Летом 1915 г. Варшавский ун-т был эвакуирован в Ростов-на-Дону, 5 мая 1917 г. переименован в Донской ун-т. 15 окт. 1917 г. В. был утвержден ординарным профессором Донского ун-та по кафедре церковного права. В Ростове-на-Дону В. активно участвовал в церковной жизни. 21-23 марта 1917 г. представлял мирян Ростовского округа на Екатеринославском епархиальном съезде, к-рый приветствовал Февральскую революцию и призвал верующих поддержать Временное правительство . В. являлся участником Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. , считал восстановление Патриаршества величайшим событием в жизни рус. народа. В. был награжден орденами св. Станислава 3-й (1911) и 2-й (1914) степени, св. Анны 2-й степени (1917). В 1919 г. на соборе в Ставрополе при поддержке А. И. Деникина возникло Временное высшее церковное управление (ВВЦУ), в состав к-рого вошел В. Один из главных деятелей ВВЦУ, протопресв. военного духовенства Георгий Шавельский , характеризовал В. как генератора идей и неутомимого труженика на пользу Православия - значительная часть указов ВВЦУ по принципиальным вопросам, по свидетельству Шавельского, была составлена В. Ученый часто публиковался в местной периодике, редактировал ростовский ж. «Церковь и жизнь». В 1918/19 г. преподавал Закон Божий в Ростовском коммерческом уч-ще, входил в приходское правление храма св. Александра Невского. Весной 1920 г. в Донском крае окончательно установилась советская власть. В мае того же года Ростовский и Таганрогский еп. Арсений (Смоленец) рукоположил В. во священника, 21 сент. назначил настоятелем соборной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ростове-на-Дону. Из ун-та В. был уволен. 12 июля 1921 г. В. арестовали по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной организации кн. Ухтомского». 23 окт. на В. было заведено особое дело, 24 окт. он был освобожден под подписку о невыезде. В 1922 г. В. вновь арестовали, вскоре освободили, затем этапировали в Москву, через нек-рое время освободили. В окт. того же года В. стал сотрудником Центрального ин-та труда ВЦСПС, где составлял методические брошюры по делопроизводству. В 1936 г. его арестовали по старому делу, приговорили к длительному заключению с последующей ссылкой. В. скончался в ссылке.

http://pravenc.ru/text/158208.html

К следствию в связи с изъятием церковных ценностей был привлечен и еп. Иерофей (Померанцев), обвиненный в сокрытии от властей икон. Еп. Иерофей незамедлительно опубликовал в губ. газ. «Рабочий край» письмо в поддержку изъятия церковных ценностей, в письме содержались также нападки в адрес Патриарха Тихона. Летом того же года еп. Иерофей присоединился к обновленчеству , признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), объявил себя епархиальным архиереем и организовал в Иваново-Вознесенске ЕУ, в нач. 1923 г. был возведен ВЦУ в «архиепископы». В апр.-мае того же года Иерофей принимал участие во 2-м обновленческом всероссийском соборе, подписал акт о низложении Патриарха Тихона. 21 авг. 1923 г. утвержден уполномоченным обновленческого синода по Иваново-Вознесенской епархии. К 1 янв. 1925 г. в губернии обновленцам принадлежало 86 церквей. 4 марта 1923 г. православным Иваново-Вознесенским епископом был назначен Кинешемский еп. Василий (Преображенский), уже 10 мая архиерей был арестован и выслан в Зырянский край. 17 сент. 1923 г. Патриарх Тихон постановил «ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной». 14 сент. 1923 г. собрание правосл. общин Иваново-Вознесенска решило просить Патриарха назначить на Иваново-Вознесенскую кафедру вдового прот. Александра Беляева. После принятия монашеского пострига Августин (Беляев) 21 сент. 1923 г. был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Трудами еп. Августина большинство обновленческих храмов губ. центра вернулось в Православие. 15 февр. 1924 г. архиерей был арестован, затем выслан в Кинешму, по ходатайству верующих ему разрешали приезжать в Иваново-Вознесенск для совершения богослужений. В апр. 1925 г. еп. Августин участвовал в похоронах Патриарха Тихона в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре . 1 сент. 1926 г. начальник Иваново-Вознесенского ОГПУ просил начальника 6-го секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова о разрешении выслать активно противодействовавшего обновленцам еп. Августина из Иваново-Вознесенской губ. 9 окт. еп. Августин был арестован, 22 окт. приговорен к 3 годам ссылки в Ср. Азию. В нояб. 1926 г. управляющим И.-В. в. был назначен Владимирский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) . 15 янв. 1927 г. еп. Афанасий был арестован. Находясь в заключении, он предложил еп. Василию (Преображенскому) принять во временное управление Владимирскую епархию. Возглавлявший в то время Русскую Церковь архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович) назначил еп. Василия на Иваново-Вознесенскую кафедру. Весной 1927 г. еп. Василий был выслан из Иваново-Вознесенска в Кинешму, в сент. 1928 г. арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска, приговорен к 3 годам ссылки.

