Тогда же ВВЦУ сообщило об этом официально. Поводом для официального заявления стал рапорт приходского совета православного прихода в Ницце от 1 сентября 1920 года. Приход просил ответить на следующие вопросы: «1. Включает ли Высшее Церковное Управление в круг своего ведения православные церкви за границей и, в частности, те из них, которые находятся во Франции? 2. Может ли Управление утвердить хотя бы в виде временной меры некоторые отступления от нового приходского устава 1918 года? 3. К кому надлежит обращаться в случаях, требующих решения епископской власти – в Управление в Крыму, к кому-либо из иерархов, находящихся за границей и к кому именно или следует выжидать возобновления сношения с Петроградом и Москвой?» Высшее Церковное Управление 14 октября 1920 года ответило следующим образом: «1. Разъяснить, что все русские церкви за границей, в том числе и находящиеся во Франции, Высшее Церковное Управление считает в своем подчинении, впредь до установления связи со Святейшим Патриархом Московским и всея России. 2. Высшее Церковное Управление вправе изменять приходской устав, что оно уже и делало». На третий вопрос ВВЦУ ответило следующим образом: «Заграничные церкви Высшим Церковным Управлением подчинены ближайшему ведению архиепископа Евлогия, находящегося в Сербии» . Как видно из данного письма, архиепископу Евлогию поручались все заграничные русские церкви, причем не оговаривалось, что его полномочия ограничены Западной Европой. По-видимому, вопрос на заседании действительно ставился именно так. Об этом свидетельствует и журнал протоколов ВВЦУ, где под 687 от 15 октября 1920 года значится «Протокол о назначении заведующим русскими заграничными [церквами] архиепископа Житомирского и Винницкого Евлогия» . Как видим, здесь тоже говорится обо всех зарубежных приходах, а не только о приходах в Западной Европе. Итак, напрашивается вывод, что первоначально архиепископу Евлогию поручались все зарубежные приходы Российской Церкви. Конечно, такая формулировка не подразумевала, что архиепископу Евлогию будет передана вся церковная власть за пределами России; подразумевалось, что он возьмет на себя только власть над приходами, которые находились вне ведения епархий и миссий, то есть только тех приходов, которые до этого находились в ведении Петроградского митрополита. А власть последнего не ограничивалась Европой. Именно так понял назначение архиепископа Евлогия и сам митрополит Вениамин Петроградский, который в своем письме также не ограничивал права архиепископа Евлогия Западной Европой, а говорил о зарубежных приходах вообще , то есть приходах, которые не входили в состав епархий или миссий. Однако на это различие в 1920 году не обратили особого внимания. Причина этого была, по-видимому, в том, что вне Европы отдельных приходов, не подчиненных какой-либо епархии или миссии, было не так уж много.

