обращений приходов о возвращении И. к управлению епархией Патриарх св. Тихон утвердил его епископом Кубанским и Краснодарским. В кон. того же года И. был возведен в сан архиепископа. В епархии были образованы Ейское и Армавирское вик-ства. В 1922 г. И. поддержал и благословил декрет об изъятии церковных ценностей . В мае того же года присоединился к обновленчеству, признав Высшее церковное управление (ВЦУ), после чего его викарий Ейский еп. Евсевий (Рождественский) объявил, что И. впал в раскол и отстраняется от управления епархией. 29 окт. 1922 г. И. вошел в состав обновленческого ВЦУ. В апр. 1923 г. участвовал в качестве свидетеля обвинения в судебном процессе над еп. Евсевием в Краснодаре. По замечанию протопр. М. Польского, «к чести покойного архиепископа он ничего не показал против епископа Евсевия, и в устроенном им поединке он чувствовал себя видимо смущенно и не находил, что отвечать епископу на его спокойные вопросы, касавшиеся причин их разделения» ( Польский. Ч. 2. С. 110, 111). В мае того же года И. принял участие в обновленческом «поместном соборе», поставил подпись под постановлением о лишении свт. Тихона Патриаршества и духовного сана. В июле того же года отправлен обновленческим синодом на покой. Упомянут как пребывающий на покое в 1926 г. Сведений о дальнейшей жизни и времени смерти не имеется. Соч.: Слово в день Св. Духа. Астрахань, Слово в Великий пяток: Произнесено в Астраханском кафедр. соборе. Астрахань, Слово в день святителя и чудотворца Николая и тезоименитства благочестивейшего государя имп. Николая Александровича: Произнесено в Астраханском Троицком соборе 6 дек. 1903 г. Астрахань, Речь при наречении во епископа//ПрибЦвед. 1908. 6. С. 289. Арх.: Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 35. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 110-111; Шавельский Г. И., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. Н.-Й., 1954. Т. 2. С. 340, 342; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 308; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп./Излож.: Т. И. Манухина. М., 1994. С. 321; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 127, 154, 180, 280; Цыпин. История РЦ. С. 62, 74; «Обновленческий» раскол. С. 772, 773; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г./Сост., автор предисл., коммент.: М. А. Бабкин. М., 2006. С. 69, 151; Крячко Н., свящ. Учреждение Временного Высшего церк. управления на Юго-Востоке России в 1919 г.//ВЦИ. 2008. 1(9). С. 5-55. Д. Н. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской "

http://pravenc.ru/text/469502.html

Первая докладная записка 1. О составе ожидаемого Собора Всероссийской Церкви Пункт 2. О разделении русской Церкви на митрополичьи округа По 3-му пункту преосвященного Анастасия, архиепископа Воронежского, от 25 ноября 1905 года. Соображения особого совещания по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви I. О церковном приходе II. О епархиальном управлении III. О епархиальных съездах IV. Разделение русской Церкви на округа под управлением митрополитов V. Высшее церковное управление VI. Участие духовенства в общественных учреждениях VII. О преобразовании духовно-учебных заведений VIII. О пересмотре богослужебных книг IX. О сокращении для приходских церквей богослужебного чина X. О пересмотре канонических постановлений XI. О составе Поместного Собора преосвященного Серафима, епископа Полоцкого, от 28 ноября 1905 года I II III VI VII преосвященного Никанора, епископа Гродненского, от 28 ноября 1905 года преосвященного Владимира, епископа Кишинёвского, от 28 ноября 1905 года I. По вопросу о возможности и желательности введения областного церковного управления в русской Церкви II. По 2-му пункту синодального определения III IV. По вопросу о реформе духовной школы V. По вопросу о пересмотре законов, касающихся порядка приобретения Церковью собственности VI Обязанности и права съездов: VII VIII. О предметах веры и по вопросу о положении православной Церкви в отношении к старообрядцам, сектантам и иноверцам Мнения обще-епархиального съезда духовенства Кишинёвской епархии по вопросам о реформе церковного управления и духовной школы, а также и по другим вопросам церковно-общественной жизни Мнение кишинёвских епархиальных миссионеров по вопросам: преосвященного Питирима, епископа Курского, от 24 ноября 1905 года По вопросу об участии представителей Церкви в общественных, городских и высших государственных учреждениях Российской империи преосвященного Никона, епископа Владимирского, от 27 ноября 1905 года По вопросу о составе предполагаемого Собора Всероссийской Церкви По вопросу о порядке для избрания на Соборе представителей от клира и мирян По вопросу о подготовительном органе работ по Собору, организации при нём временного руководственного органа, порядка рассмотрения и решения дел Собором I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под его руководством, и в основном успешно, были проведены военные операции в районе Сызрани, Саратова, Уфы, Бузулука, Бугельмы, Симбирска, Казани... «Каппелевцам» противостояли большевистские войска, которыми руководили известные красные командиры Гай, Блюхер, Вацетис и другие. Общее руководство Красной армией в то время осуществлял Троцкий. Наиболее успешной была наступательная операция по взятию Казани, проведенная 7 августа 1918 года. При этом было захвачено 650 миллионов рублей в золотых монетах, весь государственный запас платины, золотые слитки и другие ценности. Все это было погружено «каппелевцами» на пароход и по Волге переправлено в Самару, а потом в Омск. Часть средств пошла на закупку вооружения для белой армии. Но основная часть золотого запаса, как известно, позднее вновь досталась большевикам. Немалая роль в борьбе за идею Белого движения принадлежала духовенству Русской Православной Церкви. К марту 1919 года в армиях Колчака находились полторы тысячи священников. Общее руководство церковной деятельностью осуществляло Высшее временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром. 29 января 1919 года он привел к присяге на верность Богу, Родине и народу Александра Колчака как верховного правителя России, а также его министров. В мае-июне 1919 года архиепископ Сильвестр предпринял поездку по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, в ходе которой произнес более ста проповедей с разъяснением противохристианской сути большевизма. В середине 1919 года белые войска потерпели ряд неудач. Одной из главных причин было значительное численное превосходство красных. Зимой армия Каппеля была вынуждена оставить Омск. С приходом красных архиепископ Сильвестр не воспользовался возможностью покинуть Омск, оставшись со своим духовенством и паствой. Большевики арестовали его и в течение двух месяцев истязали. 26 февраля 1920 года он был зверски убит. В 1981 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) причислен к лику святых Новомучеников и исповедников России.

http://e-vestnik.ru/history/vozvrashceni...

После крушения Советского Союза мы вошли в полосу очень резких и очень сложных социальных перемен, которые до основания потрясли наше общество, что привело к тому, что решения Архиерейского Собора 1989 года, как вы хорошо помните, были временно преданы забвению. Тогда было не до реформы богословского образования: появление суверенных государств, огромные вызовы единству нашей Церкви, совершенно ни с чем не сравнимые финансовые потрясения церковной жизни, особенно в сфере центрального церковного управления. Поэтому задачи реформы духовной школы были вновь поставлены только в 1994 году, то есть пять лет спустя. В этом году по инициативе покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось первое совещание ректоров духовных школ. И, как вы знаете, в том же году состоялся и Архиерейский Собор, в одном из Определений которого шла речь о задачах Церкви в области образования . Там говорилось о новой системе богословского образования: « Эта новая система должна включить в себя все лучшее, что было присуще дореволюционной системе и что существует в современном отечественном и зарубежном опыте православного богословского образования. Вместе с тем, — подчеркивалось в документе, — эта система должна быть чувствительна к существующим сегодня пастырским проблемам и тем запросам, которые современное общество обращает к Церкви. Новая система богословского образования в полной мере должна учитывать реальные возможности нашей Церкви и опираться на существующий и могущий в ближайшее время быть подготовленным кадровый потенциал, а также разумное взаимодействие со светской наукой и высшей школой. Важнейшим элементом новой системы должно быть высшее богословское образование для священнослужителей. В связи с этим делом особой важности должно стать постепенное преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения. В то же время на базе духовных академий целесообразно создать постдипломную систему научно-богословской специализации. Освященный Собор постановляет подготовить концепцию богословского образования, стандарты высшего богословского образования, учебные программы и учебные планы и осуществить программу издания учебных пособий для духовных семинарий ».

http://patriarchia.ru/db/text/934945.htm...