http://pravenc.ru/text/200501.html

В качестве представителя Японской миссии принял участие в Общесибирском миссионерском съезде который проходил в Иркутске с 24 июля по 5 августа 1910 года, после чего провел четыре месяца в поездках по России. По преставлении святителя Николая, апостола Японии, 3 февраля 1912 года, епископ Сергий принял на себя руководство Миссией – с 19 мая 1912 он становится епископом Токийским и Японским. Его деятельность была направлена в первую очередь на административную организацию Миссии и повышение богословской и философской эрудиции среди японских священнослужителей – по его инициативе в 1913 начинается публикация богословского журнала «Сэйкёо Ситёо» («Направление православной мысли»). После того как Японская Миссия потеряла финансовую поддержку из России вследствие революционных событий 1917 года, епископ Сергий неоднократно предпринимал поездки в Приморье (до поражения белых сил) и по местам расселения русской эмиграции на Дальнем Востоке для сбора средств на поддержание Миссии. 1 мая 1921 года, ко дню Святой Пасхи, возведен Московской Патриархией в сан архиепископа. В сентябре 1922 года владыка Сергий принимал участие в архиерейском совещании прошедшем в Никольске-Уссурийском, на котором было решено провести Дальневосточный Поместный Церковный Собор, а на нем - создать Временное Высшее Церковное Управление Дальнего Востока. Однако, под ударами большевиков войска Приамурского Земского правительства были разгромлены и Дальневосточный Собор не мог состояться. Владыка Сергий помог многим русским беженцам, включая духовенство, обеспечив им на время приют в Японии - так, епископ Владивостокский Михаил (Богданов) жил при Токийском Воскресенском соборе; епископ Камчатский Нестор (Анисимов) жил в городе Цуруга, где основал Никольскую церковь; о. Павел (Введенский) был хиротонисан во епископа в Токийском Воскресенском соборе. В 1921 году в ведение владыки Сергия также перешла Русская духовная миссия в Корее. После того как Великое Кантоское землетрясение 1 сентября 1923 года и последовавшие за ним пожары сильно повредили Токийский Воскресенский собор и уничтожили большую часть зданий Миссийской штаб-квартиры, владыка Сергий предпринял множество поездок по Японии и Дальнему Востоку усердно взывая к помощи и вдохновляя верующих на жертвенное служение церкви. Между 1925 и 1928 годом архиепископ издавал православный журнал «Акэбоно» («Заря») на свои собственные средства. В результате его трудов молодая Японская Церковь смогла восстановить Токийский собор уже в 1929 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Резолюция Карловацкого Собора как бы возлагала ответственность за ее принятие на патриарха и органы ВЦУ в Москве. В положении о Карловацком Соборе прямо указывалось, что это церковное собрание во всех отношениях признает над собой полную власть Святейшего Патриарха Московского. Кроме того, все постановления Собора начинались словами: «По благословению Святейшего Патриарха Тихона», хотя на деле ни один из документов этого собрания не был послан на утверждение патриарху. Карловацкое собрание образовало Высшее русское церковное управление за границей (ВРЦУ) под председательством митрополита Антония, которому Собор усвоил звание заместителя патриарха. ВРЦУ состояло из архиерейского Синода и Высшего Церковного Совета и претендовало на возглавление церковной жизни всего Русского зарубежья. Оно составило послание, адресованное Генуэзской конференции, направив его от имени уже закончившегося Карловацкого Собора. В послании содержался призыв не допускать на эту конференцию представителей Советского государства. 1944 21–23 ноября — Состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Собор проходил в здании Московской Патриархии в Чистом пер. В его задачу входило подготовить грядущий Поместный Собор, на котором должно было состояться избрание патриарха. В Соборе участвовали уже 50 епископов, а не 19, как чуть более года назад. Г. Г. Карпов, выступая перед архиереями, отметил, что явления, которые происходят в жизни Церкви, во взаимоотношениях ее с государством, не представляют чего-то случайного и временного, а носят характер одобрения властью позиции, которую Церковь заняла в отношении государства в предвоенное десятилетие и в военные годы. Планы по внешнеполитическому использованию авторитета Церкви действительно были долговременными. 1946 Состоялось переосвящение Троицкого собора Лавры. Чин освящения совершил священноархимандрит обители Святейший Патриарх Алексий I. В конце года власти смогли показать Лавру сыну покойного президента США Эллиоту Рузвельту с супругой. С тех пор стало традицией возить в Троице-Сергиеву обитель высокопоставленных гостей из-за рубежа, очевидно, чтобы показать им, что Церковь не испытывает гонений и притеснений и пользуется совершенной свободой.