http://pravoslavie.ru/arhiv/32824.htm

К стр. 67 – ...Англию, сыны которой бок о бок сражаются с нашими войсками... – в своей внешнеполитической деятельности лидеры Белого движения, А. И. Деникин и А. В. Колчак, делали ставку на союзнические взаимоотношения со странами Антанты – Англией, Францией, позднее – с США и Японией. Несмотря на очевидную двойственность британской политики и расхождения во взглядах между У. Черчиллем и Д. Ллойд Джорджем, белые стремились к выполнению обязательств, принятых русским правительством перед Антантой в годы Первой мировой войны и ожидали поддержки со стороны западных стран против большевиков в деле восстановления в России законного порядка и ее территориальной целостности. 3 декабря 1917 г. конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран приняла решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области. К стр. 70 – . ..Высшего церковного управления в Сибири... – ВВЦУ Сибири было сформировано на сибирском Соборном церковном совещании, прошедшем 14 ноября – 3 декабря 1918 г. в Томске, в котором участвовали представители епархий, находящихся под властью правительства адмирала А. В. Колчака. Причиной создания самостоятельного органа церковного управления стало отсутствие связи с Патриархом Московским Тихоном. Полномочия ВВЦУ Сибири имело лишь до восстановления прерванной Гражданской войной связи с Патриархом. В управление вошли архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора П. А. Прокошев и Л. И. Писарев , главой управления был избран архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) . В соответствии с постановлением правительства адмирала Колчака от 28 марта 1919 г. ВВЦУ Сибири было признано временным высшим представительным органом Православной Церкви. По настоянию адмирала Колчака его местонахождение было определено в Омске. (Скворцов Г. В. Высшее временное церковное управление Сибири//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 84–85.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весной 1922 г. владыка Евлогий получил указ из Москвы от 17/30 января подписанный членом Священного Синода архиепископом Евсевием о возведении его, по благословению патриарха, в сан митрополита. Полагаю, что это было подготовительным действием к будущим мероприятиям, разрабатывавшимся в большевицких учреждениях, все более давивших на патриарха Тихона и стеснявших его деятельность. Можно себе представить, какое волнение и негодование вызвал у Ленина решительный голос свободной Русской Церкви, обращенный к иностранным государствам перед той конференцией, на которой поработители России мечтали заседать с представителями свободных государств. Приводим это послание: «Народы Европы! Народы Мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу, народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевизм – этот культ убийства, грабежа и богохульства, из России и всего Мира. 2 Пожалейте русских беженцев, которые за свой патриотический подвиг обречены среди вас на голод и холод, на самые черные работы, которые принуждены забывать все, чему учились и быть лишенными даже таких удобств жизни, которые доступны последнему неграмотному чернорабочему. Они в лице доброй своей половины офицеров, генералов и солдат готовы взяться за оружие и идти походом в Россию, чтобы выручить ее из цепей постыдного рабства разбойников. Помогите им осуществить свой патриотический долг, не дайте погибнуть вашей верной союзнице – России, которая никогда не забывала своих друзей и от души прощала тех, кто временно был ее врагом. Если поможете восстановиться исторической России, то скоро исчезнут те, пока не разрешимые, политические и экономические затруднения, которые по всему миру сделали жизнь столь тяжелой; тогда возвратится на землю «желанный для всех людей мир» ( Ефес.8,13 )». В первых числах июня 1922 г. митр. Евлогий получил из Москвы указ Священного Синода, которым осуждалось «Обращение», упразднялось Высшее Церковное Управление, а управление русскими заграничными приходами возлагалось на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Калинина и наконец уже стала просить на все сделанное благословения Святейшего Патриарха, обещая не мешать патриаршему заместителю в исполнении своих обязанностей. Таким образом, самочинный характер деяния становится очевидным. Очевидна и цель обращения к патриарху означенной группы, считающей Святейшего Патриарха с 12 мая отрекшимся от патриаршей власти и потому не имеющим уже формально права на какие-либо церковные распоряжения. Группа желала подвести канонические основания под свои действия хотя бы задним числом. Поэтому она «сыновне» испрашивает разрешения на объявленное самочинно Высшее Церковное Управление, обещает не препятствовать патриаршему заместителю в исполнении своих обязанностей. Между тем, патриарх для означенной группы в данный момент уже не существовал и распоряжения его не могли иметь самодовлеющей канонической силы; к патриаршему заместителю, имеющему для группы в данный момент значение канонического представителя церковной власти, группа по означенному вопросу не желала обратиться, несмотря на полную возможность, по близости расстояния до Ярославля, в короткое время сделать это. Ясно, что группа преследовала своеобразные цели, далекие от канонических путей церковной жизни, и методом своих действий избрала обман как в отношении Святейшего Патриарха, так и его заместителя. Патриаршее благословение для группы было излишним, а обещание свое относительно патриаршего заместителя она не имела намерений исполнять, так как не желала теперь уже с ним сноситься. На подобные неканонические действия группы Святейший Патриарх мог бы ответить каноническим запрещением (как полноправный носитель церковной власти до фактической передачи ее митрополиту Агафангелу). Но, стремясь найти мирный исход из создавшегося положения, не подозревая обмана и желая считать группу действующей в целях церковного блага, Святейший Патриарх в своей ответной резолюции на докладную записку канонически корректировал деяние группы, дав ей возможность законным путем приложить свои силы к благоустроению церковной жизни: «Поручается поименованным ниже лицам принять и передать высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу, по приезде его в Москву, синодские дела при участии секретаря Нумерова, а по Московской епархии преосвященному Иннокентию, епископу Клинскому, а до его приезда, временно, преосвященному Леониду, епископу Верненскому, при участии столоначальника Невского.

