30 января Президиум обновленческого «собора». Москва. 3­й дом Советов. 1923 г. 1923 год – Антирелигиозная комиссия под председательством Е. М. Ярославского рассмотрела вопросы, связанные с проведением обновленческого «собора». Была проанализирована деятельность Высшего Церковного Управления, изучены предложения по оказанию ему помощи «в борьбе с тихоновщиной». Основное внимание при этом было уделено Петрограду, где, по сообщению ГПУ, у обновленцев существовали серьезные противники, которые пытались «возродить тихоновскую ориентацию». Участники обновленческого «собора»: «митрополит» Антонин (Грановский), «митрополит Сибирский» Петр, протоиерей Владимир Красницкий Комиссия поручила «намеченных ГПУ 5 питерских священников во главе с епископом Ярушевичем арестовать и выслать». Вскоре они были арестованы, а епископ Николай сослан в Коми-Зырянский край. Под репрессивными ударами, лишенная руководителей, «Петроградская автокефалия» начала распадаться. Молитва перед началом Архиерейского Собора. 30 января 1990 г. 1990 год – В Свято-Даниловом монастыре в Москве работал Архиерейский Собор (30 - 31 января). Решение о созыве внеочередного Собора было принято на заседании Священного Синода 28 декабря 1989 г . в связи с обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в отдельных регионах страны, в первую очередь – на Западной Украине в результате легализации деятельности Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ), а также в связи с возобновлением движения раскольников-автокефалистов. Собор открыл краткой речью патриарх Пимен. Далее были заслушаны доклады митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко) «О положении в Русской Православной Церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны» и «О результатах переговоров между делегациями Русской Православной и Римско-Католической Церквей по нормализации отношений православных и католиков восточного обряда в Западных областях Украины». Архиерейский Собор подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о «неканоничности провозглашенной им “Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда” и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью».