http://pravoslavie.ru/5652.html

С 13 окт. 1919 по 13 февр. 1920 г. состоял членом комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. В февр. 1920 г. участвовал в открытии Петроградского Богословского института , на содержание к-рого прихожане Исаакиевского собора под рук. Б. собирали значительные суммы. В 1921 г. участвовал в устроенной Богословским ин-том панихиде по Ф. М. Достоевскому, к-рую возглавил ректор прот. Н. Чуков (см. Григорий (Чуков) ). С 1920 по апр. 1922 г. являлся членом правления об-ва правосл. приходов Петрограда и губернии. Арестован 29 апр. 1922 г. по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей», 5 июля Петроградским губревтрибуналом приговорен к высшей мере наказания. Обновленческое Высшее церковное управление 14 июля 1922 г. постановило освободить Б. от занимаемых должностей и лишить священнического сана. Определением Кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 г. казнь была заменена 5 годами лишения свободы. Б. отбывал срок в петроградской тюрьме «Кресты», освобожден по амнистии 21 авг. 1923 г. В кон. 1923 г. служил в ц. св. блгв. кн. Александра Невского в пос. Подобедовка Тосненского р-на (ст. Поповка) под Петроградом. В 1924 г. назначен настоятелем ц. Рождества Христова на Песках (разобрана летом 1934). Вновь арестован 8 сент. 1926 г., в нояб. привлечен к суду по обвинению в участии в смертных казнях в «Крестах» и «содействии борьбе против революционного движения». Об освобождении Б. ходатайствовал известный писатель-публицист П. Е. Щёголев, священник был отпущен на свободу 1 дек. С 14 нояб. 1927 по осень 1928 г. Б. состоял председателем, в 1929-1930 гг. - членом, а в 1931-1933 гг. - секретарем Временного Ленинградского епархиального совета. С мая 1928 г. служил в Николо-Богоявленском соборе, в янв. 1929 г. был назначен настоятелем Троицкого Измайловского собора. В марте 1933 г. при паспортизации выслан из Ленинграда, проживал на ст. Поповка Тосненского р-на Ленинградской обл., где и был арестован 11 марта 1935 г. 17 марта особым совещанием НКВД СССР приговорен вместе с женой к ссылке на 5 лет в г. Тургай (Казахстан) как социально опасный элемент. Проживал на положении ссыльного в г. Кустанае. Арестован 5 нояб. 1937 г. по обвинению в антисоветской деятельности. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Кустанайской обл. от 20 нояб.

