Глава Аргентинской и Южноамериканской епархии Московского Патриархата митрополит Платон 24 февраля совершил освящение первого православного храма в крупнейшем городе Боливии Ла-Пасе. Владыка совершил Божественную литургию и крещение и даже обвенчал наших соотечественников. Владыка отметил огромную роль посольства Российской Федерации в Боливии в сооружении храма. Как сообщил посол в Боливии Владимир Куликов, идея воздвигнуть храм возникла давно. На нее откликнулась наша соотечественница архитектор Лариса Кособлик, проживающая в Боливии со своим мужем-боливийцем Хавьером. " Три года ушло на труды по сбору средств на сооружение храма, который мы сразу же решили назвать в честь Пресвятой Троицы, – сказал российский посол. – Всего было не менее 50 пожертвователей из числа сотрудников нашего дипкорпуса и наших соотечественников, которые вложили свои средства и приняли участие в строительстве храма в иной форме». Российский дипломат рассказал, что поначалу все подумывали о маленькой часовенке, но затем дружно решили, что быть храму. Он отмечает, что их поддержал Московский Патриархат, в частности, епископ Марк. В Сергиевом Посаде был изготовлен иконостас и доставлен в Боливию . На Украине священник с общиной перешел из раскола в лоно канонической Православной Церкви Епископ Кременчугский и Хорольский Евлогий совершил чин принятия через покаяние в лоно канонической Украинской Православной Церкви настоятеля Свято-Успенского храма священника Александра Яресько, а также членов окормляемой им общины, что в селе Великие Крынки Глобинского района Полтавской области. До этого священник и верующие села находились в юрисдикции епископа Агафангела (Пашковского). После 17 мая 2007 года епископ Агафангел ушел в раскол, организовав под своим началом так называемое Временное Высшее Церковное Управление, в связи с чем Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви издал указ о запрещении епископа в служении впредь до его раскаяния . Отрадно видеть, как процесс уврачевания того разделения, которое внесли в Русскую Церковь большевики, продолжается и ныне, несмотря на то, что некоторые люди пытались и пытаются препятствовать этому делу Божиему, смущая верующих и увлекая их в расколы. Даст Бог, это не последняя община, которая сможет найти в себе мужество покаяться в грехе раскола и войти в Церковь Христову.

http://pravoslavie.ru/5076.html

Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), товарищами председателя - архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), протопр. Г. Шавельский и кн. Г. Трубецкой. В состав Собора вошли 11 архиереев (митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископы Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский)), протопр. Г. Шавельский, 11 протоиереев, 10 священников, 1 монах, 2 мирянина. По предложению руководителя редакционной комиссии П. В. Верховского Собор усвоил себе наименование «Юго-восточный русский церковный собор» вместо определенного Предсоборной комиссией «Южно-Русский Поместный Церковный Собор». В заседаниях первого дня принял участие ген. Деникин, а также генералы и офицеры его штаба. В ходе работы Собора был рассмотрен и утвержден проект «Положения о ВВЦУ ЮВР», принято решение о преобразовании бывш. Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии в Ростовскую и Таганрогскую епархию, Кубанского вик-ства Ставропольской епархии и Сухумского вик-ства Черноморской епархии в самостоятельные епархии, ввиду того что соответствующие викарии давно управляли своими вик-ствами самостоятельно при участии епархиальных советов. Обсуждались также вопросы о приходах (способы оживления и организации церковноприходской жизни), о духовных учебных заведениях, о церковной дисциплине и др. (в частности, предсоборная комиссия предлагала к рассмотрению вопросы об отношении большевиков к Церкви, о положении священников-беженцев и привлечении их к пастырским трудам и др.).

