Закрыть itemscope itemtype="" > Богослужебные реформы современных обновленцев и обновленцев начала ХХ века 19.02.2024 182 Время на чтение 45 минут I. Обновленчество – это чаще всего вполне осознанное, а порой даже не осознаваемое течение в жизни Церкви, адепты и сторонники которого пытаются духом мipa сего вытеснить из Церкви Дух Божий, Дух Святой. Такое проникновение в Церковь служения духу мipa сего, жажда обновления в духе церковного либерализма, стремление переделать христианство и Церковь на новый лад, привести ее в соответствие с запросами современной мысли и жизни наиболее ярко проявляется в критическом отношении к установленным догматам и к существующим церковным традициям. В первую очередь эти обновленческие реформы относятся к церковнославянскому языку богослужения. Обновленцы стремились реформировать и «осовременить», якобы во имя благих намерений и целей, главным образом – «миссионерских», как само богослужение в сторону его облегчения, а по сути – профанации, так и церковнославянский богослужебный язык в сторону его упрощения и русификации. Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви, в частности, пересмотр традиционной практики подготовки ко Святому Причащению (отмена исповеди перед причащением), постепенный переход с юлианского календаря, освященного жизнью Господа нашего Иисуса Христа, на новоюлианский или григорианский. Стремление приспособить Церковь к современному обезбоженному и секулярному мipy отражается и в новом либерально-экуменическом модернистском богословии. Такое отрицание и разрушение Предания и укоренившихся традиций Русской Православной Церкви можно охарактеризовать как церковный либерализм, модернизм или протестантизм «восточного обряда». Народившийся в начале ХХ века церковный модернизм, или обновленчество, не исчез в 1920–30-е гг., хотя и потерпел сокрушительное поражение. К середине 1940-х годов бльшая часть обновленческих архиереев и священников, принеся покаяние, присоединилась к Патриаршей Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/bogosl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долг христианина: тропою к свету и спасению Размышление по итогам молитвенного стояния в День памяти святых Царственных Страстотерпцев… 19.07.2021 1154 Время на чтение 14 минут « Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы.» /Николай Рубцов «Россия, Русь» (1962)/ В своем знаменитом стихотворении, по сути – завещании всем нам хранить и беречь свою Родину, истинно народный поэт Николай Рубцов под татарами и монголами подразумевал орды немецко-фашистских захватчиков, нахлынувших на нашу землю за 20 лет до написания этого литературного произведения. Минуло почти 60 лет, как оно было опубликовано. Сегодня нам приходится говорить с неподдельной тревогой в голосе об экспансии на нашу территорию многочисленных разнообразных полчищ сект, деструктивных субкультур, различных проявлений современного человеческого вырождения. Носители этих лжеучений и лжеидей и есть «татары и монголы иных времен». Описанием и расследованием их деятельности на профессиональном экспертном уровне занимался автор настоящего размышления. В День памяти святого Царя-страстотерпца Николая II , его семьи, преданных ему до последнего слуг мы стояли в храме ИК-11 во имя Семистрельной иконы Божией Матери, что на севере Краснодарского края неподалеку от Азовского моря. В места «не столь отдаленные» автора привел именно его успешный плодотворный труд на страже Отечества против одной из крупных разветвленных сетей всероссийского масштаба неопротестантского сектантского толка – «Национальный антинаркотический союз». При этом те, кто участвуют в преступных сговорах с заказчиками подобных «посадок», не важно, кем они организованы – сектантами, коммерсантами-конкурентами, «отжимающими» бизнес силовиками или ими же, делающими на обычных совсем не преступниках обывателях статистику по раскрываемости преступлений – они тоже всё те же кровожадные «иных времен татары и монголы». Это их предки-безбожники отдали на растерзание последнего русского Царя. Всё это промелькнуло в памяти, когда мы стояли в лагерном храме и вместе с приехавшим по случаю памятного дня священником читали акафист святым царственным страстотерпцам. Особый отклик в душе всегда производят слова из икоса десятого этого молитвенного посвящения памяти невинно убиенных новомучеников: « Стена и ограждение бысть Господь тебе, царю Николае, Ему же тепле молился еси, да сохранит державу Российскую от нашествия иноплеменник и братоубийственныя брани ». Все мы, христиане восточного обряда – православные, призваны хранить веру нашу исконную от извращения, от искажения и упрощения, что есть протестантизм.