http://pravoslavie.ru/5342.html

Новости Мелькитская Церковь: 10 епископов требуют ухода патриарха Григория 23.06.2016 01:45 Патриарх мелькитской Церкви Григорий III Лахам Бейрут, 23 июня, AsiaNews/Fides/Благовест-инфо. Синод мелькитской Церкви, открывшийся 20 июня в Ливане, был отложен в связи с отсутствием кворума. Из 22 действующих архиереев этой католической общины восточного обряда, объединяющей, в основном, этнических арабов, в патриаршую резиденцию Айн-Трез приехали только 10 (по другим сведениям – 11). По уставу Церкви, для кворума необходимо участие 12-ти иерархов. 10 архиереев, отказавшихся приехать на синод, требуют отставки патриарха Григория III Лахама, которого они обвиняют в «растрате церковных ценностей», и избрания нового главы Церкви. Со своей стороны, мелькитский первоиерарх категорически отвергает эти обвинения, напоминая, что церковные правила не предусматривают отставку патриарха под внешним давлением. 21 июня патриарх Григорий заявил, что он не будет уходить со своей кафедры и что епископы, бойкотировавшие синод, встали на путь «открытого бунта». Среди архиереев, которые не приехали в Айн-Трез, наиболее известен 77-летний архиепископ Бейрутский Кирилл Салим Бустрос. Он и его единомышленники требуют ухода 83-летнего патриарха Григория, обвиняя его в растрате. По словам патриарха, кафедра которого находится в Дамаске, эти заявления являются «ложью». Несколько месяцев назад группа мелькитских епископов направила письмо в ватиканскую конгрегацию Католических Церквей восточного обряда жалобу на патриарха Григория. Однако в Риме не приняли на веру эти обвинения, заявив, что конгрегация не может в данном случае выступить в качестве арбитра и что сами епископы должны обсудить данный вопрос на своем синоде. Кроме того, руководство конгрегации напомнило недовольным архиереям, что по церковным канонам никто не может заставить патриарха покинуть свою кафедру. Со своей стороны патриарх Григорий призвал своих обвинителей озвучить свою критику «с прозрачностью и любовью в ходе синода». Однако оппозиционеры предпочли вовсе не появляться на синоде епископов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Сирийский иерарх считает, что в Восточной Гуте возможна эвакуация населения по алеппской схеме Епископ-францисканец Жорж Абу Хазен высоко оценил деятельность российского Центра примирения 13.03.2018 15:58 Епископ Жорж Абу Хазен Дамаск, 13 марта, Fides/Благовест-инфо. В Восточной Гуте может быть применена схема эвакуации мирных жителей, ранее реализованная в Алеппо, считает апостольский викарий для католиков латинского обряда в Алеппо епископ Жорж Абу Хазен. «Они могли бы использовать систему эвакуации, которая применялась в декабре 2016 и благодаря которой тысячи мирных жителей, а также боевиков были перевезены из восточных районов Алеппо на сборные пункты у границы с Турцией, - заявил епископ-францисканец в беседе с ватиканским агентством Fides. – Сегодня в эти районы постепенно возвращаются их жители». Епископ Хазен также поделился своими впечатлениями от недавней поездки в сирийскую столицу: «В течение нескольких последних месяцев из Восточной Гуты возобновился ракетно-минометный обстрел исторических районов Дамаска, таких как Баб Тума, где расположено много церковных зданий. Обстрелы осуществляются в конкретные часы – например, когда заканчиваются уроки в школах. Погибло много людей». Католический иерарх дал высокую оценку деятельности в Алеппо российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии. «Благодаря этой деятельности сотни человек уже примирились друг с другом, – засвидетельствовал Жорж Абу Хазен. – Это единственный путь гарантировать мирное будущее в Сирии: там, где эти инициативы осуществляются, народ возвращается в свои дом, вновь открываются школы, люди, пережившие такие страдания и жестокие разделения, начинают вместе идти навстречу нормальной жизни». В течение последних недель Восточная Гута, являющаяся оплотом противников Башара Асада, в том числе джихадистов, подвергается массированным авиаударам. По информации, которую опубликовал сегодня «Интерфакс» со ссылкой на начальника российского Центра примирения генерала Юрия Евтушенко, в результате переговоров между Центром с лидерами оппозиции в Восточной Гуте была достигнута договоренность о выводе двух групп мирных жителей общей численностью порядка 100 человек к одному из пунктов пропуска. Он отметил, что среди них есть раненые.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