http://pravenc.ru/text/155428.html

Духовник – кто это? //Фома. - – С.26. - (рубрика «Тема номера: Зачем нужны священники»). Священство и брак . Фото «Семья священника» из фондов села Соколово Алтайского края. Электронная библиотека по истории Алтая//Фома. - – С.27. - (рубрика «Тема номера: Зачем нужны священники»). Иерархия духовенства . Ил.: Диакон. Святой диакон Аифраил Персидский; Протоиерей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский; Иеромонах. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни; Епископ. Святитель Митрофан Воронежский; Патриарх. Святитель Тихон, патриарх Московский//Фома. - – С.32-33. - (рубрика «Тема номера: Зачем нужны священники»). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.34-45. (на закладке – фото Льва Чеснова) Ортодоксия: Таинство – это жест любви Бога к человеку . Автор статьи - Алексей Щукин . В оформлении использованы материалы сайта sofrino.ru//Фома. - – 2005. - С.36-39. - (рубрика « Ортодоксия »). Имеются краткие информационные врезки, посвященные Таинствам Православной Церкви: « Крещение …» (С.36), « Миропомазание …» (С.37), « Исповедь …» (С.37), « Причащение …» (С.38), « Брак …» (С.38), « Елеосвящение …» (С.39), « Священство …» (С.39). Мир Библии: Роман Маханьков . Зачем Христу родословная . (Ответ на письмо читателя)//Фома. - – 2005. - С.40-42. – (рубрика « Мир Библии »). Информационные врезки к теме: Откуда взялись колена Израиля. Ил.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Переселение Иакова с семейством в Египет. 1860//Фома. - – 2005. – С.40. – (рубрика « Мир Библии »). О царе Давиде . Ил.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Победа Давида над Галиафом. 1860//Фома. - – 2005. – С.41. – (рубрика « Мир Библии »). Пророчество о семени Авраама . Ил.: Юлиус Шнор фон Каросфельд. Мелхиседек благословляет Авраама//Фома. - – 2005. – С.42. – (рубрика « Мир Библии »). Лики: Священномученик Сильвестр ( Ольшевский ), архиепископ Омский и Павлодарский (1860-1920)//Фома. - – 2005. – С.43. – (рубрика « Лики »). С 1915 года – глава Омской и Павлодарской епархии. Горячо любим паствой. В 1918 году, когда большевики попытались арестовать епископа, по Омску прокатились волнения. С ноября 1918 года, когда власть в городе, перешла в руки белой армии, возглавил Высшее временное церковное управление Сибири, в январе 1919 привел к присяге Александра Колчака как Верховного правителя России. При отступлении белых остался в вверенной ему епархии. Арестован красными. После двух месяцев истязаний, 26 февраля 1920 года, не добившись «покаяния», архиепископа Сильвестра распяли гвоздями на полу и закололи раскаленным шомполом в сердце.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-26-m...

Имел много духовных чад, в т. ч. из образованных людей, к-рых привлекал своей глубокой начитанностью и остротой рассуждений по самым разным предметам. С простыми людьми говорил на их языке, часто употребляя придуманные им самим остроумные поговорки, разыгрывал действия с использованием фигурок животных, с которыми «беседовал» о проблемах приходящих к нему, что многие истолковывали как юродство. Давал духовные наставления многочисленным паломникам, помогал болящим молитвами. Часто к Н. обращались за помощью при недуге пьянства. Все, что ему приносили, Н. раздавал нуждавшимся. В Светлую седмицу ходил в свободное от служб время по богадельням, больницам и тюрьмам с пасхальными подарками, полученными им от состоятельных горожан. Был любим детьми, к-рые встречали его радостными возгласами: «Маленький батюшка! Маленький батюшка идет!», а он благословлял их и одаривал конфетами. В 1918 г. Н. ушел в затвор, жил в Николо-Тихоновском скиту или в Киновии. В нач. 20-х гг. возведен в сан игумена, затем архимандрита; был настоятелем монашеского скита. В июне 1922 г. за отказ признать обновленческое Высшее церковное управление был арестован Саратовский еп. Досифей (Протопопов ; впосл. архиепископ). Временно управлявший Саратовской епархией викарный Вольский еп. Иов (Рогожин), опасаясь репрессий со стороны властей, в июле того же года выехал из Саратова в Ставропольскую епархию, где занял викарную Пятигорскую кафедру. Борьбу с обновленчеством в епархии возглавлял общегородской церковный совет при кафедральном Александро-Невском соборе Саратова, к-рый продолжал действовать даже после захвата самого храма обновленцами. Церковный совет считал необходимым скорейшее рукоположение новых правосл. епископов. Были выбраны кандидаты - настоятель храма при саратовском Крестовоздвиженском женском мон-ре вдовый свящ. Павел Соколов (см. Петр (Соколов) , архиеп.) и Н., хотя в его отношении нек-рые члены церковного совета высказывали сомнения: «О. Николай был человек замечательный, имел славу прозорливца, к нему многие обращались за советами по разным жизненным вопросам...