http://pravoslavie.ru/32634.html

На подготовительном этапе к созыву Ставропольского Собора было решено руководствоваться Уставом Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов, сформировать состав и структуру (президиум, совет Собора, особое епископское совещание, отделы, комиссии, канцелярию), регламент и порядок принятия решений по его образцу с поправкой лишь на масштабы ЮВРЦС. Положение о Юго-Восточном Соборе, включающее в себя всего семь пунктов с приложением по материальному обеспечению, было единственным документом, составленным в тех условиях 14 . ЮВРЦС усвоил себе и созданную Поместным Собором двойную структуру — общее собрание и архиерейское совещание. Правом решающего голоса на пленарных заседаниях обладали не только архиереи, но также священники и диаконы. Епископское совещание в течение суток рассматривало все постановления Собора и могло опротестовать любое из них. Если же постановления Собора не вызывали возражений совещания епископов, такое постановление считалось вступившим в силу. Предсоборная комиссия Юго-Восточного Собора апеллировала к практике Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов, что в полной мере проявилось и на пленарных заседаниях: во всех спорных случаях, возникающих в ходе принятия решений, спорящие стороны выясняли практику Всероссийского Поместного Собора. Дошедшие до наших дней документы ЮВРЦС содержат 89 упоминаний последнего. Большинство из них представляют собой ссылки на его практику, Устав или определения. На втором заседании Ставропольского Собора было одобрено обращение группы его членов к присутству­ющим членам Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов с просьбой сделать сообщения о его работе, что мотивировалось следующим образом: «Эти сообщения способствовали бы установлению внутренней связи между работой Юго-Восточного и Поместного Соборов» 15 . Труды не пропали зря Главное деяние Юго-Восточного Собора — учреждение высшей церковной власти — произошло согласно постановлению Всероссийского Поместного Собора об учреждении Высшего церковного управления. На Юге был создан подобный институт, пусть и временный. Особое внимание при этом обращалось на то, что его устройство «необходимо привести в строгое соответствие с конструкцией церковных учреждений, установленных Всероссийским Поместным Собором» 16 .

http://e-vestnik.ru/history/grazhdanskay...

Собор наделил ВВЦУ ЮВР всей полнотой церковной власти (кроме награждения архиереев) впредь до восстановления связи с Патриархом свт. Тихоном, когда ВВЦУ ЮВР должно было немедленно сложить свои полномочия и самораспуститься. Власть ВВЦУ ЮВР распространялась «на все области России по мере освобождения их Вооруженными Силами Юга России». Председатель имел право опротестовать любое решение ВВЦУ ЮВР, если считал его не отвечающим благу Церкви. В таком случае дело должно было быть отложено до рассмотрения его Патриархом или Поместным Собором. Собор указал, что «местопребывание ВВЦУ ЮВР определяется самим ВВЦУ ЮВР по согласованию с Главнокомандующим». Председателем ВВЦУ ЮВР был избран архиеп. Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) стал товарищем председателя, членами - еп. Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), прот. А. Рождественский, протопр. Г. Шавельский, проф. Верховской, гр. Мусин-Пушкин. Утверждая состав ВВЦУ ЮВР из 3 архиереев и 4 представителей от духовенства и мирян (по 2 чел.), Собор ориентировался на Высшее Временное Церковное Управление Сибири , об организации к-рого члены Собора знали из газетных публикаций. Кроме того, были избраны кандидатами: епископы Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский), протоиереи В. Лаванов и Г. Ломако, проф. Н. М. Абрамов и гр. П. Н. Апраксин. Офиц. открытие ВВЦУ ЮВР состоялось 5 июня 1919 г. в войсковом соборе Екатеринодара после торжественного богослужения. Первыми распоряжениями новоучрежденного органа стали акты об открытии и о начале деятельности ВВЦУ ЮВР и об установлении молитвенного поминовения адмирала Александра Колчака на великом входе , на великой и сугубой ектениях и в многолетии (30 мая 1919 Деникин признал адмирала Колчака Верховным Правителем России). С течением времени состав ВВЦУ ЮВР изменялся. В кон. августа из галицийского плена вернулся митр.

http://pravenc.ru/text/Временного ...