http://pravenc.ru/text/149613.html

— Это немыслимо: мы послали студента учиться, а его возводят в высшее монашеское достоинство без всяких консультаций. Представьте, вы посылаете лейтенанта на учебу в зарубежную военную академию, а оттуда его возвращают полковником и он на этом основании претендует командовать округом, — рассказал «Известиям» протодиакон Андрей Кураев. Без согласия Грузинской Православной Церкви Абхазская митрополия не может ни получить законную независимость, ни перейти под управление Константинополя. — Обсуждать положение в Абхазии, обмениваться в своем кругу мнениями и информацией может Синод любой поместной церкви, в том числе Константинопольской, — поясняет Балашов. — А вот принимать решения, которые имели бы каноническую силу, ни один синод не может вне пределов собственной юрисдикции. — Вопрос о путях предоставления автокефалии (церковной самостоятельности), стоит в повестке дня предполагаемого в ближайшие годы Всеправославного собора. Но именно по этому вопросу у греческих и негреческих церквей пока есть расхождения, — рассказывает протодиакон Кураев. Тем не менее, «если Грузинская православная церковь даст согласие на самостоятельность Абхазской церкви или ее переход под омофор (власть) Константинопольского патриарха, препятствий не будет. Но я не думаю, что такое случится», — заявил Кураев. По его мнению, любезно принимая запрещенных в служении клириков Русской церкви, Константинопольская патриархия наносит ей обиду. Сейчас в Абхазии есть законные священники, рукоположенные в разное время в Грузинской и Русской православных церквях. Однако положение православия в регионе остается сложным, и, как подчеркивает протоиерей Николай Балашов, больше всего абхазскому народу нужны мир и добрососедство. «Всякие действия, которые направлены на разрушение единства, вызывают сожаление», — говорит он. «Временным управляющим» православными приходами в Абхазии сейчас считается священник Виссарион Аплиаа, рукоположенный в Грузинской церкви еще до грузино-абхазской войны. Хотя отец Виссарион по причинам политического характера не поддерживает связи с грузинским патриархом Илией, тот не запретил его в служении. Сам Аплиаа и поддерживающие его 17 священников считают Дорофея (Дбара) инициатором раскола и не согласны с его обращением к патриарху Варфоломею.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Для церковной иерархии все происшедшее было неожиданным. Не только неожиданным, но и канонически совершенно неосмысляемым. Ибо получалось, что временное правительство, состоящее во многом из лиц случайных, получало на неопределенный период времени всю полноту власти в стране: законодательной, исполнительной и судебной. При этом никак не менялась Синодальная система управления Церковью, и новый обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Николаевич Львов, когда-то умеренно правый, октябрист, но в февральские дни резко полевевший политический деятель, получал, по сути дела, полноту власти в сфере высшего церковного управления. Ту полноту, которой уже давно пользовались обер-прокуроры, но теперь уже не ограниченную властью Государя, которого уже не было. – Но ведь реакция Церкви на события февраля 17-го все-таки последовала. Какой она была? – Прошедшие несколько дней с момента прихода к власти временного правительства, безусловно, были днями раздумий членов Святейшего Правительствующего Синода. И вот в результате, 9 марта 1917 года появляется первый официальный отклик Святейшего Синода на происшедшие в России события. Многим, кто сейчас читает этот документ, он кажется странным. Странным кажется то, что в нем никак не оговаривается положение монархии в нашей стране – о монархии не говорится ни слова. Многим, читающим этот документ сейчас, кажется странным то, что члены Синода, назначенные в этот самый Синод отрекшимся Государем Николаем Александровичем, не нашли никаких слов в его адрес. Признается как данность перемена государственного устройства в стране, все подданные государства Российского призываются хранить верность Временному Правительству. И опять никак не оговаривается перспектива дальнейшего развития церковной жизни. Следует сказать, что такой характер этого первого официального отклика русской православной церковной иерархии на отречение Государя и на приход к власти временного правительства был не случаен. Два века существовавшее в структуре государственной власти России высшее церковное управление РПЦ, конечно же, оказалось в жесткой зависимости оттого, что происходило в российском государстве. И неопределенность положения верховной государственной власти обусловила неопределенность понимания самими членами Синода своих дальнейших перспектив. По существу, члены Синода призывали подданных Российского государства сохранять верность тому правительству, глава которого был назначен последним Государем, и только.

http://pravmir.ru/90-let-nazad-russkaya-...

Несмотря на то, что все постановления Собора начинались со слов: «По благословению Святейшего Патриарха Тихона», на деле ни один из документов Карловацкого Собора не был послан на утверждение Патриарху. 5 мая 1922 года в Москве на соединенном Присутствии Священного Синода и Высшего церковного совета под председательством Патриарха Тихона было вынесено постановление, которое в виде указа Патриарха было выслано митрополиту Антонию и возведенному 30 января 1922 г. в сан митрополиту Евлогию, временному управляющему западноевропейскими русскими приходами: «1) Я признаю Карловацкий Собор заграничного духовенства и мирян не имеющим канонического значения и послание его о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции не выражающими официального голоса Русской Церкви. 2) Ввиду того что заграничное русское церковное управление увлекается в область политических выступлений, а с другой стороны, заграничные русские приходы уже поручены попечению проживающего в Германии высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия, Высшее церковное управление упразднить. 3) Священному Синоду иметь суждение о церковной ответственности некоторых духовных лиц за границей за их политические от имени Церкви выступления». Получив указ Патриарха Тихона, митрополит Евлогий писал митрополиту Антонию: «Я за этим документом никакой обязательной силы не признаю, хотя бы он и был действительно написан и подписан Патриархом. Документ этот имеет характер политический, а не церковный. Вне пределов Советского государства он не имеет значения ни для кого и нигде». Сам митрополит Антоний сначала решил подчиниться указу Патриарха, но большая часть членов ВЦУ склонялась к тому, чтобы не исполнять воли Патриарха. 1 сентября 1922 г. в Карловцах состоялось заседание ВЦУ, на котором секретарь ВЦУ Е.И.Махарабалидзе сделал доклад об указе Патриарха и высказал ряд доводов против подчинения патриаршему указу. Свою оценку Карловацкому Собору дал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидат богословия Алексей Светозарский :

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/21/ka...