После начала первой мировой войны в Казани под председательством А. был учрежден комитет по военным нуждам. А. призывал к пожертвованиям на лазарет, открытый при академии, просил приходских священников организовать помощь семьям погибших воинов. Мон-ри епархии постановили открыть в Казани свои лазареты. Когда линия фронта отодвинулась на восток, Казанская епархия готовила временные помещения для КДА, киевского Братского монастыря и Волынского жен. ДУ. Епархиальный съезд, проходивший в Казани 18-26 авг. 1915 г., обязал все духовенство епархии делать ежемесячные взносы для оказания помощи беженцам. 28 окт. 1915 г. КазДА посетила вмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна , приехавшая в Казань на погребение схиархим. Гавриила (Зырянова) , в отпевании к-рого участвовал А. А. принимал участие в Поместном Соборе Церкви Русской 1917-1918 гг. После издания советской властью в янв. 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в России были закрыты почти все старые духовные учебные заведения, А. удалось на нек-рое время сохранить КазДА и ее преподавательский состав. Осенью 1918 г. Высшее Церковное Управление при свт. Тихоне , Патриархе Московском и всея России, посоветовало А. воспользоваться тем, что советское правительство дозволило «обучаться религии» частным образом. Заведующий Казанским губернским отделом народного образования согласился с существованием частного духовного учебного заведения, А. были выданы гос. штамп и печать. Поскольку здание академии было отобрано, лекции читались на дому у профессоров, совет КазДА собирался на квартире ректора. Содержалась академия сначала на собственные средства, затем на церковные пожертвования и на отчисления Высшего Церковного Совета . А. вел регулярную переписку с Патриархом Тихоном, испрашивал его благословение на те или иные действия по академии, ставил Святейшего Патриарха в известность обо всем в ней происходившем. К 1921 г. ВЧК удалось установить контроль над перепиской свт. Тихона, в марте 1921 г. в ЧК попали письма А., касающиеся деятельности КазДА.

http://pravenc.ru/text/114964.html

После отказа патриарха Тихона от управления церковью, в Москве сформировалось Высшее церковное управление, которое было временным учреждением. Необходимо было решить вопрос об отношении к арестованному патриарху. Ответом на поставленный ребром вопрос в Казани послужило письмо священника Сосунцова, напечатанное в «Известиях ТЦИКа» , в котором предлагалось немедленно озаботиться созывом Собора как верховного органа Церкви и осудить деяния патриарха Тихона. Начались переговоры между автором письма и Казанским митрополитом Кириллом о необходимости изыскания такого образа жизни Казанской Церкви, при котором Церковь не была бы во вражде с государством в чисто внешнем отношении. В это время автор письма пригласил к себе на совещание наиболее выдающихся по своему образованию и положению священников и мирян города Казани на частное совещание относительно дальнейшего поведения и отношения к ВЦУ. Почти все участники совещания высказались за необходимость признания этого органа для спасения Церкви от полного разложения. Таким образом, составилось некоторое ядро в новом деле. Впоследствии все участники первого совещания, кроме одного, изменили своим убеждениям. По вопросу об отношении к ВЦУ было созвано в Богоявленском храме собрание духовенства под председательством митрополита Кирилла при участии трех его викариев. Здесь профессор-протоиерей Н. В. Петров рекомендовал признать ВЦУ вполне правомочным по созванию второго Поместного собора Православной Российской Церкви. И собрание с таким мнением согласилось. К этому времени получили печатное «Воззвание» от 16 июня 1922 года, подписанное митрополитом Сергием [(Страгородским)], архиепископом Серафимом [(Мещеряковым)], архиепископом Евдокимом [(Мещерским)] с признанием ВЦУ «единственной, канонически законной верховной церковной властью, а также «всех его распоряжений исходящим от него, вполне законными и обязательными». По поводу этого воззвания митрополит Кирилл командировал в Нижний Новгород прот[оиерея] Порфирия Руфимского к проживавшему там митр[ополиту] Сергию разузнать, действительно ли последний подписал такое воззвание. Справка подтвердила подлинность воззвания.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