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Католикам и православным остается надеяться на чудо Казанская икона Божией Матери может примирить Церкви 02.04.2003 343 Время на чтение 4 минуты Непростые взаимоотношения двух христианских Церквей, называющих себя Церквами-сестрами - Русской Православной (РПЦ) и Римской Католической (РКЦ) - всю зиму находились в замороженном состоянии. Похоже, весна принесла потепление. Две недели назад в Женеве встретились представители обеих Церквей - митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианскому единству. Было официально объявлено, что тема встречи - обсуждение ситуации в отношениях между католиками и РПЦ. Заместитель митрополита Кирилла, протоиерей Всеволод Чаплин, участвовавший в переговорах, прокомментировал эту встречу " НГР " : " Рассматривались вопросы, которые вызывают нашу озабоченность, а именно положение верующих канонической Православной Церкви на Западной Украине и проблема католического миссионерства среди людей, по крещению и традиции принадлежащих к православию. Эти темы были подвергнуты достаточно откровенному анализу и обсуждению. На наш взгляд, появились признаки того, что Ватикан может сделать позитивные шаги, которые приблизили бы разрешение сложившейся ситуации. В любом случае проблему пока нельзя назвать исчерпанной. Было решено продолжить более подробные консультации. Мы надеемся, что со стороны Католической Церкви на самом высоком уровне будет ясно проявлена добрая воля, направленная на урегулирование существующих проблем " . Однако, несмотря на достигнутую договоренность о дальнейших консультациях, вряд ли приходится надеяться, что в ближайшем будущем между сторонами будет заключен " мир " . Конфликт действительно затянулся. И православная сторона занимает в нем гораздо более жесткую, нежели католики, позицию. РПЦ, например, требует не переманивать в свою веру русских людей, " православных по рождению " , оставляя за католицизмом право быть религией немцев, поляков, литовцев и других исконно католических народов, проживающих в России. Не менее категорично выдвигаются претензии к католикам восточного обряда на Западной Украине, которую РПЦ признает своей канонической территорией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Закрыть Религиозно-культурное самоопределение белорусского народа: прошлое, настоящее и перспективы в будущем 17.01.2024 33 Время на чтение 6 минут Источник: Наука Вера Культура Крещение Руси св. равноапостольным великим кн. Владимиром является в полном смысле судьбоносным событием в истории восточных славян. Оно на столетия определило вектор их развития и место в кругу европейских христианских народов. Православная вера сформировала русское мироощущение, стала духовной основой построения особого русского историко-культурного мира. Включение восточных славян в Византийское содружество народов, без сомнения, представляет собой цивилизационный поворот, к особенностям которого относится то, что он совершился «сверху», был инициирован и осуществлен великокняжеской властью со всеми вытекающими из этого факта положительными и отрицательными последствиями. Стоит заметить, что Крещение Руси не повлекло за собой долгого и губительного для общества противостояния сторонников Христианства и приверженцев язычества. У язычества не нашлось сильных мотивированных защитников, и оно довольно скоро сошло с исторической сцены, найдя себе нишу в бытовой жизни людей в виде разного рода суеверий и обрывков древних традиций. К XIII в. плоды Крещения Руси в полной мере проявились во всех регионах Киевского раннефеодального государства, в том числе и на территориях, которые ныне входят в состав Республики Беларусь. В это время о предках современных белорусов можно говорить как о христианском православном народе. Однако к середине XVIII ст. картина меняется. На всем протяжении белорусских земель мы видим торжество католичества. Православные церковные структуры сократились – в Речи Посполитой сохранилась лишь одна православная епархия, существовавшая исключительно благодаря поддержке Московского Патриарха и Российского государства. В народе место Православия заняла уния – католичество восточного обряда, которая находилась под мощным влиянием польской католической церкви и полонизма. Практически вся культурообразующая элита белорусского общества отказалась от Православия и перешла в костелы. В это время Беларусь кажется цивилизационной провинцией Европы, частью латинского мира, пусть и с большими внешними от него отличиями.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/20/religi...

ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ МАКСИМОМ КОЗЛОВЫМ Протоиерей Максим Козлов среди прихожан Протоиерей Максим Козлов на занятиях воскресной школы ЧТО ТАКОЕ УНИЯ И КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Наш корреспондент беседует со специалистом в области сравнительного богословия, автором учебных пособий о богословских разногласиях между Православной и Римо-католической церквями, преподавателем Московской Духовной Академии протоиереем Максимом Козловым.   - Отец Максим, этим летом много говорилось о встрече Святейшего Патриарха Алексия и Папы Иоанна-Павла II, однако встреча так и не состоялась. Как бы вы прокомментировали это? Надо отметить, что не состоялась встреча и несколько лет назад, во время экуменического конгресса в Австрии в Грацце, когда в последний момент ватиканская администрация стала настаивать на изменении в повестке дня этой встречи. А именно: на исключении наиболее актуальной для православной стороны униатской тематики. Собственно, проблема униатства и есть главнейшая проблема, как неоднократно указывал Святейший Патриарх, препятствующая на настоящий момент самой возможности этой встрече. - А не могли бы вы подробнее рассказать об униатстве? Униатство, или католичество восточного обряда, папство начало практиковать фактически с первого столетия после отпадения от единства Вселенской Церкви. Так называемые унианальные соборы, на которых те или иные части православной церкви пытались присоединить к папскому престолу, имели место уже в XI веке. Наиболее известные: Лионский 1274 г., Ферраро-Флорентийский с унией, заключенной в 1438 г. и, относящийся непосредственно к канонической территории нашей церкви, Брест-Литовский собор, или Брест-Литовская уния 1599 года.   На этих соборах, пользуясь малодушием, половинчатостью, богословской и жизненной уступчивостью части Православной Восточной иерархии, католики отторгали от единства Вселенского Православия те или иные части поместных церквей, или целые поместные церкви. Оставляя привычный восточный богослужебный обряд, но навязывая ренегатам православия католическую догматику.

http://pravoslavie.ru/guest/o_maxim.htm

Исправление богослужебных книг Исправление славянского текста богослужебных книг и приближение его к пониманию современников епископ Афанасий считал одним из наиболее действенных путей катехизации. «Наш русский народ, – писал он, – не мыслитель в узком смысле этого слова, не философ, а более практик. Приняв христианство , он не сделался богословом-мыслителем, какими были греки. Русский народ стал по преимуществу обрядовером в хорошем смысле этого слова. Ведь русские приняли веру от Восточной Церкви потому именно, что они были восхищены красотой восточного обряда 115 . И основы веры православной они узнавали не столько из богословских писаний вселенских отцов и учителей, каковых писаний не так-то много было у нас в обращении, сколько и главным образом из богослужебных книг» 116 . Для того, чтобы понять, что именно делал епископ Афанасий, надо сказать несколько слов о том, кто и зачем в XX веке пытался исправлять богослужебные книги. В церковной публицистике начала века много говорилось о том, что богослужебные тексты трудны для понимания и это препятствует сознательному участию верующих в богослужении. В России, где отсутствовала традиция ежедневного чтения Библии , читаемые и поющиеся во время богослужения тексты были для многих прихожан единственной формой научения основам веры. На первый взгляд казалось, что наиболее простым способом сделать богослужение понятным является его перевод на русский литературный язык. Но на самом деле это не решало проблемы. Дело в том, что вплоть до революции существенная часть православного населения России училась читать не по русским букварям, а по церковнославянским Часослову и Псалтири. Это был тот основанный на заучивании текстов способ обучения грамоте, над которым когда-то издевался Франсуа Рабле. Русские крестьяне, прошедшие такой курс домашнего обучения, не могли читать газеты или произведения русской классической литературы, зато знали наизусть много славянских псалмов и молитв. Еще в XIX веке в русской деревне тех, кто умел читать Псалтирь, было намного больше, чем читателей Пушкина или Толстого 117 . Для существенной части населения России русский перевод сделал бы богослужение менее понятным. К тому же наиболее активная часть прихожан знала многие молитвы и песнопения наизусть и новый русский перевод мог смутить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