Митрополит Антоний (Храповицкий) 1919 год – Начал работу Ставропольский церковный Собор (19–24 мая). По инициативе руководителя военного ведомства в армии А. И. Деникина протопресвитера Георгия Шавельского в Ставрополе был проведен церковный Собор. На Соборе присутствовало 56 делегатов от православных религиозных организаций, приходов, от военного духовенства всего Юга России. В числе делегатов было 11 архиепископов и епископов. Из иерархов наиболее заметную роль на Соборе играли архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич) и архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), активный член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. В Соборе участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики, миряне от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумо-Черноморской епархий, члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на территории, занятой войсками генерала Деникина, а также представители от военного духовенства и командования Вооруженными Силами Юга России. Своим председателем Собор избрал архиепископа Донского Митрофана. Товарищами председателя были избраны архиепископ Димитрий, протопресвитер Георгий Шавельский и князь Е. Н. Трубецкой. Приветствуя «Поместный Собор Юга России, подымающий меч духовный против врагов Родины и Церкви», генерал Деникин выразил надежду, что Церковь будет освобождена от большевистского плена. Принятое Собором обращение к всероссийской пастве выражало позицию прямой поддержки Белого движения. «Героическое, победоносное движение к центру России Добровольческой армии, казачьих войск, — подчеркивалось в этом обращении, — поддерживаемое мощным, неудержимым движением войск адмирала Колчака, генерала Юденича и славных западных союзников русского народа, вселяет в души всех верующих русских людей чувства горячего упования с Божией помощью скорого избавления наших братьев, тяжко страдающих под игом большевизма в центральных губерниях России». Ставропольский Собор образовал самостоятельно действующий и самоуправляющийся до восстановления естественных связей со всей Русской Церковью и патриархом Тихоном орган — Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) в составе 18 членов. ВВЦУ подчинялось генералу Деникину, как главнокомандующему «Освободительной армией Юга России». Когда Деникина на этом посту сменил барон П. Н. Врангель, ВВЦУ стало подчиняться ему. В ВВЦУ Собором были избраны: председателем — архиепископ Донской Митрофан (Симашкевич), товарищем председателя — архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), членами: протопресвитер Георгий Шавельский, профессор, протоиерей Александр Рожденственский, граф В. В. Мусин-Пушкин и профессор П. В. Верховский. Первые заседания членов ВВЦУ, как вспоминал протопресвитер Георгий Шавельский, «происходили в Екатеринодаре, с переходом же ставки в Таганрог — иногда в Таганроге, чаще же в Новочеркасске».

http://pravoslavie.ru/5455.html

Не теряя времени, ВЦУ (Высшее Церковное Управление) рассылает по всем епархиям воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России». В нем, как и было запланировано, обновленцы используют кампанию изъятия церковных ценностей в целях дискредитации Патриарха. Вот выдержки из него: «Пролилась кровь, чтобы не помочь Христу - голодающему. Отказом помощи голодному церковные люди пытались создать государственный переворот. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси Воззвание Патриарха Тихона стало тем знаменем, около которого сплотились контрреволюционеры, одетые в церковные одежды и настроения. Мы считаем необходимым немедленный созыв поместного Собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между нею и Советской властью. Руководимая высшими иерархами гражданская война должна быть 29 мая в Москве прошло учредительное собрание, на котором в ВЦУ были приняты следующие священнослужители: председатель - епископ Антонин, его заместитель - протоиерей Владимир Красницкий, управляющий делами - священник Евгений Белков и еще четыре члена. Были сформулированы основные положения живоцерковников: «Пересмотр церковной догматики с целью выделения тех особенностей, которые были внесены в нее бывшим в России строем. Пересмотр церковной литургии с целью выяснения и устранения тех наслоений, которые внесены в православное богослужение пережитым народом союза церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения, без нарушения совершительных обрядов Стал также выходить журнал «Живая Церковь» под редакцией сначала священника Сергия Калиновского, а затем Евгения Белкова. Началась агиткампания. Везде объявлялось, что Патриарх передал ВЦУ церковную власть по собственной инициативе, и они являются законными ее представителями. Для подтверждения этих слов им необходимо было склонить на свою сторону одного из двух названных Патриархом его заместителей: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) или Петроградского Вениамина (Казанского)» (Письмо Патриарха Тихона Председателю ВЦИК М. И Были предприняты попытки войти с Владыкой Вениамином в переговоры.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/18/ob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010