После этого Предстоятель Русской православной церкви и первоиерарх Зарубежной церкви сели за стол, причем не в золоченные кресла, как это делают министры и премьеры, а на табуретки с мягким зеленым покрытием. В 9.59 документ был подписан. Обычно Святейший Патриарх пользуется зелеными чернилами. Как было в этот раз, точно неизвестно. Авторучками стороны обмениваться не стали (позже владыка Лавр преподнес Алексию II список главной святыни РПЦЗ — иконы Божией Матери «Курская-Коренная», а Алексий II в ответ — сосуды для причастия, из которых в четверг причастились духовенство и верующие обеих ветвей Церкви, а также матерчатые платы, которые используют при совершении литургии). Патриарх и митрополит Лавр встали и со словами «Христос посреди нас! — И есть, будет!» троекратно облобызались. Было возглашено «Многая лета»: Святейшему Патриарху, митрополиту Лавру и «Богохранимой стране Российской и чадам ея, во Отечествии и рассеянии сущим, и всем православным христианам». Настал черед речей. Алексий II говорил не только о значимости «исторического события и преодоления противостояния в обществе», но и о заслугах президента Путина в этом процессе: «В Вас они увидели человека, преданного России, православного христианина, совершающего служение своему народу». На память о дне восстановления церковного единства Его Святейшество подарил президенту складень (складную икону) с образом Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских. В свою очередь Владимир Путин подчеркнул: «Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова». Как раскололись В 1919 году в Ставрополе для окормления паствы на территориях, контролируемых Белой армией, было организовано Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) епархий Юго-Востока России. В ноябре 1920 года члены Управления покинули Россию. Наиболее авторитетные иерархи первоначально собирались затвориться в монастырях, а заботу о русской пастве за рубежом передать соответствующим Поместным церквам. Но, после того как генерал Врангель объявил о намерении сохранить военную организацию для борьбы с большевиками, ВВЦУ решило продолжить свою деятельность среди эмигрантов. 12 мая 1921 года ВВЦУ переехало из Стамбула в Сербию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Предсоборная комиссия под председательством протопр. Г. Шавельского, состоявшая из прот. А. Рождественского, священников В. Свенцицкого и Г. Ломако, кн. Г. Н. Трубецкого , гр. Мусина-Пушкина, Н. Н. Львова, генерал-майора Д. Ф. Лёвшина, генерал-лейтенанта Г. М. Ванновского, И. Н. Терещенко (члена Кубанского епархиального совета), работала с 3 по 17 мая и провела 6 заседаний. Были разработаны проекты положений о Соборе, о Высшем церковном управлении и др., проекты обращений к Деникину и А. В. Колчаку, к вост. Патриархам, к чадам правосл. Церкви, к казачьим войскам (Донскому, Кубанскому, Терскому), к красноармейцам, к христианам всего мира. Собор наметили провести в Ставрополе с 19 по 23 мая, пригласив на него всех епископов и членов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг ., находившихся в тот момент на Юге России, на территории, контролировавшейся Всевеликим войском Донским и Добровольческой Армией, а также представителей местных епархиальных управлений. Особое епископское совещание наделялось правом в течение суток опротестовать любое соборное постановление. В состав епископского совещания (Синода ВВЦУ ЮВР) впосл. вошли архиепископы Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) и Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов) , Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Сухумский Сергий (Петров), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец) , Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов) , Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский). Юго-восточный русский церковный Собор открылся 19 мая 1919 г. торжественным богослужением в архиерейской Андреевской крестовой ц., а завершил работу 24 мая. В нем участвовали 56 делегатов с правом решающего голоса. Почетным председателем был избран архиеп. Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), председателем президиума Собора - архиеп.