В 1918-1919 гг. ВВЦУ Сибири совместно с правительством провело в Сибири обновление органов местной власти на основе церковного прихода, руководимого советом из духовенства и мирян во главе с избранным председателем. В мае 1919 г. по примеру сибир. ВВЦУ в Ставрополе на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе было сформировано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России . В кон. 1919 г., со вступлением в Омск частей Красной Армии, ВВЦУ переместилось в Иркутск и действовало здесь до 20 янв. 1920 г. После разгрома войск Колчака нек-рым членам ВВЦУ Сибири удалось эмигрировать в Шанхай и Харбин (впосл. они вошли в Русскую Православную Церковь за рубежом ). Архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) были арестованы в февр. 1920 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) «за соучастие в преступлениях белогвардейцев» и приговорены к расстрелу. 26 февр. архиеп. Сильвестр был убит, а архиеп. Вениамин и еп. Андрей выступили с заявлением о лояльности к советской власти. Еп. Андрей был освобожден из-под стражи и направлен в Уфу, архиеп. Вениамин вернулся в Симбирск. К этому времени была восстановлена связь сибир. епархий с Патриархом свт. Тихоном, что по Уставу ВВЦУ Сибири означало прекращение его деятельности. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-140. Оп. 1. Д. 1-20. Ист.: Сибирская жизнь. 1918. Нояб.-дек.; ЖМП, 1931-1935. С. 21. Лит.: Эйнгорн И. Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982; Иванов В. Н. Огни в тумане. М., 1991; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2; Томская старина. 1995. 9; Исаков С. А. , Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биогр. словарь, 1834-2002. Томск, 1996; Профессора Томского ун-та: Биогр. словарь. Вып. 1. 1888-1917. Томск, 1996; Цыпин В. , прот. Рус. Церковь (1917-1925). М., 1996. С. 115-157; Кашеваров А. Н. Церковь и власть: РПЦ в первые годы Советской власти. СПб., 1999. С. 105-134; он же. Временные церк. управления на территориях, занятых белыми//Русская Церковь, ХХ в.: Мат-лы конф. «История РПЦ в ХХ в. (1917-1933) в г. Сентендре (Венгрия) 13-16 нояб. 2001 г. Мюнхен, 2002. Кн. 1. С. 70-92.

http://pravenc.ru/text/161101.html

В феврале 1917 года в России разразилась революция. Одновременно с этим, Русская Православная Церковь начала подготовку к Поместному Собору, который и открылся в Москве 28 августа, в день Успения Божией Матери. Представлять РДМ на Соборе прибыл из Александрии архимандрит Леонид, оставив исполнять должность начальника Миссии иеромонаха Мелетия. Осенью 1918 года в Москве архимандрит Леонид скончался. В 1919 году в Иерусалим из Египта возвратились члены Миссии и монашествующие. Из-за революции и гражданской войны связь с Россией полностью прекратилась, а из-за отсутствия дальнейшего российского финансирования Миссии заботу о ней взяли на себя временное русское церковное управление и отдельные эмигранты. К тому времени произошли большие изменения на политической карте Ближнего Востока. Германия, а вместе с ней и Турция, потерпели поражение в войне; принадлежавшие Оттоманской Порте области были от нее отторгнуты, и некоторые из них были переданы державам-победительницам как мандатные территории Палестину получила Англия и, согласно 13-й статье Мандатного Декрета, покровительство над всеми святыми местами было передано Англии В 1920 году в Константинополе образовалось Высшее Церковное управление во главе с митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким), и Русская Духовная Миссия ему подчинилась. На втором заседании Высшего Церковного Управления в Константинополе 29 ноября 1920 года возник вопрос о необходимости принятия срочных мер для упорядочения дел РДМ в Иерусалиме. Ввиду кончины в 1918 году начальника Миссии архимандрита Леонида (Сенцова), Миссия осталась без главы и была обременена множеством долгов. Долги накопились вследствие покупки перед Первой мировой войной недвижимого имущества, которое приобреталось в надежде на приток богомольцев и пожертвований из России. Член Миссии Апостолиди Констанда из Иерусалима сообщил Высшему Церковному Управлению, что дела Миссии находятся в катастрофическом положении Высшее Церковное Управление назначило временно исполняющим обязанности Начальника Миссии ее члена иеромонаха Мелетия и попросило Патриарха Иерусалимского о возведении его в сан игумена. Отцу Мелетию были даны руководящие указания об упорядочении дел. Однако вскоре, на основании письменных донесений игумена Мелетия, испанского консула, который представлял русские интересы в Иерусалиме, и других лиц, выяснилось, что положение крайне тяжелое и требуется принятие срочных мер для спасения Миссии.