http://pravenc.ru/text/2566004.html

Кроме молитвы Иисусовой, старец имел еще дар самоукоренения. Некоторым странной казалась его привычка что-то потихоньку говорить. Иные думали, уж не осуждает ли он кого-либо. Оказывается, батюшка постоянно охаивал себя. А ночью часто у него происходила целая война с самим собой. В полночь, приводя к итогу пережитое днем, он так себя обличал: «Откажись от игуменства, на что ты похож: слепой, глухой, беспамятный, забыл даже своего брата, какой же ты игумен, откажись, откажись...» При этом он часто пускал в ход четки, изрядно ударяя ими себя. Старец не получил законченного образования, но путем чтения святоотеческих творений, общения с учеными людьми, а еще более христианским воспитанием ума и сердца достиг большого духовного опыта и богословских познаний. Он отличался любознательностью, доказательством чего служит оставшаяся после него библиотека, а также изданные им книги. На монашеский съезд в Троице-Сергиевой лавре старец Герман был командирован в качестве представителя от Московской епархии. Духовный опыт отца Германа ценил и Святейший Синод. При так называемых афонских спорах об имени Иисусовом Высшее Церковное Управление запрашивало письменно старца дать свое суждение, и он отвечал, что молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью, что и сделал митрополит Макарий. «Иметь общение с отцом Германом было великим счастьем и утешением, – вспоминал епископ Арсений (Жадановский) . – Какое-то спокойствие водворялось в душе при беседе со старцем. Хотелось все откровенно ему говорить, а главное, бодрствовать духовно; дурное, греховное отходило в сторону, высокие святые намерения и чувства переполняли ум и сердце. Особенную приятность доставляло совместное с батюшкой путешествие. Благодатный мир, царивший в нем, выступал тогда наружу и обвеивал спутника. Никогда не забуду нашу поездку в брянские леса по предложению его духовного сына Д. А. О. осмотреть принадлежащее ему имение для устройства женской обители. Забрались мы в самые глухие места, где по полотну железной дороги, временно устроенной с целью эксплуатации леса, пришлось нам катить на дрезине верст двадцать к месту назначения. Батюшка благодушествовал, и я с ним. По приезде мы все осмотрели кругом, облюбовали близ речки красивый бугорок, пропели здесь тропарь Успению и благополучно возвратились домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Надо учесть, что после падения Оттоманской империи, в результате первой мировой войны, Константинопольская Патриархия, оказавшись в новых условиях стала расширительно толковать 28-ое правило 4-го Вселенского Собора: она заняла позицию, что все другие поместные церкви не имеют права действовать в т.н. Более того, Константинопольская Патриархия разрешая окормление русской диаспоры, как бы распоряжалась на территории других поместных церквей. В продолжение этого курса Константинопольской Патриархией в 1922 году была учреждена Фиатирская митрополия (для Англии), а также экзархат Западной и Центральной Европы. В 1923 и 1924 году Константинопольская Патриархия дважды заявляла, что митрополиту Евлогию не канонично управлять русскими церквами в Западной 30 апреля 1924 года Синод Константинопольского Патриархата принял решение: о запрещении в священнослужении русских архиепископов Анастасия и Александра, находящихся в о непосредственном подчинении Константинопольской Патриархии русских клириков в Турции и о том, чтобы сообщить патриарху сербскому, что находящиеся на его канонической территории русские епископы не имеют права окормлять русское Однако Сербская Православная Церковь, по иному видела положения русских епископов. В ответе Архиерейского Собора Сербской Церкви константинопольскому патриарху, от 9 дек. 1924 года, говорится: Св. архиерейский собор, как верховная власть в области автокефальной соединенной Сербской церкви, когда на своем заседании от 18/31 августа 1921 г. (no. Арх. соб. 31) по прошению Высокопреосвященнейшего Господина Антония Митрополита Киевского и Галицкого, дал согласие на то, чтобы на территории его области для осуществления церковного управления над русскими колониями и беженцами было организовано Высшее церковное управление из русских архиереев, выполнил, как он с духовным удовлетворением может констатировать, свой апостольский долг, приняв таким образом временно под свое покровительство русских беженцев, которые в силу обстоятельств оказались в его духовной области, с разрешения государственной власти, и соизволив, чтобы ими духовно управляли их священники и архиереи, которые всего лучше знают их духовные потребности и церковью освященные обычаи, а по своему основанному на канонах праву устраивать в области своей автокефалии церковную власть по своему свободному решению "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