VII. Умовение ног в великий четверг в Иерусалиме и на острове Патмос В службе великого четверга страстной седмицы „чин умовения ног“, совершаемый у нас в России архиереями почти во всех кафедральных соборах, привлекает всегда множество богомольцев и производит на них глубокое и умилительное впечатление. Гораздо более сильное впечатление этот обряд производит на тысячи разноплеменных паломников в самом Иерусалиме, так сказать, на месте своего установления 104 , чему в значительной степени содействуют и те любопытные подробности этого чина, которыми обставлено здесь совершение его и которые у нас неизвестны. К совершению „чина умовения ног“ в Иерусалиме, в виду сложности его обрядов и положенных в нем многочисленных монологов, участвующие иеромонахи начинают готовиться заранее, чтобы незнанием своих ответов не производить безпорядка и замешательства в стройном течении самого чина. Каждый из участников обряда получает имя одного из апостолов. Так называемая гробница Тайной вечери на Сионе Местом совершения чина умовения ног служит открытая площадь 105 предъ южными дверями храма Воскресения, против входа в Авраамиевский монастырь. На этой площади с вечера страстной среды устрояется довольно высокий помост τ ν-,-εον, окруженный барьером и имеющий со стороны восточной входную дверцу с лестницею в пять ступенек. Весь помост устилается роскошными коврами. Посредине помоста ставится высокий стол, покрытый пеленою и окруженный двенадцатью свечами, расположенными в круге около большой свечи, стоящей на столе. На стол полагается свернутое шелковое полотенце, а под стол помещается серебряная лахань с умывальником. Против входной двери за столом ставится золоченое кресло для патриарха, а по сторонам его скамьи или табуреты с подушками, в количестве шести на каждой стороне, для участников обряда – иеромонахов. За патриаршим седалищем водружается большой запрестольный крестъ, а по сторонам его располагаются рипиды. У стены Авраамиевского монастыря, на значительной высоте от полу, устрояется амвон для чтеца евангелия, убранный масличными ветвями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Борис Горелик Скачать epub pdf К к апостольским порогам – ad lumina (apostolorum) к вящей славе Божией – to the greater glory of God кадило, кадильница – censer, thurible кадить – to cense, burn incense каинова печать – the mark of Cain калиги – caligae кальвинизм – Calvinism кальвинист – Calvinist кальвинистский – Calvinist Камберлендская пресвитерианская церковь – Cumberland Presbyterian Church камерленго – camerlengo, camerarius камилавка – kamelaukion камиллинцы – Camillians кандило – candela канон – canon канон евхаристии – the action, canon of the mass, anaphora канонарх – canon канонизация – canonization канонизировать – to canonize каноник – canon канонисса – canoness канонический – canonical Канонического права свод – Canon Law, Corpus Jurius, Canonici Каноническое право – Canon Law каноны апостольские – apostolic canons кантор – cantor, choir singer канун – eve канун Троицы – Whitsunday Eve капа – cape капелла – choir; chapel (часовня) капеллан – chaplain капитул – capitul капуцин – capuchin капюшон – cowl, hood кара Божья – visitation of God кардинал – cardinal кардинальные добродетели – cardinal virtues кармелит – Carmelite Карпатско-русская православная греко-католическая церковь – Carpatho-Russian Orthodox Greek Catholic church картезианец – Cartesian Ккартезианский орден – Cartesian Order катавасия – canticle sung by two choirs катапетасма – katapetasma, the veil of the altar катарсис – catharsis катарсический – cathartic катехизис – catechism катехизические поучения – catechism катехумен – catechumen, audient католик – (Roman) Catholic католикос – catholicos католицизм – Catholicism Католическая апостольская церковь – Catholic apostolic Church Католическая церковь антиохийского обряда – Antiochean Catholic Church Католическая церковь Христа – Catholic Church of Christ Католические церкви восточного обряда – Eastern Catholic Churches католический – (Roman) Catholic Католическое действие – Catholic Action кафедра – pulpit, bishop’s throne (епископская) кафедра епископа главного диоцеза провинции – arch-see

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Традиционалисты, модернисты, и Предание неразделенной Церкви 25.02.2013 17:23:25 Сергей Белозерский Уход Папы Бенедикта XVI вызвал новую волну гаданий о том, каким путем пойдет Католическая Церковь, как и новую волну споров между традиционалистами и модернистами среди самих католиков. Парадокс этих споров в том, что обе стороны смешивают фундаментальные элементы христианского вероучения с элементами, являющимися довольно поздними особенностями именно католической традиции. Модернисты требуют а) отмены обязательного для священников латинского обряда безбрачия б) отказа от абсолютного запрета на использование любых контрацептивов в) рукоположения женщин во священный сан б)изменения позиции Церкви в отношении гомосексуализма г) смягчения отношения к абортам, или, по крайне мере, задвигания антиабортной риторики в тень. Традиционалисты по всем этим вопросам держатся уже сложившегося учения своей Церкви — нет, нет, и еще раз нет каким бы то ни было переменам. Позиция и тех и других идет пакетом — так, что человек должен занять ту или другую сторону, приняв полностью ту или иную программу. Глядя со стороны, нельзя не отметить, что эти пакеты содержат очень разные элементы, которые требуют различной оценки с точки зрения и Священного Писания и Предания неразделенной Церкви. Можно ли рукополагать во священники женатых мужчин? Разумеется, большинство священников Православной Церкви женаты. Это — никоим образом не нововведение, не прогиб под изменчивый мир, это так было самого начала, так что и Святой Апостол Петр, как свидетельствует Евангелие, был семейным человеком. Безбрачие священников окончательно утверждается в Западной Церкви только в XI веке, в правление Папы Григория Великого. Более того, в Католической Церкви есть женатое духовенство — восточного, и, с недавних пор, англиканского обряда. Когда англиканские священники, удрученные либеральными реформами в их общине, стали массово переходить в Католичество, их стали принимать на священническое служение — никоим образом не требуя от них разводиться с их женами. Требование обязательного безбрачия сокращает число священнических призваний, и создает затруднения, которых можно было бы избежать.