http://pravenc.ru/text/155428.html

приходы, рапорт с просьбой подтвердить совершенное ВЦУЗ назначение архиеп. Евлогия. 5 марта Финляндский архиеп. Серафим (Лукьянов) представил соответствующий рапорт на рассмотрение Патриарху свт. Тихону . 8 апр. Патриарх Тихон и Свящ. Синод подтвердили указ ВЦУЗ от 24 янв., что впосл. зарубежными архиереями стало рассматриваться как признание ВЦУЗ Его Святейшеством. В мае 1921 г. митр. Антоний направил Патриарху Тихону письмо об учреждении ВЦУЗ по благословению К-польского Патриархата, в к-ром отметил: члены ВЦУЗ «мыслили и мыслят себя в подчинении Вашему Святейшеству и считают за Вами полное право отменять или утверждать его решения» (Там же. С. 681). Согласно протоколу допроса Патриарха свт. Тихона, он получил письмо в нач. июня 1921 г. и дал благословение на деятельность ВЦУЗ (Там же. С. 200). В кон. 1920 г. из К-поля в Сербию был направлен секретарь ВЦУЗ Е. И. Махароблидзе для переговоров о переезде рус. иерархов и перенесении ВЦУЗ в Сербию, где формировался основной центр рус. эмиграции. Он встретился с проживавшим в г. Бела-Црква архиеп. Евлогием (Георгиевским), в янв. 1921 г. они были приняты Сербским Патриархом Димитрием (Павловичем) и доложили ему об учреждении и о составе ВЦУЗ. Патриарх Димитрий предоставил возможность митр. Антонию жить в патриаршем дворце в г. Сремски-Карловци, а др. рус. архиереям - в серб. мон-рях. 16 февр. 1921 г. ВЦУЗ постановило командировать митр. Антония в Сербию; временным председателем ВЦУЗ был назначен архиеп. Анастасий. На заседании 19-21 апр. 1921 г. ВЦУЗ приняло окончательное решение о переезде в Сербию. По прошению митр. Антония Синод Сербской Церкви согласился на перевод ВЦУЗ в г. Сремски-Карловци. 15 мая 1921 г. на последнем заседании в К-поле ВЦУЗ поручило архиеп. Феофану подготовить переезд канцелярии, а еп. Вениамину - оставаться в К-поле для подготовки и проведения рус. церковного собрания. 1-е заседание ВЦУЗ в г. Сремски-Карловци в составе митр. Антония, архиеп. Феофана и еп. Вениамина состоялось 23 июля 1921 г. В отличие от К-польского Патриархата, считавшего ВЦУЗ подведомственным ему учреждением, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 31 авг.

http://pravenc.ru/text/161107.html

С. 50). Собор также образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ), к-рое должно было состоять из Наместника Всероссийского Патриарха, Синода епископов и Совета. 5 мая 1922 г. свт. Тихон , Патриарх Московский и всея России, своим указом упразднил ВЦУЗ. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци, в к-ром участвовал А., подчинился этому указу и 13 сент. 1922 г. распустил ВЦУЗ, но образовал вместо него временный Архиерейский Синод и Собор Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), к-рым были переданы все полномочия ВЦУЗ. С 1922 г. до конца своей жизни А. состоял в юрисдикции этого Синода. В 1923 г. А. выступил с протестом против «реформаторства» на проходившем в К-поле Совещании правосл. Церквей, к-рое оказалось под влиянием обновленчества . В 1924 г. К-польская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу рус. архиереев, к-рые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению рус. паствы. Результатом стало запрещение в служении неск. русских архиереев, в т. ч. А., к-рый был вынужден покинуть К-поль. В 1924-1935 гг. А. наблюдал за деятельностью Русской духовной миссии в Палестине. В отличие от позднейшей офиц. позиции Синода РПЦЗ, считавшего «Завещание» Патриарха Тихона 1925 г. подложным, А. в те годы признавал подлинность этого документа, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика... отвечающая направлению мысли и действий Патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти, как попущенной волей Божией... Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» (Письмо кн. Г. Н. Трубецкому. С. 229). О Патриаршем Местоблюстителе сщмч. митр. Петре (Полянском) А. писал 24 мая 1925 г., что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший... Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти» (Там же). 10 сент. 1934 г. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци особым постановлением отверг указ митр.

http://pravenc.ru/text/114840.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010