«Народы Европы! Народы Мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу, народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевизм 1 – этот культ убийства, грабежа и богохульства из России и всего мира. Пожалейте бедных русских беженцев, которые за свой патриотический подвиг обречены среди вас на голод и холод, на самые черные работы, которые принуждены забывать все, чему учились и быть лишенными даже таких необходимых удобств жизни, которые доступны последнему неграмотному чернорабочему. Они в лице доброй своей половины офицеров, генералов и солдат готовы взяться за оружие и итти походом в Россию, чтобы выручить ее из цепей постыдного рабства разбойников. Помогите им осуществить свой патриотический долг , не дайте погибнуть вашей верной союзнице – России, которая никогда не забывала своих друзей и от души прощала тех, кто временно был ея врагом. Если поможете возстановиться исторической России, то скоро исчезнут те, пока не разрешимые политические и экономические затруднения, которые по всему миру сделали жизнь столь тяжелой; тогда только возвратится на землю «желанный для всех людей мир» ( Ефес. 8, 13 )». Обращение это опубликовано было в издающейся в Белграде газете «Новое Время», 1-го марта 1922 года. Тотчас по доставлении газеты в Москву агенты чеки потребовали от Патриарха Тихона издания акта, карающего Заграничную Русскую Церковь . Зная, что на Соборе в Сремских Карловцах не было достигнуто единодушия по вопросу о призыве Зарубежья к молению о возвращении на Престол Дома Романовых и понимая, что удар сразу по всему заграничному духовенству заставит последнее еще сильнее сплотиться, чекисты придумали среднее решение. В вынужденной большевиками, повидимому, в части продиктованной, резолюции Патриарха Тихона Собор в Карловцах осуждался за послание о Династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции, что объявлялось нарушением указа Патриарха от 25 сентября 1919 года, воспрещавшего духовенству борьбу с большевиками. Отменялось существовавшее тогда Высшее Заграничное Церковное Управление (с участием клириков и мирян) и подтверждались, предоставленные ранее тем же Высшим Заграничным Церковным Управлением, права Митрополита Евлогия по управлемию западно-европейской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Некоторое время он был синодальным ризничим в Москве. А в 1910 году архимандрит Гавриил был рукоположен во епископа Измаильского, второго викария Кишиневской епархии. Через год епископ Гавриил стал епископом Аккерманским, первым викарием Кишиневской епархии. В 1917–1918 годах архипастырь принял участие во Всероссийском Церковном Соборе. В отсутствие иерарха Бессарабия была присоединена к Румынии, а Румынская Церковь подчинила себе Кишиневскую епархию. Однако местные архиереи – архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский), епископ Аккерманский Гавриил (Чепур) и епископ Измаильский Дионисий (Сосновский) – отказались признать неканоничные действия Румынской Церкви и были высланы из Бессарабии. Летом 1918 года Патриарх Тихон назначил владыку Гавриила епископом Челябинским и Троицким. Архипастырь попытался добраться до Челябинска, но в условиях гражданской войны это было невозможно. И епископ Гавриил остался на территории, контролируемой генералом А.И. Деникиным. Здесь на Ставропольском Соборе в мае 1919 года было создано Временное Высшее церковное управление (ВВЦУ), в задачу которого входило решение неотложных церковных вопросов. В работе Собора и организации ВВЦУ принял участие и епископ Гавриил . В конце 1919 – начале 1920 годов архипастырь временно состоял членом этого церковного управления . Но деятельность епископа Гавриила на юге России длилась недолго. В феврале 1920 года он навсегда покинул Россию и обосновался в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия) . Интересные подробности о прибытии архипастыря в эмиграцию донес до нас П.С. Лопухин. Он вспоминал, что епископ Гавриил, прибыв на службу в одну из церквей, облачался не в середине храма, а в алтаре. Прихожан это удивило. И только потом стала известна причина: архиерей был так бедно одет, что стеснялся облачаться перед всеми . Архиерейский Собор РПЦЗ 1929 г. Крайний справа - епископ Гавриил      Постоянным местом пребывания иерарха стал монастырь Гргетег. При этом архипастырь преподавал в Хартковском женском институте и в русско-сербской женской гимназии в г.