http://radonezh.ru/analytics/traditsiona...

Архиепископ Волоколамский Иларион. Великая Схизма: православный взгляд 16 июля 2009 г. 12:00 Об истории и современном состоянии отношений Православной и Римско-Католической Церквей рассказывается в статье архиепископа Волоколамского Илариона , Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, опубликованной 15 июля 2009 года в газете «НГ-Религии». Двухтысячелетняя история христианства полна событиями, определившими собой жизнь не только Церкви Христовой, но и целых народов и цивилизаций. Несомненно, одним из них стало разделение между Восточной и Западной Церквами, традиционно датируемое 1054 годом. У истоков конфликта стоял спор об обрядовых различиях между Западной и Восточной Церквами. Различия эти существовали на протяжении всего первого тысячелетия христианской истории, но никогда еще они не приводили к разрыву церковного единства. Непосредственным поводом к нему послужило распоряжение Константинопольского патриарха Михаила Керуллария (1043-1058 г.г.) о закрытии в Константинополе церквей и монастырей латинского обряда, совершавших Евхаристию на опресноках. Данное распоряжение явилось в свою очередь ответной мерой на притеснения греков в южных, хранивших византийскую традицию, провинциях Италии. Для разрешения данной ситуации папа Лев IX (1049-1054) направил в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Когда папские легаты еще находились в пути, папа Лев скончался, и тем самым они, как его личные посланцы, автоматически утратили свои полномочия. Поэтому анафема патриарху Михаилу Керулларию и «иже с ним», провозглашенная в булле, которую кардинал Гумберт 15 июля 1054 года возложил на алтарь Святой Софии, не имела никакой канонической силы. Анафема, которую в свою очередь патриарх Константинопольский и его епископы в качестве ответного шага провозгласили на своем синоде, касалась лишь легатов Римской Церкви лично. С формальной точки зрения, это столкновение Запада и Востока не должно было привести ни к прекращению общения между Восточной и Западной Церквами, ни даже к разделению между Римским и Константинопольским Патриархатами.

http://patriarchia.ru/db/text/696584.htm...