История Православия в Финляндии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Проповедь христианской веры восточного обряда в Карелии началась уже в X веке благодаря самоотверженным трудам новгородского духовенства и торговым сношениям карел с русскими. Русский церковный историк П. В. Знаменский пишет, что карелы и ижорцы — финские племена — “стали креститься еще со времен святого Владимира начало такого влияния на инородцев принадлежит Новгороду” 1 . По свидетельству Лаврентьевской летописи, отец святого Александра Невского новгородский князь Ярослав Всеволодович направил в 1227 году из Новгорода священников-миссионеров, которые крестили “множество корел, мало не все люди” 2 . Данный факт массового крещения местного населения возможно объяснить тем, что карелы были уже знакомы с истинами христианской веры благодаря своим соседям-новгородцам. В последующие столетия среди различных финских племен миссионерскими трудами занимались иноки Валаамского (с XII в.), Коневского (с XIV в.), Соловецкого (с XV в.) и Печенгского (с XVI в.) монастырей. К середине XVI века финская земля в церковном отношении представляла цветущую область со многими монастырями и приходами. Первоначально эти общины входили в Новгородскую епархию 3 , а в 1775 году вместе с последней вошли в состав Санкт-Петербургской митрополии. С XVII в., времени подчинения Карелии Швецией, стали предприниматься настойчивые попытки обращения карел в лютеранство. Не желая изменить вере своих отцов — Православию, большинство населения покинуло родные края и переселилось на восток, в русскую Карелию. Православие в Финляндии стало возрождаться лишь в XIX веке, после подписания в 1809 году Фридрихсгамского мирного договора, по которому великое Княжество Финляндское до реки Торнео, с Аландскими островами вошло в состав Российской Империи. На финском языке стали совершаться богослужения, издавалась православная литература. Православные приходы в Финляндии находились в то время в ведении Санкт-Петербургского митрополита, руководившего ими через Выборгское духовное правление.

http://pravmir.ru/istoriya-pravoslaviya-...

К предстоящему Архиерейскому Собору 1956 года. О значении епископского звания и собора епископов. В неделю 14-ую по Пятидесятнице, совпадающую в нынешнем году с днем памяти свв. мучениц, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии – 1730 сентября сего года намечен созыв Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который должен открыться торжественным богослужением, при участии всех съехавшихся на Собор Архиереев, как предположено, в Новой Коренной Пустыни в Магопаке. Это, если Бог благословит, будет уже  третий  по счету Архиерейский Собор на территории Соединенных Штатов Америки. Первые два созывались в 1950 и 1953 годах. Каково значение Архиерейских Соборов? И для чего нужно их созывать? К сожалению, в наше время – время крайнего оскудения подлинного церковного сознания – многие этого не понимают. А здесь в Америке – в местной русской церковной жизни, мы столкнулись и с совсем диким явлением; многие тут не понимают даже значения епископского сана, считая, по-видимому, епископское служение в Церкви излишним. По крайней мере, нам пришлось познакомиться здесь с «приходскими уставами», которые не хотят знать епископской власти над приходами и всячески от нее отгораживаются, явочным порядком устраивая у себя какую-то неслыханную в Православии приходскую «автокефалию». Имели место и далеко не единичные случаи, когда епархии, в лице представителей клира и мирян кафедрального города, отказывались принять назначенного им нового епархиального епископа. Все это – уже несомненный  отход от Православия,  постепенный скат в какое-то «пресвитерианство восточного обряда». Вновь основанные в Сев. Америке приходы Русской Зарубежной Церкви этого у себя еще не допускают, и, пока существует Русская Православная Церковь заграницей, во всем хранящая преемственную связь с прежней Российской церковью, конечно, не допустит, ибо это – уже  развал церковной жизни,  анархия. Великое значение для Церкви Архиерейских Соборов само собой явствует из того, что Епископам, как преемникам Святых Апостолов и продолжателям их служения, на которое они поставлены Самим Христом Спасителем, принадлежит  высшая  власть в Церкви троякого рода – учить, священно действовать и управлять.  Поэтому, по словам великого Отца Церкви священномученика Киприана Карфагенского ,  без епископа нет Церкви, и кто не с епископом, тот не в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Категория : Ирак Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Mipъ Ирак Ирак (араб. ‎‎), официальное название — Республика Ирак (араб. ‎‎, сорани , арам.  ) — государство на Ближнем Востоке, в Месопотамской низменности, в долине рек Тигр и Евфрат. Граничит на юго-востоке с Кувейтом, на юге с Саудовской Аравией, на западе с Иорданией и Сирией, на севере с Турцией и на востоке с Ираном. Территория Ирака омывается водами Персидского залива на юго-востоке страны. В марте 2003 года был положен конец правлению Саддама Хусейна (1979—2003), страна была оккупирована «Международными коалиционными силами в Ираке» (MNF-I) во главе с США. Президент Ирака Саддам Хусейн был захвачен и казнён после суда. Начиная с вывода войск США в конце 2011 года, в стране сохраняется политическая нестабильность и религиозная напряжённость, сопровождающаяся волной терроризма. В 2013—2014 годах Ирак находится в состоянии, близком к гражданской войне. Содержание Крупнейшие города  [ править править код ] Православие в Ираке [ править править код ] История [ править править код ] Появление христианства в Ираке [ править править код ] Христианство на территории нынешнего Ирака появилось в I веке. Согласно христианскому преданию здесь проповедовал апостол Фома. Ассирийская христианская община является одной из старейших в мире. Коренные ассирийцы приняли христианство в первом веке нашей эры. Самые ранние археологические доказательства пребывания христиан в Месопотамии датируются первыми десятилетиями II века. В III веке церковь в Месопотамии потеряла связь со вселенским христианством и стала развиваться самостоятельно. В IV веке в Месопотамии состоялся первый поместный Собор. Христиане в Месопотамии в основном селились и жили в Багдаде, Киркуке, Мосуле и Басре. Средние века [ править править код ] Ассирия стала центром христианства восточного обряда в Месопотамии с первого века нашей эры до Средневековья. Глава сирийских христиан в Месопотамии носил титул мафриан, который был принят в 629 году, дабы отличать миафизитских иерархов от несторианских.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Ирак

Категория : Литва Материал из Азбука паломники Литва (лит. Lietuva), официальное название — Литовская Республика (лит. Lietuvos Respublika) — государство, географически расположенное в Северной Европе. Столица страны — Вильнюс. Расположена на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на юго-востоке — с Белоруссией, на юго-западе — c Польшей и Калининградской областью России. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Литве [ править править код ] Православие в Литве имеет древнюю историю. Сегодня православие — вторая по численности религиозная конфессия Литвы после католичества. История [ править править код ] До образования Великого княжества Литовского [ править править код ] По замечанию современного литовского академика З. Зинкявичюса, восточнохристианская волна в Литве в XI—XIV веках «…была чрезвычайно интенсивной и оставила глубокие следы в истории всего литовского народа. (…) До Литвы она дошла намного раньше, чем западная волна христианства. (…) Восточное христианство сильно повлияло на формирование мировоззрения и культуру литовского народа задолго до официального крещения Литвы. (…) Видимо, и инициаторы введения в Литве христианства западного обряда, великие князья Ягайло и Витовт, до того также были крещены по восточному обряду». Католическое крещение Литвы в конце XIV века З. Зинкявичюс называет «в принципе, уже повторным». После образования ВКЛ и Литовской митрополии [ править править код ] Изображение святого на окладе Лавришевского Евангелия. Достоверно известно, что православными были второй великий князь литовский Войшелк (правил в 1264—1267) и следующий великий князь литовский (зять Войшелка) — Шварн Даниилович (1267—1270). Православными были многие родственники и приближенные великих князей литовских: например, по сообщению литовской летописи, православным был сын великого князя литовского Тройденя (1270—1282) Римунд; а по сообщению галицко-волынской летописи, все четыре брата Тройденя были православными. Православными были и сыновья великого князя литовского Витеня (1295—1316). По сведениям Литовской метрики, православной была сестра великого князя Гедимина, у нее был собственный монастырь в Вильне. Великий князь Войшелк около 1258 года основал близ Новгородка Лавришевский монастырь, в котором в конце XIII века был создан уникальный памятник белорусской средневековой книжности — иллюстрированное Лавришевское Евангелие, ныне хранящееся в Польше.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Литв...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010