http://pravoslavie.ru/76249.html

Неотложных вопросов, требовавших обсуждения с Константинопольской Патриархией, к тому времени накопилось немало. Прежде всего это касалось самочинных автокефалий, объявленных некоторыми частями Российской Церкви. Пожалуй, самым проблемным регионом была Польша. После получения страной независимости в правительственных кругах зародилась идея о создании самостоятельной Поместной Церкви. Летом 1920 г. Польское государство уже предпринимало первые шаги к отделению местных православных епархий от Российской Церкви. Июль был ознаменован началом контактов Варшавы и Константинопольского Престола. Переговоры не остались без внимания русской эмиграции – слухи о скором признании Фанаром независимой Польской Церкви тем же летом достигли Крыма. Опасения, что Фанар в обход Москвы предоставит Польской Церкви самостоятельность, имели основания. В результате временных поражений турок в ходе греко-турецкой войны шовинизм греков резко вырос, и в некоторых стамбульских церквах уже открыто поминали греческого короля Александра. Греки предвкушали радостное событие – восстановление Византийской империи, а высшие иерархи уже примеряли на себя ризы древних первосвятителей и мечтали о широчайших церковных полномочиях. Хотя судьба распорядилась иначе и мечта о Великой Греции так и осталась мечтой, Константинопольские Патриархи от своих претензий не отказались. Правда, в 1920 г. на столь неканоничное деяние, как предоставление автокефалий различным частям Российской Церкви, Фанар все еще не решался. Противодействие намечавшемуся беззаконию в тот момент оказало именно Высшее церковное управление Юга России. Архиепископу Анастасию было поручено напомнить Константинопольской Патриархии, что польские архиереи находятся в подчинении Патриарха Тихона. Архиепископ впоследствии сообщал, что к его расспросам греки отнеслись сдержанно, хотя и заявили, что «ему нет оснований беспокоиться о каких-либо решениях, неприемлемых для России», тем более что война между советской Россией и Польшей еще не закончилась 689 . Вопрос был временно закрыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Но решение о созыве Поместного Собора, как я понимаю, было принято именно в эти, самые сложные дни. Подготовка к Собору велась уже десять лет, и многим тогда казалось, что в такое непростое время Церковь не сможет собраться, и уж тем более – принять серьезное, как мы теперь видим – судьбоносное решение. Кто первым озвучил идею созыва Собора летом 1917? – Уже в первые мартовские дни ощущение новых перспектив для развития церковной жизни оказалось присуще многим. И мысль о том, что в этих условиях Церковь сможет, наконец, подготовить созыв Поместного Собора, не созывавшегося более двухсот лет, вдохновляла многих церковных деятелей на проявление своей активной позиции. Тем более, что новый обер-прокурор Владимир Николаевич Львов подчеркивал свою готовность освободить все в церковной жизни, в том числе и высшее церковное управление от опеки государства. Впрочем, эти его заявления в значительной степени были декларативны. Потому что именно он инициировал уже в марте 1917 года решение Синода о низложении с кафедр группы епископов. Как говорили – распутинцев. Но среди них были и не только ставленники Распутина, но и те, кто отличался крайне правыми политическими взглядами, кто не устраивал нового обер-прокурора. Таким образом, новый обер-прокурор был готов проводить старую политику вмешательства государственной власти в церковные дела. И все же нужно признать за очень для нашей Церкви отрадный факт то, что временное правительство последовательно пыталось проводить принципы развития в нашей стране демократических начал, а являвшийся товарищем обер-прокурора Антон Владимирович Карташов, профессор, церковный историк, достаточно твердо взял курс на скорый созыв Поместного собора. И вот уже в апреле 1917 года Святейший Синод принимает определение об организации предсоборного совета, который должен подготовить созыв Поместного собора в ближайшее время, а именно – летом 1917 года. Правда в это же самое время обер-прокурор Львов добивается того, что прежний состав Синода оказался распущен, и был сформирован новый Синод, уже созывавшийся не Государем, а временным правительством, новый Синод, в который вошли, как казалось Львову, более демократически настроенные архиереи.

http://pravmir.ru/90-let-nazad-russkaya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010