Arhiva Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: De la alegerea moral a omului depinde mersul istoriei i finalul ei 11 decembrie 2018 16:48 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью журналистам Первого телеканала, снимающим документальный фильм, который посвящен, в частности, взаимоотношениям России и Запада. По просьбе собеседников архипастырь осветил такие вопросы, как история отношений с Римско-Католической Церковью и протестантскими деноминациями, сотрудничество с христианскими общинами и межхристианскими организациями в сфере благотворительности и поддержки верующих во Христа, страдающих от притеснений и гонений в разных регионах мира, проблема терроризма, прикрывающегося псевдорелигиозными лозунгами. Владыка Иларион также остановился на теме эрозии нравственных норм в современном обществе и ее причинах. — Как на сегодняшний день принято интерпретировать церковный раскол 1054 года? Как политический эксцесс или как экзистенциальный феномен? — У истоков конфликта стоял спор об обрядовых различиях между Западной и Восточной Церквами. Различия эти существовали на протяжении всего первого тысячелетия христианской истории, но никогда не приводили к разрыву церковного единства. Непосредственным поводом к нему послужило распоряжение Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария (1043-1058) о закрытии в Константинополе церквей и монастырей латинского обряда, совершавших Евхаристию на опресноках. Данное распоряжение явилось, в свою очередь, ответной мерой на притеснения греков в южных, хранивших византийскую традицию, провинциях Италии. Для разрешения данной ситуации Папа Лев IX (1049-1054) направил в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Когда папские легаты еще находились в пути, Папа Лев скончался, и тем самым они как его личные посланцы автоматически утратили свои полномочия. Поэтому анафема Патриарху Михаилу Керулларию и «иже с ним», провозглашенная в булле, которую кардинал Гумберт 15 июля 1054 года возложил на алтарь Святой Софии, не имела никакой канонической силы. Анафема, которую, в свою очередь, Патриарх Константинопольский и его епископы в качестве ответного шага провозгласили на своем Синоде, касалась лишь легатов Римской Церкви лично. С формальной точки зрения, это столкновение Запада и Востока не должно было привести ни к прекращению общения между Восточной и Западной Церквами, ни даже к разделению между Римским и Константинопольским Патриархатами.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5321073...

Вспоминая Роберта Тафта Он был честный ученый и честный верующий. Жизнь его была глубоко молитвенна и литургична 5 ноября, 2018 Он был честный ученый и честный верующий. Жизнь его была глубоко молитвенна и литургична 2 ноября скончался ученый-литургист архимандрит Роберт Тафт – иезуит, архимандрит восточного обряда, заслуженный профессор Папского Восточного института, один из крупнейших современных специалистов в области восточной литургики. Об отце архимандрите вспоминает инокиня Васса (Ларина), писавшая под руководством Тафта докторскую работу. Я училась в институте православного богословия Мюнхенского университета и написала магистратскую дипломную работу на тему царского начала (двупсалмия) утрени. Я получила самую высокую оценку, но эта тема была далека от научных интересов наших профессоров, и один из них посоветовал мне показать работу Роберту Тафту, о котором я еще не знала. Вспомнила только, что видела это имя на книге в русском переводе о византийском синтезе. Роберт Тафт в молодости В итоге я позвонила отцу Роберту в Италию. Меня поразило, что он ответил сразу сам, что у него нет секретаря. Я почему-то начала с ним говорить по-русски, и он мне начал отвечать по-русски. Позднее я услышала его свободный немецкий и красивый американский английский. Уже тогда, при первом разговоре я почувствовала, что говорю с великаном культуры и духа. Отец Роберт, если можно так сказать, был американским аристократом, он потомок президента Тафта — 13 президента Соединённых Штатов. Племянница отца Роберта в данный момент — кандидат в сенаторы Штата Аризона, его брат был мэром большого города в Род-Айленде. Юный Роберт Тафт с матерью и сестрой Я попросила Тафта прочитать мою работу. Он согласился, попросил прислать ее, и я выслала по почте, в распечатанном виде. С нетерпением ждала несколько месяцев и вот получила развернутый ответ в электронном виде – на пять-шесть страниц. Он сделал много критических замечаний, в том числе, что целая первая треть работы не нужна и её надо опустить, а в конце своего отзыва написал, что когда я все исправлю, он хотел бы опубликовать эту работу: она показалась ему интересной, и что он хотел бы меня пригласить ещё выступить с докладом на конференция литургистов в Айхштедте. 

http://pravmir.ru/vspominaya-roberta-taf...

Архив Пн Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс 23 августа 2005 г. 11:37 По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего народа по праву можно назвать свт. Савву, первого Архиепископа Сербского. Растко, так звали в миру будущего святителя, был самым младшим из сыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. В возрасте 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон вместе с одним русским монахом. На Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре вмч. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников. В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон перебрался к сыну на Афон и жил с ним в одной кельи до своей блаженной кончины. По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился к нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Св. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца — св. Симеона Мироточивого — в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010