http://sedmitza.ru/text/395439.html

В эмиграции возглавил Высшее Церковное Управление Заграницей. С февр.—марта 1921 обосновался в г. Сремски-Карловцы. Митр. Антоний принимал участие в работе Съезда Хозяйственного Восстановления России, Рейхенгалль, Бавария, 16 (29) мая — 23 мая (6 июня) 1921 (Съезд в Рейхенгалле), был избран почетным председателем Съезда. По окончании работ Съезда во главе депутации посетил вдовствующую Императрицу Марию Федоровну, которой по поручению Съезда была передана просьба собрать Романовский Совет для избрания временного блюстителя Престола. В нояб. 1921 был председателем Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора, в ходе работы которого были составлены послания к Генуэзской конференции и к чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим о восстановлении в России монархии с Царем из Дома Романовых. 5 мая 1922 указом Святейшего Патриарха Тихона возглавляемое митр. Антонием Всезаграничное Высшее Церковное Управление было упразднено и подтверждены канонические права митр. Евлогия (Георгиевского) на управление православными русскими приходами в Западной Европе. В теч. 15 лет митр. Антоний был председателем Собора архиереев и архиерейского Синода РПЦЗ. Носил титул «Блаженнейший». Личной трагедией для митр. Антония была необходимость борьбы с бывшими учениками: митр. Сергием (Страгородским) в Москве и митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже. 22 июня 1934 Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) своим постановлением запретил митр. Антония в священнослужении. Владыка Антоний мужественно выступал против сатанинских учений иудаизма и масонства. Подписало Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация, а нераскаявшиеся члены ее подлежали отлучению от Церкви. На запрос судьи Бернского процесса в Сионских протоколах ответил: «Смысл и направления Протоколов Сионских мудрецов во многих отношениях соответствуют учению и мировоззрению мирового еврейства… Линия поведения соответствующего направления имеется в руководящих кругах мирового еврейства, и, как собственно показала русская революция, действия и устремления еврейства часто вполне соответствуют содержанию так называемых Протоколов Сионских мудрецов».

http://lib.cerkov.ru/authors/340

Высшее Церковное Управление Юга России после своей эвакуации в Турцию (на первом же своем заседании, 6 ноября, сразу по прибытии в Константинополь эвакуированной из Крыма Армии генерала Врангеля) обратилось к Местоблюстителю Константинопольского Патриаршего Престола за благословением на свою деятельность. Вопрос получил положительное разрешение. Местоблюститель издал указ 9084 от 2 декабря 1920 года) об учреждении Эпитропии — Временного высшего русского церковного управления за границей — под председательством митрополита Антония (Храповицкого). Эпитропия находилась в каноническом ведении Константинопольской Патриархии, сохранявшей за собой все судебные прерогативы. Этот указ предоставлял русским архиереям полномочия для регулирования церковных дел эмигрантов. Высшее Церковное управление информировало Вселенскую Патриархию о своей деятельности в течение всего «константинопольского» периода. 12 мая 1921 года состоялось последнее «константинопольское» заседание ВРЦУЗ; в том же месяце оно переехало в Сремски Карловцы (Королевство сербов, хорватов и словенцев). К началу Второй мировой войны административная самостоятельность Русской Православной Церкви за границей была фактически признана всеми Поместными Православными Церквами, кроме греческих, так как с 1922 года они считали, что вся православная диаспора должна подчиняться Константинопольскому Патриарху. Конечно, когда 17 февраля 1931 года в результате действий митрополита Евлогия Западно-Европейская Русская епархия перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, это осложнило взаимоотношения РПЦЗ с Константинополем. В 1935 году благодаря усилиям Сербского Патриарха Варнавы была предпринята попытка объединения РПЦЗ с американской и западно-европейской юрисдикциями, и одним из «камней преткновения» как раз стало нежелание митрополита Евлогия отказываться от подчинения Константинопольскому Патриарху. Безусловно, это было сделано митрополитом Евлогием, скажем так, в целях сохранить свое личное влияние и положение.     Митрополит Антоний (Храповицкий) и П.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=186117

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010