постановление Священного Синода и Высшего Церковного Совета в Москве от 7(20) ноября 1920 г. 362). Это постановление предусматривало, что в случае, если обстоятельства войны или изменение государственных границ приведут к потере связи между высшим церковным управлением в Москве и какими-то епархиями, либо же если само высшее церковное управление во главе с Патриархом «почему-либо прекратит свою деятельность», правящие архиереи этих епархий могут организовать временные органы высшей церковной власти . Проще говоря, постановление от 7(20) ноября 1920 г. предполагало, что в экстраординарных условиях войны или гонений на Церковь епархии могут временно перейти на самоуправление. С точки зрения Зарубежной Церкви в 1927 г. имела место именно такая ситуация. Законный Местоблюститель находился в ссылке и не имел возможности исполнять свои обязанности. Легитимных органов высшего церковного управления в Советском Союзе (по мнению РПЦЗ) не существовало. При этом отсутствовала и регулярная связь между Москвой и зарубежной частью Русской Церкви. Потому РПЦЗ считала вполне допустимым и даже необходимым существование заграничных органов церковного управления. Зарубежные архиереи были готовы дать ответ о своих действиях, но только перед свободно созванным Собором Русской Церкви. До того же времени, пока не появится возможность созвать такой Собор, РПЦЗ считала себя находящейся в состоянии «самоуправления». Особо подчеркнем, что РПЦЗ не провозглашала себя автокефальной Церковью и не делала заявлений об отделении от Русской Церкви как таковой. Речь шла о вынужденном разрыве общения с церковной властью в Москве, которую за рубежом считали нелегитимной. Предполагалось, что такое «самоуправление» РПЦЗ продлится до тех пор, пока в России не будет свергнут большевистский режим. Кроме того, РПЦЗ всегда подчеркивала, что сохраняет связь с «правой оппозицией» (т.е. оппонентами митр. Сергия из числа епископов и духовенства, находившихся в СССР и подвергавшихся гонениям). За рубежом считали, что именно представители «правой оппозиции» являются подлинным голосом гонимой Русской Церкви.

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

Митрополит Сергий квалифицировал Архиерейский Синод в Сремских Карловцах как «самочинное сборище» и последовательно требовал его роспуска. В 1934 году руководимый митрополитом Сергием Синод запретил в священнослужении восемь архиереев, состоявших в РПЦЗ. При чем мотивировалось это решение каноническими правилами, в которых говорилось о недопустимости самочинного отделения от общения с законным Священноначалием. Но РПЦЗ понимала ситуацию принципиально иначе. Зарубежные архиереи не считали митрополита Сергия и руководимый им Синод законной высшей церковной властью. Легитимным Первоиерархом Русской Церкви РПЦЗ считала только Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского), находившегося в ссылке. Зарубежный Синод полагал, что в Русской Церкви сохраняются условия, о которых говорилось в постановлении Священного Синода и Высшего Церковного Совета в Москве от 7(20) ноября 1920 года 362). Это постановление предусматривало, что в случае, если обстоятельства войны или изменение государственных границ приведут к потере связи между Высшим Церковным Управлением в Москве и какими-то епархиями, либо же если само Высшее Церковное Управление во главе с Патриархом «почему-либо прекратит свою деятельность», правящие архиереи этих епархий могут организовать временные органы высшей церковной Проще говоря, постановление от 7(20) ноября 1920 года предполагало, что в экстраординарных условиях войны или гонений на Церковь епархии могут временно перейти на самоуправление. С точки зрения Зарубежной Церкви в 1927 году имела место именно такая ситуация. Законный Местоблюститель находился в ссылке и не имел возможности исполнять свои обязанности. Легитимных органов Высшего Церковного Управления в Советском Союзе (по мнению РПЦЗ) не существовало. При этом отсутствовала и регулярная связь между Москвой и зарубежной частью Русской Церкви. Потому РПЦЗ считала вполне допустимым и даже необходимым существование заграничных органов церковного управления. Зарубежные архиереи были готовы дать ответ о своих действиях, но только перед свободно созванным Собором Русской Церкви. До того же времени, пока не появится возможность созвать такой Собор, РПЦЗ считала себя находящейся в состоянии «самоуправления».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5889685...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010